Поздравляем с днем подводного флота россии. «Тайна трех океанов»

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Андрей Чаплыгин. Подводные силы Военно-морского флота России встречают свое 110-летие на пороге серьезного обновления корабельного состава и смены поколений подлодок, которое будет сопровождаться переходом к принципиально новым принципам подводного кораблестроения.

В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

В День моряка-подводника РИА Новости подводит промежуточные итоги крупномасштабного обновления российского подводного флота, проводимого в рамках государственной программы вооружений до 2020 года.

Смена поколений

Сегодня основу современных подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В ближайшие несколько лет атомный костяк подводных сил будет серьезно обновлен: госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и введение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 "Борей".

В настоящее время в боевой состав ВМФ приняты три РПКСН этого класса: "Юрий Долгорукий" (Северный флот), "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (обе — Тихоокеанский флот). Четыре подводных крейсера — "Князь Олег", "Князь Владимир", "Генералиссимус Суворов" и "Император Александр III" — сейчас строятся на "Севмаше". Несмотря на то, что последняя закладка "Борея" состоялась всего три месяца назад, уже летом 2016 года в Северодвинске будет заложен еще один ракетоносец, который станет последним в запланированной на сегодняшний день серии.

Учитывая планы по непрерывному и поступательному обновлению подводных сил, которые строит командование флота и руководство Минобороны, возникает закономерный вопрос — что дальше? Наиболее простым ответом является продление серии "Бореев" с модернизацией проекта. Такой исход представляется весьма вероятным, учитывая, что проект 955 уже уступил место модернизированному 955А, по которому будут строиться все корпуса, начиная с четвертого. Лодки проекта 955А будут обладать более низким уровнем физических полей и, соответственно, повышенной скрытностью, а также более современными средствами связи и обнаружения. Также в них будут улучшены условия жизни экипажа.

Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин", разработавшего проект, Игорь Вильнит не исключил, что на смену "Бореям А" придут "Бореи Б", поскольку государство всегда нуждается в таких лодках. С этим трудно спорить, учитывая, что "Бореи" являются одной из составляющих ядерной триады России, а значит — гарантом национальной безопасности. Подводные крейсеры данного проекта обладают водоизмещением 24 тысячи тонн и могут нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава-30" с дальностью поражения более 9 тысяч километров.

Тем не менее, модернизационный потенциал этих подлодок, хотя и огромен, но не безграничен. Приход нового поколения подводных крейсеров стратегического назначения неизбежен, и с каждым годом его образ становится все отчетливее. О разработке следующего (пятого) поколения атомных подводных лодок не раз упоминал ранее подавший рапорт об отставке главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. По его словам, основные усилия при проектировании новых поколений ракетных подводных лодок стратегического назначения направлены на модернизацию вооружения и "обеспечение скрытности, значительное снижение шумности хода, совершенствование средств связи и управления, а также оснащение автоматизированными средствами разведки и оповещения".

Работа над качественными изменениями, обозначенными адмиралом Чирковым, уже ведется — в Крыловском государственном научном центре для АПЛ нового поколения разрабатываются элементы конструкции на основе композитных материалов, которые значительно превосходят традиционный металл по эксплуатационным характеристикам. Помимо значительного коэффициента звукопоглощения, который позволяет сделать подлодку менее заметной для локаторов противника, композиты обладают меньшей массой и большей надежностью, так как не подвержены коррозии. Натурные испытания композитных агрегатов для подлодок нового поколения планируется начать в 2018 году.

Примечательно, что все упомянутые усовершенствования, как заявил Чирков, в перспективе коснутся также и многоцелевых АПЛ. Основой многоцелевого атомного подводного флота России в ближайшее время должны стать подлодки проекта 885 "Ясень". Эти субмарины призваны значительно "омолодить" корабельный состав — последняя многоцелевая АПЛ предшествовавшего "Ясеням" проекта "Щука-Б" была заложена более 20 лет назад.

