Мимика выражает. Что на самом деле скрывает мимика и жесты. Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.


Не многие из нас знают, что такое физиогномика, так вот, это наука, точнее необоснованное учение, которое непосредственно ориентировано на определение характера человека и его душевных качеств исходя из анализа характерных черт лица, особенностей головы и выражения лица. Так вот в Китае и Японии это искусство было особо развито в эпоху средневековья. В этих странах создавались школы, где тщательно изучалось человеческое лицо, причем изучалось оно буквально по каждому миллиметру, обращая при этом внимание на каждый бугорок, покраснение или побледнение кожи. И уже после, исходя из накопленного материала, физиогномисты пытались определить характер человека и даже определить его судьбу.

План статьи:

Принципы физиогномики

Многие ученые пытались доказать тот факт, что физиогномику изучать необходимо, но, к сожалению, на сегодняшний день эта наука считается несерьезной. Но все же изучение связей между чертами характера человека и его мыслями, а так же выражением его лица, необходима в первую очередь художникам и актера, а также тем людям, работа которых непосредственно связанна с людьми, то есть , следователям, учителям, продавцам и т.д.

Четыре, из имеющихся пяти органов чувств непосредственно находятся в области лица, именно с их помощью мы и получаем информацию об окружающем нас мире. В качестве своеобразных антенн выступают глаза, уши, нос и рот, именно с их помощью мы воспринимаем происходящую вокруг нас информацию. В основном сильнее всего человек воспринимает данную информацию в возрасте до пяти или же до шести лет. Это даже хорошо видно по лицу ребенка, многие, скорее всего, обращали внимание на то, что у детей большие распахнутые глаза, иногда создается впечатление, что он хочет увидеть все сразу, ушки, которые слышат все на свете, нос, который старается почувствовать все запахи, даже самые тонкие, рот, куда он отправляет все, что только попадает под руки, именно эти органы чувств и помогают деткам позвать окружающую информацию.


К сожалению, со временем острота чувств проходит, притупляется, и взрослый человек уже теряет способность замечать все то, что раньше приносило ему столько радости и удивления, это в свою очередь результат того, что человек привыкает к окружающему миру, к его влиянию, и эти чувствительные антенны ему становятся не нужны. Что касается непосредственно психики человека, то она в свою очередь становится ригидной, и это непосредственно находит отражение на лице человека. То есть начинается процесс редукции, то есть глаза теряют свой блеск, становятся немного впалыми, им уже менее интересно происходящее вокруг, лицо теряет свою подвижность, а рот приобретает форму узкой щели. Характер человека становится замкнутым, и он постепенно уходит в себя. У каждого человека подобные изменения происходят с различной скоростью, независимо от возраста, у кого-то лицо начинает изменяться только к семидесяти годам, а у кого-то такие перемены произошли уже в двадцать.

Для человека, лицо которого довольно быстро утратило свою живость, характерен пессимизм, он уже со страхом относится ко всему новому, довольно болезненно переносит перемены. Для его характера свойственно проявление черт интроверта. Довольно сложно уговорить такого человека предпринять что-то, что могло бы . Такие люди склонны уже к сорока годам считать, что жизнь закончена и им осталось только дождаться своего часа. Но люди с таким типом характера встречаются довольно редко. В основном люди с подобным поведением страдают каким-то недугом, или страдает по какому-то поводу, но вот когда все плохое, происходящее с ним заканчивается, этот человек за довольно короткое время преображается прямо на глазах. Он молодеет, его антенны начинают работать с новой силой, принимая сигналы окружающего мира и ему снова интересно все новое.

Нередко можно встретить людей в престарелом возрасте, которые, не смотря на свою седину, . Лица таких людей зачастую не подвержены редукции и соответственно их антенны не закрываются до глубокой старости. По типу своего характера это люди экстраверты, в душе они всегда остаются большими детьми. Они довольно просто находят общий язык с окружающими, им легко завести новое знакомство, но в тоже время им очень просто бросить начатое дело, дабы заняться чем-нибудь более интересным и познавательным. Такие люди отличаются открытыми и блестящими глазами, благодаря чему они зачастую пользуются большой популярностью в обществе.

В наше время, очень много внимания придается языку мимики и жестов. Данный способ информации считается естественным. Все мы довольно часто обращаем внимание на телодвижения других людей, и в данном случае стоит отметить, что они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Именно за счет этого язык жестов получил довольно широкое распространение в области политики и бизнеса. Используют жесты и мимику люди гораздо больше заинтересовывают людей в том или ином деле, что в свою очередь помогает гораздо эффективнее проводить презентации, увлекать публику своей речью и т.д.

Что же касается непосредственного восприятия жестов и мимики окружающих людей, то именно они и определяют нашу реакцию и отношение к тем людям. Необходимо научиться лучше понимать подаваемые телесные сигналы и правильно использовать данное знание, применяя это для более эффективного взаимодействия с людьми.

При общении, кроме произнесенных фраз, человек делает много малозаметных или заметных жестов, которые также не производятся бессмысленно, они тоже выражают его точку зрения на данные обстоятельства. Каждый из собеседников воспринимает эти жесты на подсознательном уровне, но в основном наше сознание не поддает их рациональному анализу. Изучив такой скрытый язык, можно читать всю скрытую информацию.

Ученые считают, что данная способность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. За счет внешних признаков, начиная от выражения лица и вплоть до принятой позы, поможет догадаться о намерениях и чувствах того или иного человека.

Читать информацию, о которой говорят жесты и мимика возможно за счет того, что независимо от культурного уровня людей и конкретно какого-то человека слова и соответственно сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек, даже по голосу сможет определить, какое движение сделает его собеседник во время произнесения той или иной фразы.

