Типы и способы восприятия информации. Как воспринимается речь

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине - на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации , так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста , от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы “продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон . Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание . Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):


Рис. 59. Условия восприятия и понимания учебного материала

- формой учебного материала, которая может быть предметной, образной, речевой и символической;

- уровнем трудности учебного материала. Она зависит наряду с другими условиями от его связи с имеющимся у студентов опытом, знаниями и умениями;

- значением, важностью учебного материала. Оно может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Этот материал должен быть значимым для самого обучаемого, т.е. отвечать его интересам, целям и потребностям;

- осмыслением. Установлено, что осмысленный матери­ал быстрее и легче усваивается, длительнее и полнее сохраня­ется в памяти.

При организации и осуществлении учебно-воспитатель­ного процесса преподавателю необходимо учитывать также не­которые медико-биологические факторы, влияющие на процесс обучения.

На восприятие информации, обучение студентов существенное влияние оказывает состояние их здоровья, связанное с низкой реактивностью организма, его работой часто на предельных нагрузках, недосыпанием (нехватка только получаса сна в сутки снижает работоспособность студента на 10-20 %). Неудовлетворительному состоянию здоровья и чрезмерному утомлению обучаемых “способствует” также недостаток положительных эмоций, отсутствие удовлетворения результатами учебы, нарушение режима дня, гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Студенты подвержены также нервно-психическим заболеваниям. Причинами неврозов могут быть:

Социально-культурные факторы;

Психологические факторы, связанные с взаимоотношениями студентов в различных микрогруппах;

Психолого-педагогические факторы, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса (адаптационные трудности; несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарность преподавателя, конфликтные ситуации с ним; психическое, эмоциональное напряжение; повышение нервозности в период зачетов и экзаменов; чрезмерно большой объем информации; дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и другие).

Учитывая все это, преподаватель должен помочь студен­там научиться пережить все эти трудности, активизируя адап­тационные возможности организма студента, правильно орга­низуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения инфор­мации, способствуя развитию их интереса к изучаемой дисци­плине.

Таким образом, успешность обучения и воспитания во многом зависят от преподавателя, от его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учета психофизиологических закономерностей восприятия информации студентами. Владея ими, преподаватель сможет организовать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

Установлено, что область видения глаз не ограничивается только фиксационной линией движения глаз по строчке, а образует значительное "поле зрения" в несколько строчек выше и ниже читаемой, фиксируемой глазом.

Строчки, лежащие выше или ниже читаемой, воспринимаются в "боковых полях видения".

Спрашивается, какое значение имеют эти "боковые поля видения" для взрослого чтеца или школьника, который готовится к поступлению в ВУЗы Польши , России, Европы или США?

Опыты с устранением таковых полей показали, что взрослый читатель, ограниченный в своем поле чтения лишь одной строчкой, испытывает какую-то беспомощность в понимании читаемого текста.

Дело в том, что боковые или косвенные поля видения, давая возможность оглядываться на пройденный путь и заглядывать в дальнейший, ориентируют читателя в содержании цельного воспринимаемого текста, помогая в установлении связи между читаемыми словами и даже фразами.

Иную картину мы видим в чтении ребенка. Прежде всего глаз его движется не скачками или толчками, как у взрослого, а равномерно от буквы к букве, делая на строчке столько остановок, сколько имеется буквенных значков. При этом поле чтения ребенка суживается до одной воспринимаемой в фиксационной линии движения глаз строчки, а боковые поля видения, давая ряд фиксационных, мешающих раздражений, не только не помогают акту чтения, а расстраивают его, отвлекая глаз к этим мешающим фиксационным раздражениям.

Оценивая с точки зрения добытых экспериментальной педагогикой данных относительно актов чтения взрослого и ребенка как методы обучения грамоте, так и пособия для чтения (буквари и азбуки), мы должны прежде всего принять общее положение, что целью обучения грамоте является приведение ребенка (начинающего) к типу чтения грамотного, т. е. выработать в нем уменье читать целыми словами, приучить его глаза к таким же движениям при чтении, какие совершают глаза грамотного человека.

Почти все издававшиеся до недавнего времени азбуки и буквари в этом отношении резко противоречили тем требованиям, какие должны быть к ним предъявлены с указанных точек зрения.

Раскройте первые страницы любого букваря: вы здесь найдете все, что развлекает внимание маленького читателя, целый ряд мешающих раздражений, отвлекающих глаз от фиксационной линии чтения. Тут и буквы разного формата, величины и шрифтов, тут и рисунки, и образцы прописи! И самая фиксационная линия читателя явится не такой, к какой должен бы привыкать глаз читающего: эта линия не ведет глаз читателя от левого края строчки к правой, а ведет по вертикальной линии сверху вниз.

Знаменитые столбцы слов в букварях распространенного типа не способствуют выработке нужных навыков движения глаз при чтении. Не находит для себя места и поводов в этих букварях и упразднение боковых или косвенных полей видения, имеющих важное значение в ориентировании читателя в содержании читаемого материала.

В самом деле, какой повод для ориентирования в тексте читаемого могут дать слова столбцов букварей?

Редкие из старых азбук и букварей удовлетворяли указанным условиям. Можно указать на два классических пособия, которые удовлетворяли многим и главнейшим из перечисленных требований, это — "Родное Слово" Ушинского и "Новая Азбука" Л.Н. Толстого. Из современных пособий, по мнению П. О. Афанасьева, более или менее удовлетворяет указанным условиям букварь Фортунатовой и Шлегер "Шаг за шагом".

В издаваемом Государственным Издательством букваре П. О. Афанасьева "Читай, пиши, считай", автор его стремился согласовать как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание с приведенными требованиями.

Из рассмотренного видно, что все те явления, с которыми мы имеем дело в книге, — восприятие напечатанных слов, выделительных конструкций, восприятие объектов изобразительной графики, — всё это получает должное объяснение в свете структурной психологии.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.

Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3Dпринтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3Dинсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4Dпревращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.

Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова