Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения). Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения». Понятие предпринимательской деятельности в учебных учреждениях

По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

  • - - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность...
  • - - в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - По Закону РФ об образовании негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения, статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или...

    Словарь юридических терминов

  • - по законодательству РФ в обяза- тельном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО...

    Большой экономический словарь

  • - инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения)" в книгах

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

Из книги Защита интересов школьников и студентов при получении образования автора Агешкина Наталья Александровна

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) органы государственной власти, органы местного

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения План маркетинга – это комплекс базовых маркетинговых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей образовательного учреждения и направленных на достижение его главных целей.

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения»

автора Мансуров Руслан Евгеньевич

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения» В качестве примера реализации предлагаемого алгоритма анализа внешнего окружения рассмотрим деятельность Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения» 4.6.1. Идентификация вариантов стратегии развития На основе проведенного стратегического анализа текущей ситуации сформулируем основные варианты стратегического развития

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 25. Образовательные организации

1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация , основной деятельностью которой, направленной на достижение целей, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

2. В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида, категории.

3. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации , возникают у образовательной организации с момента предоставления ей лицензии.

4. Образовательная организация вправе заниматься образовательной деятельностью, приносящей доход, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, при условии использования получаемого дохода в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Образовательная деятельность, приносящая доход, не может быть осуществлена взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Образовательная организация вправе осуществлять наряду с образовательной иную деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Не допускается осуществление образовательной организацией приносящей доход деятельности, если она ведется исключительно в целях извлечения прибыли и ее передачи учредителю.

Статья 26. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в форме учреждения или в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Учредителями образовательной организации (далее - учредитель) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования ;

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательного учреждения переходят к соответствующим правопреемникам.

9. Образовательная организация создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и регистрируются в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях ».

10. Для регистрации образовательной организации учредитель(ли) представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц .

11. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательной организации, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, а также органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности соответствующего типа образовательных организаций - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

12. С момента регистрации образовательная организация приобретает права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности , предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку к осуществлению образовательной деятельности.

13. Образовательная организация может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению ее учредителя(ей) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

14. Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

15. Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления образовательной деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям, а также по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

16. Ликвидация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо сходом граждан (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек).

17. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

18. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных учреждений осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 27. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с целями основной деятельности и видами реализуемых в ее рамках образовательных программ подразделяются на типы.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования .

3. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

2) организация дополнительного профессионального образования .

4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Основные виды и категории образовательных организаций одного типа и порядок их деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом. С целью обеспечения развития системы образования иные виды и категории образовательных организаций соответствующего типа могут быть дополнительно установлены в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также - в отношении образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы - в соответствии с законами субъекта Российской Федерации субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, формируется номенклатура (перечни) видов, категорий и используемых для их обозначения специальных наименований образовательных организаций, а также при необходимости устанавливаются особенности организации образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.

Субъект Российской Федерации в случае установления им дополнительного вида, категории образовательной организации определяет особенности организации деятельности образовательной организации такого вида (категории) в соответствии с законодательством об образовании.

7. Особенности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства (военно-учебных заведений), устанавливаются Правительством Российской Федерации; федеральных государственных образовательных учреждений, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и (или) наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании или реорганизации учредителем в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе. Установленный учредителем образовательный статус образовательной организации подтверждается (устанавливается) при ее государственной аккредитации , если иное не предусмотрено федеральными законами.

10. Перечень показателей деятельности образовательной организации, необходимых для определения его типа и вида (за исключением дошкольной образовательной организации, образовательной организации дополнительного образования детей), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательной организации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на основании требований законодательства об образовании и с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации

при установлении в результате государственной аккредитации иного образовательного статуса;

по инициативе учредителя;

при реорганизации в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

12. Наименование образовательной организации наряду с формой собственности, организационно-правовой формой должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название.

13. Образовательная организация, не прошедшая лицензирование в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц либо получившая отказ в предоставлении лицензии, не вправе использовать в своем наименовании слова, указывающие на осуществление ею образовательной деятельности.

14. Использование в наименовании образовательной организации слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», а также производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. При изменении образовательного статуса образовательной организации в ее наименование в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения.

Статья 28. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.

2. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. Устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) наименование образовательной организации;

2) организационно-правовая форма, тип, вид категория (при наличии) образовательной организации; ее учредитель(ли);

3) место нахождения образовательной организации;

4) предмет и цели деятельности образовательной организации;

5) филиалы и представительства образовательной организации;

6) структура, компетенция органов образовательной организации, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности этих органов;

7) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

8) исчерпывающий перечень видов приносящей доход деятельности образовательной организации (для государственных и муниципальных учреждений - в пределах, установленных настоящим Федеральным законом);

9) порядок финансового и материально-технического обеспечения образовательной организации ее учредителем;

10) порядок распоряжения имуществом, приобретенным образовательной организацией за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

4. Помимо сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

2) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

3) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) продолжительность обучения по основным и (или) дополнительным образовательным программам;

в) режим занятий обучающихся;

10. Образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за:

1) невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество предоставляемого образования в соответствии с установленными требованиями;

3) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

4) жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;

5) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательной организации;

6) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. Непосредственный контроль соответствия деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом, исполнения ею законодательства Российской Федерации, устава, лицензионных требований и условий, а также ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель (учредители) в пределах своей компетенции.

12. Надзор за соблюдением образовательной организацией законодательства об образовании, контроль лицензионных требований и условий и качества предоставляемого ею образования осуществляет в пределах своей компетенции государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший ей лицензию на ведение образовательной деятельности.

13. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в образовательных организациях осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах своих полномочий.

14. За нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

15. Должностные лица образовательной организации несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.

Статья 33. Организации, осуществляющие обучение

1. В Российской Федерации научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

2. Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Научным организациям предоставляется право реализовывать помимо вышеуказанных основные образовательные программы высшего образования - программу магистратуры и программу подготовки научно-педагогических кадров, а также программы подготовки научных кадров.

2. Организации, осуществляющие обучение, не вправе реализовывать профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям в области обороны и безопасности государства.

3. Организации, осуществляющие обучение, приобретают право вести образовательную деятельность с момента получения соответствующей лицензии.

4. Для ведения образовательной деятельности организациями, осуществляющими обучение, в структуре организации создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение, в соответствии с законодательством об образовании и уставом.

5. На организации, осуществляющие обучение, в части образовательной деятельности распространяются права и обязанности образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки, предусмотренные законодательством об образовании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

6. Особенности реализации образовательных программ, не противоречащие законодательству об образовании, могут быть регламентированы локальным актом организации, осуществляющей обучение.

7. Права работников специализированных структурных образовательных подразделений организаций, осуществляющих обучение, не могут быть менее предусмотренных законодательством Российской Федерации прав работников образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки.

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

· реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

· торговля покупными товарами, оборудованием;

· оказание посреднических услуг;

· долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

· ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся (второе и третье предложения исключены с 22 ноября 1997 года Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ).

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и(или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.


Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления компенсируется обязанностью собственника полностью или частично его финансировать. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений (п. 2 ст. 41 Закона об образовании). Данное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения (п. 1 ст. 28 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств и влачить жалкое существование. Большинство вузов выбирают первый путь. Средства, получаемые вузами от осуществления предпринимательской деятельности, весьма существенны. В частности, функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40 % 1 . Отдельные государственные вузы имеют в общем объеме финансовых средств 60-70 % поступлений от внебюджетной деятельности 2 . За счет привлеченных дополнительных финансовых ресурсов у вузов появляется возможность адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, укреплять материально-техническую базу, сохранять профессиональные кадры.

Право на ведение предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, к которым относятся и учреждения, легализовано и предусмотрено, прежде всего, общими нормами гражданского законодательства – абз. 2 п. 3 ст. 50, ст. 298 ГК РФ 1 , ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, а также нормами образовательного законодательства – ст. 46–47 Закона об образовании, п. 100 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации. Данное право впервые было предусмотрено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) и Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» 2 . В п. 3 ст. 18 Основ было закреплено, что некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Закон о собственности, в свою очередь, предусматривал, что учреждения, осуществляющие с согласия собственника предпринимательскую деятельность, в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, приобретают право на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов (п. 4 ст. 5). Аналогичные нормы содержатся и в действующем законодательстве. При этом законодатель ограничил право некоммерческих организаций на осуществление предпринимательской деятельности уже двумя условиями: согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна отвечать следующим признакам: 1) служить целям, ради которых она создана; 2) соответствовать этим целям. В ст. 2 Закона о некоммерческих организациях перечислены следующие цели деятельности некоммерческих организаций: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и т.д. целей деятельности; охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, защита прав и т.д.

Первый признак, предъявляемый к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, не вызывает вопросов и заключается том, что эта деятельность должна способствовать основной цели деятельности. Применительно к образовательной деятельности образовательных учреждений это может проявляться в направлении полученных средств в основные и оборотные фонды учреждения, на выплату заработной платы, служебные творческие командировки и т.д. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы 1 .

Что касается второго требования, предъявляемого законом к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, – соответствие ее целям, ради которых она создана, то здесь возникают проблемы лексического свойства. Соответствовать – заключать в себе соответствие с кем-чем-нибудь; соответствие – соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь отношении 2 . Согласованность раскрывается через понятие «согласованный» – такой, в котором достигнуто единство, согласие 3 ; равенство – полное сходство, подобие 1 . Если исходить из буквального толкования слова «соответствие», то анализируемый признак должен означать, что предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть едина с ее целями деятельности и подобна им 2 . В силу изложенного в отношении предпринимательской деятельности образовательного учреждения следует вывод, что эта деятельность должна быть подобной основной цели его деятельности. Последней, согласно ст. 12 Закона об образовании, является осуществление образовательного процесса в виде реализации образовательных программ. Что может соответствовать данной деятельности, находиться в равенстве с ней? На наш взгляд, только образовательная деятельность, осуществляемая сверх бюджетного финансирования, т.е. на возмездной основе. Но никак к ней нельзя отнести с учетом данного критерия те виды предпринимательской деятельности, которые предусмотрены Законом об образовании (продажа основных и оборотных средств, оказание посреднических услуг и т.д.).

Относительно второго критерия, предъявляемого к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, высказаны и иные суждения. Например, Г.А. Кудрявцева полагает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна быть ограничена только сферой уставных целей этих организаций и не может выходить за рамки данной сферы. Для пояснения своей мысли она приводит пример: если какое-то спортивное общество откроет мастерскую по ремонту спортивного инвентаря, то такая предпринимательская деятельность будет соответствовать уставным целям данной спортивной общественной организации и, следовательно, станет вполне законной 3 .

