Краткое содержание тарас по главам. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения

Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, возвращаются после долгих лет обучения в Киевской бурсе. При встрече Тарас начинает насмехаться над одеждой сыновей. Старшему сыну, Остапу, не понравились насмешки отца, и он просит его прекратить смеяться. Тарас и Остап начинают драться. Их шутливую потасовку прерывает мать. Она обнимает своих детей. Тарасу не понравилось нежное отношение сыновей к матери. По его мнению, истинному казаку нужны только чистое поле и добрый конь. Он решает, что через неделю Остап и Андрий должны будут отправиться в Запорожскую сечь, чтобы набраться казацкой науке. Мать очень расстраивается, что сыновья так мало времени проведут дома рядом с ней. По случаю приезда сыновей, Тарас созывает своих самых близких сослуживцев на дружескую пирушку. Он представляет им Остапа и Андрия. Тарас расспрашивает сыновей об их учебе в Киеве. Выпив горилки, Тарас решает «тряхнуть стариной» и вместе с сыновьями ехать в Запорожскую сечь уже завтра. Жена Тараса давно привыкла к сумасбродству мужа, вот только такое скорое расставание с детьми печалит ее до слез. Всю ночь, не смыкая глаз ни на минуту, она сидит у постелей сыновей, таким образом прощаясь с ними перед неминуемой разлукой. Нелегка была ее женская судьба. Она терпела оскорбления и даже иногда побои, состарилась без любви и ласки. Вся ее нерастраченная любовь обратилась на сыновей. Но и их завтра муж увезет в сечь, и может так статься, что больше она их и не увидит. Тарас был страшно упрям. Только в 15 веке в выжженном опустошенном набегами татар и турок южном крае мог зародиться такой характер. По соседству с грозными и опасными соседями зародился казацкий дух. Казачество можно считать самым необыкновенным явлением русской силы. На месте разрозненных мелких городков и наделов возникли грозные курении и селения казаков, связанные ненавистью к не христианам Польские власти быстро поняли значение такого соседства и всячески поощряли и льстили казаком Многие представители русского дворянства поддались польскому влиянию. Они перенимали польские обычаи и любовь к роскоши. Тарасу Бульбе это не нравилось. Ему была по сердцу простая жизнь казаков Он даже перессорился со своими товарищами, которые склонились на польскую сторону. Он называл их панскими холопами. Бульба искренне считал себя законным защитником православия Если в каком-то селении жаловались на притеснения арендаторов-жидов, глумились над православием, не уважали старшин, Тарас со своими казаками наводил порядок в этом селении. Против турок и татар, он считал позволительным поднять и оружие. Сейчас он тешил себя мыслью, как явится в сечь и похвастается своими сыновьями, какими добрыми и справными казаками он их вырастил и воспитал. А утром Бульба, проснувшись очень рано, начал готовится к отъезду. Бывшие бурсаки переоделись в шаровары и казакины. Посидев перед дорогой, Тарас просит мать благословить сыновей. Когда же они тронулись в дорогу, мать как бы обезумев от горя, кинулась обнимать то Остапа, то Андрия. Ее увели в хату слуги, а сыновья с трудом смогли удержать слезы. Тарас тоже был смущен, но не показывал свое состояние сыновьям.

