Подсказки начинающему военному психологу от натальи савельевой. Про совсем уж экстремальные ситуации. Подсказки начинающему военному психологу

Следует так относиться к людям, как мы желали бы, чтобы они относились к нам

Аристотель

Определение психологической работы

  • Психологическая служба
  • Задачи и особенности деятельности военного психолога
  • Психологическая помощь военнослужащим
  • Психологическое изучение личного состава
  • Психопрофилактика и психогигиена
  • Психологическое обучение и просвещение военнослужащих
  • Деятельность психолога в боевой обстановке
  • Задачи психолога на различных этапах боя
  • Профессионально-этические нормы
  • Обязанности субъектов психологической работы в полку
  • Взаимодействие психолога и военного руководителя

Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время

Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации

Психологическая работа - это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья . Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология.

Психологическая работа, проводимая в Вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах, является важнейшим элементом в системе всестороннего обеспечения жизнедеятельности военнослужащих. Ее организационное оформление происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).

С 1991 г. кардинально переработана нормативно-правовая база воспитательной работы в Вооруженных силах РФ, определен курс на создание полноценной психологической службы. Психологическая служба представляет собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Современный этап ее становления характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, а также центров и пунктов психологической помощи и реабилитации, подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в армии и на флоте.

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (ГУ BP ВС РФ). Оно занимается общим планированием, организацией и обобщением результатов психологической работы в войсках, организацией ее научно-методического обеспечения, а также подготовкой и расстановкой кадров психологов.

Психологическая служба ВС РФ - достаточно сложная и многочисленная организационная структура. Вместе с тем основной объем непосредственной психологической работы осуществляется в воинских частях и подразделениях. Именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. На этом уровне в большей степени востребованы и практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами.



Командиры частей, рот и подразделений- люди, которые месяцами и годами в напряжении работают над созданием настоящих военнослужащих, которые смогут выполнить любую поставленную задачу.


Изо дня в день преодолевая сопротивление молодых призывников, командиры становятся более проницательными и мудрыми.


Они лучше чем любой другой знают все тонкости души и характер своих подопечных. Командир знает когда и что надо сказать солдату.




Для того чтобы владеть обстановкой в коллективе, грамотный командир всегда интересуется личной жизнью подчиненных. Ведь на нем лежит груз ответственности за их жизнь.


Большинство случаев, которые происходят в части, командиры сами с успехом решают, в том числе и те практические вопросы, которые мы относим к психологической сфере. Причем делают это лучше любого дипломированного психолога.




Чаще всего бывает так, что командиры и понятия не имеют о том, что такое психотравма, панические атаки, самооценка и т.п., но при этом командир знает главное, ЧТО ДЕЛАТЬ и КАК ПОМОЧЬ военнослужащему, в каждой конкретной ситуации. Он действует интуитивно.




Сама армия при этом представляется, как завод по производству оружия: заготовка- новичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой командира, превращается со временем в высококлассного бойца. Следовательно для успеха на поле боя необходима совершенная организация подготовки во всех направлениях.






Но к сожалению ЛИЧНОСТЬ самого военнослужащего остается при этом за кулисами.

Да и опыт, и интуиция командира не всемогущи. К тому же, не каждый командир может похвастаться ими.

Судя по сообщениям СМИ в российской армии, ещё есть подразделения, где отдельные военнослужащие допускают неуставные отношения, угрожают суицидом, самовольно оставляют воинские части.



По моему мнению это происходит в том числе из-за неумения командования воинской части, подразделения наблюдать, понимать и чувствовать подчинённого военнослужащего, из-за неумения сплотить коллектив.

Ведь успех командира зависит и от его личных качеств.



И конечно каждый командир учиться на своих ошибках.

Которых можно избежать с помощью знаний и опыта психолога.

Но психология с трудом проникает в военную структуру.

Все начинается с того, что не командир приходит на прием к психологу, а психолог сам приходит в часть. Поддавшись влиянию командира, он встречается с личным составом. Военнослужащий, как правило не обращается за помощью- его приводят. Он не видит дефектов в своей психике- их видит командир. Он не искал встречи с психологом- этого хотели командир и психолог. И по тому то, что начинается после этого, можно назвать эксперементом над психикой, принудительным "лечением", но никак не психотерапией. Командир хочет видеть личный состав послушным, ответственным, и четко и быстро выполняющим задачи. Но очень редко он хочет измениться сам.

Увидит ли, например, командир свою задачу в том, чтобы установить утерянный контакт с личным составом? НЕТ , скорее он пожелает преодолеть замкнутый характер своих подопечных. А для пользы дела было бы лучше, если бы командир начал критику с себя и сам стремился бы к личностному росту.

Парадоксальность ситуации в том, что изменений хочет командир, но не в себе, а в личном составе; что изменится должны подчиненные, но они этого не хотят; что психолог работает не с тем, кто к нему обратился.

Но психологи в воинских частях творят чудеса!

Грамотный специалист, работая в тандеме с командиром, создают сплоченный коллектив. При этом командир, прошедший соответствующую подготовку, никогда не позволит себе во второй раз повторить указание, которое в первый раз было оставлено без внимания. А ведь многие командиры, далекие от психологии повторяют эту ошибку изо дня в день.

Как правило, они даже не знают о существовании целой системы специальных приемов, позволяющей осуществить действенное руководство коллективом, возбуждая у каждого интерес к исполнению общего дела. Очевидное соображение (чтобы подчиненный сделал требуемое, нужно чтобы он этого захотел) иногда игнорируется командирами.

Нередко приходится быть свидетелем повторяющейся из месяца в месяц стандартной последовательности сцен возмущения и затаенной обиды, бесплодных горячих обвинений. Часто участники этих напряженных отношений сами желают избавится от затянувшегося конфликта, но с удивлением обнаруживают, что обычно срабатывающие способы примирения оказываются бесполезными. Они не знают, что подобные "игры" можно остановит, что этим занимается специальный раздел практической психологии- анализ взаимоотношений.

В каждой области человеческой деятельности, где речь идет об отдельных людях или даже целых коллективах, нередко может понадобиться совет психолога. Специалист подобного рода всегда занимает важное и ответственное место в любой организации или структуре. Не исключение - Вооруженные Силы Республики Беларусь . Только быть военным психологом - непросто. Об особенностях этой профессии мы узнали у практикующего военного психолога, старшего помощника начальника отделения идеологической работы 61-й истребительной авиабазы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси Валерия Сапожникова .

Для знакомства. Валерий Сапожников - военный в четвертом поколении. Окончил военный факультет БГУ. По специализации - военный психолог. Со 2 курса более узко занимается авиационной психологией. Не одна курсовая и, конечно же, диплом были посвящены именно этой тематике. В 2009 году Валерий Сапожников занимает первое место среди психологов Северо-Западного оперативно-тактического командования. В прошлом году за научную работу «Использование методики "Ключ" в преодолении синдрома эмоционального выгорания у военных » стал лучшим и среди военных психологов войск Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил страны.

- Валерий Олегович, на конкурсе такого уровня побеждают только те, кто предлагает некоторые нововведения. В чем суть вашей работы?

Летная деятельность, особенно истребительная авиация, требует очень больших перегрузок. Как физических, так и эмоциональных. В истребительной авиации основная форма подготовки - сложный пилотаж , который выполняется во всех диапазонах высот. Бывает, что летчик совершает до трех вылетов в один полетный день. В результате интенсивной подготовки у него начинают проявляться симптомы утомления, переутомления и, как следствие, боязнь совершить ошибку. Поэтому, чтобы избавить летчика от этого состояния, снять напряженность и повысить работоспособность, я предложил целый комплекс упражнений, которые можно выполнять в процессе подготовки к полетам, между ними или во время отдыха.

- А есть ли необходимость выделять авиационную психологию в отдельную профессиональную сферу военных?

Необходимость очень большая. И так думаю не только я. Это особый род деятельности, отличающийся большими нагрузками, высоким риском авиационного инцидента и ответственностью не только за себя, а и за других. Еще в Советском Союзе были целые институты по родам авиации, которые занимались конкретно вертолетчиками, истребителями, дальней авиацией, бомбардировщиками...Сегодня развивать авиационную психологию нам приходится в условиях независимого государства - Республики Беларусь. Думаю, что настанет время, когда в каждой авиационной базе появится должность психолога, который будет работать непосредственно с летным составом.

- Предположу, что на нее претендуете и вы?

Не ошибаетесь! Меня давно интересует психология людей авиации. Помню, как впервые приехал на авиабазу в Мачулищах. Моя задача была - провести психологическое тестирование среди летчиков. Правда, прежде меня провезли на вертолете, чтобы я почувствовал то, что каждый раз испытывают они. Была ночь, мы на некоторое время «зависли» над окраиной Минска. Честно говоря, все это мне сказало больше, чем тестирование. Почувствовал даже какую-то романтику.