О.П. Кашковский, в свою очередь, полагает, что предпринимательская деятельность некоммерческой организации будет соответствовать целям ее создания, если это – общественно-полезная (основная) деятельность или деятельность, ее обеспечивающая. Последней является: деятельность, результаты которой в силу их качеств предназначены для использования только в общественно-полезной (основной) деятельности (например, производство спортивных тренажеров); деятельность, способствующая общественно-полезной (основной) деятельности, делающая ее более эффективной и доступной (например, реклама общественно-полезной деятельности некоммерческой организации); деятельность, удовлетворяющая потребности, возникающие при реализации общественно-полезной (основной) деятельности (например, приготовление и продажа продуктов питания буфетом театра) 1 .

Как нам представляется, приведенное понимание указанными авторами второго условия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ошибочным, так как авторы исходили не из смысла слова «соответствовать», а из принципа целесообразности.

В отличие от ГК РФ, ст. 24 Закона о некоммерческих организациях предъявляет только одно требование к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций – она должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. Второй критерий – «соответствие этим целям» здесь отсутствует. В данном законе перечисляются виды деятельности, которые могут, на взгляд законодателя, служить достижению цели организации, ради которых она создана: 1) приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; 2) приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав; 3) участие в хозяйственных обществах; 4) участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Как видно, приведенные в перечне виды предпринимательской деятельности не могут «соответствовать» основной цели деятельности любой некоммерческой организации.

В нормах законов, посвященных отдельным видам некоммерческих организаций, по вопросу о требованиях, предъявляемых к предпринимательской деятельности, также нет единства. Так, ст. 37 Закона «Об общественных объединениях» 1 , ст. 12 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 2 и п. 1 ст. 117 ГК РФ предъявляют два требования к предпринимательской деятельности общественных организаций – она должна служить достижению уставных целей (в Законе о благотворительной деятельности – должна служить достижению целей), ради которых создано объединение; соответствовать этим целям. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 3 вообще упускает данный вопрос, указывая лишь, что религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ (ст. 23). Под законодательством, в данном случае следует подразумевать и ст. 117 ГК РФ («Общественные и религиозные организации»). Как выше было отмечено, данной статьей предъявляется два требования к предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (ст. 5) предъявляет одно требование к предпринимательской деятельности общества – она должна служить достижению целей, ради которых оно создано (ст. 116 ГК РФ умалчивает о критериях, предъявляемых к предпринимательской деятельности потребительского кооператива). Закон об образовании (ст. 47) и Основы законодательства РФ о культуре 4 (ст. 47) также не предъявляют каких бы то ни было требований к предпринимательской деятельности образовательных учреждений и организаций культуры. Соответственно они предусматривают, что образовательное учреждение, государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

В гражданском законодательстве стран ближнего зарубежья вопрос о праве некоммерческих организаций на занятие предпринимательской деятельностью также решен не самым лучшим способом. Так, например, в ГК Республики Казахстан закреплено одно требование, предъявляемое к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций – соответствие ее уставным целям (п. 2 ст. 34) 1 ; а в ГК Республики Беларусь – три требования: 1) она должна быть необходимой для уставных целей, ради которых создана организация; 2) соответствовать этим целям; 3) отвечать предмету деятельности некоммерческих организаций (п. 3 ст. 46) 2 .

Если брать во внимание ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, то следует вывод, что законодатель допускает осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, являющейся нетождественной по отношению к основному виду деятельности организации. Если же исходить из буквального смысла абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, то окажется, что в большинстве случаев осуществляемая некоммерческими организациями предпринимательская деятельность является незаконной. Таким образом, налицо внутренняя коллизия между идеей законодателя и нормой закона. Это обстоятельство требует изложения абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ в новой редакции: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы». Данная норма позволит некоммерческим организациям заниматься любыми видами деятельности, но при условии, что сама эта деятельность, доходы, полученные от ее осуществления, будут направлены на достижение целей деятельности организации. Заслон же от чрезмерного увлечения видами деятельности, несвойственными сущности некоммерческой организации, должен быть закреплен в ее учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ). В качестве дополнительных гарантий пресечения «ухода» от основной деятельности и замены основной цели деятельности некоммерческих организаций на иную цель, – извлечение прибыли, могут быть предложены и иные способы. Одним из таких способов может выступать закрепленный в законе перечень разрешенных либо запрещенных видов предпринимательской деятельности, которые могут (либо не могут) осуществлять некоммерческие организации. Анализ законов, посвященных отдельным видам некоммерческих организаций, свидетельствует о том, что только отдельными законами предусмотрен такой перечень 1 . В ГК РФ подобный перечень отсутствует, но соответствующие ограничения на право занятия отдельными видами предпринимательской деятельности содержится в статьях, посвященных договорным обязательствам. Например, некоммерческие организации не вправе выступать в качестве финансового агента в договорах финансирования под уступку денежного требования (ст. 825), не могут быть стороной договора коммерческой концессии (ст. 1027), не могут выступать в качестве коммерческого представителя (ст. 184) и доверительного управляющего по договору доверительного управления имуществом (ст. 1015) и т.д. Кроме того, согласно ст. 426 ГК РФ некоммерческие организации не могут быть стороной публичного договора, продающей товары, выполняющей работы или оказывающей услуги (о несогласии с данной нормой будет сказано в следующей главе работы).

В качестве критерия объема права учреждения на осуществление предпринимательской деятельности можно было бы рассматривать сумму недофинансирования со стороны учредителя. Применительно к образовательной деятельности вуза своеобразным критерием выступал закрепленный на уровне закона допускаемый процент приема обучающихся по контрактной форме по направлениям подготовки «юриспруденция», «экономика», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление». Законом от 20.07.2004 г. данное положение исключено из Закона об образовании.

По поводу критериев допустимого объема предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в литературе были высказаны и иные предложения. В частности, – определять его на основе комплексного критерия, составными частями которого являются: число различных направлений деятельности организации, их специфика и интенсивность; временные затраты на осуществление отдельных видов деятельности; соотношение между доходами и расходами на предпринимательскую и непредпринимательскую деятельность; представительство в руководящих органах; состав участников (членов) 1 .

Отдельные авторы полагают, что учреждение в силу своей организационно-правовой формы не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность 2 . Как правило, данный вывод объясняют тем, что у него отсутствуют главные критерии предпринимательской деятельности, установленные ст. 2 ГК РФ: самостоятельность, осуществление ее на свой риск и за свой счет 3 . Подобное утверждение, на наш взгляд, может являться только следствием неадекватного восприятия признаков предпринимательской деятельности. Для внесения ясности по данному вопросу остановимся более подробно на сущности данных признаков.

В ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Из приведенного определения вытекают следующие конституирующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельный характер данной деятельности; 2) осуществление ее на свой риск; 3) основная цель данной деятельности – получение прибыли; 4) систематичность получения прибыли; 5) это деятельность, связанная с пользованием имущества, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг; 6) регистрация лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.

1. Самостоятельный характер предпринимательской деятельности. Данный признак раскрывается через материально-правовой и экономический аспекты 1 .

Материально-правовой аспект данного признака подразумевает, что субъект предпринимательской деятельности обладает правосубъектностью, т.е. имеет право самостоятельно независимо от иных лиц принять решение об осуществлении предпринимательской деятельности, об организационно-правовой форме предпринимательства. Право на принятие данного решения у юридических лиц возникает с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ), так как именно с этого момента они наделяются праводееспособностью.

Предпринимательская правосубъектность физических лиц, как следует из анализа статей 21–28 ГК РФ, в полном объеме возникает по достижению ими 18 лет. Из данного правила закон предусматривает ряд исключений. В частности, согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние по достижению 16 лет вправе быть членами кооперативов. Членство в кооперативе предполагает личное трудовое и имущественное участие, в соответствии с которым распределяется прибыль кооператива (ст. ст. 108, 109 ГК РФ). Кроме того, по достижению 16 лет при определенных условиях граждане могут быть эмансипированы (ст. 27 ГК РФ), а, следовательно, с этого момента у них возникает полная правосубъектность.

Экономический аспект самостоятельности субъекта предпринимательской деятельности предполагает, что у предпринимателя имеется достаточная имущественная база для ведения предпринимательской деятельности. Имущество, закрепленное за субъектом предпринимательства, составляет основу его экономической деятельности. Объем имущественной самостоятельности юридических лиц зависит в первую очередь от вида вещного права, на котором за ними закрепляется имущество. Наибольшие возможности для ведения предпринимательской деятельности имеются у юридических лиц – собственников и у индивидуальных предпринимателей; наименьшие – у субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Самостоятельность предпринимателей не безгранична, ее пределы значительно ограничиваются гражданским, антимонопольным и иным законодательством.

2. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск.

В гражданском законодательстве «предпринимательский риск» является видовым понятием по отношению к категории «риск». Дефиниция «риск» используется в законодательстве и в научной литературе применительно к отдельным видам отношений и сферам профессиональной деятельности. В рамках объективной категории риска выделяют такие его виды, как служебный, производственный, научно-технический, творческий, врачебный, спортивный, журналистский, страховой, коммерческий и др. 1 .

Чаще всего категория «риск» употребляется в гражданском законодательстве. Ю. Фогельсон подсчитал, что эта категория употребляется в нормах ГК РФ 89 раз, где риск соотносится с убытками, случайной гибелью или повреждением имущества, случайной невозможностью исполнения, отнесением затрат и убытков, последствиями (неблагоприятными, непредъявлением требования, отсутствием сведений, гибелью или повреждением, невыполнением обязанностей), утратой (гибелью), недостачей или повреждением, неполучением ожидаемых доходов, ответственностью, выплатами 1 .

В сфере гражданско-правовых отношений по поводу риска были высказаны следующие суждения. Н.С. Малеин под риском рассматривал возможность наступления неблагоприятных имущественных последствий, а несение риска – принятие на себя этих неблагоприятных последствий, могущих наступить в силу случайных обстоятельств 2 . Аналогичное мнение было высказано А.А. Собчаком 3 . Несколько шире воспринимал данную категорию О.А. Красавчиков, рассматривая риск с объективной стороны как определенную опасность (возможность) умаления имущественных или личных неимущественных благ 4 .

Для вышеприведенных пониманий риска характерно то, что риск рассматривается как обстоятельство, исключающее гражданско-правовую ответственность. При этом на сторону, действующую в условиях риска, возлагается несение неблагоприятных имущественных последствий.

В понятие риск вкладывают и иные смыслы, однако, в рамках нашего исследования они неприемлемы 5 .

Совсем недавно категория «риск» получила закрепление в Законе «О техническом регулировании» 1 . Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (ст. 2). Данное определение имеет общий характер и не отражает особенностей отдельных видов риска и последствий риска.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVΙΙΙ веке французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Предприниматель по Кантильону – это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям 2 .

Над проблемой понятия и сущности предпринимательского риска работали многие авторы, каждым из них показано собственное видение данного явления 3 . Однако в любой интерпретации в предпринимательский риск вкладывается такой элемент, как наступление неблагоприятных имущественных последствий в виде несения расходов и убытков.