Тарас, Остап и Андрий ехали молча, думая каждый о своем. Старый отец вспоминал прошлое, думая о предстоящей встрече в сечи. Сыновья вспоминали бурсу. Остап бежал из нее в первый же год обучения. Его, вернув в бурсу, страшно высекли и засадили за учебу. Он даже четыре раза закапывал свой букварь, его секли и покупали новый учебник. Только когда Тарас пообещал продержать его в монастырских служках целых 20 лет, Остап начал учиться с необычным рвением. Он редко был предводителем дерзких шалостей школяров, но был преданным другом и никогда не выдавал своих приятелей. Младший его брат, Андрий, учился охотно, не чурался он и лидерства в школярных заварушках. Но в отличие от Остапа, был хитрее, и чаще всего за проделки отвечали другие, а он, как правило, «выходил сухим из воды». Уже в 18 лет Андрий мечтал о женщинах, но приятелям в своих желаниях не признавался, боясь их насмешек. Сейчас, качаясь в седле, по пути в сечу Андрию вспомнилась встреча с прекрасной полячкой. Однажды во время прогулки по Киеву Андрия чуть не сбила колымага польского пана. Кучер ударил бичом зазевавшегося школяра, тогда Андрий вскипел от ярости и одной рукой за колесо остановил экипаж. Но лошади рванули, и он упал лицом в грязную лужу. Вот тогда и рассмешил он незнакомую красавицу. Именно эту встречу и лицо прекрасной полячки не может забыть Андрий. Он даже дерзнул тайком через дымоход пробраться к ней в спальню. Но так оробел при встрече, что опять только насмешил ее. Об этой прекрасной полячке и думал Андрий по дороге в Запорожскую сечь. Они долго ехали степью, останавливаясь только на обед и ночлег. Ели хлеб с салом на обед, перед сном варили кулеш на костре. За время пути им не встретился ни один путник, ни один всадник. Только однажды Тарас указал сыновьям на мелькнувшую черную точку, сказав, что это проскакал татарин. Переправившись через Днепр, они въехали в сечь. Она встретила их мирно, кто зашивал рубаху, кто лихо отплясывал гопака, кто просто спал. Вскоре Тарас нашел своих старых знакомых.

Тарас с сыновьями почти неделю жил в сечи. Остап и Андрий мало упражнялись в воинском искусстве, сечь воспитывала казаков опытом битв. Запорожская сечь представляла собой беспрерывное пиршество, шумное и бесконечное. Но гуляли здесь не горькие пьяницы, а веселые беззаботные казаки Это был тесный круг товарищей, которые по первому зову шли на врага в бой. Сечь была своеобразным прибежищем изгоев. В нее стекались сбежавшие из бурсы школяры и от помещиков крепостные крестьяне, офицеры, которым было все равно где воевать, а так же охотники до больших денег. Только обожателей женщин здесь нельзя было встретить, так как женщины не смели показываться в сечи. Церемония приема была проста, в сечь принимались только православные. Все было здесь общим – деньги, пища, одежда. Воровство считалось бесчестным поступком, а убийство каралось страшно – убийцу хоронили живьем в одной могиле с убитым. Остап и Андрий легко вписались в казачье разгульное море. Им нравились веселые обычаи сечи, и даже ее суровые и строгие законы. Братья быстро обзавелись товарищами. Скоро они заметно выделились среди молодого казачество удалью и сноровкой. Тарасу не особо нравилась такая праздная жизнь. Он подумывал об отважном предприятии, в котором бы сыновья набрались воинского опыта. Но сечь заключила мирные договора с турками и татарами, и нарушить их не могла. Кошевой атаман, главный над казачьей сечью, был против развязывания войны. Тогда Тарас подбил часть казаков на бунт. Казаки переизбрали кошевого атамана. Новым кошевым стал старый приятель Бульбы, казак Кирдяга.

Кирдяга был казаком хитрым и тертым. Он не стал сам приказывать казаком рушить мирные клятвы. По его наущению часть казаков созвала общее собрание и решила сделать военную вылазку на турок. Пока шла подготовка, к берегу подошел паром. Прибывшие на нем казаки начали стыдить гуляк Запорожья. Ведь пока они здесь веселятся и пьют, на родной Украине поляки притесняют православных христиан. На такие слова поднялась вся сечь как один. Начались погромы и убийства евреев. Тарас спас от смерти одного знакомого жида Янкеля. Запорожцы стали готовиться в поход на поляков.

Запорожское войско шло на войну с поляками. А впереди него шел страх. Пожары охватывали деревни, угонялись скот и лошади. Казаки жгли католические монастыри, убивали арендаторов-жидов. Молодые казаки чурались грабежей и убийств немощных. Они оттачивали свое воинское мастерство в битвах с польскими войсками. Остап и Андрий быстро возмужали и закалились в схватках с врагами. Бульба очень гордился успехами сыновей. Остапу, как казалось Тарасу, на роду было написано стать полководцем, бесстрашным и рассудительным. Андрий же поражал отца безрассудной удалью в бою. Вскоре запорожцы решили штурмовать богатый город Дубно, но встретили жесточайший отпор жителей и гарнизона. Казаки отступив, осадили город и занялись грабежами окрестных деревень. Вскоре осада наскучила казаком особенно молодым. Дисциплина начала падать, все чаще можно было увидеть хмельных дозорных. В один из вечеров в лагерь казаков тайным ходом пробралась служанка польской панны, киевской знакомой Андрия. Она увидела его среди казачьего войска и прислала служанку к нему за едой, так как в городе закончились запасы и начался голод, от которого умирала мать прекрасной полячки. Андрий собрал продуктов и с татаркой-служанкой пошел в осажденный город.

Пройдя подземным ходом, Андрий со служанкой вошли в город. В городе царил голод, люди умирали от истощения, переловили и съели даже кошек и собак. Горожане не имели привычек держать большие запасы продовольствия. Город готов был уже сдаться, но горожан предупредили, что к ним идет помощь. Андрий встретился со своей киевской знакомой. Полячка была так красива, что Андрий влюбился в нее, да так, что был готов на самый безумный поступок. Ради ее любви он предал родину, отца, брата и друзей. В эту ночь совершилось не только страшное предательство Андрия Бульбы. В город, прорвав осаду казаков пришло подкрепление. Они привезли с собой не только продовольствие, но и пленных казаков.

Скучающие без дела казаки напились в дозоре и пропустили подкрепление к полякам. Кошевой собрал войско и отругал запорожцев за пьянство. Один из куренных атаманов пообещал побить поляков. Казаки начали готовиться к битве. А Тарас нигде не мог найти Андрия, беспокоясь, что он мог попасть в плен. К нему подошел Янкель, знакомый еврей. Он рассказал Бульбе, что ходил в город и видел там его младшего сына. Янкель, сказал Тарасу, что Андрий там не в плену. Он просил передать отцу, что отрекается от своей родины, товарищей и отца. Теперь Андрий будет воевать против своих товарищей. Вскоре состоялась вылазка осажденных поляков. Казаки лихо отбили атаку. В бою отличился Остап. После боя казаки уманского куреня выбрали Остапа своим атаманом, вместо погибшего в бою куренного. Тарас был горд за старшего сына, а за младшего — у него болело сердце.

Из сечи пришла печальная весть. Прослышав об отлучке казаков на Запорожье совершили набег татары. Избив оставшихся в куренях казаков и взяв их в плен, они угнали скот и лошадей, а также забрали войсковую казну. Казаки спешно собрали совет, чтобы решить проблему. Ведь, если они не поспешат на выручку, пленных татары продадут в неволю. Кошевой решил снять осаду Дубно и идти отбивать пленных и казну. Но Тарас был против этого плана. Он говорит, что в осажденном городе тоже есть пленные казаки, которым грозят пытки и смерть. Тогда решили, что часть казачьего войска во главе с кошевым атаманом идет выручать из татарского плена своих товарищей и казну, а оставшиеся, выбрав временным атаманом, Тараса Бульбу продолжат осаду Дубно. Ночью часть казаков уходит на поиски татар. После расставания казаки приуныли, но Тарас велел распаковать вино. Казаки выпили за веру и сечь.

В городе снова закончилась провизия. Поляки пробовали сделать вылазку за продуктами, но казаки перебили половину из них, другая половина вернулась в город с пустыми руками. Евреи, воспользовавшись вылазкой, пробрались в лагерь казаков и узнали об ушедших на татар казаках Эту новость они тут же распространили в городе. Поляки приободрились и начали готовиться к битве, они решили снять осаду, перебив казаков Тарас, видя оживление в городе, стал спешно готовить запорожцев к бою. Он произносит речь, которая воодушевляет казаков. Страшная и жестокая была битва. Много хороших казаков сложило головы за веру и отчизну. В этом бою Тарас Бульба убил своего сына Андрия. «Я тебя породил, я тебя и убью» — так сказал Тарас. Но даже перед смертью Андрий шептал имя своей полячки. А вот храбрый и честный Остап попал в плен.

В том последнем сражении Тарасу тоже изрядно досталось. Целых две недели он провел в горячечном бреду. Ему чудом удалось избежать плена. Верный товарищ Товкач, чуть живого привез Тараса в сечь, даже нашел лекарицу. Только через месяц Тарасу стало легче. Вот только на душе его было тяжело из-за Остапа. Да и в сечи не все было в порядке. Все кого он знал погибли или были пленены. И те казаки что ушли с кошевым на татар, и те кто остался с ним под Дубно. Тарас так тосковал о сыне, что не выдержал и решил узнать о судьбе Остапа. Он нашел жида Янкеля и за 5 тысяч золотых уговорил его отвезти в Варшаву.

