Пенджаб: регион с непростым прошлым и настоящим. Пенджаб, индия

Пенджаб (Punjab) - штат на северо-западе Индии. В переводе с персидского название Пенджаб означает "пятиречье". Имеются в виду реки Беас, Рави, Сутледж, Ченаб и Джелум.

Столица штата - город Чандигарх , который также является столицей Харьяны и находится за пределами штата (у его восточной границы). Пенджаб граничит с Пакистаном на западе, штатом Джамму и Кашмир на севере, штатом Химачал-прадеш на северо-востоке, штатом Харьяна на юго-востоке и штатом Раджастан на юго-западе.

Крупнейшие города штата - Амритсар, Патиала, Лудхиана, Джаландхар и Мохали. До разделения Индии после обретения независимости в 1947 году в состав Пенджаба входили территории современного штата Пенджаб в Пакистане. В 1966 году индийский Пенджаб был поделен еще раз - юго-восточная часть образовала штат Харьяна, а часть северо-восточных территорий отошла Химачал-прадешу.

Штат Пенджаб называют житницей Индии, потому что здесь выращивают 25% всех объемов пшеницы в стране, 14% хлопка и 9% риса. В Лудхиане производят 90% шерстяных изделий Индии. Экономически, Пенджаб - один из самых развитых в Индии штатов с низким уровнем бедности. Грамотность в штате - около 70%, что немного выше среднего по Индии. Сикхи составляют самую большую индийскую диаспору на западе, что тоже оказывает влияние на развитие штата в сторону вестернизации и глобализации со всеми достоинствами и недостатками этих моделей.

Главные достопримечательности штата, в том числе Золотой Храм в Амритсаре, связаны с религией сикхизм, которая возникла на территории Пенджаба в 15 веке и которой следуют 60% живущих в штате.

Амритсар - священный город сикхов, был основан в XVI веке четвёртым сикхским гуру - Рам Дасом. Название города означает "озеро амриты" (амрита - напиток, дарующий бессмертие). Главная достопримечательность Амритсара - это Золотой Храм или Дарбар Сахиб, архитектура которого представляет собой удивительную гармонию мусульманского и индийского стилей. Этот храм считается одним из лучших в мире образцов архитектурного искусства. На Восток, Север, Запад и Юг открываются его четыре, удивительно красивые двери. Храм выполнен из мрамора, бронзы и золотого листа. Только на покрытие купола потребовалось 100 кг золота. Этот впечатляющий Золотой Храм стоит в центре озера Амрит Саровар, воды которого считаются священными. Здесь бережно хранят священную книгу сикхов "Гуру Гранд Сахиб", которую читают беспрерывно. Одной из достопримечательностей Амритсара является башня Баба Атал, построенная в 1784 г. в память об Атал Рае, сыне шестого сикского гуру Хар Гобинда.

Храм Шри Дургиана (Серебряный храм) - этот храм, построенный в XVI в., очень похожий на Дарбар Сахиб, является местом почитания богини Дурги, а своё второе название он получил благодоря резным серебряным дверям.

Пенджаб описание

Еще один весомый взнос Пенджаба в индийскую культуру - довольно разнообразная и очень популярная по всей Индии пенджабская кухня .

Главный транспортный узел и главный город Пенджаба - Амритсар, который связан с остальной Индией и заграницей авиасообщением. В Амритсар можно также попасть на поезде и автобусе из Дели, Чандигарха, соседених штатов - Джамму и Кашмира, Химачал-Прадеша, Харьяны и Раджастана, а также из многих крупных городов Северной Индии. Другой важный транспортный узел Пенджаба - Патханкот.

Штат Пенджаб , с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.

Как и во всей остальной равнинной Северной Индии, лучшие месяцы для посещения Пенджаба - октябрь-ноябрь и февраль-март. В декабре-январе может быть прохладно (до 0 градусов). Это может быть некомфортно, если учитывать, что никакого центрального отопления в Пенджабе нет и жилища никак не приспособлены для холодов. С апреля по июнь длится жаркий сезон (до +50 в тени), а с июля по сентябрь - сезон дождей, когда к жаре прибавляется еще и влажность.

Фестивали Пенджаба:

Февраль: Rural Sports Festival - трехдневный фестиваль в городе Кила Раипур около Лудхианы с гонками на воловьих упряжках и другими деревенскими состязаниями и увеселениями

Basant Festival - фестиваль культуры в Патиале, народные песни, танцы, состязания и запускание летающих змеев

Март: Holla Mohalla Frstival - религиозный фестиваль в Анандпур Сахибе в честь основания сикхского братства Хальса

Апрель: Baisakhi Festival - сикхский Новый Год и праздник сбора урожая и по всему штату, праздничные процессии под бой барабанов

Сентябрь: Shaikh Farid Aagman Purb Festival - религиозный праздник в честь святого суфия в городе Фаридкот на западе Пенджаба

Декабрь: Harballah Sangit Sammelan Festival - музыкальный фестиваль классической музыки в городе Джаландхар на севере Пенджаба

По материалам: www.indostan.ru

  1. Пенджаб — штат на северо-западе Индии.
  2. Столица - Чандигарх (не входит административно в состав Пенджаба, а образует отдельную союзную территорию), крупнейший город - Лудхияна.
  3. Население 24,989 млн человек (15-е место среди штатов; данные 2001 г.).
  4. Этот индийский штат образует часть более крупного региона под тем же названием, куда также входят пакистанская провинция Пенджаб, а также индийские штаты Харьяна и Химачал-Прадеш.
  5. Дух людей Пенджаба выражается двумя словами: “предприимчивость” и “трудолюбие”. За 50 лет, прошедшие со дня достижения независимости, Пенджаб, благодаря предприимчивости и упорному труду его жителей заслужил прозвище “амбара Индии”.
  6. Средние темпы роста в Пенджабе составляют 10% - одни из самых высоких в стране, что ясно свидетельствует о прогрессивности экономики штата. Уровень грамотности в Пенджабе составляет 58%, а доход на душу населения является самым высоким в Индии. Сегодня Пенджаб превратился в край безграничных возможностей с крайне благоприятными условиями для инвестирования и развития промышленности.
  7. После недавней либерализации индийской экономики Пенджаб начал активно участвовать в международном бизнесе. Ведущие мировые компании создают в Пенджабе совместные сельскохозяйственные предприятия.
  8. Пенджаб, с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.
  9. На сегодняшний день в Пенджабе насчитывается более 197 тысяч мелких и средних и около 653 крупных производств. Этот штат лидирует в производстве станков, инструментов, печатного оборудования, оборудования для производства бумаги, в производстве автозапчастей и электрооборудования. Пенджаб выпускает более 75% велосипедов, швейных машин, трикотажа и спортивных товаров. Пенджабская продукция, отвечающая мировым стандартам качества, прочно заняла свою нишу на мировом рынке.

Исторические факты

В 3-1-ой половине 2-го тысячелетия до нашей эры территория Пенджаба входила в зону распространения одной из древнейших цивилизаций мира (так 3называемая Хараппская, также - индская или протоиндская); начиная со 2-й половины 2-го тыс. до н. э. П. постепенно заселяют продвигавшиеся с запада и северо-запада племена так называемых ариев, в результате контактов которых с местным населением происходит формирование индоарийских народностей и племён (мадра, джартика, кекайя и др.). В конце 6 в. до н. э. значительная часть П. была включена в состав древне-персидской державы Ахеменидов; в 327-325 до н. э. земли до р. Гифасис (Биас) были завоёваны Александром Македонским, после смерти которого П. был включен в состав древнеиндийской империи Маурья. С конца 2 в. до н. э. до середины 6 в. н. э. П. последовательно входил в состав Греко-Индийского царства, Кушанской империи, индийского государства Гупта, державы эфталитов. После распада последней (567) в П. возникло несколько небольших государств, где правили местные правители. С 7 в. П. становится объектом завоеваний наместников Омейядских халифов, утвердившихся в Синде и на территории современного Афганистана, а со 2-й половины 10 в.- мусульманских эмиров Газни. В начале 11 в. П. стал частью державы Газневидов, правители которой перенесли свою столицу в г. Лахор. С конца 12 в. П. входил в состав государства Гуридов, Делийского султаната, державы Великих Моголов. Господство мусульманских правителей привело к широкому распространению в Пенджабе ислама.

