Повесть как литературный жанр. Основной принцип построения рассказа. Чего нельзя обойти в повести

Уже более 900 лет россияне черпают сведения о своей истории из знаменитой “Повести временных лет”, точная дата написания которой до сих пор неизвестна. Немало споров вызывает и вопрос об авторстве этого труда.

Несколько слов о мифах и об исторических фактах

Научные постулаты с течением времени нередко подвергаются изменениям, но если в области физики, химии, биологии или астрономии подобные научные революции основаны на выявлении новых фактов, то история не раз переписывалась в угоду властям или согласно господствующей идеологии. К счастью, современный человек имеет массу возможностей самостоятельно находить и сопоставлять факты, касающиеся событий, произошедших много веков и даже тысячелетий назад, а также знакомиться с точкой зрения ученых, не придерживающихся традиционных взглядов. Все сказанное применимо и к такому важному для понимания истории России документу как “Повесть временных лет”, год создания и авторство которой в последнее время подвергаются сомнению некоторыми членами научного сообщества.

“Повесть временных лет”: авторство

Из самой “Повести временных лет” о ее создателе можно узнать только то, что в конце XI века он жил в Печорском монастыре. В частности, там есть запись о нападении половцев на эту обитель в 1096 году, чему был очевидцем сам летописец. Кроме того, в документе упоминается о смерти старца Яна, который помогал написанию исторического труда, и указывается, что смерть этого монаха произошла в 1106 году, а значит, на тот момент человек, сделавший запись, был жив.

Российская официальная наука, в том числе советская, еще со времен Петра Первого считает, что автор повести “Повесть временных лет” — летописец Нестор. Старейшим историческим документом, который ссылается на нее, является знаменитая написанная в 20-х годах XV века. Этот труд включает отдельной главой текст “Повести временных лет”, которую предваряет упоминание в качестве ее автора некоего черноризца из Печерского монастыря. Имя же Нестора впервые встречается в переписке печерского монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином. Этот же факт подтверждает “Житие преподобного Антония”, составленное на основе устных монастырских преданий.

Нестор Летописец

“Официальный” автор повести “Повесть временных лет” был канонизирован РПЦ, поэтому о нем можно прочитать в житиях святых. Из этих источников мы узнаем, что преподобный Нестор родился в Киеве в 1050-х годах. В возрасте семнадцати лет он поступил в Киево-Печерский монастырь, где был послушником преподобного Феодосия. В довольно молодом возрасте Нестор принял постриг, а позже принял посвящение в иеродиаконы. Всю свою жизнь он провел в Киево-Печерской Лавре: здесь он написал не только “Повесть временных лет”, год создания которой доподлинно неизвестен, но и знаменитые жития святых князей Глеба и Бориса, а также труд, рассказывающий о первых подвижниках своей обители. В церковных источниках также указывается, что достигший глубокой старости Нестор скончался около 1114 года.

О чем рассказывает “Повесть временных лет”

“Повесть временных лет” — история нашей страны, охватывающая огромный временной промежуток, невероятно насыщенный разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о одному из которых — Иафету —достались в управление такие земли, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского столпа, однако разгневанный Господь не только разрушил это строение, олицетворяющее человеческую гордыню, но и разделил людей “на 70 и 2 народа”, среди которых были и норики — прародители славян, произошедшие от сыновей Иафета. Далее упоминается об Апостоле Андрее, который предрек, что на берегу Днепра появится Великий город, что и произошло, когда с братьями Щеком и Хоривом основали Киев. Еще одно важное упоминание касается 862 года, когда “чудь, словене, кривичи и весь” отправились к варягам звать их княжить, и пришли по их зову три брата Рюрик, Трувор и Синеус с семьями и приближенными. Двое из пришлых бояр — Аскольд и Дир — отпросились из Новгорода в Царьград и, увидев по дороге Киев, остались там. Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси. Заканчивается рассказ событиями 1117 года.

“Повесть временных лет”: история изучения этого произведения

Несторовская летопись стала известна после того, как Петр Первый в 1715 году поручил сделать копию с Радзивиловского списка, хранящегося в библиотеке Кенигсберга. Сохранились документы, подтверждающие, что внимание царя на этот манускрипт обратил Яков Брюс — личность, примечательная во всех отношениях. Он же передал переложение Радзивиловского списка на современный язык который собирался писать историю России. Кроме того, изучением повести занимались такие известные ученые, как А. Шлепцер, П. М. Строев и А. А. Шахматов.

Летописец Нестор. “Повесть временных лет”: мнение А. А.Шахматова

Новый взгляд на “Повесть временных лет” был предложен в начале ХХ века. Его автором стал А. А. Шахматов, который предложил и обосновал “новую историю” данного произведения. В частности он привел аргументы в пользу того, что в 1039 году в Киеве на основе византийских хроник и местного фольклора был создан Киевский свод, который можно считать древнейшим документом подобного рода на Руси. Примерно в это же время в Новгороде была написана Именно на базе этих двух трудов в 1073 году Нестор создал сначала первый Киево-Печерский свод, затем второй и наконец “Повесть временных лет”.

“Повесть временных лет” написана русским монахом или шотландским принцем?

Последние два десятилетия были богаты на разного рода исторические сенсации. Однако справедливости ради нужно сказать, что часть из них так и не нашла научного подтверждения. Например, сегодня существует мнение, что “Повесть временных лет”, год создания которой известен лишь приблизительно, на самом деле написан не в период между 1110 и 1118 годами, а шестью столетиями позднее. В любом случае, даже официальные историки признают, что Радзивиловский список, т. е. копия рукописи, авторство которой приписывают Нестору, был сделан в XV веке и тогда же украшен многочисленными миниатюрами. Более того, Татищев писал “Историю России” даже не с него, а с пересказа этого труда на современный ему язык, автором которого, возможно, был сам Яков Брюс — праправнук короля Шотландии Роберта Первого. Но эта теория не имеет под собой никаких серьезных обоснований.

В чем главная суть Несторовского труда

Специалисты, придерживающиеся неофициального взгляда на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что оно было необходимо для обоснования самодержавия как единственной формы правления в России. Более того, именно эта рукопись ставила точку в вопросе об отказе от “старых богов”, указывая на христианство как единственную правильную религию. В этом-то и состояла его главная суть.

“Повесть временных лет” — это единственное произведение, в котором рассказывается каноническая версия крещения Руси, все остальные просто ссылаются на него. Уже одно это должно заставить очень пристально заняться его изучением. А еще именно “Повесть временных лет”, характеристика которой принятая в официальной историографии сегодня ставится под сомнение, является первым источником, повествующим о том, что русские государи произошли от Рюриковичей. Для каждого исторического труда очень важна дата создания. “Повесть временных лет”, имеющая исключительное значение для российской историографии, таковой не имеет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать даже конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань , Повесть о Калкской битве , Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом , с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна . Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В.Кожинов и др.) предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя , Первая любовь Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. (Детство , Отрочество , Юность Л.Толстого, Жизнь Арсеньева И.Бунина и др.).

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. Так, в эпоху сентиментализма появилась повесть Н.Карамзина Бедная Лиза . С 1820-х повесть становится ведущим жанром. Романтические повести Н.Бестужева-Марлинского и В.Одоевского знаменуют торжество романтизма в русской литературе. Типичный для литературы 19 в. образ «маленького человека» был впервые открыт в повести Пушкина Станционный смотритель . «Петербургские» повести Гоголя доказали, что повести не чужд гротеск. Отдали дань жанру повести и все писатели-реалисты 2-ой половины 20 в. (Дворянское гнездо , Накануне Тургенева, Смерть Ивана Ильича Л.Толстого, Белые ночи , Неточка Незванова Достоевского и мн. др.).

В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина , напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В 1930-е в русской литературе поощрялись роман, эпопея (монументальность приветствовалась не только в архитектуре, но и во всех других видах искусства). Но с началом «оттепели» (см. также ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ), когда литература вновь обратилась к судьбе конкретного человека, повесть снова становится распространенным жанром – и в «деревенской», и в «городской», и в военной прозе.

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Людмила Поликовская

Одним из самых распространенных, древних и любимых литературных жанров была и остается повесть. Повесть относится к общепрозаическому жанру, который не имеет устойчивой и четко обозначенной границы объема, а потому занимает промежуточную позицию между рассказом и новеллой с одной стороны и романом с другой. Повесть тяготеет к сюжету, описанному в хронологической последовательности, сюжету, воспроизводящему естественный ход событий. Такое определение повести как литературного жанра более всего характерно для традиций отечественного литературоведения. В западном литературоведении в качестве определяющий повесть жанров, выступают роман и короткий роман.

Истоки литературной повести.

В отечественной литературоведческой традиции жанровое определение повести ведет свое начало еще от древнерусского отношения самого рассказчика – автора происходящим вокруг него событиям. Термин «повесть» ведет свое начало от древнерусского глагола «ведать» или «поведать». Древнерусское значение словосочетания – «весть о каком-либо событии» - напрямую указывает на тот факт, что жанр повести вобрал в себя предания, былины, сведения о случавшихся когда-то событиях, о которых слышал или же собственными глазами видел сам рассказчик.

При написании первых, древнерусских повестей, рассказчики в первую очередь опирались на самые важные для них источники – древние церковные летописи. Самым важным таким источником являлась «Повесть временных лет», созданная летописцем и монахом Нестором. Изучая ее, впоследствии многими авторами были написаны такие произведения как: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о святых Петре и Февронии», «Повесть о Калкской битве», чья неопровержимая достоверность и ценностно-культурная доминанта не могла вызвать сомнений у современников.

Сюжетная линия повести

Сюжетная линия практически в любой повести сосредоточена вокруг главных героев, личности и судьбы каждого из них, которые раскрываются в череде многочисленных, описываемых событий. В повести, сюжетные линии являющиеся побочными, как правило отсутствуют, что является отличительным признаком повести от романа. Повествование, ведущиеся в соответствии с четко обозначенным хронологическим периодом сконцентрировано на узком отрезке пространства и времени. В повести может описываться colocation , жизнь разных людей, различные исторические события и т.д.

Очень часто, повесть строится вокруг «злобы дня». Сам автор, который является современником и свидетелем этой «злобы» может в полной мере раскрыть ее суть и частично выразить свое отношение к ней через уста и действия своих литературных героев. Название повести очень часто связано с именем и образом действующего в ней лица: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Человек в футляре» А.П.Чехов, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и т.д.

» » Повесть как литературный жанр

ПОВЕСТЬ - эпи-чес-кий жанр, пре-имущественно про-заи-че-ский; за-ни-ма-ет про-ме-жу-точ-ное по-ло-же-ние ме-ж-ду ро-ма-ном и рас-ска-зом как по объ-ё-му, так и по ти-пу по-ве-ст-во-ва-ния.

Вы-де-ле-ние повести в отдельный жанр при-над-ле-жит отечественному лите-ра-ту-ро-ве-де-нию и от-сут-ст-ву-ет в западно-ев-ропейской тра-ди-ции.

Повесть, как пра-ви-ло, тя-го-те-ет к хро-ни-каль-но-му сю-же-ту, не ос-лож-нён-но-му па-рал-лель-ны-ми ли-ния-ми и со-сре-до-то-чен-но-му во-круг гл. пер-со-на-жа; ох-ва-ты-ва-ет срав-ни-тель-но не-боль-шой пе-ри-од вре-ме-ни; не-ред-ко ха-рак-те-ри-зу-ет-ся пре-об-ла-да-ни-ем опи-са-тель-но-сти (пей-за-жи, ду-шев-ные со-стоя-ния и другое). В повести обыч-но от-чёт-ли-вее, чем в ро-ма-не, вы-ра-же-но при-сут-ст-вие ав-то-ра - его стрем-ле-ние «по-ве-дать», в ко-то-ром не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли ус-мат-ри-ва-ют от-го-ло-сок свя-зи повести с уст-ной тра-ди-ци-ей рас-ска-зы-ва-ния, сбли-жаю-щей повесть с рас-ска-зом (в про-ти-во-по-лож-ность ро-ма-ну, ори-ен-ти-ро-ван-но-му на письм. куль-ту-ру). Вме-сте с тем о не-оп-ре-де-лён-но-сти жан-ро-вых гра-ниц повести сви-де-тель-ст-ву-ет, в ча-ст-но-сти, тот факт, что про-из-ве-де-ние, пер-во-на-чаль-но обо-зна-чен-ное ав-то-ром как «Повесть», в даль-ней-шем мо-жет быть на-зва-но им «ро-ма-ном» («Ру-дин» И.С. Тур-ге-не-ва). Объ-ём так-же не все-гда по-ка-зате-лен: «рас-сказ» Ф.М. Дос-то-ев-ско-го «Веч-ный муж» боль-ше его же «по-вес-ти» «Хо-зяй-ка» и «ро-ма-на» «Бед-ные лю-ди»; под-за-го-ло-вок «Повесть» дал сво-ей че-тырёх-том-ной хро-ни-ке «Жизнь Кли-ма Сам-ги-на» М. Горь-кий.

По ха-рак-те-ру со-дер-жа-ния при-ня-то вы-де-лять повести: био-гра-фи-че-ские, ис-то-ри-че-ские, пси-хо-ло-ги-че-ские, нра-во-опи-са-тель-ные, фан-та-сти-че-ские, во-ен-ные и другие; име-ет ме-сто так-же клас-си-фи-ка-ция Повестей по литературным на-прав-ле-ни-ям: сен-ти-мен-таль-ная, ро-ман-ти-че-ская и другие.

