Причины болезней по берту хеллингеру. Как проводятся занятия. Знакомство с новыми методами

Автор метода - «системно-семейные расстановки» или, как более популярно - «расстановки по Хеллингеру» умнейший человек. Профессору уже 91 год, а его метод без преувеличения «в самом расцвете сил». Работа психотерапевта в расстановках заключается в выявлении перенятых от предков и проработке вытесненных чувств, не пережитых, в связи со множеством причин – запрет общества, собственные блокировки. Ознакомившись всего с несколькими цитатами психотерапевта вы наверняка развеете часть своих сомнений и станете поклонником этого легендарного метода.

1. Некоторые могут быстро наверстать большую часть упущенного, если они действуют. Но признание вины и жалобы - только замена действия. Они делают невозможным действие и делают человека слабым.

2. Все прошедшие события через какое-то время должны по-настоящему остаться в прошлом.

3. Если в партнерских отношениях муж жаждет получать от жены или жена жаждет получать от мужа такую же безусловную любовь, какую ребенок хочет от своих родителей, они рассчитывают на то, что другой даст им ту же безопасность, какую родители дают своим детям. Как следствие, в партнерстве наступает кризис, заканчивающийся тем, что тот, на которого были направлены слишком большие ожидания, отдаляется или уходит. И правильно делает, поскольку перенос какого-либо порядка из детства на отношения в паре означает несправедливость по отношению к другому.

4. Личная вина человека - источник силы, при условии, что он признает ее. У того, кто признает, что он виноват, пропадает чувство вины. Чувство вины появляется тогда, когда человек старается вытеснить ее или внушить себе, что он не виноват.

5. Кризис легче всего разрешается, когда достигнута его крайняя точка.

6. Только в собственных действиях человека заключается решение.

7. Там, где невиновный предпочитает действиям страдания, невинных жертв и виновников по этой причине вскоре становится больше, чем было прежде.

8. Человек может стать зависимым от наркотиков в тех случаях, если мать дала ему понять: то, что дает ему отец, ничего не стоит и он должен брать все только от нее. Тогда ребенок мстит матери тем, что берет от нее так много, что это его разрушает.

9. Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора.

10. Ревность служит средством для того, чтобы переложить свою вину на другого.

11. Не зацикливаться на проблеме - значит продолжать свой путь новым человеком

12. Когда мы что-то отдаем другим, но не принимаем ничего взамен, мы как будто даем им понять: «Лучше, если ты будешь чувствовать себя виноватым, чем я».

13. Носители перенятой злости просто вне себя от злости… и при этом гордятся и считают себя правыми; но их злость и вытекающие из нее действия питаются посторонней энергией и чужим правом. Поэтому носители злости остаются слабыми, а их усилия - напрасными. Но и жертвы перенятой злости чувствуют себя сильными и правыми, так как им известно, что они страдают несправедливо; однако они остаются слабыми и страдают напрасно.

14. Когда родители требуют от детей чего-то, что превосходит их обязанности (например, утешения), тогда дети становятся как будто родителями собственных родителей, а родители - детьми собственных детей. Это искажает отношения между родителями и детьми. Дети не могут защищаться от подобного поведения родителей. Они оказываются втянутыми в определенное переплетение и вынуждены совершить то, на что у них нет права с семейно-системной точки зрения. Позже они начинают наказывать самих себя за это, например, не позволяя себе быть счастливыми в личной жизни или успешными в карьере. Иногда самонаказание может обернуться даже гибелью. Только когда ребенок становится взрослым и понимает, что в его жизни что-то не в порядке, он может попробовать избавиться от такого переплетения, например, с помощью психотерапии.

Отзывы о них самые положительные, однако есть и противники этого метода. Неудивительно, ведь он не укладывается в рамки традиционной психологии. Автором метода является Берт Хеллингер. Книги его, изданные в конце прошлого и начале этого века, завоевывают все большую аудиторию. Предлагаем вам познакомиться с методом Хеллингера, а также с ним самим.

Биография этого человека достаточно интересна. Берт Антуан Хеллингер - известный немецкий философ, богослов, психотерапевт, духовный учитель. Фигура его порой вызывает споры, однако это лишь подогревает интерес к этому человеку. Цитаты Берта Хеллингера часто встречаются в научных трудах и популярных статьях.