Как нам представляется, предпринимательский риск представляет собой сложную категорию, включающую, в том числе, несение гражданско-правовой ответственности без вины, иных неблагоприятных последствий технологического, инновационного, информационного и т.д. характера. Таким образом, под предпринимательским риском следует понимать несение неблагоприятных последствий (имущественных в виде убытков, возникших при ведении бизнеса, технологических, инновационных, информационных и т.д.), а также самостоятельной имущественной безвиновной ответственности (единственное основание освобождения от ответственности – наличие непреодолимой силы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 401 ГК РФ)).

Легальное определение предпринимательского риска в ГК РФ приводится только применительно к договору страхования. Под ним понимается «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов» (п. 2 ст. 929). Данное определение, исходя из нашего понимания предпринимательского риска, не отражает всей специфики исследуемого явления. Во-первых, риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя может быть локализован привлечением их к ответственности; во-вторых, в данном определении отсутствуют иные элементы предпринимательского риска: несение безвиновной ответственности, инновационного, технологического, информационного и другого риска.

Предпринимательский риск в юридической литературе подвергается детальной классификации по самым разнообразным основаниям: источник опасности; вид деятельности или тип предпринимателя; сфера возникновения предпринимательского риска; деятельность риска во времени; правовое основание возникновения риска; степень предпринимательского риска и т. д. 1

3. Основная цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли.

В гражданском законодательстве наряду с понятием «прибыль» используется понятие «доход». Речь, в частности, идет о п. 2 ст. 298 ГК РФ. В Законе об образовании применительно к нашему вопросу также речь идет о доходах (см. п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 47). Прибыль, доход – специфические термины налогового законодательства, так как именно здесь заложена первооснова и предназначенность данных категорий – уплата налога. В ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, а понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего кодекса. В соответствии со ст. 247 НК РФ под прибылью признаются (для российских организаций) полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Доход, в свою очередь, представляет собой разницу между полученными благами и произведенными расходами (ст.ст. 210, 247 и 277 НК РФ).

Извлечение прибыли – цель предпринимательской деятельности, а не обязательный результат. Отсутствие прибыли не может служить основанием для вывода о том, что такая деятельность не является предпринимательской. Неполучение прибыли в результате осуществления этой деятельности – это результат предпринимательского риска. Кроме того, из общего правила о получении прибыли как цели предпринимательской деятельности, имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства. Например, предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, необходимую для обороны страны, которая может быть, а чаще всего является убыточной, но необходима обществу; предприятие городского транспорта удовлетворяет общественные потребности по перевозкам пассажиров, хотя в некоторых случаях такие предприятия являются убыточными и работают на дотациях 1 . Как отмечает О.В. Тишанская, в развитых странах политика государства состоит в поощрении и бесприбыльного предпринимательства в сферах экологии, здравоохранения, культуры, социального обеспечения 2 . Данное замечание позволяет прийти к выводу, что под доходом (прибылью) применительно к понятию предпринимательской деятельности следует понимать сумму поступлений без уменьшения их на сумму расходов. К аналогичным выводам приходят и другие авторы 3 .

Содержательная часть исследуемого признака имеет весьма существенное значение для уголовного законодательства, так как наличие дохода является одним из условий привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). В науке уголовного права отсутствует единое мнение по данному признаку 4 . Судебная же практика неоднозначна, что видно на примере постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Так, в одном постановлении Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что для привлечения лица к ответственности за уклонение от уплаты налогов необходимо установить налогооблагаемую сумму (прибыль), которая вычисляется как разница между полученным доходом и расходами 5 ; в другом постановлении разъясняется, что под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности 1 .

4. Систематичность ведения предпринимательской деятельности.

В целом критерий «системность» в гражданском праве не является новым понятием. Он применялся и применяется к совершенно разным ситуациям (см., например, ст. 111 ГК РСФСР 1964 г., п. 2 ст. 61, ст. 293 ГК РФ и др.). Кроме того, понятие «систематичность» используется и в иных отраслях права 2 . Однако на законодательном уровне оно не имеет четко выраженных критериев (ориентиров). Законодательный пробел по критерию системности породил ряд суждений по поводу данной категории. Одни авторы считают, что – это и количество извлекаемой прибыли, и количество совершаемых и направленных на это извлечение действий (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг). Оба проявления рассматриваемого признака не связаны друг с другом жестко, ибо как единовременная, так и систематическая прибыль могут быть результатом и систематических поведенческих актов, и разового действия 3 . На взгляд других, критерий системности предпринимательской деятельности должен быть уточнен размером дохода данной деятельности: он должен носить существенный характер и измеряться кратно к минимальной заработной плате; систематический, но незначительный доход не следует признавать предпринимательским, иное означало бы пренебрежение здравым смыслом и экономической целесообразностью 1 . Отдельные авторы указывают на такой признак системности получения прибыли, как доля дохода от определенной деятельности в структуре доходов данного лица, которая условно не должна быть меньше 10 % доходов юридического лица 2 ; «существенность» прибыли, получение прибыли определенное количество раз за определенный период времени и др. 3

На наш взгляд, критерий «систематичность» имеет существенное значение только в отношении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Если убрать из определения предпринимательской деятельности данный признак, то применительно к деятельности юридического лица абсолютно ничего не меняется, так как для целей налогообложения неважно – один раз совершена операция (сделка) или деятельность осуществлялась систематически. В любом случае организация обязана уплатить налог на прибыль.

Системность, применяемая к физическим лицам, на наш взгляд, должна определяться не в зависимости от количества совершенных действий, направленных на получение дохода, а от размера полученного дохода. При этом не должны браться во внимание действия, в которых отсутствует элемент перепродажи. Размер дохода с целью отнесения деятельности гражданина к предпринимательской может определяться в кратной величине к минимальной заработной плате. Например, он мог бы составлять 1000 МРОТ. Если физическое лицо осуществляет разные виды деятельности, общий доход должен суммироваться.

