Михаил бахтин, участник диалога. Виды и формы диалога

В современном мире возникло и развивается множество различных видов и форм диалога - разговор, беседа, диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения, спор и пр.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся видов общения, которые могут выступать в диалогических формах.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову «беседа». Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие двух или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме, и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения.

Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Собеседование - специально организованная официальная беседа на общественные, научные темы.

Диспут. Это понятие пришло к нам из латинского языка (idisputar - рассуждать, - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. cliscusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков, и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом, и под председательством должностного лица. Размышляя об особенностях дискуссии, д-р Фальк Бомс- дорф пишет в предисловии к брошюре «Либеральные клубы и либеральные столы» Фонда Фридриха Науманна: «Философы с давних времен задаются одним и тем же постоянно возникающим вопросом, а именно: обладают ли люди способностью распознавать то, что определяется как истинное? То есть то, что объективно является истинным. Одна из философских школ отвечала на него утвердительно, за что получила название гностиков-оптимистов. Согласно ее учению, человек обладает способностью распознавать то, что является истинным. Правда, не каждый человек, а лишь тот, кто наделен особыми качествами, особыми знаниями».

Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся так же, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразию действий.

В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 человек, не считая председателя. Ее вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии, его цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора, а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказания на нее воздействия. Число выступающих не должно превышать четырех или пяти человек, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности представить свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.

Полемика. Древнегреческое слово polemicos означает «воинственный, враждебный». Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Дебаты. Слово «дебаты» французского происхождения (debat - спор, прения) .

Дебаты - это обмен мнениями на каком-либо публичном собрании, заседании. Участники излагают свою позицию, ориентируясь не столько на оппонента, сколько на слушателей, которых хотят привлечь на свою сторону.

Спор. Слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения (см. гл. 2). В блестящей книге С. И. Поварнина «Спор» показано, что к основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования .

  • Фальк Бомсдорф - постоянный представитель Фонда ФридрихаНауманна в России и странах СИГ, руководитель программ «Либеральныеклубы» и «Либеральные столы».
  • Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в.
  • Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. Минск: Полифакт,1992.

- (греч. dialogos первоначальное значение разговор между двумя лицами) словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей… … Литературная энциклопедия

диалог - а, м. dialogue <лат. dialogus <гр. dialogos. 1. Литературный жанр в форме беседы двух или более персонажей. Сл. 18. Феодорит в первом диалозе.. сия сказует. Соб. 42. // Сл. 18 6 124. Посылается до вас диалогус на французском языке, который … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… … Энциклопедия культурологии

- (франц. dialogue, от греч. dialogos). Разговор между двумя или несколькими лицами: форма изложения драмат. произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАЛОГ разговор двух сторон, двух лиц. Также… … Словарь иностранных слов русского языка

Диалог - ДИАЛОГ. Диалогом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности обмен мыслями («Диалог» Платона). Драматический диалог обмен драматическими репликами имеет особое содержание. Слово в драме действенно. Каждая сцена в драме есть… … Словарь литературных терминов

- – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) … Википедия

- – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) Тип Общественное объединение Год основания … Википедия

диалог - (от греч. dialogos) попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в … Большая психологическая энциклопедия

См … Словарь синонимов

Диалог - Диалог ♦ Dialogue Разговор двух или больше собеседников, озабоченных поиском одной и той же истины. Таким образом, диалог – вид беседы, отмеченной стремлением к универсальному, а не единичному (в отличие от исповеди) или частному (как в… … Философский словарь Спонвиля

См. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ … Философская энциклопедия

Книги

  • диалог , иван&антон. Книга является фрагментом личной SMS-переписки двух друзей, живущих в разных городах. Данный диалог не является диалогом в привычном понимании. Это скорее ПРОСТРАНСТВО коммуникации. «Гербарий… электронная книга
  • Диалог , Велта Спаре. Участница Великой Отечественной войны, талантливая журналистка и писательница, Велта Спаре в какой-то мере отразила в своем романе собственный жизненный путь. Этукнигу можно рассматривать как…

Психология многим обязана другим гуманитарным наукам. Именно они помогли ей преодолеть стремление к упрощению внутреннего мира человека и склонность объявлять душевные конфликты и внутренние раздоры отклонениями и нарушениями. Понимание того, что сложность и неоднозначность, споры с самим собой – это вовсе не патология личности, но главный ресурс ее развития, приходило постепенно. Психологи перенимали это знание у философов, писателей, художников. Достоевский, Кафка, позже Тарковский...

