Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза? Цитаты, всказывания деятелей эпохи, фольклор

Когда на страницах журнала «Октябрь» начали одна за другой появляться главы воспоминаний Николая Герасимовича Кузнецова, человека, прошедшего большой, пожалуй, только в нашей стране возможный путь от краснофлотца до Народного Комиссара Военно-Морского Флота, эти главы сразу привлекли внимание читателей и значительностью фактов и явно выраженным стремлением автора к исторически объективному изложению событий прошлых лет. Они воспринимались как правдивый человеческий документ, а правда у читателей в цене.

Наверное, так же как и другие читатели, я с нетерпением ждал выхода этой книги целиком и был рад увидеть её выпущенной Военным издательством Министерства Обороны СССР в полюбившейся читателю, серии «Военные мемуары», которая уже порадовала нас за последние годы целым рядом интересных и правдивых книг, принадлежавших перу участников гражданской и Великой Отечественной войн.

Особенность книги Н.Г. Кузнецова в том, что она охватывает период нашей жизни и военного строительства как раз между этими двумя войнами. Последовательное изложение событий кончается в ней 22 июня 1941 года.

Название книги «Накануне» отвечает её содержанию. В самом деле, если вспомнить всю нашу жизнь в 20–30-е годы, всю цепь событий, тянущуюся от ультиматума Керзона к налету китайских милитаристов на КВЖД, от событий на КВЖД к событиям на Хасане и на Халкин-Голе, то можно сказать, что мы все эти годы действительно жили «накануне» того часа, когда нас вынудят вооруженной рукой защищать завоевания Октябрьской революции.

Именно этой атмосферой определялось наше отношение к Красной Армии и Флоту, наша неизменная готовность служить в их рядах и столь же неизменная решимость идти на лишения и жертвы во имя того, что было у Красной Армии было все, что необходимо для отпора врагу.

Книга Кузнецова дает, на мой взгляд, очень убедительное представление о том, какое место занимали армия и флот в жизни всей страны, в умах и сердцах людей. Книга не просто летопись военной службы автора. Скорее, это гражданская исповедь коммуниста, который пожизненно избрал для себя профессию моряка, а шире говоря – солдата революции.

Несколько глав книги Кузнецова посвящены событиям гражданской

войны в Испании, тому, как советские люди понимали свой интернациональный долг по отношению к испанскому народу и как они выполняли этот долг не на словах, а на деле. На деле. Хочу особо подчеркнуть это сейчас, когда в Китае нашлись люди, имеющие бесстыдство обвинять нас, советских людей, в недостатке интернационализма.



Эти главы книги полны горечей и действенной любви к народу Испании, любви, которая не остыла и не притупилась за тридцать минувших с тех пор лет, переполненных событиями огромной важности.

В некоторых из этих событий повествует последняя часть книги Кузнецова, начинающаяся с рассказа о том, как автор книги на протяжении двух месяцев был назначен сначала заместителем Наркома, а затем Наркомом Военно-Морского Флота. Меньше чем за три года до этого, перед поездкой в Испанию, он ещё командовал крейсером. Теперь на его плечи ложилась огромная ответственность. И он, рассказывает об этом в своей книге с большой прямотой и откровенностью.

«...Со смешанным чувством радости и тревоги читал я этот документ. Быстрый подъем опасен не только для водолазов. Столь быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей. Я это хорошо понимал ещё в молодые годы, поэтому и просил после академии назначить меня на корабль старпомом, чтобы двигаться по службе последовательно. Мечтал, конечно, командовать кораблем. О большем не думал. Но за последние годы продвижение стало уж очень стремительным. Его можно было объяснить в то время лишь бурной волной вынужденных перемещений...

Однако время не ждало, следовало приступить к выполнению своих обязанностей и не рассчитывать на скидки. А что новые мои обязанности были нелегки, я понимал это хорошо».

