Жизненные проблемы людей. Современные проблемы науки и образования. Опыт помогает вам расти

На протяжении жизни каждый из нас может встретиться с препятствиями, которые необходимо преодолеть. Но как это сделать, чтобы не потерять человеческий облик? Классическая литература не обошла вниманием эту проблему. И такие писатели девятнадцатого века, как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие, пытались каждый по-своему ответить на поставленный вопрос.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам бедного молодого человека Родиона Раскольникова, совершившего страшный грех. Он убивает старуху-процентщицу и по стечению обстоятельств её ни в чём не повинную сестру. Убийство происходит из-за того, что герой романа решает проверить на себе одну теорию, по которой все люди делятся на два разряда: одни - «право имеющие» послать на убийство или самому убить, а другие, низший сорт, - «твари дрожащие», которых большинство.

Раскольников ценит себя достаточно высоко и поэтому, причисляя себя к имеющим право, берёт в руки топор. Убить-то он убил зловредную, по его словам, и никому не нужную старуху. В этом проявляется и такая черта Раскольникова, как смелость. Но после преступления для Родиона наступает «чёрная» полоса жизни - наказание. Кто виноват в произошедшем? Как теперь жить с таким грузом? Наполеон, когда посылал своих воинов на смерть, разве задумывался о нравственности своего поступка? Такие мысли посещают Раскольникова в период душевных терзаний и жизненных трудностей. В эту сложную минуту он встречается с Соней Мармеладовой, которая сама переживает не лучшие времена. Она вынуждена пойти «по жёлтому билету» торговать своим телом, чтобы спасти от голода свою семью. Эта девушка не только сама не ожесточилась, но и помогла Раскольникову понять, что причину невзгод надо искать, в первую очередь, в себе. Для этого необходимо осознать, что ты не прав, пойти и покаяться в содеянном. Это и будет первым шагом к обретению себя, человека.

Ещё одним примером раскрытия проблемы преодоления жизненных трудностей и сохранения в себе человека может служить роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Показательной в этом отношении является семья Ростовых. Писатель рассказывает на протяжении всего повествования о том, что граф Ростов - хороший человек и семьянин, но плохой хозяин. Распоряжается его имуществом Митенька (как его ласково называют все Ростовы), управляющий имениями, - плут и мошенник. Богатство Ростовых тает на глазах. И Николай Ростов, призванный графиней из армии, тоже не в силах помочь. Несмотря на пошатнувшееся положение, Ростовы никому не отказывают от дома. У них продолжают жить все (гувернёры, няньки, учителя и другие), кто считал, что у Ростовых им жить будет лучше, чем где-нибудь.

В период тяжких испытаний войны 1812 года, после Бородинского сражения, мимо дома Ростовых потянулись раненые, которым требовались кров и помощь. Наташа, как истинная представительница своей семьи, не только не отказывает солдатам в помощи, но и настаивает перед родителями на том, чтобы отдать подводы раненым. А на этих подводах лежит, как говорила мать-графиня, «детское», то есть всё, что осталось из приданого для детей. Ростовы преодолеют свои трудности в дальнейшем, но никогда и нигде не потеряют человеческий облик.

Таким образом, литература даёт нам, читателям, примеры правильного поведения в трудных обстоятельствах жизни и показывает, что при любых обстоятельствах нельзя терять лицо и всегда нужно оставаться Человеком.

Теперь вы уже знаете всё. Я не скрыл от вас никаких важных элементов.

Теперь вы можете пожинать плоды центрированного мышления. Остался лишь вопрос эффективности программирования, чтобы вы с помощью другой стороны могли справляться с непредвиденными, критическими, затруднительными ситуациями и прочими крайностями. Сейчас мы коснемся и этой темы. А в последней главе мы поговорим о том, как удерживать корабль жизни на нужном курсе, направляя его при помощи твердой руки Высшего интеллекта.

Вам предстоит еще много глав, но не в этой книге и, вероятно, написанных не мною. Мы только начинаем заделывать брешь, образовавшуюся между нами и нашим источником. По мере того как исследования и опыт будут приносить новые знания, они будут выливаться на страницы многих книг.

Возможно даже, их станут изучать в школах. Представляете название предмета? "Работа с Высшим интеллектом".

Достижения в области здравоохранения позволяют видеть, насколько быстро мы продвигаемся в этом направлении. Затем следует назвать экологию.

Замыкать шествие будут, по-видимому, политика и дипломатия.

Нетрудно привести примеры конференций по проблемам здоровья, на которых тщательно изучаются имеющиеся данные о мозге и теле человека в попытке собрать головоломку воедино. Одна подобная конференция состоялась в 1988 году в Лас-Вегасе, где встретились такие далекие друг от друга ученые, как немецкие специалисты в области лечения аллергии, русские исследователи отрицательных ионов, восточные психонейроиммунологи, эксперты по африканским лекарственным травам, врачи, применяющие методы традиционной китайской медицины, исповедывающие вибрационную терапию, гомеопатию, иглоукалывание и биоэнергетическую терапию. Когда они соберут все кусочки головоломки вместе, интересно, не окажется ли общая картина ликом Бога?

Уинстон Черчилль как-то сказал: "Люди иногда спотыкаются об истину, но большинство из них вскакивает на ноги и спешит дальше, как будто ничего не произошло". Альфа-уровень - ключ к решению. Я не могу понять, почему народы мира не открыли раньше эту панацею от всех земных проблем.

Входите в альфа-уровень и соединяйтесь с Создателем этой планеты. Что может быть проще?

Как справиться с потерей любимого человека

Один из тягчайших ударов, который может обрушиться на нас, - это потеря человека, которого мы любим. Это может быть расставание с любовником или супругом, смерть близкого друга или члена семьи.

Первое, к чему мы склоняемся, - чувствовать себя жертвой или мучеником. Жалея себя, вы становитесь жалкими. Вместо этого вам следовало бы подумать над тем, как восстановить прежнюю полноту своей жизни.

Изменить негативные мысли на позитивные.

Существует техника метода Сильва, предназначенная именно для таких ситуаций, - "зеркало души".

Не прикладывайте силу. Не торопитесь. Но осознавайте свои мысли.

Именно так вы сможете преодолеть свое горе. Пересматривая свои мысли, вы можете признать их мрачными, негативными, бесполезными. Разум выше этого, и, когда он видит себя в зеркале вашего сознания, усиливается желание поменять полюса. Этот процесс начинается с вашего желания дать волю разуму, затем набирает обороты с конструктивной переменой мышления. И победа достигается, когда вы понимаете, что жизнь должна продолжаться.

Теперь вы способны видеть, в каких направлениях вы можете двигаться.

Вы умеете вообразить цель в зеркале с белой рамой. Вы также способны направлять свои мысли в русло позитивных аспектов вашей ситуации. Метод Сильва научил вас тому, как успешнее справиться с несчастьем, позволил лучше познать себя и понять боль других людей в схожих ситуациях. Он также помог вам вырасти и стать в большей мере тем человеком, каким вам надлежит быть.

Перечитайте этот абзац еще раз. Отложите книгу. Войдите в альфа-уровень, и пусть в вашем воображении возникают образы позитивных последствий вашей потери. Вам может также понадобиться позитивное утверждение, чтобы запрограммировать себя на постепенный выход из вашего сурового испытания.

Если речь идет о смерти дорогого вам человека, вы можете использовать такие слова: "У меня есть сила подняться над этой потерей. Каждый день во всех отношениях я становлюсь все сильнее и сильнее и функционирую все лучше и лучше".

Если хотите, можете попробовать такую фразу: "Прошлое прошло. Впереди лежит будущее. У меня есть свобода выбора из множества возможностей сделать свою жизнь творческой, продуктивной и радостной".

Или такое: "Я спокоен, крепок и тверд. Я переживу потерю, потому что управляю собой. Я невредим, счастлив и уверен в себе".

Если потеря связана с разлукой или разрывом отношений с любимым человеком, тогда можно применить утверждение такого рода: "Если ты можешь обойтись без меня, я тоже могу обойтись без тебя. Каждая минута, проходящая после этой, закрывает одну дверь и открывает другую".

Самое лучшее утверждение - то, которое вы создаете в соответствии со своей ситуацией. Ваше утверждение должно быть позитивным, упорядоченным и возможным. Оно должно быть полным надежды, направленным и достижимым.

Иногда мы обижаемся на уход человека, даже на его смерть. Обида может лежать на вас тяжелым грузом. Избавьтесь от этого чувства, войдя в альфа-уровень и добившись взаимного прощения. Прощать никогда не поздно.

Как справиться со страхом

Потеря любимого человека может сделать для вас жизнь бесцветной, а мир пустым. Однако год спустя печаль останется далеко позади и жизнь вновь наполнится красками. Со страхом дело обстоит иначе. Если горе растворяется со временем, то страх может только укрепиться. Жизнь предоставляет нам широкий набор страхов и боязней. Вообще говоря, мы все можем бояться бедности, неудач, одиночества, опасности, предвзятости, начальства и так далее. В более частных случаях у нас может развиваться терзающий страх перед полетами, лифтами, замкнутыми пространствами, боязнь насекомых, грязи, темноты, публичных выступлений, высоты, собак. Различают более сотни распространенных боязней, которым присвоены соответствующие научные названия.

Страх душит радость. Все, что лишает нас радостей жизни, является серьезной проблемой. Вот три шага, которые необходимо выполнить, чтобы рассеять страхи и боязни:

1. Признаться в этом.

2. Понять это.

3. Перепрограммироваться.

Давайте рассмотрим каждый из этих шагов по очереди.

1. Мы склонны погрязать в страхе, словно это не страх, а действительная угроза. Расслабьтесь, посмотрите в лицо этим так называемым угрозам и дайте им имя. Признайтесь, что боитесь (тараканов, предубеждений, встреч с новыми людьми - чего угодно).

2. Чтобы лучше понять свой страх, докопайтесь до его причины. Вы сами можете быть своим психоаналитиком, входя в альфа-уровень и спрашивая себя, какова причина этих негативных мыслей. Пусть ваш разум блуждает, где ему вздумается. Он может вернуть вас в то время, когда ваш дядюшка Эдди окунул вас ребенком в пруд. Вам казалось, что вы тонете, но это дядя Эдди просто учил вас плавать. И вы с тех пор боитесь воды.

3. С понимания уже начинается перепрограммирование. В предложенном выше примере ваше правое полушарие мозга реагирует на это понимание, говоря вам: "Мы записали это не в тот файл. Перенеси это из выживания в память". Теперь вы готовы изменить свое отношение с помощью позитивного, утвердительного программирования. Войдите в альфа-уровень и дайте себе новые инструкции.

Некоторые из этих новых инструкций предлагаются ниже. Вы можете применить одну из них напрямую или адаптировать к своей ситуации.

Боязнь знакомства с новыми людьми. "Встречаться с новыми людьми забавно. Я получаю много нового, встречаясь с ними. Я полностью расслаблен, когда встречаюсь с новыми людьми."

Боязнь лифтов. "Я знаю, что лифты безопасны. Я уверенно пользуюсь ими."

Боязнь высоты. "Я концентрируюсь на прочности и устойчивости того места, где стою. Высота расширяет мои горизонты и увеличивает поле зрения.

Я нахожу это интересным. Я чувствую себя уютно."

Боязнь насекомых и грызунов. "Насекомые и грызуны боятся меня. Мне нечего их бояться."

Страх перед бедностью. "Я окружен людьми, которые заботятся обо мне.

Я всегда буду иметь в жизни все необходимое. У меня есть невидимое средство поддержки."

Входите в альфа-уровень раз в день, повторяя выбранное утверждение трижды, пока" проблема не исчезнет.

Если вам нужно изобрести какое-то свое утверждение, следуйте трем простым правилам:

1. Инструкции, которые вы даете себе, должны быть позитивными.

2. Констатируйте факт, который опровергает ваши страхи или каким-то образом подрывает их силу.

3. Утверждайте спокойную уверенность в себе.

Проверьте, удовлетворяют ли предложенные выше примеры этим правилам.

Как разорвать порочный круг

Если вы расслабляетесь глубоко и воображаете реалистично…

Если вы уверены в методе Сильва и знаете, что программируете успешно…

Если, решая свои проблемы, вы помогаете другим людям решать их проблемы…

Если вы не прячете за пазухой недоброжелательность, ненависть или враждебность и прощаете всех в своей минувшей и настоящей жизни…

Если вы осознаете существование своего Высшего "я", хотя бы смутно, и существование Высшего интеллекта…

Тогда вы можете одолеть все проблемы физического мира. Для вас не существует неразрешимой проблемы или недостижимой цели. Многие неизлечимые болезни поддаются "чудесам". Многие смертельные враги становятся вашими ближайшими друзьями. Многие внешне недостижимые вершины неожиданным образом покоряются. Проблема вынуждена отступить, побежденная интеллектом, мощью и любовью той стороны.

Какая техника доступна вам для решения трудных проблем? Вот краткий обзор:

Попадая в ситуацию, требующую повышенного понимания, используйте технику трех пальцев. Программируетесь заранее: "Когда я складываю эти три пальца вместе и размышляю над (вставьте проблему), мой разум работает на более глубоком уровне сознания ради (вставьте позитивный результат)".

В сложных ситуациях, которые с трудом поддаются образному мышлению, применяйте технику стакана воды.

Когда не знаете, какую технику применить, или не предполагаете, каким может быть решение, применяйте технику управления сновидениями.

При решении проблем отношений между людьми применяйте субъективную связь.

В любых экстренных ситуациях используйте альфа-уровень (несформулированную технику), внушая себе позитивные утверждения.

Каждый из этих приемов может выполняться в критических обстоятельствах на "высшей передаче". Давайте еще раз пройдемся по списку, указывая на то, как мы можем ускорить отдачу в экстренных или срочных ситуациях.

"Техника трех пальцев" . Когда вы заранее программируетесь на какое-то событие, делайте это в наилучшее время. Если помните, мы объясняли, как определить это время: Вечером перед сном войдите в альфа-уровень и мысленно скажите себе: "Я проснусь этой ночью в лучшее для самопрограммирования время". Засыпайте из альфа-уровня. Вы проснетесь в нужное время. Вернитесь в альфа-уровень и выполните программирование техники трех пальцев. Другой способ повысить мгновенную эффективность техники трех пальцев связан с дыханием. Если вы сталкиваетесь с критической ситуацией и решаете применить данную технику, чтобы поднять свое понимание до уровня сверхсознания, складывая три пальца вместе, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд. Задержка дыхания включает реакцию выживания, и вы начинаете работать на более высоком уровне сознания.

"Техника стакана воды". Капните несколько капель лимонного сока в воду и держите стакан указательными пальцами обеих рук. Соединив пальцы обеих рук, закройте глаза и поднимите их слегка вверх, после чего, мысленно сказав: "Это всё, что мне нужно для решения проблемы, которая мучает меня", отпейте полстакана. Утром закончите программирование, повторяя те же манипуляции.

"Управление сновидениями" . Эта техника не проявит всей своей эффективности, если вы не запоминаете все свои сны. Даже если вы делаете это, возможно, вам стоит пройти через программирование запоминания сначала одного сна, а потом всех снов (см. Вечера 11 и 16). Когда просыпаетесь, записывайте побольше подробностей из своих снов. А позже, когда вы будете исследовать свои сны, одна какая-то деталь может оказаться тем золотым ключиком, который вы ищете.

"Субъективная связь" . Когда вы имеете дело с серьезными проблемами человеческих взаимоотношений, вам необходимо быть поближе к другой стороне. Субъективное общение в альфа-уровне - хорошо; но субъективное общение на лабораторном уровне - еще лучше. Вы находитесь ближе к той стороне.