Одним из ярчайших соседей по профессии, у которых думающие психологи учились подлинной психологии, был, без сомнения, Михаил Бахтин – человек, работы которого составили целую эпоху не только в филологии, но и в культурологии, антропологии, искусствознании...

Жизнь Бахтина, как и многих других современников Советской власти, оказалась расколота на несколько. В 20-е годы – блестящий старт, бурная творческая деятельность, публикации. Следующие 30 с лишним лет – черная дыра: приговор ОГПУ, высылка на шесть лет, потеря ноги, черствый хлеб сельского учителя, затем преподавателя провинциального пединститута. И в последние 15 лет жизни – признание, книги, переезд в Москву – Бахтин успел еще при жизни обрести репутацию классика, подтвердив старое правило, что в России надо жить долго. Но не просто жить – даже в самые безнадежные периоды он не переставал работать «в стол», без надежды на публикацию. И, возможно, именно потому его слово, заряженное смыслом, смогло пробиться к читателям при жизни автора – в те времена, когда не многие могли похвастать подобным везением...

Его даты

  • 4 (16) ноября 1895: родился в Орле в семье банковского служащего.
  • 1913-1918: слушает лекции в Новороссийском (Одесса) и Петроградском университетах.
  • 1929: приговорен к пяти годам лагерей.
  • 1945-1961: преподает в Мордовском пединституте в Саранске.
  • 1946: защищает кандидатскую диссертацию.
  • 1960-1965: «Открытие» Бахтина группой московских филологов круга Юрия Лотмана; выходят книги «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».
  • 7 марта 1975: скончался в Москве.
  • 1996: начало выхода академического собрания сочинений в семи томах.

Ключи к пониманию

Смысл по ту сторону слов

В живой речи нет «передачи сообщения» – она сама и есть сообщение. В ней нет однозначных «кодов» – очень многое зависит от тона и внешних обстоятельств. «Каждое высказывание – это звено в цепи других высказываний», оно живет в мире других фраз на ту же самую тему, в том числе еще не произнесенных, лишь предполагаемых. Именно поэтому смысл сказанного не содержится в самих словах, а впитывается из жизненных контекстов.

Диалог и полифония

«Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться». В диалог вступают два любых смысла, два любых высказывания, соприкоснувшихся между собой. Бахтин сформулировал свои идеи диалогичности, анализируя романы Достоевского: в них он увидел особый, полифонический тип повествования о мире, при котором герои являются не объектами оценивающего авторского взгляда, а носителями собственного голоса. каждом из нас тоже звучат несколько голосов, их только непросто услышать. Это не болезнь, а полифоническое устройство нашего сознания, позволяющее продуктивно использовать многозначность нашего опыта.

Я и Другой

То, как мы относимся к себе, не является отражением – прямым или негативным – того, как мы относимся к другому человеку. Это процессы разной природы. Мы воспринимаем другого только через собственное к нему отношение, то есть как ограниченный образ. Но самого себя мы не можем вписать ни в какие границы или рамки – себя мы воспринимаем только внутренним чувством. Вживаясь в страдания другого, мы переживаем их именно как его страдания, а потому реакцией на них является не крик боли, но слова утешения. Можно хотеть быть любимым, но нельзя любить себя как другого. Поэтому только другой является источником той правды о нас, которая напрямую нам недоступна.

Не-алиби в бытии

Участие человека в бытии Бахтин называет «не-алиби». Этим он подчеркивает, что каждый из нас занимает в мире определенное место, и из этого выводится уникальная ответственность каждого нашего поступка: «С моего единственного места открыт подход ко всему единственному миру, и для меня только с него». Ответственность проявляется в признании своего участия в жизни, в противоположность утверждению своей непричастности или представительства («я действую как представитель группы, ничего личного»). «Жить – значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни».