Найти диктант загадка шаровой молнии. Ужас шаровой молнии. На плоту по таежной реке

А.П. Чехов писал:"Знаки препинания служат нотами при чтении".

Убедимся в справедливости этого утверждения.Попробуем понять записанный без знаков,например,такой текст:"Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тетю Дашу".

Всё ли ясно?А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания,но и без пробелов между словами.Представляете,как трудно было читать и понимать такую запись?Древние рукописи прочитаны учеными,но,к сожалению,не все понято.Много "темных мест" осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Теперь поставим точку в тексте,записанном без нее:"Утром мы отправились на охоту.За детьми дома оставили присматривать тетю Дашу".Страшно подумать,что получилось бы,если бы мы поставили точку после слов за детьми.

1.Прочитайте текст.Определите замысел автора.Выпишите ключевые слова, с помощью которых раскрывается тема текста.
2.Назовите тип текста.Выделите тезис и доказательства.
3.Проанализируйте текст по плану:
а)укажите лексические повторы и охарактеризуйте их роль в тексте;
б)найдите антонимы, синонимы;
в)оцените выразительность речи
4.Отметьте в тексте примеры использования дефиса и тире.Объясните, в чем сходство и различие в употреблении данных знаков.
Природа не только учит, но и переучивает. Вы вдруг узнаете,что
"противная" лягушка-очень поле зное животное, а красавица
бабочка-капустница- опасный вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень
полезные птицы, а вы собственными глазами видите, как скворцы "грабят"
сады. Вы слышали, что воробьев в Китае уничтожали наравне в
крысами:такой большой вред приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что
воробьи все лето выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то
есть приносят большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими
огромными стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных

места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.Природа
не только учит, но и переучивает.
Вы вдруг узнаете,что "противная"
лягушка-очень полезное животное, а красавица бабочка-капустница- опасный
вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень полезные птицы, а вы
собственными глазами видите, как скворцы "грабят" сады.
Вы слышали,
что воробьев в Китае уничтожали наравне в крысами:такой большой вред
приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что воробьи все лето
выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то есть приносят
большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими огромными
стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных
гусениц.Как же тут быть?Наблюдая,вы поймете главное:не все то враг,что
"противно", и не все то друг, что "красиво".Не бывает в природе
абсолютно вредного или абсолютно полезного животного:все зависит от
места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.

В тексте выделены все служебные слова.

В тексте выделены все служебные слова. Выпишите по три предлога,союза и частицы.Укажите какую роль выполняет каждоеиз этих слов:связывает слова в словосочетании или предложении,соединяет части сложного предложения или однородные члены или выражает разлияные оттенкизначения.

Речка ВСЕ-ТАКИ замерзла ночью, НО ВРОДЕ бы ничего НЕ изменилось. Была река тихой И черной И осталась такой ЖЕ. ДАЖЕ утки домашние обманулись: С кряканьем разбежались ПОД горку, с шумом бросились... А воды-то нет! КАК ЖЕ забавно они покатились по льду НА животах!
Я шел по берегу и смотрел на черный лед. Вряд ли я что-нибудь заметил бы, если бы не был внимателен! И вот в одном месте увидел я непонятную белую полосу - от берега к середине. Она была как Млечный Путь на ночном небе! Вся она состояла из белых точек-пузырьков. Только я надавил на лед, как пузырьки под ним заползали, зашевелились, стали переливаться, словно шарики ртути. Разве воздушные пузырьки могут пролегать такой узкой и длинной дорожкой?
Именно это удивило меня. Отгадка пришла через некоторое время. В другом месте я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Под берегом была нора ондатры. Ныряя, она "надышала" свою удивительную тропу из воздуха!

или семь лет.Вподарок я получил книгу со сказками Андерсона.Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Прочитайте текст и сократите его с поиощью исключения и сжатия.

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.У них не было,ни крова,ни семьи,ни дела,но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами,веди они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям,заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки.Отдыхали и спали где попало.Этих людей называли странниками.

Прочитайте текст Обрати внимание на тип речи (что это: описание или повествование?) В каком стиле написан этот фрагмент? Попытайся обосновать свою точку зрения Найди и подчеркни антонимы Подумай, с какой целью автор использует такое количество антонимов (обрати внимание на тип текста) Молодой ящер был ростом выше человека; его неуклюжее тело покоилось на толстых и длинных задних ногах и толстом, в конце сразу утончавшемся хвосте; передние ноги были короткие и тонкие и имели по пяти пальцев с небольшими острыми когтями, тогда как на задних было по три пальца с большими, но тупыми когтями

Часть - в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн , ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки , а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».

Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.
Ход уроков

I. Диктант

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)
II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна , 2-й вариант - нередко .
2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени ; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно ).
3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант - Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
III. Анализ ошибок диктанта
IV. Работа над ошибками

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор , тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Найдите в словаре толкования слова категория .

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени ).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории)

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория )

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

Сделайте фонетический разбор слова категория .
II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1. Сопоставительный анализ предложений

Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:

1) Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло . Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло . В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека , и есть категория состояния.)

Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится .

3. Беседа по изученному материалу.

С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание

Методические приемы: лингвистический разбор , беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) С утра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожиданно быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние человека - предложения 1, 2, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло ), 4 (поздно, холодно ), 6 (было тихо и жарко ).

Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно ), 3 (скучно, гадко ), 5 (смешно ).

Физическое состояние человека - предложение 5 (больно ).

Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было ).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи

Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет.

Например:

1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет : 1) кофе что делает? пахнет ; 2) пахнет чем? кофе . В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (Н. А. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)

Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно ; пела как? чудно ; грозен насколько? в какой степени ? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком ); продвигалась как? трудно .

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело: 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело ); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем - краткое прилагательное (лицо каково? весело ).)
IV. Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение , обсуждение вопросов , письменное выполнение.

Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть - в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

^ Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн , ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

^ Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».

^ Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.
^ Ход уроков

I. Диктант
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)
^ II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна , 2-й вариант - нередко .
2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно ).
3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант - ^ Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
III. Анализ ошибок диктанта
IV. Работа над ошибками

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.
Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени ).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории)

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория )

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

1. Сопоставительный анализ предложений

Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:

1) ^ Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: ^ Лицо темнеет, солнце пекло . Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло . В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)

Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится .
3. Беседа по изученному материалу.

С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка

Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) С утра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожиданно быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние человека - предложения 1, 2, 4, 5.)
^ II. Проверка домашнего задания

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло ), 4 (поздно, холодно ), 6 (было тихо и жарко ).

Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно ), 3 (скучно, гадко ), 5 (смешно ).

Физическое состояние человека - предложение 5 (больно ).

Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было ).
^ III. Отличие слов категории состояния от других частей речи

Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет.

Например:

2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один нетрадиционный случай. В предложении ^ Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет : 1) кофе что делает? пахнет ; 2) пахнет чем? кофе . В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (Н. А. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)

Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно ; пела как? чудно ; грозен насколько? в какой степени ? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком ); продвигалась как? трудно .
3. Слова категории состояния и прилагательные.

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело: 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело ); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем - краткое прилагательное (лицо каково? весело ).)
^ IV. Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Cегодня шаровую молнию характеризуют как сгусток плазмы, который образуется во время грозы, вследствие высокого напряжения в атмосферном электрическом поле. Описание, однако, не объясняет «поведение» природного явления, которое может быть пугающим и смертоносным.

Первое описание шаровой молнии

Ученые древности и предыдущих веков долго не могли рационально объяснить явление обычной молнии, поэтому ей приписывалось сверхъестественное происхождение. Говорили о своеобразном проявлении богов, например, Зевса. Шаровая молния - редкое явление, поэтому легенды о них еще более мистические и жутковатые.

Первое письменное освидетельствование было сделано в 1638 году в графстве Девон (Англия). Во время службы в церкви, которая находилась в деревне Вайдкомб-Мур, в помещение влетел огненный шар, диаметр его был около двух метров. Шар выбил камни из стен церкви, сломал деревянные балки, скамейки разлетелись в щепки, лопнули стекла. Помещение церкви наполнилось густым дымом, и повсюду чувствовался запах серы. Шар разделился на две части, одна улетела наружу, а вторая скрылась в церкви. В результате появления молнии погибло четыре человека, а шестьдесят человек получили различные ранения. Явление расценили как «пришествие дьявола», а виновными объявили прихожан, которые во время проповеди играли в карты.

Это не первый случай, когда шаровая молния была исторически зафиксирована. Загадочные огненные шары встречаются и в записках Св. Григория из Тура, которые датируются 6 веком н.э. Необычное природное явление изображено на всемирно известном полотне «Проповедь святого Мартина», которое выставлено в Лувре.

Ужас шаровой молнии

Шаровая молния - специфическое явление и многие признаки сопутствуют только ей. По форме она не всегда напоминает собой сферу, иногда в природе встречаются и овальные, и каплевидные, и стержнеподобные экземпляры. У овальной и сферической размер составляет в среднем сорок сантиметров в диаметре. Цвет молний красный или желто-красный, иногда желтый, редко в природе встречаются молнии, которые имеют белый или зеленый цвет. Молния во время своего появления может менять свой цвет, например, с красного на желтый или белый.

Движение шаровой молнии кажется наблюдателю «осмысленным», по своему «поведению» она напоминает простейшее, которое ищет пищу в окружающей среде, ощупывая территорию. В любой момент молния может остановиться в пространстве, а потом стремительно врезаться в предмет, который заземлен. Очевидцы говорят, что «огненный шар» издает шипящий звук, а пахнет в пространстве рядом с ней серой и озоном. Прикасаться с шаровой молнии крайне опасно, некоторые случаи оканчивались очень сильными ожогами и потерей сознания человеком. Столкновения с шаровой молнией могут быть летальными.

Широко известный научному миру случай: Георга Рихмана профессора физики убила шаровая молния, когда он проводил эксперимент с электрометром в Санкт-Петербурге. Трагедия случилась 6 августа 1753 года. Михаил Ломоносов описал смертельные травмы, которые были на теле Рихмана: «Красно-вишневое пятно на лбу, электрическая сила вышла через ноги в доски. Пальцы синие, башмак разорван, но не прожжен».

Еще один очень важный эффект, о котором стоит упомянуть - многие очевидцы говорят, что до появления молнии на них находил слепой ужас. Потом появлялась молния. После этого очевидцы долго не могут прийти в себя, они подавлены, их мучают ночные кошмары и сильная головная боль.

С точки зрения науки

Необычные свойства, которыми обладают шаровые молнии, привели к тому, что ученые настороженно стали толковать явление. Гибель Рихмана пытались объяснить как следствие взаимодействия с обычным грозовым разрядом. Хотя очевидцы гибели ученого говорили о шаре. Ученые не имеют ничего против феномена, но существуют теории, сводящие явление к галлюцинации, вызванной близким грозовым разрядом.

Научный мир во второй половине 20 века стал проявлять больше интереса к шаровой молнии. Было сделано много фотографий, которые наглядно демонстрируют феномен. Петр Капица занимался исследованием данного явления, а Никола Тесла пытался воспроизвести его в лабораторных условиях. Ученые пришли к выводу, что шаровые молнии имеют мало общего с обычными молниями, которые видел каждый ребенок, потому что первые могут появиться и в сухую погоду, и зимой.

Сегодня существует более четырехсот моделей, которые описывают происхождение шаровых молний. Экспериментально создать шаровую молнию можно, но только в специальных ограниченных условиях. Однако, по словам представителя комиссии РАН по борьбе с лженаукой, «не хочет шаровая молния залетать в лаборатории ученых». Если условия среды начинают приближаться к реальным, то молния превращается в неустойчивый сгусток плазмы, который исчезает в пространстве за несколько секунд. В природе шаровая молния движется, зависает, преследует, проникает сквозь стены, взрывается и существует более получаса. Модель не сравнится с прототипом.

Сенсационное открытие

Совсем недавно ученым фантастически повезло. 23 июля 2012 года шаровая молния появилась на Тибетском плато и попала под поле сканирования бесщелевых спектрометров, которые были там установлены. Китайские физики установили их для изучения обычных грозовых молний. Но спектрометры зафиксировали свечение шаровой молнии, которое продолжалось 1,64 секунды. Открытие! Обычная молния содержит в своем спектре ионизированный азот, а шаровая молния - железо, кремний и кальций, которыми богата почва.

Благодаря открытию одна из популярных моделей получила научное подтверждение. Модель основывается на том, что шаровая молния не что иное, как сгорающие частицы почвы, которые были подняты в воздух грозовым ударом. Круг изучения немного сузился, но пока ученые не могут объяснить, почему шаровая молния может проходить сквозь стены, почему она может появиться внутри подводной лодки, которая находится на приличной глубине и почему возникают неприятные психологические эффекты у людей, а также многое другое.

Существует более 400 теорий, объясняющих явление, но ни одна из них не получила абсолютного признания в академической среде. Пока что научные круги признают, что загадка природы не раскрыта. Бывали случаи, когда молнии появлялись рядом с одним и тем же человеком много раз, при этом каждый раз у молнии была новая форма или окраска. Когда тайна шаровой молнии будет раскрыта, скорее всего, мир получит уникальный источник энергии.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.
(Повторение изученного в 5-6 классах)
Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.
Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.
Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.
Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.
«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.
(119 слов)
Задания:
Выписать слова с орфограммами (по 3 примера) и обозначить графически
I в. Чередующиеся гласные в корне слова
IIв. Н и НН в суффиксах прилагательных.
Произвести морфемный разбор слов
I в. Собираются, кустарник, журавлиные.
II в. Раздаются, прибрежных, скворцов.Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает.
IIв. Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи.

