Основные свойства внимания. Внимание. Свойства и эксперименты

Внимание - это способность сконцентрироваться на одном конкретном объекте для его познания или изучения. Внимание направлено на то, чтобы помочь индивиду максимально успешно ориентироваться в окружающем мире. При этом оно устроено таким образом, что когда мы сознательно концентрируемся на нужном объекте, все остальные как-бы расплываются и теряют свою яркость. Таким образом, определение внимания таково — это природой предназначенная общая опция для максимально легкого и эффективного познания чего-либо.

Также внимание является как самостоятельной единицей психических свойств человека, так и в то же время спутником других процессов мозговой деятельности. К примеру, мы вполне способны слушать с вниманием или невнимательно, с тем же успехом говорить, смотреть, выполнять любые действия.

Виды

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное - активным.

Рассмотрим каждый из видов подробнее.

возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно. Этот вид внимания фиксирует в сознании те моменты, которые каким-то образом попадают в наше поле зрения, и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, специально на этом не концентрируясь.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию. Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы. Или сосредоточиться на доске, где преподаватель объясняет новую тему.

Произвольное внимание человека — это осознанная общая опция, а непроизвольное, соответственно — неосознанная. Эта характеристика внимания необходима для того, чтобы работать, учиться, применять свои знания и навыки в жизни.

Но следует заметить, что уже достаточно давно существуют техники, позволяющие помочь человеку освоить какой-то материал или приобрести определенные навыки через непроизвольное внимание. Например, когда в поле зрения человека на его рабочий стол кладется картинка или надпись с нужной информацией, человек непроизвольно, то есть не прикладывая к этому сознательных усилий, ее запоминает.

Некоторые психологи еще рекомендуют в этой классификации выделять и третий вид внимания — послепроизвольный. Этот вид имеет характеристики непроизвольного, но возникает после произвольного. Приведем пример: человек, приложив определенные усилия к «вхождению» в тему, затем углубляется в нее и работает уже практически на автомате, непроизвольно.

Свойства

Следует отметить, что эти свойства характерны для обоих видов человеческого внимания. Еще одно название — механизмы внимания, их на сегодняшний день известно пять:

    .

    Это максимальная общая продолжительность времени, которую индивид способен посвятить одному объекту.

    .

    Эта характеристика внимания имеет врожденное свойство, дается человеку генетически, это его физиологические основы. Но при помощи тренировок в течение жизни уровень доступного объема можно существенно увеличить.

    Объем внимания можно измерить, это то максимальное количество объектов или информации, на котором человека может одновременно сконцентрироваться без ущерба и ясности познания для каждого из них. Средний человек способен одинаково ярко воспринимать 4-5 объекта, максимально 7-9. То, что свыше девяти - уже не воспринимается. Поэтому для продуктивной работы многие тайм-менеджеры рекомендуют одновременно иметь в поле своего зрения не более 7-9 стикеров с напоминалками-заданиями — большее их количество уже сделает работу неэффективной.

  1. Распределяемость.

    Это то определенное количество действий, которые может одновременно осуществлять индивид без ущерба для каждого из этих действий.

    Структура внимания среднего человека построена таким образом, что одновременно мы можем совершать один-два действия без ущерба их качеству. Иногда - три-четыре, если эти действия достаточно простые. К примеру — говорить по телефону, помешивать суп на плите, грызть семечки и поглаживать ногой кошку. Это четыре одновременных действия, которые может выполнить практически любой человек. Но если эти процессы, требующие внимания, усложнить, то подобное станет невозможным, поскольку физиологические основы человека не позволяют ему выходить за рамки предусмотренных функций. Но, говорят, Цезарь был способен одинаково успешно выполнять 12 действий одновременно. Интересно, что это были за действия.

  2. Переключаемость.

    Это определение внимания отвечает за быстроту, с которой человек переходит от одного действия к другому. Если эта опция достаточно быстрая, то человек может практически моментально переключиться с выполнения рабочего задания на, скажем, прослушивание анекдота своего коллеги. Но как правило, среднему человеку требуется некоторое количество времени, чтобы отодвинуть мысленно предыдущее занятие и сконцентрироваться на новом.

    При этом, если одно из действий доведено до автоматизма, оно не потребует приложения усилий для переключения. К примеру, водитель со значительным стажем спокойно может вести машину - что довольно сложное занятие — и одновременно поддерживать беседу со своим пассажиром.

  3. Сосредоточенность.

    Сосредоточенность - это способность внимания максимально концентрироваться на каком-то одном объекте при одновременном отвлечении от остальных. Развитие внимания в онтогенезе «оснастило» человека такой вот полезным свойством. Некоторые ученые называют это свойство концентрацией.

Рассеянность

Следует иметь в виду, что ни одно действие не может протекать эффективно, а в некоторых случаях и безопасно, без достаточной доли внимания. Часто так бывает, что вроде бы все слышали и видели, но ничего не усвоили и не запомнили. Также при полной концентрации на чем то одном — своих мыслях, к примеру, человек может совершенно не замечать того, что делается у него перед носом.

Учеными-психологами давно изучается такое , как рассеянность. Вернее, это свойство считается дефектом. При наличии человек не может сконцентрироваться на чем-то одном, его постоянно «уносит» мысленно, он отвлекается.

Многие школьники, особенно в младших классах, страдают от своей рассеянности. Большинство детей со временем, натренируют процессы своего внимания и будут способны воспринимать объяснения учителя и выполнять свои задания достаточно эффективно. Но некоторые так и не смогут преодолеть это барьер рассеянности. Как правило, у детей, чье внимание рассеянно — низкая успеваемость и неважные перспективы, поскольку любая сколько-нибудь ответственная работа требует концентрации.

Но следует заметить, что иногда рассеянность включает механизмы внимания совсем другого типа. К примеру, многие гении-ученые славились своей рассеянностью. Большинство из них не замечало, что на них надето, что они едят, где живут и т.д. Они могли думать только о своих исследованиях. В этом случае люди сознательно максимально сконцентрировались на чем-то одном — а все остальное так же сознательно отпустили, чтобы не отвлекало от главного.

Зачем нам развивать внимание

Дело в том, что наличие развитого внимания в психологическом портрете человека говорит о таких его полезных качествах, как:

  • Наблюдательность. Весьма полезное определение внимания, которое может пригодиться человеку во многих сферах деятельности.
  • Способность максимально адекватно и правдиво воспринимать окружающий мир.
  • Быстрая реакция. Структура внимания в этом случае предусматривает возможность развития быстрой переключаемости.
  • Более глубокие чувства и эмоции. Это основы психо-эмоционального здоровья человека.
  • Способность к обучению. Хорошо развитое тренированное внимание может помочь человеку концентрироваться и достаточно успешно выполнять даже малоинтересную и нудную работу, что бывает очень полезно в жизни.

У некоторых людей внимание развито прекрасно, у других - слабо. Но хорошая новость в том, что внимание человека в психологии давно научились тренировать. Обычно для этого рекомендуют использовать картинки, которые встречаются во многих периодических журналах, особенно в детских. Ведь внимание представляет собой, по сути, мускул, который развивается.

Автор статьи: Сазонов Михаил

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Определение внимания

Определение

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте),

Сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),

Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

Распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),

Объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского: «...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . А вот мнение французского биолога Ж. Кювье: «Гений - это прежде всего внимание». Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.

Внимание - это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Направленность понимается как избирательный характер , как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность - это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.

Проявляясь в психических процессах - сенсорных, мыслительных, мнемических, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта» (П. Я. ) , в виде, например, образа или понятия. Оно обеспечивает качество этих процессов. Наряду с этим во внимании указанные процессы, как уже отмечалось, интегрируются. Ведь многие жизненные задачи (в отличие от большинства экспериментальных) требуют совместной работы и восприятия, и мышления, и припоминания, и воображения. Так, школьник, решающий геометрическую задачу, читает текст задачи и рассматривает чертеж (восприятие), углубляется в анализ ее условий и требований (мышление), припоминает известные ему теоремы, свойства и отношения (память), выдвигает гипотезы (что не обходится без воображения), проверяет их (опять мышление). При этом данные звенья умственной активности «переплетаются» между собой, проникают друг в друга. И тут внимание, относясь то к одному познавательному процессу, то к другому, соединяет их на основе соотношений, существующих между условиями и требованиями задачи.

Еще один важный момент заключается в том, что человек обращает внимание не только на окружающий мир, на природную, техническую и социальную действительность, но и на самого себя, на собственные ощущения, собственные образы и мысли, чувства и стремления.

На основе отношения к сознанию и воле различаются виды внимания - непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме...

Для того чтобы наши далекие предки и животные могли выжить, жизненно важные сигналы, в том числе обозначавшие опасного врага, должны были прерывать прежнюю активность и обращать на себя внимание. Как отметил представитель когнитивной психологии У. Найссер, «плата за "ложную тревогу" обычно невелика, в то время как неспособность обнаружить важный стимул может оказаться роковой» . Всегда существовала и существует необходимость быстро ориентироваться и перестраивать поведение в изменяющемся мире.

Рассматриваемый вид внимания соотносится с понятием об ориентировочном рефлексе (рефлексе «Что такое?» по И. П. ), с феноменом фигуры и фона (гештальтпсихология). Интересно, что У. Найссер связывает его с понятиями «бдительность» и «предвнимание» - на том основании, что сначала не требуется тщательного различения сигналов, нужно только «переключение внимания на тот участок среды, откуда поступил потенциально важный стимул».

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное - с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она - в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно - результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях - .

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2), интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может стать непроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания - послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н.Ф.Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

Что же касается возрастной динамики соотношения непроизвольного и произвольного внимания, то тут можно отметить следующее. Первоначально ребенку свойствен, конечно, только первый вид внимания. Повышение интереса к окружающим предметам в середине первого года жизни, а также манипулирование ими приводят к развитию ориентировочно-исследовательской активности. На 2-3-м году жизни внимание ребенка начинает подчиняться решению предметно-действенных задач. Появляются зачатки произвольного внимания, которое развивается далее под влиянием и бытовых взаимодействий ребенка. Тем не менее непроизвольное внймание преобладает еще на первых порах школьной жизни. Доминирование произвольного внимания - одно из новообразований личности младшего школьника, обусловленное в первую очередь его включением в учебную деятельность. Последующие этапы жизненного пути сопряжены с дальнейшим развитием всех видов внимания, особенно произвольного (и послепроизвольного).