Н.Г. Кузнецов был одним из военачальников, которых «бурная волна вынужденных перемещений» перед войной в очень короткие сроки подняла на очень высокие посты. Он принадлежал к тем из них, а их было немало, которые не смотря на трагическое для нас начало войны, в конечном итоге оправдали возложенные на них надежды и с честью вынесли ту безмерную тяжесть ответственности, которая легла на их плечи.



О том, что означала эта тяжесть ответственности не только в дни войны, но ин накануне её, повествуют самые сильные страницы книги Кузнецова.

Приведенная мною цитата дает представление о характере всей книги. Прямота, мужественное признание наших предвоенных ошибок, в том числе своих собственных, решимость, не подмалевывая прошлое и не причесывая его то в ту, то в другую сторону, не уклоняясь, сказать свое слово о самых сложных проблемах – таков пафос этих воспоминаний.

«Говоря о просчетах и ошибках Сталина в предвоенный период и в начале войны, не следует забывать и ту положительную роль, которую сыграл его личный авторитет в критические для нашей страны дни», – пишет Кузнецов. И впоследствии развивает это высказывание следующими соображениями, которые мне хочется здесь привести: «Кто не знает, какое внимание партия и правительство уделяли нашим Вооруженным силам, как занимался ими лично Сталин в течение многих лет?! Все это было. Многое, очень многое делалось. И все же нечто весьма важное было упущено: не хватило постоянной, повседневной готовности к войне... Огромный авторитет Сталина, как мне думается, сыграл двоякую роль. С одной стороны, у всех была твердая уверенность, Сталину, мол, известно больше, и, когда потребуется, он примет необходимые решения. В то же время эта уверенность мешала его ближайшему окружению иметь собственное мнение, прямо и решительно высказать его. А на флотах люди были твердо убеждены: коль нет надлежащих указаний, значит, война маловероятна».

Автор книги, резко отвергая злобное – по его выражению – утверждение будто бы Сталин оценивал обстановку и принимал решения по глобусу, в то же время на богатом фактическом материале анализирует меру ответственности Сталина за неудачное для нас начало войны.

Стремление восстановить истину во всей её сложности подкрепляется в книге готовностью автора сочетать критику с самокритикой.

Завершая свои воспоминания, Кузнецов говорит о том, что все описанное им всего лишь этап в невиданном вооруженном столкновении которое было выиграно советским народом под руководством Коммунистической партии.

«Однако, – пишет он, – мне хочется, чтобы не забывали и другое: более серьезно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны...Эти ошибки лежат в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их следует не замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них, ибо повторение прошлого будет называться уже преступлением».

Собственно говоря, этими словами самого Кузнецова, которые являются как бы душою всей кийки его книги, можно было бы закончить мой отзыв на неё.

Мне хочется добавить лишь одно: книга Н.Г. Кузнецова «Накануне» – одна из тех книг, которые особенно нужны сейчас...

Такие книги, как эта, заставляют нас лишний раз подумать о мере нашей общей ответственности каждого, за повышение боеспособности нашей страны, за нашу не только материальную, но и моральную готовность с честью и во всеоружии встретить любые испытания.

МЫСЛИ АДМИРАЛОВ О ФЛОТЕ И МОРСКОЙ СЛУЖБЕ

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения, ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от "спасования" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!
Адмирал И.Ф.Лихачев.
(Дело о гибели броненосца "Гангут" 12 июня 1897 г. около Транзунда.)

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может. Адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров. - Сост.), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.
Адмирал Д.Н.Сенявин.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении. Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому что чем же, как не любовью можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой "Константин", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.
Адмирал С.О.Макаров.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка. Адмирал С.О.Макаров.

Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
Адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.
Адмирал П.С.Нахимов.

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.
Адмирал И.Ф.Крузенштерн.

Больше побеждает разум и искусство, нежели множество. Петр I.

Бояться несчастья - не видать и счастья. Петр I.

Бойтесь, чтобы будущее не застало вас врасплох. Не следуйте примеру тех евангельских дев, у которых не хватило масла в светильниках, когда пришел жених. Бдите, потому что кто знает, когда настанет момент, когда вам скажут: "час близок". Бдите и тщательно сохраняйте ваши великие учреждения.
Адмирал Журьен-де-ла-Гравьер.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.
Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое. Адмирал И.Е.Шестаков.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу. Петр I.

Будем гоняться не за тем, чтоб в отчетных ведомостях о пальбе у нас стояли высокие проценты попавших ядер, а употребим все старания, чтоб пальба наша подходила возможно более к тем условиям, которые предстоят в действительном бою, т.е. будем стрелять с неопределенных заранее расстояний и в движущиеся предметы. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.
Адмирал С.О.Макаров.

Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то кто одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда. Петр I.

Был бы флот, а гавани найдутся. Петр I.

Было время, что я жаждал флотской службы, и совсем тем предпочел коня кораблю: с первого скорее соскочив. А.А.Бестужев-Марлинский. (исьма к Н.А.Полевому).

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей. Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом. Амирал Н.С.Мордвинов.

В большинстве случаев при решении технических вопросов приходится опираться на законы не вполне точные, делать допущения, не вполне согласные с истиной, почему все ответы, получаемые этим путем, не отличаются тою категоричность, которая характеризует метод чисто академический. Поэтому здесь весьма важно предварительно взвесить, какое влияния оказывают на окончательный результат допущенные гипотезы, какую погрешность в результате введут отброшенные нами факторы и пр., помятуя, что всякому результату должно придавать ценность лишь в той мере, в какой сделанные при выводе допущения соответствуют истине. И.Г.Бубнов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск. Адмирал Н.Г.Кузнецов.

В бою размышлять некогда. Выворачивайте смело весь свой запас знаний, опытности, предприимчивости. Старайтесь сделать все, что можете. Невозможное останется невозможным, но все возможное должно быть сделано. Главное, чтобы все... прониклись сознанием всей огромности возложенной на нас задачи, сознали всю тяжесть ответственности, которую самый маленький чин несет перед Родиной.
Адмирал С.О.Макаров.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход. Адмирал И.Ф.Лихачев.

В заключении я выскажу свою мысль, что все предварительные наставления, при переменившихся обстоятельствах, могут затруднять командира, знающего свое дело, и потому я представляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг... Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота, от них зависит оправдать ожидание.
Адмирал П.С.Нахимов.
(Перед Синопским боем.)

В море - дома, на берегу - в гостях. Адмирал С.О.Макаров.

В море все зависит от капитана; от него зависит здоровье и дух команды, которая всегда бодра, когда видит о себе постоянную заботливость и перед глазами знание своего дела, начиная от командира и кончая последним гардемарином. Адмирал С.О.Макаров.

В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии. Там обыкновенно дело начинается исподволь, люди умеют осмотреться: тут же при современных огромных скоростях, счет времени надо делать не часами, а секундами. Пять секунд раньше положил руль на борт, вы тараните, пять секунд позже - вас таранят. Адмирал С.О.Макаров.

В морской службе человек не кусок, не пешка; от него требуется знание тысячи технических терминов и без того уже очень затруднительных, требуется на каждом шагу личное, быстрое соображение; от одного слова, не понятного матросам, часто зависит неудача важного маневра... Адмирал Д.В.Григорович.

В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии.
Адмирал С.О.Макаров.

В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
Адмирал П.С.Нахимов.

В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В морских делах не следует жертвовать удобствами, даже малейшими, для красы. Адмирал Ф.Л.Литке.

В науке всякий метод (т.е. путь к истине) хорош, если он ведет к цели. Если помогает математика, наука обращается к ней, если нет - пользуется другими методами. Адмирал-инженер Л.С.Берг.

В наш век нескончаемых усовершенствований и преобразований в морском искусстве единственное средство не быть позади других - это стремиться быть впереди всех. Адмирал И.Ф.Лихачев.

В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершено уверен, что каждый из нас сделает свое дело... Адмирал П.С.Нахимов.

