Русины Закарпатья: в поисках самоидентификации. Русины — кто они

Русины

Рутены (нем. Russinen, Ruthenen) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных), причем название рутены - средневековое латинское название вообще русских, а Р. - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами Р. зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, веру свою - русской, свой народ и язык - русскими. Р. живут по обоим склонам Карпат, в Галиции, Буковине и Венгрии, и принадлежат к южнорусской части русского племени, отличаясь от малорусов (украинцев) как особенностями языка, так и физическим складом и этнографическими признаками, вследствие условий жизни и давнего отделения "закордонной Руси" от основного племени. В 1890 г. в Австро-Венгрии насчитывалось 3105221 Р., но эта цифра, без всякого сомнения, гораздо ниже действительности. В Австро-Венгрии счет при переписи ведется не по национальностям, а по разговорному языку; между тем, многие русские, в особенности городские учителя и служащие, или вовсе не пользуются русским языком в домашнем обиходе, или же находят для себя более выгодным или удобным выдавать себя за немцев и поляков - в Галиции, за мадьяр - в Венгрии, за немцев и румын - в Буковине. Нередки случаи, что даже вышедшие из народа интеллигенты отказываются от своей народности (например, известный артист Мишуха), а сельские священники дома, в своей семье, говорят по-польски или по-мадьярски.

В Галиции Р. живут почти сплошной массой в восточной части страны, до реки Сана или Сяна, за которым начинается польское (мазурское) население. Они составляют, главным образом, сельское население; в городах преобладают поляки, евреи и немцы. Высших классов (дворян или панов) Р. не имеют, так как эти классы полонизованы или онемечены еще в давние годы. Еще недавно в Галиции совсем не было русской интеллигенции; русинами были только "хлоп да поп", а все прочее было польским или немецким. Теперь у них своя интеллигенция, вышедшая преимущественно из крестьянского и духовного звания. Р. в Галиции насчитывается 2835674. Они распадаются (по местностям) на мелкие племенные группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и нарядами. Покутяне живут в Покутье ("угле", от южнорусского "кут" - угол), между реками Чечвой и Днестром и Карпатскими горами. Главным городом этой местности считается город Куты; но так как лежащий здесь же город Коломые больше Кут, то покутяне называют себя также коломыйцами. Гуцулы живут в округах Коломыйском, Станиславовском и Косовском, а так как эти округа лежат преимущественно в горах, то гуцулы зовут себя также горянами, горцами, горскими людьми и т. д. Подоляне (иначе ополяне, поляне, поляницы) живут, главным образом, в равнинах или долинах к северу от Днестра. В соседстве с гуцулами и подолянами живут бойки, главным образом в округах Стрыйском и Симбирском, отличающихся гористым местоположением, вследствие чего жители их называют себя верховинцами, горянами или подгорянами, название же бойков дано им соседями. В горах между рекой Сяном и долиною реки Попрада, в Сяндецком округе, живут лемки, прозванные так соседями из-за употребления частицы лем (= лишь, только), а сами себя называющие русняками. Главных местных говоров в Галиции 4: подольский, гуцульский, бойковский и лемковский. Они отличаются один от другого или особым произношением отдельных звуков или слов, или употреблением особых слов. Так, одни говорят що, другие - шо, третьи - што ; одни - батько, другие - тато, третьи - дьедьо. В наречии лемков много заимствований из польского и словенского языков; в говоре гуцулов встречаются слова, взятые от румын, армян, мадьяр и др. В гористых местностях Галиции Р. смуглы, стройны и высоки ростом; характер их твердый и пылкий. В равнинах Р. отличаются белизной и бледностью лица, ростом невысоки, телосложения слабого; их характер более спокойный и мягкий. Общая черта русских простолюдинов в Галиции - покорность и приниженность, иногда низкопоклонство перед лицами высших классов. Это - результат многовековой, почти рабской зависимости от польских панов и ксендзов, которые русского хлопа (впрочем, не только русского) считали "быдлом". Наряд Р. в Галиции различается по местностям, но в основных частях состоит из следующего: белая холщовая рубаха поверх широких белых холщовых штанов летом и в будни, или широких (красных, синих) суконных штанов зимой и в праздники; вместо пояса - ремень с медными пряжками или шерстяная тесьма; поверх рубахи "киптарик" (вроде жилета или короткой куртки без рукавов) из овчины, гладкий или вышитый разноцветной бумагой и украшенный кусочками белого и черного козьего меха; через плечо висит обыкновенно цветная суконная сумка или холщовая серая торба; поверх всего этого накидывается на плечи суконный "сердак", вроде широкого пиджака; на ногах - постолы или ходаки (вроде лаптей, из куска кожи с подвернутыми краями), с онучами и волоками (шнурами), или черевики (полусапожки, ботинки), или высокие чоботы (из конской кожи); на голове шляпа поярковая или соломенная или барашковая шапка. Ко всему этому прибавляется еще кафтан, расшитый шнурами. Волосы Р. носят или длинные, лежащие по плечам (например, бойки, лемки), или подстриженные спереди над бровями и от уха до уха и отпущенные сзади почти до плеч (гуцулы), или подстриженные по-городскому. Женский наряд в главных чертах состоит из длинной белой рубахи с вышивкой по плечам, у ворота и обшлагов, передника и куска толстой шерстяной (цветной) материи, обернутой вокруг стана вроде юбки. Украшения - монисты, кораллы, бусы и т. д.