Происхождение и детство

Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 г. в городе Лаймене (Германия). Отцом его был Альберт Хеллингер, немецкий инженер и католик. Берт был средним из трех его сыновей.

В 1936 году мальчик окончил начальную школу и в возрасте 9 лет покинул родительский дом. Он отправился в г. Лоор-на-Майне, где находился интернат миссионерской конгрегации, в котором Берт намеревался продолжить свое обучение. В будущем он хотел стать миссионером и священником.

Интернат в 1941 году был закрыт, поэтому парень вернулся к родителям. Он продолжил свое обучение в гимназии. Берт Хеллингер в это время присоединился к молодежному католическому движению, запрещенному Вермахтом. Его безуспешно пыталась завербовать местная организация гитлерюгенд. В итоге Берт Хеллингер стал рассматриваться как потенциальный враг народа. Администрация гимназии даже хотела отказать ему в получении аттестата после окончания курса гимназических наук.

Плен и побег

В 1942 г. Хеллингер отправился во Францию, в строительные батальоны Вермахта, куда его призвали на службу. А в 1945-м американские войска взяли его в плен. Так Берт Хеллингер оказался в лагере для военнопленных, находившемся в Бельгии. Спустя год он бежал из плена, укрывшись в товарном вагоне. После побега Хеллингер возвратился в Германию. Здесь он узнал о смерти своего брата Роберта, который погиб на фронте в России.

Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Хеллингер, оказавшись в Германии, вступил в религиозный католический орден Марианхилл. Он стал монахом и взял имя Сюйтберт, сокращенно - Берт. В 1971 году Хеллингер вышел из ордена, однако сохранил это имя.

Берт изучал теологию и философию в университете Вюрцбурга. Окончив его, он принял послушничество, после чего полгода служил в должности капеллана. Затем отправился в Южную Африку, в приход Марианнхилл, где должен был осуществлять миссионерскую деятельность среди зулусов. Здесь Хеллингер продолжил обучение. Он окончил Южноафриканский университет и Университет Петермарицбурга, где проходил курс педагогики и английского языка.

Жизнь Берта в Африке

Берт прожил в Африке 16 лет. Он преподавал в школах, был приходским священником и руководителем комплекса, включающего 150 региональных миссионерских школ. Берт изучал зулусский, активно общался с местным населением, участвовал в его ритуалах. Со временем он начал понимать взгляд на мир этих людей и заслужил уважение и известность.

Берт Хеллингер, работая руководителем школ, сталкивался с конфликтами и взаимным неприятием, которые возникали между представителями различных вероисповеданий и рас. Пытаясь разрешить эти конфликты, он сотрудничал с членами психодинамической группы, которую англиканская церковь с этой целью направила в Марианнхилл. Так Берт узнал о методах Он был впечатлен тем, как они могли примирять противоположности путем взаимного уважения.

Возвращение в Германию, выход из ордена, женитьба

В 1968 г. Берт возвратился в Германию. Он решил получить образование в сфере психотерапии. В ордене мужчина стал считаться еретиком, однако несколько лет работал в нем, параллельно получая образование и ведя собственную практику с психодинамическими группами. Но в 1971 году Хеллингер вышел из ордена. Он решил, что больше не хочет быть священником. В это время Берт познакомился с Гертой, своей будущей женой. В браке с ней у него не было детей. Вместе с Гертой он продолжил вести психотерапевтические консультации и группы.

Книга, повлиявшая на судьбу Хеллингера

Хеллингер не прекращал впитывать новые знания. В начале 1970-х гг. он изучал классический психоанализ в Венском сообществе глубинной психологии у И. Шакеда и Р. Шиндлера, а также обучался в Мюнхенском психоаналитическом институте. Работа "Первичный крик" Артура Янова, которую Хеллингер прочитал в 1972 году, когда книга только что вышла, произвела на него очень сильное впечатление. Берт даже прервал свое психоаналитическое образование. Он на год выехал из Германии. В течение этого времени Берт Хеллингер обучался у Янова в США и проходил личную терапию.

Вернувшись назад, Берт использовал идеи Артура Янова в дипломной работе по психоанализу. Научное сообщество не приняло эти идеи, и Хеллингер не был аттестован как психоаналитик.