- Еще более романтичным было бы быть летчиком?

Непосредственно летная деятельность меня лично не прельщает. Меня интересует именно специальность, выбранная мной.

- Полагаю, что немаловажна роль военного психолога в определении психологических критериев отбора личного состава для определенного рода войск?

Действительно. Каждый раз вместе с представителями части я принимаю участие в призывной кампании, когда мы отбираем пополнение для нашей авиационной базы. Изучаем личные дела, беседуем с призывниками и, исходя из наших руководящих документов, делаем выводы. У нас есть утвержденный перечень критериев, по которым можно призывнику отказать или отправить его на углубленное изучение.

- И на этом взаимоотношения между психологом и военным заканчиваются?

Не со всеми. Среди военнослужащих срочной службы есть круг людей, так называемая группа динамического наблюдения , которая находится под моим контролем. Бывает и группа риска , куда обычно входят с психологическими проблемами. К счастью, у нас таких нет. Что свидетельствует о хорошей работе в военкоматах: чем лучше отработаешь там, тем проще тебе будет потом. А вот в группу динамического наблюдения входят военные в зависимости от этапа службы в армии. Например, те, кто только пришел и кому тяжело адаптироваться в замкнутом коллективе: или он очень домашний, или, например, его воспитывала только мать. С таким человеком я чаще общаюсь, интересуюсь, с кем он наладил контакты, как он приспосабливается к армейской жизни. Если все налаживается, такой военнослужащий из этой группы исключается. Правда, периодически я все равно за ним наблюдаю, общаюсь в неформальной обстановке, тогда он может мне больше сказать, чем в кабинетном формате.

- Получается, что остальные военнослужащие вниманием психолога обделены...

Не совсем так. Еще в начале службы я с солдатами срочной службы провожу тренинги на сплочение коллектива . Кроме того, любой желающий может посетить меня и индивидуально. Обычно военных интересуют приемы снятия эмоционального напряжения или личные проблемы, с которыми они самостоятельно не могут справиться. Бывает, что юноши делятся со мной самым сокровенным. Поэтому моя задача - оказать им психологическую поддержку.

- А может, иногда и предупредить многие негативные проявления в отношениях между военнослужащими?

Действительно. Среди военнослужащих постоянно провожу анкетирование . Использую ряд методик на выявление лидерских качеств. Наблюдаю за ребятами в повседневной деятельности: как они идут в строю, застегнутыми или нет, кто где стоит и как разговаривает с товарищами. Затем делаю определенные выводы: уже по этим характеристикам можно выявить потенциального лидера или нарушителя дисциплины. Поэтому, если вовремя это заметил, на такого военнослужащего можно повлиять и даже заранее предотвратить его действия.

- Наверное, можете повлиять и на то, поднимется тот или иной летчик сегодня в небо или нет?

Только повлиять. Не более того! Перед полетами беседую с летчиками, пока они готовятся к конкретным упражнениям, и врач определяет: годен он сегодня к полету или нет. Я их почти всех знаю, знаком с их поведением. Поэтому, если замечаю какие-то отклонения на психологическом уровне, подхожу к замполиту и предупреждаю его. Я не имею возможности отстранить этого летчика от полета, что имеет право сделать врач. Могу только рекомендовать, ссылаясь на причину.

- История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывая психологические возможности войск, одерживали победу над более многочисленным врагом, вооруженным сравнительно современным оружием. Македонский, Наполеон, Петр I, Суворов, Кутузов... Получается, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой - психикой бойцов.

Психологическое «оружие» превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовы будут войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

- Этим самым вы подчеркиваете значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества?

Абсолютно верно! Если в панике, эмоционально не подготовлен, он не выполнит поставленную задачу. А если он точно знает, за что борется, в его подсознании возникает уверенность в своем оружии. И оно может быть даже не самым лучшим! Все зависит от психологической установки.

- А если эти установки действуют не на всех?

Тогда психолог должен определить людей эмоционально слабых, которые могут сломаться во время боя. Если получится, с ними поработать. Конечно, не все зависит от психолога. В первую очередь, родители должны воспитывать будущего защитника в духе патриотизма. Немалое значение имеет и та эпоха, когда он вырос. Мы можем выявить недостатки, с ними поработать, но не в наших силах перевоспитать личность.

- Наверное, на психолога нередко возлагается обязанность по отбору и классификации персонала?

