Открытый урок по теме окислительно восстановительные реакции. Конспект урока по химии "окислительно-восстановительные реакции". Упражнения для закрепления материала
Рассмотрите приведённые ниже схемы уравнений реакций. В чём их существенное отличие? Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях?
В первом уравнении степени окисления элементов не изменились, а во втором изменились – у меди и железа .
Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным.
Реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями (ОВР).
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
Существуют два метода составления окислительно - восстановительных
реакций - метод электронного баланса и метод полуреакций. Здесь мы рассмотрим
метод электронного баланса .
В этом методе сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в
продуктах реакции, при этом руководствуемся правилом: число
электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов,
присоединённых окислителем.
Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и продуктов
реакции. Рассмотрим этот метод на примере.
Расставить коэффициенты в реакции, схема которой: HCl + MnO 2 = Cl 2 + MnCl 2 + H 2 O |
Алгоритм расстановки коэффициентов |
1.Указываем
степени окисления химических элементов. Подчёркнуты химические элементы, в которых изменились степени окисления. |
2.Составляем электронные уравнения, в которых указываем число отданных и принятых электронов. За
вертикальной чертой ставим число электронов, перешедших при окислительном и
восстановительном процессах. Находим наименьшее общее кратное (взято в
красный кружок). Делим это число на число перемещённых электронов и получаем
коэффициенты (взяты в синий кружок). Значит, перед марганцем будет стоять
коэффициент-1, который мы не пишем, и перед Cl 2 тоже -1. |
Рассмотрим более сложное уравнение: |
H 2 S + KMnO 4 + H 2 SO 4 =S + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O |
Расставляем степени окисления химических элементов: |
Электронные уравнения примут следующий вид Перед серой со степенями окисления -2 и 0 ставим коэффициент 5, перед соединениями марганца -2, уравниваем число атомов других химических элементов и получаем окончательное уравнение реакции |
Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций
1. Окислением называется процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом .
Например:
Al – 3e - = Al 3+
Fe 2+ - e - = Fe 3+
H 2 – 2e - = 2H +
2Cl - - 2e - = Cl 2
При окислении степень окисления повышается .
2. Восстановлением называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом .
Например:
S + 2е - = S 2-
Сl 2 + 2е- = 2Сl -
Fe 3+ + e - = Fe 2+
При восстановлении степень окисления понижается .
3. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями . Во время реакции они окисляются .
Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями . Во время реакции они восстанавливаются .
Так как атомы, молекулы и ионы входят в состав определенных веществ,то и эти вещества соответственно называются восстановителями или окислителями .
4. Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления.
Число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, присоединяемых окислителем .
ТРЕНАЖЁРЫ
Тренажёр №1 Окислительно-восстановительные реакции
Тренажёр №2 Метод электронного баланса
Тренажёр №3 Тест «Окислительно-восстановительные реакции»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
№1. Определите степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений: H 2 S , O 2 , NH 3 , HNO 3 , Fe , K 2 Cr 2 O 7
№2. Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах:
А) H 2 S → SO 2 → SO 3
Б) SO 2 → H 2 SO 3 → Na 2 SO 3
Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки?
На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения степени окисления атомов химических элементов?
№3. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель); запишите реакции в полном и ионном виде:
А) Zn + HCl = H 2 + ZnCl 2
Б) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu
№4.
Данысхемыуравненийреакций:
СuS + HNO 3 (разбавленная) = Cu(NO 3) 2 +
S + NO + H 2 O
K + H 2 O = KOH + H 2
Расставьте коэффициенты в реакциях используя метод электронного баланса.
Укажите вещество - окислитель и вещество - восстановитель.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Саранска
Учитель химии: Нуянзина М.И.
Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Задачи урока:
Обучающие: Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов - с окислительно-восстановительными реакциями (ОВР); научить учащихся расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Развивающие: Продолжить развитие логического мышления, умений анализировать и сравнивать, формирование интереса к предмету; показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
Воспитательные: Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки.
Методы и методические приемы. Рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование и реактивы:
· персональный компьютер, видеопроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»;
· штатив с пробирками;
· раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, железная кнопка;
· периодическая система Д. И.Менделеева.
Ход урока.
слайд 1
Здравствуйте, уважаемые друзья! Наш урок я назвала: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
Эпиграфом нашего урока будут слова Станислава Лема:
слайд 2
«Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Давайте выясним, что же мы все-таки знаем. Я предлагаю вам химическую разминку.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными видами классификации химических реакций. Итак, какие бывают реакции?
(Обратимые и необратимые, гомогенные и гетерогенные, зкзо- и эндотермические, каталитические и не каталитические, реакции соединения, разложения, замещения и обмена).
Т.о., все химические реакции делятся на:
слайд 3
(даются определения).
слайд 4
Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации.
слайд 5
Сегодня мы познакомимся с новой классификацией химических реакций.
Открываем рабочие тетради и записываем тему урока - ОВР. Что означает эта аббревиатура, мы расшифруем позднее.
Что такое СО? (СО - это условный заряд атома ХЭ в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов). СО численно равна валентности. Различие состоит в том, что валентность обозначается римскими цифрами и не имеет знака, а СО - арабскими, имеет знак, который ставится перед значением СО. У простых веществ и неполярных молекул СО равна нулю. Сумма СО атомов в молекуле всегда равна нулю.
слайд 6
Определите СО элементов в следующих веществах:
HNO3, Mg(NO3)2, Zn, H2SO4, Br2, H3PO4, Cu2O, O3, NaNO2, КMnO4.
слайд 7
Лабораторный опыт
Проведите реакции между раствором сульфата меди (II) и:
1) раствором гидроксида натрия
2) железной кнопкой.
Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите степень окисления каждого элемента.
Сравните эти реакции. Чем они отличаются друг от друга? Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях? (В первом уравнении степени СО не изменились, а во втором изменились - у меди и железа) . По какому признаку можно классифицировать реакции? (По изменению СО).
Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.
(ОВР - реакции, протекающие с изменением СО элементов).
слайд 8
Т.о., многообразие классификаций химических реакций по различным признакам можно дополнить ещё одним - реакции, протекающие с изменением и без изменения СО.
Что же произошло в результате ОВР? До реакции у железа была степень окисления 0, после реакции стала +2. Как видим, СО повысилась, следовательно, железо отдает 2 электрона.
У меди до реакции степень окисления +2, после реакции - 0. Как видим, СО понизилась. Следовательно, медь принимает 2 электрона.
Железо отдает электроны, оно является восстановителем, а процесс передачи электронов называется окислением.
Медь принимает электроны, она - окислитель, а процесс присоединения электронов называется восстановлением. Запишем схемы этих процессов:
Итак, дайте определение понятий «восстановитель» и «окислитель».
Какое определение можно дать процессам восстановления и окисления?
Запишите определения в тетрадь.
слайд 9
ОВР представляют со-бой единство двух противоположных процессов - окисления и восста-новления. В этих реакциях происходит отдача и присоединение электронов. Вот почему выбран девиз урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…»
слайд 10
«Окислитель как отъявленный злодей,
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей,
Отнимает электроны - и ОК!
Потерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я, помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто не помогает и ущерб
Не возмещает…»
Запомните!
Отдать электроны - окислиться.
Взять электроны - восстановиться.
Т.о., металлы - это сильные восстановители, а неметаллы - сильные окислители. Поэтому в ПС в периодах слева направо восстановительные свойства будут уменьшаться, а окислительные - увеличиваться; в группах главных подгруппах сверху вниз восстановительные свойства - увеличиваться, а окислительные - уменьшаться.
Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций используют метод электронного баланса.
5 K ClO 3 + 6P = 5KCl + 3P 2 O 5
слайд 11
Какие из приведенных схем уравнений можно отнести к ОВР? Определите типы реакций.
1) СаСО3 → СаО + СО2
2) 2KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + О2
3) N2 + 3Н2 → 2NН3
4) N2O5 + H2O → 2HNO3
5) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
6) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
7) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2
слайд 12
Вывод: Окислительно-восстановительными будут являться все реакции замещения, те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество, а также реакции горения.
Все реакции ионного обмена не ОВР.
слайд 13
Окислительно-восстановительные процессы встречаются не только на уроках химии. Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорание топлива, выплавка металлов и другие процессы.
Напрашивается вопрос, возможно ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет).
слайды 14-18 (Выполнение тестовых заданий. Проверка.)
слайд 19
Вывод: Т.о., на сегодняшнем уроке мы познакомились с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов - с окислительно-восстановительными реакциями и выяснили, что коэффициенты в уравнениях ОВР можно расставить методом электронного баланса.
Домашнее задание: §44, упр.1,7 /data/files/d1486492769.pptx (Окислительно-восстановительные реакции.)
Тема:»Окислительно-восстановительные реакции».
Цели урока:
Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;
научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.
Оборудование и реактивы: соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.
Ход урока
Организационный момент.
Понятие об окислительно-восстановительных реакциях
Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.
По числу и составу реагентов и продуктов,
По тепловому эффекту,
По направлению,
Участию катализатора.
Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции
Химические реакции
Реакции, протекающие с изменением реакции, протекающие без изменения степени
степени окисления элементов, образую- окисления
щихся вещества, участвующих в реакции (ОВР)
Учитель просит учащихся вспомнить,
Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?
Степенью окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.
Степень окисления кислорода почти всегда равна -2.
Степень окисления водорода почти всегда равна +1.
Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.
Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.
Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.
Здесь учитель предлагает ученикам устно посчитать - найти степень окисления элементов.
Какая будет степень окисления серы и фосфора
В молекулах алгебраическая сумма степеней окисления элементов с учётом числа их атомов равна 0.
H 2 +1 S x O 4 -2 Н 3 РО 4
(+1) . 2 +X + (-2) . 4 = 0
X = +6
H 2 +1 S +6 O 4 -2
Какие типы химических реакций вы знаете?
Учащиеся отвечают.
К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество .
Дать определение ОВР.
ОВР – это реакции, в ходе которых меняются степени окисления.
И еще одно определение. « Химические реакции, которые протекают с изменением степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными».
Почему эти реакции так называются?
Рассмотрим примеры таких химических реакций.
В качестве примеров ОВР учитель демонстрирует следующий опыт.
H 2 SO 4 + Mg = MgSO 4 + H 2
Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:
Как видно из уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.
Что с ними произошло?
Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:
Mg 0 – 2е Mg +2
Запишите в свой конспект:
Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются .
Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.
2Н +1 +2е Н 2
Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями ; в ходе реакции они восстанавливаются .
Эти процессы можно представить в виде схемы:
Соляная кислота + магний сульфат магния + водород
CuSO 4 + Fe (железный гвоздь) = Fe SO 4 + Cu (красивый красный гвоздь)
Fe 0 – 2 е Fe +2
Cu +2 +2 е Cu 0
Кто-то теряет, а кто-то находит…
Процесс отдачи электронов называется окислением , а принятия – восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается , в процессе восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой.
3. Метод электронного баланса как способ составления уравнений ОВР
Далее рассмотрим составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Затем расставляются коэффициенты. В основе метода электронного баланса лежит правило: общее число электронов, которые отдаёт восстановитель, всегда равно общему числу электронов, которые присоединяет окислитель.
После объяснения учащиеся под руководством учителя составляют уравнения ОВР по планам, которые составил учитель к этому уроку (см. Приложение). Планы находятся у каждого ученика на парте.
Учитель: Среди изученных нами реакций к окислительно – восстановительным реакциям относятся:
Взаимодействие металлов с неметаллами .
2 Mg + O 2 =2 MgO
Вос-ль Mg 0 -2 e --- Mg +2 2 окисление
Ок исл-ль O 2 +4 e ---2 O -2 1 восстановление
2. Взаимодействие металлов с кислотой.
H 2 SO 4 + Mg = MgSO 4 + H 2
Вос-ль Mg 0 -2 e --- Mg +2 2 окисление
Ок исл-ль 2 O -2 +4 e --- O 2 0 1 восстановление
3. Взаимодействие металлов с солью.
Cu SO 4 + Mg = MgSO 4 + Cu
Вос-ль Mg 0 -2 e --- Mg +2 2 окисление
Ок исл-ль Cu +2 +2 e --- Cu 0 1 восстановление
Диктуется реакция, один учащийся самостоятельно составляет схему реакции у доски:
H 2 + O 2 → H 2 O
Определим, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
(H 2 ° + O 2 ° → H 2 O 2 ).
Составим электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
(H 2 ° -2 e → 2 H + – процесс окисления,
O 2 ° +4 e → 2 O - ² - процесс восстановления,
Н 2 – восстановитель, О 2 - окислитель)
Подберём общее делимое для отданных и принятых е и коэффициенты для электронных уравнений.
(∙2| Н 2 °-2е → 2Н + - процесс окисления, элемент – восстановитель;
∙1| O 2 ° +4 e → 2 O - ² - процесс восстановления, элемент – окислитель).
Перенесём эти коэффициенты в уравнение ОВР и подберём коэффициенты перед формулами других веществ.
2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O .
План составления уравнений ОВР
и электронного баланса к ним
1. Записать схему реакции.
2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.
5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.
Делаем вывод : «В чем же заключается суть ОВР?»
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
Домашнее задание.
§ 43, упр.1, 3, 7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 15
Урок по химии
«Окислительно-восстановительные реакции»
8 класс
г.Королев
2014
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Цели урока:
Обучающие:
- Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
- научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Развивающие:
- Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
- делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;
- научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – исследование.
Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.
Педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала . В. Ф. Шаталов, игровые технологии. Селевко С.А, технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер).
Оборудование и реактивы: соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация опорных знаний :
Играет музыка . Слова из песни Эдиты Пьехи –«Кто-то теряет, а кто-то находит…».
Учитель говорит: «Запомните эти слова. В конце урока мы вернемся к ним». А сейчас – ваши версии. Что это означает. Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях
Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.
- По числу и составу реагентов и продуктов,
- По тепловому эффекту,
- По направлению,
- Участию катализатора.
Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции
Химические реакции
Реакции, протекающие с изменением реакции, протекающие без изменения степени
степени окисления элементов, образую- окисления
щихся вещества, участвующих в реакции (ОВР)
Учитель просит учащихся вспомнить,
Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?
Степенью окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.
- Степень окисления кислорода почти всегда равна -2.
- Степень окисления водорода почти всегда равна +1.
- Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.
- Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.
- Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.
Здесь учитель предлагает ученикам устно посчитать - найти степень окисления элементов.
Какая будет степень окисления серы и фосфора
В молекулах алгебраическая сумма степеней окисления элементов с учётом числа их атомов равна 0.
H 2 +1 S x O 4 -2 Н 3 РО 4
(+1) . 2 +X + (-2) . 4 = 0
X = +6
H 2 +1 S +6 O 4 -2
Какие типы химических реакций вы знаете?
Учащиеся отвечают.
К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество .
Дать определение ОВР.
ОВР – это реакции, в ходе которых меняются степени окисления.
И еще одно определение. « Химические реакции, которые протекают с изменением степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными».
Почему эти реакции так называются?
Рассмотрим примеры таких химических реакций.
В качестве примеров ОВР учитель демонстрирует следующий опыт.
H 2 SO4 + Mg =MgSO 4 +H 2
Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:
Как видно из уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.
Что с ними произошло?
Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:
Mg 0 – 2е Mg +2
Запишите в свой конспект:
Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются .
Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.
2Н +1 +2е Н 2
Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями ; в ходе реакции они восстанавливаются .