Пока что в составе ВМФ России служит лишь один "Ясень" — "Северодвинск", однако уже в этом году к нему должна присоединиться вторая лодка "Казань". Еще три корпуса в настоящее время строятся, а всего к 2020 году флот должен получить семь подлодок данного проекта. Все субмарины в серии, начиная со второй, строят по модернизированному проекту 885М, который отличается от головной подлодки обновленным оборудованием, оптимизированными обводами корпуса, а также пониженной шумностью. Кроме того, важной деталью проекта "Ясень-М" является отказ от оборудования из стран бывшего СССР — лодки строятся исключительно силами российских предприятий.

В перспективе на смену атомным подлодкам проекта "Ясень", которые сейчас строятся и поступают в боевой состав ВМФ, придут многоцелевые АПЛ проекта "Хаски" пятого поколения. Накануне Дня моряка-подводника и 110-летия подводных сил ВМФ России Объединенная судостроительная корпорация сообщила, что "в настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается тактико-техническое задание для выполнения эскизного проектирования корабля".

Сведения о проекте "Хаски" являются секретными — известно лишь о том, что его ведет санкт-петербургское конструкторское бюро "Малахит" и что на вооружении многоцелевых АПЛ пятого поколения будут гиперзвуковые ракеты "Циркон".

Ближе всего к смене поколений сегодня находится неатомный подводный флот России. На прошедшем в июле Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Чирков заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов пояснил РИА Новости, что ЦКБ МТ "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Официальный представитель ОСК сообщил РИА Новости, что строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой государственной программой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2016 году. "Вопрос о строительстве подлодок будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии Федеральной целевой программы ОПК", - уточнил собеседник агентства.

Главными особенностями проекта "Калина" разработки Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" станет штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ".

По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка" и 677 "Лада".

ЦКБ МТ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной энергетической установки и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают скрытность подводных лодок, позволяя им длительное время находиться под водой без всплытия. По словам генерального директора предприятия Игоря Вильнита, стендовые испытания воздухонезависимой установки в Балтийском море начнутся уже этой весной, а значит есть все основания полагать, что строительство головной "Калины" начнется в срок, указанный адмиралом Чирковым.

Как сообщил РИА Новости накануне дня моряка-подводника официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит" приступили к разработке беспилотных подводных аппаратов (БПА) для возможности размещения на подлодках пятого поколения. "Решение об оснащении этими аппаратами и возложении на них задач будет принято при формировании облика подводных лодок пятого поколения", — сказал представитель ОСК.

Как заявил агентству высокопоставленный представитель ВМФ РФ, концепция применения беспилотных (автоматизированных) подводных аппаратов, то есть роботов, предполагает их наличие на борту подводных лодок будущего. "Они будут выпускаться из подлодки для мониторинга окружающей среды при помощи различной аппаратуры или для атаки противника. В качестве оружия на таких носителях могут применяться торпеды. Мы пока их называем подводными роботами", — сказал представитель флота.

ОБНОВЛЕНИЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Тем не менее, строительство анаэробных "Калин" — это хотя и ближайшее, но все же будущее российского флота, а обновление корабельного состава на некоторых направлениях необходимо проводить в настоящем. Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Черноморского флота подходит к концу — четыре подлодки уже зачислены в боевой состав ВМФ, а еще две, включая спущенную накануне праздника на воду субмарину "Великий Новгород", будут переданы до конца года.

Следующим шагом, который в настоящее время рассматривает командование ВМФ, станет возможное строительство дополнительной серии из шести "Варшавянок" в интересах Тихоокеанского флота. По словам замглавкома ВМФ вице-адмирала Александра Федотенкова, соответствующее решение будет принято "с большой долей вероятности".

