Социализация личности основные механизмы социализации. Социально-психологические механизмы социализации. Типы поведения личности

Социализация является многогранным процессом, в ходе которого происходит усвоение человеком норм морали, культуры и традиций того социума, в котором он живет и воспитывается.

Замечание 1

Социализацию личности нельзя рассматривать лишь в качестве механизма наложения на человека раз и навсегда установленной социальной формы. Она является процессом активного самопостроения личности, стимулом к которому являются определенные социальные условия.

Социализация индивида в процессе взаимодействия различных факторов и агентов (институтов) происходит с помощью так называемых «механизмов», которые помогают индивиду в процессе социализации.

Подходы к механизмам социализации в социологии

Г. Тард выделял такие механизмы социализации:

  • закон подражания (повторения): подражание детей взрослым, подчиненных – руководителям; в основе традиций, ритуалов, моды и т.п. лежит подражание;
  • закон противопоставления: противостояние, происходящее в каждом человеке, выбирающем одну модель поведения из нескольких;
  • закон приспособления: борьба идей и людей приводит к их адаптации друг к другу и достижению согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм критиковал концепцию Тарда, видя важнейший механизм социализации в принуждении индивида обществом, социальном контроле.

П. А. Сорокин выделил следующие механизмы социализации:

  • имитацию;
  • идентификацию (осознание принадлежности к какой-либо общности);
  • стыд (в качестве индивидуального контроля);
  • вину (в качестве социального контроля).

Пять основных механизмов социализации

По мнению современных социологов, протекание процесса социализации личности происходит при помощи пяти ключевых механизмов:

  1. Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения;
  2. Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с : образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр.
  3. Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии;
  4. Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
  5. Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества.

Замечание 2

Рефлексия является механизмом осмысления человеком своих действий, того, почему он таки или иначе воспринимается другими людьми; она является мысленным диалогом человека с самим собой. При помощи рефлексии человек способен формироваться и меняться, осознавая и переживая ту действительность, в которой он живет, свое место в этой действительности и себя самого.

Степень воздействия на процесс социализации тех или иных механизмов определяется его полом, возрастом, психическими особенностями, принадлежностью к той или иной культуре. Каждый из рассмотренных механизмов социализации выполняет свою роль на определенном этапе социализации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Карельская Государственная Педагогическая Академия

по общей педагогике

на тему: "Механизмы социализации личности"

Выполнила: студентка 1 курса

Левичева Н.В.

Преподаватель:

Раевская О.С.

Петрозаводск

Введение

1. Понятие социализации

2. Этапы социализации

3. Механизмы социализации

Заключение

Список литературы

Введение

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. В одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение. Поэтому процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Сегодня проблема человека очень актуальна, поэтому находится в центре внимания и составляет основу междисциплинарных исследований. Настоящее время характеризуется обостренным интересом к проблеме личности и индивидуальности.

Цель работы: рассмотрение механизмов социализации личности.

Задача: раскрыть особенности социализации и её механизмы.

1. Понятие социализации

Социализация (лат. socialis -- общественный) -- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40--50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

В социологических исследованиях выделяют два подхода к теории социализации.

Представителем первого направления является З.Фрейд, рассматривающий человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним "табу" 1

Представителем второго направления является Эмиль Дюркгейм, который в своих известных исследованиях отношений человека и общества неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Смысл позиции Э.Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой 2 .

Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (В.Ч.Гуд, Б.Уолтен) толкуют "социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптации их как часть собственной личности". Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г.Герри Пейджа, Дж.Томаса, Алана Р.Маршалла: "Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми.

Современные социологи Н. Смелзер 4 , Ж.. Т. Тощенко 5 и А. Г. Эфендиев 6 определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям; процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, делающих возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению; процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающимся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений.

Таким образом, социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. То есть под социализацией понимают весь многогранный процесс, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Этапы социализации

Социализация включает в себя различные этапы. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно.

Одни ученые выделяют три этапа:

1) Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.

2) Трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

3) Послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Другие подразделяют этот процесс на два этапа: "первичную социализацию" (от рождения до зрелой личности) и "вторичную социализацию" (связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости).

Есть и другие точки зрения. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Так, выделяют

Младенчество (от рождения до 1 года),

Раннее детство (1-3 года),

Дошкольное детство (3-6 лет),

Младший школьный возраст (6-10 лет),

Подростковый (10-14 лет),

Ранний юношеский (15-17 лет),

Юношеский (18-23 года),

Молодость (23-33 года),

Зрелость (34-50 лет),

Пожилой возраст (50-60 лет),

Старость (60-70 лет),

Долгожительство (свыше 70 лет)

Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.

Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.

3. Механизмы социализации

социализация личность общество

Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард 7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер 8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина 9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

Психологические и социально-психологические;

Социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованны или блокированны в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Заключение

Итак, социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности.

Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

Список литературы

1. Альжев. Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций - ЭКСМО, 2008

2. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003

4. Воронов В.В., Журавлев В.И., Краевский В.В. и др.Педагогика: Учебное пособие (под ред. Пидкасистого П.И.) Изд. 3-е, доп. Перераб, 2002

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - СПб.: Речь, 2004

6. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. - М.: Академия, 2002

7. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 2003

8. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. - Минск: ВЭВЭР, 2002

9. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006

10. Свенцицкий А.Л. "Социальная психология: Учебник". М., 2004

11. Сластенин В, Исаев И, Шиянов Е Педагогика. - М.: Академия, 2007

12. Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Социализация личности - глобальная проблема. - СПб.: Питер, 2002

13. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс /Ж.Т.Тощенко. - М.: Прометей, 1994

14. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика, 1981

15. Эфендиев А.Г. Основы социологии: Курс лекций. Ч. 2. /А.Г.Эфендиев. - 2-е изд., - М: Знание, 1994. - 166 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, основные факторы и механизмы социализации. Становление личности дошкольника в контексте социального окружения. Влияние особенностей семейного воспитания на развитие дошкольников как ведущий фактор социализации дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Сущность социализации личности. Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте. Характеристика социального приюта для детей и подростков. Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2011

    Социальная педагогика как учебный предмет. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Принцип гуманистической направленности воспитания. Сущность, этапы и составляющие процесса социализации. Самоизменение человека в процессе социализации.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Особенности социального развития детей дошкольного возраста. Роль игры в социализации личности дошкольника. Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Рассмотрение процесса социализации личности в условиях общественных изменений. Педагогические методы развития экономического мышления у школьников. Определение необходимости сотрудничества педагогов и родителей в формировании жизненной позиции ребенка.

    творческая работа , добавлен 30.06.2010

    Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Проблема полоролевой социализации личности в психолого-педагогических исследованиях. Своеобразие полоролевой социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах. Формирование основ полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста. Характеристика условий полноценной социализации детей. Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2010

    Особенности и проблемы социализации детей в педагогике и психологии. Изучение социально-значимых качеств личности. Изучение влияния сюжетно-ролевых игр как средства социализации ребят дошкольного возраста. Проведение теоретического анализа видов игры.

    реферат , добавлен 21.03.2014

    Понятие и основные стадии социализации, сферы ее распространения в обществе. Социализированный человек как результат процесса социализации. Особенности социализации детей-сирот. Пути совершенствования социального воспитания в детском доме "Родник".

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс , в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

- это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита - это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация - это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика), изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формирования творческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решать мыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — это не запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитию памяти , а научение анализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментально- сти «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей , образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупности мотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессы дифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям , возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ее универсализма - от ближних к дальним. Ему противостоят другие ценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Механизм социализации личности

Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией , так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

  • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
  • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

Другие психологи, например И. П. Павлов , признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
  • активную форму , проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;
  • трудовой — зрелость:
  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня , т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня , таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации , т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: ; характер; направленность; ; волевые качества; эмоции; мотивации.

Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают се индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация, объединены системообразующими признаками: направленностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью разных механизмов. Есть несколько подходов к рассмотрению механизмов социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард (1843–1904), считал подражание основным механизмом социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер (1917–2005) механизмом социализации считал прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина (р. 1935) в качестве механизмов социализации рассматривает идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский (1924–2006) – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Концепция социализации, предложенная А.В. Петровским, рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-истори­ческие условия, вторая – закономерности развития в рамках референтной общности. Поэтому в его концепции две модели: в первой он описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, во второй – периоды возрастного развития личности.

Ученый считает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминированы извне социальными причинами. Даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.

Развитие личности может быть понято в обоих случаях как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение «макрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Смена микрофаз характеризует развитие внутри каждого из возрастных периодов.

Любой период начинается фазой адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которое в случае успешной социализации решается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.

А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастной аспект социального развития личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации также относятся:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Но и на более поздних этапах онтогенеза возможно запечатление образов, ощущений и т.п.;

– экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

– подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Это один из путей произвольного и чаще – непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Кроме того, выделяют такие психологические механизмы социализации, как имитация, идентификация, стыд и чувство вины. Имитация – это осознанное стремление копировать определенную модель поведения, сходный механизм – подражание; стыд и чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное как с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, так и с реакцией других людей.

Первые два механизма являются позитивными; последние – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Доминирование негативных механизмов, наказаний может привести к защитным фиксациям. Фиксация – защитная символическая тактика поведения, которая позволяет избегать страдания. Обычно она формируется случайно при попытке справиться с затруднением и, в случае успеха, автоматически воспроизводится при актуализации сходной потребности. Когда фиксированные формы поведения оказываются неуместными, сам человек не может их изменить, а наказания только усиливают фиксацию. Так, наказание за проявление агрессивности только усиливает агрессивность. Опыт не идет на пользу. Человек не замечает противоречащих сигналов (защитное сопротивление) или неправильно их истолковывает (рационализация). Фиксации недостаточно подвижны (ригидны) и значительно осложняют социализацию.

К универсальным социально-педагогическим механизмам социализации относят:

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность этого механизма социализации проявляется и в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными – производственными, общественными, клубными и др. структурами, а также средствами массовой коммуникации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами организаций и групп, с которыми человека взаимодействует, а сверстники могут выступать и носителями возрастной субкультуры. Но общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Влияние названных механизмов опосредствуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, коллективу сверстников, значимым людям и пр. Поэтому выделяется как специфический и рефлексивный механизм социализации человека. Рефлексия – это внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Но соотношение роли механизмов социализации у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей различно. Например, в условиях крупного города действует институциональный и стилизованный механизмы. Для людей-интровертов важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Процесс социализации, по мнению А.В. Мудрика, в целом можно представить как совокупность четырех составляющих:

1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств в жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2) относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3) относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни (Мудрик А.В., 2001).

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институализованных образовательных системах, в последнее время предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности – в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовала от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Результатом социализации является социализированность. Отечественный исследователь А.С. Волович (1993) на основе анализа работ западных ученых по содержанию этого понятия пришла к выводу, что социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям», вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования коллектива к члену данного общества.

Но социализированность имеет мобильный характер в связи с изменчивостью общества. Социальные изменения могут превратить сформированную социализированность в неудачную (переезд из региона в регион, из страны в страну и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» – изменение ставших неадекватными ценностей, норм, отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К.К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации.

Поэтому ряд исследователей по-другому трактуют социализированность. Она рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др. личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Такой подход американский ученый А. Инкельс называет «заглядыванием вперед». Представители этого подхода считают, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

В работах М. Райли и Е. Томаса представлен еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они полагают, что сложности в социализации возникают тогда, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Ученые считают, что человеку необходимо осуществлять ролевые замещения или перестройку ценностных ориентаций, т.е. находить соответствие между своими ценностями и выполняемыми им социальными ролями, т.е. индивид должен стремиться в случае неуспеха в социализации к перераспределению самоэкспектаций и научиться оставлять предшествующие роли.

Некоторые ученые отмечают, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих требования и предписания. Социализированность человека должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Так, американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивает, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

Таким образом, в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

От названных компонентов зависит успешность социализации человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие социализации. Термин <социализация>, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева). При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Как следствие - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, возрастная специфика этих контактов. Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Самосознание личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности.

Есть несколько различных подходов к структуре <Я>. Наиболее распространенная схема включает в <Я> три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе) (И.С.Кон).

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида <расширяющуюся действительность>, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Механизмы социализации

-Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

-Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются создавались специально для осуществления функции социализации (система бразования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (армия).

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми.

- Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Стадии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая:

а) ранняя социализация (до школы)

б) стадия обучения (школа, возможно вуз)

Трудовая: весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая: начиная с ухода на пенсию. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Крайним выражением этой точки зрения является идея <десоциализации>, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста (общественные организации), в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Сюда же относится теория Эриксона.

Институты социализации. - т е конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. До сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Трудовая стадия: важнейшим институтом является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Например, идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Послетрудовая стадия: можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Основные характеристики анализа социального развития личности: личностная зрелость, социальная адаптация, социальная адекватность, изоляция, депривация.

Личностная зрелость - Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третьи воспринимают зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Личностная зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек, по мнению большинства исследователей, обладает следующими характеристиками:

Собственная развитая система ценностей;

Развитое чувство ответственности;

Потребность в заботе о других людях;

Активное участие в жизни общества;

Способность к психологической близости с другими людьми;

Высокий уровень жизнедеятельности;

Осознание смысла своей жизни;

Умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Способность к эффективному использованию своего потенциала;

Стремление к самореализации.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

Достижение равновесия в динамичной системе «среда – личность»;

Повышение социальной активности личности;

Регулирование общения и взаимоотношений;

Формирование эмоционально – комфортных позиций личности;

Повышение сплоченности и стабильности социальной среды.

Существуют несколько классификаций адаптации .

По степени активности субъекта :

Прогрессивная: приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.;

Регрессивная (проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества).

По форме проявления:

Внутренняя, проявляющаяся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

Внешняя - это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации.

По механизму осуществления: добровольная и принудительная. Принудительная влечет за собой деформацию интеллектуальных моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений. Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре.

По мнению М.Р.Битяновой, результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

Собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему функционировать как участнику различных социальных ситуаций.

Активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

Конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Изоляция - обособление, уединение индивидов или социальных групп.
М.Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции по инициатору изоляции:

1) вынужденную изоляцию, в силу сложившихся обстоятельств, независимо от собственного желания или воли общества (например, заблудившаяся в тайге экспедиция);

2) принудительную изоляцию, когда общество сознательно обособляет людей, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма;

б) закрытие группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (например, монахи, отшельники, сектанты);

4) добровольно-вынужденную, когда достижение какой-либо значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок), а также учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий психическое состояние человека, возникающее в результате длительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, в достаточной мере и в течение длительного времени; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушении социальных контактов.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации .

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальностьНедостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Для ребенка он особенно губителен.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами, не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями)

Депривация социальная – ограниченная возможность для усвоения социальной роли, осуществления общественной самореализации.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых мам, ухаживающих за своими детьми, у водителей-дальнобойщиков

Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома (отшельники)

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной», устойчивой психической структурой.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, все время ждут подвоха со стороны других.