Р. в Буковине живут в северной и северо-западной части страны, составляя значительное большинство населения в округах Коцманском, Черновицком, Выжницком и Серетском; всего в 1890 г. их считалось 268367 человек. По своему языку, внешнему виду, характеру и одежде они делятся на 2 племенные группы: 1) подоляне, иначе поляне или поляницы, живущие в равнинах и долинах северной, средней и восточной частях Буковины, и 2) гуцулы - в горах западной и юго-западной Буковины. Различие между ними приблизительно то же, как и между жителями равнин и гор в Галиции.

Р. в Венгрии - около 400000 человек - живут по южному склону Карпат, в северо-восточной части страны, почти сплошной массой в северо-восточных частях комитатов Шаришского, Ужгородского, Бережско-Угочского и Мармарошского; значительное число Р. живет в комитатах Земненском (Спишском) и Абауйварском; меньше их в комитатах Торненском, Боршодском, Сатмарском, Саболчском, Гемерском, Бигачском и др. На этом пространстве Р. Венгрии соприкасаются на севере и востоке с Р. Галиции и Буковины, на юге с румынами, на юго-западе с мадьярами, на западе со словаками. Они делятся на верховинцев, долинян и ословаченных русских. Верховинцы (обитатели верхов или гор), иначе горешняне, непосредственные соседи галицких Р., к которым они ближе всего по языку, живут в возвышенных частях комитатов Мармарошского, Бережского и Ужгородского. Они лучше других сохранили свой первоначальный тип сильного пастушеского племени. Обыкновенно флегматичные, в минуту опасности они обнаруживают большое мужество и даже на медведя решаются выходить с одним ножом в руках. Скотоводство - любимое занятие верховинцев. Склонность к спиртным напиткам часто порождает между ними душевные болезни. Долиняне - жители долин (иначе долешняне или влахи, блахы) - живут в долинах тех же комитатов, где в горах обитают верховинцы, а кроме того в комитатах Сатмарском, Саболчском и Угочском. Они подвижнее и предприимчивее верховинцев. Рядом со скотоводством они занимаются земледелием и промыслами: плотничают, сплавляют плоты, копают руду, извозничают, рубят дрова, жгут уголь. По языку, долиняне отличаются от своих горных собратий обилием иноязычных, преимущественно немецких слов: цверна (Zwirn) вместо нитка, грунт вместо верховинского засид (участок земли), фриштиковати вместо снидати (завтракать) и т. д. Ословаченные русские - иначе спишаки или крайняне - обитают в комитатах Земненском, Абауйском, Шаришском и Спишском и отдельными поселками в других частях Венгрии; они представляют собой переходную ступень от русского племени к словацкому, с преобладанием русских элементов. И в физическом, и в умственном отношении эта часть Р. значительно уступает и верховинцам, и долинянам: они низкорослы, слабого телосложения, безбороды. По языку они делятся на сотаков, произносящих "что" как "со", и чотаков, произносящих "чо". Кроме этих трех главных разновидностей Р., в Венгрии есть еще небольшое число "русских горалей" (в Спишском комитате), отличающихся предприимчивостью и ловкостью и говорящих языком, близким к польскому, но с русской акцентовкой. Язык Р. Венгрии имеет наибольшее сходство с северным малорусским наречием; значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское поднаречие (губерния Черниговская и смежные). Главные фонетические особенности говора: переход о в i : конь-кiнь, бог-бiг; о в у : зубов-зубув, от-уд, он-вун, горький- гурький и т. д.; о в ю : конь-кюнь и кунь, (с)колько-кюлько; jo (ё) в ю: пёк-пюк, утёк-утюк, тётка-тютка и кютка. В спряжении ае стягивается в а - загадашь, кусат; 3 л. един. числа наст. времени обыкновенно без т - спевае, рубае. Ы сохранилось, как великорусское, и употребляется после гортанных: кыдати, гынути. Й произносится и как g (латинское), и как x . Согласные ж, ч, ш, щ и ц произносятся мягко, как бы с последующим ь (=j =й ): жаль - как жяль, час - чjac; д и т смягчаются в дж и тш: медже-меж, чуджий-чужой, ходжу-хожу. Начальный гласный йотируется или принимает в : jедин, йострый, вотдай-отдай, вутки-утки. Полногласие не везде соблюдается: глава-голова, драгый-дорогой. Губные смягчаются чаще через ь чем л : робью-роблю (делаю), спью-сплю. Прошедшее совершенное (perfect.) употребляется часто со вспомогательным глаголом: любили сме одну двое; села"м себе в темном лесе; мало"м спочивала. 1 л. множ. ч. наст. вр. оканчивается на ме: знаеме, ходиме, просиме.

