Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака. Доклад: Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

Внимательно перечитав строки о судьбе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерзнет офицер “красиво”. В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы.

Автора привлекает судьба поэта своей независимостью, возможностью жить не торопясь, не подчиняясь требованиям этикета, неизбежного и для военных, и для чиновников. “В июле распахнуть жилет” может лишь человек, который не обязан точно следовать всем нормативным предписаниям.

Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Автор обращается к товарищам – ведь не все лицеисты были его друзьями. Одни из лицеистов были ближе, с другими Пушкин общался меньше. В самом стихотворении он говорит о “мирных друзьях”. Наверное, друзья – это часть тех товарищей, с которыми он разделял свою судьбу.



  1. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  2. Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не...
  3. Введение М. Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до...
  4. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  5. Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные...
  6. В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен...
  7. В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над...
  8. Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
  9. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  10. Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном,...
  11. Выстрел Армейский полк расквартирован в местечке ***. Жизнь проходит по заведенному в армии распорядку, и гарнизонную скуку рассеивает только знакомство офицеров с неким человеком по...
  12. 1 вариант Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А. С. Пушкин ведет повествование о...
  13. Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его...
  14. Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта. Нередко Пушкин сам говорит о наиболее...
  15. В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не выезжающий. Он занимается хозяйством и...

Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

Внимательно перечитав строки о судь­бе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерз­нет офицер “красиво”. В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы.

Автора привлекает судьба поэта своей независимостью, возможностью жить не торопясь, не подчиняясь требованиям этикета, неизбежного и для военных, и для чиновников. “В июле распахнуть жи­лет” может лишь человек, который не обязан точно следовать всем норматив­ным предписаниям.

Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Автор обращается к товарищам – ведь не все лицеисты были его друзьями. Одни из лицеистов были ближе, с другими Пушкин общался меньше. В самом стихо­творении он говорит о “мирных друзьях”. Наверное, друзья – это часть тех товари­щей, с которыми он разделял свою судьбу.

Глоссарий:

  • что можно сказать о карьере военного как она представлена в стихотворении
  • что привлекает автора в судьбе поэта
  • как вам кажется почему послание обращено к товарищам а не к друзьям
  • что можно сказать о карьере военного как она представлена в стихотворении ТОВАРИЩАМ
  • что можно сказать о карьере военного как она представлена

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Товарищам Лирический герой обращается к своим това­рищам по лицею. Годы учения закончились: Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля....
  2. Сильвио – главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина “Выстрел”, входящей в цикл “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. Это романтический персонаж. Автор постоянно подчеркивает исключительность Сильвио,...
  3. В 1811 году юный Пушкин был принят в только что открывшийся по инициативе Александра I Царскосельский лицей. Заведение предназначалось для дворянских детей. Согласно замыслу создателей,...
  4. Какой вы представили себе мечту юного Пуш­кина о будущем? Верит ли поэт в возможность осу­ществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это...

В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван «грозным»?

В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк в отчаянии-«Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?» И далее Исайя рассказывает: «И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами… Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами. И коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего...» И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и долы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет».

Библейский сюжет лишь в общем своем значении отражен в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, но угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено его состоянием («духовной жаждою томим»). Для Пушкина не греховно существо человеческое. Исайя в отчаянии именно от того, что родствен людям. Серафим является к Исайе сразу грозным («в руке у него горящий уголь»). У Пушкина серафим поначалу нежен («с перстами легкими, как сон»), В библейской легенде акцент сделан на картине нравов неправедного народа, глухого к добру. У Пушкина преображение человека в пророка развернуто, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. Исайя сам вызывается осуществить грозную миссию. Пушкинский пророк после преображения лежит в пустыне, «как труп». Идея библейской легенды - беспощадная месть народу, отступившему от добра. Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».

В чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду и отступающего от нее?