В юридической литературе критерий «системность» соотносят с таким качеством предпринимательской деятельности, как профессионализм 1 . Созвучный с критерием «профессионализм» в дореволюционном торговом праве применялся критерий «промысел». Под промыслом понималась деятельность, направленная на приобретение материальных средств посредством постоянного занятия. Эта деятельность была рассчитана на неопределенное число актов, составляющих источник дохода. Случайного, хотя бы и повторяемого, совершения действий, имеющих соприкосновение с торговлей, недостаточно было для признания наличности промысла 2 . По всей вероятности, руководствуясь данной теорией, отдельные авторы критерий «систематический» стали подменять на критерий «постоянный» (читай – «промысел») 3 .

Термин «постоянный», так же как и «систематический», используется в гражданском законодательстве. Так, в п. 1 ст. 184 ГК РФ закреплено, что коммерческий представитель осуществляет предпринимательство в сфере предпринимательской деятельности самостоятельно и постоянно. Таким образом, можно было бы предположить, что применительно к предпринимательской деятельности категории «систематичный» и «постоянный» являются тождественными. Именно такой точки зрения придерживается, например, Н.И. Клейн 4 . Для уяснения смысла данной категории обратимся к словарю русского языка, в котором одним из значений слова «систематический» значится – постоянно повторяющийся, не прекращающийся 5 . В свою очередь, термин «постоянный» означает – рассчитанный на долгий срок, не временный 1 . Категория «профессиональная» означает – относящийся к какой-либо профессии, связанный с профессией, занимающийся чем-либо как профессией; профессия же, в свою очередь, определена как основной род занятий, трудовой деятельности 2 . Таким образом, исходя из значения данных слов, следует вывод, что критерии «систематический» и «постоянный» однотипны, в отличие от критерия «профессиональная деятельность».

5. Предпринимательская деятельность – это деятельность, связанная с пользованием имущества, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Закрепленный в ст. 2 ГК РФ перечень способов ведения предпринимательской деятельности является условным, так как в ст. 34 Конституции РФ предусмотрена возможность использования любых способностей для осуществления предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. В связи с этим представляется, что данный признак целесообразно исключить из определения предпринимательской деятельности.

6. Регистрация в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 3 . Данная регистрация носит ярко выраженный публичный характер 4 .

Государственная регистрация как признак предпринимательской деятельности имеет значение только в отношении физических лиц – индивидуальных предпринимателей. Она свидетельствует о появлении нового субъекта именно предпринимательских правоотношений (субъектом непредпринимательских отношений, возможно, данное лицо уже и выступало) и предоставляет право на занятие такой деятельностью этому лицу. Цель государственной регистрации юридических лиц совершенно иная: они регистрируются в налоговых органах не как субъекты предпринимательской деятельности, а как потенциальные субъекты разнообразных правоотношений (как предпринимательских, так и непредпринимательских). Некоммерческие организации подлежат государственной регистрации даже в том случае, если они и не будут заниматься предпринимательской деятельностью. Это объясняется тем, что с государственной регистрацией юридического лица связывается момент его создания, а, следовательно, и возникновения правоспособности.

Наряду с регистрацией юридического лица как признаком предпринимательской деятельности в юридической литературе была высказана точка зрения, что и предпринимательская деятельность юридического лица должна подлежать специальной публичной регистрации 1 . Полагаем, что данное пожелание лишено смысла и не требует комментария.

Кроме рассмотренных выше признаков предпринимательской деятельности в юридической литературе выделяют еще и следующие: все действия предпринимательского и организационного плана осуществляются субъектом предпринимательства от своего имени; предпринимательская деятельность осуществляется на основе лицензии 2 ; предпринимательская деятельность должна быть направлена на удовлетворение общественных потребностей; наличие имущественной ответственности предпринимателя (за результаты хозяйственной деятельности и как ответственность по обязательствам) и др.

Первый указанный выше критерий предпринимательской деятельности заимствуется у Г.Ф. Шершеневича, который писал, что не существенно, ведет ли купец сам дело или поручает его полностью доверенному; не существенно, принадлежит ли ему на праве собственности предприятие, потому что он может быть его арендатором – все же купцом будет он, а не собственник; не существенно, за чей счет ведется торговля, и если бы в действительности за спиною купца, как подставного лица, скрывалось другое лицо, имущественно заинтересованное в успехе, – все же купец будет тот, от имени которого ведется дело 1 . Однако применение данного положения с учетом современного законодательства не всегда приемлемо. По действующему законодательству в ряде случаев предпринимателем будет и тот, кто совершает сделки и тот, от имени которого они совершаются (см., например, главы 52, 53 ГК РФ, при условии, что деятельность агента и доверительного управляющего будет отвечать легальным признакам предпринимательской деятельности). В данном случае уместно, на наш взгляд, привести рассуждения Е. Суханова: «не следует идти от каких-либо искусственных догм, втискивая в них реальные жизненные отношения, а стоит поступать как раз наоборот (как это всегда прекрасно делалось в римском частном праве)» 2 .

Что касается второго признака, – осуществление предпринимательской деятельности на основании лицензирования, то, как нам видится, лицензирование следует рассматривать не как признак предпринимательской деятельности, а как одно из требований или условий, предъявляемых к таковой. Подтверждением нашей точки зрения может служить тот факт, что законодатель осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии относит к категории оспоримых сделок (ст. 173 ГК РФ).

