Рахманинов весенние воды история создания. Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы. С. Рахманинов «Весенние воды»

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .



НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.




СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев



Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.




АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.


В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.




ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США


Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.




ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов


Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:




Романсы С.В. Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание Сергея Васильевича к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.

История создания

Тяга к сочинительству проявилась у Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому, что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить. Отсчет своих вокальных творений композитор решил начать с 1890 года, когда были написаны его сочинения для голоса «У врат обители святой» на слова М. Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова А. Фета, обозначенные им как № 1 и № 2. С тех самых пор романс стал одним их любимых жанров Рахманинова, и он регулярно возвращался к нему в своем творчестве. Если эти сочинения первых лет были очень похожи по стилю на музыку П.И. Чайковского , то в вокальных сочинениях 1891 года отчетливо слышится влияние Э. Грига. Речь идет о двух романсах: «Это было в апреле», написанном на французский текст Э. Пайерона, и «Смеркалось» на слова А. Толстого.


В период после окончания Московской консерватории и до второй половины 1890-х годов Сергеем Васильевичем было написано три опуса сочинений для голоса. В них уже отчетливо намечаются черты творческой индивидуальности Рахманинова, и становится очевидной характерная для его пера трактовка жанра романса, когда широкая и экспрессивная вокальная мелодия органично сливается с виртуозной фортепианной партией, богатой колористическими оттенками.

Шесть романсов, которые были написаны до середины 1893 года, вошли в op.4. Лучшим сочинением этой группы считается романс «В молчаньи ночи тайной» (стихи А. Фета), который был адресован родственнице маэстро В.Д. Скалон.

Романсы op.8 были сочинены осенью 1983 года и стали своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта Н. Плещеева. Любопытно, на сам Рахманинов его никогда не видел, и знал его только по книгам и словам своих знакомых. Возможно, он что-то слышал про великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В данный опус включено шесть сочинений, самыми известными их которых считаются «Дитя, как цветок ты прекрасна!» и «Сон».

В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов, который был обозначен под op. 14. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были «Весенние воды».

Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень» на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Г. Галкиной.

Четыре года спустя Рахманинов завершает еще группу романсов, которые объединяются под опусом №26. Этот цикл из пятнадцати произведений выделяется среди прочих своими стилистическими особенностями, которые связаны с оперными исканиями композитора. Именно поэтому некоторые его сочинения из этой группы носят характер драматического монолога. К числу таковых, например, принадлежит романс «Мы отдохнем» на слова А. Чехова.

36-й опус составили четырнадцать романсов. Двенадцать из них были записаны в разгаре 1912 года, один под названием «Не может быть» вышел в свет двумя годами ранее, в 1910, а «Вокализ» сочинялся в 1915 году и был добавлен в группу позже. В этом опусе обращает на себя внимание интерес Рахманинова к пушкинской поэзии. Если ранее он обращался к ней единожды в романсе «Не пой красавица при мне», то здесь на его стихи написано три произведения – «Муза», «Буря» и «Арион». Помимо этого композитор использовал стихи К. Бальмонта, Ф. Тютчева, А. Фета и многих других.

Особое место в творческом наследии Рахманинова занимает его последний камерно-вокальный цикл из шести романсов, обозначенный опусом №38. Отличительной особенностью этой группы сочинений, написанных в 1916 году, являются поэтические источники – все они принадлежат перу современных композитору авторов, которые стремились к обновлению образов и средств поэтики. Самыми лучшими романсами в этом цикле Рахманинов считал «Маргаритки» и «Крысолов».


Интересные факты

  • Дед композитора Аркадий Александрович был музыкально одаренным человеком и очень любил играть на фортепиано. Он прожил 73 года и до последнего по несколько часов в день проводил за музыкальным инструментом. Он тоже сочинял и особенно любил романсы и фортепианные пьесы, как и его внук. Некоторые его творения были опубликованы, но большая часть из них утеряна. До наших дней дошли 11 сочинений Аркадия Александровича, среди которых 7 романсов и 3 вокальных дуэта.
  • Аркадий Александрович Рахманинов написал романс на слова А.Н. Плещеева «Сон». Много лет спустя эти же стихи для своего вокального сочинения взял и Сергей Васильевич.
  • Романс на слова А. Толстого «Ты помнишь ли вечер» Рахманинов считал самым неудачным среди всех своих вокальные творений.
  • Романс «В молчаньи ночи тайной» был сочинен 17 октября 1890 года, но впоследствии композитор неоднократно возвращался к нему и переписывал отдельные фрагменты. Окончательный вариант этого произведения, который сегодня звучит в концертных залах, мало похож на первоначальную версию.
  • В творческом наследии великого композитора есть и другие сочинения, носящие название «Романс» - например, вторая часть в Квартете №1 и первая пьеса для скрипки в опусе № 6.
  • Свой первый гонорар в размере 500 рублей, полученный от издателя К. Гутхена за печать клавира «Алеко », двух пьес для виолончели op.2 и шести романсов op.4, Рахманинову не удалось потратить, поскольку им он сразу же погасил свои долги.
  • Романс «Весенние воды» во времена Рахманинова имел весьма любопытную трактовку. Революционеры слышали в порывах пробуждающейся природы призывы к борьбе и подъему общественного самосознания. О том, как это вокальное сочинение помогало освобождаться от векового гнета, сейчас можно почитать в музыкальной литературе советского времени.
  • В основу сочинения «Судьба» из op.21 Рахманинов положил известнейший мотив из бетховенской Пятой симфонии. Этот романс посвящен Ф. Шаляпину, который преимущественно и исполнял его первое время после создания.
  • В сердце величайшего маэстро не раз вспыхивала любовь, которая вдохновляла его на написание романсов. Именно под воздействием этого чувства были созданы «В молчаньи ночи тайной» (посв. В. Скалон), «О нет, молю не уходи» (посв. А. Лодыженской), «Не пой красавица при мне (посв. Н. Сатиной).
  • Будучи в эмиграции, Рахманинов не написал ни одного романса.


Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.

Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во много можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Особенно остро это слышится в романсах «Полюбила я на печаль свою » и «Ух ты нива моя ». Композитор отбирает такие поэтические тексты, где повествуется о страданиях от любви и нестерпимых душевных терзаниях. Эта тема родственна и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические» композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе «Не пой красавица при мне », а также зарисовках «Она как полдень хороша », «В моей душе », «Ночью в саду у меня » и другие. Правда, ориентализм в этих композициях больше условен, и не так отчетливо воссоздан, как в сочинениях М. Балакирева .

В своей вокальной музыке Рахманинов сумел показать себя как великолепный мастер кисти и краски, «нарисовавший» настоящую галерею природных картин – «Островок », «Здесь хорошо », «Сирень », и многие другие.

В творчестве Рахманинова нашла воплощение и трагедийная тема. Именно она преобладает в романсах из опусов №21 и №26, которые создавались в непростой для художника период. Тогда Сергей Васильевич сильно переживал из-за провала дебютной симфонии и все чувства попытался передать в своих творениях – композициях «Судьба », «Как мне больно », «Я опять одинок », «Проходит все ».

Как истинный художник, Рахманинов не мог не затронуть тематику искусства и своей судьбы. В этом плане показательны романсы «Ариона », «Муза » и «Оброчник ».

Рахманинов был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.

Видео: слушать Романсы Рахманинова

9

Влияние музыки на человека 30.07.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике мы с вами душевно отдохнем и наполнимся музыкой русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. Также вспомним и некоторые моменты его биографии. Рассказывать обо всем будет Лилия Шадковска, учитель музыки с большим стажем работы. Многие уже знают Лилию по статьям блога. Передаю ей слово.

Добрый день всем читателям блога Ирины Зайцевой! Лето в самом разгаре. Хочется насладиться солнышком, побродить по лесу. Боже мой! Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! Жужжат пчелки, слышатся соловьиные трели. День клонится к концу, наступившая вечерняя прохлада дает нам свежесть и отдых, а любимые мелодии несомненно помогут погрузиться в мир неизменный и прекрасный. Сегодня представляем нашим дорогим читателям композитора С. В. Рахманинова – гения русского духа.

