Урок «Методы географических исследований в географии

«Февральская революция и двоевластие». ...

1. Начало народных выступлений.

2. Окончательный переход войск на сторону восставших. .

3. Перерастание волнений во всеобщую стачку.

4. Первые столкновения с полицией.

5. Совместное заседание Городской и Государственной Дум.

8. Определите принцип образования хронологического ряда и/или продолжите ряд в заданной последовательности: 1761 - 1762, 1762 - 1796, 1796 - 1801...

9. Отметьте цифрами, что из ниже перечисленного появилось: 1 - в бронзовом веке; 2 - в ледниковом периоде; 3- в неолите; 4 - в палеолите.

Составные орудия труда - ..., домашние животные - ..., заготовка мяса впрок - ..., керамика - ..., лук - ..., огонь - ..., приручение лошади - ..., растениеводство -..., охота - ..., формирование языковых групп - ....

10. Вставьте пропущенные в тексте даты.

Задания на определение оптимальных способов формирования хронологических знаний и умений

1. Определите, какие из предложенных ниже заданий эффективнее других способствуют формированию у школьников:

умения устанавливать длительность и последовательность исторических событий.

1) Назовите даты крупнейших побед Александра Македонскоro во время его похода на Восток.

2) Составьте «Календарь важнейших сражений», проведенных Александром Македонским в Восточном походе.

3) На линии времени отметьте даты основных сражений Александра Македонского во время похода на Восток. Придумайте и решите хронологическую задачу на эту тему.

умения соотносить даты национальной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.

4) Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России после Смуты.

5) Составьте синхронистическую таблицу «Россия, Восток и Запад в начале XVII в.»

6) Установите, кто был современником первого царя из династии Романовых в западноевропейских и восточных странах.

умения группировать исторические события вокруг определенных дат.

7) Подумайте, есть ли связь между Соляным бунтом и другими народными волнениями и Соборным уложением 1649 г. Свой ответ аргументируйте.

8) Расскажите о Соборном уложении 1649 г. Какие статьи Уложения имели наибольшее значение для судеб России? 9) Составьте смысловой план, раскрывающий причины на- родных волнений в середине XVII века.

умения устанавливать хронологические рамки исторических периодов, соотносить отдельные факты с определенными периодами истории.

9) Объясните, почему история средних веков делится на три 3 периода.

11) Рассмотрите таблицу «Три периода истории средних веков» по вертикалям. Выясните, какие изменения в хозяйстве происходили в течение трех периодов. Как менялось положение классов и основных слоев населения? Какие изменения произошли в устройстве государства и в культуре?

Игра на уроке истории

На уроке « Исторические пути развития Российской империи в начале XX века» трем группам учащихся был предложен вопрос: Какие из приведенных путей развития России в начале XX в. вы как эксперты предложили бы Николаю II, стремящемуся к тому, чтобы Россия оставалась сильной державой:

    Либеральные реформы в направлении к конституционной монархии;

    Консервативные реформы в целях укрепления основ абсолютизма;

    Радикальные преобразования, установление республиканского строя;

    Маленькая победоносная война или введение военного положения;

    Иные варианты?

Игра «Устный диафильм»

По сути это задание по работе над обычным планом рассказа. Его составление основывается на следующих навыках: выделить главное, разбить текст на части, передать содержание каждой части короткими предложениями. Иная постановка задания – средствами ролевой игры – совершенно меняет сущность работы. Творческий подход, образность восприятия активизируют познавательные возможности школьников и делают процесс познания более эффективным. Игра может быть продолжена и дома. Детям дается задание нарисовать кадры диафильма.

В игре «Три предложения » ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобнее выявлять победителя. В основе этой игры лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила уложить это «главное» в три предложения. Выполнение правил ложится в основу небольшого соревнования: кому удастся точнее уложить содержание услышанного или прочитанного в трех предложениях и, быть может, представить или отстоять свой вариант в столкновении с другими вариантами.

Очень хорошие результаты дает игра «Дерево познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даю задание: по ходу работы с текстом записать на листочках вопросы и задания к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «дереву познания». А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала в разных концах доски, в произвольном порядке записываю вопросы, которые для удобства пронумеровываю.

