Мой прадедушка – герой войны

ПРОЕКТ по литературному чтению «Они защищали Родину»Выполнила:
Солодовникова Анастасия
ученица 4 класса
МКОУ «Лофицкая ООШ»
Руководитель: Цыплухин С.М.

Цель проекта:

Узнать кто защищал нашу Родину и зачем?
Задачи:
Ответить на вопросы «Что такое Родина и
патриотизм?»
Изучить стихи русских писателей о родине.
Сделать выставку книг о подвигах и героях войны.
Выяснить как защищали родину мои родственники в
годы войны и в мирное время.

Патриот - это человек,
служащий Родине.»
Н.Г.Чернышевский.

Что такое Родина?

Для меня, Родина - это то
место, где я родилась и
выросла,
где
получу
в
дальнейшем образование и
встану на ноги. Это тот
уголок, который мы должны
сберечь,
защитить
и
сохранить.
Не даром говорят:
"Где родился, там и сгодился».

Верность Родине

На протяжении всей многовековой истории нашей
Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству,
мужество и отвагу героев, борющихся за торжество
добра и справедливости…
Куда б ни шёл
, ни ехал ты,
Но здесь остан
овись,
Могиле этой д
орогой
Всем сердцем
поклонись.
Кто б ни был т
ы - рыбак, ш
ахтёр,
Учёный иль па
стух, -
Навек запомн
и: здесь лежит
Твой самый лу
чший друг.
И для тебя, и д
ля меня
Он сделал все,
что мог:
Себя в бою не
пожалел,
А Родину сбер
ёг.
М. Исаковский

Мы гордимся ими!
Своей жестокой рукой война
коснулась каждой семьи. И
сегодня мы, оставшиеся на своей
земле, политой кровью
миллионов, обращаем свою
память к тем нашим родным, кто
отстоял нашу Родину.
Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная
Война… Практически у всех ребят нашего класса
прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину,
прославляя семьи подвигами. Одни из них были
солдатами, другие- сестрами или братьями
милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них
уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Ковалёв Тимофей
Васильевич
Мой прадедушка, Ковалёв Тимофей Васильевич,
родился 15 декабря 1919 г. в нашем родном селе
Лофицкое. 18-летним пареньком, он как и все
юноши в его возрасте, проходил службу в рядах
Советской Армии.
Будучи солдатом, зимой в 1937 году, прадедушка отморозил себе обе руки.
Целый месяц он лечился в госпитале. Было принято решение ампутировать
сразу обе руки. Но, тогда ещё юный Тимофей, надеясь на чудо, отказался от
операции. Его комиссовали домой.
Когда, в 1942 году немцы напали на Богучарщину, моему прадедушке было
22 года. Воевать на фронте прадедушка не мог по состоянию здоровья. Но
много пользы в годы войны он принес, помогая односельчанам в родном
колхозе. Работал пастухом, на лошадях возил в поля воду.
Был женат на моей прабабушке Евдокии Дмитриевне. Вырастил сына и
трех дочерей. Умер прадедушка 5 марта 1999 года (пережив свою жену
только на 2 месяца).

Солодовников
Сергей Николаевич
Мой папа тоже был солдатом,
но уже в мирное время. Он
служил с 1996 по 1998 гг. в
Московском 154-ом отдельном
комендантском
Преображенском полку в
автомобильной роте.

В ходе работы:

1. Изучены высказывания известных людей о патриотизме.
2. Сформировано понятие «РОДИНА».
3. Изучена литература о подвигах и героях войны.
4. Прочитано 10 стихотворений о войне и подвигах.
5. Проведено интервью с бабушкой и мамой о родственниках,
защищавших нашу родину.

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. (слайд 2)

Цели урока:

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • подвести итоги войны;
  • воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)

Задачи урока:

  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения
  • анализировать художественные произведения;
  • повторить и систематизировать знания по теме;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Оборудование :

  • карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
  • портреты полководцев и героев ВОВ;
  • выставка художественной литературы по теме;
  • компьютерная презентация.

Тип урока: обобщающий урок-семинар.

Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп по темам:

А) « Женщина на войне».

Б) « Командиры и офицеры».

В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».

Г)« Дорогами войны ».(слайд 4)

3. Обсуждение тем.

4. Итог урока

5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.

2. Выступление групп по темам

Ответы на слайдах презентации.

Они защищали Родину!

Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)

Н.Г.Чернышевский.

  1. С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
  2. Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
  3. Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
  4. Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
  5. «Шла она неслышно
    От школьного порога
    Уходила девочка
    В бессмертную дорогу…»
    (М.Румянцева)

Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

А что знаете вы о подвиге этой девушки?

Обязательно : Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.

! В помощь

Они защищали Родину!

ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)

« Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
  2. Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они (репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх(А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
  3. Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами(облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
  5. Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?

Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой…
    И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ.
  2. Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
  3. «Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем « Россия»,
    Не могла сыскать»
    Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

  4. На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.

Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.

! В помощь : для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Примерный план выступления лекторской группы.

1418 дней шла Великая Отечественная война.

1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

  1. Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости . В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
  2. Город- герой Смоленск . Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
  3. С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
  4. Враг силой не мог нас осилить,
    Нас голодом хочет он взять,
    Отнять Ленинград у России,
    В полон ленинградцев забрать.
    Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу.
  5. На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
    И врагу никогда не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!
  6. После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
  7. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы .
    И пробил час. Удар обрушен первый-
    От Сталинграда пятится злодей.
    И ахнул мир, узнав, что значит верность,
    Что значит ярость верящих людей.
  8. К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
  9. Красная армия освободила Орёл и Белгород . В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.(12 залпов из 124 орудий).
  10. Освобождение Европы . Взятие Берлина .

Обязательно : Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

3. Обсуждение по темам.

4. Итог урока

Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)

5. Домашнее задание

Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»

Использованная литература:

  1. Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Они защищали родину!»ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ!»
УЧЕНИКА 4 КЛАССА «А»
ТРАВКИНА ЕГОРА

РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!

З. Александрова
Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Это мой любимый стих о Родине. Для меня
Родина – моя любимая страна Россия, мой
любимый город Старый Оскол, мой дом и
семья, школа, где я учусь, двор, где я гуляю со
своими друзьями. Леса, поля, горы и реки - это
все
моя
Родина.
Моя Родина для меня очень важна и дорога,
здесь проходит мое детство. Я бы не захотел
иметь никакую другую Родину, кроме нашей
сильной и святой России. Это самое лучшее
место, которое может быть на земле.
Мы гордимся своей Родиной и своим
народом. Мы любим свой родной язык, песни и
танцы своего народа. Мы живем в сильной
развитой стране и должны преумножать её
славу и благосостояние!
Много славных подвигов совершил наш
народ за всю свою историю, много подвигов
совершил он и в годы Великой Отечественной
войны, в ходе которой погибло более 25,6 млн.
человек – жителей Советского союза.

Они сражались за родину!

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ!
Великая Отечественная война явилась самым крупным
вооруженным столкновением в истории человечества. На
огромном фронте, простиравшемся от Баренцева до Черного
морей, с обеих сторон в различные периоды сражались от 8 до
12 млн. человек, применялось от 5 до 20 тысяч танков и
самоходных артиллерийских установок, от 150 до 320 тысяч
танков и самоходных артиллерийских установок, от 150 до 320
тысяч орудий и минометов, от 7 до 19 тысяч самолетов. Такого
огромного размаха боевых действий и концентрации такой
большой массы военной техники история войн еще не знала.
На борьбу с поработителями встала вся страна. На фронте и в тылу людей всех
наций и народностей объединила одна цель – выстоять и победить. Наши
прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий Великой
Отечественной войны на свои плечи. Они защитили Родину! Они дали нам
мирное небо над головой! Прошло больше половины века со Дня Победы
нашего народа в Великой Отечественной войне, а это значит, что все меньше
очевидцев трагических событий остается в живых. Пусть вечно будет жива
память о них - защитниках Отечества,
отстоявших мир и свободу, о
героях, переживших эту жестокую войну!