Прибыв в Варшаву, Янкель с Тарасом остановились у знакомых Янкеля. Бульба, надеясь, что знакомые Янкеля помогут устроить ему свидание с сыном, просит их об этой услуге. Тарас даже надеется устроить Остапу побег. Переодевшись в богатую графскую одежду, Тарас идет на свидание с сыном. Подкупом и лестью, им с Янкелем удается пройти в тюрьму, но даже взяв деньги, охранник подло их обманул и к Остапу не пропустил. Тогда Тарас решает идти на площадь, чтобы хотя бы издали посмотреть на сына. На площади, где производилась казнь, собралась большая толпа народа. Все ждали начала казни. Перед казнью пленных ждали жестокие пытки. Остап мужественно перенес все нечеловеческие мучения. Тарас гордился стойкостью своего сына. И когда Остап перед смертью позвал отца, Тарас громко отозвался на призыв сына. Тараса пытались найти в толпе, но он благополучно скрылся.

На борьбу с польскими захватчиками поднялось все казачество Сто двадцати тысячное войско шло на поляков. Среди этого войска был один полк. Самый отборный. Им командовал Тарас Бульба. Лютая ненависть к врагам двигала Бульбой. Казаки освобождая города, вешали предателей. Поляки пробовали заключить мирное соглашение с казаками, обещая им возврат прежних прав и преимуществ. Коронного гетмана от смерти спасло русское духовенство. Только перед христианской церковью преклонили казаки головы. И согласились отпустить поляков, взяв с них клятвы забыть прежние обиды на казачье воинство и оставить на свободе христианские церкви. Только Тарас Бульба не верил клятвам поляков и призывал не верить и других казаков Но не прислушались казаки к Тарасу, подписали мирные условия. Тогда Бульба ушел из войска и увел свой полк. Поляки действительно обманули казаков и убили атамана и многих полковников. А Тарас жег костела и поселения по всей Польше, грабил богатые замки и лучшие земли. Не спастись ни кому было от праведного казацкого гнева, ни женщинам, ни детям. Жестокие поминки по Остапу справлял Тарас по всей Польше. Самому гетману Потоцкому королем было поручено разобраться с Бульбой. Десять дней уходили казаки от погони и бились с польскими войсками. Казаки прорвались через польское войско, только Бульба вернулся искать выпавшую трубку. Тогда его и схватили. И присудили сжечь Тараса живьем, на виду у всех. Бульба погиб, но товарищи его смогли уйти.

Таково краткое содержание повести «Тарас Бульба » Н.В.Гоголя .

Удачи в учебе!

(В сокращении)

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе 1 и приехавших уже на дом к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки 2 ! Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

Не смейся, не смейся, батьку! - сказал, наконец, старший из них.

Смотри ты, какой пышный! 3 А отчего ж бы не смеяться?

Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки? - Да уж на чем бы то ни было.

Ну, давай на кулаки! - говорил Бульба, засучив рукава, - посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! - говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. - Дети приехали домой, больше года их не видели, а он задумал нивесть что: на кулаки биться!

Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись. - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали целоваться. - Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас 4 , что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

Вот еще что выдумал! - говорила мать, обнимавшая между тем младшего. - И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом). Ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться! - Э, да ты мазунчик 5 , как я вижу! - говорил Бульба. - Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши: и академия, и все те книжки, буквари и философия, и всё это ка зна що 6 , я плевать на все это!.. - А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

И всего только одну неделю быть им дома? - говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. - И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбки да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков 7 ; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками 8 , а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная.

Бульба повел сыновей своих в светлицы, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы, в червонных монистах 9 , прибиравшие комнаты. Они, как видно, напугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами, в сопровождении тихого треньканья бандуры 10 и в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию 11 . Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы 11 . На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской 12 , турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые 13 скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами, - всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время, приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул 14 Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час сыновей представил, говоря:

Вот, смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю.

Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

Ну ж, паны браты, садись всякий, где кому лучше за стол. Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! - так говорил Бульба. - Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурманов 15 били, и турков бы били, и татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как бишь, того звали, что латинские вирши 16 писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю; Гораций 17 , что ли?