Упадок державы Великих Моголов открыл дорогу в Пенджаб иранскому завоевателю Надир-шаху Афшару (1736 – 47), а затем афганским шахам из династии Дуррани, присоединившим П. к своим владениям. Развивавшееся в П. с начала 16 в. движение сикхов привело в 60-х гг. 18 в. к образованию нескольких независимых сикхских княжеств. В начале 19 в. все пенджабские земли к З. от р. Сатледж объединил в едином независимом Пенджабском государстве Ранджит Сингх (правил в 1799-1839). В результате англо-сикхских войн 1845-46 и 1848-49 оно было завоёвано английской Ост-Индской компанией и расчленено на провинцию Пенджаб и 43 небольших княжества. В августе 1947 при образовании доминионов Индийский Союз и Пакистан, Пенджаб был разделён между этими государствами в соответствии с религиозным составом его населения (районы, населённые преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, сикхам и индусам, - к Индии).

Географические особенности

Пенджаб (от персидского: пендж – пять, аб – вода, река), природная и историческая область в Южной Азии, на территории Индии и Пакистана. Занимает северную часть Индо-Гангской равнины, сложенную главным образом речным аллювием. На З.- песчаная пустыня Тхал. Орошается системой рр. Сатледж, Джелам, Чинаб, Рави и Биас, сливающихся в р. Панджнад (левый приток Инда). Преобладающие высоты 150-350 м, уклоны поверхности незначительны (1-2°).

Климат сухой, тёплый, с резкими перепадами температуры (в январе 13-16 °С, в мае около 35 °С). Осадков на З. около 150 мм, на В. до 700 мм в год (максимально во время летнего муссона).

Реки ежегодно разливаются, часто меняют свои русла. Естественная растительность - опустыненные саванны с колючими кустарниками - сохранилась главным образом на водораздельных участках. Культурные ландшафты преобладают на 70-90% территории П. Широкая сеть оросительных каналов. Крупные города - Лахор (Пакистан), Амритсар Индия.

Экономика

  1. Пенджаб, провинция на С.-В. Пакистана, в басейне Инда, его притоков - р. Чинаб и др. Площадь 182 тыс. км2. Население 37,4 млн. чел. (1972). Административный центр - г. Лахор. Экономически Пенджаб - наиболее развитый район страны.
  2. Основа хозяйства - многоотраслевое орошаемое земледелие. Значительно развита промышленность.
  3. На долю Пенджаба приходится 25% территории и 57,6% населения страны, он даёт свыше 77% общенациональных сборов пшеницы, 43% риса, 72% хлопка и сахарного тростника, в Пенджабе сосредоточено 45% промышленной продукции Пакистана.
  4. В сельском хозяйстве используется около 6,5 млн. га, из них орошается около 5 млн. га. Значительная сеть оросительных каналов. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница (37% посевной площади провинции), грэм (13%), баджра (12%), рис (5%), джовар, кукуруза, хлопчатник, сахарный тростник, масличные.
  5. Скотоводство преимущественно в северных и северо-западных районах; в поголовье преобладают овцы (9 млн.) и козы (4 млн.). Добыча угля, сурьмы, каменной соли, нефти.
  6. Получили развитие пищевая, текстильная (в Лайалпуре и Мултане сосредоточена значительная хлопчатобумажная промышленность) и другие отрасли лёгкой промышленности; машиностроение, металлообработка (преимущественно в Лахоре и его пригородах), химическая, цементная промышленность.
  7. Распространено кустарное изготовление металлических и гончарных предметов обихода, художественных резных изделий из слоновой кости.
Губернатор

Каптан Сингх Соланки

Главный-министр

Паркаш Сингх Бадал

Официальный язык

пенджаби

Население ()

27 704 236 (15-е место)

Плотность

География

Площадь территории 50 362 км² (19-е место). Большая часть территории Пенджаба представлена плодородной равниной с множеством рек и системой оросительных каналов. Юго-запад штата - более засушливый, в конечном итоге сливается с пустыней Тар . Горный хребет Сивалик простирается в северо-восточной части Пенджаба, у подножья Гималаев . В зависимости от климата, в штате выделяют 3 различных типа почв.

Для климата штата характерно резкое различие летних и зимних температур, так летом они могут достигать 47 °С, а зимой опускаться до −4 °С. Выделяют 3 сезона: летний (с апреля по июнь), сезон муссонов (с июля по сентябрь) и зимний (с декабря по февраль). Между ними имеются переходные сезоны.

История

В этом штате в начале 16-го века возник сикхизм .

В 1930 году индийский национальный конгресс объявил независимость от Лахора. Лахорская резолюция 1940 года о работе мусульманской лиги для Пакистана повлекла за собой последующие жестокие и кровавые события. 1946 год был отмечен жестокими столкновениями между религиозными группами. Мусульманская лига атаковала правительство мусульман, желающих объединения территории, сикхов и конгресса. Сикхи и индусское население пошли в контратаку, что продолжило жестокую бойню. Тем не менее, конгресс и мусульманская лига поддерживали разделение штата по религиозным соображениям на 2 части.

С объявлением независимости в 1947 году, британская провинция Пенджаб была разделена на 2 части по религиозному признаку: мусульманская западная часть (ставшая частью образовавшегося государства Пакистан) и индуистско-сикхская восточная часть (оставшаяся в составе Индии). Данные события повлекли многочисленные массовые беспорядки. Ситуация осложнялось тем, что на западе жило довольно много индуистов и сикхов, тогда как на востоке - довольно много мусульман. Раздел провинции и последующие беспорядки привели к массовой вынужденной миграции населения с обеих сторон. Около 7 млн человек мигрировали в Пакистан и около 6 млн из Пакистана в индийский Пенджаб.

Восточная часть бывшей британской провинции Пенджаб была реорганизована в штат Восточный Пенджаб , в то время как не входившие в состав британской провинции туземные княжества объединились в другой штат - Патиала и союз государств восточного Пенджаба . В 1956 году эти два штата были объединены в единый штат Пенджаб.

Столица бывшей провинции, город Лахор, остался после разделения на Пакистанской стороне. Новая столица штата была перемещена в Чандигарх. В 1966 году штат претерпевает новое разделение, теперь уже по языковому признаку. Так, 1 ноября 1966 года хиндиязычная юго-восточная часть штата была отделена и образовала новый штат Харьяна . Чандигарх , оказавшийся на границе Пенджаба и Харьяны был объявлен союзной территорией.

Население

В Пенджабе проживает более 24 миллионов человек (2001). Сикхи составляют 59,91 % населения, индусы - 36,94 %, мусульмане - 1,57 %, христиане - 1,2 %, буддисты - 0,17 %. В последние годы заметна иммиграция в Пенджаб из других штатов Индии, что приводит к быстрому уменьшению доли сикхов в общем населении. Важнейшая святыня сикхов - Хармандир-Сахиб (Золотой храм), расположен в городе Амритсар . Пенджабский язык имеет в штате официальный статус. Кроме того, он широко распространён по другую сторону границы, в Пакистане, а также по всему миру, где велика пенджабская диаспора: главным образом в Англии. Другие языки, используемые в штате, включают английский, хинди , урду , бихари . Общая доля мигрантов достигает 15-20 % от населения Пенджаба. Уровень грамотности составляет 75 % (80,23 % мужчин и 68,36 % женщин). Городское население составляет около 34 %, сельское - 66 %. В Пенджабе очень сильное различие между численностью женщин и численностью мужчин, так на 1000 мужчин здесь приходится всего 876 женщин. Носители пенджаби составляют 91,7 %; хинди - 7,6 %; урду - 0,1 %.

Динамика численности населения:

  • 1951 - 9 161 000 чел.
  • 1961 - 11 135 000 чел.
  • 1971 - 13 551 000 чел.
  • 1981 - 16 788 915 чел.
  • 1991 - 20 281 969 чел.
  • 2001 - 24 289 296 чел.

Административно-территориальное деление

Штат включает в себя 22 округа:


Политика

Ведущие политические партии штата - Индийский национальный конгресс (ИНК) и региональная Широмани Акали Дал (ШАД); последняя, как правило, на региональных и федеральных выборах выступает в блоке с Бхаратия Джаната Парти (БДП). По итогам последних региональных выборов, проходивших в феврале 2007 г., альянс ШАД-БДП сформировал правительство штата во главе с основателем ШАД П. С. Бадалом.

Экономика

Согласно журналу India Today , общее состояние штата является лучшим в Индии на 2003 г. Все последующие года Пенджаб удерживает эту позицию . По данным India State Hunger Index на 2008 год, общий определитель голода в Пенджабе - самый низкий в стране . Также, в штате самый высокий уровень жизни и самая развитая в Индии инфраструктура . Все деревни Пенджаба были электрофицированы и подключены к государственной энергосети ещё с 1974 года. В штате применяются наиболее развитые методы сельского хозяйства. Пенджаб зачастую называют «житницей Индии». Здесь производит 14 % всего хлопка страны, 20 % индийской пшеницы и 9 % индийского риса. В мировых масштабах это даёт 2 % всего хлопка и пшеницы в мире и 1 % мирового риса. Кроме сельского хозяйства, основными видами промышленности штата являются: производство электронных товаров, станков и оборудования, текстиля, швейных машин, велосипедов, удобрений и др.

Транспорт

В Пенджабе находится 6 аэропортов, лишь один из которых принимает международные рейсы, находится в 11 км к северо-западу от Амритсара. Большинство городов штата соединены железными дорогами. Амритсар связан с Дели Shatabdi Express . Общественный транспорт представлен также автобусами и авторикшами.

Напишите отзыв о статье "Пенджаб (Индия)"

Примечания

Ссылки

  • punjabgovt.nic.in/
  • www.mapsofindia.com/maps/punjab/
  • www.ajitjalandhar.com/
  • www.jagran.com/
  • www.amarujala.com/
  • www.onlypunjab.com/
  • www.whereincity.com/india/punjab

Отрывок, характеризующий Пенджаб (Индия)

– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.

Золотой Храм в Амритсаре, более известный как Хармандир Сахиб, – грандиозный центральный храм сикхизма в Индии, построенный между 1585 и 1604 годом. Название «Золотой храм» он получил за внешнюю отделку – фасад здания полностью покрыт золотом.

Золотой Храм находится в южной части индийского города Амритсар, в центре водоема, который был выкопан в 1577 году четвёртым гуру сикхов – Гуру Рам Дасом. Не только для верующих сидхов, но и всех праведников это место по праву считается святыней. В нем хранится оригинальный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб» с 1604 года, священный текст сикхов. Попасть в Хармандир Сахиб можно по мосту из мрамора, который символизирует отделения верующих от грешников.

Посещать Золотой храм можно целый день, он закрывается только ночью.

Контрольно-пропускной пункт Вагах Бордер

Вагах Бордер находится в 30 километрах от города и является единственным контрольно-пропускным пунктом на границе Индии с Пакистаном. Границу в Вагахе Бордер часто называют «Берлинской стеной Азии».

Здесь каждый вечер проходит торжественная церемония спуска государственных флагов двух стран, которая больше похожа на шоу, чем на ежедневный ритуал.

Церемония под названием «спуск флагов» проходит с 1959 года и собирает сотни зрителей обеих стран. Войска каждой страны участвуют в мундирах и красочных тюрбанах, что делает шоу более красочным. Это очень интересное зрелище, которое достойно внимания многих путешественников.

А какие достопримечательности Пенджаба вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Золотой дворец в Амритсаре

Этот дворец, который также называется Хармандир Сахиббыл, в начале XVII века возвел гуру сикхов Арджун Джи. Каждый год к этому святилищу тянутся тысячи паломников, чтобы соблюсти ритуал и почтить светлую память духовных наставников сикхов.

Воды озера вокруг храма считаются священными и также притягивают многочисленных паломников.

Как правило, ворота дворца всегда открыты для всех желающих его посетить - для этого достаточно только проявить свое уважение храму, просто накрыв платком голову и сняв обувь. Архитектура внутренних помещений храма поражает своей красотой и магией, здесь можно отдохнуть в освежающей тени древнего дерева, можно окунуться в священные воды. Кроме того, можно понаблюдать за людьми, которые готовят блюдо «дал махани» – традиционное для области Панджаб.

Но самое главное: отправившись посмотреть на Золотой дворец, расположенный в городе Амритсар, вероятнее всего, вы сможете избежать шумной толпы туристов, потому что эта уникальная достопримечательность не пользуется чрезмерным спросом в различных путеводителях.

Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) - один из древнейших и почитаемых храмов Индии. За свою отделку золотыми пластинами храм получил название Золотого. Этот храм считается одним из старейших и священнейших в Индии - время его строительства – 1589 год.

Большей частью золотых пластин, которыми сегодня отделан храм и благодаря которым здание производит впечатление, сделанного из цельного куска золота, храм был отделан в начале и первой половине XIX века, когда под патронажем махараджи сикхской империи в Пенджабе, императора Ранджит Сингха, были произведены декоративные работы по отделке священного комплекса золотом и мрамором.