Умение общаться с другими людьми, понимание их психологии, намерений и интересов главенствует в любом общении. Человек, который умеет и может поставить себя на место другого человека и понять его всегда будет удачлив в жизни.


О характере человека многое говорит уже сама форма его лица. В основном она классифицируется на четыре вида: 1) круглая; 2) квадратная; 3) треугольная; 4) прямоугольная; 5) трапециевидная.

Типы лиц и их характеристики

Для круглого типа лица характерно расширение в средней части, в области скул и шеи. Размеры лица в таком случае очень близкие как по горизонтали, так и непосредственно по вертикали. В области нижней челюсти, подбородка и височных впадин наблюдается округлость.

Форма лица такого типа характеризует людей с тяжелым весом. Если при этом человек имеет маленький нос, то это характеризует его как натуру беззаботную, которая любит жизненный комфорт. Человек с такими чертами большой гурман и любовник, по своей натуре он очень мягок и миролюбив, нежен. Люди с круглой формой лица не стремятся к высокому положению или славе, потому что они в большей степени они являются материалистами. В основном они не честолюбивы. Люди с круглым лицом, проницательными глазами, с выдающимися скулами и высокой переносицей являются мыслителями, с характерным упорядоченным умом.

Квадратное лицо само по себе широкое в средней части и области скул, нижняя челюсть гораздо тяжелее, шире, и резко выражены углы нижней челюсти. Квадратная форма лица характерна для мужественного, грубоватого, худощавого типа людей, которые имеют довольно вспыльчивый характер. Такой человек по своей натуре великий боец, лидер. Как правило, они упрямы, настойчивы, тугодумы, решительны как в делах, так и в любви, имею непосредственное стремление к успеху и хорошие исполнители. Если такой формой лица наделена женщина, то она в свою очередь является упорным соперником в любом деле, в семейной жизни занимает доминирующее положение.

Трапециевидное лицо имеет форму сжатой верхней частью, в области висков, нижняя же часть лица более тяжелая, а углы нижней челюсти резко выражены и развернуты.

Такая форма лица говорит о том, что этот человек довольно артистичен, умен и восприимчив, но, к сожалению, у него отсутствует боевой дух. Женщины с таким типом лица в основном очень любящие, их семейная жизнь всегда счастлива.

Треугольное лицо имеет форму заостренного подбородка, области нижней челюсти.

Такая форма говорит о том, что человек занят собой и сверхчувствителен. Такая форма лица встречается у интеллектуальных людей, умных, изворотливых, хитрых, лишенных привязанности и преданности, ревнивых. Люди с треугольным лицом могут стать прекрасными научными сотрудниками, философами или заняться искусством, но также они могут быть и беззастенчивыми бизнесменами, изменниками и шпионами.

Для удлиненного лица характерен удлиненный подбородок и высокий лоб, в данном случае вертикальные размеры выигрывают, в отличие от горизонтальных.

Удлиненная или прямоугольная форма лица нуждается в одинаковой ширине челюсти и лба. Ее еще называют аристократической формой лица. Такое лицо характерно для чувствительного, интеллигентного, дальновидного и предусмотрительного, спокойного и справедливого человека. Люди с таким типом лица наделены прекрасными организаторскими талантами и прекрасно умеют работать с другими людьми, дабы достичь поставленных целей. В основном эти люди добиваются успеха в жизни.

Комбинированные формы лиц

Овальное лицо – имеет плавные очертания, особенно это касается подбородка, скул и нижней челюсти. Такое лицо принято называть классическим или идеальным.

Ромбовое лицо – для такого типа лица характерны сильно выступающие скулы, которые в свою очередь очерчены подскуловыми впадинами, узкий лоб. В верхней области у висков и нижней – подбородка и челюсти, частей лица сужается, а вот в области скул расширяется.

Что же касается непосредственно мышц лица, то они тоже могут рассказать не мало, в зависимости от того какие они расслабленные или же натянутые. У людей, для которых характерен гипертонус мимики, или другими словами большая напряженность мышц, которая в свою очередь может находить свое проявление во всевозможных подергиваниях и тиках, как правило, множество проблем, которые его тревожат. Эти проблемы могут быть как настоящими, так и надуманными, это уже не важно, главное в данном случае то, что они не дают ни на минуточку о себе забыть.

Из-за этого часто такие страхи не дают человеку возможности принимать новые, полностью меняющие ситуацию решения, он боится того, что все-то, что он строил с таким трудом, возьмет и рухнет, и в следствии ему придется начинать все заново. Но, не смотря на это, такие люди довольно энергичны, в том случае, когда они уверены в успехе нового дела, берутся за него с большим энтузиазмом, довольно легки на подъем, помимо этого у них гораздо сильнее выражена способность к принятию разного рода решений, и они гораздо больше нуждаются в общении.

И абсолютно по-другому ведет себя человек, который имеет расслабленную мускулатуру, то есть с гипотонусом лица. Для такого типа лица характерно в некоторой степени выраженное обвисание щёк, сонные, полуприкрытые глаза, немного приоткрытый рот, а на лице в основном выражение полного равнодушия. Мысли у таких людей текут медленнее, а действия лишены энтузиазма и энергии, если они что-то делают то только потому, что это так надо, если бы на то была их воля, то они врядли бы что-то предпринимали вообще.

Они не хотят решать какие-то проблемы, да и тех, по сути, у них нет. Они все пускают на самотек, дабы оно само собой рассосалось. Стоит также отметить, что мышечный гипотонус и гипертонус является только отражением состояния нервной системы человека, ее непосредственной устойчивости и возбудимости. Соответственно, чем выше мышечный тонус, тем гораздо легче возбуждается нервная система, и чем быстрее гипертонус сменяется гипотонусом, тем меньше она устойчива. Такие перепады в основном наблюдаются у людей с аффективным типом лица.

Для аффективного типа лица характерно в некоторой степени грубое лицо, слишком неровное, со впалыми щеками, выступающими скулами, и со множеством выступов и впадин, которые оставлены непосредственно сильными эмоциями, которые возникают довольно часто. Человек с таким типом лица довольно легко входит в состояние аффекта, а именно, тогда когда появляется сильное эмоциональное возбуждение, у него оно случается достаточно часто, он не может его контролировать.

Такой тип лица непосредственно может принадлежать как интроверту, так и экстраверту, причем в равной степени. Проявляется это у экстравертов с открытыми лицами, и у интровертов с редуцированными, аффекты, конечно же, проявляются по-разному. К примеру, если у экстраверта злость, гнев и обида очень эмоционально и бурно выплескивается наружу, то для интроверта отрицательные эмоции находят свои проявления в душевных переживаниях, продолжительное время, разъедая ему душу.

У физиогномистов принято мысленно разделять человеческие лица на три части, первая называется – витальной, происходит от слова vita – жизнь, она показывает, как сильно человек отстаивает своё право на существование. В эту часть непосредственно входит подбородок, который прекрасно дает понять, в какой степени человек использует свои волевые качества, дабы достичь поставленной цели. Хорошо видно, что когда человеку необходимо отстоять свою точку зрения, он неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, следовательно, чем чаще и успешней человек отстаивает свои права, тем более развит его подбородок.

А вот гармонично развитой подбородок уже может многое рассказать о своем хозяине, а именно то, что этот человек в основном добивается поставленных целей, хотя и способен отказаться от цели, в том случае, если видит, что она нецелесообразна. Человек, у которого хорошо развит подбородок, зачастую имеет квадратную форму, любыми путями добивается поставленной цели, прёт на пролом как танк, этого человека мало волнует то, что останется после того как он достигнет намеченного. Для него характерно штурмовать новые и новые высоты. А вот что касается непосредственно маленького подбородка, можно сказать в некоторой степени мягкого, то такой человек может с легкостью отступить от задуманного, всего лишь представив себе какие могут быть связаны с этим трудности и препятствия. Но этого может и не случиться, особенно в том случае, если человеком правит сильное желание, или же, наоборот, нежелание добиться чего-нибудь.

Вторая зона называется эмоциональной, к ней непосредственно относятся скулы, нос, щеки, рот. Наиболее подвижной частью человеческого лица является именно рот, так как он первым реагирует на различные изменения эмоционального фона, отражая те эмоции, которые в данный момент испытывает человек, даже если это длиться только пару секунд.

Такие эмоции как радость, гнев, обида, презрение и прочее, выражает изгиб губ, даже в том случае, когда их владелец хорошо владеет собой, и пытается скрыть от окружающих свое настроение, все равно любая эмоция на одно мгновение отразится на его лице, по большей части в области рта, поэтому стоит быть очень внимательными и не упустить это мгновение. Если Вы увидели, что Ваш собеседник слегка обкусывает губы, то в таком случае, это означает, что в этот момент он что-то обдумывает, причем довольно напряженно, а вот прервать его размышления или нет, уже зависит непосредственно от Вас.

В том случае, когда человек находится в какой-то критической ситуации, он может закусывать не только губу, но и язык. Также очень хорошо передает чувства человека его нос. Во время возбуждения, причем любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если человек видит что-то, что его раздражает, то нос в таком случае морщится.

Ко рту, помимо губ, относятся еще и две носогубные борозды, подбородочная борозда и углы рта.

В зависимости от того, каков разрез ротовой щели, рот может быть маленьким или большим, а что касается непосредственно уголков рта, то они могут быть опущенными или приподнятыми.

Если у человека широкий рот и квадратное лицо, то это говорит о том, личность авторитетна и имеет талант организатора.

Если рот большой и не закрывается плотно, то это в свою очередь говорит о том, что это нерешительный и беспечный человек.

Если женщина имеет большой рот, то у нее больше проявляются большие способности к служебной карьере, чем к домашней работе.

При наличии широкого рта на полной твердой основе у людей с крупной костной структурой, говорит о том, что личность агрессивная и честолюбивая, авантюристичная, равнодушная к своим поражениям и успехам.

О человеке с маленьким ртом можно сказать, что он постоянно занят борьбой за существование, имеет слабый застенчивый характер, который не решается принять на себя ответственность. Выступающий рот (рассматривается рот человека в профиль при сомкнутых губах) – говорит о том, что человек активный и решительный, обладает быстрым умом.

Характеристика человека по его губам

Если нижняя и верхняя губа перекрываются одна другой и нижняя губа выступающая, то это говорит о том, что человек по своей натуре эгоистичен, может быть неудачен в браке.

В том случае, когда верхняя и нижняя губа перекрываются одна другой и выступающей губой является верхняя губа, то это говорит о том, что человек тщеславен и нерешителен, имеющий ненасытное либидо и часто заводит внебрачные связи.

Если линия между губами изгибается к низу, то это характеризует человека как упрямого и эгоцентричного, который поддается на расположение к себе только с помощью похвалы и лести.

Наличие тонких губ, плохо закрывающихся и соответствующих друг другу, говорит о человеке, что он не имеет особых деловых амбиций, ему характерны преступные наклонности.

В том случае, когда линия между губами изгибается вверх посередине, то это говорит о том, что человек проворный и изобретательный.

Широкая, грубая длинная верхняя губа и заостренная или маленькая нижняя губа, говорит о том, что эти люди плохие дельцы, которые довольно легко могут стать жертвами.

Что нам расскажет нос?