По всей видимости, задуматься о продлении серии "Варшавянок" командование ВМФ заставило успешное боевое крещение этого проекта — в декабре 2015 года подлодка "Ростов-на-Дону" выполнила залповый пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр", поразив инфраструктуру и места базирования боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии. Ракетный удар, нанесенный из подводного положения, стал неожиданностью не только для террористов, но и для всего мирового сообщества, по достоинству оценившего возможности "Варшавянки".

Ключевым качеством проекта 636 является малозаметность. По этому показателю "Варшавянки" являются одними из лучших в мире — неслучайно они были прозваны НАТО "Черная дыра". Современный гидроакустический комплекс и системы шумоподавления позволяют подлодкам проекта 636 обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может засечь потенциальный противник.

На вооружении подлодок стоит впечатляющий арсенал — не только упомянутый ракетный комплекс "Калибр", но также торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки всего 15 секунд) и мины. Это вооружение в совокупности с высокой скрытностью делает "Варшавянку" одним из лучших проектов в области неатомного подводного кораблестроения.

Строительство "Варшавянок" для Тихоокеанского флота практически ставит крест на проекте 677 "Лада", головная подлодка которого — "Санкт-Петербург" — проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте аж с 2010 года. Действительно, судьбу "Лады" нельзя назвать простой — эти лодки должны были прийти на смену "Варшавянкам" еще в конце 1990-х годов, однако бывший главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий из-за проблем с силовой установкой и акустической изоляцией отправил проект на доработку.

В прошлом году, когда третья подлодка серии после долгого простоя на стапелях была перезаложена под новым именем "Великие Луки", казалось, что проект сдвинулся с мертвой точки, однако этой "Ладе", судя по всему, суждено стать последней.

Тем не менее, создание укороченной серии подлодок данного проекта нельзя назвать напрасным — "Санкт-Петербург", а также строящиеся "Кронштадт" и "Великие Луки" станут настоящими платформами для испытания принципиально новых видов вооружения и оборудования, которыми в перспективе будет оснащаться новое поколение подлодок. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, рассказывая об инновационном проекте "Калина", неспроста подчеркнул, что он возьмет лучшие качества своих предшественников — "Варшавянки" и "Лады".

Как не раз заявляло командование ВМФ РФ, исследовательская работа в области подводного кораблестроения не останавливается ни на минуту, поскольку лишь постоянное совершенствование уже существующих разработок и использование принципиально новых научных подходов может обеспечить планомерное развитие подводных сил.

Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей.

Боевая деятельность подводных сил Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки-подводники являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Сила духа и мужество подводников, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Эта цитата наглядно характеризует ту неоценимую роль, которую играли и играют подводные силы ВМФ Российской Федерации в современных мировых реалиях.

Когда день моряка подводника? когда, кем. . и где начали отмечать?

Для этих отважных романтиков и их близких родственников будет интересна информация, какого числа день моряка-подводника и какие существуют традиции, связанные с этим праздником. 19 марта – день моряка-подводника 2017. Этот праздник отмечается всеми военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил Военно-Морского флота Российской Федерации.

Теперь подводные лодки могли выпустить ракеты и торпеды, гарантированно отправляющие на дно любую военную технику противника. Моряк-подводник – это особенная профессия, здесь мало быть мужественным и не бояться безбрежных океанских вод, чтобы служить на подводной лодке, нужно иметь определенный склад характера. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

Также в этот день проводятся торжественные праздничные мероприятия и концерты. Ежегодно 11 сентября, начиная с 2007 года, сотрудники воспитательных структур Вооруженных Сил России отмечают свой профессиональный праздник - День специалиста органов воспитательной работы.

Подводные лодки появились в начале ХХ века. С тех пор совершенствовались и расширялись области их применения. Преодолевать просторы под водой с коммерческими целями – нерационально, зато в военной сфере подводная лодка хорошо справляется с поставленными задачами.

День моряка-подводника в России отмечают не только члены экипажей подлодок и вспомогательный персонал, но и их родственники, друзья и знакомые. Событие начинает свою историю с 1906 года, когда к военному флоту были причислены субмарины. Праздник был возрожден в 1996-м году приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации. По традиции в этот день за торжественным столом собираются служащие субмарин, их родные и близкие.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой. Их команды отличались хорошей морской выучкой и совершили немало подвигов, навечно вписанных в историю России. Бесстрашие и мужество подводников воспето в стихах, о них снимают фильмы и слагают песни…

Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. 19 марта 1906 года Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава.

Романтика далеких морей, отважных путешественников и суровых морских будней до сих пор волнует сердца тысяч мальчишек, но, только некоторые из них становятся моряками-подводниками. После революции строительство и усовершенствование подводных лодок продолжилось и в середине 20 века они стали одним из самых грозных орудий морского боя, благодаря оснащению ядерными реакторами.

А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. С тех пор в истории стала знаменательной дата 19 марта – День моряка-подводника.

День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В 2019 году он отмечается 19 марта. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений. В 2019 году праздник проходит в РФ 23-й раз.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки - 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка - субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т.

Говорят, что под воду спускаются лишь настоящие романтики. Пожалуй, у истоков мечты стоит именно манящий неведанный мир океана. Но настоящими подводниками становятся только настоящие смельчаки. А сама военная профессия считается оной из самых сложных и секретных. Вдобавок само море – могучее и безжалостное, нежное и безбрежное накладывает неизбежный отпечаток на характер этих людей. Именно таких смельчаков, героев своего дела будем поздравлять с профессиональным праздником, который ежегодно отмечается 19 марта.

Кто отмечает?

Только сильное и высокоразвитое в техническом и военном отношении государство, имеющее выход к океану, может позволить содержать такой род войск, как подводный. России принадлежит самый мощный современный Флот. За те годы, что существует подводный флот, он стал одной из важной составляющей военно-морских сил государства, а сами моряки-подводники с гордостью называются элитой ВМФ. Именно этих отважных ребят, бравых офицеров, седовласых адмиралов, незабытых ветеранов и принято поздравлять с Днем моряка подводника.

История праздника

Свыше ста лет назад правители империи и руководство флота даже представить не могли, каким будет российский флот. А ведь именно события 110-летней давности легли в основу как формирования этого подразделения, так и дало свою дату в дальнейшем для профессионального праздника.

У истоков образования флота

Для моряков, несущих службу под водой, и их родных о празднике День подводника в 2017 году, какого числа, вопрос не стоит. На протяжении последних 20 лет торжество отмечается 19 марта по приказу Главкома МВФ.

Чем же памятна для подводников эта дата. Именно этот день можно считать Днем рождением отечественного подводного флота. Так как в 1906 году императором Николаем II подводные лодки, как новый класс боевых кораблей, были введены в состав Морского флота.

Как формировался флот?

Российская Империя в свое время стала первой страной, у которой появился собственный подводный флот. И, несмотря на то, что официальной датой его создания считается 1906 год, разработки начались намного раньше. Причем не заокеанскими конструкторами, как сообщают некоторые источники, а именно нашими соотечественниками.

Впервые идея поострить «потаенное судно» возникла еще во времена Петра I. С такой челобитной обратился к императору мастер Ефим Никанов. Однако экспериментальный образец не прошел испытаний, так как получил пробоину еще при первом спуске. К сожалению, дальнейшие работы были заморожены. После смерти правителя ремонт остановили, а самого мастера разжаловали в простого рабочего верфи.

Дальнейшие попытки создать такой корабль также терпели неудачи, в большей степени из-за отказа от финансирования. Но, тем не менее, первая металлическая лодка в мире была построена в 1834 году именно в России.

Только в 70-х годах 19 века проекты заинтересовали руководство Империи. Даже был гос. заказ на изготовление партии из 50 лодок, которые приводились в движение при помощи вращения педалей матросами. Такие своеобразные подводные велосипеды практического применения не получили.

Лодка с электрическим двигателем появилась в 1885 году. Ее строили по проекту изобретателя Джевецкого.

Но автором боевых подлодок называют И.Г. Бубнова. Русский конструктор и морской инженер сконструировал именно те агрегаты, которые уже могли выполнять боевые задачи. Эти корабли и стали основой для выделения в отдельное подразделение подводного флота.

Современный подводный флот

Подводному флоту пришлось пережить тяжелые времена распада Союза, когда из-за неразберихи и безответственности многие военные просто покинули свой пост. Однако подводники смогли пережить тяжелые времена постсоветского дефицита, отсутствия финансирования, сокращений на флоте. Моряки достойно продолжали службу, а самые стойкие смогли увидеть возрождение военной сферы с приходом нового тысячелетия.

На фоне развития атомной энергетики, появления усовершенствованного ракетно-ядерного оружия, подводный флот получил новый, более мощный статус. Он стал частью современного ядерного щита, что имеет стратегическое значение в обеспечении обороноспособности страны.

Современным подводным флотом можно гордиться, так как он способен выполнить все поставленные учебные, а при необходимости и боевые задачи, на высшем уровне. Сегодня на вооружении имеется множество разноплановых кораблей типа многоцелевых атомных подлодок, дизель-электрических кораблей, ракетных подводных крейсеров. И все эти «потаенные корабли» оснащены в соответствии с военной необходимостью и всеми требованиями безопасности.

Причем на ближайшие годы разработан план по увеличению атомного костяка подводных сил с постепенным, но непрерывным его обновлением. В строительстве современных подлодок упор делается на снижение уровня физических полей, что повысит уровень скрытности. Они оснащаются усовершенствованной связью и средствами обнаружения. Уделяется внимание и улучшению условий жизни членов экипажа.

О профессии

Престиж службы в современном флоте России значительно вырос. Но не каждый желающий может пройти строгий отбор.

Моряки-подводники

Ведь служба подводника сопряжена с рядом сложностей. Парни должны обладать отменным физическим и психическим здоровьем, быть в прекрасной физической форме, должны иметь соответствующее образование и высочайшую профессиональную подготовку.

Сложнейшие технические системы и оборудование требуют от моряков не просто выдержки, а определенных знаний. Причем среди выпускников соответствующих учебных заведений отбирают лучших, которые смогут стать специалистами экстра-класса.

Не стоит забывать, что служба под водой связана с длительным отсутствием дома, с многомесячными служебными рейдами. Моряк-подводник должен быть морально готов к таким условиям, к длительному пребыванию в замкнутом пространстве.

В День подводника не у всех адмиралов и офицеров, мичманов и старшин, матросов есть возможность принять слова поздравлений от родных. Многие из них отметят свой праздник, когда поднимутся на поверхность. Ведь не зря в праздник подводники пьют за то, чтобы количество погружений равнялось количеству подъемов.

Поздравления

Поздравление с праздником

Хочу поздравить тебя с праздником. И пусть сегодня ты далеко. Желаю стойко нести свою службу и гордиться своей страной. Будь в любой момент готов встать на защиту. И пусть морские стихии не испугают тебя, а сердце не утратит мужественности. Служи и не думай о земных проблемах, знай, что мы ждем тебя.

С праздничным днем подводника,

Поздравляю я от души тебя.

И мужество, еще отвагу,

Сегодня славить буду я.

Желаю каждый день добра,

Чтоб ты дружил с подлодкой.

И пусть не будет никогда,

Плохих прогнозов в сводках.

Здоровым будь, счастливым,

Всем нам родным на радость,

И помни, ждем мы терпеливо,

Не проявляя слабость.

Лариса , 18 апреля 2017 .

В разделе на вопрос Когда день моряка подводника? когда, кем. . и где начали отмечать? заданный автором Просо лучший ответ это 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей - подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них - «Дельфин» - была построена на Балтийском заводе в 1904 году.
Русско-японская война стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей - подводные лодки.
Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск» .
В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.
Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.
Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит» . Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.