Вопросы построены на материале изучаемой темы. Объявляю, что по ходу объяснения нового материала будем играть в игру «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска была чистой. Выявляется ученик, или ряд, ответивший на большее количество вопросов.

Игра «Из уст в уста» строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста, в основе которого лежит сюжетно-образное повествование или художественное описание, или образная характеристика. Вызывается 3 участника. Двое из них выходят из класса, а оставшийся участник вместе со всем классом должен выслушать рассказ, который зачитывает учитель для того, чтобы потом пересказать его второму участнику и.т.д.

Последний участник пересказывает классу то, что он понял из речи второго участника. Учитель зачитывает, еще раз рассказ и вместе с классом выясняют, какая информация была пропущена.

В этой игре в основу деятельности ложится операция по усвоению (запоминанию) информации и передачи ее другому. Учащиеся не являющиеся игроками, не совсем пассивные зрители игрового действа: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте. Следующий этап активизации всех учащихся происходит тогда, когда перед последним чтением учитель спрашивает, кто из сидящих в классе может исправить получившиеся ошибки. Подобный анализ ошибок может выявить степень активности большей части учащихся.

Для того, чтобы привлечь ребят к работе с дополнительной литературой провожу игру « Акулы пера », в которой корреспонденты различных газет, задают различные «каверзные» вопросы гостям, приглашенным в студию. Сильному ученику заранее предлагаю подробнее изучить какую- либо личность: он должен как можно больше узнать об этом человеке и попытаться «отождествить» себя с ним на какое-то время.

В начале урока говорю, что урок сегодня не обычный. Представим себе, что сейчас здесь проходят съемки новой телевизионной программы «Исторические «Акулы пера». На передачу приглашен человек интересной судьбы ……….

Мы можем задать интересующие нас вопросы, чтобы как можно больше узнать об этом человеке, а затем написать об этом в своей газете. Так как вы не просто корреспонденты, а «акулы пера», то ваши вопросы должны быть острыми, злободневными, интересными. Кроме того, перед тем как задать свой вопрос не забудьте представиться, то есть сообщить, какую газету вы представляете. После этого дается слово «гостю», его просят рассказать какие вопросы ему понравились, какие нет, какие оказались наиболее сложными?

Учащиеся класса должны отразить полученную информацию в статье, исходя из уклона той газеты, представителями которой они являются.

Работа учащихся в этой игре не сводится к пересказыванию текстов. В ней школьники учатся задавать интересные вопросы, умело отвечать на них. Таким образом информация усваивается более эффективно. Кроме того, ученики класса - не пассивные слушатели, а участники беседы. Класс вовлечен в активную, интересную, заставляющую думать работу.

Самостоятельная работа с текстом становится увлекательной, если превращается в игру «Найди ошибки». Эту работу можно проводить как индивидуально, так и попарно и в виде групповой работы. Так как это изучение нового материала, то ошибки должны быть не очень сложные. Условия игры:

« Ребята, у каждого из вас, (у группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут, разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 минут текст будет собран, и вы получите другой текст, с ошибками, которые вам необходимо будет найти.победит тот, (та команда) кто найдет большее количество ошибок. Возможен вариант игры, когда учащиеся сами пишут (в парах или по одному) текст с ошибками по заданному параграфу, а потом меняются и обнаруживают ошибки.

Для закрепления, повторения и обобщения исторического материала использую кроссворды, чайнворды, ребусы, тестовые задания.

5 класс. «Древняя Греция.»

Игра «Найдите ошибку» Перед вами изображение древнегреческих богов. Что на этих рисунках неправильно?

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Подберите к каждому рисунку соответствующее крылатое выражение.

