Самопожертвование. Самопожертвование или ложное благородство. Стремление к самопожертвованию

Я считаю, что самоотверженность - это моральное качество человека, выражающееся в готовности пожертвовать собственными благами и интересами ради других.

Но помимо людей, самоотверженными бывают и животные. В тексте Е.И. Носова повествуется о подвиге гуся, заслонившего крыльями своих птенцов от сильного града. Те минуты могли бы стать последними в жизни гусят, если бы не доблесть Белого гуся.

Пример самоотверженности можно проследить и в героизме из сюжета «Повести о настоящем человеке», основанном на событиях, произошедших с советским летчиком Алексеем Маресьевым. Однажды, во время Великой Отечественной войны, самолет Маресьева был подбит, а сам солдат ранен. Он был вынужден совершить посадку на территории, захваченной немцами. Более двух недель Алексей ползком добирался до линии фронта. Алексей выжил и был найден деревенскими жителями недалеко от поселения.

Позже его доставили в госпиталь, где ему ампутировали обе ноги. Вопреки случившемуся, Алексей, приноровившись к протезам, добился отправки на фронт, тем самым вернувшись к пилотированию.

Таким образом, я делаю вывод, что самоотверженность - это важное свойство личности, присущее беззаветному и отважному человеку. Самоотверженные люди готовы сделать все ради других, вплоть до самопожертвования.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Самопожертвование... Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Безусловно, самоотречение ради высокого идеала, героизм, спасающий жизни и стоящий на страже моральных ценностей, альтруизм и благородство. Поспорить с этим сложно. Но всегда ли самопожертвование - это искренняя отдача, можно ли назвать его нравственностью и величием души? Или же это ложное и никому не нужное рыцарство? Попробуем разобраться.

Славянский менталитет

Великий писатель и почётный академик Лев Николаевич Толстой, живший в XIX веке, однажды сказал, что самопожертвование - это самая обидная форма эгоизма. Будучи мудрым философом, он знал, о чём говорит. Толстой обращал внимание на славянский менталитет: с самого рождения в каждом из нас заложено стремление посвятить свою жизнь высшим целям. От природы мы не индивидуалисты. Кроме того, в славянских странах поощряется и воспитывается с детства стремление принести себя в жертву: во благо ближнего, родины, идеи.

Понятно, что самопожертвование во время войны оправданно. Если бы не подвиги наших дедов во время Второй мировой, неизвестно, какие проблемы и неприятности ожидали бы нашу нацию. Что же касается самопожертвования ради любимого человека, то многие также считают его признаком хорошего тона. Про детей можно даже не вспоминать: бытует мнение, что женщина просто обязана положить свою жизнь на алтарь детских капризов и желаний. Хотя как можно расти счастливым, зная, что кто-то рядом должен от этого страдать.

Основа самопожертвования

Принято считать, что фундаментом этой черты характера человека, модели поведения и убеждения является любовь. Мол, глубокое чувство толкает нас на подвиги: хочется безвозмездно посвятить себя второй половинке, детям, а в отдельных случаях даже коллегам и любимому делу в целом. Но психологи утверждают, что Проблема самопожертвования заключается в том, что её основа абсолютно непривлекательна - это неуверенность и страх.

Сомневаясь, человек не чувствует внутри себя силу, мощь, твёрдость. Такой индивид думает, что сам по себе он не способен на поэтому начинает жить достижениями и проблемами других людей. Кроме того, он уверен, что, будучи неудачником, не стоит даже снисхождения общества. В итоге начинает бороться за расположение близких, доставая при этом их рукава козырь - самопожертвование, которое становится инструментом манипуляции. Страх же появляется из-за боязни потерять любимого человека.

Эгоизм - отправная точка

Самое печальное в этой истории следующее: чем дальше вы углубляетесь в лабиринт самопожертвования, тем хуже для вас. Последствия могут быть даже трагическими. Посмотрите по сторонам - вокруг множество примеров: выросшие дети, сильно опекаемые родителями, не звонят им месяцами, а жёны, которые отказались от карьеры и общения с подругами ради заботы о любимом, остаются брошенными мужьями или до конца жизни терпят измены. Не спешите клеймить предателей, ведь в сложившейся ситуации виноваты только вы сами.

В неблагодарности близких заключается главная проблема самопожертвования. Аргументы, которые вы услышите от людей, будут неоспоримы: «Кто тебя просил?» И они будут правы. Вас никто не умолял отказываться от собственных интересов и желаний, выбор сделали вы сами. Обвиняя, например, ребёнка в невозможности наладить личную жизнь из-за вечной заботы о нём, задумайтесь о том, не перекладываете ли вы на его плечи ответственность за собственные ошибки и неудачи в отношениях с представителями противоположного пола. Вот почему самопожертвование - чистой воды эгоизм. Ведь человек поступает так, как ему удобно и выгодно, не думая о том, нужно ли это его близким.

Порождение зла

Если самопожертвование происходит на уровне отдельной семьи или коллектива, его разрушительные масштабы не такие глобальные. Когда же затрагиваются интересы огромной державы, народа или большой группы людей, то последствия могут быть очень даже неблагоприятными. которого направлены на защиту и охрану того или иного объекта, часто ложатся в основу терроризма. Ведь те, кто подрывает себя и заложников, искренне верят, что умирают во благо религии.

Очень ярко и чётко подобная логика прослеживается в поступках террористов, что исповедуют ислам. Члены организаций «Хамас» или «Хезболла», например, убивая сотни людей, не чувствуют вины. Мол, совершают они жертвенный поступок, за который будут вознаграждены в следующей жизни. Уже только из указанного примера можно сделать вывод, что самопожертвование - это не всегда благое дело. Иногда оно способно привести к трагическим событиям и множеству невинных жертв.

Виды самопожертвования

Многие психологи уверены, что на такой поступок способен далеко не каждый человек. По убеждению некоторых учёных, по наследству передаётся самопожертвование. Это означает, что стремление посвятить жизнь другим людям заложено на генетическом уровне. Вносит свою лепту и воспитание: ребёнок, выросший в семье, где мать отдаёт последние деньги на благотворительность, считает такую модель поведения правильной, так как не сталкивался с противоположной. Формирует мировоззрение и коллективное зомбирование, которое часто прослеживается в религиозных сектах или других общинах.

Независимо от источника, самопожертвование бывает осознанным и таким, которое работает на подсознательном уровне. Первое заключается в понимании человеком своей жертвы и цены за неё, смысла и конечной цели. Солдат, падая грудью на вражеский дот, в последние секунды жизни знает, что его поступок спасает товарищей от верной гибели. Такое самопожертвование достойно уважения, оно по-настоящему героическое. Что касается неосознанного, то это именно те ситуации, о которых мы упоминали. Неоправданное, никому не нужное самопожертвование становится ловушкой, куда затягивает человека тот, кто пытается манипулировать его поведением и мечтает остановить развитие индивида на комфортном для него уровне.

Самопожертвование в литературе

Многие русские писатели, будучи истинными славянами, часто затрагивают эту тему в своих произведениях. Примеры самопожертвования прослеживаются, например, в Героини его романа «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова жертвуют собой ради дорогих людей. Первая торгует телом, зарабатывая семье на пропитание. Она страдает, но не имеет права даже на банальное самоубийство, так как близкие останутся без куска хлеба. Вторая собирается выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, только чтобы помочь нищему брату.

Максим Горький также часто описывал случаи самопожертвования. Например, в «Старухе Изергиль» его воплощением является Данко. Романтический герой, ведя людей сквозь лес, разорвал грудь и вынул сердце, освещая ним, словно факелом, тропинку во тьме. Сторонники последовали за ним и преодолели трудную дорогу. Данко погиб, а народ очень быстро забыл своего героя. Возникает вопрос: нужно ли было это самопожертвование? Задумайтесь об этом прежде, чем бросить собственные мечты и стремления к ногам другого человека.

Сравнительно не так давно готовность к самопожертвованию ради абстрактной общей цели считалась даже не геройством и не особо отличительным качеством - нормой. Советские газеты пестрели образцово-показательными очерками, которые должны были мотивировать безответственных граждан на великие свершения, а на фоне отдельных образцово-показательных примеров самоотверженности росло поколение новых людей. Синонимы самопожертвования - героизм, жертвенность, доблесть - не сходили с уст и призывали встать в ряды на пути к общему делу, дойти до которого можно было, только присовокупив личные мотивы к благородной цели.

Отказ от себя или путь к себе?

