Сообщение об истории возникновения транспорта. Детям про транспорт. История транспорта. XIX век, продолжал пользоваться рожденной в предыдущем столетии паровой машиной и всемирно совершенствовать ее. Однако создавались и новые варианты двигателей - электр

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о современном транспорте.

2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта. 3.Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице.

4. Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные

операции (сравнение, обобщение); развивать творческое мышление.

5. Совершенствовать диалогическую речь, обогащение и активизацию словаря:

колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль», виды транспорта:

наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, железнодорожный,

сельскохозяйственный.

Материал:

Панно с набором картинок различных видов транспорта, рисунки «История автомобильного транспорта», индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам), макет улицы города, выставка автомобильного транспорта.

Предварительная работа:

1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота», «Машины вокруг нас», «Великие открытия».

2. Занятия «Пещерные люди», «Гиганты прошлого», «Крестьянское подворье», «История колеса».

3. Экскурсии по улицам города.

4. Изготовление макета «Улица города».

Воспитатель приглашает детей в «музей транспорта».

Прослушивание магнитофонной записи (звуки и шумы улицы, транспорта)

Что за звуки и шумы вы услышали?

Самолёт, поезд, машины – что это?

А какие виды транспорта вы знаете?

Какой вид транспорта чаще всего можно встретить в нашем городе?

Назовите виды наземного транспорта.

Перед вами панно и разные виды транспорта. Найдите каждой машине своё место (работа с панно)

Чем отличается воздушный транспорт от водного?

Как называется транспорт, перевозящий людей?

Как называется транспорт перевозящий грузы?

Панелевоз какой вид транспорта и почему?

У машин, как и у людей много разных профессий: грузчики, почтальоны, санитары, военные.

А для чего они нужны? Кто создал их?

Да, благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника.

А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад?

Как они выглядели?

Хотите узнать, как они появились?

Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах. Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница. Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. На колесницах шли в бой, торжественно въезжали в захваченные города, мирно соревновались на Олимпийских играх. Но на колеснице было ездить неудобно, т.к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи: багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи т воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль», что значит сам движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна,

т.к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные:

два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла,

они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.

Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы, создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах.

Ребята, вы знаете, что сотрудникам музея, часто приходится разгадывать тайны старинных предметов, вещей, картин. Мне кажется, этот конверт хранит какую-то тайну.

Попробуем её разгадать? Здесь зашифрованные картинки. (Задание – соедини по точкам.)

Наша экскурсия по музею закончилась, и я приглашаю вас отдохнуть.

Физминутка.

Непрерывный поток транспорта на дорогах создаёт аварийные ситуации. Подойдём к макету «Улица города» и посмотрим, какие аварийные ситуации здесь возникли. Найдите их.

Ситуации: велосипедист – ребёнок выехал на проезжую часть,

женщина с коляской переходит улицу на красный сигнал светофора,

неправильно установлен дорожный знак,

девочка на роликовых коньках прицепилась к движущемуся транспорту,

дети играют в мяч на тротуаре.

Сегодня мы побывали с вами в «музее транспорта» и узнали об истории автомобиля.

Транспорт появился в мире несколько тысячелетий назад, когда для перемещения грузов или людей стали использовать мускульную силу рабов, прирученных животных, а также носилки, коромысла, волокуши и другие приспособления.

Рост торговли и войны способствовали развитию транспортных средств, созданию повозок на полозьях и колесах, речных, озерных и морских лодок, плотов, пирог и других судов, перемещаемых при помощи весел или шестов. Первые колесные повозки (телеги и ко­лесницы) появились три тысячи лет до нашей эры в одном из древ­нейших очагов цивилизации Западной Азии - Месопотамии. Со­здание таких повозок послужило импульсом для развития сухопутного транспорта, а именно привело к необходимости строи­тельства первых искусственных наземных дорог в Персии, Китае, Европе. Римская империя, простиравшая свое могущество на три

континента, имела обширную сеть сухопутных дорог протяженностью около 75 тыс. км. К этому же време­ни относится сооружение первых де­ревянных мостов через небольшие реки, овраги, ущелья.

В средние века нашей эры началось строительство каналов, связывающих внутренние водные пути. На озерах и морях появились весельные, затем и парусные суда, которые просущество­вали до наших дней и послужили ши­рокому развитию мореплавания, тор­говли, путешествий.

На рис. 1 изображено парусное Рис. 1. Каравелла X. Колумба судно - каравелла Христофора Ко- «Санта Мария» (Испания)


Лумба «Санта Мария». Флотилия из трех каравелл под командо­ванием Колумба в 1492 г. пересекла Атлантический океан и дос­тигла острова С. Сальвадор, а Васко да Гама в 1498 г. совершил на каравеллах плавание из Европы в Индию.

ÒВозникает вопрос: «Что же было до появления первых автомобилей?» ÒДля того чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому времени, когда человек не очень отличался от других представителей животного мира. В истории человечества этот период называется «до нашей эры», а человек, живший в то время, — первобытным. Однако даже у первобытного человека часто возникала потребность переносить с места на место всевозможные предметы. При этом, естественно, хотелось сделать это как можно быстрее и с наименьшими затратами.

Просмотр содержимого документа
«История транспорта»

История автомобиля: от колеса до современной техники

Составила: воспитатель Кузяйкина О.Л.



Первобытный строй

  • Возникает вопрос: «Что же было до появления первых автомобилей?»
  • Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому времени, когда человек не очень отличался от других представителей животного мира. В истории человечества этот период называется «до нашей эры», а человек, живший в то время, - первобытным. Однако даже у первобытного человека часто возникала потребность переносить с места на место всевозможные предметы. При этом, естественно, хотелось сделать это как можно быстрее и с наименьшими затратами.
  • В первую очередь такая потребность возникала во время охоты. В погоне за дикими животными охотник уходил довольно далеко от стоянки своего племени, и ему приходилось нести убитого зверя на плечах. Это был тяжелый и длительный процесс, перечеркивающий радость удачной охоты. Пришлось искать более легкие способы переноса добычи.

Все началось с колеса

  • Люди не только охотились, они стали засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города; началась торговля камнем, лесом, зерном... При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не могла не родиться.


Затем человек придумал повозку

  • И жизнь его значительно облегчилась: стало возможным перевозить тяжести с места на место, обрабатывать землю, затрачивая меньше сил, передвигаться на большие расстояния быстрее.

Конные экипажи

  • В повозки стали запрягать лошадей и быков- так появились первые конные экипажи. Один из наиболее известных древних экипажей- колесницы

Деревянные телеги

  • Затем у повозку стали делать на четырех колесах. И назвали телегой или колымагой.
  • С древних времен и до наших дней люди используют телеги в сельском хозяйстве

  • в XV в. был сделан значительный шаг в развитии конных экипажей. Кузов, словно люльку, подвесили на кожаных ремнях к раме повозки. Плавно покачивая кузов, ремни, исполняя роль рессор, гасили все толчки, возникающие при движении. Так древняя колымага превратилась в более удобный и совершенный экипаж - карету. В связи со сложностью изготовления число первых карет было невелико, и они смогли стать достоянием лишь коронованных и титулованных особ.

  • Начиная с XVI в. у кузова кареты появились бока, изготовленные из кожи, натянутой на деревянный каркас, затем жесткая крыша и окна. Карета превратилась в маленький уютный дом на колесах

Дилижансы

  • Со временем города росли и расширялись, росла и ширилась торговля между городами. Появилась необходимость в общественном транспорте. Первым общественным транспортом стал дилижанс. Дилижанс - большой крытый экипаж, предназначенный для пере-возки людей, грузов, почты.
  • Он стал предком наших автобусов и троллейбусов

первый автомобиль

  • Шло время…росли города… расширялась торговля.. У людей появилась нужда передвигаться на далекие расстояния, и освободить при этом животных от тяжелого труда- перевозки грузов на далекие расстояния. Люди стали думать о изобретении «Самобеглой коляски»





Первый автомобиль

  • Первый автомобиль выглядел так.
  • Наверное, не все знают, что у автомобиля есть самый настоящий день рождения. Можно считать, что автомобиль родился 29 января 1886 года - именно в этот день немецкому инженеру Карлу Фридриху Михаэлю Бенцу был выдан патент DRP-37435 на «транспортное средство с мотором, работающим на бензине». Этим транспортным средством был Motorwagen - трехколесный автомобиль, точнее будет назвать его трёхколёсным двухместным велосипедом с бензиновым двигателем.

Автомобили 19-го века

  • Со временем у автомобиля появилось четвертое колесо, крыша, мягкие сиденья, фары

Автомобили 20-го века

  • Автомобили видоизменяются постоянно, с каждым разом становясь все более комфортабельными и удобными

Автомобили 20-го века

  • Инженеры придумывают новые формы кузовов автомобилям для увеличения их скорости и удобства, также меняют им цвета, но смысл автомобиля остается в главном: скорость и удобство перемещения из одного места в другое.

Современные автомобили

  • Современные автомобили могут развивать скорость до400 км в час, их двигатели имеют мощность 140 лошадиных сил, умеют сами поднимать и опускать стекла на окнах, сами паркуются, у них есть подогрев руля и сидений, кондиционеры, видео, радио и даже телевизоры и интернет.

ранспорт, как и земледелие, добывающая и обрабатывающая промышленности является сферой материального производства. В отличие от других отраслей народного хозяйства транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

В сущности, без перемещения орудий и предметов труда, самого человека невозможно ни добывание пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

Потребность в перемещении грузов возникла на самых первых этапах человеческой культуры. Зарождение пешеходных троп относится к первобытно-общинному периоду существования человеческого общества, когда появились постоянные поселения, зародилось скотоводство и земледелие. Направляясь на охоту или рыбную ловлю, люди избирали пути, пролегающие по наиболее удобным для передвижения местам, обходя препятствия. В результате многократных проходов возникали тропы, в первую очередь у выходов из поселений, на подходах к бродам.

Следует отметить, что на этом этапе развития человечества потребности в транспорте были минимальными, так как ограничивались обслуживанием собственных нужд.

Первыми "техническими средствами" сухопутного транспорта были волокуши из жердей, простые короткие шесты, которые позднее, видоизменяясь, получили название коромысел. Пара шестов превратились в известные носилки.

С приручением домашних животных – быков и ослов (в Египте – в VI – V тысячелетиях до нашей эры, в Европе – в III тысячелетии до нашей эры) возникли первые требования к выбору и подготовке пути, вначале в виде обламывания мешавших ветвей.

В этот же период зарождался водный транспорт. Вид плывущих по реке деревьев наталкивал на мысль о постройке плотов, а вид дуплистого дерева – на устройство челнока путем выжигания и выдалбливания. В странах, где было развито скотоводство, зарождалась идея надутых мехов, как средства для переправ. На безлесном побережье северных морей появились кожаные лодки и т. д.

Появление металлических орудий, развитие скотоводства и земледелия привели к зарождению торговли, вначале как обмена между соседними поселениями, потом путем многократных промежуточных обменов с более отдаленными. Возникла торговля. Начались захваты имущества соседей, превращение пленных в рабов. Из разраставшихся племен возникли рабовладельческие государства. Вооруженные конфликты между соседями превратились в целенаправленные войны для захвата территорий, обложения данью. Это создало потребность в системе сухопутных и водных путей:

· для торговли;

· военных походов;

· управления государством;

· культовых шествий (городские улицы).

Старейшие из известных нам больших государств или цивилизаций возникли на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в Древней Греции и Древней Италии (Риме). Своим развитием эти великие цивилизации обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту, прежде всего водному.

Например, Египет, по свидетельству Геродота, за 5 тыс. лет до н. э. обладал многочисленным речным и морским флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тысяч человек. По Нилу на плотах и судах в больших количествах перевозились продукты земледелия и животноводства, ремесленные изделия, лес, строительные материа­лы для крепостей, храмов, дворцов, жилищ и, в частности огромные каменные блоки весом до 3 т для постройки пирамид и статуй.