Ср. Szüjski, "Die Polen und Ruthenen in Galizien" (Вена, 1882); Kupczanko, "Die Schicksale der Ruthenen" (Лейпциг, 1887); Kaindl und Monastyrski, "Die Ruthenen in der Bukowina" (Черновцы, 1890); Biderman, "Die ungarischen Ruthenen, ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Geschichte" (Инсбрук, 1862 и 1868); Де-Волан, "Угрорусские народные песни" (СПб., 1885); Семенович, "Об особенностях угрорусского говора", в "Сборнике статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Вл. И. Ламанского" (СПб., 1883).

Ир. П.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Русины" в других словарях:

    РУСИНЫ, этническая группа украинцев (см. УКРАИНЦЫ), живут на западе Украины в Галиции, Буковине, Закарпатье. Численность на Украине 10,2 тысячи человек (2000). Наибольшее распространение термин «русины» имел во времена владычества Австро Венгрии … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    - (от Русь) название украинцев западно украинских земель Галиции (См. Галиция) (Галичины), Буковины (См. Буковина), Закарпатской Украины (См. Закарпатская Украина), имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро … Большая советская энциклопедия

    Мн. 1. Название, которое по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины применялось в официальной австро немецкой, польской и русской литературе до 1940 г. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в … Русская история

    русины - рус ины, ов, ед. ч. рус ин, а … Русский орфографический словарь

    Паннонские русины Общая численность: 20000 чел. Расселение: … Википедия

За русскими историками есть большой должок - необъяснимое полуторавековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это - один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской Русью».

Карпатские русины - крайняя юго-западная часть восточного славянства - известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания - южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь». К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции - в состав австрийской части монархии Габсбургов.

Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей - так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.

Разумеется, Вена стремилась всячески помешать национальному возрождению русинского народа. Так, карпатским русинам не разрешали выпускать свою «национальную» газету на родном языке. А со второй половины XIX века австро-венгерские власти начали активно «украинизировать» карпатороссов, насаждая среди них вздорную идею принадлежности к «украинскому народу». В конце XIX – начале XX вв. в школах Восточной Галиции вопреки протестам населения было официально введено украинское фонетическое правописание (так наз. «кулишивка»); для преподавания и научной деятельности в Львовский университет был приглашен М.С. Грушевский, призванный создать альтернативную «украинскую версию» истории Юго-Западной Руси, а во главе греко-католической церкви Восточной Галиции был поставлен А. Шептицкий, превративший униатское духовенство в один из мощных инструментов украинизации местного населения. Воспитанники Львовской духовной семинарии русофильской ориентации подвергались травле и издевательствам со стороны господствовавших там украинских национальных радикалов. По словам очевидца, в 1912 году русские воспитанники Львовской духовной семинарии «дважды были вынуждены ночью бежать из семинарии, чтобы спасти свою жизнь перед одичавшими товарищами-украинцами» (Лемкин, И. История Лемковины / И. Лемкин. – Нью-Йорк: Юнкерс, 1969. С. 119-120 ).

Наибольших успехов украинофилы достигли в Восточной Галиции, которая в начале ХХ века стала центром украинского национального движения. Русины Угорской Руси и русины-лемки, проживавшие на северных склонах Карпат в Западной Галиции (Лемковина), продолжали считать себя частью русского народа.

Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.

Военные действия проходили в густонаселенных областях, и русское командование старалось щадить местное население, в большинстве своем состоявшее из карпатских русинов. Так, инспектор артиллерии Юго-Западного фронта сделал следующее замечание командиру 3-го дивизиона 4-й артиллерийской тяжелой бригады: «Командир корпуса категорически запретил обстреливание города Ярослава. Вашу стрельбу по башне костела, где предполагался неприятельский наблюдательный пункт, считаю бесцельным вандализмом и показывающую непонимание тактики, так как в Ярославе много крыш, могущих быть наблюдательными пунктами. Тратить на это дело шестидюймовые бомбы нельзя. Мне стыдно за эту стрельбу и за Вас».

Австро-венгерское командование, напротив, обрушило на головы мирного населения Галиции репрессии, опасаясь взрыва прорусских симпатий. Уже 11 августа был приведен в исполнение первый смертный приговор - в этот день во внутреннем дворе львовской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены три крестьянина.


В романе Йозефа Рота (австрийский писатель, участник Первой мировой войны) «Марш Радецкого» трагедии карпатских русин посвящены следующие строки: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят».

Показания современников и документы полностью подтверждают это художественное свидетельство. Так, осенью 1914 года отступавшие австрийские войска вывезли за город Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей мужчин избивали и по очереди вешали. После того, как тело повешенного снимали с петли, палачи - ими были венгры - для верности протыкали его штыком. Поводом для такого рода массовых зверских расправ могло послужить одно лишь подозрение в симпатиях к России.

К концу августа только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около двух тысяч узников - «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф. В этом заведении царил жесточайший режим подавления: за малейшее нарушение лагерного режима узников ждала пуля, пытки и издевательства были обычным явлением. Ужасные условия содержания способствовали возникновению массовых болезней. Так, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 года и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.

Украинские «сечевики», активно помогавшие австро-венгерским карателям, испытывали оргиастическое наслаждение от мук «кацапов». Вот «сiчова» песня, записанная крестьянином с. Кутище Бродовского уезда П. Олейником:

Украiнцi пють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi пють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоiть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона.
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переiли.

Всего же только за первые девять месяцев войны австро-венгры уничтожили в Галичине, Буковине и Угорской Руси около 20 000 человек. Обращение австро-венгерских властей с немногочисленным (около 500 000 душ) русинским населением имело все признаки геноцида. Поистине в Карпатах не было русинского села, куда не пришло бы горе. В 1917 г. австрийское правительство было вынуждено признать, что в ходе войны более 60 000 жителей карпатских районов Дунайской монархии были расстреляны или повешены военными властями, и еще около 100 000 умерли от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях.

Мы не должны забывать, что все эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928 ).

С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.

Сергей Цветков, историк

Все противники русинов хором обвиняют их в том, что инициатором русинского национального возрождения является Москва. Но мало кто из них хочет знать настоящую правду: в России сегодня мало интересна судьба этого удивительного народа.

Когда-то давно жили на южных склонах Карпат славяне, которые поддерживали у себя древнерусские традиции. Попав в окружение народов, которые исповедовали разные религии и говорили на разных языках, они стремились сохранить всё то, что считали признаком Руси(нства) - византийский обряд и православную веру, славянский язык и культуру.

Жили русины себе, никого не трогали, пока потомок московского (!) рода Черкасских Александр Духнович не выдвинул теорию, что русины ближе по своей ментальности и духовности к русским Российской империи, чем к полякам, австрийцам, словакам или венграм. В тот же момент, как назло, часть малороссов, живших в географической области Украина, объявили себя отдельным народом. Они смело отказывались от русскости и начали писать по этому поводу много статей и стихов. Духнович, как истинный предводитель своего народа, целенаправленно исключил влияние украинофильских идей из русинской идеологии, так как считал, что новые украинцы используют чужие идеи в своем «украинстве». Чтобы противостоять этому влиянию, а также ассимиляции русинов среди венгров и словаков, Духнович, вместе со своими единомышленниками, приходит к выводу, что использование русского языка как литературного будет гарантией для русинов от пагубного влияние народов, проживающих возле.

Род Александра Духновича имел российское происхождение, его предок по мужской линии происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский

Под действием идей первых русинских будителей в Подкарпатской Руси развиваются русофильские взгляды, где всех восточных славян считали одним русским народом. Но украинские мигранты (куда же без них), совместно с властями Австро-Венгрии, решили задавить у русинов любовь к России, как гаранта их (русинов) идентичности. Всех «любителей» России всячески преследовали и репрессировали.

Особенно раздражало австро-венгерские власти переход русинов из греко-католичества в православие, что для врагов русинов стало синонимом предательства, а для русинов - возвращение к истинной вере предков.

Русофильство с новой силой распространилось между двумя мировыми войнами. И не только в Карпатах. Русинские общины в Сербии, США, Канаде, Словакии так прониклись русофильской идеологией, что многие представители русинских организаций стали ощущать себя собственно этническими русскими, а русинство оставлять на втором плане (что нельзя, разумеется, считать позитивным для русинов примером, но для современных русских это должно вызвать гордость привлекательности русской идентичности того времени). Русский язык русины стали использовать как родной. Даже власти Чехословакии, в момент вхождения туда русинской автономии, считали русинов русскими (что видно из переписей населения).

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Джугашвили - Сталин объявил русинов украинцами, а Подкарпатскую Русь в качестве Закарпатской области присоединил к Украинской ССР. Любовь русинов к России «советских русских» не интересовала. Особенно ярых русофилов советская власть посылала «любить Россию» в ГУЛАГи. Нерусская Россия (СССР) русских русинов боялась. Русофильство, основанное на русской духовной культуре, было чуждо строителям коммунизма. Срочным образом русинам делали новые паспорта с новой национальностью - украинец, а в школы стали присылать учительниц-украинок, которые учили детей «правильному языку».


Цвета флага русинов напоминает украинским националистам флаг России

Вот так и жили русины более сорока лет, без права на собственное имя и культуру, пока с конца 80-х русины снова не заявили о себе как об отдельном народе. И, о чудо, опять стали русофильствовать. Эта преданность к общерусской идеи и православной Цивилизации, привитая А. Духновичем и другими будителями, стала очень раздражать власти уже независимой Украины. И не удивительно, в момент расцвета украинского национализма, группа русинов мозолила глаза официальному Киеву. И она решила с этой проблемой что-то делать. Лучшего ничего не придумали, как провести в 1996 году насильственную культурную ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Для этого даже приняли особый План по «решению проблемы русинов-украинцев». Этот План, мягко сказать, провалился. А вот этих «русинов-украинцев» (русинов, которые считают себя украинцами) государство стало активно поддерживать, и не только внутри страны. В Польше, Словакии, Румынии, Сербии и в других странах, где русины проживают как национальные меньшинства, были созданы параллельные организации для развития украинской идеи. Русинов-русинов (русинов, считающих себя собственно русинами) не поддерживает никто. Даже не имея возможности развиваться в полном объеме, русинское движение приобретает новых сторонников и снова признается в любви к России, пока что в одностороннем порядке…

Россия официальная

Многие русины сегодня с сожалением говорят, что Россия на современном этапе в национальном вопросе унаследовала политику Советского Союза. «Дружба народов» выдавливает, по их мнению, русскость. И это не так уж далеко от правды. Любой человек, открыто заявивший о своей русской идентичности, обществом часто воспринимается как националист (в плохом смысле этого слова). Тема национальности в России табу. Быть открыто русским там - некультурно! Прячась за словами многонационального государства, уже сегодня многие политики выдвигают идеи об искусственном формировании в России «российской нации», но народ, к удивлению этих властей, активно сопротивляется «россиянизации». Поэтому русинам не стоит сильно обижаться на властные круги Российской Федерации. Когда Россия не может обеспечить развитие русского народа внутри страны, о каких русинах может идти речь? Русофильство русинов (как и в советские годы) воспринимается властью негативно и странно. Но, несмотря на свою слабую заинтересованность русинским вопросом, во время Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010 годах, русинов выделили в качестве отдельной национальности. Это дает право говорить, что Россия признает русинский народ. Как признают его и другие государства, где русины проживают в качестве национального меньшинства. Естественно, кроме Украины.

Русинские активисты с грустью заявляют, что Россия, имея такой русофильский «подарок» в центре Европы, не хочет взять русинов под свое покровительство. Объяснений этому масса. Не желая портить отношения с официальным Киевом, Москва эту тему старается просто не трогать. Может быть это действительно правильно, с точки зрения глобальной политики. Но вот только в памяти всплывают многочисленные заявления украинских высокопоставленных политиков и чиновников, которые неоднократно делали заявления по поводу принадлежности к украинскому народу жителей Кубани, Воронежской области и некоторых других областей. Хотя население этих территорий себя украинцами даже не считает. А русины считают себя русинами. Как они говорят, самыми первыми русскими.

Уж кто действительно активно и с радостью поддерживает русинское движение, так это русские национальные и православные организации. Легко почувствовав русофильство русинов, они активно начали информационно поддерживать все русинские проекты и начинания. Но и тут есть проблемы. Настойчивое и часто навязчивое отождествление русинов как русских (великороссов) вызывает отторжение среди русинского движения. И их можно понять. Борьба за национальные права больно ударила по русинскому самосознанию, поэтому грубо влезать в русинскую самоидентификацию неправильно.

В сухом остатке

Смотря на историю русинов можно констатировать, что оно формировалась на русофильских идеях, которые помогали русинам сохранять свою идентичность. Это могло быть интересно российским властям по разным причинам, но они практически не интересуются русинским движением. Русинское движение смотрят на Россию, как на государство, сохраняющее традиции Древней Руси. Русины верят, что решив идеологические противоречия внутри страны, Россия вспомнит о своей русскости, а значит и о своих братьях по языку, культуре, истории и вере.


Раздел:
Теги: ,

Перед Новым годом на Украине разыгрался очередной скандал, отошедший в тень на фоне газовых войн. Проживающие в Закарпатье русины приняли решение объявить независимость, ну и по накатанной дорожке (вслед за Южной Осетией и Абхазией) попросили российскую Госдуму эту самую независимость признать. Та, в свою очередь, пообещала подумать.

Обуреваемой политическим кризисом стране, и без того расколотой на два лагеря - Западный и Восточный, денно и нощно сражающейся за дешевый газ, только русинской независимости и не хватало для полного счастья. Но ничего не поделаешь, реагировать как-то надо - и прокуратура возбуждает уголовное дело по статье «посягательство на территориальную целость Украины», а Служба безопасности страны начинает таскать русинских общественных деятелей на допросы.