Сергей Рахманинов – талантливый композитор, гениальный пианист, выдающийся дирижер, один из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке ХIХ-ХХ вв. Все его творчество, наполненное вдохновением, связано с образом Родины, пронизано любовью к русской земле и православной вере.

Истоки таланта

1 апреля 1873 года в Новгородской губернии родился будущий музыкант С. Рахманинов. Рос он в музыкальной семье, и поэтому с полной уверенностью можно сказать, что свой талант он получил по наследству.

Его дед был пианистом-любителем, отец также был музыкально одаренным человеком. Мать окончила консерваторию и стала первым педагогом сына по фортепиано. И хотя маленький Сережа не очень любил уроки музыки, тем не менее он уже в 4 года играл в четыре руки с дедом свои первые музыкальные произведения.

Дальнейшее обучение он продолжил сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории. Именно здесь он встретил мастеров музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, предсказавший Сергею Рахманинову блестящее будущее. Окончив консерваторию с золотой медалью, юный композитор представил в качестве экзаменационной работы свою оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыгане». В этом же году опера была поставлена на сцене Большого театра.

Талант набирает силу

С. Рахманинов блистательно дирижирует в Большом театре, а гастрольные поездки приносят ему триумфальное признание его таланта как пианиста и как композитора. Одно за другим он пишет произведения самых разнообразных жанров. Одним из самых ранних произведений фортепианной музыки является «Элегия», которая известна и весьма популярна в среде ценителей классической музыки. Волнообразно льющаяся мелодия вызывает то печаль, то светлую грусть, то волнение. А впрочем, послушайте сами, может, у вас эта музыка вызовет иные чувства.

С. Рахманинов «Элегия»

«Мне снилась златоглавая Москва, что на церквях стояла.
Горели златом чудо-купола, лазурью небо русское сияло…»

Музыка, заставляющая парить над миром

Особое место в вокальной лирике С. В. Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (пение, в котором не используются слова), посвященный Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Музыка с какой-то непередаваемой грустью настолько выразительна, что буквально завораживает нас. «Вокализ» часто называют музыкой покаяния. Интересно то, что вокализ звучит чаще всего не в вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. В данном случае бархатный тягучий голос виолончели пленяет нас и уносит на своих крыльях в поднебесную высь.

С. Рахманинов «Вокализ»

«Звучит гармония небес:
Вот видится волшебный лес,
И дол, и луг у речки быстрой,
Где в глубине хрустально чистой
Русалка издавна живёт.
Вас завлекает и несет
В прохладу светлых лунных вод…»
А. Аржанцев

Прекрасные звуки романса

Вершиной вокального камерного жанра в творчестве композитора несомненно являются романсы. Рахманиновым было написано около 80-ти романсов разных по характеру, но с исключительным богатством и красочностью фортепианного сопровождения. Они были своего рода душевной исповедью композитора.

Подлинным шедевром вокальной лирики можно назвать хорошо известный романс на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Образ Востока в фортепианном вступлении, выразительность и красота мелодии вызывают глубочайшие эмоции. В исполнении великолепного баритона Д. Хворостовского предлагаю послушать этот романс.

С. Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

Сергей Васильевич очень любил свое имение в Ивановке, его большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат лугов. А еще он очень любил цветущую сирень. Образы природы нашли свое воплощение во вдохновенных романсах «Сирень», «Здесь хорошо» и многих других, таких же прекрасных по своей выразительности и красоте мелодий. Послушаем поэтический проникновенный романс «Здесь хорошо» в исполнении А. Нетребко.

С. Рахманинов «Здесь хорошо»

«Послушай, музыка вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины».

Говорят, есть такая примета, если найдёшь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками, он принесёт тебе счастье. Об этой нежной мечте проникновенный романс «Сирень» – одна из самых драгоценных жемчужин вокальной лирики композитора. Романс был написан в счастливое время жизни молодого С. Рахманинова, когда в нем зарождались чувства к возлюбленной, как раз в период необыкновенного цветения сирени. Слушателя не покидает ощущение утренней свежести и душевного покоя в романсе на стихи Е. Бекетовой «Сирень».

С. Рахманинов «Сирень»

«Так с колоколен извечной Руси
несётся долом малиновый звон,
струится сиреневый аромат,
и мир становится нов и чист…»

Одним из самых лучших романсов Рахманинова является «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, картина будоражащей силы пробуждения природы, поэма восторженных, радостно ликующих чувств, подъема душевных сил, которые звучат в полный голос в исполнении хора.

С. Рахманинов «Весенние воды»

Звучит гармония небес

Бескрайние просторы России. Великолепные соборы, чьи золотые купола гордо вздымаются к небу, монастыри, сельские церквушки, и над всем этим праздничный благовест заутреннего звона. Любовь к колокольным звонам, хоровому пению навсегда сохранил в своем сердце Сергей Васильевич Рахманинов.

Тревога за судьбу родины в разгар первой мировой войны побуждает композитора обратиться к корням русской музыкальной культуры - старинным церковным напевам, хоровому пению. Вдохновлённый поэтичной частью Нового Завета, Рахманинов пишет свое знаменитое «Всенощное бдение». Послушайте отрывок «Славославие великое».

С. Рахманинов «Всенощное бдение»

Визитная карточка композитора

Одним из самых любимых композитором жанров фортепианной музыки стал жанр прелюдии. «Прелюдия до-диез минор» стала визитной карточкой Рахманинова на долгие годы. 26 сентября 1892 г. на одной из московских выставок С. Рахманинов впервые публично сыграл свою «Прелюдию до-диез минор». Тревожный, суровый мотив ассоциируется с темой рока и грозной судьбой, которой противостоит мотив неугасимой человеческой надежды.

С. Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Еще одна из самых популярных у слушателей является прелюдия «Соль минор». Кажется, что звуки беспощадно рассекают воздух в своем нервном напряжении, а затем ненадолго наступает затишье. Удивительно, но каждый исполнитель по-своему интерпретирует это произведение. Послушайте, как звучит эта прелюдия у Валентины Лисицы.

С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»

«Хотите знать, что я чувствую, слушайте мою музыку»
С. Рахманинов

Фортепианные концерты Рахманинова

Фортепианные концерты можно назвать музыкальными романами, которые прославили композитора на весь мир, раскрыв его талант в полной мере. В 1900 году С. В. Рахманинов пишет свой «Второй фортепианный концерт», посвященный психотерапевту В. Далю, который сумел убедить композитора в том, что это произведение будет иметь колоссальный успех. Этот концерт вошел в репертуар ведущих мировых пианистов.

Гениальность Рахманинова, создавшего этот шедевр не может оставить никого равнодушным! Каждый раз, когда я слушаю этот концерт, у меня появляются ассоциации, связанные с возрождением, с мощью, с чем-то вечным. Музыка настолько заряжает своей силой, что я бы ее советовала слушать каждое утро, чтобы весь день прожить на подъеме и желании творить добро и делать мир лучше.

Исполняет произведение кипучий Ланг Ланг.

С. Рахманинов «Второй концерт»

«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули».

Прощание с родиной

То время можно охарактеризовать блоковскими строками: «В те годы дальные, глухие в сердцах царили сон и мгла…» Рахманинов приветствовал февральскую революцию, но вскоре чувство радости сменилось тревогой, которая усиливалась из-за накалявшихся событий. Во время бесчинств сгорела его любимая усадьба в Ивановке, многие близкие люди погибли…

Прежней России уже не было. Спасая свою жизнь и жизнь родных, он покидает страну, ставшую внезапно для него чужой. Уезжая из России, Рахманинов поцеловал на прощание русскую землю. Но тогда композитор не предполагал, что уезжает навсегда. В декабре 1917 года Рахманинов уезжает на гастроли в Скандинавию, а затем переселяется вместе с семьей в США.

Первый пианист мира

Так начинается новый этап в его жизни. Америка встретила музыканта с восторгом. Его узнавали на улицах и в транспорте, к нему прорывались корреспонденты газет и журналов. Здесь его знают как «русского» композитора, именно с Россией ассоциируется он в этой стране и в странах Европы.