"Программирование на альфа-уровне". Для решения проблем можно использовать прямое программирование на альфа-уровне. Если вы программируете в альфа-уровне без использования какой-либо формульной техники, вам следует знать способы усиления своего программирования. Вот некоторые из них:

Серьезная проблема заслуживает более глубокого альфа-уровня. Вы знаете, как углубить уровень с помощью обратного отсчета. Вы можете также сделать это,.переносясь в свое любимое место релаксации, что теперь тоже является знакомой вам процедурой.

Еще один способ углубления уровня - прогрессивная релаксация. Вы помните, как делали это в первые дни практики - двигаясь от головы к пальцам ног и расслабляя каждый участок тела. Разумеется, после этих упражнений вы можете погрузиться еще глубже, переходя на лабораторный уровень, если считаете, что это вам необходимо.

Оказавшись в глубоком альфа-уровне, воспользуйтесь тремя образами.

Сначала определите проблему, нарисовав картину непосредственно перед собой. Потом пусть она изменится к лучшему на второй картинке, которую следует сместить немного влево (в будущее). Наконец увидьте цель достигнутой или решение найденным на третьей картинке, еще более смещенной влево. При создании второго образа полезно применять спусковые механизмы ("с каждым шагом вперед" или "с каждым глотком воды").

Образов обычно достаточно; они выражают работу созидательной энергии, являются "языком" той стороны. Слова тоже могут быть мощным оружием, если вы применяете убедительные доводы. Как все мы знаем, для преодоления трудностей необходимо упорство.

Когда мы работаем над решением проблем, наши утверждения должны быть твердыми. Как сказал Джон Буниан, "тот, кто внизу, не боится упасть". Нет нужды быть умеренным или ходить вокруг да около, когда вам требуется помощь с другой стороны в серьезных делах. Я приведу некоторые примеры возможных высказываний.

"Я ожидаю и предопределяю результаты. Я верю в устойчивый прогресс, независимо от того, вижу я его или нет. Мои ожидания и вера оптимистичны."

"Я испытываю жгучее желание достичь своей цели (решить свою проблему). Я двигаюсь вперед с энергией и рвением. Моя гениальность, мой энтузиазм и моя добрая воля добьются поддержки других."

"Каждый день я становлюсь сильнее и мужественнее. Я вижу вещи такими, какие они есть. Я испытываю оптимизм в отношении достижения цели (решения проблемы). Я работаю энергично, целеустремленно и творчески."

Как развивать свои способности

Многие художники и другие творческие люди улучшили свои способности и решили вопросы карьеры при помощи метода Сильва. Давайте взглянем еще раз:

1. На альфа-уровне вообразите преуспевающего человека, которому вам хотелось бы подражать.

2. Мысленно скажите себе: "В любое время, когда мне нужно узнать, что сделать, чтобы стать лучше, всё, что мне требуется, - это соединить большой, указательный и средний пальцы на любой руке, сконцентрироваться на этом образе, и ответы, которые я получу, будут исходить от него (от нее)".

3. Заканчивайте занятие и вновь принимайтесь за работу.

4. Когда возникает затруднение, сложите три пальца вместе.

Разум решает проблемы

Пока пишется эта книга, один японский промышленник намерен вложить 80 миллионов долларов в то, чтобы привлечь 100 ученых, занимающихся исследованиями мозга. Деньги будут использованы на строительство комплекса площадью 40 акров, который будет принимать по 20 ученых в разные периоды времени. Они будут изучать мозг и такие специфические проблемы, как старение. Один ученый заявил, что этот проект является уникальным шансом "визуализировать активно работающий головной мозг, который - будучи замкнутым в свою толстую костную оболочку - до сих пор был исключительно труднодоступным для исследования".

Подобный проект изучения мозга, несомненно, представляет интерес. Чем больше мы знаем о мозге, тем лучше. Но изучать наш мыслительный процесс с помощью исследования мозга - все равно что изучать литературу, читая слова по буквам. С мыслительным процессом связано нечто большее, нежели три фунта мозгового вещества, заключенного в "толстую костную оболочку".

Разум.