«Вишь, какой батько! - подумал про себя старший сын, Остап, - всё, старый собака, знает, а еще и прикидывается».

Я думаю, архимандрит 18 не давал вам и понюхать горелки, - продолжал Тарас. - А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и пле-тюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?

Нечего, батько, вспоминать, что было, - отвечал хладнокровно Остап: - что было, то прошло!

Пусть теперь попробует! - сказал Андрий, - пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!

Добре, сынку! ей-богу, добре! Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать! Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, еду! - И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. - Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам всё это? На что эти горшки? - Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, - и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. <...>

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь коза-ков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма 19 . Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правило, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары 20 не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства. Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке 21 и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и первой пшеницы, и пришел усталый от своих забот.

Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. <...> Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит 22 свой. <...> Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы всё. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе. Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил всё, что приказывал вчера.

Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара? (так он обыкновенно называл жену свою). Живее, стара, готовь нам есть, потому, что путь великий лежит!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные 23 красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром 24 ; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин 25 алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

Ну, сыны, всё готово! нечего мешкать! - произнес, наконец, Бульба. - Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба, - моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую 26 , чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

Пусть хранит вас... Божья Матерь... Не забывайте, сынки, мать вашу... пришлите хоть весточку о себе...

Ну, пойдем, дети! - сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст. Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности; она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели. Молодые козаки ехали смутно 27 и удерживали слезы, боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то в разлад. Они, проехавши, оглянулись назад: хутор их как будто ушел в землю; только стояли на земле две трубы от их скромного домика да одни только вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо летевшую через него с помощью своих свежих, быстрых ножек. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит на небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и всё собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!

1 Бурса - духовное училище.
2 Свитка - верхняя длинная одежда. sup>3 Пышный - здесь: гордый, недотрога.
4 Бейбас - балбес.
5 Мазунчик - избалованный. маменькин сын.
6 Ка зна що - черт знает что.
7 Пундики - сладости.
8 Вытребёньки - причуды, затеи.
9 Червонное монисто - красное ожерелье.
10 Бандура - народный украинский музыкальный инструмент.
11 Уния - объединение Православной церкви с Католической под властью Папы Римского.
11 Отводы - деревянные украшения.
12 Венецёйская - венецианская.
13 Берестовые - сделанные из вяза, который на Украине называют берестом.
14 Есаул - средний офицерский чин в казачьих войсках.
15 Бусурман (басурман) - иноверец; здесь: иноземец.
16 Вирши - стихи.
17 Гораций - древнеримский поэт.
18 Архимандрит - монашеский чин; здесь: настоятель, т. е. начальник духовного училища.
19 С дыма - здесь: с каждой хаты.
20 Комиссары - здесь: польские сборщики податей.
21 Ратная наука - военная наука.
22 Колорит - оттенок.
23 Сафьян - кожа высокого качества.
24 Очкур - шнурок, которым затягивали шаровары.
25 Казакин - мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади.
26 Рыцарскую.
27 Смутно - здесь: печально.

Повествование начинается встречей старого казацкого полковника Тараса Бульбы со своими сыновьями Остапом и Андрием, вернувшимися после учёбы в Киевской академии. Когда-то Тарас настоял на том, чтобы дети получили образование. Теперь же главная задача отца состоит в том, чтобы самому преподать урок своим сыновьям. После шумного застолья в честь приезда Остапа и Андрия Бульба заявляет, что намерен везти молодых людей в Запорожскую Сечь. Именно там, по мнению отца, его сыновья смогут стать настоящими мужчинами, воинами.

В дороге

Несмотря на отчаяние жены старого полковника, матери Остапа и Андрия, так долго не видевшей своих детей, Тарас не желает дать сыновьям отдых и хотя бы ненадолго отложить отъезд. На следующий день после приезда братья в сопровождении отца снова отправляются в путь.

В дороге каждый путник думает о чёт-то своём. Тарас Бульба вспоминает нелёгкую жизнь, проведённую в боях за отчизну. Остап думает о матери. Старший сын полковника отличается твёрдостью характера, но слёзы старой женщины, прощавшейся со своими детьми, не могли не тронуть его сердце. Андрий вспоминает прекрасную польскую девушку, дочь воеводы. Молодой человек встретил её перед отъездом из Киева и даже сумел пробраться к ней в спальню. Вскоре полячка уехала, и они больше не виделись. Андрий тяжело переживает разлуку с матерью и домом, но больше всего тоскует о польской красавице.

