Является по характеру. Черты характера. Взаимоотношение темперамента и характера человека

Каждый человек уникален и, в первую очередь, он отличается своим внутренним миром, чертами характера, что проявляются в его отношении к окружающим, общественным обязанностям, труду. В последней связи проявляются настойчивость, трудолюбие, пассивность, леность и пр. Определенные свойства своего характера человек может выработать самостоятельно. Об этом и другом поговорим боле детально.

Формирование и проявление характера

Характер являет собой совокупность личностных особенностей и формируется из следующих источников:

  • генетическая основа (гены способны определять склонности каждого человека к определенному виду деятельности);
  • влияние текущих обстоятельств на самого человека;
  • осознанный выбор определенных личностных свойств.

Стоит отметить, что уже с детского возраста начинают складываться личные черты характера. На это, опять-таки, оказывают влияние вышеприведенные источники. С годами, совершенствуясь, человек может развить в себе необходимые внутренние . Так, целеустремленность формируется посредством сильной мотивации, силы воли и упорного труда.

Как известно, личность человека проявляется в различных взаимоотношениях, но характерообразующими являются следующие:

  1. Отношение человека к другим людям (в этом проявляются коммуникабельность или замкнутость, грубость или тактичность, искренность или лицемерие, лживость). Данное отношение также формирует и личностное сознание.
  2. В отношениях к самому себе проявляются такие черты характера как: самокритичность, скромность, самоуверенность и самовлюбленность.
  3. В отношениях к собственности дают о себе знать аккуратность или небрежность, щедрость - скупость, расточительство-бережливость.
  4. В отношении к делу: трудолюбие - леность, недобросовестность - ответственность.

Определяющую роль в формировании и развитии черт характера играют отношения к другим людям, обществу в целом. Характер каждого человека невозможно понять, раскрыть, не зная его поведение в пределах коллектива.

Волевые черты характера

Они не являются врожденными, следовательно, каждый вправе их воспитывать в самом себе. Известный ученый И. Павлов подчеркивал, что человек является единственной живой системой, способной самосовершенствоваться. Так, слабовольные личности благодаря тщательно продуманной работе способны к активной деятельности. Для того, чтобы во взрослой жизни у человека не возникало трудностей с проявлением волевых качеств при конфликтных обстоятельствах, их следует уже с юных лет развивать, тренируя волю и вырабатывая такие волевые качества характера как:

  • активность;
  • самообладание, выдержка (способность взять под контроль собственное поведение в нелегких жизненных условиях, воздерживаясь от лишних эмоциональных всплесков, излишней импульсивности в поступках);
  • решительность (умение своевременно принять решение, способность, в случае чего, прекратить определенное действие, если оно теряет свою целесообразность);
  • смелость, мужество, являющиеся противоположными качествами трусости.

Сильные черты характера

Люди с сильным характером всегда выделяются на фоне большинства, а нередко их личность ставят в пример другим. Они отличаются тем, что в их характере присутствуют:

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Формирование характера у младших школьников.

Что такое характер

Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ-ные отношения выражаются в поведении, в поступках че-ловека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб-разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чер-та», «печать», «признак». Характер человека как бы накла-дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза-имоотношения с другими людьми, является определен-ным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существен-ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо-бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не при-

метен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через ме-сяц, через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»

Известно, что между поведением человека и его харак-тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности харак-тера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные действия, поступки по отноше-нию к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверен-ности в себе и пр.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по-сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная муд-рость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Са-мым важным мерилом, показателем характера являются

поступки иповедение человека. Человек может говорить осебе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность ха-рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер. «Че-ловек есть не что иное, как ряд его поступков», - утверж-дал Г. Гегель.


Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с дру-гими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, по-будивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли дви-жению общества вперед. Н.Н. Миклухо-Маклай замечал: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно про-

никнуть в мотивы (а это так не просто!), которыми руко-водствуются люди, избирая тот или иной способ поведе-ния, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и преж-де всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по-ведение.

Чертыхарактера

Черты характера выражают отношение человека к дру-гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея-тельности.

Черты характера - это индивидуальные привычныеформы поведения человека в соответствующих ситуаци-ях, в которых реализуется его отношение к действитель-ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото-рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все- таки отражают отношение человека к разным сторо-нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выраженыубеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об-щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат-ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре-бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно-го достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, яв-ляются моральными качествами и выступают либо добро-детелями, либо пороками человека. Главная наша добро-детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.

Каждый много думает о счастье, хочет быть счастли-вым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетво-ренным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.

Б.Л. Пастернак писал:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража-ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде-ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха-рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра-женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис-циплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты характера ценны только тогда, когда про-являются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред-ства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь-ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло-жительными качествами. Волевые черты и поступки цен-ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на-правленностью личности.

Особенности характера не только проявляются в дей-ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже-ственных поступков, а чертой характера становится толь-ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны-ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, - говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно

в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, неко-тором лишении, в терпеливости, в смелости».

Еще Демокрит утверждал: «Хорошими людьми стано-вятся больше от упражнений, чем от природы». А китай-ская поговорка гласит:

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ-ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра-зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха-рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз-личных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток клас-сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак-теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи-тельными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея-тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю-дям, к самому себе, приобретают положительное или от-рицательное значение в зависимости от того, какими це-лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки.

Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. О таких людях Н.В. Го-голь писал: «Люди... неопределенные, ни то, ни се, не пой-мешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Сели-фан». О таких людях и деятелях так же довольно метко го-ворится у нас в народе: «Так себе человек - ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга».

Черты характера являются приобретенными и закреп-ленными свойствами личности, физиологическую основу

характера составляют изменившиеся в процессе индиви-дуальной жизни особенности нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си-стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со-бой слаженную, уравновешенную систему нервных про-цессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической основы харак-тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто-рой сигнальной системе 1 . Вторая сигнальная система являет-ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз-витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь-ная система есть высший регулятор человеческого поведе-ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе-ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи-зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри-мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име-ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен-ных наук» 2 .

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен-ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто-рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На-пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто-янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты-вать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и по-стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно

1 См.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951 . - Т. 3. - Кн. 2. - С. 334, 346.

общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна-ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту-пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, ка-кое примут решение...

Характер человека может быть определенным или не-определенным, цельным или противоречивым.

Определенность характера зависит от того, насколькоясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель-ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения,действий, поступков.

Если же индивидуальность человека лишена внутрен-ней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы гово-рим о «бесхарактерности» человека. Вспомним еще раз народные пословицы: «Плывет по течению, как полено»; «Не человек, а охапка пустяков». Мы видим, что в народе такие люди никогда уважением не пользовались.

Но «бесхарактерность» часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается оп-ределенной линии, но его линия, если можно так ска-зать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явле-ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор-мируется в течение всей жизни человека.

Какие черты характера наиболее привлекательны в че-ловеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелатель-ность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, пре-данность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напря-женная деятельность человека может и даже должна со-провождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об

известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт ско-рее с юмором, чем с досадой. Он же (К. Паустовский) замечал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр».

2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают та-кие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова-тельность к себе и другим, они делают поведение челове-ка принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, ре-

гулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека также наклады-вают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свой-ствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самосто-ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха-рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма-тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та-кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде-ляет сущности характера: флегматик может быть деятель-ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод-ным.

Следует отметить тесную взаимообусловленность ха-рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ-ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре-пятствия.

Для развития способностей важны такие черты харак-тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверен-ность в своей исключительности часто губительна для спо-собностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружаю-щим. М.М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не счи-тать себя особенным, а быть как все люди». А.И. Гете под-черкивал: «Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает».

Характер человека - это самый распространенный термин психологии в повседневной жизни. «Ну и характер!» - говорит о трудном ребенке даже человек, далекий от психологии. Для него характер - это синоним слова «свойство», «особенность». И это определение характера недалеко от истины .

В переводе с греческого этот термин означает «черта», «знак», «примета». Для нас характер - это совокупность более-менее постоянных психических особенностей человека, определяющих его поведение и отношения в обществе. То есть, это образ жизни и поведения.

Черты характера человека.

Любой характер можно описать согласно его основным чертам, то есть определителям, которые помогут объяснить поведение конкретной личности в конкретной ситуации. Психологи выделяют четыре определяющих черты характера:

  1. Отношение к другим людям (вежливость, общительность, грубость, хамство, презрительность и т.д.).
  2. Отношение к труду (усидчивость, добросовестность, трудолюбие, настойчивость, ответственность, пассивность, лень и т.д.).
  3. Отношение к себе (гордость, скромность, самокритичность, застенчивость, наглость, себялюбие, самолюбие, эгоизм и т.д.).
  4. Отношение к вещам (бережливость, аккуратность, халатность, неряшливость и т.д.).

Основными особенностями характера при его изучении являются первые два типа черт, то есть отношение к людям и отношение к труду. Эти особенности характера называют стержневыми или центральными. Здесь можно привести простое объяснение: вашему шефу в первую очередь важно то, как вы выполняете свою работу и ладите с коллегами, а на то любите ли вы себя и вешаете ли брюки в шкаф, приходя с работы, ему наплевать. Пример, конечно, грубый, но первые два типа черт наиболее важны для социальной психологии и обществознания .

Характер и темперамент.

Темперамент - это основа для формирования характера личности. В отличие от темперамента, характер со временем может меняться, но при этом все равно будет опираться на темперамент, как на базу. Проще говоря, темперамент - это фундамент, на котором можно выстроить различные типы характера, а потом что-то снести и перестроить.

Динамические особенности характера напрямую зависят от темперамента. Например, сангвиники и холерики всегда будут общительнее флегматиков и меланхоликов. Какие-то свойства темперамента благоприятствуют развитию определенных черт характера, а какие-то - подавляют.

При воспитании ребенка и формировании его характера нужно читывать свойства его темперамента, потому что при неправильном воспитании в характере могут выползти отрицательные особенности темперамента. Подробнее - смотрите главу Темперамент.

Акцентуация характера.

Акцентуация характера - термин, о котором нельзя не упомянуть при рассмотрении черт характера. Это понятие в психологии означает усилие (акцентирование) определенных черт до крайности. В самом негативном сценарии акцентуация может перейти в психическое расстройство (не путать с расстройством личности , чем акцентуация по сути и является).

Чаще всего акцентуация как расстройство личности носит временный или периодический характер. Пример - подростковый кризис, или предменструальный синдром, когда раздражительность акцентируется и выходит на первый план. Не стоит серьезно относится к акцентуации, нужно лишь свести на минимум неблагоприятные факторы, которые ее вызвали.

В отличие от темперамента, у характера нет четко определенных видов или типов. Есть понятия, которыми мы можем кого-либо охарактеризовать, но это будет характеристика только по одной какой-нибудь черте: трудоголик, лентяй, альтруист, жадина, социопат, весельчак и т.д. Поэтому, чтобы более-менее точно описать характер человека, понадобится, как минимум, четыре таких определения, каждое - согласно определенного типа черт характера.

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!