В случаю бою, должен капитан или командующий кораблем не токмо сам мужественно против неприятеля битца, но и людей тому судами... Многие суда неприятельские загнаны на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве побиты и потоплены...
Адмирал Ф.Ф.Ушаков. (Из донесения о сражении с турецким флотом при мысе Калиакрия 31 июля 1791 г.)

В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены.
Петр I.

Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: "не только за страх, но и за совесть". Адмирал С.О.Макаров.

Вечное существовать будет препинание просвещению в России, доколе чинам, а не уму и способностям присваиваться будут места и почести, сопряженные с оными... Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными к занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин. Адмирал Н.С.Мордвинов.

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия. Адмирал Ф.И. Соймонов.

В каждом морском бою наступает психологический момент, когда одна сторона приходит к выводу, что "враги тонут, а мы нет, враги горят, а мы нет", после чего эта сторона больше не несет потерь, а противник теряет все. Адмирал А.фон Тирпиц.

В молодцеватой внешности кроется залог бодрости духа, а, следовательно, и успеха в бою.
Адмирал Дж.Джервис.

Во всех... случаях иметь добрый распорядок и заранее пушкарям о всем внушать и стрелять как возможно скоро, однако ж с доброго прицельного, дабы действительны были выстрелы, а не один гром. Петр I.

Во время аварии происходят такие события, которые большинству случается видеть в первый раз. От выбора того или другого решения, от отдания того или другого приказания зависит судьба судна, а между тем распоряжения эти приходится каждому участнику делать в первый раз; в действительности же можно рассчитывать на искусство распорядителя лишь тогда, когда он делает привычное ему дело.
Адмирал С.О.Макаров.

Военный человек в любой обстановке должен уметь и поесть и поспать. Это тоже искусство, которое нужно в себе воспитать. Какой толк, что иной от усердия три ночи не смыкает глаз; ну, он тогда никуда и не годится. Тот хорош кто при самом спешном деле сумеет выспаться. Адмирал С.О.Макаров.

Военный корабль, подобно дамским часам, никак еще не доводился до степени совершенной исправности.
Вице-адмирал И.И.Шанц.

Военный флот существует для войны, и сопряженные с большими расходами плавания судов в мирное время свершаются для того, чтобы подготовить к войне личный состав... Если во время плавания условие это не соблюдается, то плавание не приносит желаемой пользы. Адмирал С.О.Макаров.

- «Морским судам быть...»
(30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление)

Пётр I

-«Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится».
-«Военное дело- первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества»
-"который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот - обе руки имеет"
-"Воинским делом, - говорил Великий Петр, - Россия вышла от тьмы к свету".
- создание новой России связал с "ничем иным, токмо флотом "

(Павленко Н. И. Пётр Первый /
Н. Павленко. - М.: Молодая гвардия, 1975.)

- «Был бы флот, а гавани найдутся»





Екатерина Великая

– «Какая честь служить флоту Черноморскому».
– «Спасибо флоту Российскому!».
– «Черноморский же флот есть наше заведение собственное, следственно сердцу близко».

(Из письма Екатерины II Г.А. Потемкину
о пожаловании Ушакову ордена Св. Георгия
за победу, одержанную над турецким флотом
при Тендре от 16 сентября 1790 г.).




Светлейший князь Г. А. Потемкин- Таврический

(Переписка Г. Потемкина и Екатерины II.
«Русский архив»).

Адмирал Ф.Ф. Ушаков

– «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, они стреляли в неприятельские корабли нечасто и с такою сноровкою, казалось, что каждый учится стрелять по цели, сноравливая, чтоб не потерять свой выстрел».


– «Искусству и храбрости всего флота Севастопольского... приношу признательнейшую мою благодарность и при том несомненно надеюсь, что в последующее ныне время не оставят все служащие при Севастопольском флоте удостоверительно доказать искусство и храбрость свойственные Российскому флоту».

(Из приказа Ф.Ушакова с объявлением благодарности
Г. Потемкина флоту от 22 июня 1790 г.).


– «В продолжение сражения все командующие судов и разные чины флота Черноморского с крайним рвением и отличной храбростью выполняли долг свой, а паче начальники кораблей, в бою бывших, отличили себя отменной храбростью и искусством в управлении со всяким порядком вверенных им судов».
(Из рапорта Ф. Ушакова Г. Потемкину о сражении в Керченском проливе от 10 июля 1790 г.).Адмирал М.П. Лазарев

– «Из черноморцев выходят такие офицеры, что сделали бы честь всякому флоту в Европе...».
-«…морское дело наше требует постоянных занятий в оном…Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится»

(«Адмиралы черноморской школы морской выучки». Севастополь.1953.,с.41).


– «...лестно драться с неприятелем, когда... корабли в боевой готовности, когда вы уверены в своих офицерах и командах... и когда после одержанной, славной победы вы можете с гордостью сказать, что исполнили свой долг».

(Лазарев М.П., «Документы и материалы», т. 3, Воениздат, 1961 г.).


Адмирал П.С. Нахимов

«У моряка нет трудного или легкого пути: есть только один... путь – славный».
– «Матрос – есть главный двигатель на военном корабле».
– «Для черноморца невозможного ничего нет...».
– «Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота».
-«Имея Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море».


– «Жизнь каждого моряка принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит Отечеству пользу».

(Книга: «Мысли взаймы»).


– «Матросы! Мне ли говорить вам о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота? Я с юных лет был свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию…».

(Книга: «Мысли взаймы»).

– « ...на бастионах Севастополя мы не забыли морского дела, а только укрепили одушевление и дисциплину, всегда украшавшие черноморских моряков».

(Из Приказа П.С. Нахимова по Севастопольскому порту от 12 апреля 1855 г. (Нахимов П.С. «Документы и материалы». – М. 1954 г.)).


«Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь, и мундир, который носишь».

(«Мысли адмиралов о флоте и морской службе». Составитель Каланов Н.А.)


-«Матросы любят и понимают меня. Я этою привязанностью дорожу больше, чем отзывами чванных дворянчиков»

(«Русское военно-морское искусство», сб., Воениздат,М.,1951,стр.177).


Адмирал В.А.Корнилов.

«Товарищи, на нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас море".

(Тарле Е.В. Город русской славы.- М.1954,с.36)


"Позади нас море, впереди неприятель, помни: не верь отступлению! "
Адмирал Г. И. Бутаков

– «...От святого исполнения долга службы и присяги... родятся все доблести, столь заслуженно прославившие черноморцев!».

(Нахимов П.С., «Документы и материалы», Воениздат, 1954г.).


-«В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».

Адмирал И.Ф.Лихачёв.

- «Беда тому флоту, в котором заведётся и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения, ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от «спасования» перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!»

Адмирал И.А. Шестаков.

- «Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое».

Феофан Прокопович, епископ Псковский и Нарвский

«...Яко собственное было Божие смотрение,
когда воспламенися Царево сердце к водным судам,
так же и устроению флота Великого».

- «Не сыщем ни единой на свете деревни, которая над рекою или озером положена и не имела бы лодок. А столь славной и сильной монархии, полуденно и полунощно моря обдержащей, не иметь бы кораблей, хотя бы ни единой к тому не было нужды, однако же было бы то бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к ним приходят и отходят, а сами того не умеем»

(Из «Слова похвального о флоте Российском»,
сказанного 27 июля 1720 г. в честь победы под Гренгамом)

Адмирал С.О. Макаров

-«Полная уверенность в своих действиях, хладнокровие и ясность мысли- качества, необходимые для моряка»
-«В море- значит дома».
-«Следует в плавании не пропускать случая практиковаться в упражнениях, полезных в боевом отношении»
-«Моё правило: если вы встретите слабейшее судно, нападайте, если равное себе - нападайте, и если сильнее себя- тоже нападайте»

(С. О. Макаров. Документы, т. 1-2, М., 1953)

-«Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: "не только за страх, но и за совесть"».

Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич

-«наша жизнь должна пройти в скромном… труде… для будущего… Посему не о морских победах… следует думать, не о создании вдруг большого числа судов, но о том, чтобы беспрерывными плаваниями небольшого числа хороших судов приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков».

Император Александр III

– «...Черноморский флот – на пользу России, его подвиги – на ее славу!».
- «Во всем свете у нас только два верных союзника, наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»
– «...Под защитой Черноморского флота взросли по берегам моря плоды благодатного мира…».
-«Призываю сей доблестный флот на приемственное для него поприще чести, пользы и славы и, вместе с признательностью Россией, вспоминаю с гордостью имена Ушакова, Казарского, Лазарева, Нахимова, Корнилова»…

(Грамота Александра III «Нашему Черноморскому флоту»).


"Прошло тридцать с лишком лет, как черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву для блага России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость долго скорбевшего о нем отечества..."


Премьер-министр России П.А. Столыпин

– «...Флот являлся предметом народной гордости; спуск каждого нового корабля на воду является национальным торжеством, национальным празднеством».

– «Господа, в деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль – «вперед».

– «Флот является предметом народной гордости: это... внешнее доказательство того, что народ имеет силу, имеет возможность удержать море в своей власти».

– «Флот – это необходимая принадлежность всякой Великой державы, обладающей морем».



- "России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих".

-"Только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять... Для защиты берегов необходимы подвижные, свободно плавающие крепости, необходим линейный флот... Беззащитность на море так же опасна, как и беззащитность на суше".



Писатель К.М. Станюкович

«В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть..."

"В нашем ремесле, господа, нужны, конечно, бдительность и осторожность, но только осторожность, не имеющая ничего общего с трусостью, которая всюду видит опасность. Есть еще и другая трусость и часто у моряков, отважных по натуре, это - трусость перед начальством, страх ответственности в случае какого-нибудь несчастья. Такие моряки могут и счастливо плавать, но они все-таки не моряки в истинном значении этого слова, и боевой адмирал на них не может рассчитывать".




Теодор Рузвельт

-«Вооружённая сила, в частности флот, точнее его стоимость, есть та страховая премия, которую платит государство за обеспечение своих ценностей»

(Наш современник.2004.-№3.-с.175)

Демосфен

«Морские корабли государства выглядят так, как выглядит само государство».

Адмирал А.В. Немитц.

«России нужен такой флот, который мог бы ставить самостоятельные стратегические решения в море. Флот такой силы, что бы с ним было бы необходимо считаться всякой великой морской державе».

(Военно- морская идея России. - М.: Русский путь,1997.с.444)


Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

-«Каковы задачи - таков должен быть и флот».
-«Флоту необходима постоянная готовность»
- «Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя».
-«И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно-морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах».

(Флотоводец. М.: издательство "Садовое кольцо", 2004.стр.165)

- «Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей».


Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков

– «Военно-морской флаг Российского флота, овеянный вечной славой блистательных побед над иноземными захватчиками, гордо реял на Черном, Адриатическом, Средиземном... морях».

– «Памятными вехами навсегда остались в истории нашего флота победы под Чесмой, у Тендры, Керчи, Калиакрии и Синопа».

(С.Г. Горшков «Военно-Морской флот»).

- "Образцы военной доблести показал Черноморский флот в блистательных победах на юге России"

- "В дальних походах и сражениях, в славных победах и ратных подвигах крепил Черноморский флот морское могущество России".

- "Черноморский флот одержал ряд блистательных побед и способствовал утверждению России на берегах Чёрного моря".

- «Ошибочно пытаться создать флот по образу и подобию флота даже самой сильной морской державы. Каждая страна имеет потребность в морских силах, и только эта потребность, определяемая задачами флота, может служить основанием для развития классов кораблей и оружия».

- «Морская мощь нашей Державы прежде всего зиждется на замечательных кадрах профессиональных моряков, посвятивших свою жизнь увлекательной и очень трудной морской профессии».

.- «Нашему государству - великой континентальной и морской державе мира - на всех этапах его истории был необходим могущественный флот в качестве непременной составной части Вооружённых сил».

- «История со всей очевидностью подтвердила, что без сильного флота Россия не могла бы быть в числе великих держав».

Кузнецов Николай Герасимович, 1904–1974. Адмирал Флота Советского Союза (1988). Участник Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной воны. Советский военно морской деятель, В 1939–1947 и 1951–1955 возглавлял советский Военно Морской Флот (как Народный комиссар Военно морского флота (1939–1946), Военно морской Министр (1951–1953) и Главнокомандующий). Герой Советского Союза.

«Ведь главное то – матрос», как говаривал Нахимов.

Беспорядок или, наоборот, высокая дисциплина личного состава на одном крейсере снижает или повышает боеспособность всего соединения.

…Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление.

Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда и никому не прощают.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов… Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

«В море – дома, на берегу – в гостях», – внушают молодым морякам командиры. Не всякому эта формула нравится, но учёба действительно проходит на более высоком уровне, когда корабль вдали от берега своей базы. Все на месте, береговые дела отошли на задний план: люди полностью отдаются службе. В море крепнет спайка личного состава, члены экипажа лучше узнают друг друга. И уж, конечно, только в море личный состав может по настоящему узнать свой корабль.

Готовность флота к войне – это прежде всего готовность его людей.

Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут.

Должность старшего помощника на корабле – самая тяжелая и неблагодарная. Он должен раньше всех вставать, позже всех ложиться и подобно громоотводу принимать на себя все молнии и раскаты грома – как сверху, так и снизу. Словом, должен чувствовать жизнь корабля… Но все же, каждому офицеру, чтобы стать впоследствии хорошим командиром, такой этап службы пройти необходимо.

Забота о сохранении кораблей никогда не должна превращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но еще хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Зазнавшийся, ставший беспечным командир опаснее неумелого.

И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах.

…Из за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах.

Забота а сохранении кораблей никогда не должна прекращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но ещё хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Кают компания… В этом слове для моряка заключено многое. В кают компании, выражаясь по уставному, принимают пищу, проводят занятия с командой корабля и офицерами, но если в ней лишь исполняют служебные обязанности, молча обедают или ужинают и расходятся без улыбки, доброй шутки – это плохой признак, значит, офицерский состав недружный. Но коль в кают компании по вечерам собираются все свободные офицеры, чтобы отдохнуть, коль в ней не умолкают шутки и смех, а душа такого коллектива командир или старпом, следовательно, коллектив здоровый. Командование должно уметь принимать решения, не боясь вызвать неудовольствия ни современников, ни историков.

Морская пехота! Её слава началась давно. В блестящую победу над шведами в знаменитом Гангутском сражении 27 июля 1714 года весомый вклад внесла русская морская пехота. Русская морская пехота прославилась при взятии крепости Корфу в 1799 году, когда эскадра Ф.Ф.Ушакова изгоняла захватчиков с греческих островов, возвращая свободу местному населению…

…на флоте мелочей нет. На первый взгляд кажущаяся некому человеку мелочь могла привести к трагическим последствие

Не следует противопоставлять один класс кораблей другому иди отдавать особое предпочтение какому либо из них. Правильное соотношение всех классов кораблей исходя из задач, стоящих перед тем или. иным флотом, является наиболее разумным решением флотской проблемы.

Морской бой и морская техника требуют железной дисциплины, каждый винт сложного механизма – флота – должен действовать безукоризненно. Корабль не допускает импровизации, все должны действовать по уже отработанным наставлениям и уставам. Там, где нарушается устав, наставление – там действия командиров, бойцов неуверенны, там царит расхлябанность, результатом чего может быть не только гибель отдельного корабля, а проигрыш всего сражения.

Подготовка хороших командиров – сложный и длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику.

Посты у нас могут быть разные, но все мы – адмиралы, офицеры, матросы – люди одного, советского общества, интересы у нас одни и те же. Этим сознанием должен быть пронизан каждый поступок командира, каждая мысль.