Надо сказать, что новоявленные сепаратисты долго и терпеливо вызывали официальные власти на диалог. Они объясняли, что и без того много натерпелись, и что теперь в период всеобщей либерализации и свободы воли очень хотели бы немножко повозрождаться сами, а заодно и повозрождать свою культуру. Между прочим, очень древнюю - предки русинов пришли в эти земли еще во II веке н.э. Но многочисленные ветви власти были заняты войной друг с другом. Президент распускал парламент, тот его отлучал от власти, и до прошений какой-то там кучки националистов под руководством православного батюшки Петра Грецко дела особо никому не было. Кстати, первоначально выходить из состава страны никто не собирался - просили автономии. Хоть и широкой.

Как мы уже писали, предки русинов начали заселять эти земли в II веке н.э. И надо сказать, что с независимостью им не везло с самого начала. Украина - не первая страна, негативно воспринявшая их желание самоопределиться. Русинские земли входили то в состав Аварского каганата, то в Великую Моравию, а в средневековье были захвачены венгерским королем. Но самые большие несчастья обрушились на них в ХХ веке. Дело в том, в Австро-Венгрии (а именно в ее составе находились тогда русинские земли) крайне косо смотрели на любое проявление славянизма - что неудивительно. Габсбургам выше крыши хватило проблем с венграми, вылившихся в превращение их страны из Австрийской империи в Австро-Венгрию. А уж Австро-Венгро-Руси они могли просто не пережить. Cлавян же в стране было множество. Причем самых разных. К тому же отношения с Россией становились все более прохладными. В общем, к 1903 году тем, кому хотелось спокойно жить под сенью сиятельной Вены, не стоило подчеркивать, что они, например, русины.

Но уж очень всем надоела ветхая империя, да и после венгерской борьбы и признания прав венгров запахло свободой. Вот и русины решили доказать, что они тоже народ. Самобытный, самостоятельный и, кстати, настроенный дружить с Россией. Начался массовый переход из греко-католической веры в православие. Несмотря на то, что исповедовать эту религию австрийские законы позволяли, подобная акция была воспринята однозначно - сепаратизм. Ответ тоже был прост - суд и тюрьма для 32 лидеров национального движения.

А потом началась Первая мировая… И вот тут уже без всяких экивоков любое русофильство стало называться государственной изменой. А ввиду того, что русинские земли оказались на территории военных действий, с «изменниками» не церемонились - чуть что, сразу тюрьма. Не предназначенная для таких нагрузок пенитенциарная система не справлялась, а потому было построено несколько концентрационных лагерей - среди них Талергоф, Терезин и др. Любое нарушение каралось смертью. Охрана стреляла без предупреждения. За три года террора погибло более 150 тыс. русинов.

Кстати, сегодня некоторые из радикальных сторонников национального движения любят подчеркивать, что значительную роль в гонениях на их народ сыграли украинские националисты.

После войны недолгое время существовала независимая Подкарпатская Русь. Правда, потом она добровольно вошла в состав Чехословакии. По итогам Второй мировой, а вернее, в результате соглашения Чехословацкой Социалистической Республики и СССР Подкарпатская Русь была присоединена к Закарпатской области Украинской ССР.

Свою нынешнюю позицию вождь русинов - священник, а ныне премьер-министр пока не признанного государства Петр Гецко объяснил просто: раз на наши просьбы об автономии не реагируют, будем требовать независимости.

Кстати, не менее оригинально он объясняет и причины, по которым Киев не хочет идти навстречу самоопределившемуся народу - дескать, во всем виновата все та же набившая всем оскомину труба. Священник-премьер говорит, что четверть бюджета Украины - это доходы от транзита газа, проходящего по территории воссозданной республики Закарпатская Русь.

Особенно следует отметить, что некогда Виктор Ющенко, тогда еще кандидат в президенты, обещал русинам признать их самостоятельность, а после обещание как-то забылось. Напомнил о нем не кто-нибудь, а сам Маккейн, а после - и второй номер в американской президентской гонке со стороны консерваторов Сара Пэйлин.

