Страна происхождения фиалки. Лагерь смерти Лангенштайн-Цвиберге

Тема: Простая и сложная формы будущего времени глаголов. Урок усвоения новых знаний.

Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи:

1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.

Методы обучения:

1. проблемные;

2. частично-поисковые;

3. наглядные.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная;

2. коллективная;

3. групповая;

4. в парах;

5. индивидуальная.

Средства обучения:

1. ИКТ. Презентация по теме.

2. Карточки.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!

Отгадайте загадку.

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок … (Винни-Пух.)

Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?

Хорошо быть медведем, ура!

Хорошо быть медведем, ура!

Нет, победю!

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Нет, побежду!

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!..

Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.

3.Выявление места и причины затруднения.

Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? (Глагол изменяется по временам.)

В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)

Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).

Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?

что делать? побеждать

что сделать? победить

Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)

что буду делать? буду побеждать

что сделаю? ???

Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?

Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время: читать, прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.

Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).

Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.

Дети работают в тетради по рядам.

Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)

я буду дружить подружусь

ты будешь дружить подружишься

он будет дружить подружится

мы будем дружить подружимся

вы будете дружить подружитесь

они будут дружить подружатся

я буду прыгать попрыгаю

ты будешь прыгать попрыгаешь

он будет прыгать попрыгает

мы будем прыгать попрыгаем

вы будете прыгать попрыгаете

они будут прыгать попрыгают

Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)

Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.

Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)

Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).

Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)

Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?

В русском языке его назвали вспомогательным.

5.Реализация построенного проекта.

Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?

Ребята, а мы можем образовать простую форму будущего времени? (нет) Как же нам поступить? (образовать сложную форму будущего времени)

Правильно сказать: буду побеждать.

Составление алгоритма.

1.Образуй неопределённую форму глагола.

2.Задай вопрос.

3.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, образуется сложная форма будущего времени.

4.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, образуется простая форма будущего времени.

5. Если нельзя образовать простую форму будущего времени, то можно использовать сложную форму будущего времени.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение. (Работа в парах по карточкам)

Мирно и радостно мы (жить),

Вместе (играть),

Крепко (дружить),

Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

И (исполнить) в жизни все наши мечты!

Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.

Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени. (Алгоритм)

От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполним упражнение по учебнику. Откройте учебники на странице 40, упражнение 33. Прочитайте задание. (Каждый ряд по 1 глаголу, 3 ученика работают у доски)

Повторение алгоритма.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Выполняем упражнение 29 на странице 35. Повторение алгоритма.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, вы такие молодцы! Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного?» Запишите ответы. (Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)

Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха - Пятачок.

Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями.

Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?

Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре) Что получилось?

глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени...

  1. Загугли)

  2. напишу напишем напишешь


    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться


    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число


  3. В простом будущем времени только одно слово. Глаголы позвоню, посмотрю, загляну, доделаю будущего простого времени. В сложном - два и одно из них в начальной форме. Глаголы буду звонить, хочу смотреть, останусь глядеть, пойду делать будущего сложного времени.
  4. авававава

  5. буду читать, буду есть - будущее сложн
  6. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  7. карочь вс просто словововово глагол
  8. за гугли
  9. Будущее время в английском языке (Future tense) имеет четыре формы, которые могут выражать:
    1. Будущее простое действие (Future Simple)
    I will visit him tomorrow. Я навещу его завтра.
    2. Будущее продолжительное действие (Future Continuous)
    The same time tomorrow I will be walking the streets of Rome. Завтра в это же время я буду гулять по улицам Рима.
    3. Действие, которое совершится к определнному времени в будущем (Future Perfect)
    They will have built the factory by summer. Они построят завод к лету.
    4. Действие, которое к определнному моменту в будущем уже будет длиться некоторое время (Future Perfect Continuous)
    By next month I will have been working in this Bank for five years. К следующему месяцу я буду работать в этом банке уже пять лет.
    5. Если ведется речь о будущем времени с точки зрения прошлого, то употребляется время "Будущее в прошедшем" (Future in the past)
    I knew youd come. Я знал, что ты придшь.
  10. выбираешь-будущее простое
    будешь выбирать будущее сложное
  11. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  12. прочитаю буд. вр
  13. надвинеться
  14. прочитаю, съем - будущее простое
    буду читать, буду есть - будущее сложное
  15. в мире вс не так просто

Как найти время глагола?

Глагол - это часть речи, обозначающая действие. Глаголы меняются по числам, лицам и временам. Не считая того, они имеют спряжения, виды и наклонения. В российском языке выделяют три главные формы времени глагола: прошедшее, истинное и будущее. Побеседуем подробнее о том, как разобраться во временах глагола.

Формы выражения будущего времени в английском

Определяем вид глагола.

Глаголы бывают совершенного и неидеального вида. Совершенные глаголы указывают на то, что действие уже изготовлено (либо будет изготовлено) и итог достигнут. К таким глаголам подходит вопрос “что сделать?”. У совершенных глаголов выделяют всего два времени: прошедшее и будущее.

Неидеальные глаголы могут быть в прошедшем, реальном и будущем времени. Они отвечают на вопрос “что делать?”.

Глаголы прошедшего времени.

Основными признаками того, что глагол относится к прошедшему времени, являются:

суффикс -л; (шел, летел) окончания -а(дамский род), -о(средний род) и -и(множественное число). У глаголов мужского рода в прошедшем времени нет окончания. Пример: играл, игралась, игралось, игрались.

Чтоб осознать, что глагол стоит в прошедшем времени, к нему, зависимо от рода и числа, необходимо подставить последующие вопросы:

Глаголы реального времени.

В реальном времени глагол отражает действие, происходящее в момент речи. Общий определяющий вопрос таких глаголов:

Как ранее говорилось выше, в реальном времени могут быть глаголы только неидеального вида.

Окончание глагола в реальном времени будет зависеть от того, к 1-ому либо 2-ому спряжению он относится.

Окончания глаголов первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь (2-ое лицо); -ет (третье лицо). Пример: несу, несешь, несет; читаю, читаешь, читает.

Множественное число: -ем, -ём (1-ое лицо); -ете, -ёте (2-ое лицо); -ут, -ют (третье лицо) Пример: несём, несёте, несут; читаем, читаете, читают.

Окончания глаголов второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ишь (2-ое лицо); -ит (третье лицо). Пример: лежу, лежишь, лежит; строю, строишь, строит.

Множественное число: - окончания -им (1-ое лицо); -ите (2-ое лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: лежим, лежите, лежат; строим, строите, строят.

Глаголы грядущего времени.

Глаголы в дальнейшем времени отражают действие, которое планируется сделать либо действие, которое будет изготовлено в дальнейшем. Определяющие вопросы для единственного числа глаголов:

Вопросы для множественного числа глаголов:

У неидеальных глаголов в дальнейшем времени возникает одна увлекательная особенность - они преобразуются в сложные глаголы. К инфинитиву добавляется глагол “быть” в подходящей форме. К примеру: буду гулять, будем бегать, будут играть.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь, -ёшь (второе лицо ); -ет, -ёт (третье лицо). Пример: отнесу, отнесёшь, отнесёт; прочитаю, прочитаешь, прочитает.

Множественное число: -ем, -ём (первое лицо); -ете, -ёте (второе лицо ); -ут, -ют (третье лицо). Пример: отнесём, отнесёте, отнесут; прочитаем, прочитаете, прочитают.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ишь (второе лицо); -ит (третье лицо). Пример: полежу, полежишь,полежит; построю, построишь, построит.

Множественное число: - окончания -им (первое лицо); -ите (второе лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: полежим, полежите, полежат; построим, построите, построят.

Тезисы

Глаголы будущего времени, сложная и простая. Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам Глагол как. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Простую форму будущего времени имеют глаголы совершенного вида. Из данных Вами глаголов. Какие Глаголы Не Имеют Форм Настоящего Времени. Глаголы Русский Язык Формы Глагола Глагол. форм настоящего времени не имеют. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. какой глагол имеет простую форму будущего времени; позвать срывать получать согревать. какой глагол имеет простую форму будущего времени …. Пользователь Ольга Попова задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 1. Что такое будущее простое время глагола? Каждый глагол имеет В формах настоящего и будущего времени глаголы (с какой целью? Времена глагола в русском языке - Идиомы на пяти. В русском языке две формы будущего времени: принесёт ли какой-либо результат. Глагол имеет начальную форму , имеет две формы: простую и из будущего времени.

Цель урока

Задачи урока :

Развивающие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Сложная и простая форма глаголов будущего времени»

Тема урока: Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

Цель урока : научить правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи.

Задачи урока :

Образовательные задачи: создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

Развивающие задачи: развитие общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Оборудование : учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина, таблица формы глаголов.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин).

II. Актуализация знаний (7мин).

III. Изучение новой темы (25мин).

IV. Закрепление (8мин).

V. Домашнее задание (2мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Скажите, что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Как изменяется глагол? (По временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам.)

Как называется по-другому изменение глагола по числам и лицам? (Спряжение.)