А говорит он следующее:
  • Как ни странно, но нос управляет судьбой человека приблизительно с 41 до 50 лет, именно в этот период жизни и решается вопрос успеха или же провала личности.
  • Так вот, у обладателя длинного носа, проявляются следующие основные черты характера – непригодность для деловых предприятий и консервативность. У них просматриваются элементы презрительно-высокомерного поведения, имеется способность к интеллектуальным достижениям (в области науки или техники).
  • Для обладателя сверх длинного носа характерно: консервативная духовность, довольно часто нереалистичная и капризно-спекулятивная личность.
  • Короткий нос, характеризует своего хозяина как человека с открытым характером, оптимистичного и дружелюбного, имеющего свободную сексуальную мораль, он может легко раздражаться по мелочам, хорошим мотивом для выполнения работы, являются эмоциональные импульсы, поэтому его необходимо постоянно похлопывать по плечу.
  • Костлявый нос с небольшой горбинкой и высоким перегибом говорит о своем хозяине, что он гордый индивидуум, упрямый, агрессивный и решительный.
  • Высокий и очень костлявый нос говорит, что человек живет в жизненном одиночестве. А если нос к тому же имеет заостренный кончик и выглядит достаточно полным и плоским, то в таком случае можно сказать, что личность наделена довольно предприимчивым духом и импульсивностью, которая в свою очередь довольно часто отталкивает родственников и друзей, тем самым обрекая себя на полное одиночество.
  • Тощий костлявый нос говорит о том, что человеку очень сложно сконцентрироваться. В том случае, когда нос расположен довольно высоко в соответствии с лицом в целом, то о таком человеке можно сказать, что он личность очень гордая, трудная в общении и надменная. Если такой человек наделен властью, то проблемы с подчиненными неизбежны, иногда даже в семейных отношениях он не заходит дальше простой терпимости.
  • Если спинка носа хорошо закругленная, то этот человек довольно артистичен и счастлив в браке.
  • Если площадка носа имеет излом, впадину и горизонтальные линии пересекающие спинку носа, то этот человек наделен плохим здоровьем, даже возможна ранняя смертность.
  • Если нос имеет высокую крохотную площадку между глазами, то этот человек имеет тесные семейные узы, лоялен и долгую продолжительность жизни. В том случае, когда площадка полная и плоская, то это в свою очередь говорит, что человек имеет горячее сердце и довольно счастлив в браке.
  • Если нос имеет изломанную спинку с множеством мелких гребней, то для такого человека свойственна нищета и лишения.
  • Если нос узкий и выглядит, словно кромка меча, то у такого человека жизнь полна тяжелого и изнурительного труда.
  • Если спинка носа слегка приплюснутая и к тому же пересекается горизонтальными линиями, то такого человека ждет несчастье.
  • Когда спинка носа плоская, хорошо уравновешенна обоими крыльями носа и большая, то этот человек сам по себе натура расчетливая, имеющая прогноз на богатство.
  • Если у человека нос имеет слабую спинку, то этот человек наделен шансами на ранний успех и, к сожалению, поздний провал в жизни.
  • Нос, у которого спинка расширяется посередине и только слегка покрыта плотью в сочетании с маленькими ноздрями и низкими скулами, то это в свою очередь говорит, что у человека в какой-то степени банальная и скучная жизнь, полная тяжелого труда и практически не вознаграждаемая.
  • Если спинка носа имеет наклон в сторону, то это говорит о том, что, скорее всего, человека будут преследовать неудачи.
  • Нос, у которого спинка пересечена глубокими линиями говорит, что судьба такого человека будет в какой-то степени связана с бедствиями.
  • У женщин такой нос является свидетельством тяжелого брака и скорого развода.
  • Если на спинке такого носа будут видны вены, то это возможность того, что он будет иметь .
  • Если кончик носа свисает как орешек, то этот человек будет занимать довольно прочное положение в обществе, и процветание в бизнесе.
  • Если кончик носа сильно отвисает, то это свидетельствует о сверхсексуальности человека. Если кончик носа заостренный и не мясистый, то это говорит о том, что личность склонна к предательствам и вероломству.
  • Если кончик носа, имеет форму клюва орла, то это мстительный человек, можно сказать, что в какой-то степени он одержим манией, что ему постоянно все мешают. В том случае, когда кончик носа имеет слегка красноватый оттенок, говорит о том, что его хозяин ленив и нетвердый, карьерист из него не получится, но он довольно проницателен и одарен дальновидностью.
  • В том случае, когда спинка носа высокая, при наличии слабых скул и челюстей, то это говорит о том, что человек рожден в семье с высоким социальным положением, в среднем возрасте его ожидают бедствия, а в старости – лишения.
  • Когда нос имеет отвисающую форму и тощий кончик, который в свою очередь закрывает собой большую часть верхней губы, то это вероломная и предательская натура.
  • Если кончик носа расщеплен, то этот человек подозрительный, мстительный, застенчивый, отдающий предпочтение решать свои проблемы самостоятельно, с помощью своего оригинального ума.
  • Если у носа полный, большой, выпуклый кончик, то это говорит что человек душевный, добросердечный, всегда готов к самопожертвованию, если имеется управляемый блеск глаз.
  • Нос, имеющий круглый и полный кончик, который прикрывает собой определенную часть желобка над серединой верхней губы, то этот человек обладает необычайной энергией, неограниченной деловой сообразительностью и проницательным умом.

Идеальным носом – принято считать нос нормальной длины, сбалансированный со ртом, глазами и подбородком. Обязательно должны быть две глубокие линии по обе стороны рта. Такой нос говорит о человеке, что он честен, темпераментен, сексуально активен, горд, деятелен и имеющий большой авторитет.


Третья зона лица непосредственно включает в себя верхнюю часть лица, брови, лоб и глаза, называется эта часть интеллектуальной. В глазах человека всегда довольно четко отображаются мыслительные процессы, происходящие в голове человека, их скорость и направление. Блестящие глаза и оживленный взгляд говорят о том, что их обладатель полон энтузиазмом и увлечен какой-то идеей. И, соответственно, полуприкрытые глаза с потухшим взглядом говорят о том, что человек подавлен или находится в депрессии. Американскими учеными было установлено, что люди в основном смотрят в шести разных направлениях, это непосредственно зависит от того, что происходит в данный момент в их мозгу.