Существует энергетическое поле, которое окружает мозг и фактически обволакивает все тело. Оно как бы создает форму для физического тела. То, что называют энергетическим полем, это на самом деле работа интеллекта, направляющего наши клетки, органы и системы. Поле расположено вне "толстой костной оболочки" и тем не менее является частью нашего общего интеллекта.

И это только начало.

Прибавьте к энергетическому полю другие поля интеллекта, которыми мы пользуемся, и разум станет безграничным феноменом.

Еще в 1940-х годах нейроанатом из Йельского университета Гарольд С. Берр изучал энергетические поля вокруг растений и животных. Он обнаружил, что детеныш саламандры обладает энергетическим полем, по форме примерно совпадающим с полем взрослого животного, которым он станет, и что ось этого поля можно обнаружить даже у зародыша в яйце. Изучая саженцы, он обнаружил существование того же феномена: энергетическое поле вокруг ростка по форме напоминало поля вокруг взрослого растения.

Энергия - это созидательная сила вселенной. Мозг является физическим веществом. Поэтому энергия является нашим связующим звеном с нефизическим миром.

Следовательно, разум, а не просто мозг, является тем таинственным "органом", о котором человечеству следует знать побольше. Нам необходимо выяснить, какие еще энергетические поля окружают человека. Нам нужно больше узнать о том, что доктор Руперт Шелдрейк называет морфогенетическими полями, и о том, что доктор Питер Расселл называет глобальным мозгом.

Когда речь идет о решении различных жизненных проблем, нам необходимо пользоваться мозгом - обеими его половинами, что вовлекает в работу над проблемой больше разума, особенно ту его часть, которая связана с интеллектом другой стороны.

При решении сложных жизненных проблем может быть применен любой способ, с помощью которого мы получаем связь с Высшим интеллектом.

Одним из таких способов является использование лабораторного уровня и советников. На лабораторном уровне мы вплотную приближаемся к нашему творческому источнику. Помехи на пути творения - чем на самом деле и являются сложные жизненные проблемы - могут быть устранены наиболее эффективно на лабораторном уровне и с помощью советников, которые олицетворяют связь с нашим творческим источником.

Поэтому применяйте лабораторный уровень и своих советников, когда программируете напрямую или через субъективное общение. То, что вы "видите" в своем лабораторном уровне, проявляется в физическом мире.

Говоря вам о важности лабораторного уровня, я должен также напомнить о его духовной природе. К президенту корпорации не ходят докладывать о содержании газетных вырезок. Я подозреваю, что все мы определяем свою репутацию "наверху" тем, что способны брать рутинную ответственность на себя.

Человек, постоянно входящий в лабораторный уровень по поводу легко разрешимых ситуаций, с которыми можно справиться простыми формульными приемами, с точки зрения Высшего интеллекта, образно говоря, просто поднимает ложную тревогу.

Я не хотел бы приобрести такую репутацию у другой стороны. Полагаю, что вы тоже. Так давайте как-то дифференцировать повседневные и действительно сложные проблемы - для достижения успеха в решении тех и других.

Перестаньте создавать сложные проблемы

Питер А. не мог удержаться ни на одной работе. Его послужной список выглядел великолепно, потому что Питер умел представить свой парад различных мест работы как рост и многообразие опыта. Поэтому ему достаточно легко удавалось получать новое место. Но однажды Питер нашел работу, которая ему действительно понравилась. Он не хотел потерять ее; она приносила ему радость и была перспективной.

Питеру пришлось задаться вопросом: а почему ему приходилось так часто менять работу? Он прошел обучение методу Сильва, и это повысило его авторитет в собственных глазах, но также сделало его более чувствительным к слабым местам своей личности. Никаких сомнений не оставалось - Питер был неуживчив с людьми, с которыми приходилось работать. Он постоянно искал повод к ссоре.

Питер вошел в лабораторный уровень и спросил своих советников: "Что мне делать с этой неприятной чертой характера?" Он начал размышлять над данной проблемой и увидел себя прощающим своего давно умершего отца. Он отмахнулся от этого. "Что еще?" - спросил он. Ответа не последовало.