Мореплавание в Египте получило особенно большой прогресс в эпоху завоевания Египта греками-македонцами. Наиболее крупный порт в Александрии был оснащен уникальным маяком высотою 200 м (на о. Фарос). Ночью свет от костра отражался металлически­ми зеркалами. Недаром фаросский маяк считался одним из 7 чудес света.

Задолго до нашей эры в Египте строили огромные корабли. Один из них, например, имел длину 93 м, а в движение приводился с помощью 200 весел, за которыми сидели свыше 1500 гребцов. Его борта были защищены крепостной стеной с 24 башнями; на носу были укреплены 7 таранов; корма снабжена 4 рулевыми веслами по 15 м длиной; судно было снабжено 4 деревянными и 8 железными якорями. Корабль вмещал 3-тысячное войско.

О понимании египтянами важной роли транспорта говорит также факт первой попытки сооружения ими канала для связи Средиземно­го моря с Красным, которая относится ко времени Рамзеса II Вели­кого (XVI в. до

н. э.). Главной побудительной причиной считают стремление Египта развить торговлю с Аравией, откуда Египет, в частности, получал медь.

Вторая попытка соорудить канал была предпринята около 610–595 гг. до н. э. фараоном Нехао, который, видимо, знал о возможно­сти выхода в Индийский океан. По Геродоту, Нехао нанял финикий­ских моряков для исследования Африки. Выйдя из Красного моря, они обогнули весь континент и через 2 года прибыли в Египет со стороны Гибралтара. Однако жрецы воспротивились этому, рабо­ты остались незавершенными, и только примерно через 100 лет при Дарий I Средиземное и Красное моря были соединены.

Значительную роль в развитии человеческого общества сыграл сухопутный транспорт. Древнее латинское изречение гласит "Via est vita " (Дорога есть жизнь. Его можно перефразировать – "Транспорт есть жизнь "). Еще в древности наряду с тропинками, по которым груз перемещался носильщиками, на важнейших связях между поселениями, городами, государствами стали возникать караванные пути. Великий "шелковый путь" длиной 7000 км связывал Дальний Восток с Африкой и Европой.

Крупным шагом прогресса явилось изобретение колеса (примерно в V– IV тысячелетиях до нашей эры). Конструкция колес претерпела длительную эволюцию от дисков из толстого бревна до колес со спицами.

Идею колеса следует признать величайшим изобретением человеческого гения, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе, и, во-вторых, потому что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Первые повозки на колесах – колесницы (рисунок 1.1), появились за 5 тысяч лет до нашей эры в Западной Азии в степной зоне, где рельеф местности не создавал препятствий для передвижения.

Колеса сначала представляли собой поперечные обрубки круглых бревен, потом сбитые деревянными планками ободья. В дальнейшем колеса стали делать со ступицей и спицами, то есть такими, как мы привыкли их видеть.

После изобретения колеса следующим шагом в развитии сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. Опыт показал, что колесные повозки требуют подготов-

ленной поверхности для передвиже-

ния, при этом, чем ровнее и тверже поверхность, по которой катится колесо, тем менее усилий требуется для тяги повозки. Чрезмерная крутизна дороги и большие неровности на проезжей части резко затрудняют или полностью исключают применение колесных повозок.

Создание искусственных дорог – выдающееся событие в истории человеческого общества. В отличие от речных и морских путей сообщения, расположение которых предопределено самой природой, искусственные дороги в принципе можно строить в любом направлении и в любую точку суши. Там, где строились сухопутные дороги, государства росли территориально и укреплялись в хозяйственно-политическом отношении. Великое Персидское царство, коренное население которого жило на Иранском нагорье, лишенном судоходных рек в VI в. до нашей эры, захватив Египет, Вавилон, Малую Азию, часть Закавказья, Средней Азии и Индии, удерживало в своих руках огромную территорию от реки Инд на Востоке до Эгейского моря на Западе.

Управление таким огромным государством было бы невозможно без сети сухопутных дорог. Такая сеть была создана. Основой ее была "Царская дорога " длиной 2400 км от Эфеса на берегу Эгейского моря до города Сузы на берегу Персидского залива, где жил царь Дарий I (рисунок 1.2).

Геродот, проехавший по этой дороге, свидетельствует, что примерно через каждые 25 км на ней сооружены станции с различными службами и сооружениями.

Могущество Римской империи, занимавшей большие территории на трех континентах, было обусловлено сооружением сети сухопутных дорог

протяженностью около 75000 км.

Все дороги Рима начинались от пло-

щади Форума, где стоял "золотой" столб (нулевая точка отсчета расстояний) и расходились на 5 главных направлений. Первое направление – на Азию с переправой через Адриатическое море к Балканскому полуострову и с дальнейшим разветвлением дороги на юг Греции и на северо-восток к Херсонесу и далее. Второе – на Византию и далее на Азию. Третье – на Германию и Британию. Четвертое – на Испанию и пятое – на Африку с переправой через Мессинский пролив в Сицилию и далее на Карфаген, откуда одна ветвь шла на запад по побережью Африки до Гибралтарского пролива, а другая – на восток до Александрии. При обратном движении все дороги вели в Рим, чем оправдывалось буквальное значение широко известной поговорки.

Римляне показали высочайший класс искусства в сооружении дорог, достойный удивления и восхищения современных специалистов. Царицей этой сети считалась "Аппиева дорога" – начальный участок магистрали Рим – Африка (рисунок 1.3). Чудом дорожного искусства древних римлян считалась также "Троянова дорога", проложенная по берегу Дуная. В районе "Железных ворот", где Дунай течет в глубоком ущелье, она была вырублена частично в отвесных скалах, а частично висела на мощных деревянных брусьях, укрепленных концами в шурфах.

Рисунок 1.3 – Поперечный разрез "Аппиевой дороги"
Магистральные дороги строи-лись по единой технологической схеме: в основании – каменные блоки или крупный камень, выше – галька величиной с кулак, еще выше – с грецкий орех, самый же верхний слой состоял из мелкой

гальки смешанной с песком. Общая величина покрытия составляла около метра, поэтому римские дороги по праву называли "лежачими стенами". Почти все римские дороги были прямыми, поскольку повозки в то время не имели поворачивающейся передней оси.

В отличие от Римской империи в средневековой Европе, расколотой на сотни мелких княжеств, герцогств и графств, не требовалась мощная транспортная сеть. Замкнутые и часто враждующие между собой феодальные государства мало заботились об улучшении дорог. Падение рабовладельческого строя стало концом и римской техники дорожного строительства, которая базировалась на использовании практически неограниченных источников рабского труда. Прокладывать новые дороги в то время могло только местное население, привлекаемое на барщину. В результате стали появляться новые грунтовые дороги облегченной конструкции.

Однако упадок дорожного строительства привел к необходимости значительного усовершенствования колесных экипажей. В XY в. появился новый вид транспортного средства – карета (польское слово от латинского "carruca " – четырехколесная повозка) с кожаными боковинами, а затем и застекленная.

В XYII в. карета обрела уже почти все элементы, применяемые в автомобиле: кузов, рессорную подвеску, шкворень передней оси, тормоза, прочные и легкие колеса с надетой на них примитивной металлический, позже – гуттаперчевой шиной.

На протяжении многих веков и тысячелетий основной движущей силой наземного транспорта были сначала быки и ослы, затем лошади и другие крупные домашние животные. Но все время человека не покидало желание найти какой-то иной вид энергии, не подверженный усталости, болезням и чувству голода. Такой энергией поначалу был ветер.

О сухопутном применении паруса сохранилось мало сведений. Однако в одной из летописей говорится, что князь Олег при походе на Царьград (Константинополь) поставил свои ладьи на колеса.

В России в 1752 году крепостной холоп из Нижнегородской губернии Леонтий Шамшуренков сделал "самобеглую коляску". Она приводилась в движение усилиями 2-х человек.

В 1791 году Иван Петрович Кулибин (1735–1818 гг.), земляк Шамшуренкова, создал более современную конструкцию "самобеглой коляски" (рисунок 1.4) Он вместо 4-х применил только 3 колеса. Равномерное движение коляски обеспечивал большой маховик, расположен-

ный под рамой коляски. Кроме того, имелась своеобразная коробка скоростей с передвижной ведущей шестеренкой и тормозные устройства на специальных пружинах, плавно останавливающие экипаж. Механизм коляски был настолько остроумен, что позволял совершать довольно быструю езду в гору и медленную с горы. Два человека располагались на сиденьи в открытом кузове в качестве пассажиров, а третий находился сзади, попеременно поднимая ноги, он надавливал приводные рычаги, приводя коляску в движение. Он же и управлял экипажем.

В 1690 г. француз Дени Папен построил паровую машину, состоящую из цилиндра и поршня, которая получила название "атмосферной". Принцип работы машины заключался в том, что на дно цилиндра под поршень наливалась вода, которая подогревалась горелкой. В результате нагрева пар выталкивал поршень вверх. Затем горелка убиралась, а поршень охлаждался холодной водой и под действием атмосферного давления возвращался в нижнее положение. Цикл длился одну минуту. Эта машина оказалась неработоспособной.

Использовав идею Папена, английский кузнец Томас Ньюкомен построил «водоотливную машину». Чтобы каждый раз не кипятить под поршнем воду, он соединил трубкой паровой котел и цилиндр. В цилиндр сначала подавался пар из котла, а затем – холодная вода из бочки, которая конденсировала пар.

Иван Ползунов в 1763 году спроектировал первую паровую машину для приведения в действие воздушных мехов на Колывано-Воскресенских заводах, состоящую из 2-х пароатмосферных цилиндров ньюкоменского типа. Построенная в мае 1766 года (сам Ползунов, надорвав свои силы, умер за неделю до пуска машины) она в ноябре того же года была выведена из строя и заброшена.

Машина Ньюкомена была неэкономичной, однако, после усовершенствования в 1784 г. Джеймсом Уаттом – механиком университета в Глазго, паровая машина стала прототипом мирового универсального механического двигателя, преобразовавшего не только производство, но и весь уклад жизни народов. Уатт добавил конденсатор, парораспределитель (золотник) и подачу пара по обе стороны поршня. Он же ввел оценку мощности в лошадиных силах.

Паровая машина позволила создать транспортную самоходную единицу, теоретически любой мощности и независящую от условий погоды. Приспособленная для вращательного движения, она стала основой технического прогресса на всех видах транспорта.

Рисунок 1.5 – Паровая повозка Кюньо
Впервые в качестве двигателя паровой двигатель был использован французом Никола-Жозефом Кюньо (1715–1804). Его "паровая телега" (рисунок 1.5) была изготовлена в 1769 году в мастерских парижского арсенала и предназначалась для транспортировки орудий и другой военной техники. Телега имела 3 колеса, причем переднее колесо было и ведущим и направляющим. Котел подвешивался впереди переднего колеса

топкой в сторону движения. Скорость движения повозки доходила до 4 км/ч. Через каждые 15 минут движения повозке требовалось столько же времени для доливки воды и подъема давления пара. "Паровая телега" Кюньо с 1794 года хранится в музее.

В 1801 году Ричард Тревитик построил самодвижущийся пассажирский экипаж "пышущий дьявол", как прозвали его в народе (рисунок 1.6). При испытаниях он перевернулся из-за огромных колес (2,5 м в диаметре) и сломался к радости извозчиков и населения. Сам Тревитик больше не возвращался к своей затее, а стал конструировать паровозы. Но его последователи продолжали разрабатывать и запатентовали повозки своей конструкции. Были разработаны более мощные, более легкие и экономичные паровые двигатели для повозок, скорость которых достигала 30 км/ч. На повозках с паровым двигателем начали применять

эластичные шины, рулевую трапецию, механизм для вращения колес одной оси с разными оборотами – дифференциал, цепной и даже карданный вал от паровой машины к ведущим колесам.