Еще как нередко! Подбор персонала для контрактной службы, подготовка заключений и рекомендаций для тех, кто хочет учиться на прапорщика, написание характеристик на каждого солдата срочной службы... Если к нам приходит человек невоенный, который хочет работать на офицерской должности, моя задача определить его мотивацию и понять его устремления, а затем решить, подходит он нам или нет.

- В идеале, каким типом темперамента должен обладать летчик?

Как нет эталона психического здоровья, так не бывает и идеальных летчиков. Тем более что тип темперамента зависит от рода авиации. Если это вертолетчики, где экипаж - три человека, желательно, чтобы один из них был флегматиком, а второй - холериком: если один ошибется, то второй поправит. И наоборот, если холерик сделал что-то быстро, но неправильно, флегматик подумает и сделает так, как надо. Например, среди тех же летчиков-истребителей я встречал людей с абсолютно разными типами темперамента и чертами характера. И все они прекрасно справлялись с поставленными задачами.

- Зато психологам должна быть присуща такая черта характера, как неучастие. Сколько людей к вам приходит со своими проблемами... Думаю, не обделены вашим вниманием и родные летчиков?

Действительно, ко мне приходят и они. Однако, честно говоря, я до сих пор так и не научился от всего этого абстрагироваться. Хотя нас учили: закрылась за ним дверь, ты должен обо всем забыть. Только у меня так не получается: так проникаюсь той или иной историей, что, бывает, долгое время не могу отойти. Хотя и понимаю, что многим, наоборот, после того, как они поделятся своей проблемой, становится легче.

- А просто за советом солдаты срочной службы, наверное, идти к вам не спешат... Не потому ли, что обычно в таком возрасте психолог воспринимается как психиатр, а его клиент - как псих?

Не могу с вами не согласиться. К сожалению, это заблуждение очень распространено среди молодежи. Как и то, что отношение к психологу часто зависит от самого специалиста. Можно быть очень хорошим психологом или никаким специалистом, в равной степени к тебе не придут. А все дело в стереотипах. Если еще младшее поколение военных ко мне идет, то старшее никак не разграничивает понятия «психолог» и «психиатр». А чем старше человек, тем больше у него предрассудков .

- Существует мнение, что после армии психика юношей меняется не в лучшую сторону. Вы с этим согласны?

Не согласен! Тут дело в другом. Сейчас существует такая проблема, как инфантилизация молодежи . В чем ее суть? Приведу пример. Когда однажды мне на глаза попала фотография моей прабабушки, на меня смотрела взрослая женщина, как мне показалось, лет 26. Как оказалось, на момент фотографирования ей тогда исполнилось только 17. Я к тому, что в начале прошлого века люди быстрее взрослели. Сегодня ситуация иная. Наше общество, наша система образования построена так, что современная молодежь максимально несамостоятельная как можно больше времени. Неслучайно психологическое созревание происходит гораздо позже. Получается, что в таком психологически юном возрасте он попадает в армию и, соответственно, сталкивается со многими трудностями. Один попадает в благоприятные условия, где легко находит взаимопонимание с командиром, сослуживцами. А второй - в жесткий коллектив, где совсем другие требования и ценности, к которым он должен приспосабливаться. Вот и получается, что формирование юноши приходится как раз на армию. У одних после службы характер меняется не в лучшую сторону, другим, наоборот, служба помогает стать более взрослым и самостоятельным. Что касается меня, то, благодаря армии, я стал взрослым мужчиной!

В армии - всё как в обычной жизни. Здесь работают, спят, едят, тренируются, ездят на машинах и даже возятся с собаками. Всё как везде - но всё совершенно иначе. Жизнь военных подчинена особой логике и распорядку, они решают иные задачи, у них своя психология, которая зачастую приводит их к успеху и на «гражданке». В специальной серии материалов мы будем разбираться, чем армейский опыт может быть полезен сугубо мирному мужчине.

С колько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Так мужчину тянет к военной службе, и ничего с этим не поделаешь - инстинкт. Хотя, конечно, все мы понимаем, что армия - это армия: там по-прежнему заставляют по утрам застилать кровати, там по-прежнему чересчур весело (кто в армии служил, тот в цирке не смеется) и там продолжают копать от забора до обеда. Хотя и явно делают это как-то не так, как раньше. Есть моменты, когда вдруг хочется - как друзьям Тома Сойера хотелось поучаствовать в покраске забора - хотя бы временно присоединиться к этой тяжелой, но чем-то заманчивой деятельности.

В конце концов, как бы мы ни относились к армии, там есть парни, которые умеют много чего такого, что нам тоже хотелось бы уметь: время от времени они ездят на самых мощных машинах, находятся в лучшей из возможных физической форме, ввязываются в Историю с большой буквы. Да, даже у некоторых министров обороны и то есть чему поучиться.

MH решил узнать, что хорошего может дать армия сугубо мирному мужчине. Впереди у нас целая серия армейских рассказов - о службе в спецназе разных стран, технике, еде, собаках, жизни на самом большом военном корабле России. Начнем, пожалуй, с самого главного - с так называемой армейской психологии. Ты наверняка замечал, что ее обладатели зачастую очень неплохо себя чувствуют и в совершенно обычной, «гражданской» жизни: с успехом строят карьеру, осваивают новые профессии или открывают собственное дело. Чего такого особенного они узнали в армии и у кого из нас есть все шансы получить генеральские погоны - читай ниже.

Психолог Главного управления Росгвардии по городу Москве

10 тонкостей армейской психологии

1. Про мужскую свободу

Правда ли, что тот, кто не умеет подчиняться, не умеет и командовать? Да, потому что это и есть адекватность. Неподчинение-подчинение - это в любом случае иллюзия, такая же как «свобода», «независимость», как вот 20 лет назад мы подумали: о, я свободен, я никому не подчиняюсь. Бизнесмен: он что, никому не подчиняется? У служащего в банке - независимость? У фрилансера? Тоже иллюзия. Да, парадокс, да, теоретически, когда один мужчина подчиняется другому, - это противоречит мужской психологии. Но на практике - нет. Мы все равно подчиняемся, не только в армии, но в любой профессии. И дело тут в том, что в любом случае один и тот же человек одновременно руководит и одновременно подчиняется кому-то.

Где грань между тем, что ты просто подчиняешься и учишься таким образом командовать? Грань - ощущение самостоятельности. Не бояться, не пресмыкаться, не погружаться в чистое исполнение чужой воли, а именно уважать авторитет. Пресмыкаться - не достоинство. Ты можешь беспрекословно выполнять поручение, оставаясь самим собой. Научить этому армия не может, у нее другие задачи, армия - не коррекционная школа. Так же как в ВДВ никто не станет уговаривать тебя преодолеть страх высоты. Ты либо прыгаешь, либо не прыгаешь.

2. Про то, как правильно ждать автобуса

Чем силовик отличается от обычного гражданского мужика? Он все время на посту. Он все время старается контролировать обстановку. Гражданский - просто стоит, может думать, смотреть на симпатичную девушку, а этот смотрит и на девушку, и на бабушку, и на мужика, который прошел, и на бомжа, который возится в помойке, - не бросит ли он что-нибудь в эту помойку? Армия не может, конечно, научить, «как правильно стоять на остановке», так же как не может превратить размазню в кремня. Только заложить мироощущение - и дать опыт накопления побед над собой. Даже если ты просто боишься подойти к девушке на улице, чтоб познакомиться. Армия не учит знакомиться с девушками, но учит внутренней уверенности в себе - и может помочь преодолеть страхи.

3. Про контроль агрессии

Учит ли армия мужчину агрессивности? На самом деле высокий уровень агрессии - противопоказание для службы в армии и спецподразделениях. Армия не воспитывает агрессию, и более того, завышенный уровень агрессии - противопоказание для службы офицером.

4. Про совсем уж экстремальные ситуации

Считается, что современный мужчина должен обладать способностью убить другого мужчину в случае возникновения опасной ситуации. Но армия не учит этому! Убить может практически каждый человек. В 1941 году у нас вдруг все мужчины и даже некоторые дети и женщины вдруг превратились в кого? Фактически - в убийц; огромная страна. Потому что внутри, в глубине души, мы все животные. Способность убивать не отличает армейского человека от неармейского. Армия убивать не учит. Армия учит стрелять. А дальше уже идеология: убивать для чего? Если поднять статистику по уголовным делам, связанным с убийствами, то увидим, что большинство убийц не являются военными и полицейскими. Это прямое доказательство того, что армия или полиция убивать не учит.

5. Про кому не стать генералом

Кто стопроцентно не станет генералом - с точки зрения психолога? Жизнь полна сюрпризов, так что генералом может стать кто угодно. Но есть список «нежелательных» типажей. Озлобленные, мстительные люди. С повышенным уровнем агрессии. Крайние меланхолики - едва ли генералом станет поэтичный человек, который настаивает, что ему ничего не надо, он ничего не хочет.