Для правшей характерно при каком-то воспоминании или если они что-то представляют, направлять взор вверх вправо, а для левшей соответственно вверх влево. При воспоминании, какого-то звучания музыки, правша направит свой взор вправо, а если он воображает какой-то звук, то влево. Правша смотрит вниз влево в тех случаях, когда хочет вспомнить ощущение, вкус, запах, а в противоположном направлении смотрит тогда, когда ведет внутренний диалог. Что касается левши, то у него происходит все то же самое, только в противоположном направлении.

Если Вы хотите проверить, кто находится перед Вами, то можно попросить того человека вспомнить какой-то образ или звук и соответственно посмотреть на движение его глаз. Стоит отметить, что в китайской физиогномике, морщинки, которые непосредственно возникают в уголках глаз, при смехе, называются – хвост золотой рыбки. И чем больше и пышнее этот хвост, значит, этот человек отзывчив и добр. На лице человека не редко можно заметить над глазами, два небольших свода, они особенно заметны у людей с большой наблюдательностью. Принято считать, что они означают желание помочь и повышенную внимательность.

Довольно часто, но не во всех случаях, большой лоб является признаком большого ума, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. Но случается и так, что довольно умный человек, в области знаний, совершенно не разбирается в другой области. Поэтому, что касается оценки ума, то здесь с каждым человеком необходимо быть довольно осторожными. У взрослых людей может быть отчетливо видна борозда посередине лба, которая в свою очередь говорит о том, что он интроверт и обладает высокой степенью самоанализа. В том случае, когда человек концентрируется довольно часто, сосредотачиваясь на чем-то, у него соответственно образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Глаза как открытая книга, по ним можно читать многое

Если человек обладает большими сбалансированными глазами с радужными оболочками, значит это человек консервативен, спокоен и добр.

Соразмерные глаза, но меньше обычных, говорят о том, что человек по своей натуре скромен, старается не привлекать к себе внимания, личность неяркая, упрямая и внутренне самодовольная. Для женщин с такими глазами характерна чистота и неприступность, замужние женщины остаются преданными и верными, но очень ревнивыми.

Соразмерные глаза, но больше чем нормальные, говорят о человеке, что он чувственная и восприимчивая натура, властвующая и мужественная. Для женщин с такими глазами характерно эстетическое лицо и наклонности.

Маленькие глаза с маленькими радужными оболочками, присущи людям, которые не удовлетворены своим положением в жизни, они ворчливы, и не желают принимать существующий порядок, для них свойственно проявление жестокости и применение силы для достижения своих целей.

Глаза подняты вверх, значит человек чувствительный, смелый, алчный и решительный. Если при этом у человека нос крючком и низкий лоб, то эти черты отрицательные. Для женщин с такой внешностью характерно неразумие, ревность и буйность.

В том случае, когда внешний уголок глаз (тот который находится у виска) острый и длинный, то такой человек наделен сильным умом и проницательностью, безжалостен и артистичен.

Глаза, скошенные к низу, говорят о том, что человек оптимистичен, добродушен, умеющий снискать расположение.

Если уголки глаз смотрят вниз, то этот человек по своей натуре спокоен, пессимистичен и имеет покорный характер.

Казалось бы, брови просто мелочь, но и они также многое говорят о характере того или иного человека. Они непосредственно бывают тонкие, широкие, сросшиеся на переносице. Если бровь короткая и тонкая, то это говорит о том, что человек одинок в борьбе за жизнь. Если же короткие брови имеют неровную или грубую структуру, то это означает переменчивую карьеру. Слишком тонкие и практически невидимые брови – характеризует своего владельца как распутного и хитрого. Что касается общей характеристики, то тонкая бровь является в первую очередь признаком влюбчивой натуры и счастливой жизни в браке.

Если человек имеет форму бровей, которая напоминает бумеранг, то по своей натуре он человек изобретателен и довольно силен, способен давать ход своим идеям и перевоплощать их в действия, это самоуверенная и сексуальная натура. Женщина с такими бровями старается взять инициативу в любовных отношениях на себя, в браке доминирует, имеет довольно сильную физическую привлекательность.

В том случае, когда брови тесно соединены и образуют горизонтальную линию, иногда бывают настолько жестки, что могут сбиться кучей на их внешних концах. Для человека с таким типом бровей характерно находчивость и решительность.

Если брови расположены наискосок, и практически сходятся на середине лба, то в таком случае это человек обладает прекрасным воображением, мужеством, предвидением. Для женщины характерно сначала некоторое нарушение красоты, а вот попозже она будет преуспевать в карьере.

Когда обе брови и соответственно глаза находятся на одном уровне, хорошо сбалансированы и пропорциональны, то этого говорит о том, что человек по своей натуре очень добродушен, честен, серьезен, удачлив, добросовестен, и находится в прекрасных взаимоотношениях с обществом.

В том случае, если часть бровей идет в противоположном направлении, говорит о том, что это довольно упрямый человек, лишенный гибкости, в отношениях с людьми бескомпромиссен.

Брови соединяются и образуют тяжелую и густую полосу, характерно для прямолинейного человека, который не считается с мнением других. Женщина с такого типа бровями наделена довольно сильным характером, у нее нет склонности к ведению домашнего хозяйства, скорее всего ее замужество закончится разводом, а вот, что касается, непосредственно карьеры и профессиональной деятельности то здесь все удачно.

По чертам лица человека, а также по его мимике можно сказать очень много, какое настроение у человека, о чем он думает, как он себя поведет в дальнейшем, но что бы иметь возможность читать это по лицу, необходимо хорошо изучить черты лица и возможное дальнейшее поведение.

  • Старит ли мимика?
  • Зарядка для лица
  • Изучаем эмоции
  • Игра в угадайки
  • Дурные мимические привычки

Мимика - мощный инструмент выражения эмоций и чувств, который может быть красноречивее любых слов. Не зря существует отдельный жанр театрального искусства - пантомима. Мим умеет заставить зрителей плакать и смеяться, разыгрывая спектакль своим лицом. Представьте, насколько обеднеет общение, если лишить его дополнительных способов передачи внутреннего состояния - интонаций, жестов и мимики.

Существует множество профессий, для которых умение управлять мимикой очень важно. Это и яркое выражение эмоций, и наоборот - способность не выдавать своих чувств. Актеры, преподаватели, руководители, дипломаты, бизнесмены, телеведущие… Но не только для работы необходимо знать, как тренировать мимику лица - красиво и достоверно передавать свои чувства должен уметь каждый.

Параллельно с мимикой нужно развивать речевой аппарат - эти два механизма неразрывно связаны друг с другом. К примеру, существует лечебный комплекс мимических упражнений для детей с дизартрией - расстройством произносительной функции. У речи и мимики существует «круговая порука»: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот.

Но прежде, чем узнать, как развивать мимику лица, давайте разберемся с вопросом, который беспокоит многих.

Старит ли мимика?

Существует мнение, будто живая мимика лица быстро старит человека: там, где часто появляются складки, со временем образуются глубокие морщины. Так ли это?

Чтобы не быть голословными, давайте сравним киноактеров, известных своим мимическим мастерством. Первым на ум приходит Джим Керри. Ему немного за 50 и уже есть заметные морщины, особенно в районе глаз. Актер сам признается, что морщины подарила ему карьера актера с самым выразительным лицом. Но при этом Керри никогда не делал пластических операций или уколов ботокса - поскольку они делают мимику более скованной, это категорически противопоказано кинозвезде. Для того, чтобы замедлить процесс старения, Керри пользуется кремами.

Джеки Чан - еще один человек с богатой мимикой, который всегда улыбается. Ему чуть больше 60 лет, но выглядит он прекрасно. Конечно, и у него имеются мимические морщины, но за всю свою жизнь Джеки делал только операции, связанные с травмами - никакой пластики.

Неизменному кривляке Джонни Деппу тоже слегка за 50, но в это сложно поверить - кажется, что ему максимум 40. Но есть один секрет - капитан Воробей делал пластику: подтяжку лица, лифтинг бровей и блефаропластику (вокруг глаз).

А вот актер, славящийся практически полным отсутствием мимики - Киану Ривз - не стареет вообще. Он ровесник Деппа и Керри, но при этом выглядит на 30. Говорят, что Нео не брезгует ботоксом, но сам актер не сознается в этом. Его главный актерский инструмент - глаза.

Действительно, определенные мимические привычки накладывают отпечаток на лицо - но происходит это в отведенный срок, когда у человека появляются естественные морщины, и никак не ранее. И какие это будут морщинки - выбирать только вам: то ли глубокие борозды от угрюмо нахмуренного лба, то ли обаятельные лучики вокруг глаз от смеха. И не забывайте, что актеры, известные своим умением кривляться, профессионально занимались этим всю жизнь. Они отсняли миллионы дублей и гримасничали куда больше, чем это понадобится человеку в повседневной жизни. Представьте себе Джима Керри в офисном кабинете. Засмеялись?

Тем же, кто страшится потерять молодость, нужно помнить о дополнительных факторах - это наследственность, тип кожи, нахождение на солнце, уход за лицом. Массаж, омолаживающие процедуры, кремы и масла помогут не бояться появления ранних морщин.

Зарядка для лица

Для того, чтобы развить свою мимику, сначала нужно сделать лицо более подвижным, раскрепостить мимические мышцы. Спортсмены перед тренировкой делают разминку - давайте и мы займемся этим. Нужно стать перед зеркалом, убрать волосы в хвостик, подколоть челку. Все лицо должно быть на виду.

Начинайте усиленно двигать разными частями своего лица, стараясь развивать как можно большую амплитуду. Вот примеры таких движений:

  • Поднимайте и опускайте брови;
  • Широко открывайте и закрывайте рот;
  • Улыбайтесь как можно шире, не оголяя зубы, потом резко складывайте губки бантиком или «уточкой»;
  • Широко открывайте глаза и жмурьтесь.

Важно, чтобы при упражнении на определенную часть лица остальные не были задействованы. Поначалу это бывает непросто - одни мышцы «тянут» за собой другие, и вместе с бровями, к примеру, вы начинаете рефлекторно поднимать губы.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, даже когда вы уже развили мимику лица. Они помогают мышцам оставаться быстрыми и гибкими. Поначалу нужно тренироваться 3-4 раза в неделю, потом можно оставить один сеанс. Одно занятие должно длиться около получаса.

В качестве дополнения к упражнениям можно корчить себе рожицы - это тоже хорошо разогревает лицевую мускулатуру.

Изучаем эмоции

Как вы помните, развитие мимики лица понадобится нам в первую очередь для того, чтобы красочно передавать эмоции. Поэтому нужно выучить соответствующее выражение лица, и научиться применять этот навык в общении. Многие люди не умеют передавать эмоции «под заказ»: попросишь их изобразить гнев, а получается комичная маска. Все потому, что они не знают, как выглядят со стороны. Эту проблему и будем искоренять с помощью следующего упражнения.

Станьте перед зеркалом и постарайтесь изобразить такие эмоции:

  • Страдание;
  • Радость;
  • Удивление;
  • Возмущение;
  • Испуг;
  • Гнев;
  • Безысходность;
  • Задумчивость;
  • Восторг.