Французский философ Рене Декарт обозначил самопожертвование как оценку себестоимости личности: «Не быть полезным никому - значит ничего не стоить». Человек как отдельная личность и как понятие массовости, если говорить обо всей нашей цивилизации, - это явление временно присутствующее, суетное. Польза, приносимая конкретным элементом этого пазла, ничтожна, но, являясь единицей целого, она складывается во благо.

А есть ли благо от самопожертвования ради других для самого дарителя? В идеале жертва, приносимая человеком, должна доставлять ему искреннюю радость, ибо она преподносится в добровольном порядке и словно отождествляет дарителя с существом высшего порядка, во скорби утешающего. Однако насколько это так, можно судить по внутренней мотивации, которая присутствует даже в отрицании таковой.

Причины и мотивация

Прежде чем жертвовать собой ради кого-то (мы не говорим о вопросах жизни и смерти, эта внутренняя этика разберется нами далее), неплохо было бы взвесить, насколько необходима наша добровольная дань. Корыстная материальная цель при всей нашей испорченности не входит даже в тройку пунктов-лидеров, ради которых приносятся жертвы, но если считать за корысть ожидание аналогичной отдачи, то да, увы, тут человек недалеко ушел от того рыбака, который, глядя, как оборванная сеть уплывает по волнам, кричит запоздало в бушующее море: «А ты мне взамен что за это дашь?»

Отказываясь от карьеры ради мужа, женщина фактически жертвует своей самодостаточностью, ожидая от супруга как минимум поддержки в других ее начинаниях. Однако чаще всего за первой жертвой идет другая, затем третья… Логика берущего проста: он не в состоянии оценить важность приношения, так как не воспринимает его как отречение, но лишь как один из вариантов выбора. А разве можно возложить на него ответственность за ваш выбор, какими бы благими намерениями он ни мотивировался?

Поэтому единственным секретом самопожертвования истинного будет следующее: не ожидайте отдачи в виде ответной жертвы, принося свою. Или цените себя настолько, чтобы не раздавать свою энергию напрасно там, где не ощутите встречного потока. Запомните: жертвуя, вы всегда только отдаете. Иначе это называется авансированием.

Самопожертвование и самореализация

Другой философ, американец Эрик Хоффер, заметил вскользь, что пожертвовать собой гораздо проще, чем самореализоваться. И правда, оба слова означают вещи, противоположные в принципе (развитие себя и отказ от себя - что может быть непохожее?), но разве не ведут они к одному итогу?

Поясним: саморазвитие как личностный рост подразумевает приложение определенных усилий путем отрыва от привычной зоны комфорта. Самопожертвование - это, как мы знаем, отстранение собственных целей и потребностей ради чьих-то целей и потребностей. В результате сознание удовлетворено чувством собственной значимости (не все ли равно, как она достигнута?), а при этом все, что нам понадобилось, - это приглушить зов индивидуальности и временно поменять местами приоритеты. Впрочем, удовольствие от осознания собственного жертвенного героизма, говорят, такое, что некоторые люди без особых колебаний кладут на этот алтарь остаток дней своих.

Самопожертвование осознанное и бессознательное

Самые яркие примеры самопожертвования можно наблюдать в явлениях эпохи становления христианства, хотя и на просторах нашей великой Родины было немало образцов истинного альтруизма, обозначающего, как известно, крайнюю степень подвижничества. Заметьте, сколько синонимов самопожертвования начинается с упора на добровольное движение души: самоотречение, самоотверженность, самозабвение, самозаклание...

Другое дело, что, анализируя данный вопрос, важно изначально понимать, что самопожертвование - это на самом деле очень редко одно из перечисленных «само-». Если это все-таки так, то речь идет о неосознанном механизме, заложенном где-то на генном уровне и включающемся в моменты необходимости принести жертву ради блага и только ради него.

Другой механизм, имеющий больше винтиков, так как он не слеп и не глух, - это самопожертвование осознанное, замотивированное. Цель, несомненно, при этом высока и благородна, но человек точно отдает себе отчет, почему он поступает именно так или иначе.

Самопожертвование бессознательное

Самопожертвование бессознательное подразумевает незрелые мотивы, в которых человек себе отчета не дает.

Сюда можно отнести проявленный героизм нашего соотечественника, майора Сергея Солнечникова, накрывшего своим телом боевую гранату РГД-5, неудачно брошенную солдатом на учении. Разорвавшаяся граната могла унести жизни нескольких призывников, если бы не реакция майора, сработавшая на его высочайший профессионализм и исключительные человеческие качества. Выжить Сергей Солнечников просто не мог, и возможно, в последние мгновения жизни он осознавал это, но и поступить иначе ему не позволила его совесть.