Вскоре на смену тяжелым и маломощным паровым машинам пришел двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Изобретателем ДВС считается французский механик Жак Этьен Ленуар (1822–1900), который в 1860 году построил газовый двигатель. Однако французский военный инженер Филипп Лебон создал проект газового двигателя за 60 лет до Ленуара, но реализовать его не смог, так как трагически погиб в 1804 году. Были и другие предшественники Ленуара, однако его заслуга состоит в том, что он построил не опытный экземпляр, а технологичную, пригодную для производства машину, причем как раз в тот момент и в том месте, где в ней была исключительная потребность.

Использовав разработки Ленуара, подручный продавца из Кельна Николаус Отто сконструировал экономичный газовый двигатель с КПД, достигающим 15 %. Двигатель назвали четырехтактным, так как процесс в нем совершался за четыре хода поршня и соответствовал двум оборотам коленчатого вала. Двигатель в основном использовался в стационарных условиях, так как его масса на 1 кВт достигала 500 кг и требовался большой резервуар для размещения запаса газа.

Наибольший вклад в создание бензинового двигателя, пригодного для использования на транспортных средствах, внесли Г. Даймлер (1834–1900) и В. Майбах (1846–1929). Первый двигатель Даймлера (1882) годился не только для стационарного, но и для транспортного использования. Частота вращения вала двигателя Даймлера была в 4-5 раз больше, чем у газовых двигателей и достигала 900 оборотов в минуту. Значительно уменьшилась масса двигателя.

Еще более экономичный двигатель удалось создать немецкому инженеру Рудольфу Дизелю (1858–1913). В 1893 году им были построены первые образцы двигателя с воспламенением топливной смеси от сжатия, доведенного постепенно до 40 атм. Используя в качестве топлива керосин, двигатель Дизеля достигал КПД 34 %.

Большое значение для развития автомобильного транспорта имело создание ирландцем Джоном Бондом Данлопом надежной пневматической шины, которая была запатентована в 1888 году. Позже оказалось, что эдинбургский инженер Роберт Уильям Томсон получил патент на аналогичную пневмашину в 1845 году. Однако Томпсон умер не оставив наследников и его изобретение осталось забытым.

С развитием феодализма были созданы новые условия для развития материального производства и, следовательно, для транспорта. С ростом производительных сил усилилось общественное разделение труда. На определенном этапе вместо городов – крепостей и городов – центров власти и администрации стали расти города – центры ремесла и торговли. Увеличение объема производства, развитие сельского хозяйства обострили потребность в транспорте как для производственных нужд, так и для внешней межгосударственной торговли. В связи с этим во многих странах производились работы по расширению сети речных, морских и сухопутных путей сообщения.

Открытие новых торговых путей и новых стран в XV–XVI веках ускорило процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе. Это время, известное под названием периода великих географических открытий, положило начало колонизации Африки, Азии и Америки.

К концу XVII века были известны пять материков. Последний, шестой континент – Антарктида был открыт русской экспедицией на судах "Восток" и "Мирный" под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена в январе 1820 г.

В XIX веке появился новый вид сухопутного транспорта – железнодорожный . Первая в мире коммерческая железная дорога была построена в Англии в 1825 году под руководством Стефенсона.

В течение всей предшествующей истории транспортные средства (суда, повозки, животные), как правило, принадлежали владельцу груза, осуществлявшему перевозку.

При капитализме, по мере укрупнения предприятий, усложнения техники, технологии и возрастания объемов производства, хозяину предприятия становилось все труднее содержать собственное сложное и дорогостоящее транспортное хозяйство, которое невозможно было всегда интенсивно использовать. В связи с этим вскоре транспорт выделился в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. Это позволило ускорить процесс формирования самого транспорта и освободить от сложных функций машинное производство.

Людмила Куликова
Конспект занятия в старшей группе «История транспорта»

Конспект занятия по ФЦКМ «История транспорта» в старшей группе

Цели . Знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.

Материал . Иллюстрации с изображениями старинного транспорта, перфокарта «Правильно – неправильно», костюм бабушки.

Ход занятия.

1. Психогимнастика «Волшебник».