По-ня-тие «Повесть», со-хра-няю-щее не-ко-то-рую связь с по-ве-стью древ-не-рус-ской, в современом зна-че-нии скла-ды-ва-ет-ся на ру-беже XVIII-XIX веков и свя-за-но с твор-че-ст-вом Н.М. Ка-рам-зи-на («Бед-ная Ли-за», «Ост-ров Борн-гольм» и другие). Упот-реб-ле-ние в за-го-лов-ках про-из-ве-де-ний XVIII века сло-ва «Повесть» не име-ло тер-ми-но-ло-гического зна-че-ния и ис-поль-зо-ва-лось для по-ве-ст-во-вательных про-из-ве-де-ний раз-но-го объ-ё-ма и со-дер-жа-ния. Русская повесть по-лу-чи-ла ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние в 1820-1830-е годы («Ро-ман и Оль-га», «Ре-вель-ский тур-нир», «Фре-гат "На-де-ж-да"», «Ама-лат-Бек» А.А. Бес-ту-же-ва; «Ла-фер-тов-ская ма-ков-ни-ца» А. По-го-рель-ско-го; «Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла», «Ночь пе-ред Ро-ж-де-ст-вом», «Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки», «Нев-ский про-спект» Н.В. Го-го-ля; «По-вес-ти по-кой-но-го Ива-на Пет-ро-ви-ча Бел-ки-на», «Еги-пет-ские но-чи» А.С. Пуш-ки-на, и другие) и вы-дви-ну-лась на пер-вый план в литературе 1840-х годов («Боль-шой свет», «Та-ран-тас» В.А. Сол-ло-гу-ба; «Ши-нель» Го-го-ля; «По-линь-ка Сакс» А.В. Дру-жи-ни-на; «Де-рев-ня», «Ан-тон Го-ре-мы-ка» Д.В. Гри-го-ро-ви-ча; «Двой-ник», «Сла-бое серд-це», «Бе-лые но-чи» Ф.М. Дос-то-ев-ско-го; «Док-тор Кру-пов», «Со-ро-ка-во-ров-ка» А.И. Гер-це-на, и другие). Сыг-рав за-мет-ную роль во 2-й половине XIX века («Ася», «Пер-вая лю-бовь», «Веш-ние во-ды» И.С. Тур-гене-ва; «Дет-ские го-ды Баг-ро-ва-вну-ка» С.Т. Ак-са-ко-ва; «Дет-ст-во», «От-ро-че-ст-во», «Юность», «Смерть Ива-на Иль-и-ча», «Крей-це-ро-ва со-на-та» Л.Н. Тол-сто-го; «Се-ло Сте-пан-чи-ко-во и его оби-та-те-ли», «За-пис-ки из под-по-лья» Дос-то-ев-ско-го; «Степь», «Па-ла-та № 6», «Три го-да», «Моя жизнь» А.П. Че-хо-ва, и другие), повесть и в даль-ней-шем про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся од-ним из ве-ду-щих жан-ров отечественной про-зы.

Сре-ди сти-хотворных про-из-ве-де-ний, по-лу-чив-ших ав-тор-ское обо-зна-че-ние «Повесть»: «Мед-ный всад-ник» («пе-тер-бург-ская по-весть») А.С. Пуш-ки-на , «Де-мон» и «Из-ма-ил-бей» («вос-точ-ные по-вес-ти») и «Там-бов-ская ка-зна-чей-ша» («со-вре-мен-ная по-весть») М.Ю. Лер-мон-то-ва, «Эда» («фин-лянд-ская по-весть») Е.А. Бо-ра-тын-ско-го, «Мая-ков-ский на-чи-на-ет-ся» («по-весть в сти-хах») Н.Н. Асее-ва.

Дополнительная литература:

Бе-лин-ский В.Г. О рус-ской по-вес-ти и по-вес-тях г. Го-го-ля // Бе-лин-ский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1; он же. Раз-де-ле-ние по-эзии на ро-ды и ви-ды // Там же. М., 1954. Т. 5; Рус-ская по-весть XIX в.: Ис-то-рия и про-бле-ма-ти-ка жан-ра. Л., 1973; Рус-ская со-вет-ская по-весть 20-30-х гг. Л., 1976; Уте-хин Н.П. Жан-ры эпи-чес-кой про-зы. Л., 1982; Чи-че-рин А.В. Очер-ки по ис-то-рии рус-ско-го ли-те-ра-тур-но-го сти-ля: по-ве-ст-во-ва-тель-ная про-за и ли-рика. М., 1985.

«Повесть временных лет» - древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.

Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:

  • исторические записки;
  • погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
  • исторические документы;
  • поучения князей;
  • жития святых;
  • народные сказания.

История создания «Повести временных лет»

До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.

Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты - 1037 и 1110 гг.

Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор - первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

Жанр и идея «Повести временных лет»

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.

Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.

«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца - передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.

Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Повесть можно условно разделить на три части:

  • в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о для княжения, о становлении , о Крещении Руси и становлении государства;
  • основную часть составляют описания жизни князей ( , княгини Ольги , Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
  • заключительная часть посвящена описанию многочисленных , войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.