Знакомство с новыми методами

После этого он изучал и практиковал методы терапии, использовавшиеся в то время: трансактный анализ, недирективную гипнотерапию, провокативную терапию, гештальт-терапию и др. У Гундля Кучеры Берт изучал НЛП. Именно этому методу, кстати, посвящена его первая книга, которая осталась неопубликованной. Берт изучал у Рут МакЛендон и Лесли Кадиса. Их группы впервые познакомили его с работой, которая стала прообразом созданного им впоследствии метода семейной расстановки.

Семейная расстановка

Через некоторое время она стала основным методом, который использовал Берт. Он развил его, соединив в нем два положения:

  • при котором клиент и тема, заявленная им, рассматривались во взаимосвязи его с членами системы (семьи);
  • предполагающий следование тому, что возникает во время работы, без использования предварительных концепций, а также без дальнейших интерпретаций.

Порядки Любви

Исследования, которые провел Хеллингер, убедительно доказывали, что личность следует рассматривать не как единицу, а как составляющую некоей системы, которая больше, чем сумма составляющих ее частей. Берт вскоре убедился в том, что члены одной семьи (братья и сестры, отцы и дети, не только ныне живущие, но также и умершие) соединены невидимыми нитями. Данные связи основаны на трех базовых законах. Общее название, которое дал им Берт Хеллингер, - "Порядки Любви".

Закон принадлежности - первый из этих законов. Он гласит, что у любого члена семейной системы есть право на приятие в ней и принадлежность к ней. Следующий, называемый законом иерархии, предполагает, что новая система, то есть молодая семья, имеет безусловный приоритет над старой (родительской). Наконец, закон баланса предполагает необходимость равновесия в отношениях принятия и отдачи.

Нарушение законов

Если семейная система функционирует нормально, то ныне живущие отдают детям ту любовь, которой когда-то их наделили родители. Недостаток любви может стать причиной сбоя в системе, называемого парентификацией. Данный феномен описывает ситуацию, при которой дети оказываются "родителями" для своих отцов и матерей.

Бывает и так, что нарушается закон принадлежности. В результате этого человек всю свою жизнь ощущает себя так, словно он воспроизводит чужие чувства и выполняет чужие запросы. К счастью, семейные расстановки проливают свет на ситуацию в семье и трансформируют отношения внутри нее.

Как проводятся расстановки

Больше всего они напоминают психодраму. Участвующие в ней разыгрывают роли других людей. Однако это только внешнее сходство. Зрители и участники расстановки оказываются в мире настоящих людей, их радостей, трагедий, эмоций и чувств. В этом нет никакой игры. Участники замещают незнакомых им людей. При этом они очень точно передают то, что происходит в жизни данного человека.

Заместителем называется человек, который выбран на замещение кого-либо из участников жизненной истории клиента. Руководит этим человеком то, что Хеллингер назвал замещающим восприятием. В расстановке разыгрываются трагедии и драмы. Об этом свидетельствуют слова, движения, реакции заместителей.

Польза расстановок

Чем же могут быть полезны семейные расстановки? Все люди, как известно, принадлежат своему роду. Они несут в своей жизни что-то такое, что не удалось реализовать или прожить их предкам, членам рода. В расстановках учение о карме выглядит совершенно по-новому. Получается, что человек, рождаясь в той или иной семье, несет в себе ее карму. Он разрешает ситуации, которые не были разрешены его предками, а также испытывает эмоции, которые какой-то представитель его рода не смог выразить.

Поле расстановки через заместителей может поведать о том, что является корнем проблемы этого клиента. Сеансы, проводящиеся по методу Хеллингера, могут помочь человеку понять себя, а также процессы, происходящие с ним и с его партнерами в роду, в семье. Это поможет улучшить отношения с родственниками, преодолеть кризисы, изменить свою жизнь, обрести душевную гармонию и любовь.

Стоит ли рекомендовать расстановки по Хеллингеру? Отзывы о них неоднозначны, ведь этот метод до сих пор не получил научного признания. Однако многие отмечают его пользу. Конечно, чтобы получить желаемый результат, необходимо найти хорошего специалиста. Множество психологов сегодня практикуют метод Берта Хеллингера, поэтому можно без труда отыскать опытного человека, основываясь на отзывах.

Любовь как основа метода

Берт считает себя практиком, который, испытав множество различных методов, в конечном итоге нашел свой собственный. Он говорит, что самым важным элементом данного подхода, отличающим его от классической семейной терапии, является понимание того, что за любым поведением стоит любовь. Она также является скрытой действующей силой всевозможных симптомов. Следовательно, для психотерапевта очень важно найти точку, в которой сосредоточена энергия любви его клиента, поскольку здесь находится и корень его проблемы, и ключ к ее решению.

Популярность расстановок

Основой терапевтической работы Берта являются акты уважения, признания, принятия судьбы, правды, мужества и смирения. Его метод (семейные расстановки) очень быстро стал популярным как в Германии, так и за пределами этой страны. Берт провел работу со множеством групп по всему миру. Он говорит, что не обучает методу, а всех практикующих отпускает для свободного исследования. Вокруг него складывается группа коллег, увлеченных его методом. Они быстро осваивают и развивают новые техники и направления расстановочной работы: организационные расстановки, структурные, те, в которых используются фигурки, и др.

Берт Хеллингер: книги и выступления

Дальнейшая судьба Берта после открытия метода складывается успешно. Хеллингер в 1980-х годах активно работает. Он также входит в общество семейных терапевтов Германии. Однако Берт по-прежнему не пишет книг и не проводит обучение. Гунхард Вебер, его ученик, в начале 1990-х годов получает разрешение Хеллингера на публикацию записей с семинаров, которые он проводил (скрипты комментариев и расстановок). В 1992 году появляется первая книга Берта о семейных расстановках ("Два рода счастья…"). Это издание сразу же становится бестселлером.

Работа Хеллингера с 1994 года становится все более публичной - он выступает перед аудиториями, насчитывающими несколько сотен человек. Берт начинает описывать свой метод расстановок в книгах, а также в CD и видеофильмах. В 1992-2007 гг. было издано более 30 его книг. В основном они являются записями с семинаров, которые проводил по всему миру Берт Хеллингер. "Источнику не нужно спрашивать пути" - одна из самых известных его книг. Как и другие его работы, она популярна во всем мире. Еще одна интересная книга, автором которой является Берт Хеллингер, - "Исцеление". В ней представлено множество медитаций и упражнений, позволяющих познать опыт исцеляющего и освобождающего движения. Как известно, все заболевания имеют психологическую составляющую. Нужно стремиться исцелить не только свое тело, но и душу. Предлагаем вам обратить внимание еще на одну книгу - "Большой конфликт". Хеллингер в ней рассказывает о душевных механизмах, которые приводят к конфликтам и войнам между религиями и народами мира.

В нашей стране в период с 2000 по 2009 год появилось 11 книг Хеллингера, а также 2 варианта перевода издания Гунхарда Вебера (в 2001 году - "Два рода счастья", в 2005 - "Кризисы любви").

Берту Хеллингеру недавно исполнилось 90 лет. В настоящее время он активно путешествует. Хеллингер проводит обучающие курсы и семинары, читает лекции по всей Европе, а также в Южной и Центральной Америке, США, Китае, России и Японии.

Иногда люди сталкиваются с такими проблемами, которые, как кажется, передаются в семье из поколения в поколение. И даже академическая психология оказывается бессильна в их решении. Если вы столкнулись с чем-то подобным, то обращаться к бабушкам или гадалкам вовсе не обязательно.

Научное исследование подобных проблем провел известный немецкий философ, психотерапевт Берт Хеллингер (р. 1925). В результате своих исследований, он разработал метод, с помощью которого можно решать сложные задачи, выходящие за пределы одной человеческой жизни. Этот метод называется – системные расстановки.

Термин, введенный Бертом Хеллингером — familien-stellen, с немецкого языка переводится как «семейная расстановка». Иногда этот метод называют также системные или организационные расстановки.

Часто метод Хеллингера представляют как развесистое родовое дерево, потому что в нем работа ведется с незавершенными задачами, имеющими корни в семейной истории. Эти процессы из прошлого вовлекают ныне живущих членов семьи в то, что было давно. Потомки оказываются в переплетении с судьбами всех предыдущих поколений.

Основное положение данного метода заключается в том, что человек своими корнями уходит далеко вглубь истории. Мы не можем отказаться от опыта, который наши предки накапливали и передавали друг другу. Он слишком ценен, именно благодаря этому опыту наш род выжил. Этот опыт передается от родителей к детям, и вместе с ним часто передаются нерешенные задачи, внутрисемейные конфликты и какие-то странности поведения, которые сложно объяснить, потому что они уже потеряли свой контекст.

Метод семейных расстановок занимается восстановлением этого контекста для более глубокого понимания ситуации и проблемы, с которой столкнулся человек. И самое главное, для поиска решения этой проблемы.

В основе расстановок лежит метод психодрамы, дополненный методом заместителей, людей, которые помогают восставить утерянный контекст. Они могут играть роли отсутствующих или умерших членов семьи. Такой метод применяла в своей работе психотерапевта Вирджиния Сатир.

Хеллингер существенно обогатил его, добавив в него феноменологический подход. Данный подход означает ценность субъективного восприятия действительности над самой действительностью. То есть, если человек переживает о том, что его в детстве оставляла дома одного мама, то над этой ситуацией и будет вестись работа, хотя на самом деле она, может быть, оставила его одного один раз на 5 минут, думая, что он спит. Но чувства участника расстановки важнее того, что происходило на самом деле. Работа ведется именно с чувствами, хотя и реальный контекст ситуации при этом восстанавливается.

Когда может помочь метод системных расстановок?

Расстановки работают с семейными переплетениями. Но что такое семейные переплетения? Это сложные, запутанные жизненные ситуации, которые иногда невозможно объяснить с точки зрения действительности. Если ситуация, происходящая с человеком, не имеет реального логического объяснения, то это можно считать семейным переплетение. Вот несколько примеров таких ситуаций:

1) человек много и тяжело работает, но его труд приносит мало денег;

2) привлекательная и умная девушка не может выйти замуж;

3) несмотря на здоровое питание и правильный образ жизни, по необъяснимым причинам появляются тяжелые болезни;

4) человек чувствует, что должен помогать детям, оставшимся без родителей, несчастным, бездомным, или чувствует какой-то долг перед другими людьми, хотя на самом деле лично он ничего у них не брал.

Нередко испытываемые нами чувства не соответствуют действительности, например:

1) необъяснимый страх, страх нападения, хотя на вас в жизни ни разу не нападали;

2) постоянная тревога, без явных поводов и причин;

3) ревность, не имеющая под собой оснований;

4) беспричинная грусть.

Все эти ситуации не случайность, а переплетения, которые имеют корни в судьбах наших предков. Это они что-то не разрешили в своей жизни, совершили ошибки, недолюбили. И эти ощущения иногда через слова и рассказы, иногда невербально, на уровне ощущений передались нам от родителей или других родственников. В итоге мы частично живем не свою жизнь, решаем не свои задачи. Но каждый из нас может стать счастливым. Для этого нужно понять и распутать свои семейные переплетения и начать жить своей жизнью.

Законы, работающие в семейных переплетениях

Причины появления семейных переплетений могут быть очень разными, но есть три порядка (закона), по которым развивается и живет семейная система:

1) баланс (равновесие) между «брать и отдавать»;

2) иерархия в системе (старший — младший);

3) принадлежность к системе.

Любое нарушение этих законов приводит к проблемам в жизни (задачам, требующим решения). Например, если одна из сестер, вырастая, берет на себя ответственность за всю семью, отодвигая на второй план родителей, то есть все основания для возникновения семейного переплетения.

Оно может иметь причины в прошлом. Но оно с большой долей вероятности скажется и в будущем, в жизни детей этой сестры, а также других молодых членов этой семьи. Вот почему очень желательно найти причины возникновения такой ситуации и распутать их по возможности быстрее.

Что происходит на тренингах по системным расстановкам?

Терапия происходит в группах, где есть договор на совместную работу и определенный уровень доверия. При этом человек, работающий в расстановках, может быть откровенен настолько, насколько ему комфортно.

Он излагает суть проблемы и для ее решения выбирает других людей, которые играют роли его близких людей, сотрудников на работе и так далее. Уже на данном этапе люди начинают включаться в проблемную ситуацию и испытывать какие-то чувства, которыми могут делиться.