1. Ахиллесова пята. 3. Сизифов труд. 5. Троянский конь.4. Яблоко раздора. 2. Нить Ариадны.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СПАРТЕ

(Восстановите порядок)

Одним из греческих государств была Спарта. Она находилась в Лаконике, на юго-востоке Пелопоннеса. Основали ее в конце II тысячелетия до н. э. вторгшиеся сюда дорийцы. Спартой правили одновременно два царя, власть которых была ограничена пятью ежегодно избиравшимися эфорами (наблюдателями) . На рубеже IX-VIII вв. до н. э. легендарный спартанский законодатель Ликург создал новый свод законов. Он объявил, что покидает город, и взял со своих соотечественников клятву, что до его возвращения никто не посмеет изменить эти законы. Затем он ушел, чтобы больше никогда не вернуться. По законам Ликурга все дети принадлежали государству, и только оно имело право их воспитывать. Хотите узнать больше о жизни детей в Спарте? Прочитайте отрывок из сочинений древнегреческого историка Плутарха о жизни мальчиков спартанцев. Правда, при переписке все слова в предложениях перепутались. Но если вы проявите достаточное усердие, то сумеете восстановить текст Плутаpxa. Вперед, друзья!

1. Своего; отец; к; приносил; ребенка; старейшинам.

2. Ребенок; и здоровым; старейшины; если; крепким; разрешали; оказывался; его; отцу; воспитывать.

3. Кидали; же; был; пропасть; ребенок; и уродлив; если; слаб; его; в.

4. Собирали; которым; на; семь; отряды; лет; всех; мальчиков; исполнилось; и делили.

5. Условиях; и ели; жили; они; равных; на; вместе.

6. Тот; среди; и смелостью; других; начальником; в; отличался; кто; отряда; понятливостью; состязаниях; становился; военных.

7. Обойтись; чтению; лишь; в; мере; в; этого; нельзя; и письму; той; какой; было; они; учились; без.

8. Сводилось; чтобы; к; воспитание; слушаться; их; борьбе; лишения; беспре­кословно; тому; и побеждать; переносить; в; стойко.

9. Они; 12 лет, плащу; по; получали; исполнялось; одному; им; на; когда; год.

10. Водой; мылись; не; они; теплой.

11. Который; для; голыми; спали; из; себя; руками; они; тростника; на; ломали; подстилках.

12. Кратко; о; если; спрашивали; отвечать; подростков; чем-либо; и четко; сле­довало.

13. Наказывали; многословие; строго; или; болтовню; за; просто.

14. Отряд; воином; его; 20 лет; в; небольшой; мужчин; в; становился; юноша; принимали.

15. Полноправным; он; 30 лет; в; гражданином; считался.

6 класс. Средние века. Игра «Упражнение А, Б, В,».

Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли это так:

А – тьеснярквотс; Б – цорарстыв; В – овтснеовхуд.

    Приходские священники

    крестьяне

  1. Папа римский

  2. ремесленники

    Архиепископы

  3. Папа Римский

Игры дают возможность закрепить материал и активизировать весь класс. К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. По времени игры занимают от 7-30 минут, при хорошей организации.

«Исторический снежный ком».

В игре могут участвовать как несколько участников, так и весь класс. Задается тема, например: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва, Засадный полк и.т.д.»

В конце концов, получается длинный ряд, относящихся к определенной исторической теме. Если участник игры ошибся или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Ребята. Которые не участвуют в игре, должны записывать и следить за правильностью цепочки. Один из учащихся может записывать слова на доске. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записанные на доске слова видны только учителю и выбывшим из игры. Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и.т.д.

Реставрация.

Эта игра может проводиться в нескольких вариантах:

    Дается текст, с пропущенными буквами (дается первая и последняя);

    Дается текст с пропущенными словами, необходимо или самим подобрать слова, или выбрать из предложенного учителем списка;

    Этот вариант рассчитан на детей, которых нелегко увлечь предметом. Им трудно дается материал, от них часто сложно добиться чтения параграфа. Для игры выбирается текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку. Текст делится на полоски. Учащимся предлагается восстановить текст. Чтобы восстановить смысловой порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит довольно качественное усвоение текста. Приложение 2

Очень интересны для учащихся, игры, требующие по определенной информации установить: о каком человеке, городе, деятеле, событии, стране, исторической эпохе идет речь. В результате этих игр закрепляются знания учащихся.

«Отгадай героя» эта игра позволяет выявить как сквозь увеличительное стекло логические способности учащихся. Игра приучает учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Условия игры: один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные «загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти».

Если задав 10 вопросов, водящий не угадывает, он уступает место другому участнику.

« Отгадай термин» эта игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, но класс загадывает не героя, а исторический термин.

Игра может рассматриваться и как первая ступень для введения тестирования.

