Основные положения биологической теории эмоций анохина. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

П. К. Анохин эмоции1 - страница №1/1

Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 474-479
П. К.Анохин ЭМОЦИИ 1

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) -физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъек­тивную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радос­ти и социального жизнеощущения. <...>

Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции представляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь орга­низм и приобретают ярко выраженный субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособитель­ных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим услови­ям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержать­ся в процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они дав­но были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интег-ральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоя­нию человека определенный тип переживаний. Производя почти мо­ментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций орга­низма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный меха-

1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 172-177.


Анохин П.К, Эмоции 475

низм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - оп­ределять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древ­него и универсального критерия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вмес­те с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, меха­низм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спаситель­ной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональном со­стоянии, можно видеть на примере простой болевой эмоции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение сустав­ной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное бо­левое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создают­ся исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях огра­ничивающим фактором является только ощущение боли. Организм че­ловека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», по­могающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью дви­жений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоро­вью движений производился бы на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставе и т.д., как сразу же станут ясными все совершенство универсального характера эмоциональных состояний и крайняя выгодность их в приспособитель­ном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с пер­вых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на осно­ве учета объективных параметров вредящего агента (например, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т.д.), а на основе именно того «общего знаменателя», который выражается эмоцио­нальным состоянием: «больно», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и от-травлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопут­ствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому орга­низм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и физиолога­ми, демонстрируют некоторый единый план в архитектуре живого орга­низма, благодаря которому все разнообразные его функции санкциониру-

476 Тема 10.

ются или отвергаются на основании одного и того же принципа - прин­ципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций. <...> Теории эмоциональных состо­яний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недоста­точности: они не рассматривают эмоциональные состояния как законо­мерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохра­ниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биоло­гическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощу­щений в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и чело­века в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, кото­рые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и ос­новных влечений, а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внимательный анализ поведения животных и человека показывает, что та­кая классификация вполне приемлема для всех видов влечений и для лю­бого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмо­циональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний орга­низма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создаю­щий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потреб­ности связаны с определенным эмоциональным состоянием, большей час­тью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потреб­ности или выполнение какой-то функции, которая устраняет назревшую потребность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с биологичес­кой точки зрения, то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушитель­ный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни дан­ного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребности че­ловека не является только простым устранением этой потребности, име­ющей тягостный характер. Как правило, удовлетворение, устраняя потреб­ность, сопровождается самостоятельным подчеркнутым положительным

Анохин П.К. Эмоции 477

эмоциональным переживанием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный под­крепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: рас­крыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положи­тельного (удовлетворение) эмоционального состояния. И прежде всего необходимо проанализировать вопрос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоцио­нальное состояние.

Биологическая теория эмоций 1 построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полез­ным эффектом. Только в этом последнем случае формируется и стано­вится закрепляющим фактором положительная эмоция. Можно взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, кото­рое человек получает при удачном чихательном акте. Точно так же хоро­шо известно и обратное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях присущи абсо­лютно всем жизненно важным отправлениям животного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последова­тельности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опо­рожнение тазовых органов, кашель, чихание, половой акт и т.д.)? Для от­вета на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего дей­ствия - «акцептора действия» и посылка множества эфферентных воз­буждений, идущих к самым различным органам и частям той системы,

1 См. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении условного рефлекса // Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.

478 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успеш­ности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в голов­ной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регист­рируют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация »).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной информации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обязательным для каждой функции, и организм был бы немедленно разрушен, если бы этого механизма не су­ществовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выполнении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворенности, трудности и бес­покойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферическо­го акта, именно результативный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с цент­ральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппа­ратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полно­ценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение об­ратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцеп­тором действия ведет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые при­вели бы к формированию полноценного периферического акта и, следова­тельно, к полноценной эмоции удовлетворения. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмо­циональные состояния от полноценного или неполноценного периферичес­кого акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джеймс и Ланге в своей теории уловили правильный момент в развитии эмоцио­нальных состояний, во всяком случае в появлении эмоциональных состоя­ний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джеймс и Ланге, есте­ственно, не могли раскрыть тот истинный центральный механизм (совпа­дение с акцептором действия), который является обязательным и реша­ющим условием для возникновения положительной эмоции 1 .

См. Анохин П.К. Указ. соч.

Анохин П.К, Эмоции 479

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на централь­ном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конеч­ный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном механизме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые со­ставляют область эмоциональной жизни человека. Многие из этих эмо­ций, особенно болевая эмоция, не требуют постепенного увеличения по­требности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положительное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в деталях развития различных эмоций, архитектурный план возникновения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, возникшие, на­пример, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной технической проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпа­дут с исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низ­ших растительных эмоциональных состояний и кончая высшими соци­альными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитек­тура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая закономерность, присущая жизненным явлениям раз­личной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождествен­ными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта законо­мерность - закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов -является общей для различных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно поэтому, что на основе именно этой закономерности и по этой уникальной архитектуре произошло и развитие эмоциональных состояний человека - от первичных примитивных растительных ощущений до выс­ших форм удовлетворения в специфически человеческой деятельности.

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

"Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • 4.3.2. Теории эмоций

    Проблемы происхождения и функционального значения эмоций в поведении человека и животных представляют предмет постоянных исследований и дискуссий. В настоящее время существует несколько биологических теорий эмоций.

    Биологическая теория Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Ч.Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции.

    Каждому из нас знакомы мимика и пантомимика, сопровождающая эмоциональные переживания. По выражению лица человека и напряжению его тела довольно точно можно определить, что он переживает: страх, гнев, радость или другие чувства.

    Итак, Дарвин первым обратил внимание на особую роль в проявлении эмоций, которую играет мышечная система организма и в первую очередь те ее отделы, которые участвуют в организации специфических для большинства эмоций движений тела и выражений лица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с свободным внешним их выражением. Напротив, подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания.

    Однако, кроме внешних проявлений эмоций, при эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения частоты сердечного ритма, дыхания, мышечного напряжения и т.д. Все это свидетельствует о том, что эмоциональные переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами в организме. Именно эти наблюдения дали основания для первой широко известной теории эмоций – теории Джеймса – Ланге.

    Теория Джеймса – Ланге – одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:«мы грустим, потому что плачем, сердимся. потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

    Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания. Эти сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, который человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).

    Таламическая теория Кеннона Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

    Активационная теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций – наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

    Биологическая теория П.К.Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, негативной окраской, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.

    Итак, суть теории П.К.Анохина состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов выполненного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, положительная эмоция, связанная с удовлетворением потребности, закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству (т.е. к отрицательной эмоции) и к дальнейшему поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура функциональной системы.

    Информационная теория эмоций П.В.Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные – при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.

    С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция – это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

    где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

    Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом, приводит к возникновению положительных эмоций.

    Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

    Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами. Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.

    Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента: 1) нейронную активность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент); 2) деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг» (выразительный компонент); 3) субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других (Изард, 1980).

    К сожалению, теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения базисных эмоций используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.

    Нейрокультурная теория эмоций была разработана П.Экманом в 70-е годы XX века. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходными положениями является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья,) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

    Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, искусно демонстрируя позитивное отношение к событиям. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300 – 500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражения лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

    Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой физиологической теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джеймса – Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

    Многообразие не согласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теории эмоций, видимо, дело отдаленного будущего.

    В данной теории эмоций, эмоции рассматриваются, как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного. В это точки зрения прослеживается то, что Анохин опирался на теорию Дарвина. Данная теория рассказывает нам о том, что при возникновение потребностей возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для выполнения поставленных задач(в данном случае удовлетворения какой-либо потребности) при выполнении человек испытывает удовольствие. Если же не удается, то силы направляются на поиск иных решений.

    Информационная теория эмоций П. В. Симонова

    Симонов выдвинул свою оригинальную теорию о происхождения эмоций. Он предполагает, что эмоции возникают вследствие недостатка или же избытка сведений, которые необходимы нам для удовлетворения той или иной потребности. Эмоциональное напряжение описываться как сила в потребности и дефицита прагматичной информации которые необходимы для исполнения цели. Также он вводит формулу (рис 4)

    где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

    Физиологические структуры эмоций

    Рассмотрев теории происхождений эмоций, перейдём к рассмотрению физиологической структуре эмоций. Джейму Пейпеце удалось совершить подтвердить научное открытие о «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Эмоции по концепции Пейпеци связаны с определёнными структурами мозга. Он выделил «Круг Пейпеца» которая задаёт эмоциональное состояние нашей психики в вовлекает в эмоциональные реакции одновременно множество связанных между собой структур мозга. В «круг Пейпеца» входят такие структуры:

    1. Гипоталамус

    2. Передневентральное ядро таламуса

    3. Поясная извилина

    4. Гиппокамп

    5. Мамиллярные ядра гипоталамуса

    Лимбическая система взаимосвязана с новой корой большого мозга, с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу. Лобный участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи осуществляется сознательное управления, появления и проявления эмоций. Какова не была эмоция, переживаемая человеком, - сильной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.



    Сравнение эмоций и чувств

    В этом разделе мы сравним эмоции и чувства. Не секрет то что эмоции и чувства взаимосвязаны друг с другом, но всё же стоит упомянуть, что в эти понятие вложен разный смысл их и они не отождествлены, как это считают некоторые учёные. Для начала стоит разобраться привести понятие терминов.

    Эмоции по Гамезо М.В это особый класс психических явлений, которые протекает в форме переживания и отражает отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

    Чувста по Гамезо М.В это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей таких как любовь, гордость, ненависть и др.

    Исследую эмоции и чувства и их соотношения учёные разделились на четыре группы:

    1)Отождествляют эмоции и чувства

    2)Считают эмоции одним из видов чувств

    3)Определяют чувства, как родовое понятие объединяющее различные виды эмоций

    Наиболее явно раздели эмоции, и чувства А.Н Леонтьев он даёт эмоциям такую характеристику они имеют ситуационный характер т.е выражают оценочное к наличной или к будущей ситуации. Чувство же носит объективный характер. Чувства есть не что иное, как устойчивое эмоциональное отношения. Так же Леонтьев отмечал, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу(например любимый нами человек может вызывать у нас в определённых ситуациях преходящею эмоцию неудовольствия, и даже гнева)

    В. А. Крутецкий (1980) придерживался мнению Леоньтев и считал, что чувства- это это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. А отличаю тем эмоции это- более простое переживания которое мы ощущаем сейчас.



    Р. С Немов в своих работах, что эмоции не всегда осознаются, а чувства внешне весьма заметны. По моему мнению, дело обстоит совсем иначе часто человек не может признаться в том что у него возникло чувство в отличие от эмоций, которые как переживания не могут не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

    Подводя итоги о чувствах, и эмоциях я предлагаю рассмотреть мнения, Ильна Е.П. считает, что чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, которому данный человек испытывает чувство. Например во время сессии родители беспокоятся за своего ребёнка. В день экзамена родители будут испытывать чувство тревоги в случае удачной сдачи экзамена родители будут испытывать радость, в случае неудачи разочарования и даже злость. Данный пример подтверждает, что эмоции и чувства не являются одним и тем же. Так мы приходим к мнению, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет ведь одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Человек,может не проявлять снаружи эмоции тем самым,скрывая свои чувства.

    Виды эмоций

    В Психологии выделяют такие виды и формы эмоций:

    По влиянию:

    1)Стенические повышают жизнедеятельность,активны

    2)Астенические подавляют жизнедеятельность,пассивны

    По качеству:

    1)Положительные

    1.1)Радость

    1.2)Гордость

    1.3)Доверие

    1.4)Нежность

    1.5)Любовь

    1.6)Симпатия

    1.7)Спокойствие

    1.8)Блаженство

    1.9)Ликование

    2)Отрицательные

    2.2)Печаль

    2.4)Отчаяние

    2.5)Тревога

    2.6)Жалость

    2.8)Ненависть

    3)Нейтральные(амбивалентные)

    3.1)Любопытство

    3.2)Изумление

    3.3)Безразличие

    3.4)Созерцание

    3.5)Удивление

    Также эмоции разделяют на:

    1)Высшие связаны с удовлетворениям социальных потребностей

    2)Низшие связаны с органической потребностью

    2.1) Гомеостатические

    2.2) Инстинктивные

    В зависимости от субъективной ценности переживаний Б.И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

    1)Альтруистические- переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям.

    2)Коммуникативные- возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями и т.д

    3)Глоричные- связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности.

    4)Практические- определяются успешностью или не успешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения.

    5) Романтические- проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего.

    6)Гностичные- связаны с потребностью в поздравительной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений.

    7) Эстетические- связанные с лирическими переживаниями: потребностью в красоте, чувство изящного.

    8)Гедоничные- связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знания.

    9)Акизитивные- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

    10)Мобилизационные- происходят от потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе.

    Из списка выше можно сделать вывод, что эмоции разновидные, и каждый вид влияет на нас по-своему.

    Функции эмоций

    Как известно основные функции эмоций направлены на то, чтобы человек мог понимать другого человека без слов, благодаря этому ему удаётся лучше настраиваться на общение и кооперацию.Такой обмен информации происходит с помощью мимики лица, и жестов, говоря одним словом это есть невербальное общение. Рассмотрим по подробнее основные функции эмоций:

    1)Функция побуждения- данная функция даёт эмоциям возможность стимулировать деятельность которая направлена на удовлетворения потребности или же наоборот притормаживать её. Эмоции направляют и контролируют поведения человека в зависимости от ситуации.Различные потребности побуждают у человека разнообразные эмоции.

    2) Следообразующая функция- эта функция проявляется лишь в экстремальных ситуациях.

    3) Эвристическая и предвосхищающая функция- определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

    4) Синтезирующая (предвосхищающая) функция- данная функция направлена на итерацию проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, которые обеспечивают возможность структурированного и целостного отражения переживания и раздражения.

    5) Экспрессивная функция- данная функция отвечает за влияния социальной среды на коммуникацию человека.

    С точки зрения физиологии можно выделить такие функции эмоций:

    Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

    1) Эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

    2) Эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

    3) Каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

    Функции эмоций носят лишь положительный характер, так как по-другому они бы не закрепились в нашем генотипе. Несомненно, они могут и повлиять на наш организм отрицательно, но это происходит лишь при большой интенсивности и это относится к роли эмоциям. Приведу такой пример соль и витамины в умеренной дозе полезны, но если употреблять их с избытком человек может отравиться. Так собственно происходит и с эмоциями. При выполнение своих функций эмоции не «спрашивают» полезны или вредны они для человека с его точки зрения.

    Глава 2 Воздействие эмоций

    Эмоции рассматриваются как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций. Они играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит достижение запрограммированного результата – удовлетворение потребности, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности поиски новых, более успешных способов достижения цели.

    Информационная теория П.В.Симонова

    Эмоции являются ответом на недостаток (дефицит) или избыток (профицит) информации, требующейся для удовлетворения актуальной потребности. Автор предложил структурную формулу эмоций:


    · Э − эмоция, ее степень, качество и знак;

    · f − знак функции;

    · П − сила и качество актуальной потребности;

    · (Ин − Ис ) − оценка вероятности (возможности) удовлетворения по­требности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

    · Ин − информация (необходимая) о средствах, прогностически необ­ходимых для удовлетворения потребности;

    · Ис − информация (существующая) о средствах, которыми распола­гает субъект в данный момент;

    · ... − многоточие, означает ряд факторов (известных и неизвест­ных), способных повлиять на конкретные значения параметров (силы, знака, качества) эмоции. К ним относятся - индивидуальные (типологичес­кие) особенности субъекта, запас времени для реагирования и принятие решения, особенности по­требности и др. Такие до­полнительные факторы «обусловливают лишь вариации бесконечно­го многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточ­ными являются всегда два и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения».

    В упрощенном варианте формула выглядит так:

    Из последней формулы следует:

    1) Обладая необходимой информацией к удовлетворе­нию актуальной потребности, субъект не переживает эмоции

    Соответствующая эмоция отсутствует (Э = 0):

    · при отсутствии потребности (П = 0)

    · при полной информированности (Ин = Ис, когда Ин − Ис = 0)

    2) Эмоция отрицательна при нехватке информации (Ин > Ис);

    3) Эмоция положительна при избыточности информации (Ин < Ис)

    Иногда полученная информация сама несет эмоциональный заряд, так как вызывает болезненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может еще больше усилить эмоцию, возникающую в новой ситуации, с которой человек сталкивается.

    Эксперименты Спайсмана.

    В эксперименте Спайсмана и его коллег было показано, что отрицательные эмоциональные реакции наблюдаются чаще всего из-за неприятной информации и из-за недостаточной информации. Положительные эмоции возникали при получении достаточной информации, особенно если она была ожидаемой. Четырем группам испытуемых показывали фильм, о тот как в каком-то австралийском племени осуществляют обряд инициации подростков. Операция состояла в том, что острым камнем надрезали поверхность пениса по всей его длине, а подростка в это время крепко держали четыре взрослых человека. Все четыре показа осуществлялись по- разному.

    1 группа смотрела картину без звукового сопровождения.

    2 группа прослушивала комментарий, произносимый патетическим тоном, где подчеркивали жестокость и травматизм подобной практики.

    3 группа получала комментарий, в котором делался упор на обычность сцены и незначительность травмы.

    4 группа получала нейтральный комментарий. который объективно описывал детали различных фаз данной практики.

    По результатам записи сердечного ритма и кожно - гальванической реакции в группах 3 и 4 наблюдалась умеренная реакция, а в группе 2 и 1 – сильная