Что есть самопожертвование осознанное

Приведем пример из истории, известный многим очень хорошо. Януш Корчак, варшавянин, врач и один из самых известных детских писателей мира, из-под пера которого вышел маленький философ Король Матиуш, в 1942 году принял смерть в концлагере Треблинка. За несколько дней до того, как его вместе с еще несколькими воспитателями и 192 детьми-сиротами отправили в лагерь смерти, к самому эшелону, набитому смертниками, доставили бумагу о разрешении еврейскому писателю сойти с поезда.

Последним вопросом писателя к офицеру, протянувшему ему документ с помилованием, был, касается ли бумага и детей, находящихся в вагоне. На последовавший отрицательный ответ 62-летний доктор молча вошел в вагон и закрыл за собой дверь. Задохнулся Корчак в газовой камере, окруженный своими воспитанниками и до конца верный своему внутреннему долгу.

Приведенный образец самопожертвования - это совершенный и безоговорочный альтруизм, ценный именно глубоким осознанием ситуации и последующей перспективы.

У многих людей наблюдается такая черта, как самопожертвование. В советские годы эту черту взращивали особенно рьяно. Каждый советский человек должен был, просто обязан был быть готов пожертвовать собой ради остальных, ради блага страны, Родины, близких, друзей и т.д. Тогда он становился героем.

Однако, сейчас наступило время совсем другое, время махрового эгоизма и самопожертвование нынче не в моде.

Самопожертвование заложено как механизм на генном уровне человека коллективным сознанием. Особенно ярко эта черта проявляется в христианстве. Но важно знать, что есть самопожертвование осознанное и неосознанное.

Осознанное - это когда человек понимает и цену своей жертвы и ее смысл. И осознает ее необходимость ради какой-то высокой цели. И действует сознательно.

Другое дело, когда речь идет о самопожертвовании неосознанном, это настоящее оружие манипуляции. Часто такие самопожертвования бывают совершенно неоправданными. И это ловушка, куда нас заманивают те, кто не хочет нашего развития.

Как-то я читала про случай, когда один спасатель в горах, кажется на Эвересте, помогал спасать каких-то попавших под обвал, путешественников. Он был в команде спасателей и для спасения людей, оказавшихся под горой снега, важна была каждая минута. Естественно, спасатели работали в полную силу. Но он был единственный среди всех, который периодически ходил в палатку, пил чай и минут пять отдыхал, потом, восстановив немного свои силы, брался за работу снова.

Товарищей это сильно возмутило, они начали на него кричать, но он был невозмутим и даже не спорил с ними, берегя свои силы. Через какое-то время все его товарищи уже не могли двигаться, лежали обессиленные и работники из них были никакие, а он один упрямо продолжал разгребать завал в том же темпе, как и до этого - упрямо и спокойно. В итоге, ему удалось спасти людей.

Когда потом страсти успокоились, он объяснил: что он точно знал, на сколько ему хватает сил и как только чувствовал, что начинает уставать, он шел, отдыхал, восстанавливал силы и действовал дальше, поэтому он смог, экономя силы, дойти до конца. А его товарищи, так рьяно начавшие в начале пути, не рассчитали свои силы и, движимые ложным благородством, просто обессилели, не дойдя до конца.

Сначала, когда я читала тот момент, где товарищи накинулись на спасателя, обвиняя ее в бессердечности, я была на их стороне, но когда дочитала до конца, поняла всю разумность и правильность действий второго спасателя. Объясню, что такое самопожертвование: это когда ты отдаешь безвозмездно другому человеку то, что важно для тебя самого - свою энергию, свои силы, свою еду - что угодно.

Самопожертвование любит красивые обертки и часто рядится в благородные одежки, окружающие воспевают ее, как геройство и это тешит самолюбие. А на самом деле им просто удобно пользоваться тем, кто вот так, бесплатно и безвозмездно предоставляет себя в жертву других. Ладно, если бы человек это делал осознанно и понимал бы, за что платит такую цену, а то ведь по большей части это происходит совершенно бессознательно.

На самом деле самопожертвование - это не всегда хорошая вещь. Более того, это очень вредная вещь. И объясню почему: когда человек чем-то важным жертвует для другого, он знает этому цену, а получатель жертвы нет. Для получателя такая жертва становится как нечто само собой разумеющееся, он им пользуется, нимало не заботясь о заплаченной цене. Это входит в привычку. В какой-то момент жертвователь начинает испытывать дискомфорт - он отдает энергию, а взамен - что? А ничего! И тут обнаруживается, что тот, второй, он-то никак не собирается ничем жертвовать ради первого. А зачем? Ну ему же не хочется этого, он уже привык получать, не давая взамен ничего.

Поэтому очень важно заменить самопожертвование на вполне разумный и нормальный обмен энергиями. А еще лучше - на осознание причин своего самопожертвования. Когда ты от чего-то отказываешься (того, что хочешь), будь то кусочек вкусной еды, или деньги или еще что-то, осознай - что тобой движет? - запомнившийся когда-то фрагмент фильма или книги, когда герой поступал таким же образом? Или желание доставить радость тому, кому жертвуешь? Или желание чтобы тебя считали благородным? Или еще по какой причине?

Отслеживание своих поступков и их мотиваций важно, так как это первый шаг на пути к ясновидению и яснознанию. И исключает любую возможность стать жертвой своих или чужих манипуляций. А уж если жертвовать собой, то должна быть очень весомая причина.

Самопожертвование без осознания плохо потому, что приучает человека отдавать энергию и становится привычкой. А без энергии никакого развития просто невозможно. Энергия - это как питание, аккумуляторная батарейка. И ее нужно научиться беречь и правильно использовать, а не пережигать ее на всякие человеческие глупости, типа раздражительности, ненужных беспокойств, неоправданного самопожертвования и т.п. подобных вещей.

В современном мире, в мире развитых технологий и повышенного уровня стрессовых ситуаций, времени изменения нравственности человека, все еще существует такое понятие как самопожертвование.

Что означает слово самопожертвование

Согласно словарным толкованиям, самопожертвование – это личностное пожертвование, человек жертвует собой, своими личностными интересами ради единственной цели, ради благополучия других, отречение от самого себя ради чего-то или кого-то.

Самопожертвование ради других

Существует такое понятие как приоритетный инстинкт. Он способен управлять человеком в определенной ситуации. Но не всегда при одних и тех же обстоятельствах человек поступает одинаково. Самопожертвование, как во имя любви, так и ради других чувств, людей относится к человеческому инстинкту защиты рода, потомства, группы людей, семьи, родины (последнее приобретается вследствие воспитания).

Можно сказать, что эгоизм и самопожертвование являются противоположными значениями. Ведь случается и такое, когда в сложной ситуации, когда один человек смог бы пожертвовать своей жизнью ради спасения кого-то, другой, в свою очередь, занялся бы спасением собственной души. В подобной ситуации инстинкт самопожертвования сменяется, замещается или иным словом выдавливается инстинктом самосохранения.

Самопожертвование может быть как неосознанным (к примеру, спасения человека при экстремальных обстоятельствах), так и осознанным (солдат на войне).

Проблема самопожертвования

В настоящем времени являет в себе угрозу проблема самопожертвования в виде терроризма. Согласно мнению современного человека, действия террористов-самоубийц вполне логичны для нас и объясняются с точки зрения его мировоззрения. То есть главными мотиваторами к действиям такого типа является рационализм тактики террористических организаций и его решение разрешения различных личных проблем таким образом.

Но на самом деле к личностным стимулам террористов-смертников относится их видение самопожертвования во имя религии. У террористов исламского фундаментализма наиболее ярко проявляется такая логика в действиях. Так, самые крупные террористические организации под названием «Хезболлах», «Хамас» осуществляя террористические акты, свой главный упор видят в жертвенном самоубийстве.

Также, помимо личных мотиваций экстремистов, существует мотивация в самопожертвовании еще в связи с якобы общественном необходимостью. Так, используя восприимчивость общества по отношению к терроризму, группы экстремистов поддерживают, таким образом, повышенное внимание к себе, своим требованиям и действиям.

Примеры самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради другого человека – это самый смелый поступков жизни каждого человека. Это достойно всеобщего уважения и памяти. Приведем пример героических поступков современности.

На самопожертвование способен не каждый человек, но люди, которые уже стали героями способны вдохновлять жить будущие поколения.