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Он «шестикрылый», он «явился». Путник «влачился» и «томим». Путник не только бессилен, его путь бесцелен. Шестикрылый серафим явился «на перепутье» как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу осторожны, бережны: «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»; «Моих ушей коснулся он». Но следствия этих неясных прикосновений полны драматизма:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

В путника входят напряжение, зоркость, уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно вместе. А серафим одушевляется, его жесты становятся решительными:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Освобождение от человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения («уста замершие мои»). Это обретение качеств более широкого, чем человек, природного мира (зоркости орлицы, мудрости змеи). Но и этих мучений мало, чтобы стать пророком. Серафим все беспощаднее, безудержнее в жестах и проникает все глубже:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы стать пророком, оказывается, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. И так страшны эти преображения, совершенные серафимом, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка есть, а смысла, цели еще нет. Он дан всевышней волей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

И теперь пророк будет так же беспощаден к людям, как серафим был безжалостен к нему. Мы привыкли к метафоричности слова. Но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительное преображение человека в пророка оказывается жестокой ценой, которой покупается право учить людей. В Библии нет об этом речи. Исайя лишь очищен серафимом от грехов, и о мучительности этого освобождения от человеческой природы не говорится. Пушкин больше любит человеческую натуру, чем религиозный пророк. Пушкин добрее к людям и потому страдание замечает. Но жестокая сила обстоятельств русской истории заставляет поэта быть дерзким и гневным: «Восстань» - это не только призыв к изменению положения пророка, который лежал, «как труп»; это и побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя.

Стихотворение Пушкина «Арион» написано в следующем, 1827 г. Читая его и сравнивая со знакомой из Геродота легендой, вы замечаете, что Пушкин существенно изменил миф. Действительно, рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, которым он поет. Правда, Пушкин колебался в обнаружении степени близости певца и пловцов. В черновике строка «Нас было много на челне» заменена на «Их было много на челне». Но в тексте, который появился в «Литературной газете» (30 июля 1830 г.) без подписи Пушкина, восстановлено «нас». Так что эти колебания можно объяснить нежеланием выдать правительству свою верность и близость декабристам. Изменены и другие сюжетные повороты мифа. Пловцы погибают в буре, певец «на берег выброшен грозою», а не «спасен дельфином», как было в черновике. Эти отступления от мифа, как видим, последовательны, настойчивы. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 г.

Имя Ариона скорее связывало Пушкина с декабристами, чем «прикрывало» эту связь. Впоследствии Пушкин хотел напечатать «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который он предполагал назвать так же, как и стихотворение 1827 г., «Арион». Пушкин мог не поставить своего имени под стихотворением, которое три года не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог. Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал «презренной пользой». Творчество для него было свято и не допускало вторжения охранительных соображений. Поэт принадлежит к «избранным счастливцам праздным, единого прекрасного жрецам». Миф об Арионе у Геродота наделен мыслью о спасительной силе искусства и о справедливости как законе мироздания. Спасение певца для Пушкина не чудо, как в мифе, а естественное следствие его доверия к миру. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец «беспечной веры полн», свободен, доверчив. И «вихорь шумный» его не губит. В черновике была строка: «Гимн избавления пою». Но Пушкин убирает эту ноту благодарения за случайное спасение. «Гимны прежние пою» - это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Поэт именно в силу своей любви к миру, доверия к природе оказывается лицом неприкосновенным, он защищен от бурь и ветров: «И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою».

«Поэзия как ангел-утешитель» (черновик «Вновь я посетил...») не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его души, проявлением того душевного приятия мира и сознания его красоты, высоты, которое было основой пушкинского гуманизма. Поэзия пришла к Пушкину счастливо и просто, как искренняя любовь:

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой…

(«Муза», 1821)

Пушкин гневно защищал независимость поэта («Поэт и толпа», 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным («Поэт», 1827). Как венецианский гондольер, «он любит песнь свою»:

На море жизненном, где бури так высоко

Преследуют во мгле мой парус одинокий,

Как он, без отзыва утешно я пою

И тайные стихи обдумывать люблю.