Тесты используются на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы. На уроке «Борьба народов против татаро-монгольского нашествия» одним из наиболее объемных является вопрос о завоевательных походах монголо-татар. При изучении данного вопроса целесообразно предложить школьникам на основе самостоятельной работы с текстом учебника и картой выполнить следующее задание: расположите государства и земли с учетом хронологической последовательности их завоевания монголо-татарами:

    Северо-Восточная Русь

    Корея и Китай

    Волжская Булгария

    Государство Хорезмшахов

  1. Южная Русь

    Армянские княжества

Применение данного задания помогает не только усвоению нового материала учащимися, но и организации познавательной деятельности на уроке.

При работе с тестовыми заданиями, при закреплении нового материала, можно использовать дополнительные вопросы, которые помогут лучшему усвоению материала.

Используя тестовые задания приходится корректировать их, учитывая разный уровень познавательных возможностей учащихся. Поэтому я готовлю тестовые задания разных уровней сложности. Так на уроке «Основные положения реформы 19 февраля 1861 года» трем группам учащихся даются разные задания:

    Что изменилось в положении крестьян после реформы?

    Крестьяне стали лично свободными

    Признавалось их право на владение имуществом.

    Были отменены подушная подать и круговая порука.

    Крестьяне получили землю в частную собственность.

    Они могли переходить в сословия мещан и купцов.

    Бывшие крепостные наделялись землей без выкупа.

    Какие цели преследовала реформа?

    Уничтожить крепостное рабство как безнравственное состояние, позорящее Россию в глазах цивилизованной Европы.

    Ликвидировать общину и общинное земледелие.

    Ускорить темпы развития страны и преодолеть ее экономическую отсталость.

    Сделать бывших крепостных, которые составляли большую часть населения империи, полноправными гражданами страны.

    Уничтожить помещичье землевладение.

    Предотвратить нарастающие в стране крестьянские волнения.

    Какие из приведенных ниже оценок кажутся вам наиболее верными? Реформа:

    Ускорила развитие капитализма в сельском хозяйстве страны.

    Открыла дорогу другим важнейшим преобразованиям.

    Слабо учитывала интересы крестьян и не решила многие проблемы.

    Была вынужденной уступкой крепостников и сохраняла все их привилегии.

    Стала уловкой со стороны властей, так как не меняла, по сути, положения крестьян.

Выполняя задания такого типа, ученик может либо выбрать одну из предложенных точек зрения, либо попытаться сформулировать свою собственную.

На уроках повторения могут быть использованы тесты:

    На группировку.

    На выбор правильного ответа

    На соотнесение.

Использование тестов разного вида способствует более прочному усвоению новой информации, систематизации знаний, развитию мышления. Использование тестовых заданий позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Очень хорошо помогают активизировать познавательную деятельность учащихся кроссворды, ребусы, головоломки, загадки.

Они бывают самыми разнообразными.

Эти задания интересны детям, их можно использовать и при изучении новой темы, и при объявлении темы урока, для того, чтобы заинтересовать учащихся, и при закреплении нового материала. Работа может проводиться как индивидуальная, так и попарно, ив группе. Так же зная механизм составления ребусов, загадок, кроссвордов и сканвордов учащиеся сами с большим интересом их составляют, а затем предлагают решить товарищам.

Одним из видов игр является театрализация или ролевая игра . Ученики вживаются в роль и дополняют своими чувствами исторические факты. Театрализация позволяет дать ребятам дополнительный материал, побудить ученика к самостоятельному поиску информации. Как известно, самой ценной информацией является не данное учителем, а найденное, «открытое» самим, этот материал запоминается лучше. В рабочих тетрадях по новой истории для 7 и 8 классов (авторы А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) используются разнообразные типы таких заданий:

1. Как вы знаете, в XVT-XVII вв. в европейских странах существовали по­варенные книги. Представьте себе, что вы известный специалист по кулинар­ному искусству и приступили к созда­нию такой книги. Какое меню предло­жили бы вы крестьянской семье, семье бедного горожанина, семье буржуа, бо­гатой аристократической семье?

Составьте и запишите для них при­мерные меню на один день отдельно для XVI-XVII и XVIII вв.