Само название отражает суть работы в методе Хеллингера: собравшихся участников размещают в комнате, в соответствии с тем, какое место в сознании он занимает в сознании основного участника расстановки. Этих людей называют «заместители», они рассказывают об испытываемых чувствах и состояниях, что позволяет психотерапевту, ведущему расстановку, распутать взаимоотношения в возникающих конфликтах и неразрешенных ситуациях, выстроить правильную иерархию от старшего к младшему.

Прорабатываются разные уровни восприятия человека (зрительный, слуховой, духовный (ментальный), эмоциональный). Участники – заместители перемещаются в поле расстановки, в процесс включаются новые люди. Водящий применяет различные психологические техники, используя свой опыт и интуицию.

Обмен чувствами и мыслями в процессе расстановок, который происходит под руководством ведущего, очень часто сам по себе помогает распутать узел во взаимоотношениях из прошлого или настоящего.

Человек проживает ситуации в расстановке по-новому, в безопасном пространстве, в итоге приобретает новое восприятие и другую позитивную модель поведения. Если по результатам работы для данной системы расстановщик принял верное решение, то это отражается на состоянии участников – они испытывают ровные, спокойные чувства.

В данном методе используется понятие «знающее поле», которого нет ни в одной другой психологической методике. Оно означает, что заместители, каким-то образом подключаются к чувствам и знаниям тех людей, вместо которых они участвуют в расстановках. На практике это может выглядеть совершенно невероятно.

Но если понять, что между участниками группы заключен договор о взаимном участии и взаимопомощи, то все происходящее покажется не таким уж невероятным. Кроме того, в сознании человека, для которого проводится расстановка, присутствуют все ушедшие члены семьи и все чувства, которые они испытывают. И заместители, включаясь в расстановку, так или иначе, чувствуют это содержимое его сознания.

Изредка водящий вводит в расстановку такого персонажа, как смерть. Это необходимо сделать в ситуациях, когда смерть кого-то из близких кажется непонятной, несправедливой или неожиданной или человека мучает чувство вины перед умершим. В таких ситуациях требуется высокий профессионализм ведущего психотерапевта, чтобы пройти точно и бережно. В некоторых из этих случаев, на усмотрение водящего, кроме заместителя умершего родственника в расстановку вводится смерть как факт, имевший место в жизни. Как видите, подход для психологической работы нетрадиционный. И, тем не менее, он очень действенный. Многие, кто разочаровался в психотерапии и психодраме, именно в расстановках смогли найти решение своих проблем.

Заключение

Каждая расстановка неповторима и индивидуальна, она зависит от конкретного человека и его запросов. Важно, что метод этот не требует долгой и серьезной работы, как, например, психоаналитика. За одну расстановку можно разрешить одну серьезную проблему. Если вы опасаетесь участвовать в расстановках, примите сначала участие в роли заместителя. Вы получите уникальный опыт, который также поможет решить накопившиеся у вас проблемы.

В нашей стране метод Берта Хеллингера является эффективным официально используемым психологами методом, признанным Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой. Объем использования расстановок большой – это и педагогика, и бизнес, и медицина, и психотерапия.

Выше описанный метод очень молодой (основан в 1992 году), находится в стадии формирования и постоянного развития, демонстрируя нам большое разнообразие творческих подходов к каждому человеку. В его эффективности большое значение играет профессионализм и опыт ведущего психотерапевта.

Что такое расстановка.

Расстановка -- это работа на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение . В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании. Метод расстановки является системным , то есть работает с проблемами системного характера (семейными, родовыми, организационными...), и краткасрочным -- метод отличается малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога -- поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психологии, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире. Расстановка — еще очень молодой метод (широкую известность он приобрел в 1992 году после опубликования на немецком языке книги Гунхарда Вебера «Два рода счастья»).

О названии метода.

"Расстановка" — это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen — семейная расстановка ). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в рабочем пространстве группы, интуитивно определяя каждому свое. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ ситуации, с которой он работает в расстановке.

С чем работает расстановка.

"Ты можешь выбирать между спокойствием переплетения и риском cвободы."

Клод Росселе (реплика швейцарского расстановщика из октябрьского семинара по организационным расстановкам, 2009 год)

Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение», с чем и работает расстановка.Что это такое? Незавершенные процессы прошлого в семье (или расширенной семье, разываемой родом) неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Таким образом, человек оказывается в подсознательной ловушке, в переплетении с судьбами предков. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает не свои жизненные задачи... Метод расстановок позволяет «распутать» такое переплетение. Жить в настоящем, а не в прошлом. Позволяет высвободить мощный жизненный ресурс , который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.