(«Близ мест, где царствует Венеция златая...», 1827)

В «Осени» этот мотив разрастается и получает философское осмысление. Поэт ценит в осени «красу тихую, блистающую смиренно». Это жизнь, не умолкающая и на пороге смерти: «журча еще бежит за мельницей ручей», «в багрец и золото одетые леса», «ветра шум и свежее дыханье». В осенней природе «своенравная мечта» поэта находит нечто родственное «чахоточной деве», обреченной, но «с улыбкой на устах» живущей еще. Эти признаки жизни в уже почти погибшем и рождают вдохновение, которое творит новый мир вопреки увядающей природе:

И с каждой осенью я расцветаю вновь. Желания кипят - я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн.

Осень привлекает поэта еще и свободой открывшегося в прозрачной дали пространства, раздвинутым горизонтом, спавшими завесами. Это тоже рождает потребность движения («Ведут ко мне коня...»).

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». 1ак человек преодолевает круговорот природы, выходит за ее границы в поэзии. Творчество возможно, когда поэт «жизни полн», вдохновлен красотой природы и противится ее необратимому ходу. Поэзия для Пушкина не только слияние с миром, но и замена его:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем.

Однако эта победа над круговоротом природы, которая продолжает свое течение и никогда не отступает от него, ставит человека перед мучительным вопросом: «Куда нам плыть?» Выход за границы природы дает свободу вдохновенную, но требует определения пути, выбора, воли.

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Портрет героя художественного произведения

Посмотрите на портрет знаменитого человека в книге, которую вы читаете, на памятник, который украшает площадь вашего города. Это всегда изображение человека, которое дает вам представление и о его внешности, и о его характере. В искусстве слова портрет – это всегда описание.

Портрет в литературном произведении – изображение внешности героя: его лица, его фигуры, одежды, манеры держаться.

Литература не сразу освоила портрет как описание конкретного человека. В произведениях устного народного творчества описание внешности героев не содержало индивидуальных примет. Так, все положительные герои сказок были добрыми молодцами, а героини – красными девицами. Влияние фольклора сказывается и на произведениях писателей. Тридцать три богатыря в «Прологе» к «Руслану и Людмиле» были на одно лицо, как и семь богатырей в его же сказке о мертвой царевне.

В художественном произведении мы часто читаем описание внешности героя или героини и даже знакомимся с тем, как можно воссоздать такой портрет. Вот девочка Таня по тени на стене создает силуэт графини Мими. Такие силуэты создают некоторые художники. Они знакомят нас и с портретами писателей.

А вот на страницах дневника Маши попытка записать некоторые приметы гостьи, создать ее портрет: «Сегодня у нас была гостья – прекрасная дама! На ней была прелестная шляпка с перьями, я непременно такую же сделаю для моей куклы». Наверное, вы поняли, что автор сразу же обрисовал и облик «прекрасной дамы» и вкусы девочки Маши.

Вопросы и задания

1. Что называется портретом в литературном произведении?

2. Какие портреты литературных героев остались в вашей памяти из детских книжек?

1. Какие портреты героев поэмы «Руслан и Людмила» вам запомнились? Опишите один из них.

2. Опишите одного из героев «Отрывков из журнала Маши».

1. Найдите портреты ваших любимых писателей. Посмотрите, какие художники их нарисовали.

2. Найдите иллюстрации, на которых изображены ваши любимые герои. Кто автор этих иллюстраций?

3. Какие изображения ваших любимых героев вам больше нравятся на иллюстрациях – те, которые даны в цвете, или черно-белые рисунки, созданные графиками?

4. Создайте словесное описание внешности одного из своих одноклассников.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Отрочество Александра Пушкина прошло в Лицее. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших в семье, а о лицеистах как братьях сохранилось у поэта на всю жизнь.

Лицей – учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. Он находился во флигеле Екатерининского дворца – летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом. Будущих лицеистов разместили по «дортуарам» (маленьким и очень скромным комнатам), выдали форму: синий двубортный сюртук со стоячим воротником, с красным кантом на манжетах, синий суконный жилет, синие панталоны, полусапожки…

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. На нем присутствовал царь и члены царской фамилии.


Вы помните: когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын…

Вот почему самое знаменитое из стихотворений об этой поре жизни поэта названо «19 октября». Вы не раз будете читать это произведение. Внимательно прочтите самую знаменитую седьмую строфу:


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В Царском Селе Пушкин почувствовал себя Поэтом. «…Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В Лицее процветал культ дружбы. Это не значило, что никто ни с кем никогда не ссорился. Конечно, бывали и ссоры. Были дружественные и враждебные группировки среди учеников. Были удачи, ошибки, неудачи и неприятности и у лицеиста Александра Пушкина…

Каким же был Пушкин в эти годы? Прочтем отзыв надзирателя. «Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…» Вы, конечно, обратили внимание на непривычный язык справки Мартына Пилецкого о Пушкине. И все же, наверное, поняли, что, не сумев оценить яркость дарования мальчика, автор справки отметил сложность и противоречивость его характера.

Ежедневные занятия не мешали интересу лицеистов к литературному творчеству. Они выпускали несколько рукописных журналов: «Лицейский Мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные Пловцы», «Неопытное перо» и др.

Вот так выглядела первая страница одного из них.

Лицейский Мудрец № 1

Изящная словесность.

1) Проза.

a) К Читателям.

b) Осел-философ.

2) Стихотворения.

а) К заключенному другу Поэту.

b) К Мудрецу.

c) Эпиграммы.

d) Эпитафия.

e) Нет, нет.

3) Критика.

a) Письмо к издателю.

b) Объявление.

4) Смесь.

a) Письмо из Индостана.

b) Анекдот.

При сем две карикатуры. Печатать позволяется.

Цензор Барон Дельвиг. В типографии В. Данзаса.

А теперь прочитайте стихотворение из первого выпуска и посмотрите карикатуру из второго номера «Лицейского Мудреца».

Нет! Нет!
(Подражание )
Ты хочешь, чтоб я вновь пустился,
Любезный друг, в сей шумный свет,
Кричал, гремел и суетился, -
Нет! Нет!

Ты хочешь, чтобы полн отваги,
Наемный будучи Поэт,
Я разум ставил в контр бумаги, -
Нет! Нет!

Чтоб для асессорского16
Асе́ссор – гражданский чин VIII класса.

Чину
Готов был всякому сонет,
Чтоб льстил вельможе-господину, -
Нет! Нет!

Чтоб франтом в общество пустился,
Имел тьму слуг и тьму карет,
Был bel-esprit17
остря́к (франц. ).

Шутил, резвился, -
Нет! Нет!

Ты хочешь, чтобы в глупом споре
Решал все ссоры пистолет, -
Чтоб был я с разумом в раздоре, -
Нет! Нет!

А я хочу, чтобы в спокойном
Убежище я был всегда, -
Был в счастьи зависти достойном, -
Да! Да!


На карикатуре Медведь осаждается четырьмя лицами в разных позах: это – Данзас, редактор «Мудреца», на него напали товарищи, в которых – по описанию автора – можно узнать налево: Броглио (внизу) и Корнилова, а направо: Комовского (внизу) и Мартынова.

Мы не знаем авторов ни стихотворного текста, ни рисунка. Но можно сказать, что лицеисты были высоко одарены талантом. И одного среди многих они считали лучшим стихотворцем, который в поэзии был сильнее Пушкина. Этого лицеиста звали Алексей Илличевский. Вот фрагмент его стихотворного письма приятелю, написанного в 1812 году:


Что? Каково теперь в Гимназии у вас?
Пиши, пожалуйста, ни мало не стыдясь.
Скажу же про себя – нет лучше, как в Лицее:
Учась с прилежностью, ведя себя скромнее,
Бояться нечего: беда, напасть – пустяк,
Счастлив быть может всяк.

В Лицее были популярны коллективные песни. В их создании участвовал и Пушкин. Пущин приводит в своих записках строки одной из них:


Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе;
Как лексикон,
Растолстеет он.

Известно, что «лексиконы» (словари) обычно бывали очень толстыми.

Такие песни лицеисты включали в свои рукописные сборники – антологии. Одна из них называлась «Мудрец-Поэт». В ней есть произведения разных жанров. Среди них забавные стихотворные вопросы и ответы.


Во(прос): Ответ дай мне, зачем дурак
Всем кажет свой кулак?
От(вет): Доказывать свое дурак слабее,
а ведь кулак дилеммы посильнее.

Напомним, что дилемма один из способов умозаключения, доказательства, при котором необходим выбор между двумя решениями.

В эти годы Пушкин создал множество посланий, которые адресованы знакомым и друзьям. Его первое напечатанное стихотворение «К другу-стихотворцу» – тоже послание.

Послание – стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам).

Среди лицейских стихов есть послания «К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому», «В альбом Илличевскому», «К живописцу», «Из письма к В. Л. Пушкину»…

Прочтите послание, адресованное сестре Ольге, к которой поэт относился с большой симпатией и любовью.

К сестре. В сокращении
(А. С. Пушкин)


Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыни глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
………………

И быстрою стрелой
На невский брег примчуся,
С подругой обнимуся
Весны моей златой,
И, как певец Людмилы,
Мечты невольник милый,
Взошед под отчий кров,
Несу тебе не злато
(Чернец я небогатый),
В подарок пук стихов.
………………

Но вот уж я с тобою,
И в радости немой
Твой друг расцвел душою,
Как ясный вешний день.
Забыты дни разлуки,
Дни горести и скуки,
Исчезла грусти тень.

Но это лишь мечтанье!
Увы, в монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре,
Все тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый,
Соломенна свирель -
Вот все, что пред собою
Я вижу, пробужден.
Фантазия, тобою
Одной я награжден…

Вопросы и задания

1. Почему, как вы думаете, поэт выделил в строках стихотворения слова пук стихов ?

3. Почему поэт называет Лицей монастырем?

1. Каким стихотворным размером написано это послание?

2. Создайте словарик рифм этого стихотворения.

3. Попробуйте использовать рифмы этого стихотворения для игры в буриме.

Вы уже знаете, что самым близким товарищем Пушкина был Иван Пущин. Поэт дарит ему стихотворное поздравление.

К Пущину (4 мая ). В сокращении
(А. С. Пушкин)


Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися -
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты;
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!..

Вопросы и задания

2. Как вы поняли выражение «гость без этикета»? Найдите в словарике слово этикет и объясните значение этого выражения.

1. Определите, каким размером написано это стихотворение:

двустопным ямбом (Да. Нет.) ____________

трехстопным ямбом (Да. Нет.) ____________

четырехстопным ямбом (Да. Нет.) ____________

Товарищам по Лицею Пушкин посвятил не одно стихотворение. Вот начало стихотворения, обращенного к лицеисту Павлу Юдину. Воображение поэта рисует подмосковное имение Захарово, памятное ему по годам детства. С 1806 по 1810 год он проводил лето в этом имении своей бабушки Марьи Алексеевны Ганнибал.

Послание к Юдину. В сокращении
(А. С. Пушкин)


Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать.
Но можно ль резвому поэту,
Невольнику мечты младой,
В картине быстрой и живой
Изобразить в порядке свету
Все то, что в юности златой
Воображение мне кажет?
………………
Мое Захарово; оно
С заборами, в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад…
………………….
И счастлив в утренних трудах…
………………………
Но вот уж полдень. – В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт…
………………………
Вот кабинет уединенный,
Где я, Москвою утомленный…
……………………
Живу с природной простотой.
С философической забавой
И с музой резвой и младой…
…………………
Но что! мечтанья отлетели!
Увы! Я счастлив был во сне…

В отрадной музам тишине
Простыми звуками свирели,
Мой друг, я для тебя воспел
Мечту, младых певцов удел…

Вопросы и задания

1. Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Верит ли поэт в ее осуществление?

2. В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призванье автора («резвый поэт», «невольник мечты младой»). Как вы объясните эти оценки-характеристики?

3. Сколько стоп в стихотворной строке этого стихотворения?

Незадолго до окончания Лицея Пушкин написал стихотворение, адресованное лицеистам, мечтавшим скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом они с благодарностью вспоминали Лицей.

Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но автора привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Именно оно – его судьба, его удел, который, как вы видите, определился уже в школьные годы.

Товарищам
(А. С. Пушкин)


Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер18
Ки́вер – высокий жесткий военный головной убор.

Прятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул -
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья -
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.

Вопросы и задания

1. Чему посвящено это стихотворение?

2. Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

1. Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Гимн


Вы познакомились с двумя темами поэтического творчества Пушкина. Это тема дружбы и тесно связанная с ней тема поэтического призвания.

Тема дружбы звучит в его посланиях и в стихотворениях самой различной формы. В античном мире восхваление, хвала богам, героям, победителям сражений обычно оформлялась в виде гимна. Мы знаем, что государственный гимн имеет каждая страна; есть гимн студенчества, гимн физкультурников, гимн олимпиады… Можно использовать это слово и в переносном значении. Так, стихотворение «19 октября» часто называют гимном дружбы. Это легко доказать, опираясь на прочитанную вами седьмую строфу. Итак, гимн – торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события; гимн – один из жанров лирики.

Конечно, у вас еще впереди изучение многих других произведений Пушкина. Вам предстоит глубже раскрыть темы дружбы и предназначения поэта. Но первый и существенный шаг уже сделан.

Вопросы и задания

1. Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам?

1. Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист».

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Короткая жизнь замечательного поэта Михаила Лермонтова была трагична с самых первых дней. В детстве он испытал серьезное потрясение – раннюю смерть матери, которая привела к серьезной размолвке между отцом и бабушкой. Многочисленные свидетельства сложных отношений между родными людьми – отцом и бабушкой – лишь подтверждают: дружной семьи у мальчика не было. И все же он через всю свою жизнь пронес теплые воспоминания о детстве и родном доме.


Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки…
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…

Образ отца, опоэтизированный и трагический, вопреки реальным биографическим фактам, – вошел в поэзию Лермонтова. Поэт помнил, любил и воспевал свое детство. Однако это теплое чувство не спасало его от одиночества. Не каждому читателю близка тема одиночества. Однако у каждого она вызывает сочувствие к автору и повышает интерес к его творчеству.

Утес
(М. Ю. Лермонтов)


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

1. Как вы представляете себе «утес-великан» и «золотую тучку»? Используйте устное рисование.

2. Почему «утес-великан» испытывает горе?

2. Почему стихотворение названо «Утес»?

1. Со многими другими стихотворениями поэта «Утес» связывает тема одиночества. Припомните эти стихотворения.

2. Это стихотворение положили на музыку примерно шестьдесят композиторов. Как вы объясняете такой интерес к этому произведению?

3. Найдите иллюстрации к этому стихотворению. Их создавали многие художники: В. Д. Поленов, Н. Н. Дубовской и др. Как избранная вами иллюстрация помогает дать комментарий к стихотворению?

На севере диком стоит одиноко…
(М. Ю. Лермонтов)


На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Вопросы и задания

1. Сколько героев в этом стихотворении?

2. О чем мечтает сосна?

1. Какие художественные приемы помогают ощутить одиночество героини стихотворения?

2. Найдите эпитеты, которые подчеркивают одиночество сосны.

1. Это стихотворение – вольный перевод стихотворения Г. Гейне, которое называется «Сосна стоит одиноко». Подходит ли это название к переводу Лермонтова?

2. В этом стихотворении главная героиня – сосна. Сам Лермонтов создал иллюстрацию к этому стихотворению. Многие художники рисовали ее мощные и покрытые снегом ветви. Создайте свою устную иллюстрацию с изображением не просто дерева – сосны, а героини стихотворения.