Детям предлагают вообразить, что они – волшебники и могут исполнять свои желания и желания педагога. Педагог дает задание поставить ту или иную игрушку налево – направо – вперед – назад – наверх – вниз.

2. Сюрпризный момент. Заходит педагог в костюме бабушки.

Бабушка. Здравствуйте! Дети, я сегодня хочу рассказать вам, на чем ездили в старину, на чем перевозили грузы. По улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Управлял повозкой извозчик. Как вы думаете, какое время года было лучшим для передвижения по улицам? Зимой не было грязи, снег прикрывал все вокруг. В ту пору ездили на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого в любой конец города. Лихой извозчик скачет и поминутно кричит: «Гись, гись! (Поберегись)» - а народ расступается в разные стороны. Дети, а скажите, что у нас сейчас вместо повозок?

Дети. Вместо повозок сейчас машины.

Бабушка. А кто ими управляет?

Дети. Ми управляет водитель.

Бабушка. Нужно ли водителю кричать, чтобы люди побереглись? Что есть у водителя для этого? (Ответы детей)

Бабушка. Тротуаров вдоль дороги в старину тоже не было. Позже, когда появились булыжные мостовые, люди стали ездить в экипажах, в которых помещалось до 10 человек. Запрягали экипажи парой лошадей. Ребятки, а скажите, что у нас сейчас вместо экипажей?

Дети. Вместо экипажей сейчас пассажирские автобусы.

Бабушка. Лошади везли и появившуюся позже конку, которая представляла собой вагон, едущий по рельсам. Как видите, лошади очень долго служили людям в городе. А где сейчас можно встретить лошадей? (Ответы детей). Верно, они помогают сейчас в сельском хозяйстве. Дети, а что у нас сейчас вместо конки?

Дети. Сейчас вместо конки трамвай.

Бабушка. И вот, наконец, лошадей заменил двигатель. Появился первый трамвай, который работал на пару. Всего три вагона, первый из которых имел паровую машину с дровяным топливом. Такой трамвай называли паровичком. После паровичка появился трамвай, работающий на электричестве.

Шло время, менялись улицы, менялся транспорт. Появились автомобили. Первые выглядели смешно, это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновым двигателем вместо лошадей (показывает иллюстрации первых автомобилей).

Много времени прошло с тех пор. Какими стали улицы нашего города теперь?

Дети. Улицы стали широкими, асфальтированными, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать Правила дорожного движения.

Бабушка. Каким тал транспорт?

Дети. Транспорт стал более быстрым, вместительным, удобным.

Бабушка. Какие виды транспорта работают от электричества?

Дети. От электричества работают троллейбус и трамвай.

Бабушка. Молодцы!

Правил дорожных на свете немало

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из Правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья:

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Понравилась ли вам моя история о создании транспорта? Сейчас транспорт современный, скоростной, быстрый, поэтому вы обязательно должны знать Правила дорожного движения, чтобы не случилось с вами беды. (На прощание бабушка дарит детям новую игру по Правилам дорожного движения).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие по стране Транспорта» «Путешествие по стране Транспорта» Цель Закрепить знания детей о родовом понятии «транспорт», его дифференциации (наземный, водный, воздушный).

Цель: дать понятие о видах транспорта (наземный, воздушный, водный). Задачи: - исследовать виды транспорта: наземный, водный, воздушный;.

Конспект обобщающего занятия в средней группе «Виды транспорта» Конспект обобщающего занятия в средней группе Тема: «Виды транспорта» Задачи: 1. развивать умение классифицировать виды транспорта.

Конспект занятия для старшей группы «История хохломы» Конспект занятия для старшей группы «История Хохломы» Составитель: Гелашвили А. В Цель: Познакомить детей с новым видом декоративно.

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Мосты для пешеходов и транспорта» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МОСТЫ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ И ТРАНСПОРТА» Цель: учить детей создавать замысел конструкции.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Виды транспорта: наземный, воздушный, водный» Методическая разработка по образовательной деятельности в ДОУ. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Виды транспорта: наземный,.