МОЙ ПРАДЕДУШКА – ГЕРОЙ ВОйНЫ

МОЙ ПРАДЕДУШКА – ГЕРОЙ ВОЙНЫ
Не обошла война и мою семью. Прабабушки и
прадедушки воевали за нашу Родину, прославляя
семью подвигами. Одни из них были солдатами,
другие – сестрами милосердия, кто-то трудился в
тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы
будем о них помнить всегда!
Воевал за свободу нашей Родины мой прадедушка
Ушаков Виктор Константинович. Он родился в г.
Валуйки
Курской
губернии
(сейчас
Белгородской области), откуда и был призван в
ряды советской армии в возрасте 17-ти лет. Всю
войну он был радистом в танковой дивизии. За
время войны (с 1943г.) он получил награды:
Орден Красной звезды и медаль «За отвагу». Я
помню о подвиге своего прадедушки, я им
горжусь!

Моему прадедушке посвящается…

МОЕМУ ПРАДЕДУШКЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Висит портрет на стене,
Не знаком этот дядя мне –
Не качал он меня на руках,
Все о нём я узнал на словах:
Много видел он боли и зла
И грустны на портрете глаза,
За отвагу медаль на груди,
Рядом орден «Красной звезды».
Молодым он мальчишкой был,
Когда на войну уходил –
Шёл ему лишь семнадцатый год.
Был радистом он призван на фронт.
Его танк весь пылал в огне
В 43-м на «Курской дуге»...
Нет в живых уже никого,
Кто рассказывал мне про него,
Но висит портрет на стене
И как будто говорит он мне:
«Живи мой родной внук
И пусть мир всегда будет вокруг!».

Они защищали Родину

Учитель: Маркина Алла Александровна

Выполнил: Летуновский Максиму

Ученик 4Г класс

МБОУ «Лицей № 83»

Г. Казань


Родина-это...

У каждого из нас есть малая и большая Родина.

  • Малая Родина
  • Малая Родина - это место, где я родился, где живёт моя семья. Для меня это город Джалиль
  • Большая Родина
  • Большая Родина - это страна, в которой находится моя малая Родина. Для меня большая Родина это Россия

  • Родина- это природа за окном. Это Солнце, ветер, животные, леса, луга, реки.
  • Родина- это мой дом, школа, родители, сестра и братья, друзья.
  • Родина- это Россия, история страны, культура, язык: русский и татарский.
  • Родина- это то, за что ты готов пролить свою кровь, защищая её.

Великая Отечественная война...

Война в России шла с 1941-1945 года.

Вся страна встала на защиту Родины !

И взрослые, и дети защищали свою большую Родину, страну.


дина высоко оценила заслуги генерал-полковника И.М. Голушко. Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Герои ВОВ

Голушко Иван Макарович – генерал-лейтенант, во время Великой Отечественной войны служил в танковых войсках.

Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды и многими медалями.


  • В июле - декабре 1941 г. было сформировано 48 подвижных ремонтных баз для производства среднего ремонта танков и машин на поле боя и непосредственно в войсках.
  • За годы войны было произведено свыше 400 тыс. ремонтов танков.
  • При остановке танка на поле боя к нему высылался наблюдатель для установления вида повреждения и объема ремонта , после чего танк ремонтировался на месте или эвакуировался в укрытие.

  • ...Ремонт подбитых танков производилось

на нейтральной полосе. Поэтому попасть к ним было сложно. Где по траншеям, где ползком пробирались ремонтники до танков. Делали передышку, а затем, рискуя жизнью, проникали внутрь машины через аварийные люки, а если они были закрыты - то через люки механика-водителя или командира. И уже на месте определяли степень повреждения.


  • ... Эвакуация выглядела так. На правом берегу находился исправный танк-буксир. От него тянулся трос через Неву, который проходил несколько полиспастов на необходимых поворотах и крепился к поврежденному танку. Тягач трогался, и на виду у всех танк двигался по пятачку, через Неву и на правый берег, где его подхватывали другие тягачи и прятали в Большую Рощу….

Д митрий Чибисов

Вечный огонь

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них! ….

Подвиг людей, защитивших нас,

никогда не будет забыт !