Сценарий мероприятия "русь-это сказка, русь-это быль". Сценарии праздника - путешествие по древней руси. Вольга и микула – сценарии праздника. Сценарий внеклассного мероприятия


Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

Сценарии праздника

Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

(Звучит фонограмма криков петухов).

В.(зазывая):

— ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте,

Пастушок, в рожок играй

Новый день скорей встречай!

В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

Д : Вольга был знатный князь, а Микула

— простой крестьянин.

В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

— победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

В лес идёт

— домой глядит, из лесу идёт

— в лес глядит. (Топор).

Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

Деревянная шея, железный клюв, стучит

— тук, тук, тук. (Молоток).

Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

— дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зёрнышко пшеницы.

Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

Интеллектуально-познавательная игра для школьников 6 класса "Умники"

Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: сценарий интеллектуально-познавательной игры для подростков 12-13 лет. Игра состоит из трех раундов, ее содержание направлено на знание истории, литературы и искусства Древней Руси.
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.
Задачи: выявить знания детей об истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Предварительная подготовка: тема игры озвучивается заранее, каждая команда готовит приветствие
Оборудование: столы для команд, протокол для экспертной группы, карточки (лепты) по 25 штук на каждый стол, таблички с цифрами 1,2,3 на каждый стол, название команды на каждом столе, проектор, компьютер, экран для презентации, музыкальная аппаратура.
Интеллектуально-познавательная игра «Умники». Тема: «Истоки русской старины».Музыкальная тема «Колокольный звон». 1 ведущий: Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий он
Кому-то не давал покоя.
2 ведущий: Белокрылой стаей улетают
Вереницы быстрых облаков.
Как воспеть тебя, земля родная,
Дивный край волшебных, чудных снов?
Звоном колокольным отзовётся
В сердце несказанная краса.
Смотрит златоглавая Россия
Синими глазами в небеса.
3 ведущий: На протяжении многих веков земля Русская оставалась неразгаданной тайной.
4 ведущий: Её бескрайние просторы манили и зачаровывали, а многогранный русский характер вызывал удивление и осторожность.
1 ведущий: История, литература, искусство Древней Руси – неиссякаемый источник новых исследований и научных открытий.
2 ведущий: Наш разговор пойдёт о русских народных традициях, обычаях, суевериях, о православных и языческих праздниках.
3 ведущий: Сегодня мы начинаем первую интеллектуально-познавательную игру «Умники» сезона 2015-2016 года.
Музыкальная заставка к передаче «Что? Где? Когд а?»
4 ведущий: В игре принимают участие команды объединений «Затейники», «Эрудиты», «Искорки» Центра детского творчества п. Уральский.
1 ведущий: Поприветствуем наших игроков! (приветствие команд)
2 ведущий: Ну что ж, участников мы представили, а теперь настало время познакомиться с гостями «Умников» - экспертной группой, которая будет следить за ходом игры. (представление экспертов)
3 ведущий: Тема всей игры «Истоки русской старины».
4 ведущий: Игра будет состоять из нескольких раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал – 30 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты.
1 ведущий: Время обдумывания – 30 секунд. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт.
2 ведущий: Каждая заработанная лепта делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столом игру контролировать будут крупье.
3 ведущий: Чтобы лучше понять правила игры, давайте прорепетируем. Итак, пробный вопрос.
4 ведущий: Делайте ставки, игроки! Вы должны положить одну лепту на край стола! Внимание, пробный вопрос…
Кто ввёл на Руси новую религию – христианство?
1.Князь Владимир
2. Дмитрий Донской
3.Александр Македонский
1 ведущий: Ваши ответы, игроки! Поднимите карточки. Те, кто ответил правильно, держат карточку до тех пор, пока крупье не удвоит ставку.
2 ведущий: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!
Го нг.
3 ведущий: Начинаем первый раунд « Цепочка тестов». Ставка: 1вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки. Зрителей просим не подсказывать, не мешать. Внимание, 1 вопрос…
Вопрос №1
Назовите древнерусского бога, покровителя любви и браков.
1.Услад
2.Ярило
3.Лада
Вопрос №2
Если в строении христианской церкви отсутствует алтарь, то как такая церковь называется?
1.Часовня
2.Колокольня
3.Паперть
Правильный ответ: 1. Часовня – это небольшой храм без алтаря. Именно в ней нельзя было служить литургию, а только «часы», то есть читать молитвы и псалмы, установленные церковью для этого часа.
Вопрос №3
Этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. В народе его называют «зелёными Святками».
1.Троица
2.Преображение Господне
3.Ильин день
Правильный ответ: 1.Троица – двунадесятый праздник Православной Церкви, пришёл из глубокой древности.
Вопрос №4
Как называется обувь, плетённая из лыка?
1.Онучи
2.Лапти
3.Кушак
Правильный ответ : 2. Лапти
Вопрос №5
Они были пустые, светлые, зелёные, репяные, рахманные, богатые, постные, кислые, серые, сборные…И это ещё не всё! О чём идёт речь?
1.Щи
2.Каши
3.Блины
Правильный ответ: 1.В народе говорили: «Родной отец надоест – а щи никогда…» Русская кухня насчитывает рецепты щей десятками. Скоромные и постные, рыбные и грибные, кислые и свежие, с добавками и без них… В уральские «толстые» щи добавляли перловку – для сытости.
Вопрос № 6
Всем известен обычай встречать гостей хлебом-солью. Хлеб при этом символизирует достаток. А что символизирует соль?
1.Долголетие
2.Оберег от злых сил
3.Добрые намерения.
Вопрос № 7
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?
1.Двойка
2.Супруги
3.Гнедые
Вопрос № 8
На Руси при одном из гаданий связывали петуха и курицу и сажали на решето. Если курица перетягивала петуха, то что это означало?
1.Что в семье родится девочка
2.Будет богатый урожай
3.Быть мужу под башмаком всю жизнь
Правильный ответ: 3. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух – мужика верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь. Да только редко такое случалось.
Вопрос № 9
Что не должна была носить жена в Древней Руси, пока муж был в отъезде?
1.Серьги
2.Обручальное кольцо
3.Головной убор
Вопрос № 10
Именно столько дней продолжаются Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением Иисуса Христа.
1.7 дней
2.14 дней
3.12дней
Правильный ответ: 3.Рождение Иисуса Христа празднуется 7 января,а Крещение 19 января. 12 дней от праздника до праздника называются Святками.
Вопрос № 11
Застеклённый шкафчик для икон зовётся русским словом божница или греческим…
1.Киот
2.Алтарь
3.Лампада
Вопрос № 12
Этот греческий напиток долгое время заменял россиянам и чай, и кофе. О каком напитке идёт речь?
1.Кисель
2.Студень
3.Сбитень
Правильный ответ: 3. Сладкий и пряный сбитень на Руси любили все. Царю-батюшке медовый напиток приносили из особой палаты Кормового дворца.
Вопрос № 13
Этот праздник приходится на 15 февраля. В этот день зима борется с весной: кому идти вперёд, а кому назад. А церковью этот праздник установлен в память о том, что на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф принесли Иисуса в Иерусалим. О каком празднике идёт речь?
1.Благовещение
2.Сретение
3.Святки
Вопрос № 14
Во вторник через неделю после Пасхи все православные поминали усопших. Этот праздник называется Радоница – по народному поверью души умерших предков возносятся светло и тихо над землей и незримо касаются угощений. А как в народе по-другому называют этот день?
1.Духов день.
2.Красная горка.
3.Семик.
Вопрос № 15
Как называется православное блюдо, состоящих из сушеных хлебных зерен с мёдом, размоченных водой?
1.Пасха.
2.Кутья.
3.Сочиво.
Правильный ответ: 3. Сочиво. День перед Рождеством Христовым называется Сочельником. Этот день проводится в строгом посте. По церковному уставу в пищу употреблять можно только сочиво.
Вопрос № 16
Как называли крестьянскую верхнюю одежду из толстого сукна в виде кафтана?
1.Душегрея.
2.Армяк.
3.Кожух.
Вопрос № 17
Не слишком часто, но случается раз в четыре года православным именно в этом месяце праздновать день Святого Касьяна. Про него говорили: « На что Касьян ни взглянет – всё вянет; на дерево посмотрит – дерево сохнет, поглядит на скот – мор нападёт». В каком месяце был день Касьяна?
1.В феврале
2.В апреле
3. В январе.
Правильный ответ: 1.День завистливого, злопамятного, да к тому же слепого Касьяна – 29 февраля. Високосный год вообще считался недобрым. Февраль изо всех его месяцев худший, а уж 29 числа – носу из дома не высовывай.
Вопрос № 18
В Древней Руси всех новорожденных детей до крещения называли одним именем, боясь сглаза. Назовите это имя.
1.Иисус.
2. Богдан.
3.Иван.
Правильный ответ: 2. Богдан. До крещения у ребёнка ещё не было ангела-хранителя, поэтому его имя не открывали никому, а говорили, что ребёнок Богом дан, то есть Богдан.
Вопрос № 19
Перед свадьбой между родителями жениха и невесты происходило сватовство. А как по-другому называли сватовство на Руси?
1.Рукобитье.
2.Оглашение.
3. Покупка.
Вопрос № 20
Как называли свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках?
1. «Карусель».
2. «Петушки».
3. «Роща».
Правильный ответ: 3. Роща. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки – рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто же – символ благополучия и плодородия.
Вопрос № 21
На русских свадьбах известен такой обычай. Когда торжество подходило к концу, гостям раздавали специальные маленькие пряники. Как их называли?
1.Просфоры.
2.Разгоняи.
3.Расстегаи.
Правильный ответ: 2. Эти маленькие пряники назывались разгоняи. Пряники как бы прозаично намекали гостям, что пора и по домам.
Вопрос № 22
Как называется праздник проводов зимы?
1.Сретение.
2.Святки.
3.Масленица.
Вопрос № 23
В какой день Масленичной недели на Руси зятья должны были угощать своих тёщ блинами?
1.В пятницу.
2. В субботу.
3. В воскресенье.
Вопрос № 24
Главным действием четвертого дня Масленицы – «Разгуляя» - было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Победителя, первого вошедшего в городок, награждали так…
1.До отвала кормили блинами.
2.Купали в проруби.
3.Проносили на руках через весь город.
Вопрос № 25
На праздник Вознесение Господне пекли поминальный хлеб. В какой форме пекли поминальный хлеб православные, чтобы узнать, насколько грешен человек?
1.В форме шара.
2.В форме креста
3.В форме лесенки.
Правильный ответ: 3. Иногда поминальный хлеб пекли в форме лесенки, прямоугольной булки с семью перекладинами, символизирующими 7 небес. Если разбивалась вся лесенка, то бросавший её – страшный грешник. (По количеству оставшихся целых перекладин узнавали, на какое небо человек попадает после смерти)
Вопрос № 26
Вы наверняка знакомы с выражением «во все тяжкие». Его первоначальный смысл отличался от нынешнего. Что означало это выражение?
1.Звонить во все колокола.
2. Пойти по миру.
3. Уйти в монастырь.
Правильный ответ: 1. Звонить во все колокола. Когда-то это выражение касалось лишь работы звонарей. Бить во все тяжкие – значит звонить во все колокола. «Пуститься во все тяжкие» - означает позабыть о всяком приличии, наплевать на общественное мнение.
Вопрос № 27
На севере России молодые девушки перед Новым годом выпекали из ржаной и пшеничной муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили их юношам, показывая своё искусство умелой хозяйки. Как называются эти съедобные «скульптуры»?
1.Колобки.
2.Козули.
3.Жаворонки.
Вопрос № 28
Как называется канун Рождества?
1.Святки.
2.Сочельник.
3.Крещение.
Вопрос № 29
Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил?
1.Конёк
2.Сруб
3. Подзор
Вопрос № 30
Согласно канонам их может быть одна, три или пять. О чём идёт речь?
1.Главы, купола у церкви.
2.Колокола.
3.Колонны храма.
Правильный ответ: 1.Главы, купола у церкви. Православная церковь должна быть одно-, трёх- или пятиглавой. Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15, но это уникальные случаи.
гонг
1 ведущий: А сейчас начинаем второй раунд под названием «В старину едали деды…»
2 ведущий: Повседневное крестьянское меню не отличалось большим разнообразием. Главное место, конечно же, занимал хлеб.
3 ведущий: Каких только народных поговорок, пословиц и присказок не сочинено о нём! «Хлеб – всему голова».
4 ведущий: «Худ обед, коли хлеба нет»
1 ведущий: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска»
2 ведущий: Но не хлебом единым жив человек.
3 ведущий: С каждым новым столетием набор продуктов у наших предков становился разнообразнее и богаче.
4 ведущий: Что же ели в Древней Руси?
1 ведущий: Вам будет предложен список продуктов. Из него вам за полторы минуты нужно будет исключить названия тех продуктов, которые не употребляли на Руси до 17 века.
2 ведущий: В листочке с пометкой «Второй раунд» после вопроса вы должны выписать номера исключённых вами продуктов.
Ставка раунда – 3 лепты.
3 ведущий: Если вы выписали номера всех продуктов, верно, то ваша ставка удваивается. Если вы допустили ошибку, то все поставленные лепты сгорают.
4 ведущий: Делай те ваши ставки, игроки! Внимание, вопрос…
Из предложенного списка продуктов исключите те, которых не было в Древней Руси, то есть те продукты, которые наши древние предки не употребляли в пищу примерно до 17 века. Всего их восемь.

1. Просо 8. Чай 15. Огурцы
2.Горох 9.Кофе 16. Картофель
3.Рис 10.Сахар 17. Капуста
4. Греча 11.Вяленая рыба 18. Дыня
5.Макароны 12. Соль 19.Подсолнух
6.Перец 13.Морковь 20.Хлеб белый
7. Мёд 14.Помидоры 21.Хлеб чёрный
Крупье, раздайте задание!
гонг 1 ведущий: Время истекло. Передайте карточки крупье.
Правильный ответ: Древние русичи не употребляли в пищу до 17 века следующее:
3 – рис 10 - сахар
5 – макароны 14 - помидоры
8 – чай 16 - картофель
9 – кофе 19 - подсолнух
2 ведущий: Крупье, огласите результаты раунда.
3 ведущий: Объявляется третий раунд «Кот в мешке».
Внимание, условия раунда…
Вы должны угадать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на карточке с пометкой «Третий раунд». После каждого обсуждения вопроса карточка передаётся крупье.
4 ведущий: Ставка: 1 вопрос – 1 лепта.
За неправильный ответ забирается 1 лепта.
Вопрос №1
Делайте ставки. Внимание, вопрос №1
Этот продукт –необычного вкуса, пряный, занимал почётное место в свадебном и поминальном обрядах, он очень сладок и дорог. О каком продукте идёт речь?
Гонг 1 ведущий: Ваши ответы, уважаемые игроки! Крупье, огласите ответы!
Правильный ответ: пряник
Вопрос №2
Он украшал и голову замужней россиянки, и церковь. Что в мешке?
Гонг 2 ведущий: Ваши ответы, игроки! Крупье, огласите ответы.
Правильный ответ: Это – кокошник. Так называли и украшение на голове замужней россиянки, и полукруглую часть церковного здания.
3 ведущий: Вопрос № 3. Делайте ставки, игроки. Внимание, последний вопрос…
Какую деталь костюма 13 века на день пришивали, а на ночь, прежде чем переодеться в другую одежду, отпарывали. Какая деталь русского костюма находится в мешке?
Гонг 4 ведущий: Ваши ответы. Крупье, огласите результаты.
Правильный ответ: Рукава – они в ту пору были очень узкими, поэтому, чтобы их переодеть, приходилось отпарывать на ночь, а утром снова пришивать.
Гонг 1 ведущий: Вот и закончился последний раунд первой интеллектуально-познавательной игры «Умники».
2 ведущий: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей игры. Крупье, подсчитайте лепты.
3 ведущий: Чтобы подвести итоги интеллектуально-познавательной игры «Умники», экспертный совет начинает обсуждать результаты.
4 ведущий: Вот и наступил самый волнующий и ответственный момент – подведение итогов интеллектуально-познавательной игры «Умники».
1 ведущий: Для объявления результатов слово предоставляется…
2 ведущий: До новой встречи в интеллектуальном клубе «Умники»!