Запорожская Сечь

Сечь встречает старого полковника своей обычной разгульной жизнью, которая сразу же приходится по вкусу его сыновьям. Местные казаки не утруждают себя военными упражнениями. Наилучший опыт можно получить только в бою. Обитатели Сечи проводят время в разгуле и пьянстве. Бульба осуждает праздную жизнь старых товарищей. Он уговаривает самых влиятельных из них переизбрать кошевого, придерживающегося мира со многими врагами Сечи. Во главе с новым кошевым казаки собираются плыть в Турцию. Однако известие о глумлении над православными на польской границе заставляет обитателей Сечи изменить планы.

Остап и Андрий

Казаки предпринимают поход на Польшу. Придя на польскую землю, они разрушают небольшие крестьянские поселения, поджигают засеянные хлебом поля. В итоге, воины осаждают один из неприятельских городов. Андрию становится известно, что в этом городе живёт девушка, в которую он когда-то влюбился в Киеве. Младший сын Тараса переходит на сторону неприятеля. Отец, брат и бывшие боевые товарищи становятся для него врагами.

Узнав о предательстве Андрия, полковник заманивает его в уединённое место, где вершит над сыном свой собственный суд, застрелив его из ружья. Единственной отрадой старого полковника становится Остап. Но и старшего сына подстерегает гибель. Во время освобождения города от осады Остап попадает в плен.

Гибель героя

Тарас Бульба получает тяжёлые ранения. Придя в себя, он узнаёт об участи старшего сына и предпринимает попытки освободить его из плена. Полковник уговаривает еврея Янкеля отвезти его в Варшаву. Самому Тарасу грозит серьёзная опасность. Поляки обещали большое вознаграждение тому, кто сможет схватить полковника. Бульбе так и не удалось освободить из плена старшего сына. Остапа жестоко пытали, а затем казнили на глазах отца.

Тарас начинает мстить за Остапа, разрушая польские города и не щадя ни чьей жизни. Наконец, и сам полковник попадает в руки неприятеля. Поляки решают сжечь Тараса на костре, приковав его к дереву. Перед смертью полковник успевает предостеречь своих друзей и указать им путь, которым нужно двигаться, чтобы уйти от врага. Глядя на спасающихся боевых товарищей, Бульба думает о тех победах, которые ожидают их впереди.

Тарас Бульба: краткое содержание.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 2 – краткое содержание

Дети Бульбы – суровый, твёрдый Остап и ловкий, падкий на женскую красоту Андрий – не походили друг на друга. Остап думал лишь о воинской славе, а Андрий ещё во время учёбы в Киеве воспылал страстной любовью к случайно увиденной полячке – дочери ковенского воеводы. Раз он даже пробрался к ней в дом через печную трубу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 3 – краткое содержание

Стараясь быстрее познакомить сыновей с военным делом, Бульба предложил главному запорожскому вождю – кошевому атаману – устроить поход против татар или турок. Острожный атаман отказался, сославшись на договоры. Тогда Тарас устроил в Сечи казацкий бунт и сходку. Выбежав на главную площадь, запорожцы низложили кошевого и выбрали на его место товарища Бульбы, Кирдягу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 4 – краткое содержание

Гоголь «Тарас Бульба», глава 5 – краткое содержание

Казаки предали страшному опустошению все южные области Польши. Остап и Андрий, радуя Бульбу, показали в этой войне неслыханную храбрость. Под конец запорожское войско осадило город Дубно и решило выморить его голодом.

В одну из ночей, когда вся казацкая армия спала под городскими стенами, Андрий внезапно увидел перед собой лицо старой татарки – служанки той польской панночки, которую он полюбил в Киеве. Татарка рассказала, что её госпожа находится в Дубно и уже близка к голодной смерти. С городских стен она видела средь казаков Андрия и теперь просит у него хотя бы кусок хлеба.

Сердце Андрия забилось от этого известия. Потихоньку набрав в мешок еды, он пошёл за татаркой к тайному подземному ходу, который вёл за городские стены.

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Гоголь «Тарас Бульба», глава 6 – краткое содержание

Татарка проводила Андрия в город, к дому своей госпожи. Ставшая ещё красивее панночка умильно смотрела на своего спасителя. Любовь помутила разум казака. Он тут же поклялся прекрасной полячке, что отречётся ради неё от родины, отца и казачества.

Вбежавшая татарка принесла Андрию и панне известие: в город вошло сильное польское подкрепление.

Андрий и польская красавица. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 7 – краткое содержание

Поляки сумели пробраться в город, внезапно напав у одних ворот на перепившийся Переяславский курень. Много казаков при этом погибло. Тарас Бульба не мог найти Андрия и думал, что он тоже убит. Однако знакомый жид Янкель рассказал: он видел его сына в городе. Очаровавшись красивой полячкой, тот велел передать запорожцам, что они уже ему не братья.

Под стенами Дубно закипели новые кровавые бои. Когда в них пал атаман уманского куреня, казаки выбрали на его место сына Бульбы, Остапа.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 8 – краткое содержание

К казакам пришла весть, что опустевшую Сечь жестоко разграбили татары . Запорожское войско разделилось: одна его половина бросилась вдогонку за татарвой , а другая – осталась осаждать Дубно.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 9 – краткое содержание

Тарас старался ободрить оставшихся под стенами города гордой речью о товариществе . Узнав об отступлении половины казаков, шляхтичи выступили из-за стен с сильными отрядами. В смертельном бою с обеих сторон пало много славных воинов. В решительный момент из городских ворот неожиданно вылетело польское подкрепление, во главе которого скакал, рубя запорожцев, сын Бульбы, Андрий.

Разъярённый отец нагнал сына у леса, схватил за повод его коня, проклял Андрия за измену народу и вере и застрелил из ружья. (См. Смерть Андрия .) К Бульбе подъехал Остап. Из леса на них внезапно бросилась толпа поляков. Тарас увидел, как Остапа схватили и начали вязать. Он кинулся на помощь к сыну, но потерял сознание от страшного удара.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 10 – краткое содержание

Старый товарищ Товкач вынес израненного Бульбу из битвы и на коне довёз до Сечи. Там раны Тараса зажили, но он ничего не знал о судьбе Остапа. Мысль о сыне не давала Бульбе покоя.

Тарас решил хотя бы ценой собственной жизни узнать, что случилось с Остапом. Поляки оценили голову Бульбы в две тысячи червонных, однако знакомый жид Янкель за щедрую мзду тайно довёз его через заставы до Варшавы на дне воза, засыпанного сверху кирпичами.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 11 – краткое содержание

В Варшаве Янкель с помощью других пронырливых жидов узнал, что Остап сидит в городской темнице. Попытка вызволить его оттуда или хотя бы добиться за деньги свидания с ним не удалась. Бульба вскоре узнал, что на следующий день Остапа и других казаков казнят на городской площади в присутствии огромной толпы.

Тарас пожелал пойти на место казни. Остапа подвели к палачу первым. Он с непоколебимым мужеством выносил ужасные муки. «Добре, сынку, добре!» – с замиранием сердца говорил про себя Бульба, глядя на это. Перед самой смертью, в ужасных страданиях Остап воскликнул: «Батько! Слышишь ли ты?»

«Слышу!» – раздалось ему в ответ среди всеобщей тишины. Польские стражники бросились искать Тараса, но он уже ускользнул. (См. Смерть Остапа .)

Остап перед казнью. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 12 – краткое содержание

Гетмана Остраница и его товарищ Гуня подняли в Малороссии новое казацкое восстание . Лучше всех сражался полк, во главе которого стоял Тарас Бульба, мстивший за убитого Остапа. Казаки разбили самого коронного гетмана Николая Потоцкого, но потом их вожди неосмотрительно пошли на мир с врагом.

Бульба отговаривал от этого мира, а когда его не послушали – продолжил борьбу с одним своим полком. Пять польских полков настигли его на берегу Днестра. Шляхтичи схватили Тараса, приковали к высокому дереву на холме и стали жечь на костре. Но и в последние минуты жизни Бульба успел прокричать скакавшим к реке соратникам о месте, где спрятаны лодки. Уже охваченный огнём, он громко пророчил, что поднимется на Русской земле великое православное царство, и не будет в мире силы, которая не покорилась бы ему. (См. Смерть Тараса Бульбы .)