Ораторское искусство: базовые правила боя на словесной арене. Взаимодействие с публикой. Что такое ораторское искусство

Контрольная работа

Ораторское искусство


Введение


Со всеми случались ситуации, когда для того, чтобы убедить собеседника требовалось нечто большее, чем красивые слова. Искусство красноречия приобретает особую значимость в наш век коммуникаций. Сегодня под ораторским искусством подразумевается вид монолога, нацеленный на обращение к определенной аудитории с целью убеждения. Как писал Сперанский: "красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий".

Простого навыка составлять фразы в предложения бывает недостаточно, чтобы аудитория слушала и усваивала произносимую оратором речь. Подчас для этого требуется умение логически мыслить и структурировано излагать свои мысли.

Тщательнее всего ораторское искусство изучалось в Древней Греции. Ни египтяне, ни аккадцы не придавали риторике такого глобального значения, как жители Эллады. Для постановки правильного дыхания и голоса известный оратор Демосфен даже набирал полный рот камней и декламировал речи на берегу океана, стараясь перекрикивать шум морского прибоя. Основным принципом риторики считалось построение убедительной и эффективной речи. Выдающийся ученый Аристотель даже создал работу, посвященную искусство красноречия, которая не потеряла актуальность и в наши дни, и назвал ее соответствующим образом - "Риторика".

Современное ораторское искусство опирается на свод дисциплин. Таких как: психология, философия, лингвистика, этика, эстетика. Своеобразная триада логика-грамматика-риторика является неким языковым триумвиратом. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.

Грамотную речь издавна было принято считать залогом успеха. В соответствии с данным утверждением, адепты риторики в свое время учились моделировать тембр голоса сообразно языковой ситуации, произносить фразы с правильной интонацией, а также улучшать культуру речи в целом. В арсенале ритора также находились невербальные средства общения, которые подчас оказывались гораздо эффективнее вербальных. Как говорил Аристотель: "красноречие есть работница убеждения". Действительно, навык убеждать клиентов и партнеров порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.

Необходимо помнить, что ораторское искусство - это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать. Наука риторика - это такая же наука, как и физика с химией, и, приложив опредёленные усилия, ей сможет овладеть любой желающий.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире, в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации, интерес к риторике резко возрос. Ей сейчас отводится особое место в сфере образования и социальной жизни, так как владение навыками ораторского искусства является важнейшим компонентом успеха личности в любой области его деятельности, а ораторское искусство представляет собой самый действенный инструмент государственной идеологии, манипуляции общественным мнением и настроением, а также процессом формирования мировоззрения каждой личности. Мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни.

Целью данной работы является изучение основ ораторского искусства. Для достижения которой необходимо выполнить следующие задачи:

)Изучит историю ораторского искусства

)Узнать принципы и законы риторики

)Распределить этапы публичного выступления

)Понять требования предъявляемые к оратору.


. История ораторского искусства


Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник.

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

Еще во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе.

В V веке до Р.Х. появились софисты (в переводе - мудрецы) - философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п.

Софисты считали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, а приобретается в учении и труде («поэтами рождаются, ораторами - становятся»). При обучении основное внимание уделяли составлению речей, искусству спора, упражняли память, а также изучали литературу, историю для того, чтобы иметь материал к победе в споре. Речи учителей-софистов Горгия, автора одного из первых учебников красноречия, Продика, Протагора и других являются образцовыми и в наше время. Сохранилась и терминология, предложенная софистами. Во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Известно, что Протагор сам и оказался жертвой «софизма Эватла»:

В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам. За пренебрежение к истине школу софистов подверг критике Сократ (470-399 гг. до Р.Х.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.

Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею - высшей степенью образованности.

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до Р.Х.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». В ней он дает уже упомянутое нами выше определение риторики как способности «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...». Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи - сама речь - получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.

Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др. Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста - письму; а на высшей ступени - в школе ритора - прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни. Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления»Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Автор намечает пути развития ораторских качеств: «...приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, - лёгкость дают преимущественно привычка и практика».

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике. В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Эпоха Ренессанса возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах.


.Законы и принципы риторики


Основными законами риторики являются:

закон гармонизирующего диалога (достижение гармонии между орматором и аудиторией)

Для его реализации необходимо выполнение принципов: внимание адресату; близость речи к интересам адресата; корректность в изложении материала.

закон продвижения и ориентации (оратор должен ориентировать слушателя в пространстве)

закон эмоциональности речи

Для достижения необходимо использовать средства выразительности, например, тропы.

закон удовольствия (удовольствие должны получить и оратор и аудитория)

Основным отличием принципов риторики от законов является то, что принципы могут варьироваться в зависимости от той или иной ситуации, в то время как законы всегда остаются без изменений.


.Основные этапы публичного выступления


Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению.

1) Подготовка - (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

2) Вхождение в контакт - важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

А все остальные - коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией.

) Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

) Поддержание внимания - к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

) Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

) Завершение выступления - это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.


.Требования, предьявляемые к оратору


По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.

Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее - необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина - нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.

Образ оратора не складывается стихийно. Он - результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.


Заключение


Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице. Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли.

Именно этому и может научить предмет риторики. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.


Список использованной литературы

ораторский риторика публичный выступление

1. Александров Д.Н. «Риторика», М «ЮНИТИ», 1999

Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М МГУ, 1986

Гаудина Л.К Ширяев Е.И. «Культура русской речи»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вот один казус на тему искусство красноречия. Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала:
- Я заметила в ней только три недостатка!
Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от своего искусства красноречия? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам. Если вас интересует искусство красноречия, то никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа. Вот несколько простых правил, и хотя искусство красноречия – это нечто большее, тем не менее.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность — антипод занудства! Искусство красноречия – это искусство эмоциональности. Ещё читать об

Ораторское искусство является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло особенно важную роль. Чтобы оценить исключительное значение ораторского мастерства в ту эпоху, следует прежде всего вспомнить, что вся культура Греции и Рима - особенно по сравнению с современной - в большей степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, поэтому их было мало и многое приходилось заучивать наизусть. Люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона рассчитаны скорее не на чтение, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования писались прежде всего для громкого чтения. И наедине с собой люди читали вслух, наслаждаясь звуками речи. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие - жанр, в котором звучащее слово царило полновластно.

Античность до самого позднего времени не знала беллетристики в нашем смысле слова: художественной прозы с вымышленным занимательным сюжетом. Если читатель искал занимательности, он брался за мифологию, за историю, за описательную географию и т. д. Если же он искал художественности, он брался за поэтов, а из прозаиков - прежде всего за ораторов.

Наконец, - и это важнее всего - в общественной жизни античных государств красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в Новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и, обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

В наше время эта роль все более переходит от устных речей к печатным статьям и чаще приходится слышать с трибуны речи, написанные в форме статей и читаемые по записи; в древности же, напротив, даже если речь не предназначалась к произнесению и издавалась письменно, как памфлет, в ней бережно сохранялись все признаки устного стиля и жанра. Общественную роль играли не только речи в сенате и в народном собрании - «совещательные», по античной терминологии, - но и речи торжественные и судебные. Торжественные выступления на празднестве или чествовании очень часто выливались в декламацию политической программы, а судебные речи обычно использовались для того, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Больше всего простора для развития ораторского мастерства красноречия предоставлял демократический строй. Убеждение стало единственным средством получения поддержки со стороны простого народа, который больше не признавал наследственную власть (как при монархии) или военное принуждение (как при диктатуре). Греческий язык также сыграл заметную роль в развитии ораторского искусства и навыков убеждения благодаря его способности отражать абстрактные понятия «справедливость», «гражданская добродетель» и т. д. Риторика стала обязательной дисциплиной для всех граждан, а не только для людей, преследовавших политические цели. Например, новая афинская система правосудия требовала от индивидуумов аргументации своих позиций перед вынесением решения присяжными. Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами наивысшего подъема рабовладельческой демократии. В Греции это V-IV вв. до н.э. (в Афинах - время от Перикла до Демосфена), в Риме это I в. до н.э., время Цицерона. Афинская демократия породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла; о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям; глашатай простонародья Клеон и идеолог аристократии Ферамен оставили свои имена в истории аттического красноречия.

На протяжении всей истории античного ораторского искусства наблюдается постоянная вражда между риторикой и философией. Так, критика существовавшей в те времена риторики представлена Платоном, главным образом в «Георгии». Исходя из того что назначение риторики заключается в наставлении на истинный путь, Платон заявлял, что, убеждая людей в истинности или в справедливости каких-либо событий или явлений, оратор должен сам знать, что истинно и что ложно, а это знание доступно лишь философу. А Сократ, например, считал, что риторика вообще бесполезна, так как мнение истинное сохраняет свою силу даже без риторических убеждений, а мнение ложное даже с помощью риторики не устоит против истины.

Иногда между философией и риторикой намечалось перемирие. Эту тенденцию можно, например, отметить в IV в. до н.э. Так, Сократ соглашался, что искусство правильно говорить и правильно мыслить едино, но при этом считал, что первое (ораторское) искусство должно подводить ко второму, а не второе к первому. Он соглашался, что красноречие и добродетель должны быть неразрывны, но больше рассчитывал не на то, что добродетельный человек будет искать дополнение своему совершенству в красноречии, а на то, что красноречивый человек будет подкреплять авторитет своей речи авторитетом своих убеждений.

Следующий яркий этап развития риторики и ораторского искусства принадлежит эпохе эллинизма. Здесь наблюдается заметное отстранение от философских интересов. В эллинистических школах риторики воспевается тот тип оратора-краснобая, ремесленника слова, способного говорить обо всем, не зная ничего, который стал впоследствии очень распространенным и навлекал насмешки лучших писателей эпохи Римской империи.

Мы видим, что риторика в эти времена демонстрирует широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, самоцельной речи софистов, использующих словесные украшения, чтобы ввести в заблуждение.

Времена греческой риторики охватили жизнь пяти поколений, что само по себе говорит о ее огромном значении в античном обществе.

Школы времен античности и Ренессанса учили множеству правил построения и произнесения речей. Марк Фабий Квинтилиан был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ученикам был очень высок. Основные требования - воспитанность и широкая образованность. Часть многочисленных искусных приемов и речевых уловок, которым обучали будущих ораторов, достойна внимания и сегодня. В наше время вряд ли актуальны речи, имеющие эстетическую самоцель (например, Протагора), или демагогический пафос (например, Гитлера или Геббельса). Фразы, построенные на самоценности риторических фигур, вычурный стиль, упор на блестящую виртуозность - все эти элементы мы должны сегодня оценить критически.

Средневековье опять привело к расцвету ораторского искусства и мастерства произнесения речи. Путь проложили нищенствующие монахи - от Савонаролы до Лютера.

В Новое время ораторская речь зазвучала в английском парламенте XVIII в. и в Конвенте после Французской революции. Любопытно отметить, что некоторые ораторы в парижском Конвенте заготавливали конспекты выступлений как правого, так и левого, противоположного направления.

На протяжении многих столетий риторика оказывала значительное влияние на поэтическое искусство. Так, например, Расин, знаменитый французский драматург, составил конспекты книги Квинтилиана «Формирование красноречия».

Но со времен Ренессанса ни в одном парламенте речь не имела и не имеет большего значения, как в английском. Под влиянием ораторов - Питта, Фокса, Шеридана, Гладстона, Ллойда Джорджа, Черчилля и Бевина - с тех пор и по сей день Англия в еще большей степени, чем Германия, - страна речей и дискуссионных клубов.

Но и немецкая парламентская история насчитывает значительное число видных ораторов. Наиболее блестящим оратором XIX в. являлся Ойген Рихтер Бисмарк. В бундестаге видными ораторами и полемистами были, например, Шумахер, Арндт, Кейнемен, Эрлер и Шмидт - от социалдемократической партии, Аденауэр, Герстенмайер, фон Гуттенберг и Штраус - от Христианско-демократического союза и Делер - от Свободной демократической партии. Если сравнивать между собой речи Бисмарка, Ллойда Джорджа, Бриана, Черчилля, то легко заметить, что каждый из них обладал собственным стилем и тем не менее все они использовали такие средства, как образность, логика, повышение интереса к речи и т. д.

Несмотря на конкуренцию со стороны письменной речи, и сегодня устная речь остается мощнейшим средством воздействия на людей.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний; с помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каждая речь воздействует на разум, чувства и желания слушателей. Речь в жизни человека является могучей силой. К примеру, полагают, что не только великие революции, но и многие религиозные движения начинались с речи. В государствах с парламентской формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. Парламентское государственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. В парламенте, если проблемы не подвергаются серьезному обсуждению, партии опускаются до механического кивания головами по фракциям. Демократический парламент в этом случае рискует стать машиной для принятия решений, определяемых волей одного человека или небольшой группы людей.

Ораторское искусство может служить добру и злу, истине и лжи. Достаточно вспомнить речи известных ораторов - политиков XX в., чтобы понять, какие возможности творить добро или зло есть у хорошего оратора. Дар речи - опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Возвращаясь к теме «наркотического» воздействия слова на людей, можно вспомнить высказывание Г. Рейбера об ораторском мастерстве Геббельса: «Геббельс – технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить более сильное воздействие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи при всей резкости и выразительности был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были предельно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба».

Можно выделить те элементы, которые определяют речь оратора как технически правильно построенную, имеющую форму, которая четко соотносится с содержанием. Как правило, выделяют следующие десять основных элементов, характеризующих хорошую речь: объективность, лаконизм, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания к ее концу, повторение как средство для усвоения, неожиданность, смысловую насыщенность, комические эффекты.

Объективность означает прежде всего максимально возможную степень правдивости и непредвзятости, подразумевает глубоко согласованное, обусловленное существом дела соединение содержания и формулировок речи, что не исключает элегантной отделки. Кроме того, объективность характеризует сведения, которые оратор доносит до слушателей: что именно является констатацией фактов и взаимосвязей, а что - личным мнением и оценкой.

Цицерон идеальным считал оратора, который «о малом сможет говорить скромно, о среднем - умеренно, о великом - важно».

Следующий фактор, определяющий хорошо построенную речь, - лаконизм . Вольтер сказал: «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все». Поэтому не следует в одном докладе исчерпывать всю тему, иначе оратор рискует исчерпать терпение слушающих. Сегодня в некоторых странах практикуются усыпляюще длинные речи. Так, на партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Морд говорил в течение шести часов, а австрийский депутат Ленер в рейхстаге на земле прекрасной Вены держал речь «без точек и запятых» в течение четырнадцати часов.

Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - следствие недостаточной подготовки. Речь бывает слишком длинной, так как оратору просто не хватило времени сделать ее короче.

«Если краткость - сестра таланта, то ясность есть воплощение убедительности», - сказал бы удачливый оратор. Это совершенно очевидно, ведь никого не «тронет» то послание, которое невозможно понять. Старое правило утверждает: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Все великие ораторы придерживались максимы: ясность мысли - ясность речи - ясность общественного интереса , сформулированной еще Аристотелем.

Ясность должна стать правилом при разработке риторической стратегии, особенно в условиях перемен. Изменения могут поставить в тупик даже при наилучшем стечении обстоятельств, и поэтому руководители должны уделять особенно много внимания ясности текста при подготовке посланий по поводу нововведений. Единственный путь сделать свои мысли достаточно понятными - это изложить их на самом простом языке.

Продюсер одного из лучших зарубежных варьете Ф. Зигфилд сказал однажды, что «если новая идея не может быть написана на оборотной стороне визитной карточки, то у нее нет шансов на существование». Это особенно уместно в наши дни, когда временной интервал готовности людей воспринимать информацию уменьшился, как иногда шутят, до длины звука. Поэтому политики, руководители компаний, адвокаты, педагоги и др., если они хотят убедить других в чем-либо, должны уметь иногда урезать свою речь до нескольких броских фраз, которые «являются как бы призывом к бою для людей всех уровней в организации».

Люди, особенно адаптирующиеся к переменам, сильно нуждаются в информации, в частности о всеобщей картине изменений в мире. Чем больше подобной информации они получают, тем больше они начинают действовать в духе инициативы реформирования. Наоборот, чем меньше информации будет содержаться в сообщении руководителя, тем скорее люди будут стремиться ограничить свои усилия лишь точным исполнением предписаний или же мучить себя догадками, что именно начальник имел в виду. Когда возникает такого рода ситуация, напоминающая саботаж, руководитель должен отвергнуть побуждение уволить своих работников, а вместо этого поработать с ними, дать им дополнительную информацию и еще раз попытаться объяснить все так, чтоб они поняли. Какого типа сведения сообщает менеджер и в какой форме, зависит от ситуации.

Залогом хорошего, облегченного восприятия речи является ее образность . Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп. «Необходимо создавать свое понятие, сообразуясь с чувственным ощущением, то есть в наглядном представлении соотносить понятие предмету, а это значит приблизить образное представление к понятию» (Кант). Как правило, речь развивают от наглядного представления (образ, сравнение, рассказ и т. д.) к обобщению. Абстрактные понятия без фундамента образов редко остаются в памяти. С помощью выразительных средств динамичным и жизненным предстает самый сухой материал. И здесь приходит на ум рецепт Вольтера, который можно перефразировать следующим образом: «хороший» оратор «даже из самой жесткой подошвы приготовит вкуснейшее блюдо».

Хороший оратор должен постоянно думать о том, каким путем достичь главного пункта. Каждая речь, а особенно речь с выражением своего мнения, достигает кульминации в небольшом числе выражений, содержащих основные мысли. Другими словами, речь оратора должна характеризоваться такой деталью, как целенаправленность . Формулировки целевых и ключевых предложений должны легко запоминаться. Иначе оратор рискует услышать следующий диалог после своего доклада:

Как долго говорил оратор?

Два часа.

И о чем он говорил?

Этого он не сказал...

Одним из первых форматирующих параметров речи является повышение напряжения . Оратор не просто сообщает факт за фактом, одну фразу сменяет другой, но настраивает речь на повышение напряжения, причем последнее должно быть не внешним и рассчитанным на успех приемом, а внутренне обусловленным и органичным.

Признаком искусного в психологическом отношении стиля является оправданная по смыслу, но неожиданная и нетрадиционная связь деталей. Неожиданность является фактором, повышающим внимание, а последнее, как мы уже убедились, - немаловажный прием для сохранения интереса слушателей на протяжении всей речи.

Следующее важное правило ораторского искусства, которое необходимо знать каждому человеку, выступающему перед аудиторией, гласит: сложные понятия нельзя давать концентрированно . Материал, нелегкий для понимания, «спрессованный» в тесном временном отрезке, не воспринимается слушающими. Смысловая насыщенность речи в разных ее частях должна быть различной.

Одним из существенных элементов многих хороших речей является комический элемент , «смешное». Юмор и шутки бывают особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади. В древние времена считали, что вызывать смех для оратора очень желательно «либо потому, что веселая шутка сама вызывает расположение к тому, кто шутит, либо потому, что каждого восхищает острота, заключенная порой в одном-единственном слове, обычно при отпоре, но иной раз и при нападении, либо потому, что такая острота разбивает, подавляет, унижает и запугивает противника или показывает самого оратора человеком изящным, образованным, тонким; но главным образом потому, что она разгоняет печаль, смягчает суровость, а часто и разрешает шуткой и смехом такие досадные неприятности, какие нелегко распутать доказательствами» (Цицерон).

Действительно, острота подчас освещает проблему глубже, чем трагическая серьезность. Но, используя приемы комического, оратору не следует забывать, что для разных целей предназначены и разные виды смешного. Так, «острота доказывает не более чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности», «острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (В. Пиндер). А вот едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм вообще не всегда применимы. Да, такие фразы, как: «Господин министр, я только что прослушал вашу речь, однако теперь шутки в сторону...», конечно же вызывают смех друзей и бешенство противников, но порой они легко уводят от конструктивных предложений.

Еще одним важным моментом ораторского искусства является стиль речи . Общий стиль речи - выбор слов, построение предложений - должен быть по возможности ясным, обозримым, гибким и «адекватным». Хороший стилист не стремится к литературным высотам, но и не срывается в бездну вульгаризма. Под словом «адекватный» следует понимать следующее: стиль речи должен соответствовать реальному содержанию.

Есть еще один важный момент, о котором должен помнить любой выступающий, стремящийся быть хорошим оратором: следует избегать неопределенности ; оратор, который сам не определился и с чрезмерной осторожностью оперирует словами «возможно», «желательно», может вызвать недоверие.

Еще одно часто применяемое средство воздействия - мыслительная цепь . В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена в цепи мыслей.

Для того чтобы возбудить любопытство слушателей, оратору следует использовать «прием промедления », т. е. не сразу выкладывать все козыри, не сразу распутывать все узлы, а откладывать это на более поздний момент, т. е. уметь создавать словесную интригу.

Очень эффектным риторическим средством является игра слов , которая всегда остроумна и смешна, но при этом она не должна стать самоцелью, так как это уместно лишь для конферансье. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями.

Важным риторическим средством, обостряющим высказывание, является намек . Оратор дает понять слушателю, что он знает нечто, о чем сообщать не будет, тем самым заинтересовывая аудиторию и привлекая ее на свою сторону. Предмет этого знания может быть либо вообще не упомянут, либо более или менее раскрыт вплоть до узнавания в зависимости от целей автора. В последнем случае говорят о прозрачном намеке. Примеры непрозрачного намека: «Вы знаете, к чему я клоню» или «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...»

Для того чтобы приобщить слушателя к тому или иному высказыванию, можно воспользоваться «вставкой », которая выглядит как замечание, которое делается мимоходом: «Однако подумаем, что является следствием этого».

Все перечисленные риторические средства связаны друг с другом, и одно бывает встроено в другое. Но они не должны применяться слишком кучно: их действие притупляется.

Далеко не все из нас когда-нибудь слышали безупречных ораторов, которые пробуждали в аудитории энтузиазм, поражали нас своими голосом, дикцией, непринужденной манерой и иногда остроумной шуткой. О замечательном русском адвокате Ф.Н. Плевако, обладавшем удивительным даром речи, другой великий русский юрист, А.Ф. Кони, писал: «Сквозь внешнее обличив защитника выступал трибун, для которого дело было лишь мешала ограда конкретного случая, стеснявшая взмах его крыльев со всей присущей им силой». Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти.

Однако после таких речей само содержание, как и цель, может быть вытеснено на второй план впечатлением от внешних эффектов, примененных оратором. Сегодня зачастую техника речи и развлекательная ее сторона ценятся более всего; но это лишь косметика на субстанции. Очень мало ораторов действительно увлекают своих слушателей содержательной стороной выступления и заставляют относиться к тезисам серьезно. Это в полной мере относится и к политическим лидерам, включая отечественных.

А ведь каждый политик de jure является профессиональным оратором, так как основная его задача - формировать точку зрения своих избирателей (в чем, как мы все убедились, они крайне неумелы). A de facto он никогда и нигде, за редким исключением, не обучался ни основам риторики, ни стилистике, ни публичному речевому поведению. Это, в свою очередь, наводит на мысль о необходимости скорейшей перестройки российской образовательной системы, из которой 80 с лишним лет назад были выведены курсы риторики и ораторского мастерства; и это легко понять: ведь они формируют умение логически мыслить, анализировать и пропагандировать собственные идеи. Это умение подавляется любым тоталитарным режимом, который исключает как наличие, так и в особенности пропаганду плюралистических позиций. Носители наиболее стойкого интеллекта (а интеллект свободен по самой своей природе - ему ничего нельзя навязать) отправляются такими режимами на эшафот или в изгнание. История нашей Родины XX в. - трагическое тому подтверждение.

Анализ речей определенной части современной российской политической элиты наводит на мысль об отсутствии стилистически нормированной среды, которая формируется только у образованных людей.

Конечно же нелегко предложить высокому должностному лицу брать уроки по обучению навыкам выступления перед аудиторией, однако следует попытаться добиться этого косвенными методами. Например, можно предложить политику пройти определенный курс подготовки, поскольку ему может понадобиться выступить по телевидению, а это требует присутствия духа и уверенности. Можно также упомянуть тот факт, что во всем мире политических деятелей обучают навыкам публичного выступления. Другой метод - запись выступления в ходе репетиции. Прослушав запись, должностное лицо может убедиться в пользе специальной подготовки для повышения ораторского мастерства. Необходимость в обучении выступать перед аудиторией ничем не отличается от необходимости обучения игре в теннис или в гольф.

Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. М., 2002.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Политик, ежедневно выступающий перед многотысячной публикой, называет себя оратором. Продавец овощей на рынке разговаривает лишь с сотней людей в день, заявляя о себе как о простом трудяге. В ком из этих людей отображается ораторское искусство? На первый взгляд все очевидно.

Однако есть нюанс: месяц подходит к концу — время выводить статистику. Политик оказался в конце выборных списков. Рыночный торговец повысил месячный доход на 15%. Кто теперь кажется более красноречивым? В чем проявляется настоящая сила ораторского выступления и как стать успешным спикером с нуля?

Что такое ораторское искусство

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме. На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя.

Главные цели ораторства

  • донести информацию, до слушателей;
  • огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
  • защитить собственное мнение;
  • вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
  • переубедить в чем-то;
  • побудить аудиторию на действия;
  • пропиарить себя.

Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе. Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.

Основы ораторского искусства

Радислав Гандапас — популярный в странах СНГ специалист по лидерству, ораторству, бизнес-тренер, автор книги “Камасутра для оратора”. В ней он утверждает, что публика 60% своего внимания обращает на то, как спикер держится, подает себя, 30% — как говорит и лишь 10% — о чем рассказывает. Это доказывает, что ораторское искусство — комплексная техника. Она включает много факторов. Для успеха выступления потребуется освоить сразу несколько основ.

Голос и речь

У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию:

  • декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы;
  • изучать скороговорки (особенно “Лигурию”);
  • применить метод Демосфена (тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы);
  • заниматься с логопедом;
  • использовать артикуляционную гимнастику;
  • тренировать дыхание.

Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.

Внешность

“Встречают по одежке…” — в мастерстве публичных монологов эта поговорка особенно актуальна. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей:

  • повода и темы выступления;
  • социального статуса, настроения слушателей;
  • ситуации, обстановки, в которой выступает спикер;
  • способа подачи информации (комический, серьезный, драматический).

Футболка и шорты на деловых переговорах выглядит так же нелепо, как и строгий костюм у промоутера, раздающего приглашения на детский праздник.

Однако в любом случае лучше подбирать аккуратный, чистый, выглаженный наряд. То же касается гигиены. Чистые зубы, умытое лицо без следов сна, драки или похмелья, укладка, легкий макияж, ухоженные усы и борода действуют на людей гораздо лучше, чем неопрятность.

Язык тела

Мимика, жесты, поза — в них выражается харизма, необходимая для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, крайне желательно, чтобы они выражали уверенность, настойчивость. Несколько советов:

  • следить за осанкой, держать спину ровно;
  • контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски;
  • расправить плечи;
  • держать голову слегка приподнятой;
  • заранее подобрать хороший ракурс, помня об освещении, акустике, “рабочей стороне” лица;
  • держать руки на виду, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину;
  • научиться унимать дрожь в статическом положении.

Смысл

Смысловой нагрузке выступления уделяется только 10% внимания. Однако слушатели платят за семинары, чтобы услышать полезную информацию, а не тонну воды вперемешку с эмоциями. По этой причине суть также играет роль. Вот что хочет получить публика:

  • четко сформулированный тезис;
  • актуальность проблемы, ее причины;
  • возможные результаты бездействия;
  • варианты решения трудности;
  • аргументы в пользу конкретного хода;
  • основания отказа от других способов действия;
  • итоги применения поданной идеи, метода.

Выступление продумывается с учетом всех этих пунктов. Если хотя бы на одно из перечисленных положений не дать осмысленного ответа, возможен провал. Либо речь будет бесполезной для аудитории, либо оратор поставит себя в неловкое положение, не зная, что ответить на вопросы слушателей после выступления.

Влияние на эмоции

Просто список фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.

Один из лучших способов такого влияния — интрига. Как ее можно создать:

  • неожиданно рассказать провокационный факт;
  • озвучить данные, которые кажутся невозможными (например, “я — бессмертен”, объясняя это после паузы тем, что оставил след на земле и теперь навсегда останется в памяти потомков);
  • загадать загадку, но пообещать назвать ее ответ в конце;
  • сказать, что зрители смогут получить то, что хотят, уже к концу мероприятия (если это действительно возможно хотя бы частично);
  • огласить об открытии тайны;
  • сообщить утверждение, спросить у публики, согласна ли она с ним, а затем предложить выяснить это вместе;
  • заинтриговать сюрпризом;
  • организовать ситуацию соперничества.

Взаимодействие с публикой

Люди любят разговаривать и слушать о себе. Даже публичное признание собственных ошибок, недостатков неосознанно вызывает удовольствие. Но как выступающему это использовать, если слушателей так много, и они разные?

Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей, которые пришли на запланированный семинар, объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность. И она тоже любит слушать о себе. Как установить с ней контакт:

В Древней Греции оратору требовались только его мастерство и возвышение, чтобы обступивший народ мог его видеть. Сейчас же другое время. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Чтобы заинтересовать аудиторию, современному спикеру потребуется больше наглядности в виде:

  • видеозаписей, презентаций;
  • аудиозаписей, музыкального сопровождения;
  • схем, таблиц, графиков;
  • конкретных примеров из жизни;
  • моделей, прототипов, макетов;
  • разыгрывания реальных ситуаций;
  • брошюр, флаеров, буклетов.

Правильно используя вспомогательные средства, ритор достигнет большего эффекта в своем выступлении.
Ораторское искусство требует богатых знаний, отточенных навыков. Оно не зависит от материального положения, социального статуса. Если красноречие не было заложено природой, тогда это мастерство осваивается тяжелым трудом. Но даже человеку с хорошими задатками придется работать. Можно собирать тысячи слушателей, которые забудут о прослушанной речи уже через пять минут после ее окончания. А можно выступить перед восемью людьми и сподвигнуть их всех на действия. И именно в этом заключается высшее мастерство оратора.