Светлана Иванова
Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

«РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

Звучит музыка.

ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

«БЕРЕЗКА»

ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

Выходит Князь Игорь и Ольга.

ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

ДЕТИ : Красивой.

ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

ДЕТИ : Да, он влюбился.

РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял Великий князь.

ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

«ПРЯЛИЦА»

ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

РЕБЕНОК : Живи, Земля!

Не поддавайся грусти,

Не умирай

В огне и под пятой.

РЕБЕНОК : Свети, Земля!

Тебя назвали Русью

Враги, и те, зовут тебя

ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

«ВО КУЗНИЦЕ»

Исполняется в сопровождении оркестра.

ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

В. М. Васнецова «Три богатыря»

ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

ДЕТИ : Три богатыря.

ВЕД : Знаете их имена?

ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

ВЕД : А как назвал ее художник?

ДЕТИ : «Три богатыря»

ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают картину и придумывают название.

ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

Звучит фонограмма.

ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы, за моря стремиться мне

За облака высоко,

Сражаться с недругом жестоко

За Родину, за веру, за царя!

А встретивши врага, с думою ясной

Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

И победить.

ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

Стучат калики.

ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

ДЕТИ : «Спасибо!

1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

!КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью.

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!

3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

И землю защищать без меры, без предела!

3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!

(кланяются)

ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

Слово даю, выполню их!

ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

Звучит фонограмма.

ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

То не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается то сын перед батюшкой,

Просит он себе благословеньица.

ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

Ой, ты гой еси, родный батюшка,

Дай ты мне благословеньице,

Я поеду в славный стольный град

Поклониться чудотворцам киевским.

К Великому князю Владимиру!

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую!

ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

Колокольный звон.

ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

Россия отчая, Россия-мать

И скорбь, как радость, царственно красива!

Какое благородство здесь в при

И думы поднебесно высоки!

И эта репреступность эта стать

И выдыхаю сердцем я : Россия!

Была и есть еще у нас в народе!

Какое благородство здесь в природе!

«ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

«Путешествие по Древней Руси»
Игра по истории для учащихся 6­х классов
Цели:
­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
Древней Руси;
­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
события, исторические явления;
­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
историческими знаниями;
­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
к истории Отечества;
­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
решения продуктивных и творческих задач.
Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
Формируемые компетенции:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
с использованием информационно­коммуникационных технологий.

5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
Формировать следующие знания:
­ теории образования государства у славян;
­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
основные занятия и верования славян;
­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
внутриполитической деятельности первых русских князей;
­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
временных лет».
и умения:
­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
План занятия.

1. Организационный момент.
­ Определение проблемы и целей занятия
­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
­ Правила работы в группе




1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
выполнение следующих процедур:
1. усадить участников лицом друг к другу;
2. поставить перед ними общую задачу;
3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
(обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
(следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Ход работы
1. Вводное слово:
Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
История Древней Руси включает в себя период становления
древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
международного авторитета.
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
удачи! Слайд 1
Слайд 2
Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
государственности?
Слайд 3
Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
команде даются штрафные баллы.
Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
передать выполненные задания членам жюри для оценки.
Представляю вам многоуважаемое жюри.
2. Представление команд


1.
2.
3.

Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
Класс делится на 2 команды (ладьи).
Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто­то среди вас.
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
Мы отправляемся в путь!
Слайд 5
Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
ответ оценивается 1 баллом.
Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
Народное собрание на Руси (вече)
Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
1.
2.
3.
4.
5.
друг друга при встрече. (Каравай).
6.
7.
(Икона)
8.
9.
русских)
10.
11.
12.
13.
14.
Балтийское море с Черным морем)
15.
Что такое дружина?
Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

Какое основное занятие восточных славян?
Вера во множество богов и обожествление сил природы
Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
16.
17.
18.
19.
20.
Почему? (дополнительный балл)
21.
22.
гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
23.
24.
Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
Первый свод законов на Руси назывался…
Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
Подсчет баллов
Слайд 6
Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
Слайд 7
К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
сменила соседская, которая называлась вече.
№ ошибка
исправление
Подводим итоги
Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
Слайд 9, 10
Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
Соотнести даты и события (макс 5 б.)
 1097г. разгром печенегов
 1036г. начало правления князя Рюрика
 907, 911гг Собор в Любече
 882­ 912гг походы князя Олега на греков

 862г правление князя Олега в Киев
Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





879 г. Период раздробленности
882 г. Разгром Хазарского каганата
945 г. Начало правление князя Игоря
965 г. Начало правления княгини Ольги
12­13 век Образование древнерусского
государства
Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
видеофрагмент (слайд 11)
Видеофрагмент…
Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
1 Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном.
(Изба)
2 Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли?
(Сани)
3 В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм,
Предстоит ответить вам.
(Собор)
4 Им сверху церковь украшают,
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан –
Назвать лишь символ христиан.
(Крест)
5 Подскажи, кто самый главный
В Русской церкви православной?

(Патриарх)
6 Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощеньем.
(Кулич)
7 Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (Матрёшка)
8 Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
9 Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
10 Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили.
(Киев)
Слайд 13
Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
ящик.
Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

Слайд 15
Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
(указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
Слайд 16
Карточка для 1 команды
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

…. сапога – пара
Наговорил с …… короба.
Слайд 17
Карточка для 2 команды
1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
2) Пошел на все ….. стороны.
У ….. нянек дитя без глазу.
Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
Слайд 18 Ответ первой команды
1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
и стало считаться датой основания музея.
1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
войском и монгольским войском.
Слайд 19

1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
для устранения разногласий в церковном праве.
476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
образований - преемников Римской империи.
Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
правильность и полнота ответа– 3 балла)
После выполнения задания
Слайд 20
 Картина «Крещение княгини Ольги»
Слайд 21
 Картина «Крещение киевлян на Днепре»
Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
По 1 баллу за ответ
Задание 1
1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
киевлян, 988 г.)
2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
(княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
идти» (Святослав)
5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
уже 60 лет» (Владимир Мономах).
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
уже всю дань» (Игорь).
6.

Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
(Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
Политика правления первых киевских князей
Князь
Время
правления
Политика
Киевские князья
Кий
V – VI века
Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
Аскольд и Дир
VIII – IX
века
Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
Царьград. Убиты Олегом.
Династия Рюриковичей
Олег Вещий
882 – 911
гг.
В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
дань с подвластных территорий. Заключил мир с
Варягами. Ввел великокняжеский титул.
Игорь Старый
912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

гг.
печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
Ольга Хитрая
(Святая)
945 – 962
гг.
Отомстила за смерть мужа.
Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
правителей приняла христианство. Заключила мир с
Византией о совместной борьбе с Хазарией.
Святослав
Храбрый
962 – 972
гг.
Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
централизации княжеской власти.
Владимир
Святославович
(Великий,
Креститель)
980 – 1015
гг.
Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
южных границ. Ввел систему светового оповещения.
Крещение Руси по византийскому обряду.
Ярослав Мудрый
1019 (1036)
– 1054 гг.
Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
законов – «Русскую правду». Строительство собора
Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
красивых городов Европы. Строительство новых
городов. Поборник развития культуры. Династические
браки – зарок мира с западными, южными и северными
соседями. Прекратил набеги печенегов.
Владимир
Мономах
(1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
«единоборец», внук греческого императора
Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
Любечского съезда (вопрос об объединении против
общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
писателем. Написал «Поучение детям»
Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
Список великих князей 32
Подсчет баллов (жюри)
Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
Вопрос классу:
Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
2.Укрепляли центральную власть
3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
Награждение победителей
Всем спасибо!!!