Если не удовлетворены результатом, посмотрите на лица актеров в определенных ситуациях и попробуйте повторить их выражение. Не можете оценить результаты своих трудов в зеркале - снимайте селфи, по фотографии проще сделать объективные выводы.

На сессиях фотомодель обязана изображать все чувства и состояния, которые ей дает фотограф: «Сделай мне нежность! Невинность! Агрессию! Ты увидела котенка! Тебе подарили машину!» И все это она должна исполнить не хуже голливудской кинодивы.

Многие думают, что моделям нужны лишь красота и фигура, но очень важную роль в этой профессии играет умение быть фотогеничным и владеть своим лицом. Попробуйте побыть фотомоделью и изобразить все эмоции и реакции, которые только придут вам в голову.

Игра в угадайки

Для нее нужен еще один человек, которому тоже интересны упражнения для мимики лица. А еще лучше, если это будет компания - тогда вы сможете сыграть в веселую игру. Она похожа на игру в «крокодила» - один участник изображает загаданную эмоцию, остальные отгадывают.


Учитесь делать то, чего не умеете

1. Подмигивание.

Да, далеко не все умеют делать это красиво и игриво. У кого-то получается просто закрывать один глаз, а кто-то не может и этого - получается моргать только обеими. Посмотрите на актеров или знакомых, которые умею подмигивать, и повторяйте это в зеркале. Возможно, поначалу придется помогать себе руками, придерживая те части лица, которые не слушаются.

2. Как поднять одну бровь?

Умение поднимать брови подарила нам эволюция. Кроме людей делать это умеют только обезьяны - так они демонстрируют угрозу.

Поднять обе брови может любой человек, а вот одну - не каждый. Те же, кто наделен этой суперспособностью, щеголяют ею направо и налево. Не расстраивайтесь - ее можно развить. Снова становимся перед зеркалом и начинаем с помощью рук поднимать одну бровь, придерживая вторую. Запоминаем, какие мышцы при этом работают. Научитесь приподнимать бровь без помощи рук. Высший пилотаж - быстро поднимать их по очереди, как бы поигрывая.

3. Фокусы с языком

Вы помните, что для улучшения мимики нужно развивать речевой аппарат. Упражнения с языком не только помогут в этом, но и сделают вас звездой среди друзей - ведь скручивать язык в трубочку, складывать его гармошкой или доставать до носа умеет очень мало людей. Правда, с доставанием до носа есть одно обязательное условие - длинный язык. Но нужно хотя бы попытаться. А вот остальные упражнения дадутся обладателю языка любой длины. Технологию в двух словах не объяснишь - лучше поищите обучающее видео в интернете.

Дурные мимические привычки

Чтобы обладать красивой и выразительной мимикой, необходимо избавиться от привычек, которые портят ваше выражение лица и вызывают ранние морщины. Многие из нас щурятся, морщатся, кривятся и хмурятся, даже не подозревая, насколько это им вредит. Если знаете за собой такие привычки - контролируйте их. А чтобы не расслабляться, периодически щурьтесь или морщитесь в зеркало - посмотрите, как это некрасиво, и у вас сразу появится стимул избавляться от этих гримас. Если постоянно забываете о самоконтроле, попросите напоминать кого-то из близких. Лучше всего с этим справятся мамы - они как никто переживают, чтобы их дети были красивыми и обаятельными.

***
Мимика есть у всех - она закладывается в мозг еще в детстве, когда малыши смотрят на родителей и копируют их выражение лица. Но неконтролируемая мимика подобна невоспитанному человеку - всегда найдет, где наломать дров. Можно сравнить ее и с конем, едущим на всаднике - вместо того, чтобы облегчать жизнь, неуправляемая мимика ее усложняет. О таких людях говорят: у него все на лбу написано. И хотел бы скрыть свои чувства, да не может.

Не стоит умалять ее роль - лишь одно умение правильно пользоваться мимикой способно значительно изменить судьбу человека. И учиться этому мастерству можно начинать в любой момент, не зависимо от возраста.

P.S. Узнайте «Что такое артистичность и как ее развить »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как сделать свое лицо красивым? Как формируется лицо? Что нужно делать, чтобы выглядеть красивым. Эмоции, мимика… Об этом статья…

Кто упражняет свое лицо?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

От чего зависит красота лица? Об этом читайте в статье…

Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?

Изображать грусть, при этом не грустить.
Изображать повиновение, при этом не повиноваться.
Может и так?

Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…

– Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!

Даже легенду про Нарцисса придумали, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.

От чего зависит красота лица?

Пишу на ноутбуке эту статью, в кафе, попивая любимый кофе с молоком… За соседним столиком о чем-то беседуют три девушки.

Именно наблюдение за ними – и дало идею для статьи.

Вроде бы – красавицы. Но… Нет.

Красивые тела. Осиные талии, подчеркнутая грудь. Видно, занимаются своими телами эти девушки.

Может, йога, танцы, бег, тренажерный зал – не знаю. Плюс, наверное, диеты разные. Видно – над телами они работают, с тараются.

Чудесные волосы, у каждой свой стиль. На лицах – незаметные следы косметики, каждая старалась хорошо выглядеть.

Но уверен – никто из них не занимается над развитием и изменением своего лица.

Одна-две дежурные улыбки (для фотографий) – вот и весь арсенал мимики.

Каждая из них могла бы стать красавицей. Такой девушкой, с которой хотелось бы посидеть в кафе, за чашечкой кофе.

Очароваться… И влюбиться…

А всё для этого есть.

Осталось – поработать над лицом

Над выражением губ, глаз, бровей.

И если бы они поработали над своим лицом, не только с помощью косметики, – были бы красавицами.

Но… Увы…

Как формируются лица?

У тех людей, которые часто бывают недовольны – вырабатываются недовольные лица.

Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей.