2. Представьте себе, что вы являе­тесь депутатом палаты общин от одного из экономически развитых районов Ан­глии в только что собравшемся парла­менте (1640 г.). Завтра вам предстоит выступить в палате и публично заявить о своих требованиях к королю. Сейчас вам надо взяться за перо, чтобы соста­вить текст будущей речи. Напишите ее.

Имитация исторического источника . При создании такого «документа» ребенок становится на место персонажа, смотрит на мир глазами человека древности. Пытается понять его «изнутри».

Эта работа очень интересна детям, так как позволяет реализовать его литературные таланты, развить его фантазию.

Здесь наступает очень трудный момент, фантазии очень часто могут вытеснять исторические факты. Поэтому необходимо перед началом работы цель работы и критерии ее оценки.

«Дневник купца», «Письмо римского наместника в Сенат», «Письмо спартанца из Афин», «Один день из жизни …».

По наблюдениям и результатам анкетирования, проводимых на протяжении нескольких лет, было выявлено, что результаты качества знаний намного выше; у обучающихся повышается интерес к изучению истории.

Человека всегда интересовало всё, что его окружало: минералы, горные породы, вода, огонь, воздух, растения, животные.

Древние учёные собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности. В своей работе они пользовались различными способами и приёмами, т. е. методами (от греческого слова «методос» - путь исследования, теория, учение).

Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Географическое описание

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, мореплаватели, путешественники, записывавшие первые сведения об открытых землях и населяющих их народах. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности?

Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду.

Картографический метод

Карта - это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты - географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Сравнительно-географический метод

Сравнительно-географический метод - один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

Аэрокосмический метод

В настоящее время этот метод стал одним из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют не только составлять очень точные карты, но и находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за , за деятельностью человека, загрязнениями земной поверхности, получать информацию о других планетах Солнечной системы, о Галактике, Вселенной.

Статистический метод

Статистический метод используют для анализа статистических - количественных и качественных - данных. Статистический учёт вёлся ещё в глубокой древности. Например, в Древнем Китае проводились переписи населения. В настоящее время статистический метод применяют практически во всех отраслях. В географии статистический материал представлен в тексте учебников, в картах, а также в виде диаграмм, графиков, таблиц.

  1. Как древние люди изучали Землю?
  2. В чём заключается метод географического описания?
  3. Какую роль играет в наше время картографический метод?
  4. Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
  5. Применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались учёные древности?

Земля - уникальная планета: только на ней существует жизнь. тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - - делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.

Образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Основные понятия и термины раздела:

  • живая природа
  • неживая природа
  • явления природы: физические, биологические
  • естественные науки
  • физическая география
  • социально-экономическая география
  • методы географических исследований
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Тестовые задания.

1. Ответ на вопрос: «Какие особенности имеет река Амазонка?» даёт

а) описательный метод

б) картографический метод

в) космический метод

г) наблюдательный метод

2. Расцвет картографии в Европе был связан с

а) созданием письменности

б) эпохой Великих географических открытий

в) изобретением бумаги

г) изобретением колеса

3. Космические методы начали развиваться

а) в конце XIX века

б) в начале XX века

в) во второй половине XX века

г) в начале XXI века

4. Научные экспедиции, направленные на исследования Земли, нача-ли организовываться в

в) XVIII веке

г) XIX веке

5. Какая из перечисленных книг может обогатить ваши знания о при-роде Земли?

а) Дж. Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана»

б) Э. Берроуз «Принцесса Марса»

в) Т. Майн Рид «В дебрях Южной Африки»

г) Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»

6. Расставьте названия методов географических исследований в порядке их возникновения. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) космические б) описательный в) картографический

1 2 3
Б В А

Тематический практикум.

Перед вами небольшой отрывок из книги о Евразии. Прочитайте его и ответьте на вопросы.

В южной части Евразии с запада на восток протянулись высочайшие ры планеты — Гималаи. Целых 14 вершин в этих горах поднимается выше 8 км. А самая высокая из них — Эверест, или Джомолунгма, — имеет высоту 8848 м.

В Гималаях, между Китаем и Индией расположена страна Непал, гласно легенде здесь почти 2,5 тысячи лет назад родился принц Сиддхартха Гуатама, которому суждено было стать основателем одной из трёх мировых религий — буддизма.

Столица Непала — город Катманду знаменит своими многочисленными буддистскими храмами и монастырями, многим из кото- IX больше 2 тыс. лет. Город находится на большой высоте и окружен крутыми склонами и глубокими пропастями. Раньше в город не ли большие дороги, а только узенькие тропы, по которым человеку пройти непросто. Поэтому когда в 1954 году король Непала захотел получить автомобиль (до этого он ходил исключительно пешком), ставка того автомобиля оказалась делом очень сложным. Машину шшлось полностью разобрать по частям, перенести по горным тропам в город и там снова собрать. Так в Катманду появился первый томобиль.

1. Какой метод географических исследований применён при состав-лении этого текста?

Метод наблюдения.

2. Какие из географических сведений могут быть проверены с помо-щью других методов географических исследований?

В Южной части Евразии с запада на восток протянулись горы - Гималаи. В Гималаях между Китаем и Индией расположена страна Непал.

3. Какую высоту имеет самая высокая вершина Земли?

4. Сколько автомобилей было в Катманду в 1943 году?

5. Кто является правителем Непала?

Картографический практикум.

Назовите географические объекты, обозначенные на карте цифрами

1. Материк Австралия.

2. Полуостров Индостан.

3. Атлантический океан.

4. Остров Мадагаскар.

5. Материк Южная Америка.

6. Аравийский полуостров

Тестовые задания


1. Ответ на вопрос: «Какие особенности имеет река Амазонка?» дает
А) описательный метод

2. Расцвет картографии в Европе был связан с
Б) эпохой Великих географических открытий

3. Космические методы начали развиваться
В) во второй половине XX века

4. Научные экспедиции, направленные на исследования Земли, начали организовываться в
В) XVIII веке

5. Какая из перечисленных книг может обогатить наши знания о природе Земли?
В) Т. Майн Рид «В дебрях Южной Африки».

6. Расставьте названия методов географических исследований в порядке их возникновения. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

Тематический практикум


Перед вами небольшой отрывок из книги о Евразии. Прочитайте его и ответьте на вопросы.


1. Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Наблюдательный метод.

2. Какие из географических сведений могут быть проверены с помощью других методов географических исследований?
1). В южной части Евразии с запада на восток протянулись горы – Гималаи.
2). В Гималаях между Китаем и Индией расположена страна Непал.

3. Какую высоту имеет самая высокая вершина Земли?
8848 м.

4. Сколько автомобилей было в Катманду в 1943 году?
Ни одной.

5. Кто является правителем Непала?
Король.

Картографический практикум.


Назовите географические объекты, обозначенные на карте цифрами.


1. Материк Австралия.
2. Полуостров Индостан.
3. Атлантический океан.
4. Остров Мадагаскар.
5. Материк Южная Америка.
6. Аравийский полуостров.

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).

Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.

География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.

Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.

Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.

Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).

Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.

К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.

Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.

Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.

Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.

Связь географии с другими науками Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе. Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок - это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников. На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. В своём докладе я попытаюсь привести часть возможных элементов.

Физика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии. География: 7 класс При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика. География: 8 класс При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

Математика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. География: 8 класс Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения. География: 10 класс Анализ половозрастной пирамиды. Расчет ресурсообеспеченности отдельных видов полезных ископаемых. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.

Биология География: 7 класс Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме «Австралия» интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией. География: 8 класс Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека - связь с биологией. Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

Химия География: 6 класс Изучение газового состава атмосферы. Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек») Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

История Географические открытия. История заселения и освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.

Экология География: 8 класс При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы использования» Показать, что подлинное богатство человечества - это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты - одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

Рисование Использование репродукций, фотографий Рисование иллюстраций (например, к сказке о круговороте воды). Рисунки к «разминке» в 6 классе.

Информатика На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

ОБЖ Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.

Музыка Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима». На одном из уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...» Прокомментируйте песню: «Ветер с моря дул, ветер с моря дул... Нагонял беду, нагонял беду...» О каком явлении идёт речь в песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)

Литература В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Поговорки и пословицы: Объясните поговорку: «Много снега - много хлеба». Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь - начало сезона дождей) - Южная Америка.

Приметы погоды - народный календарь Стихи о временах года Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.