Молодцы, ребята.

А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.

III. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать изучать глаголы. Научимся различать простые и сложные формы глаголов.

Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы играть, читать, писать и таблички с указанием временной формы с вопросами.

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Посмотрите, что у нас получилось:

поиграет / будет играть

напишет / будет писать

С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. Еще они могут изменяться по числам.

Теперь ребята, вы внимательно послушаете текст и мы все вместе выпишем глаголы в столбик на доске, выделим окончание, определим время.

Обучающимся на листках раздается текст «Ураган».

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

Теперь поставим эти глаголы в будущем времени, в простой и сложной форме. Используем таблицу.
Проверка работы ученика и класса.

Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени

глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени

IV. Закрепление изученного материала.

Придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- Придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

На какой вопрос отвечают слова будут петь, будет бегать, будем наступать, будешь кричать, будете думать.

V. Домашнее задание.

Выполнить писменно упражнение 61 на странице 27.

Настоящее время глагола

По основе настоящего времени различаются глаголы тематические

и нетематические . Тематические – это такие глаголы, у которых между основой и личными окончаниями имеется тематический гласный е (Iспряжение) или и (II спряжение). Тематический гласный сохраняется во всех формах, кроме 1-го л. ед. ч. и 3-го л. множ. ч., например: несешь , видишь ; ср. 1-е л. – несоу , вижоу , 3-е л. – несоуть , видишь .Глаголы I спряжения в зависимости от качества согласных основы – твёрдости или мягкости - в 1-м л. ед. ч. и 3-м л. мн. ч. делятся на две группы: несмягчённое спряжение и смягчённое . Тематические глаголы в процессе исторического развития

претерпели небольшие изменения. Книжная форма на - ши во 2-м л. ед. ч. впоследствии была заменена повсеместно формой на - ил . В 3-м л. ед. и мн.ч. с XIII в. в севернорусских говорах устанавливается твердое окончание - тъ , ставшее со временем литературным: несетъ , несоутъ , пишетъ , пишоутъ . После утраты двойственного числа (к XIV в.) глагол стал спрягаться только в единственном и множественном числе. Нетематические – это глаголы, у которых личные окончания присоединяются непосредственно к основе. В эту группу входят всего четыре глагола: бытии, дати),ђсти,вђдђти.

В древнерусском языке было три формы будущего времени: одна

простая и две сложные. Будущее простое . В роли будущего простого выступало настоящее время от глаголов совершенного вида: придоу , понесоу , вълезоу , възьмоу Однако в древнерусском языке не было резкого разграничения, как в современном языке, между формами будущего и настоящего времени. Поэтому форма настоящего времени от одной и той же основы могла иметь значение то настоящего, то будущего времени. Это свидетельствует о том, что в древнерусском языке еще не было четких норм выражения будущего времени. Оформление категории

будущего времени связано с окончательным разграничением совершенного и несовершенного вида.

Будущее сложное первое выражалось сочетанием инфинитива

спрягаемого глагола и настоящего времени вспомогательного глагола. функции вспомогательных глаголов употреблялись хотЬти, имЬти, почАти, начАти. Эти вспомогательные глаголы, теряя своё лексическое значение,играли лишь роль формального показателя будущего времени. Будущее сложное второе состояло из причастия на - л - спрягаемого глагола и вспомогательного глагола боудоу : боудоу писалъ . Эта форма обозначала будущее действие, которое

предшествовало другому будущему, и употреблялась главным образом в условных придаточных предложениях. Будущее сложное второе вышло из употребления к XVI в.

24. История форм повелительного и сослагательного наклонения. Повелительное наклонение образовывалось от основы настоящего времени и имело в единственном числе формы 2-го и 3-го лица, во множественном и двойственном – 1-го и 2-го лица. Повелительное наклонение оканчивалось в древности не во всех глаголах одинаково. Это зависело от того, и какие были глаголы – тематические или нетематические. Тематические глаголы в единственном числе оканчивались на - а . Во множественном и двойственном числе от глаголов I несмягчённого спряжения повелительное наклонение имело суффикс - Ь -, а от глаголов I

