Открытый урок по баяну конспект. Домашнее задание, проставление оценки

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна


Учащийся: возраст 7 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.

2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
6. При игре под фонограмму нужно контролировать игру. Одним из важных компонентов при игре является метроритм. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.

Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».

План – конспект открытого урока

Преподавателя Осиповой Е.В.

Место проведения: МОУ ДОД КДШИ класс №

Дата проведения: 28.04.2014г.

Тема урока: « Работа над штрихами».

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: Совершенствование навыков исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

1.Образовательная: отрабатывать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato»; научиться правильному меховедению в заданных пьесах.

2. Развивающая: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.

3. Воспитательная: прививать любовь к музыкальной культуре; воспитание внимания, усидчивости.

Методы: проблемный; практический, репродуктивный.

План урока:

1. Организационный этап:

  1. приветствие; психологический настрой учащегося;
  2. сообщение темы урока и его задач.

2. Основная часть урока:

  1. работа над гаммой F – dur; арпеджио; аккордами.
  2. работа над штрихом «legato» в современной русской народной песне «Грушица».
  3. работа над штрихом «staccato» в «Менуэте» Боккерини.

3. Заключительный этап:

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.
  3. Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Оборудование:

Баян, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, планшетный компьютер.

1. Организационный этап.

Урок проводится с учащимся 4 класса баян Кажуро Сашей.

2. Основная часть урока.

Учитель: С чего обычно начинается наш урок?

Ученик: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов.

Учитель: А что такое гамма?

Ученик: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.

Учитель: Правильно. Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму F – dur в две октавы штрихами «legato» и «staccato». (Работа над гаммой – штрихи, смена движения меха).

Учитель: А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды?

Ученик: При исполнении гамм, арпеджио и аккордов совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на инструменте.

Учитель: Правильно. Теперь играем арпеджио и аккорды в две октавы разными штрихами.

(Работа над арпеджио и аккордами – следить за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна; за мягкостью и свободой руки, сменой движения меха).

Современная русская народная песня «Грушица».

Учитель: Как ты думаешь, что такое современная русская народная песня?

Ученик: Это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор – это сам народ. А современная, потому что эту песню поют сейчас, дома, за праздничным столом.

Учитель: А теперь послушаем запись сов.нар. песни «Грушица».

Тебе понравилось? Видишь как напевно, плавно исполнено. Вот и мы с тобой будем учиться так играть. Наша с тобой задача – добиться штриха «legato». «legato» - что обозначает этот штрих?

Ученик: Плавное, связанное исполнение.

Учитель: Правильно. Надо играть плавно, связанно все нотки, а чтобы этого добиться надо соблюдать правильную аппликатуру.

(Работа по фразам над штрихом «legato». Следить за мягкой свободной рукой, сменой движения меха).

«Менуэт» Боккерини

Учитель: Что такое «Менуэт»?

Ученик: Менуэт – это танец.

Учитель: Правильно. Менуэт – старинный народный французский танец, названный так вследствие своих маленьких па. С середины XVII в. – бальный, широко распространился в Европе. И сейчас мы его послушаем.

Прослушивание записи менуэта Боккерини.

Учитель: Как видишь – это легкий, воздушный танец и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом «staccato» (остро, отрывисто), то нужного характера пьесы не получится. Штрих «staccato» состоит из трёх основных частей:

  • Замах пальца;
  • Удар пальцы;
  • Отскок от клавиатуры;

Работа по фразам над штрихом «staccato». Следить за правильной сменой движения меха.

3. Подведение итогов и результатов занятия.

Учитель: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнил? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?

Задание на дом.

Присутствовали на открытом уроке:

Сиверская В.В.

Иванова О.Н.

Малинина Т.В.

Михайлова О.В.

Судовикова Г.С.

Смирнова И.В.