6. Про идеального военного

Особые военные таланты мужчин? Мышление: аналитическое, стратегическое и обязательно тактическое - в сочетании. Вера в то, что ты делаешь: установка, что я прав, и если есть много мнений, то мое - лучшее. И внутренняя уверенность в том, что я за правое дело. Сентиментальный мужчина в армии не слишком нужен. Доля сентиментальности - это хорошо, но только доля. Хороший полководец думает о личном составе, о каждом солдате. Но если он будет думать, что у каждого солдата есть мама, есть дети, он их не поведет в атаку или на спецзадание.

7. Про то, зачем военным ирония

Копать от забора до обеда. Или: копайте пока здесь, а потом я пойму. И в жизни мы иногда придумываем детям какой-то иррациональный алгоритм, процедуру, чтобы занять их, приучить их повторением к нестандартной ситуации. Ноу-хау армии - научить повторением, каким бы абсурдным оно ни казалось. Элементарная бесконечная муштра - заправлять постели, стирать подворотничок - даже в этом есть более глубокий смысл. Человек должен осознавать, что он не просто так это делает, и тогда это не будет его напрягать - он понимает конечную цель. Хорошие офицеры умеют и относиться к этому абсурду с иронией. Да-да, ирония предполагается в армии. Почему ОМОН целыми днями со щитами тренируется: вперед-назад, вперед-назад. Когда на тебя бежит триста человек, нужно, чтобы на клеточном уровне у тебя был выработан шаблон поведения. Иначе как танкист, застрявший под водой, полезешь в люк даже вопреки здравому смыслу.

8. Про «инстинкт форварда»

Какие качества нужны, чтобы стать генералом? Устойчивая мотивация: человек не разбрасывается, идет в одном направлении. Но если человек в разговоре все время отвлекается: ой, извините, ой, а можно чаю, ой, а что это такое у вас, ой, подождите... Расхлябанность - плохое качество для генерала. Это обязательно экстраверт: управлять, стимулировать, взаимодействовать; это коммуникативные способности; умение заводить нужные знакомства, налаживать отношения с людьми, которые могут чему-то научить. Меланхолик, который никогда не выходит из норы, вряд ли генералом станет. Но нестандартное мышление важнее, чем темперамент. Я знаю двух генералов. Один - заводной, с миллионом идей: а давайте играть в хоккей, а еще в бадминтон, а давайте на коньках и в бадминтон сразу! Другой, наоборот, - последовательный, тяжело на другое переключается. Но оба с нестандартным мышлением: что у одного, что у второго - уникальная способность оказаться в нужное время в нужном месте. Фарт, инстинкт форварда. Профессиональная интуиция. Обучаемость - способность либо схватывать материал, либо брать усидчивостью, грызть гранит науки.

9. Про то, как проверяют, годишься или нет

В силовых структурах постоянно учат чему-то. Ну-ка, назови, что находится за тобой? Какой фирмы телевизор? А шкаф - какого цвета? Натаскивают неоднократным повторением, но на разное, конечно: одним нужно развивать широту кругозора, а танкистам, наоборот, - туннельное мышление.

Есть тесты на профпригодность и на интеллект, чтобы выявить профиль человека, - головоломки.

1. «Худшее наказание для меня - тяжелая работа». Да, нет, не знаю.

2. «Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, б) святым, в) тучей».

3. «Многие несчастья происходят из-за людей, которые: а) стараются везде внести изменения, хотя уже имеются удовлетворительные способы решения задач; б) не знаю; в) отвергают новые многогобещающие предложения».

Может ли человек с низким айкью стать генералом? Вряд ли. У него ума не хватит.

10. Про две подушки и одного генерала

Можно ли тренировать это? Можно! Где угодно. Вместо того чтобы лезть в телефон, когда ждем кого-то, находим вокруг два предмета и начинаем для себя отмечать - чем больше, тем лучше, но не меньше семи - качества, которые их объединяют. Люстру и подушку! Или сложнее: берем два заведомо одинаковых, как близнецы, предмета - две подушки к примеру. Что в них разного? Нет, количество ворсинок не пойдет: что-то, что конкретно можно доказать. Как это мне поможет, если я хочу стать генералом? А так: учись мыслить нестандартно. Способность находить у предметов различия напрямую не связана с желанием стать генералом, но это способствует.