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Причастный оборот».
Лето умчалось внезапно, будто испуганная птица. Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая черёмуха. Она стучала ветками в закрытые ставни и нагоняла тревогу. Утром мама срезала последние георгины и поставила в глиняный кувшин, когда-то подаренный ей отцом. Странно было видеть эти цветы в полумраке комнаты с заплаканными окнами.
Погода налаживалась. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч. Сад медленно увядал, осыпался и горел яркими осенними красками, таившими в себе неизъяснимую прелесть.
Мать шинковала для засолки капусту, кормила меня печённой в золе картошкой, жареными пирожками с рубленым яйцом и поила настоянным на травах ароматным чаем.
(По Е.Носову. 96 слов)
Задания:
1. Произвести морфемный разбор слов
Iв. Испуганная, нагонявшие, осенний.
IIв. Заплаканные, таившие, глиняный.

Iв. Странно было видеть эти цветы в полумраке комнаты с заплаканными окнами.
IIв. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч.
3. Выписать 3 причастия, образованные от глаголов, выделить суффиксы
Iв. Первого спряжения.
IIв. Второго спряжения.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Прощание с летом.
Несколько дней, не переставая, лил холодный дождь.
Ноябрь – самое грустное время в деревне. Дороги размыты, река, покрывшись жёлтой пеной, приобрела печальный вид. Птицы, не успевшие улететь, спрятались.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Лёжа с закрытыми глазами, я долго прислушивался и понял, что я не оглох, а попросту за окнами дома наступила необыкновенная тишина.
Я открыл глаза. Белый и ровный снег наполнял комнату. Поднявшись, я подошёл к окну. За окнами всё было снежно и безмолвно.
Через окно я увидел большую серую птицу. Она, сев на ветку клёна в саду, качнула её. Искрясь в желтоватом лунном свете, с ветки посыпался снег.
(111 слов) (По К.Паустовскому)

Задания:
1. Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. Поднявшись, я подошёл к окну.
IIв. Искрясь в желтоватом лунном свете, с ветки посыпался снег.
2. Произвести морфологический разбор деепричастия
Iв. Поднявшись
IIв. Искрясь
3. Подчеркнуть деепричастные конструкции как члены предложения
Iв. Во 2-м абзаце.
IIв. В 3-м и 4- абзацах.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Наречие».
Загадка шаровой молнии.
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
(106 слов)
Задания:
1. Образовать все возможные степени сравнения от наречий
Iв. Стремительно
IIв. Высоко
2. Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. С шаровой молнией учёным повезло меньше.
IIв. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв.
3.Произвести морфологический разбор наречия
Iв. Меньше
IIв. Нередко

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния».
Таинственный ящик.
У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская его из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. В нем оказалась горсть земли, взятая великим певцом перед отъездом за границу. Это была горсть русской земли.
(121 слово) (По Лессу).

Задание.
1. Произвести морфемный разбор слов
I в. приготовленный, кожаный, зная
II в. работавшие, входя, русской
2. Выделите графически
I в. Обособленные определения и обстоятельства в 1-м абзаце.
II в. Обособленные определения и обстоятельства в 2-м абзаце.3. Найдите в тексте слова категории состояния и определите их значение.
Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы».
Несмотря на близость к дороге, в лесу царствовала полная тишина. На всём как будто лежала печать глубокой осени. Листья с деревьев попадали и влажными грудами устилали застывающую землю. Всюду чернелись полуголые стволы берёз и дубов. Из-за них местами не только выглядывали красноватые кусты вербы, но и яма со стоячей водой, покрытая ярко-изумрудной плесенью.
Тут же неподалеку в самой чащобе осинника работал немолодой крестьянин. Высокий и широкоплечий, он в течение целого дня рубил высокие кусты хвороста, чтобы они не глушили в этом месте лес непроходимыми зарослями. Наступала зимняя пора. Мужик, по-видимому, припасал жизненно необходимое топливо.
Когда же за лесом поднимался пронзительный вой ветра, он тотчас прерывал работу, обращаясь к оборванному мальчишке, тоже сидевшему поблизости. "Эй, Ванюшка, ещё ветром снесёт, ступай домой!"
(120 слов) (По Д.В. Григоровичу)
Задания:
1.Произведите синтаксический разбор предложения
I в. Листья с деревьев попадали влажными грудами устилали застывающую землю.
II в. Всюду чернелись полуголые стволы берёз и дубов.2.Произвести морфологический разбор
I в. Предлога с (деревьев)
II в. Союза и
3.Обведите союзы, связывающие
I в. Однородные члены предложения.
II в. Части сложного предложения.