Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")": Русский язык

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

10.1 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение».

Цели :

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли. Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев).

Задание 2. Перепишите. Определите тип речи.

Что делает кровь?

Почему кровь так важна для нашего организма? Ведь есть органы, более важные, чем кровь, например, сердце или печень. Однако кровь тоже является важным элементом человеческого организма. Во-первых, кровь разносит по всему организму кислород, которым мы дышим. Во-вторых, кровь борется с микробами, которые попадают в наш организм. Она обволакивает их и затем уничтожает. В-третьих, кровь может быть вязкой и сворачиваться, что происходит при порезах.

Задание 3. Выберите правильные варианты значений (дефиниции) неологизмов.

1. Бакалавр

1. Нарушать, лишать стабильности

2. Баланс

2. Близкий к фашизму

3. Беспредел

3. Соотношение данных, цифр

4. Дестабилизировать

4. Очень активный

5. Дивиденд

5. Склад ума, характер мышления

6. Диссидентство

6. Наблюдение, оценка, прогноз

7. Интерактивный

7. Любитель лакомств

8. Квота

8. Настроенный враждебно к властям

9. Коллаж

9. Соединение разнородных элементов

10. Консолидация

10. Давление

11. Коричневый

11. Способствующий фашизму

12. Менталитет

12. Верующий, путешествующий по святым местам

13. Мониторинг

13. Учёная степень

14. Неблагонадежный

14. Диалоговый

15. Паломник

15. Произвести санацию полости рта

16. Прессинг

16.Несогласие с господствующей идеологией

17. Профашистский

17. Часть прибыли

18. Саммит

18. Встреча глав государств

19. Санкционировать

19. Объединение, сплочение

20. Сертификат

20. Допустимая норма

21. Отсутствие каких-либо норм, правил, законов

22. Признать законным

23. Нефашистский

24. Относящийся к монитору

25. Удостоверение

Глоссарий

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Дедукция

Индукция

Коллоквиум

Полемика

Синтез

Задание на СРСП: 1) Задание 1.

Задание на СРС: Задание 2, 3. Выписать толкование слов глоссария.

Литература

Print - S , 2005. – 529 с.


10.2 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Типы рассуждений».

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование»

«Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование».

Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступают в форме рассуждения.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых – сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

Например: «Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение».

В художественной литературе рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого, философского осмысления действительности и др.

Например: «Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь» (Абай Кунанбаев).

Цель рассуждения: исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения: используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Модель текста-рассуждения: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки па авторитеты, заведомо истинные положения и т.п.) и вывод.

Виды рассуждений:

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

  1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью теста – рассуждения.

  1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Пример рассуждение-объяснение (что это такое):

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

  1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
  2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
  3. После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том.., что, вот почему, вот, например, об этом свидетельствуют такие факты, как, как выяснилось…
  4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
  1. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тесте, а могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и.т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга:

  1. экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
  2. система проблемных вопросов и ответы на них;
  3. выводы.

Задание на СРС: Составьте текст-рассуждение на темы:

  1. «Необходима ли цензура в Интернет?»
  2. «Плюсы и минусы электронного бизнеса»
  3. «Безопасность человека в Интернет-пространстве»
  4. «Интернет и культура (проблема деградации личности)

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print - S , 2005. – 529 с.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30669. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра 13.08 KB
Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.
30670. Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник») 13.94 KB
В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из Сан-Франциско. Рассказ Господин из Сан-Франциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа некий господин из Сан-Франциско становится символом бездуховного буржуазного мира.
30671. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» 14.18 KB
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре рассказ Изергиль о своей жизни легенда о Данко.Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни два представления о ней.Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу Данко же решил добыть ее для всего племени.
30672. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в 13.4 KB
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем поднимаемой в классической литературе.Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь свое дворянское и офицерское достоинство.В романе Евгений Онегин дуэль становится тем явлением которое противоречит внутреннему миру героя.Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь в противоположность Ленскому.
30673. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 13.32 KB
Булгакова Мастер и Маргарита Нет зла без добра нет Сатаны без Бога и Сатана также естествен в мире как обитель добра. Это основная философская мысль в романе Мастер и Маргарита. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога устроить судьбу Мастера в новой жизни. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду.
30674. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы 14.29 KB
Тема русского бунта нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы но несомненно свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.Работая над этим произведением писатель пользовался многочисленными историческими источниками совершил поездку по местам пугачевского бунта записывал рассказы очевидцев. В Капитанской дочке перед нами предстает Пушкин художник раскрывающий тему народного бунта в высшей степени художественно.
30675. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы 14.5 KB
Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...
30676. Тема греха и покаяния в русской литературе 13.81 KB
Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.Таким образом тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей.
30677. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3 -4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» 14.68 KB
Тема жизни и смерти в стихотворении Мы теперь уходим понемногу В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил что я успел для чего пришел в этот миЕсенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Жизненный путь пройден природа завершила свой кругСоотношение весны человека и...