Содержание:

1. Введение
2. Цели и задачи урока
3. Тип урока
4. Форма
5. Методы обучения
6. Ход урока
7. Материально-техническое обеспечение
8. Критерии оценки результативности работоспособности учащегося.

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя Ивановой В.И.

Тема урока: Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения.

Дата, время проведения 30.09.2016г.
Место проведения: ДМШ г. Шахтинска
1. Введение
В основу каждого музыкального произведения заложен художественный образ. Выявление художественного образа сочинения начинается с первых шагов ознакомления и является конечной целью исполнителя. Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничваться только нотной записью с различными обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения:
1. Словесная характеристика муз. содержания
2. Форма (сколько частей в пьесе)
3. Мелодия
4. Метроритм
5. Тональность
Задачи педагога – приблизить учащегося – баяниста к созданию художественного образа с помощью доступных для него приемов.
2. Цель урока: Показать процесс раскрытия художественного образа доступными для учащегося средствами.
Задачи:
а) Образовательная
изучение теоретических знаний.
б) Развивающая
развитие слуха координации движений, творческих навыков и умений.
в) Воспитательная
формирование эстетического вкуса, любовь к инструменту, музыке, стремление к творческой деятельности.
3. Краткая характеристика урока
Тип урока: комбинированный - получение и закрепление любых знаний и навыков.
Методы: словесный
наглядный
практический
4. Форма: индивидуальная
5. Ход
- организационный момент
- гамма до мажор
- Этюд
- Пьеса
- Физ. Минутка
- Пьеса
- Пьеса
6. Материально – техническое обеспечение:
- Инструменты, стол, стулья, пульт, сборники для игры на аккордеоне.
7. Критерии оценки результативности
- Высокий уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
Учащийся ІІ кл. Айжариков Чингис, 7 лет, обучается по семилетнему курсу. С хорошими музыкальными данными, требует особого подхода к физическим возможностям (подбор по росту стула, инструмента). Чингис старателен и прилежен.

8. Ход урока
8.1. Организационный момент
- Подготовить учащегося к работе на уроке, настроить эмоционально, активизировать внимание.
8.2. Гамма до мажор
Поигрываем правой рукой четвертными длительностями, мех меняем по 4 звука, следим за ровностью движения меха и точностью исполнения штриха легато.
Следующая задание – штрих легато, крещендо к вершине, диминуэндо в нисходящем движении, мех меняем на вершине (на тонике)
Третье проигрывание гаммы штрихом нон легато с предыдущими требованиями.
Проигрываем гамму левой рукой с использованием мизинца, что помогает правильно поставить и закрепить положение левой руки и киста.
При работе над гаммой следим за посадкой, постановкой инструмента, рук и пальчиков.
8.3. В Лушников «Этюд»
Цель – слушать мелодию, выдерживая четвертные длительностий, штрих нон легато (плотный), бас короткий, учимся владеть мехом, отрабатывая крещендо и диминуэндо.
8.4. Муз. А.Жилинского «Кот - мурлыка»
Образная пьеска в умеренном темпе с трехдольным размером.
Легко представить себе вальяжного кота, любимца семьи.
Задача ученика – изобразить переваливающуюся походку кота, выполняя штриховые и фразировочные лиги и динамические оттенки (крещендо и диминуэндо)
8.5. Физ. Минутка
Упражнения – Чужие ручки
– Мишка и оловянный солдатик
8.6. «Прибаутка»
Перед проигрыванием поговорим о значении этого слова «Складная приговорка, приговорка, острое словцо»
Исходя из расшифровки названия сформируем веселый, озорной образ с помощью контрастной динамики и штрихов нон легато и стаккато.
Задача –отработать штрих стаккато, динамические оттенки пиано и форте.
8.7. Русска народная песня «Полянка»
Короткая беседа о русском народном творчестве и о предпологаемом содержании песни «Полянка»:
Предложить ученику пофантазировать и попытаться сочинить свой вариант текста песни, но прежде сделать устный разбор средств выразительности и выучить мелодию пьесы. Придуманный текст поможет ярче показать характер пьески. Предстоит работа над такими штриховыми приемами как акцент и стаккато.
Пьеска построена на повторе одинаковых фраз, поэтому ученику можно предложить контрастную динамику f - Р (форте - пиано)
8.8. Ансамбль
Ансамбль «Летка - Енка»
Русский текст М.Пляцковского муз. Р.Летхинена
Прыг-скок, утром на лужок –
Прыг-скок-выбежал сверчок
А вслед, тоже прыг да скок,
Из темной норки выскочил зверек хорек.
Прыг-скок, их догнать спешат –
Прыг-скок-десять лягушат.
Прыг-скок, с ветки на цветок
Порхает рядышком с друзьями мотылек
Знакомство с пьеской начинается с прочтения слов и определения характера песенки – танца.
Задача – научить учащегося слушать аккомпанемент и тогда будет выдерживаться пауза на 2 и 4 доли.
- Уметь играть свою пртию и петь текст песни.
В завершение урока подводим итог и на его основе формируем домашнее задание.

9. Заключение

На данном этапе нашей с Вами деятельности мы зачастую работаем с детьми, не обладающими особым талантом и если нам удается выучить с ребенком правописание нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот и простейшие способы звукоизвлечения, при этом надо учесть вес инструмента, 2 клавиатуры, которые при правильной посадке ребенок чувствует только на ощупь и для того, чтобы извлечь хоть какое-то подобие звука, надо прилагать физические усилия для ведения меха. Но не смотря на все трудности как только ребенок может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичные исполнение было выразителью, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характкру данной мелодии, так считал Г.Нейгуз.
Подлиный интерес у ребенка возникает не к любому произольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей либо эмоциональные переживания, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст песенки. Интерес к музыке, лишенный такого важного стимула, как эмоциональное воздействие, быстро погаснет подобно тому, как сохнет ручей, лишенный своего источника.

10. Используемые источники

1. Л. Колесов «Содержание и формы работы баяниста над музыкальным произведением»

2. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»

3. А.Малиновская «Фортепианно – исполнительское интонирование»

4. Г.Бойцова «Школа – игры на аккордеоне»

Открытый урок по специальности баян

с учащимся 2-го класса Жариковым Димой.

Выполнила:

преподаватель по классу баян

МОУ ДОД ЛДШИ г. Лагань

Тема урока:

· Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Цель урока:

· Показать последовательную работу над произведением;

· Выработать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

· Воспитательная – воспитание внимания, умение слушать и запоминать;

· Образовательная – закрепить практические навыки игры штрихами «legato» и «staccato»;

· Развивающая – работа над приемами звукоизвлечение. Выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

· Здоровьесберегающие:

1. правильная посадка, установка инструмента, положение рук;

2. динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев), гимнастика для глаз на расслабление мышц.

3. чередование различных видов учебной деятельности (упражнений сменяются повторением выученных пьес, игра гамм, разбором нотного материала и слушанием музыки)

Тип урока:

· Комбинированный.

Форма урока:

· Индивидуальная.

Методы обучения:

· Словесная передача и слуховое восприятие;

· Игра на инструменте;

· Игровые методы;

· Наблюдение;

· Беседа.

Средства обучения:

· Музыкальный инструмент (баян);

· Нотная литература.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;

Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.

4. Повторение выученных пьес:

Б. н.п. «Янка», Н. Лысенко «Песенка Вовчика»

Р. н.п. «Ах, ты береза», Б. Савченко «Песня кота Леопольда»

5. Проверка домашнего задания

Укр. н.п. «На улице скрипка играет»

6. Освоение нового учебного материала пьеса К. Листова «В землянке» .

7. Игра угадай сказочных персонажей.

8. Подведение итогов занятия.

9. Оценка за урок, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент:

· подготовка обучающего к работе;

· психологическая настройка;

· активизация внимания.

2. Работа над техническим материалом

· Исполнение упражнений для беглости пальцев . (Большое внимание должно быть уделено упражнением. Изучение нового материала и повторение пройденных пьес без предварительной подготовки неизбежно ведет к целому ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимания учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения);

· Исполнение гамм:

До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.

Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.

· Повторение выученных пьес. Исполнение с правильном движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками.

Б. н.п. «Янка»;

Н. Лысенко «Песенка Вовчика»;

Р. н.п. «Ах, ты береза»;

Б. Савченко «Песня кота Леопольда».

3. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Теоретическая часть. В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто.

Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато , объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание. «Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.

Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию. Базы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.

Практическая работа. Пьеса укр. н.п. «На улице скрипка играет»: игра двумя руками по нотам. Анализ средств музыкальной выразительности. Работа над штрихами «legato» и «staccato».

Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей:

· замах пальца;

· удар пальца;

· отскок от клавиатуры.

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

Д/з отработка технически трудных мест. Соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.

Здоровьесберегающая. Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами. Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Для большего интереса упражнение выполняются со словами:

Как-то в лодке плыли нотки

До ре ми фа соль ля си

А за лодкой, вслед за лодкой

Тихо плыли караси

«Что за чудная погодка

Говорили караси,

Но не слышали их в лодке

До ре ми фа соль ля си

Песни в лодке распевали

До ре ми фа соль ля си

А под лодкой танцевали

Озорные караси

Раскачалась сильно лодка

И пошли нырком на дно.

Караси спасали нотки

Си ля соль фа ми ре до.

Освоение нового учебного материала.

Пьеса К. Листова «В землянке». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. было написано много песен. В феврале 1942 года Константин Листов на стихи А. Сурикова «Бьется в тесной печурке огонь» написал новую песню, и назвал её «В землянке». Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома.

При первом ознакомлении с пьесой К. Листова «В землянке» необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность произведения, по знакам это может быть сиb – мажор или соль - минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность соль – минор. Далее переходим к размеру 3/8. Считать будем на раз – два – три.

Закрепление нового материала.

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха «legato», показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в тоже время не наползая, нота на ноту.

Технология формирования мотивации или игровая технология.

Хорошо ее использовать в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов (Игра «Угадай сказочных персонажей») повышает интерес учащегося к занятиям на баяне, активизирует его творческую деятельность. Попробуй угадать ряд сказочных персонажей и животных и покажи их на картинках.

Звучит Г. Галынина «Медведь»;

В. Витлина «Кошечка»;

р. н.п «Зайчик».

Подведение итогов и результатов занятия:

Как прошел урок?

Со всеми ли задачами справился ученик на уроке?

Домашнее задание.

Ø Упражнение правой рукой;

До – мажор двумя руками;

Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой;

Арпеджио (короткие, длинные);

Аккорды.

Ø В укр. н.п. «На улице скрипка играет»:

Продолжить работать над штрихами, акцентами. Динамическими оттенками, меховедением;

Учить на память плохо запоминающие места.

Ø В пьесе К. Листова «В землянке» отработать в первых четырех тактах штрих «legato». Соблюдая нужную аппликатуру;

Ø Повторять наизусть выученную пьесу бел. н.п. «Янко».

Список литературы:

1. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне» 1988г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Название материала: «Применение современных технологий в обучении баянистов» (игра под фонограмму).


Автор данного материала:
Хлопотова Надежда
Александровна,
преподаватель по класса
баяна, аккордеона

с. Северное 2013 г.

Открытый урок с учащимися по классу баяна 3-4 класс.
Тема: Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
1) Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
2) Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
3) Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
I Вступление:
1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
2. Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный

II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:
1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

I Вступление
1. « Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
1. Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
2. Р. Бажилин «Зонтики»
3. Р. Лофланд «Адажио»
4. Цветков «Золушка» и мн. др.

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть:подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление. Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.