Важно постоянно следить за своим выражением лица.

Всегда. Или как можно чаще.

И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях.

Когда мы пьем чай в кафе, например.

А если и допускать, то чтобы и в этом случае лицо оставалось красивым.

(Ну, пусть некрасивым – как хотите!)

Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся.

Это мы так обиделись?
Это мы так показываем недовольство?

А как мы обижаемся? Как выражаем недовольство?

А если какая-то эмоция нам не нравится – ее можно изменить, развить, натренировать.

В этом месте я часто слышу критику. Что, мол, это – нечестно, неестественно, не правильно. Что, мол, кому дано – тем дано, а если не дано – значит, не дано! Нельзя этому учиться!

Обычно, я не настаиваю и не спорю.

Да, кому-то повезло больше, а кому-то меньше.

Я знаю красавиц, которые втайне от всех проводят часы перед зеркалом, изучая себя, свое лицо.

Экспериментируя. Пробуя новые эмоции. Очаровывая себя. Разговаривая с собой, представляя собеседников и их лица.

Но никто в этом не признается.

Почему? Потому что это – очень интимно. Так же, как и секс с собой. В этом же тоже никто не признается? Верно?

Но если вы увидите богатство эмоций на лице, красивые выражения губ и глаз – скорее всего, это результат тренировок.

Умничка, девочка!

Понятно, что не только лицом нужно заниматься

Тем более, не впадать в крайность, занимаясь только мимикой.

Важно научиться и другим навыкам.

В том числе и ораторским искусством, тренером которого я являюсь.

Лично знаю таких красавиц, которые работают над своим лицом.

Впервые об этом услышал еще в студентчестве, и не поверил собственным ушам.

А потом сам купил себе большое зеркало. – Угадайте, для чего? – И даже прогулял лекцию, остался в общежитии, чтобы никто не видел, как я тренирую свою улыбку.

Потом были жесты. Те, что у меня сейчас.

Развитием мимики занимаются актеры, артисты, фотомодели…

Видели чудесный фильм “Артист”? Если нет – посмотрите обязательно! Рекомендую. Фильм без слов, поэтому все основано на мимике лица, жестах, эмоциях.

Пройдет время…

Думаю, пройдет время, и моя статья станет совсем неактуальной.

Мир девушек, да и парней, будет заниматься тренировкой и развитием своего лица.

А пока, как говорится: “Все в наших руках”

Прямо сейчас идите к зеркалу. Изучите все свои эмоции!

Все! И гнев, и радость, и раздражение – тоже!

А еще очень важно: говорите перед зеркалом! Научитесь удивляться, красиво. Научитесь выражать благодарность. Заинтересованность.

Ведь лицо в движении бывает куда чаще, чем статическое.

Улыбаться уголками глаз. Улыбаться уголками губ.

Научитесь менять лицо и улыбаться во время разговора.

Улыбаться уголками губ.
Улыбаться уголками глаз.

И тренироваться-тренироваться-тренироваться…

И еще. О женских лицах. Если женщина хочет понравиться мужчинам, то какое выражение лица она должна тренировать? А?

Верно. Мужчин привлекают такие лица, на которых читается желание секса. Такие лица тоже нужно тренировать, если это важно.

А какие лица отталкивают?

Страх и испуг делают лица такими, что к ним приближаться не хочется. Это защитная реакция. Маска. И, жаль, именно с такими лицами чаще всего и встречаются люди.

Страх, испуг, недовольство уродуют наши лица. И, если такое состояние у девушки не редкость – оно делает надежный отпечаток на лице. И сделать такое лицо красивым будет все сложнее и сложнее.

Улучшая характер мы улучшаем внешность.

Наше поведение и эмоции связаны с нашей внешностью, нашим лицом. Наиболее частые эмоции формируют характер, и формируют наше лицо. Поэтому напрямую связь нашего характера с нашими лицами. Так что будьте добрее! Не допускайте раздражительность. Улучшая характер, мы улучшаем свою внешность.

Я восемь лет руководил клубом практической психологии. Мы проводили множество различных занятий и тренингов, совершенно разных. Но были и такие занятия, направленные внутреннюю и внешнюю красоту, на гармонию. И я видел, как “расцветали” люди и менялись лица.

Есть чудесное стихотворение на нашу тему человеческих лиц.

О красоте человеческих лиц. Поэт, Николай Заболоцкий , великолепно раскрыл тему красоты человеческих лиц. Сравнить лица с фасадами домов – чудесная метафора, согласитесь…

О красоте человеческих лиц

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Есть еще одно стихотворение. Владимира Высоцкого. Все та же тема, но раскрыта по другому. Можете пролистать, если не интересно, и читать статью дальше.

МАСКИ

Владимир Высоцкий

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я – под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках – все, как один.
Кто сказочен, а кто – литературен.
Сосед мой справа – грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий – дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, –
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так…
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые – те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

P.S. Важное дополнение напоследок.

Раз вы уже дочитали статью до этого места, что мне очень приятно.

Это неожиданное наблюдение (для себя) я сделал в поезде. А езжу я очень часто, работа такая.
Проснувшись рано я смотрел в окно купе и на красивую спящую девушку напротив. Это, конечно же, неприлично, смотреть на девушек, когда они спят. Но она спала. У нее была чудесная грудь, под футболкой. Красивые длинные волосы. Правильные черты лица… И уставшее недовольное лицо, и потому не красивое лицо.

Я сидел и моделировал в уме, какая она будет, когда проснется?
Застывшее недовольство уже проявилось в морщинах на лице. Я подумал, что эта девушка часто так засыпает. И что она могла быть куда красивее, чем сейчас. Если бы чаще улыбалась. И улыбалась перед сном.

Сон занимает треть нашей жизни. Засыпая – вспомните об этой статье! Улыбнитесь!