Правильно ли, что моряки использовались на берегу? Да, это целиком соответствовало нашей военной доктрине, которая требует направлять все усилия для достижения единой цели. Полмиллиона моряков сражались на берегу. Вдумайтесь в эту цифру. Ведь флот по сравнению с другими видами Вооружённых Сил имеет относительно мало личного состава. И конечно, мы такое количество не набрали бы на кораблях. Встали под ружьё все поколения советских моряков – от подростков юнг до людей пожилого возраста.

…Прежде чем сделать старпома командиром крупной подводной лодки, вначале его назначали командиром «малютки».(…) но все, кто прослужил на «малютках» года два, сами становились приверженцами такой системы. (…) не пройди на них школу прежние командиры, не сумели бы мы управлять и современными лодками.

С верхней палубы тяжелый труд и суровая служба моряков ь всегда видны. Самая напряженная работа идет внутри корабля, погруженного на две трети в воду, там., где находятся сложнейшие механизмы и приборы.

Слишком просто и легко объяснять всё лишь культом личности Сталина. Многие из нас повинны хотя бы в том, что молчали там, где положение требовало высказать своё мнение. За такую пассивность многие расплачивались сами, когда доходила до них очередь. После войны и я оказался на скамье подсудимых.

Точность в военное время имеет решающее значение.

Тяжелое впечатление оставляет корабль, на котором не слышно смеха и шуток даже в свободное от службы время. На первый взгляд на таком корабле все идет чин чином, по уставному. Но если присмотреться внимательно, то можно заметить: на нем не все благополучно. Там нет тех человеческих нитей, которые протягиваются от сердца к сердцу и связывают всю команду корабля, от командира до матроса. А без этого не может быть высокого, здорового политико морального состояния в бою.

Флоту повезло в том отношении, что в его ряды всегда отбирались лучшие по грамотности и поведению молодые призывники. Это было фундаментом для будущего их воспитания и обучения. Корабль и море ещё больше закаляли и сплачивали людей. Сказывалось и то, что на флоте служили пять лет – дольше, чем в остальных войсках. Немудрено, что люди здесь оказывались более подготовленными. Заслуга в том и флотских офицеров – превосходных моряков и умелых воспитателей, поборников строгого уставного порядка.

Хорошие отношения с подчинёнными – это ещё не доказательство правильного поведения руководителя.

Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя.

Чтобы в совершенстве овладеть искусством вождения корабля, надо службу начинать на нём с самой невысокой должности.

Продолжение:

Мысли известных исторических личностей О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

Вверять умным и храбрым войска, энергичным и распорядительным - обозы, вялым и неповоротливым - гурты скота.

Петр I, (о кадровой политике).

Впредь матрозов из рекрут никогда не комплектовать, а набирать их из салдат,

Которые были в службе года по два, а в полки ис которых в матрозы возмутца салдат

Комплектовать из рекрут

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

Адмирал Ф.И. Соимонов.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Новый добротный корабль с плохой командой в море куда хуже, чем старый разболтанный ящик с доброй наученной командой.

(приписывается французскому адмиралу Роберу Сюркуфу, известному корсару и.моряку).

(\"Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому, дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем хрестолюбии\".

Иван Ильин, русский философ

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.

Адмирал Д. Н.Сенявин

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Адмирал И. Ф.Крузенштерн.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.

Адмирал С. О..Макаров.

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения,

Ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от \"спасования\" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!

Адмирал И. Ф.Лихачев.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Командиру приходится действовать круто, говорить резко, но... не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям.

Адмирал Н.Г. Кузнецов

Риск и храбрость. Бояться несчастья - не видать и счастья.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

О кораблях и морской службе.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении.

Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому, что чем же, как не любовью, можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой \"Константин\", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

Адмирал И.Е.Шестаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.

Адмирал П.С.Нахимов.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.

Адмирал С.О.Макаров.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.

Адмирал Н.С.Мордвинов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

Адмирал Н.Г.Кузиецов.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход.

А дмирал И. Ф. Лихачев