Я не ищу гармонии. Анализ стихотворения "Я не ищу гармонии в природе" Заболоцкого Н.А

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.

Я не ищу гармонии в природе... ~ Картины художника Бузунеевой Анастасии

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке.

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой,—

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,

Безумная, но любящая мать

Таит в себе высокий мир дитяти,

Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Николай Заболоцкий

Ernesto Сortazar - secret_feelings

Бузунеева Анастасия Валентиновна, талантливый художник-живописец, мастер песочной анимации, мастер древнего турецкого искусства эбру, родилась 20 ноября 1981 года в Туркмении, городе Мары. Там она провела своё детство. В 1995 году в возрасте 15 лет Анастасия переехала в Татарстан, город Казань, где сейчас проживает с мужем и дочерью.

Мама Анастасии, Татьяна - уроженка Туркмении. Выучившись на технолога, она проработала на ткацком заводе, доросла до должности главного экономиста ткацкого завода. Папа Валентин - родом из Татарстана, села Уралово. Как рассказывали Насте, познакомились родители у подруги Татьяны на Дне рождении в Туркмении. Потом Валентин уехал домой, в Татарстан, но молодые люди долго переписывались. Поняв, что созданы друг для друга, они поженились, и Валентин перебрался жить в Туркмению. Однако, спустя некоторое время, уже после рождения Анастасии и её брата, были вынуждены переехать в Татарстан.

Из воспоминаний Насти, бабушка по маминой линии была нянечкой в детдоме, а дедушка - строителем. По папиной линии бабушка - обычная деревенская женщина, а дедушка - тракторист. Все они сыграли большую роль в воспитании Насти, они сидели с ней, пока родители работали. Бабушки учили девочку рукоделию, а дедушка с папиной стороны - кулинарии.

У Анастасии есть брат Виталий, с которым они проводят много времени вместе, всегда поддерживают друг друга. Если в детстве Настя была очень спокойным ребенком, то брат рос шаловливым мальчиком, в детстве не обошлось без травм.

В школе у Насти были склонности к литературе и русскому языку, однако она вспоминает с улыбкой, что хотела стать космонавтом, а потом гимнасткой цирка. В старших классах занималась вокалом, театральным искусством. Настя признается, что ей всегда легко давалось рисование, она отлично рисовала портреты. После школы хотела поступать в КГФЭИ или в педагогический, но так сложилось, что поступила она в Казанское Художественное училище на отделение дизайна. Вся школа жизни уложилась в период учебы в училище. Анастасия с болью вспоминает это тяжелое время в её жизни, полное испытаний. Но именно эти проблемы помогли выработать в Насте силу и энергию для её дальнейших успехов.

По окончании училища девушка заинтересовалась этнической культурой, чему и был посвящен её дипломный проект. Проект всем понравился, защитилась девушка на пятерку. После училища Настю заинтересовала лепка. Так, она была одним из мастером, которые восстанавливали мечеть Марджани, чем Настя очень гордится.

Будучи беременной от своего первого гражданского мужа Александра, Анастасия являлась внештатным сотрудником в фирме «Седьмое небо». В её обязанности входила зарисовка иллюстраций для постановки мультфильмов «Шоу шепелявых». Параллельно Настя рисовала, её картины под псевдонимом «Анастас» стали появляться на всевозможных выставках. Затем к ней стали приходить люди, покупать картины, появлялись первые постоянные покупатели.

С нынешним мужем, Дмитрием, Настя познакомилась на работе. Именно к нему она устроилась работать художником: рисовала раскадровки, ролики, делала мультфильмы. Друзья называют Настю «идейным генератором», так как она всегда любит придумывать что-то новое, необычное. Анастасия ценит своего мужа в первую очередь за то, что он всегда готов поддержать её безумные идеи, воплотить их в жизнь. Помимо совместного дела, работы, супруги вместе с дочерью Насти, девятилетней Дашей, любят вместе путешествовать, они побывали во многих странах.

Самое главное, что Анастасия желает будущему поколению - это найти своё дело, добросовестно его выполнять, и расти профессионально.

Рубрики:




Метки: