Математика "сравнение предметов по длине". Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.

Презентация Сравнение предметов (1 класс). Презентация предназначена для проведения урока математики в первом классе. Разработка содержит учебный материал, который помогает развивать у детей умения сравнивать , сопоставлять. Показ содержит задания, направленные на развитие зрительного восприятия. Организация слайдов позволяет без труда познакомить учеников с понятиями условия задачи, требованием и решением. Методика обучения. Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник - третий предмет - условная мерка. Примеры: 1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить Дидактические игры . «Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7).

Играть бесплатно онлайн ловкий колобок

Раздел: Игровая деятельность → Картотека игр . Игры подобраны с учетом возраста детей. В картотеке подробно описывается ход игры и ее цель. Для воспитателей детских садов. 2 стр. Старший дошкольный возраст. Цели: закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине , ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз. 9,00 КБ. скачан 32 раза. Конспект занятия для дошкольников "Величина. Сравнение предметов по длине ". Назвать палочки по длине сверху вниз и снизу вверх. Игра на внимание: детям предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает по 1 (2) палочке. Дети должны найти место этих палочек.

Игра пикси онлайн

Конспект открытого занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в старшей группе. « Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине » (закрепление). Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине Online игры на поиск предметов станут отличным выбором для отдыха дома или на работе. Благодаря им вы сможете в режиме online испытать себя, пытаясь обнаружить спрятанные объекты внутри старинных особняков, древних храмов и прочих загадочных сооружений. В категории собраны лучшие бесплатные онлайн игры на поиск предметов . Каждая из них имеет собственный сюжет и множество уникальных деталей, выделяющих ее среди остальных. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 занятиях. Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару»1. В средней группе учат сравнивать три - пять предметов , менее контрастных по размеру. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов . Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет » (исключение куклы, когда играют роль человека). Дидактические игры .

Вводное задание. Предложите учащимся в парах попробовать сравнить по длине две полоски плотной бумаги способом наложения. Каждый учащийся возьмёт свою полоску бумаги, сравнит её с полоской соседа по парте и сообщит результат. Затем второй учащийся сравнивает свою полоску с полоской другого ученика. Таким образом, состав пар постоянно меняется. Время на проведение работы регулируйте сообразно результату работы. Это задание тренирует навык сравнения двух предметов по длине способом наложения друг на друга и способствует пониманию разностного сравнения.

Далее предложите учащимся выбрать мерки и измерить ими полоски бумаги. При необходимости помогите учащимся округлить числа. Попросите сообщить результаты измерения. Подведите учащихся к выводу о том, на сколько скрепок одна полоска длиннее или короче второй полоски. Способ сравнения по количеству мерок позволит закрепить разностное сравнение: на сколько единиц измерения одни предметы длиннее или короче других.

Какой карандаш длиннее?

    Какой карандаш самый длинный?

    Какой самый короткий?

    Назови карандаши по порядку: от самого короткого до самого длинного.

Сравни деревья по высоте. Объясните учащимся, что высота домов, кустов, деревьев (предметов, расположенных снизу вверх) - это тоже длина. Предложите сравнить деревья по высоте.

Выполнение задания организуйте фронтально. Задайте вопросы:

    Сколько деревьев изображено на рисунке?

    Они расположены по росту? (по высоте)

    Какое дерево самое высокое?

    Какое дерево самое низкое?

    Есть ли среди них деревья, равные по высоте?

Предложите расставить деревья по порядку: от низкого до высокого и наоборот. Расставь членов семьи по росту. Объясните, что длина тела человека, то есть высота человека, - это его рост. Сравнивая людей по росту, используют слова «ниже», «выше». Предложите рассмотреть иллюстрацию к заданию. Попросите расставить членов семьи по росту. Учащиеся сами должны выбрать, по какому порядку: от самого высокого до низкого или наоборот. Предложите учащимся подумать и рассказать однокласснику, в каком порядке по росту следует расставить членов их семей. Реши. Предложите учащимся рассмотреть картинку и определить, что длиннее: бусы или палочка. При выполнении задания учащиеся обратят внимание, что концы данных предметов совпадают. Однако следует заострить внимание учащихся на том, что бусы изогнуты, а палочка ровная. Если учащиеся будут испытывать затруднения, предложите им найти решение путем проведения практического опыта.

Ответ

Бусы длиннее палочки, потому что палочка ровная, а ниточка бус изогнута.

Попробуй.

В обсуждении принимают участие все учащиеся. Предложите учащимся внимательно рассмотреть предметы в классе и постараться на глаз определить самые высокие предметы и самые низкие. Какие предметы выше парты, ниже подоконника?

Развитие языковых компетенций

Для запоминания ключевого слова на казахском, русском и английском языках предложите учащимся игру. Дайте учащимся буквы вразброс и попросите собрать ключевое слово на трёх языках. Они соберут слово и назовут его хором.

Определи длину столовых приборов.

Пользуясь иллюстрацией, учащиеся определяют длину предметов по количеству мерок. В качестве дифференциации предложите определить самый длинный предмет и обвести его красным карандашом. Затем нужно определить самый короткий предмет и обвести его синим карандашом.

Ответы

длина вилки равна 4 гвоздям; длина ножа - 5 гвоздям; длина половника - 6 гвоздям.

Тема: «Измерение и сравнение длины предметов»

Цели:

  • Закрепление умения сравнивать длины предметов способом наложения (приложения), на глаз.
  • Формирование умения измерять длины предметов различными мерками.
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  • Знакомство со старинными русскими мерами длины ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, ОБХВАТ РУК, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. (ФУТ, ДЮЙМ.)
  • Развитие логического мышления, воображения, мышления, памяти.
  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Расширение кругозора, словарного запаса.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
  • Развитие умения работать с учебником.

Оборудование:

  • Полоски бумаги различной длины.
  • Шнурки различной длины.
  • Тесьма (лента) трех цветов.
  • Рисунки с изображением значения старинных русских мер длины.
  • Палочки – мерки различной длины.
  • Проволока (изогнутая в форме ломаной).
  • Рисунок – математическая загадка.
  • Учебник «Математика» 1 класс, А.Л. Чекин, АКАДЕМКНИГА, 2007г.
  • Листок с заданиями для самостоятельной работы.
  • вырезанные из бумаги ладони «великана», «гнома».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

Учащимся предлагается рассмотреть на доске чертеж: прямая (синяя, красная), отрезок (синий, красный), ломаная (замкнутая, незамкнутая), кривая (замкнутая, незамкнутая), точка.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие предметы образуют пары? По какому признаку?
  2. Каким признаком обладает каждая фигура?
  3. Какой предмет на чертеже «лишний»?
Фронтальная работа.

По виду (отрезки, прямые, ломаные)
Длина.

Точка (не имеет длины).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Можно ли сравнить предметы по длине? Прямые – нельзя, они не имеют определенной длины. Отрезки – можно. Ломаные и кривые – трудно.
Как определить, какой отрезок длиннее, короче? На глаз, наложить друг на друга.
Как определить, какой предмет длиннее, короче? (Демонстрируются предметы: шнурки, полоски бумаги, палочки, ленты, проволока. Ленты напоминают кривые. Проволока - ломаную.) На глаз, наложить друг на друга.
Поиск других способов. Учащиеся предлагают свои варианты.

3. Локализация затруднения

Сравнение длин полосок. На доске 2 полоски. Накладывать друг на друга нельзя. Предлагают способ сравнения длины.
Трудно сравнить на «глаз». Нужны другие способы.

4. Построение плана проекта

Что вызвало трудности?

Почему появились трудности?
Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

Нельзя пользоваться знакомым способом. Нужен новый способ. Необходимо научиться измерять и сравнивать длину предметов.

5. Реализация построенного проекта

1. Выбор метода решения учебной задачи.
Работа по учебнику стр. 10 № 1.
Раскрасить ту полоску, которая длиннее.
Какие полоски легче сравнить по длине?
Учащиеся подводятся к выводу: для более удобного сравнения длин полосок лучше располагать их от одной отметки.
2. Практическая работа – сравнение длины шнурков. Шнурки в руках учеников. Ученики сидят за партами в разных рядах класса.
Как измерить?
Необходимо измерить шнурки.
Знакомятся с понятием МЕРА (МЕРКА).
Измеряют с помощью предложенной учителем мерки.
Мерки разные. Ученики измеряют, получают разные числа. Сравнивают длину по числам, проверяют по длине. Шнурки одинаковые.
Вывод: мерки должны быть одинаковые.
3. Знакомство с мерой – КЛЕТКА.
Работа с учебником №1, стр.10.
Чем отличается шуруп от гвоздя?
Сравнение предметов по длине на клетчатой бумаге.

Счет клеточек.
Сравнивают полученные числа.
Сравнивают длины шурупа и гвоздя.

4. Выбор точной мерки.
Работа с учебником. №2 стр.10.
Измерение ширины ворот шагами, с помощью палки.

Предполагают результат измерения ширины ворот шагами, с помощью палки. Выбирают точный способ измерений ширины ворот.

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Перечисление главных требований к измерению длины предметов.

Измерять можно различными мерами – клетками, с помощь палки. Мерки должны быть одинаковы.

2. Практическая работа.

Измерение длины учительского стола.
Измерение расстояния от задней стены класса до доски.
Измерение длины доски.
Знакомство с мерками – палочки разной длины: 30 см, 50 см, 1 м. Дети с длиной палочек не знакомятся.
Знакомство с правилами безопасной работы с острыми предметами.

Ученики объединяются в команды по рядам, выбирают измерителей, счетоводов, контролеров.
2 команды измеряют одну длину разными мерками. По окончании работы сравнивают результаты измерения. Делают вывод: мерки должны быть одинаковыми.

7. Включение в систему знаний

1. Решение заданий на включение знаний в систему знаний.

Предположите, какими могут быть мерки для измерения длины.

Предлагают свои способы измерения длины.

2. Знакомство со старинными русскими мерами длины: ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, ОБХВАТ, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. Другие меры ФУТ, ДЮЙМ.

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами.
Объяснение выражений: косая сажень в плечах, пядь земли, от горшка два вершка, футбол, Дюймовочка.
Сравнить предложенные меры длины на доске с мерами, предложенными в учебнике. №3 стр.11.
Измерение длины полоски с помощью большого пальца руки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на доске, объясняют каждую меру.
Упражняются в измерении длины предметов.

1- говорят о силачах-богатырях, 2- часть земли, 3-малый рост.

На доске 9 мер длины, в учебнике 5 мер длины.

Индивидуальная работа в учебнике.
Сравнение результатов измерений в паре.
У доски 2 ученика – «превращаются» в гнома и великана: у них появляются ладони великана и гнома. При помощи большого пальца своей новой ладони измеряют длину одинаковых полосок.

3. Штриховка части полоски длиной в 5 больших пальцев.
Сравнение длины полученных полосок.
№ 4, стр.11
Индивидуальная работа в учебнике. Сравнение результатов в паре.
Фронтальная проверка работы «великана» и «гнома».
Чтение вывода Маши.
Самостоятельный вывод.
4. Самостоятельная работа. (Приложение 1 . ) Упражнение в сравнении длины отрезков «на глаз», по клеткам, старинной русской мерой (пядь), построении отрезков заданной длины.

8. Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса.
Оценка своей деятельности.
Закончите предложение: Теперь я знаю, что ….
Построение «градусника настроения» на уроке.
Словесная оценка работы на уроке.
Перечисляют, что же нового узнали на уроке.
Совместно строят «градусник настроения»

Какого цвета эта ленточка?

Правильно, молодцы!

А эта? Правильно.

Чем еще отличаются ленты?

Давайте, сравним их по длине.

Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

Какого цвета длинная лента?

София, проведи по ней пальчиком. Молодец!

Какого цвета короткая лента?

Матвей, проведи по ней пальцем.

Какую ленту мы подарим большому медведю?

Какую ленту - маленькому?

По ходу завязываю игрушкам ленты.

У кого лента длиннее?

У кого короче?

Какие нарядные стали медвежата. Они очень рады, что мы правильно подобрали им ленточки и говорят нам «спасибо».

Ребята, посмотрите, а медвежата принесли нам вот такие две полоски.

Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы!

Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

Какая полоска длиннее?

Как же это нам узнать?

Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы.

Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

Биржан, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком.

Длиннее эта полоска или короче?

Действительно, она длиннее!

Давайте, все вместе скажем - «длиннее».

Ангелина, покажи какая полоска короче.

Короче эта полоска или длиннее?

Да, она короче - проведи по ней пальцем. Умница!

Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик!

Какая дорожка короче, верхняя или нижняя? А какая длиннее? (Провожу рукой вдоль дорожки).

Правильно, верхняя дорожка короче, а нижняя длиннее».

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

«У жирафа пятна – пятна»

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули - давайте продолжим.

Смотрите, к нам в гости еще пришла лошадка.

Сейчас она побежит по дорожкам. Сначала, вдоль короткой дорожки. Тпру! Дорожка кончилась.

Добежала лошадка до домика?

А теперь лошадка побежит по другой дорожке. Добежала лошадка до домика?

А теперь поменяем дорожки местами.

Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя?

А какая короче?

А как вы догадались?

Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее.

А у этой не хватает маленького кусочка - значит она короче.

Молодцы ребята- все правильно назвали.

Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки.

Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева.

Какая дорожка длиннее?

Проведите по ней пальчиком.

А какая дорожка короче? - проведите по ней пальчиком.

Возьмите, матрешку в правую руку, а левой придерживайте дорожку.

Пусть матрешка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче?

Ведите по ней матрешку.

Какая дорожка длиннее?

Пусть матрешка по ней пройдет.