смягчённого и II спряжения – суффикс - и - . Нетематические глаголы в единственном числе оканчивались на ь. Во множественном и двойственном числе эти глаголы имели суффикс -и-. От глагола i есмъ повелительное наклонение боуди . В 1-м и 2-м л. множ. и дв. ч. был суффикс -Ь-. По нетематическому типу образовывалась форма 2-го л. ед.ч. повелительного наклонения от глагола видђти; вижь (ст.-сл. виждь). Данная система повелительного наклонения, как свидетельствуют памятники, значительно изменилась уже к XIII в. Так, в памятниках XIII в. не встречается двойственное число в повелительном наклонении глагола.В дальнейшем в повелительном наклонении сохраняется только 2-е л. ед. и множ. ч. При этом под влиянием пишите , хвалите и т.д. начинают употребляться формы несите , ведите вместо несђте , ведђте . А глаголы с основой на г и х в результате выравнивания основ теряют последствия второго смягчения заднеязычных: вместо пъци появляется пеки , вместо

бђзи бђги и т.п.С XVI в. безударное конечное -и во 2-м л. ед. ч. утрачивается: боуди > будь , въстани > встань , сΔди > сΔдь . Форма 2-го л. множ. ч. Стала образовываться прибавлением к форме единственного числа окончания -те : веди ведите , помоги помогите , встань встаньте , сядь сядъте . Формы ђжь ђдите , дашь дадите были заменены формами ешь ешъте , дай дайте .

Сослагательное наклонение обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное при определенных условиях. Оно выражалось в древнерусском языке сочетанием спрягаемых форм аориста от быти (быхъ ) с причастием на - л -: быхъ писала , бы писалъ и т.д. С исчезновением аориста (примерно с XIII в.) аорист от глагола быти в сослагательном наклонении перестал спрягаться. Общей формой для всех лиц и чисел становится форма 2-го и 3-го л. ед. ч. бы, которая превращается в частицу бы . Поэтому сослагательное наклонение в современном русском языке изменяется только по родам и числам.

14.Состав счетных слов в древнерусском языке. Грамматические признаки. Синтаксические свойства. В древнерусском языке числительного, как части речи, не существовало. Для выражения кол-ва использовались счетные слова, которые являлись существительным или прилагательным. Прилагательные обозначавшие число от 1-4;Сближались с прилагательными т.к. такие слова с огласовывались с существительными в роде, числе, падеже (Синтаксич. Связь-согласование). Склонялись по местоименной сис-ме склонения.Название чисел от 5-10 выступали в качестве существительных, т.к. имели определенный род и изменялись по числам. Также сорок , сто , тысяча в древнерусском языке были

существительными, изменявшимися по разным типам склонения Синтаксическая связь-управление.

23. История синтетических форм прошедшего времени глагола .

В древнерусском языке было 4 формы глагола прошедшего времени: 2-е синтетические и 2-е аналитические. Аорист и имперфект относились к синтетическим формам. Аорист обозначал действие, целиком отнесенное к прошлому. Существовало два типа аориста. От основ инфинитива на гласный образовывался так

называемый древний сигматический аорист, от основ на согласный

образовывался сигматический тематический, или «новый»,

аорист. Особенностью древнерусского аориста было

наличие одной формы для 2-3 лица дв. ч.: пекоста , ходиста . Другим простым прошедшим временем, использование которого в

древнерусском языке также было ограничено книжно-литературнымиписьменными памятниками, был имперфект. Специфическая особенность славянского имперфекта – актуализировать моменты настоящего в контексте прошлого.

Пишущий (повествующий) как бы задерживает внимание на некоторыхсобытиях, происходивших в ряду с другими. Образовывался имперфект, так же как и аорист, от основ обоих

видов. В древнерусских текстах фиксируется не только архаичный, но и«стяженный» имперфект: ношахъ , печахъ , хожахъ .Формы 3 лица ед. и мн. ч. практически всегда употреблялись с элементом - ть ,В истории прошедшего языка эти формы упростились. История прошедшего времени в русском языке определяется двумя

факторами:· утратой перфектом значения результатива и закреплением в значении универсального прошедшего времени;

· слиянием видовых и временных значений.

Но внешнее упрощение прошедших времен и сохранение только одного из них вовсе не означает упрощения временных значений. Те функции, которые когда-то выполняли особые временные формы, в значительной степени «взяли на себя» глагольный вид и семантика конкретных глаголов, а также условия контекста. Даже при беглом наблюдении можно обнаружить, что современное прошедшее время «включает» значения, в древности выражаемые разными формами – аористом, имперфектом,перфектом, плюсквамперфектом. Так, аористные значения в тексте обычно выражаются глаголами совершенного вида: побежал , увидел , написал , спел . Глаголы несовершенного вида используются в имперфективном значении: лес шумел , заря занималась , мы долго стояли на мосту. У исследователей нет единства во мнениях относительно времени и

особенностей утраты этих форм. Полагали, что сначала утратился имперфект, поскольку он не встречается уже в древних деловых текстах. Затем произошла утрата аориста.