Конспект нод по обучению грамоте подготовительная группа. Конспект нод по подготовке к обучению грамоте. « Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей №69 «Радуга»

Конспект итоговой

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе №5

на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

Воспитатель гр. №5

Тюрина О.В.

г. Набережные Челны

октябрь, 2015 год

Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

    Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;

    Упражнять в делении слов на слоги;

    Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;

    Упражнять в определении места звука в словах, в определении

    количества слогов в слове;

    Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

    Закрепить знания о многозначных словах.

    Закрепить умение подбирать родственные слова.

    Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

    Развивать связную речь;

    Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква» , игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;

Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.

Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

Организация детей на НОД:

    Дети стоят на ковре полукругом;

    Дети сидят на стульях;

    Дети сидят за столами;

    Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;

    Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).

Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?

Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.

Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

Давайте назовем гласные звуки.

Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

Давайте назовем согласные звуки.

А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).

Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

1 задание.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: ж ук, с ок, л ев, в аза, о блако, м аска, з ебра, х леб, а пельсин и т.д.)

2 задание.

Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)

Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).

Например: АОИ К У, БТЛ А К, МВ А ГШ, УЫИ Ж Ю и т.д.

3 задание.

«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)

    Р ак, р ыба, тиг р , р адуга. (Звук «р»)

    З аяц, з уб, з онт, арбу з . (звук «з»)

    Ж ираф, бакла ж ан, ё ж , по ж ар. (звук «ж»)

    Ф онарь, ф лаг, свето ф ор, шар ф . (звук «ф»)

4 задание. (Физминутка)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)

Стул из дерева – деревянный,

Шапка из меха – меховая.

Компот из вишни – вишневый,

Суп из капусты – капустный,

Мяч из резины – резиновый,

Стакан из стекла – стеклянный,

Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

Самолетик из бумаги – бумажный,

Дровосек из железа – железный,

Салат из огурца – огуречный,

Мороженое из молока – молочное,

Варенье из яблока – яблочное,

Сок из тыквы – тыквенный.

Дом из кирпича – кирпичный,

Носки из шерсти – шерстяные,

Флаг России – российский,

Конфета из шоколада – шоколадная.

5 задание. (дети садятся на стулья)

«Чтение слов с пропущенными буквами».

(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)

Например: д..м, рядом картинка «дом»

Л у к, с ы р, р а к, к о т, гр и б, л е с, и т.д.

6 задание.

«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)

ЛИМОН - 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,

составьте предложение со словом «лимон».

7 задание.

Настольная игра «Найди слог, получится слово»

(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)

Ар-буз зеб-ра мас-ка

Ба-нан руч-ка ёл-ка

Ли-са са-хар зи-ма

Ва-за ры-ба зу-бы

(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).

8 задание.

«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.

9 задание.

«В мире сказок».

(воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).

    Не послушал он сестрицу,

Грязную попил водицу.

Из нормального ребёнка

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Помог он сыну мельника

Маркизом стать богатым.

Есть у него усы и хвост,

Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)

    Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам праздник. (Буратино)

    Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

    Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)

    Удивляется народ:

Едет печь и дым идёт.

Едет парень на печи,

Ест большие калачи. (По щучьему велению)

    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

    Покупала самовар,

А спасал ее комар.. (Муха - цокотуха)

    И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться… (Айболит)

    Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет

И в дороге слёзы льет… (Федорино горе)

    Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)

Гимнастика для глаз. (На экране)

10 задание.

А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.

Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.

Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.

Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).

Итог НОД:

Скажите, пожалуйста, где вы побывали?

Чем вы там занимались?

- Трудно ли было вам получить ключик?

Какие трудности были у вас на пути?

Как вы оцениваете свои старания?

Справились ли вы с заданиями?

На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?

Что вам больше всех понравилось?

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
  • Учить составлять предложение.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I .Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются )Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II . Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья…)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла.(дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III . Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят,летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э],[и],…[ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т.д.)

IV . Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу.(дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V . Звуко- буквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо …, а теперь громко …

Никто не откликается.

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Родной язык"

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме "Буквы русского языка". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного характера, направленного на воспитание интереса к родному языку и развитию любознательности у детей подготовительной группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Родной язык".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация".
Цель : Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа; упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
Развивающие: Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику; развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Демонстрационный материал:
"Дерево", на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, С; картинки для составления предложений; звуковые линеечки.
Раздаточный материал:
Материал для звукового анализа, фишки, пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций; продуктивная деятельность детей, физкультминутка, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, мы с вами в течение года трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем
Не цветочки на нем. А что? (Буквы).
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Начнем выполнять их задания.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
Буква "А". Предлагается дидактическое упражнение "Скажи наоборот".
Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением.
Большой (маленький), мягкий (твердый),жара (стужа), тяжелый (легкий), светлый (темный), ложиться (вставать), грязный (чистый), говорить (молчать), добро (зло).
Буква "Т". Предлагается дидактическая игра "Назови три слова".
Ребята, я называю обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова.
Животные (собака, тигр, кошка).
Одежда (куртка, рубашка, платье).
Растения (дерево, цветок, куст).
Продукты питания (хлеб, печенье, сосиски).

Транспорт (грузовик, трактор, мотоцикл).
Буква "О". Предлагается дидактическая игра "Один - много".
Ребята, я называю слово, а вы ставите его во множественное число.
Муравей (муравьи), машина (машины), тюльпан (тюльпаны), стол (столы), сын (сыновья), кот (коты), дом (дома).
Буква "П". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слов".
- Ребята, вспомните, из чего состоят предложения? (из слов) Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна (2 фишки).
Саша рисует красную машину (4 фишки).
Посадил дед репку(3 фишки).
Буква "И". Предлагается игра "Исправь ошибку".
Ребята, я буду произносить предложения, а вы - находить ошибки.
Цветы стоят на вазе. (Цветы стоят в вазе).
Юркий воробей собирать крошки. (Юркий воробей собирает крошки).
В лесу растут сосна. (В лесу растет сосна).
На черной небе блестят звезды. (На черном небе блестят звезды).
Буква "С". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слогов".
Кукла (2 слога), мяч (1 слог), кубики (3 слога), машина (3 слога), юла (2 слога).
- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Игрушки)
Ребята, побудем немного медвежатами в дремучем лесу. (Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания "Медведь по лесу бродит")
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба "вперевалочку", слегка согнувшись, "загребая чуть согнутыми руками").
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед).
Облизывает лапу
Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигать им снизу вверх).
А пчелы налетают,
Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: "Жжжж". Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.).
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба "вперевалочку").
Ложиться, засыпает
И пчелок вспоминает. (Сесть на место, сложить руки под щеку).
(И. Лопухина)
Буква "Л". Предлагается дидактическое упражнение "Чистоговорка".
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ли-ли-ли - прилетели журавли.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
Лю-лю-лю - маму милую люблю.
Буква "Р". Предлагается упражнение "Найди звук".
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши. (Звук ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (звук ж)
На горе Арарат растет красный виноград (звук р).
-Ребята, давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
- Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Гласные тянуться в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева. (Предлагается дидактическое упражнение "Гласный или согласный"). Я называю звуки, а вы определяете гласные они или согласные.
А - гласный.
Т - согласный.
Л - согласный.
О - гласный.
И - гласный.
П - согласный.
Р - согласный.
С - согласный.
- Ребята, теперь попробуем из пластилина вылепить любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т.п. После окончания прижмите буквы к листочкам картона.
- Вы - молодцы! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.

НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

«Путешествие в страну звуков и букв ».

Цель:

Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

Продолжать учить определять количество частей в слове.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Закреплять графические образы гласных и согласных букв.

Упражнять в чтении по слоговой таблице.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (ворота, королева Знаний, солнце).

Игровой.

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка, ворота в страну Звукобуквия, картинка Королева Знаний, буквы на ключиках, слоговая таблица, ребусы(прилагаются в конце конспекта).

Раздаточный материал: карандаши, карточки с кружками.

Интеграция с другими образовательными областями.

1.Физ. культура: физкультминутка.

2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.

3.Социализация: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.

4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.

5.Познание: (образовательные задачи).

6.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,

внимательно слушать друг друга и не перебивать.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся.

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как мы готовимся стать школьниками. Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости, (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости. (втянули щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись. (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы, (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы. (язычок двигается - между верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубками тоже мы дружим.

II. Введение в тему занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Звукобуквию к королеве Знаний. Нас ждут тайны, загадки и чудесные превращения. Но попасть туда не так просто: нужно пройти трудные испытания.

Как вы думаете, мы справимся?

1. Игра «Угадай букву»

Вот мы и у ворот королевства.

Чтобы открыть ворота, надо найти ключик. Для этого отгадаем загадки.

Готовы?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

Посмотри на колесо –

И увидишь букву … (О)

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква …(Ю)

Что за буква – завитушка?

Наша давняя подружка:

Слово «зайка» начинает,

Цифру «три» напоминает. (З)

(дети ищут ключики с написанными на них буквами и выставляются на доску)

А О Ю З

Вот сколько ключиков мы отыскали!

Но только один сможет открыть ворота. Чтобы узнать какой, найдите «лишнюю» букву.

2. Игра «Буква заблудилась».

А О Ю З

Почему вы думаете, что она лишняя? (З – согласная, остальные гласные)

Споем песенку гласных.

Дети поют песенки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Как произносятся гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные?(красным)

Как произносятся согласные звуки?

Каким цветом они обозначаются?(синим – твердые, зеленим – мягкие)

Дети, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

Вот и открылись ворота королевства.

Нас встречает королева Знаний.

Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Попробуем?

3. Игра «Волшебные бусы»

Давайте сделаем подарок королеве.

Что же мы ей подарим?

Подарим ей волшебные бусы.

Каждая бусинка – это звук.

Звуковой разбор слова.

Королеве очень понравились бусы, и она в ответ разрешает открыть слово.

4. Игра « Раздели слова на части»

Разделите слово на части. Сколько частей?

Сколько гласных в этом слове?

Деление на слоги этих слов.(трава, солнце, небо, лист, цветок, зеленый)

Показ картинок. Дети называют и делят на слоги.

Ребята, как узнать сколько частей в слове?

С заданием справились, можно еще открыть слово.

IV. Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше

(поднять руки вверх, подтянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

(присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо солнышко смеётся

А под солнышком нам весело живётся.

(хлопать в ладоши, улыбаться)

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Я буду говорить короткое слово, а вы превращать это слово в длинное. (Например: кот – котик). Можно открыть следующее слово.

6. Игра «Нарисуй букву»

У вас на карточке нарисован круг, превратите его в букву.

(спросить, кто какую букву нарисовал, гласную или согласную). Справились с заданием, открываем еще слово.

7 . Игра « Поищи слово»

Придумать родственные слова к слову снег.

8.Разгадывание ребусов.

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла.

А у Миши корзина с грибами.)

Из чего состоит наша речь?(Из предложений).

Предложение - это одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

А предложения…(из слов)

Из чего состоят слова? (из звуков и букв) Какую пословицу мы узнали?А какие еще знаете?

V. Итог занятия.

Дети, вам понравилось наше путешествие в страну Звукобуквию?

Чем мы сегодня занимались?

Королева Знаний рада, что вы старались, многому научились и дарит вам по ключику, чтобы вы смогли открыть дверь в Стану Знаний. Вы же будущие первоклассники.

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!