Семейное переплетение легко распознать : если ситуация, которую Вы проживаете, не имеет объяснения с точки зрения реальной жизни — это переплетение. Например: красивая и умная женщина не находит себе пары — она находится в переплетении; Вы много работаете, но денег в итоге не имеет; Вы следите за здоровьем, нормально питаетесь, избегаете сквозняков, но все равно часто болеете; знаете, что пить вредно и все равно напиваетесь в подсознательном стремлении к смерти... Не утешайте себя словами: «случайность, бывает». Не вините в происходящем с Вами вирусы, стрессы, политическую ситуацию или экологию. Разберитесь в себе. За каждой такой случайностью кроется серьезная системная подоплека. Если чувства, которые Вы испытываете, по силе своего проявления не соответствуют реальной ситуации (например: страх есть, а повода нет; ревность есть, но измены не было; грусть -- без видимых причин...), скорее всего Вы с кем-то переплетены и чувства эти не ваши. Они — из системы. И когда-то в прошлом эти чувства были вполне адекватны какой-то ситуации.

«Человек рожден для счастья, как птица для полета». И это так. Каждый из нас рождается с полным набором возможностей, чтобы построить счастливую жизнь. Вопрос лишь в одном: как строить успешное настоящее, находясь в прошлом? Не имея полноценного контакта с реальностью? С самим собой?

Причины появления семейных переплетений разнообразны. Они выявляются в процессе расстановки. Каждая расстановка, как и человек, для которого она делается, уникальна. И все же есть системные законы (порядки), восстановление которых позволяет освободиться от переплетения: баланс брать/давать, иерархия в системе, принадлежность системе (см. «Статьи», «Терминология сайта»).

Баланс между «брать» и «давать». Это основа любых отношений. Находясь в отношениях, что-то из них мы берем и что-то отдаем , и только тогда отношения могут БЫТЬ, могут длиться. Нарушение баланса ведет к различным семейным переплетениям. Например, инцест — следствие нарушения баланса между супругами. Если муж превносит в отношения больше, чем жена (при этом не важно, чего: брать и отдавать в отношениях можно разное -- деньги, чувства, подарки, детей, проявления заботы...), ребенок из любви к родителям берет на себя функцию уравновешивания. Отношения дочери с отцом — это возврат ему того, что «задолжала» супруга. Дочь делает это для мамы. Нарушение баланса брать/давать у родителей делает ребенка жертвой переплетения. Если равновесие не восстановлено там, где оно было нарушено, "долг" передается дальше по поколениям. Послание о том, что нужно сделать, для кого и зачем, становится все менее внятным, но потребность в равновесии у системы сохраняется. Закон гомеостаза! И тогда потомок, на которого ляжет эта задача (случайный выбор!), скорее всего будет либо болеть (и это будут серьезные проблемы со здоровьем.То, что невозможно выразить ни чувствами, ни словами, находит выражение в дисбалансе тела), либо нести потери иного характера...

В ситуации, когда неосознанно потомок берет на себя роль спасателя для предка, происходит еще и нарушение иерархии в системе: младший опекает старшего. Они как-бы меняются местами, нарушая хронологию событий. Человек проживает что-то за предка. Его собственная жизнь, из-за переплетения, отходит на второй план. Сможет ли такой человек быть успешным в работе, семейной жизни? Каких он вырастит детей, если его внимание и чувства не здесь, а где-то еще?

Иерархия в системе -- хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д. Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка. Такой ребенок плохо учится, часто болеет, у него не ладятся отношения со сверстниками. Часто такие дети в последствии не создают свою семью, или несчастливы в семейной жизни. Эмоционально обслуживая своих родителей как родитель, они не свободны в построении своей жизни. Такое нарушение иерархии имеет глубокие системные корни. .

Если в семье были абортированные дети, выкидыши, рано умершие дети (о которых не принято вспоминать в нашей культуре), живущие дети часто подсознательно живут еще и за них. В такой ситуации даже простое проговаривание ребенку, например: "Ты у меня не первый, а третий. У тебя могли быть старшие братья или сестры", -- может освободить его от семейного переплетения.

Принадлежность системе. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник. Он был -- и это главное. Кому-то сыном, кому-то дедом, отцом... Его место точно определено. Без него не родились бы его дети, все было бы в роду иначе. Если кто в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет замещение, или идентификация (см. "Терминологию сайта"). То есть кто-то из ныне живущих будет переплетен с умершим, или с человеком тяжелой судьбы. Будет сам иметь тяжелую судьбу, или жить за другого (абортированного): есть за другого (избыточный вес), работать (трудоголизм, гиперактивность), с трудом осознавать себя, свои действия, желания (неадекватное поведение)... Решение при таком семейном переплетении: восстановить право принадлежности к семье исключенных членов.

Это только небольшие примеры о том, с чем может работать метод расстановки. Для более полного представления — читайте книги Б.Хеллингера, Г. Вебера, И. Кучеры. (см. «Рекомендуемая литература»).

Как работает метод расстановок.

В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, -- «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений. Вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются различные техники и ритуалы. Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле...), признаки физического и психического облегчение у клиента.

Описать, как работает расстановка, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, тем самым приобретая новую модель поведения и новое восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка — принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи, что разрушает отношения и что позволяет им длиться. И еще раз — читайте книги!

Виды расстановок.

Какую именно проводить расстановку -- зависит от содержания клиентского запроса:

семейные расстановки — работа с семейными проблемами; сюда же относятся расстановки субличностей (работа с внутриличностным конфликтом) и расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь...);

структурные расстановки -- позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся симптомные расстановки;

организационные расстановки -- для разрешения проблем в трудовых коллективах;

Специальная область применения: используются в работе с авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся также расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй.

клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам) -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников...). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.

сценарные расстановки

тетралеммные расстановки -- расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности.

В случае, если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки -- строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются только с их согласия.

Возрастные рамки.

Возраст клиента (из моего расстановочного опыта) может быть разным: в целом от 14 до 65 лет. Основной критерий здесь -- осознанность решения сделать расстановку и серьезная мотивация. Насколько человек понимает, чего он хочет для себя в жизни от этой работы и зачем ему это. Недопустимо относиться к методу, как к гаданию, и действовать из любопытства; предъявлять запросы, которые не имеют к Вам какого-либо отношения (в таких случаях расстановка не проводится!).

Если проблемная ситуация касается маленького ребенка или взрослого человека, который по каким-то серьезным причинам не может сам участвовать в работе как клиент (но дает на это свое согласие), можно работать в расстановке с членами его семьи. (Например, такой случай описан в статье "Детский симптом". Возвращение ребенка в семейной системе на его, ДЕТСКОЕ, место целительно для него, независимо от его отсутствия во время работы.)

Возраст заместителей тоже имеет широкий диапазон. Достаточно редко встречаются люди, которые не могут быть заместителями. Причины: сильная зажатость, напряжение в теле, которое мешает чувствовать, ловить телесные ощущения. Либо сильная эмоциональная вовлеченность в определенную проблему (если в жизни самого заместителя есть что-то подобное). И то, и другое можно (и нужно!) прорабатывать.

Противопоказания.

1. Беременность (вопрос о проведени решается индивидуально).

2. Детский возраст клиента.

3. Острые состояния (как физические, так и психотические).

4. Алкогольное и наркотическое воздействие.

5. Нереалистичный фантастический запрос на расстановку.

Развитие метода в наши дни.

Расстановка -- очень молодой метод, поэтому он достаточно гибок, не формализован. Ему свойственно творческое начало и постоянное развитие.

В сентябре 2007 года прошел первый Международный Евроазиатский Конгресс по системным расстановкам в России «Соединяя Восток и Запад», европейская часть которого состоялась в Москве, а азиатская — во Владивостоке.

Это большое мероприятие продемонстрировало огромное разнообразие творческих подходов в рамках метода. Например: расстановки в воображении Генриха Бройера(Германия) для работы на консультации; Кристина Эссен (Австрия) и ее работы с многослойными посланиями через расстановки духовных и стихотворных текстов, проясняющие г лубинные жизненные установки клиента ; расстановки частей тела в работе с симптомами (Штефан Хаузнер, Германия). Расстановки с фигурками , расстановки с напольными якорями, как методы индивидуального консультирования

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.