Очередная попытка кого бы то ни было отделиться от Украины, вообще говоря, выглядит со стороны воплощением некой высшей справедливости: Киев в свое время с большим восторгом отзывался о даровании независимости Косово.

А что же Кремль? Наиболее красноречиво его позицию, пожалуй, выразил Замглавы комитета Госдумы России по делам СНГ Константин Затулин. Он снисходительно отнесся к идее независимости, но подчеркнул, что «по факту, конечно, закарпатские русины не являются независимыми и подлинных возможностей и условий для того, чтобы признать их независимость в скором времени, нет». Тем не менее, это не помешало ему «вставить шпильку» украинскому президенту. Он обвинил его в «форсированной украинизации», «репрессиях» и «жестоком подавлении».

С другой стороны, самоосвободительные потуги русинов не одобряет никто. Даже русины, живущие в других странах. Вот, например, их словацкие братья заявили - да, самоопределение - это здорово, а то, что Украина - единственная страна в мире, не признающая русинов нацией, конечно, никуда не годится. Но! Украинцы и русины в данном государстве - один народ, и разделять его нельзя. Да и словацкие русины тоже назвали все заявления о независимости сепаратистскими.

Даже исполнительный секретарь Мирового совета русинов Александр Зозуляк прямо сказал: «Мы дистанцируемся от стремления создать автономию или государство. В сегодняшнем мире это нереально. Мы стремимся, напротив, к ускоренному вступлению Украины в Евросоюз, чтобы пали всякие преграды в виде границ». Так что господин Затулин неправ, сравнивая русинов с курдами. Тут, по большей части, никто к созданию независимого государства не стремится. И уж тем паче не готов к вооруженной борьбе.

И вот тут возникла еще одна неприятная ситуация. Весь мир инициативу Гецко и компании осудил, а Россия высказалась как-то невнятно - дескать, о независимости речь не идет, но вообще, конечно, они все молодцы, а Ющенко все равно неправ. Естественно, сразу же поползли слухи о «руке Москвы». Кремлю тут же припомнили поддержку Южной Осетии и Абхазии и общую неприязнь к правящему украинскому режиму. Местный прозападный истеблишмент в один голос заговорил, что тема независимости - это поле для политических спекуляций. Директор политических программ центра им. Разумкова Валерий Чалый заявил: «Если говорить о проблеме русинов, то она вполне решаемая и давно уже решалась на Украине на разных уровнях. Законодательство позволяет свободно развиваться в том числе и этому меньшинству. А что касается игр, то если кто-то хочет использовать это как какую-то технологию, то я думаю, что у гражданского общества и государства найдутся силы остановить это».

Есть и более оригинальное мнение. Дескать, тему с русинами используют, чтобы применить силу против тех, кто ведет разговоры про раскол Украины на Западную и Восточную. Глава центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко считает: «Проблему русинов могут использовать в предвыборном контексте как один из аргументов, что нужно бороться за территориальную целостность Украины против российских провокаторов, «пятой колонны России», которая хочет «расколоть Украину».

Вот и разбирайся тут кто прав, кто виноват…

Народность русинов живет не только в Украине, значительное их количество есть в Словакии, Польше и Сербии. Там, кстати, они официально признаны национальными меньшинствами - никто не стремится считать их поляками или словаками. Они спокойно говорят на своем языке, а кое-где он даже имеет официальный статус.

Русины. Географическая справка

В основном русины живут в Закарпатской области Украины, в Восточной Словакии на северо-востоке Прешевского края и в части польских Бескидов. Многочисленные диаспоры имеются в Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии, Хорватии, США, Канаде, Австралии и России. Одной из самых влиятельных считается диаспора в США, причем не только в силу многочисленности, но и за счет богатства.

Согласно последним переписям, в Закарпатской области Украины было зарегистрировано 10 069 русинов, в Польше - 5863, в Воеводине - 15 626 и в Венгрии - 2079. Наибольшее их число живет в Словакии - 24 201 человек. В Сербии также проживает значительное число представителей этого этноса - 15 626 человек. Исконно русинским здесь считается край Воеводина. Один из государственных языков края - русинский.

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.