3. Более ста композиторов создали произведения на текст этого стихотворения, в том числе А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Как вы объясните такую популярность этого стихотворения?

Три пальмы (Восточное сказание )
(М. Ю. Лермонтов)


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Вопросы и задания

1. Опишите долгую и однообразную жизнь трех пальм в пустыне.

2. О чем просили пальмы Бога?

3. К чему привело исполнение их просьбы?

1. Какими вы представляете себе эти пальмы? Какими художественными приемами нарисованы в этом стихотворении красавицы пустыни?

2. Опишите появление каравана около этого крохотного оазиса.

1. Докажите, что это «восточное сказание» – баллада.

2. Объясните причину гибели пальм и источника. Каким вы видите отношение человека и природы в этом стихотворении?

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Как ха­рак­тер Пе­чо­ри­на рас­кры­ва­ет­ся в его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Бэлой, княж­ной Мери и Верой? (По ро­ма­ну М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени».)

2.2. Как в про­из­ве­де­ни­ях А. Т. Твардовского рас­кры­ва­ет­ся тема любви к Родине? (По од­но­му из про­из­ве­де­ний поэта.)

2.3. Чем па­мять о Лизе и её судь­бе до­ро­га повествователю? (По по­ве­сти Н. М. Ка­рам­зи­на «Бедная Лиза».)

2.4. Какие гу­ма­ни­сти­че­ские цен­но­сти утвер­жда­ют­ся в по­э­зии А.А. Блока? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Как характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой, княжной Мери и Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Личность Печорина своеобразно раскрывается через его отношения с женщинами.

Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В «любви дикарки» он искренне пытается найти забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы - тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением, которое он испытал.

В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.

Любовь к Вере - глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь - это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

О женщинах и любви Печорин говорит с иронией, разуверившись и в том, и в другом. Но история его отношений с каждой из героинь приобретает драматический, а порой и трагический характер, и это трагедия не только женщин, его любивших, но и самого Печорина.

2.2. Как в произведениях А.Т. Твардовского раскрывается тема любви к Родине? (По одному из произведений поэта.)

Эпиграфом к сочинению может быть признание самого Твардовского: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память - все это мне было дано от рождения - само собой».

Тема «малой родины» являлась одной из центральных тем лирики Твардовского. Поэт родился на хуторе Загорье Смоленской губернии, который навсегда воплотился в знаменитых строках. Это стихотворения «За тысячу верст», «Мне памятно, как умирал мой дед», «О Родине», «Жестокая память», «За распахнутым окном» и др.

В стихотворении «О Родине» поэт рисует красочные картины тех знаменитых краев, в которых он мог родиться, - Крым, Волга, Урал, Сибирь. Твардовский признается, что милей ему все же родная сторона, пусть и незнаменитая, но своя, хотя бы потому, что именно на ее просторах родилась его душа:

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона -

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достается одна.

Тема родины навсегда сливается у Твардовского с образами любимых поэтом людей. В стихотворении «Мне памятно, как умирал мой дед» боль от утраты дедушки приобретает философское звучание - автор рассуждает о смерти и о памяти, которую оставляет человек после себя:

Я полагаю, что и мой уход,

Назначенный на завтра иль на старость,

Живых друзей участье призовет -

И я один со смертью не останусь.

2.3. Чем память о Лизе и её судьбе дорога повествователю? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Повесть «Бедная Лиза» привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

Одним их главных героев повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести - автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст - с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

2.4. Какие гуманистические ценности утверждаются в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Всю свою поэзию сам Блок разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в его жизни. Эта трилогия получила название «трилогия вочеловечения». Название само по себе символично: вочеловечения, то есть становления человека.

К самым ранним стихам поэта относятся «Стихи о Прекрасной Даме». Ярким примером этого цикла является стихотворение «Вхожу я в темные храмы»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала.

Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик… Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с «душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы.

На втором этапе жизни поэта происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает.

А далее поэт находит путь - лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества.

Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.