Со всех сторон ему посыпались предложения. Рахманинов заключает контракты в разных городах, много ездит с концертами. Каждое его выступление становится событием. Его признают одним из лучших пианистов мира.

Природа наделила композитора уникальным даром - руками пианиста, удивительно большими, изумительно красивыми. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! Слушателей привлекало не только совершенное исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры.

С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (запись в исполнении автора)

«А после звуки наполнят зал,
взовьются руки в пылу октав.
Там русский дух – возвестит рояль,
там русский дух – там… там… там… там…»

Александра Одрина

К сожалению, в период иммиграции он почти не писал. Только летом 1940 года композитор закончил вторую редакцию «Четвертого концерта» и последнее – «Симфонические танцы». Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце страницы: «Благодарю Тебя, Господи!»

17 февраля 1943 года в Ноксвилле Рахманинов играл свой последний концерт. Тяжелая болезнь буквально за 2 месяца забрала все его силы. Сергей Васильевич скончался 28 марта 1943 года, не дожив трех дней до своего семидесятилетия.

«Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки»
С. Рахманинов

А знаете ли вы, что?

  • Мать Любовь Петровна была первым педагогом сына по музыке, но эти уроки доставляли ему «большое неудовольствие»;
  • бабушка Рахманинова Софья Андреевна часто посещала церковь и брала с собой внука. Именно там он проникся перезвоном колоколов и церковным пением;
  • на одном из экзаменов по гармонии П. И. Чайковский поставил пятерку с четырьмя плюсами молодому композитору;
  • как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица не видно, только руки. Подпись под фото гласила: «Руки, которые стоят миллион»;
  • один из священнослужителей, присутствующий на премьере «Литургия Св. Иоанна Златоуста», сказал: «Музыка замечательная, даже слишком красивая, при такой музыке молиться трудно»;
  • Сергей Рахманинов был единственным композитором, который в начале тридцатых годов был официально запрещен в стране;
  • из воспоминаний А. Неждановой: «С. Рахманинов написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ»… Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами?» Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность… Рукопись «Вокализа» хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе»;
  • однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: «Когда в Карнеги-холл я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и оставил вторую спичку в качестве сувенира». Рахманинов ответил: «Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что Вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку»;
  • после каждого выступления кто-то приносил Рахманинову букет белой сирени. По легенде, это была прекрасная незнакомка, которая неотступно следовала за музыкантом;
  • будучи иммигрантом, Рахманинов всегда оставался патриотом и очень переживал за судьбу Родины. Композитор находил возможность оказать помощь, так, в годы ВОВ Рахманинов давал концерты, денежный сбор от которых направлял для оказания помощи русским людям со словами: «Хочу верить. Верю в полную победу!» Увы, этой победы композитор не дождался.

Сила музыки С. Рахманинова, искренность его чувств и сегодня волнует миллионы слушателей. И, конечно, величайшим памятником композитору является наша любовь. Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком, несмотря на то, что прожил за рубежом половину своей жизни.

Урок музыки: 4-й класс.

Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

Образовательные:

  1. Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
  2. Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.

Развивающие:

  1. Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
  2. Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
  3. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  2. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
  3. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.

Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд:

  1. С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
  2. С.Рахманинов “Вокализ”.
  3. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
  4. С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
  5. Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

Литературный ряд:

  1. Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
  2. Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
  3. Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.

Дидактический материал:

  1. Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
  2. Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)

Ход урока

Презентация. Слайд 1 . (Тема урока.)

У. Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:

“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”

“Что такое музыка?..” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?

Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.

У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.

Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)

И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:

“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.

Д. Сергея Рахманинова.

Слайд 3. (С.В.Рахманинов.)

У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.

Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.

Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?

Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)

Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.

Д. Называют произведение.

У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.

Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.

Слайд 5. (”Вокализ”.)

Слушание: “Вокализ”.

Д. Звучит “Вокализ”.

У. Что такое “вокализ”?

Д. Вокализ – пение без слов.

У. Вспомните, кому он посвящен.

Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.

У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?

Обратимся к учебнику – стр. 12.

У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.

И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так: Весна идет! Весне дорогу!”

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.

Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.

Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.

Откройте учебник на стр. 80.

Слайд 6 . (Романс “Сирень”.)

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.

Творческое задание:

Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.

У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.

На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).

Д. Предположения учащихся.

У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.

Слушание романса “Сирень”.

У. Оправдались ли ваши ожидания?

Д. Ответы детей.

У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Д. Ответы детей.

У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?

Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.

Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)

Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.

У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.

Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.

Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

Дети читают рассказ.

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.

Слушание романса “Сирень”.

У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?

Д. Да, в мелодии было развитие.

У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)

У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.

Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Слайд 10. (С.В.Рахманинов.)

У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.

В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.

Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.

Слушание “Весенние воды”.

У. Как бы вы назвали этот романс?

Д. Ответы детей.

У. Какой образ раскрывается в этом произведении?

Д. Образ пробуждающейся природы, весны.

У.Какое общее настроение произведения?

Д. Радостное предчувствие скорой весны.

У. На что похож аккомпанемент?

Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.

У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.

Слайд 11. (Ф.И.Тютчев.)

У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.

Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.

Слушание романса “Весенние воды”.

Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.

Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)

У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?

Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!

Можно ответить так:

Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…

Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В какой роли мы еще не побывали?

Д. Исполнители.

У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.

Слайд 13 . (Праздник Весны.)

Поздравляю всех я с весной!!!
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной!!!
От весны пусть сердце волнуется!

Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!

Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)

Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.

Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.

Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!

Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.

Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:

Лично мне…

Для меня стало открытием то, что…

Сегодня на уроке я усвоил…

Сегодня я доволен тем, что…

Неожиданным для меня стало…

Мне кажется, что…

Я сегодня побывал в роли…

Презентация. Слайд 15. (“Спасибо за внимание!”)

Литература:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка – М.: Просвещение, 2010.
  2. Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки – М.: Просвещение, 2007.
  3. Соколова О.И., Казьмин О.А. “В Ивановку я всегда стремился…”, Воронеж, 2003 г.
  4. Википедия. Свободная энциклопедия. – Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  5. Интернет ресурсы:
    а) Российское образование. Федеральный портал. Электронный ресурс http://www.edu.ru .
    б) “Шедевры музыки. Электронная энциклопедия”.
    в) Yandex Картинки

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха.»

«Что такое музыка?!

Это тихая лунная ночь;

Это шелест живых листьев;

Это отдаленный вечерний звон;

Это то, что родится от сердца

и идет к сердцу;

Это любовь!

Сестра музыки это поэзия,

а мать ее — грусть!»

Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса , то есть все они созданы в российский период его жизни . По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов первой половины 19 века - Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»



1. "Я не пророк" - слова Александра Круглова. 2. "Пора" - Надсона. 3. "Христос воскрес" - Мережковского. 4. "Как мне больно" Глафиры Галиной. 5. Вокализ. 6. "Полюбила я на печаль свою" - Плещеева (из Шевченко). 7. "О нет, молю, не уходи!" - Мережковского. 8. "Островок" - Бальмонта 9. Отрывок из Мюссе - перевод Апухтина. 10. "Здесь хорошо" - Галиной. 11. "Я жду тебя" - Давидовой. 12. "Ночь печальна" - Бунина. 13. "Не веро мне, друг!" - Алексея Толстого. 14. "Не пой, красавица, при мне" - Пушкина 15. "Молитва" - Плещеева (из Гёте). 16. Давно ль, мой друг - Голенищева-Кутузова. 17. "Весенние воды" - Тютчева.



В романсах Рахманинова отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. Образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» на слова Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств.



«Сирень» на слова Бекетовой - одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.



Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык.



У моего окна черемуха цветет,
Цветет задумчиво под ризой серебристой…
И веткой свежей и душистой склонилось и зовет…
Ее трепещущих воздушных лепестков
Я радостно ловлю веселое дыханье,
Их сладкий аромат туманит мне сознанье,
И песни о любви они поют без слов…

Галина Галина



Маргаритки

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут...
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.
Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк...
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!
Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю...
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю...

Игорь Северянин

Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью.

istoriyamuziki.narod.ru ›rahmaninov-vokal-tvor.html