Эти процессы можно представить в виде схемы:
Соляная кислота + магний сульфат магния + водород
CuSO 4 +Fe (железный гвоздь) = Fe SO 4 +Cu (красивый красный гвоздь)
Fe 0 – 2е Fe +2
Cu +2 +2е Cu 0
Кто-то теряет, а кто-то находит…
Процесс отдачи электронов называется окислением , а принятия – восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается , в процессе восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой.
3. Метод электронного баланса как способ составления уравнений ОВР
Далее рассмотрим составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Затем расставляются коэффициенты. В основе метода электронного баланса лежит правило: общее число электронов, которые отдаёт восстановитель, всегда равно общему числу электронов, которые присоединяет окислитель.
После объяснения учащиеся под руководством учителя составляют уравнения ОВР по планам, которые составил учитель к этому уроку (см. Приложение). Планы находятся у каждого ученика на парте.
Учитель: Среди изученных нами реакций к окислительно – восстановительным реакциям относятся:
- Взаимодействие металлов с неметаллами .
2Mg + O 2 =2MgO
Ок исл-ль O 2 +4e ---2O -2 1 восстановление
2. Взаимодействие металлов с кислотой.
H 2 SO4 + Mg =MgSO 4 +H 2
Вос-ль Mg 0 -2e ---Mg +2 2 окисление
Ок исл-ль 2O -2 +4e --- O 2 0 1 восстановление
3. Взаимодействие металлов с солью.
Cu SO4 + Mg =MgSO 4 + Cu
Вос-ль Mg 0 -2e ---Mg +2 2 окисление
Ок исл-ль Cu +2 +2e --- Cu 0 1 восстановление
Диктуется реакция, один учащийся самостоятельно составляет схему реакции у доски:
H 2 + O 2 → H 2 O
Определим, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
(H 2 ° + O 2 ° → H 2 O 2 ).
Составим электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
(H 2 ° -2e → 2H + – процесс окисления,
O 2 ° +4e → 2O - ² - процесс восстановления,
Н 2 – восстановитель, О 2 - окислитель)
Подберём общее делимое для отданных и принятых е и коэффициенты для электронных уравнений.
(∙2| Н 2 °-2е → 2Н + - процесс окисления, элемент – восстановитель;
∙1| O 2 ° +4e → 2O - ² - процесс восстановления, элемент – окислитель).
Перенесём эти коэффициенты в уравнение ОВР и подберём коэффициенты перед формулами других веществ.
2H 2 + O 2 → 2H 2 O.
1. Записать схему реакции.
Упражнения для закрепления материала
- Процесс отдачи электронов – это … (процесс окисления).
- Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, - это… (окислители).
- Процесс принятия электронов – это … (процесс восстановления).
- Алюминий в реакции
3H 2 SO 4 + 2Al = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2
является … (восстановителем).
- Хлор в реакции
2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3
является… (окислителем).
Схема
Игра «Найди пару»
KOH + HCl | H 2 SO 3 |
|||
CaCO 3 | KCl + H 2 O |
|||
Н 2 + О 2 | Al 2 O 3 |
|||
Al + O 2 | CaO+ CO 2 |
|||
SO 2 +H 2 O | H 2 O |
Подведение итогов работы с карточкой. Проверка выполненных заданий. Формулировка выводов.
Делаем вывод : «В чем же заключается суть ОВР?»
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
В тетрадях запишите вывод: весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.
Домашнее задание.
§ 43, упр.1, 3, 7, выписать типичные окислители и восстановители (стр.234-235).
Приложение 1.
План составления уравнений ОВР
И электронного баланса к ним
1. Записать схему реакции.
2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.
5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.
Схема
Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления
Отдача электронов, окисление
4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
- присоединение электронов, восстановление
Приложение 2.
Игра «Найди пару»
Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).
KOH + HCl | H 2 SO 3 |
|||
CaCO 3 | KCl + H 2 O |
|||
Н 2 + О 2 | Al 2 O 3 |
|||
Al + O 2 | CaO+ CO 2 |
|||
SO 2 +H 2 O | H 2 O |