Удовлетворение общественных потребностей, как признак предпринимательской деятельности, отстаивается К.К. Лебедевым. Он отмечает, что основная цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли, но получение прибыли зависит от реализации результатов деятельности предпринимателя, которые зависят от того, насколько они – результаты – соответствуют общественным потребностям 1 .

Полагаем, что данный признак является надуманным, так как любая деятельность (как предпринимательская, так и непредпринимательская) прямо или опосредованно, как выше было сказано, должна удовлетворять общественные потребности (за исключением отдельных видов деятельности). В противном случае она будет являться антиобщественной, за осуществление которой подлежат применению соответствующие санкции.

Имущественная ответственность, как признак предпринимательской деятельности, обосновывается В.В. Лаптевым. Данная ответственность рассматривается им одновременно как ответственность за результаты хозяйственной деятельности и как ответственность по обязательствам 2 . На наш взгляд, указанный признак не привносит ничего нового в сущность предпринимательской деятельности: первая составляющая имущественной ответственности выступает в качестве элемента предпринимательского риска; вторая составляющая является результатом недолжного исполнения обязательства, как в предпринимательской, так и в иной сфере деятельности.

На основании вышеизложенного, представляется, что признаки предпринимательской деятельности юридических и физических лиц различны. Для юридических лиц к таковым относятся: 1) самостоятельный характер данной деятельности; 2) осуществление ее на свой риск; 3) основная цель данной деятельности – получение прибыли. Наряду с данными признаками, к признакам предпринимательской деятельности физических лиц следует отнести систематичность получения прибыли, а также государственную регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность образовательного учреждения, направленная на получение дохода, в полной мере отвечает признакам предпринимательства. Во-первых, данной деятельности присущ самостоятельный характер. Это проявляется в следующем. Закон и учредитель разрешают учреждению при определенных условиях осуществлять предпринимательскую деятельность; согласовывать с учредителем вопрос о совершении конкретных соответствующих действий при этом не требуется. Так, например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

У учреждения имеется необходимый объем имущественной самостоятельности для осуществления предпринимательской деятельности: учредитель закрепляет за ним имущество на праве оперативного управления; кроме того, денежные средства и приобретенное имущество от разрешенной учредителем деятельности, также находятся в ведении учреждения.

По своим обязательствам учреждение несет самостоятельную имущественную ответственность находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В действительности же, как свидетельствует судебная практика, очередность обращения взыскания на имущество учреждения иная. По любым обязательствам учреждения взыскание, в первую очередь, обращается на денежные средства, полученные им от разрешенной предпринимательской деятельности. Во вторую очередь взыскание обращается на имущество, приобретенное за счет вышеуказанных средств; в третью очередь – на денежные средства, полученные от учредителя. И только после этого к ответственности привлекается учредитель.

Основной целью предпринимательской деятельности учреждения как и коммерческого юридического лица является получение прибыли. Однако мотивация осуществления данной деятельности у него совершенно иная. В условиях недофинансирования перед ним стоят задачи по сохранению вуза и высококвалифицированных научно-педагогических кадров, осуществлению научно-исследовательских работ, обновлению и расширению материально-технической базы и т.д. Средства, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в первую очередь направляются на решение указанных задач. В связи с этим осуществление вузом предпринимательской деятельности – это вынужденная, но необходимая для него мера. В то же время осуществление вузом предпринимательской деятельности отвлекает его от основной цели – оказания образовательных услуг, в определенной мере сказывается на качестве образования. В связи с этим полагаем, что в перспективе, при должном объеме государственного финансирования, предпринимательская деятельность вуза должна быть ограничена только возмездной образовательной, инновационной и сопутствующей им деятельностью.

Закон об образовании предусматривает дополнительные признаки предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Так, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона об образовании платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Понятие «обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса» включает комплекс расходов, обеспечивающих организацию и осуществление учебного и воспитательного процессов, материальное обеспечение обучающихся/воспитанников и укрепление материально-технической базы образовательного учреждения 1 .

Дополнительное условие отнесения образовательной деятельности образовательных учреждений к категории предпринимательской деятельности неоднократно являлось предметом критики 2 . Как справедливо отмечает большинство исследователей, указанный критерий весьма спорен и его следует учитывать только при налогообложении с целью установления льготного налогового режима.

Нормы Закона об образовании, вводящие условие отнесения образовательной деятельности негосударственных образовательных учреждений к категории предпринимательской, находятся в противоречии как с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, так и абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ (данные нормы не предусматривают подобного подхода к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и по своей сути являются императивными).

В отличие от возмездной основной образовательной деятельности негосударственных образовательных учреждений, в Законе об образовании характер такой деятельности государственных образовательных учреждений не определен. И вообще, в IV разделе данного Закона, посвященного экономике системы образования, отсутствуют соответствующие положения о данной деятельности (в п. 10 ст. 41 закреплено только право на осуществление этой деятельности), а платная дополнительная образовательная деятельность государственных образовательных учреждений не увязывается с направлением расходования доходов. На наш взгляд, этому есть следующее объяснение: в условиях казначейской системы средства государственных образовательных учреждений от осуществления возмездной образовательной деятельности (основной и дополнительной) не могут быть не реинвестированы в образовательное учреждение, т.е. они не могут выйти за пределы системы. Исходя из этого и с учетом положений ст. 46 Закона об образовании можно предположить, что данную деятельность Закон об образовании не относит к предпринимательской. В результате однотипная деятельность, осуществляемая одноуровневыми субъектами, отличающимися лишь по составу учредителей и источнику финансирования, подпадает под разный режим правового регулирования. В свете НК РФ, возможно, эта несогласованность норм Закона об образовании и не имеет особого значения, так как доходы от любой платной образовательной деятельности, оказываемой как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями, не попадают в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Однако, оказывая возмездные образовательные услуги, как основные, так и дополнительные, вузы вступают в гражданско-правовые отношения. И здесь характер деятельности уже имеет наиважнейшее значение, так как правовое регулирование данных отношений напрямую связано с характером осуществляемой деятельности (предпринимательской или непредпринимательской).

Вышеизложенное свидетельствует о явных «недостатках» норм Закона об образовании и о необходимости их устранения. По поводу характера платной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями, заметим, что она, как и иные виды деятельности, выполняемые данными субъектами на возмездной основе, по своей природе является видом предпринимательства.

Согласно п. 5 ст. 47 Закона об образовании учредитель либо орган местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Однако механизм реализации этой процедуры не предусмотрен. Учитывая, что приостановление образовательной деятельности отрицательно отразится на образовательном процессе, а также то, что органу, осуществляющему надзор за деятельностью образовательного учреждения, весьма сложно будет определить, наносит или нет предпринимательская деятельность ущерб основной деятельности, – данный вопрос, на наш взгляд, должен находиться в компетенции суда, а не контролирующих органов.

В законодательстве и юридической литературе в отношении вуза понятию «предпринимательская деятельность» противопоставляется понятие «внебюджетная деятельность». Данные категории соотносятся между собой как вид и род. Под внебюджетной следует понимать любую деятельность вуза, финансируемую не за счет средств государственного бюджета. К такой деятельности, в частности, относится подготовка студентов на возмездной основе, организация курсов и семинаров, выполнение хоздоговорных НИР, сдача имущества в аренду, производство продукции (работ, услуг) структурными подразделениями, деятельность, финансируемая за счет попечительских и благотворительных взносов, пожертвований и др. Предпринимательской же является только та внебюджетная деятельность вуза, которая отвечает признакам предпринимательства: связана с самостоятельностью, инициативой, риском.

Кроме того, в экономической и юридической литературе наряду с предпринимательской деятельностью выделяют также экономическую и хозяйственную деятельность. Из трех названных видов деятельности легальное определение имеет только предпринимательская деятельность. Ее признаки были рассмотрены выше. Что касается экономической и хозяйственной деятельности, то в отношении их отсутствуют даже общепринятые доктринальные дефиниции. Выявление сущности данных видов деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, в уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за преступления в сфере экономической деятельности (см. главу 22 УК РФ), в административном законодательстве – ответственность в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (см. главы 14, 15 КоАП РФ). Из анализа главы 22 УК РФ (а также в целом 8 раздела УК РФ «Преступления в сфере экономики») и КоАП РФ следует, что в уголовном и административном законодательстве отсутствует элементарная систематизация видов преступлений и правонарушений в экономической сфере, что может самым отрицательным образом отразиться при отправлении правосудия 1 . В качестве одного из объяснений данного явления может служить факт неразработанности в науке понятия «экономическая деятельность».

Чаще всего под хозяйственной деятельностью понимается деятельность по управлению имуществом, созданию материальных ценностей, их транспортировке, реализации, оказанию услуг, а также управление всей этой деятельностью в народном хозяйстве 2 . В.Ф. Попондопуло, критикуя данный подход к определению хозяйственной деятельности, исключает из ее числа деятельность по управлению (управленческую деятельность). Кроме того, предпринимательская и хозяйственная деятельность, на его взгляд, – равнозначные понятия 3 . Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы 4 .

Согласно другой точке зрения, предпринимательская деятельность является разновидностью хозяйственной деятельности, т.е. хозяйственная деятельность – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. Так, например, В.В. Лаптев полагает, что хозяйственная деятельность – это деятельность по изготовлению продукции, производству работ, оказанию услуг. В современных условиях она большей частью принимает форму предпринимательской деятельности, но могут быть и такие виды хозяйственной деятельности, которые не обладают признаками, присущими деятельности предпринимательской. В частности, хозяйственная деятельность социально-культурных учреждений, религиозных, общественных и иных некоммерческих организаций может быть направлена не на получение прибыли. Такая деятельность носит вспомогательный характер и имеет целью способствовать достижению уставных задач соответствующих организаций 1 (подобной точки зрения придерживается В.С. Белых 2).

Вывод о соотношении дефиниций хозяйственной и предпринимательской деятельности зависит от смежного понятия – экономическая деятельность. В свою очередь, понятия экономической и хозяйственной деятельности производны от категорий «экономика» и «хозяйство». Экономика – это хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда 3 . Хозяйство – совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения 4 . Из этого определения следует, что экономика и хозяйство – практически тождественные категории, а хозяйственная деятельность представляет собой деятельность людей по созданию, поддержанию, улучшению условий и средств их существования, жизнеобеспечения. Таким образом, сопоставляя понятия экономики и хозяйства, можно сделать вывод, что экономическая и хозяйственная деятельность – явления однопорядковые, тождественные. Экономические изменения, происходящие в обществе, не могли не отразиться и на терминологии: на смену политэкономическим категориям приходят рыночные понятия. Так, на наш взгляд, и произошло с понятием «хозяйственная деятельность», которое использовалось в доперестроечный период. В рыночных же условиях наиболее уместно использовать рыночную терминологию, к которой относится экономическая деятельность 5 .

Что касается соотношения экономической (хозяйственной) и предпринимательской деятельности, то следует сделать вывод, что первое понятие значительно шире второго понятия: они соотносятся между собой как род и вид.