Золотой храм стоит в центре искусственного озера, и дорога к нему лежит по узкому мраморному мосту – прежде считалось, что пройти в святилище могут только праведники и путь через озеро приравнивался к очищению души. Дорога по мосту символизирует путь от грешного к праведному. Храм символично открыт для входа с четырех сторон, со всех сторон света. Таким образом, гурварда доступен для всех национальностей и вероисповеданий.

Гипермаркет Alfa One

Alfa one - это торговый центр, расположенный в Индии в городе Амристар. Он впечатляет своим внушительным размером и интерьером. Общая площадь - 2 миллиона квадратных футов. В нем находится 170 магазинов, предлагающих бренды местных и международных дизайнеров. Также имеется большое количество ресторанчиков, где можно отведать блюда на любой вкус, но большой популярностью пользуется местная кухня.

Туристы могут посетить кинотеатры и насладиться великолепным качеством фильмов в формата 4d и 5d. Дети могут провести время в игровой комнате.

Рядом находится базар,состоящий из более чем 51 магазинов, предлагающих изделия народных ремесел.

В торговом центре Alfa one действует множество эскалаторов, лифтов, которые облегчают передвижение для покупателей.

Здесь же расположена удобная парковка для машин.

Сад Камней

Сад камней в Пенджабе является одной из самых главных достопримечательностей Пенджаба.

Это всемирно известный сад площадью 64 акра, который располагается посреди обширных лесных угодий. Сад представляет собой выставку произведений искусства под открытым небом. Экспонаты в саду созданы из камней, а также из отходов и других ненужных предметов. Человеческая фантазия найдет применение даже ненужным стеклянным браслетам, испорченному фарфору, люминесцентным лампам и другим вещам, уже не пригодным для выполнения своих прямых функций. Скульптуры под открытым небом, которые разделяют водопады, делают место похожим на театр со сказочными представлениями и шоу.

Первоначальную концепцию сада разработал Нек Чанд – инспектор в отделе дорожного хозяйства Чандигарха. Когда он путешествовал по горам Шивалик, он там подбирал камни неправильной формы, напоминающие птиц, обезьян, животных, людей, которые позже привозил в свой дом на берегу ручья. В течение семи лет он собирал камни, чтобы позже всех удивлять необычайными скульптурными произведениями.

Самые популярные достопримечательности в Пенджабе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Пенджаба на нашем сайте.

Пенджаб (Punjab) буквально переводится как Пятиречье. При разделении бывшей британской колонии Индии на два доминиона (в 1947 году), Пенджабу повезло меньше всего - его поделили на две половины, одна из которых (мусульманская) отошла Пакистану, а другая (сикхская) - стала штатом Индии. Некогда бесплодные равнины Пенджаба, после применения сложных систем орошения, стали одними из самых плодородных в Азии, а сам штат - одним из самых процветающих. Местных жителей обычно описывают как предприимчивых и трудолюбивых, а уровень комфорта для путешественников как весьма высокий для Индии.

Сюда едут погружаться в атмосферу древней цивилизации, обозревать многочисленные памятники истории и многонациональной культуры.

Столица штата - Чандигарх, одновременно является столицей штата Харьяна и находится за пределами Пенджаба. Точнее, она с ним граничит: западная часть города считается столицей Пенджаба, восточная - Харьяны.

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Пенджабу)

Транспорт

Перемещаться и осматривать достопримечательности Пенджаба удобнее всего на такси, или арендованной машине. Как и везде в Индии, в Пенджабе популярны авторикши (или в просторечии темпо). Хорошо развита система междугородного автобусного сообщения.

Погода в Пенджабе

Климат Пенджаба резко континентальный: зимой столбик термометра может опускаться до -4 °C, а летом подниматься до 48 °C. Различаются три основных сезона: лето, сезон муссонов, и зима. Лучшее время для посещения Пенджаба с октября по ноябрь и с февраля по март.

Кухня

Удивительно, но факт - то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле - кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури - визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси - это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Популярные отели Пенджаба

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня - Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено - неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу - священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.

Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду - просад.

Чандигарх - город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце - городской центр, легкие - многочисленные парки, кровеносная система - дорожная сеть.

События

В Пенджабе происходит довольно много празднеств и фестивалей, как связанных с какими-то легендами и историческими событиями, так и имеющими религиозное значение.

В Кила-Раипуре каждый февраль проходит трехдневный фестиваль, включающий в свою программу гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит не только красочными выступлениями певцов и танцоров, но массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же - Праздник урожая).