Слайд 2

Систематизировать и обобщить знания по теме. Научить различать тексты каждого типа речи и аргументировать свой ответ. Цели презентации:

Слайд 3

Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

Слайд 4

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Слайд 5

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Слайд 6

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Примеры:

Слайд 7

Типичнаякомпозиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете 2) отдельные признаки предмета 3) авторскую оценку, вывод, заключение

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Слайд 11

Повествование - это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Слайд 12

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Слайд 13

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) Пример:

Слайд 14

Типичнаякомпозицияповествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий) 2) развитие действия 3) кульминацию 4) развязку (итог событий)

Слайд 15

Разновидностиповествования: 1) изобразительное 2) информативное

Слайд 16

Слайд 17

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Слайд 18

Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир

Слайд 19

Слайд 20

Пример: Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)Слайд 24

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Посмотреть все слайды

Конспект урока «Функционально-смысловые типы речи. Текст» 10 класс
Учитель Бокатая В.А.
14.12 2016г.
Цели урока: обобщить знания по темам «Текст. Типы речи», привести в систему ранее изученное по данной теме, совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверить степень готовности класса к уроку, наличие необходимых учебных материалов и принадлежностей, рекомендации по использованию учебного пособия и тетрадей, сообщение о том, что в ходе урока будет составляться краткий конспект изучаемого материала.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление и запись темы урока.
2)Реализация мотивационных и метапредметных задач урока:
-Все ли в объявленной теме урока понятно? Как следует понимать во взаимосвязи понятия «функция» и «смысл»? (Деятельность и содержание деятельности)
-При изучении каких предметов вам приходилось применять данные понятия? (Физика, химия, математика, литература)
-Сегодня на уроке литературы вы получили творческое задание по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Какие затруднения вы ощутили перед выполнением этого задания? (Необходимость тщательного изучения художественных текстов, их интерпретация и создание на этой основе собственных аналитических текстов).
Запись на доске: интерпретация – восприятие и истолкование чужого текста с целью создания текста вторичного, собственного)-Так каковы же цели вы видите в рассмотрении сегодняшней темы урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили? (Систематизировать знания о тексте, подходах к его анализа и совершенствовать умения создавать собственные тексты не только на уроках русского языка и литературы, но и других уроках, а также в будущей жизни)
3)Слово учителя.
Несколько лет назад в США проводился конкурс среди старшеклассников, ваших ровесников, представлявших страны Америки, Европы, Азии, Австралии, на лучшее понимание и интерпретацию текстов. Текст же представлял собою обычную инструкцию по использованию холодильной установки для дома. Конкурсанты должны были на время изучить инструкцию, включить установку и написать свой отзыв о прочитанной ими инструкции.
Как вы думаете, ребята из какой страны были лучшими? (Таиланд, Индия, Китай)
Этот пример говорит о том, что текст необходимо не только умело читать, но и вникать в его смысл для того, чтобы быстро и правильно извлекать из него необходимую информацию, выделять главное, эффективно использовать эту главную информацию и уметь оценить как достоинства, так и недостатки чужого текста посредством своего собственного текста любого стиля и типологии.В нашей школьной практике – это сочинение.
Отсюда вытекает еще более прагматичная для нас с вами задача: подготовиться к написанию сочинения по заданному тексту на ЕГЭ по русскому языку в следующем году, поскольку КИМы такую работу на экзамене и предусматривают.
-Помните, какое это задание в КИМ? (25-е)
4)Беседа с классом по материалу учебного пособия, просмотренного учащимися дома.
-Что такое текст? (Несколько предложений, соединенных общей мыслью и темой и связанных грамматически)
По ходу формулировки ответов производится краткая запись положений на доске и в тетрадях
-Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, логическая и грамматическая связь между частями и предложениями)
-Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий).
Учитель: Помните, ребята, что единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Именно темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывая ее.
-Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор, ради чего он и создал текст)
Учитель: Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль (идею) нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
-Примеры: название изученных нами произведений выражают тему или идею произведений? («Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, «Обломов» Гончарова)
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные для понимания проблематики и идеи текста)
-Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста).-Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложений с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора, местоименной или синонимической замены, перифразы, ассоциации, одинаковых форм членов предложения. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому могут служить одинаковый порядок слов, анафора, антонимы, одинаковая цель высказываний и даже интонация).-Переведите данные схемы в словесную форму:

Повтор местоим. синоним

==========

Какие типы речи вам известны? (Повествование, рассуждение, описание)
-Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры из упражнений учебника.
Учитель: типы речи: описание, повествование, рассуждение – могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях. Попытаемся представить себе, какие картины запечатлены в памяти после прочтения любого текста. Что вы можете мысленно представить, обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые вы можете описать, перед нами описание.
-Где функционирую описания (При создании портрета, пейзажа, создания психологического портрета персонажа, интерьера, трудовых процессов, движений и стихий в природе и т.д.)
Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, а как последовательность во времени каких-то событий. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.- А что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки или фото? Ход мыслей. Речь идет о рассуждении. Надо помнить, что рассуждение бывает нескольких видов: просто размышление (обычно в жанре эссе), объяснение (инструктаж), доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свою точку зрения, доказывает (Аргументирует, иллюстрирует свои доводы), делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением. Композиция рассуждения классическая:
Тезис (высказывание, утверждение какой-либо мысли);
Доказательство или опровержение мысли с помощью определенных доводов, аргументов, фактов, примеров;
Вывод, который следует из всего сказанного или написанного выше. Любое сочинение рассуждение можно представить в образе «конфеты», «вкус» и «начинка» которой и есть структура рассуждения: вступление- тезис, основная часть – аргументы, заключение-выводНа доске:

Особенности каждого типа речи мы подробнее рассмотрим на следующем уроке, которое пройдет в форме практического занятия.
А сейчас мы попытаемся поработать с текстами и определим их типологии.
3. Закрепление изученного (практические задания) Работа с раздаточным материалом (см. на отдельном листе), который размещается на каждую парту. Вопросы и задания к текстам – под текстами.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что необходимо знать о тексте?
-Как связаны между собой тема, идея и проблематика текста?
-Какова композиция рассуждения?
-Полезны ли были вам те сведения, которые вы получили в ходе урока.
6.Оценка учителем работы класса.
Домашнее задание по группам: 1 группа – описание, стр.156-167, упр.299; 2 группа – повествование, стр.152-156, упр.199; 3 группа – рассуждение, стр.167-176, упр.311\s

План-конспект урока русского языка в 10 классе
Поповой Л.Ю., учителя русского языка и литературы

Тема: Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи.

Цели занятия: углубление знаний о функционально-смысловых типах речи, структуре, лингвостилистических особенностях, функции, смысловой основе типов речи. Закрепление навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, навыков анализа текста с разными типами речи в одном тексте.
Методы и приемы: углубление ранее изученного материала, анализ текстов; словесный, наглядный, практический. Применение компьютерных технологий.
Тип занятия: урок-исследование, стилистический эксперимент.
Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Как определить тип речи (памятка).

Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия, знакомство с дополнительной литературой по данной теме, раздаточным материалом, таблицей.
Проверка домашнего задания. Анализ образных средств языка в предложенном тексте (По Белову). Блиц-опрос по теме, изученной на предыдущем занятии «Изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
-Наша речь (тема, композиционное и языковое оформление и т.п.) зависит как от цели, мотива, обстоятельств общения, так и от описываемой ситуации. Все разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования; в третьем – в форме рассуждения.
Рассмотрим характерные черты этих функционально-смысловых типов речи.
(Учащиеся составляют конспект)

ОПИСАНИЕ

Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Мир в статике. К тексту можно задать вопрос - каков объект?
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Основные виды описаний
Чаще всего говорят о научном, деловом и художественном описаниях. Научное, деловое описание – это описания, в которых дается перечень существенных признаков предмета, понятие о его свойствах. В описаниях научного характера главное – точность, логическая последовательность. Деловые описания – это инструкции, объявления Художественное – описание, где преобладают изображения образов, впечатлений. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом вовсе не обязательно исчерпывающее, полное.
Функции описания
Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными. Важная функция описания – создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их.
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Примером художественного описания может служить отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи описание)
Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом.
М.Пришвин «Первый мороз». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Мир в динамике – рассказывается о действиях и событиях в определенной временной последовательности. Повествовательный текст развивается во времени, имеет сюжет, действующих лиц. К тексту можно задать вопрос – что произошло?
Основа повествования – рассказ о событиях, действиях, поступках. Повествовать – значит рассказывать о происходящем, сообщать о событиях в определенной последовательности.

Структура текста:
Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последовательное развертывание действия.
Основная часть: развитие действия, кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия.
Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта).
Функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.
Лингвостилистические особенности повествования
Связь между предложениями - цепная. Предложения максимально зависимы друг от друга, особенно рядом стоящие: связаны друг с другом на основе либо лексического повтора, либо с помощью указательных и других местоимений, либо синонимической замены.
Рассказ может вестись как от первого лица, так и от третьего.
Авторское повествование мы находим, например, в повести А.И.Куприна «Олеся». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа повествования.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи повествование)
Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.
- Что тебе, Ярмола? – спросил я.
- Да вот удивляюсь, как вы пишете. Вот бы мне Нет, нетне так, как вы, - смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. – Мне бы только мое фамилие
-Зачем это тебе? – удивился я-Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?
А видите, какое дело, паныч, - ответил Ярмола необыкновенно мягко, - ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую надо надо подписать, или в волости дело, или чтоникто не можетСтароста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатаноТо хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.
Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, - такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать еу уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму.

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли; имеет целью выяснить какое-нибудь понятие; развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.
Мир в причинно-следственных связях – излагаются причины явлений и событий. В целом доказывается или опровергается какой-либо тезис, делается вывод, обобщение. К тексту можно задать вопрос – почему?
Основа рассуждения - перечисление фактов, аргументов, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
Структура рассуждения:
тезис – основная мысль.
доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождающиеся примерами.
вывод, или заключение.
Основная сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь. Однако широко встречается рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, ложности выдвинутого тезиса. В рассуждении могут быть все элементы (тезис, доказательство, вывод), а может отсутствовать вывод, который уже содержится в тезисе.
Лингвостилистические особенности рассуждения
В тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливается логическая и грамматическая связь. Все приводимые факты должны быть убедительными и подтверждающими выдвинутый тезис.
Связь между предложениями – смешанная. Характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, возможно, присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.
Примером рассуждения может служить отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»). Работа с текстом, необходимо доказать, что текст типа рассуждения.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи рассуждение)
Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.
Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией.

Учитель: Следует заметить, что рассмотренные типы речи редко встречаются в изолированном виде. Чаще всего в тексте фрагменты разных типов речи представлены в соединении, причем иногда в таком тесном, что трудно их отграничить. Рассмотрим отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином».
Задание: Необходимо определить тип речи данного текста. Работа с текстом.
(Контекст начинается повествовательным предложением и сразу переходит в описание).

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.
(Далее снова следует повествование):
Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

(Затем снова описание):
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей.

Работа по таблице «Как определить тип речи» (памятка), используем мультимедийную установку.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)

Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения - в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений - в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы - в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД

Итог занятия. Обобщение изученного материала.
Домашнее задание: определить тип речи текста (По Белову).

Исходный текст для домашнего задания

(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.
(5) Страшная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает. (15) Да не будет конца свободе и радости!.. (По Белову)