Питер не совсем понимал "физику" прощения, но тем не менее перенесся в свое любимое место релаксации и пригласил туда своего отца. "Он выглядел таким, каким я видел его в детстве, - вспоминал Питер. - Я простил его за все недоразумения и в свою очередь попросил прощения у него. Мы расцеловались."

Позже Питер опять вошел в лабораторный уровень и вновь спросил своих советников, что бы ему еще сделать. На этот раз ответ пришел: проведи переучет сильных сторон своего характера и больше программируйся.

Питер, не теряя времени, последовал совету. Чем больше он находил в себе положительных сторон - пунктуальный, честный, аккуратный, - тем больше новых черт приходило ему в голову. Получился довольно длинный список. Затем Питер вошел в альфа-уровень со списком в руке и мысленно произнес: "Я больше узнаю о сильных чертах своего характера. По мере того как мои знания о них растут, растут и они сами, и я приобретаю все больше позитивных черт. Каждый день во всех отношениях я становлюсь все более победоносным".

Вскоре Питера повысили в должности и он стал менеджером фирмы.

Негативные черты личности действуют как источник сложных проблем.

Создается впечатление, что наша вселенная позитивна и, чтобы иметь в ней успех, вы должны исповедывать столь же позитивный подход к жизни.

Чтобы запрограммировать устранение нежелательной черты, сделайте следующее:

1. Определите негативную черту.

2. На альфа-уровне поищите ее причину, и пусть ваш разум пороется в прошлом.

3. В альфа-состоянии мысленно произнесите: "Я стираю чувства (негативной черты). Они являются порождением (причины), которая больше не имеет никакого значения для меня. Вместо этого я чувствую (противоположное)".

Некоторые примеры таких противоположностей: ненависть-любовь, недовольство-удовлетворенность, неадекватность-самоуважение, уныние-энтузиазм, неуверенность-уверенность.

Если сложная проблема создается вашим поведением, а не чертой личности, соответственно измените формулировки. Потом примените в альфа-уровне следующее утверждение, которое подкрепит положительную перемену: "Я готов отбросить этот (стиль поведения). Я больше не нуждаюсь в нем. Я волен быть самим собой. Этот путь открывает передо мной новые уровни радости для меня и моих товарищей".

В данной статье речь пойдет о проблемах в жизни человека и о том, как эти проблемы решить.

Конечно же проблемы существуют в жизни каждого человека: это материальные проблемы, проблемы здоровья, одиночества и многие другие. Все трудности дуального и материального мира существуют для того, чтобы человек развивался и не стоял на месте.

Даже когда человеку кажется, что он развивается, совершенствуется и обучается в духовных школах, все же именно возникновение реальных проблем в его жизни позволяет понять, чего он достиг в своем развитии и как легко он может решить свои жизненные проблемы.

Проблемы в жизни человека

По существу все трудности и жизненные проблемы даются человеку не для того, чтобы он мучился и страдал. Человек проходит определенные уроки на планете Земля, и каждый урок имеет свою ценность, потому что просто так ничего не возникает.

Через свои проблемы человек развивается, и все препятствия, как зеркало, отражают внутреннее несовершенство самого человека. И это есть возможность сделать внутренний мир более чистым, более совершенным.

Когда человек решает свою проблему правильным образом, его жизнь меняется, и подобная проблема больше не повторится. И это можно назвать исцелением своей Души.

Никто Свыше не желает страданий и проблем человеку, потому что такие проблемы и трудные жизненные ситуации считает своим страданием ограниченное человеческое мышление, построенное на эго и служащее ему.

На самом деле человека с его телом, сознанием, личностью и эго создала именно Душа для своих задач и своей эволюции. Чтобы человек развивался и становился ближе к Богу, к Свету и Любви.

Проблемы и трудности в жизни человека указывают на то, что ему нужно измениться. И это не страдание, а дар, позволяющий выйти за рамки обычного человеческого мышления, за рамки трехмерного дуального мира.

Решив свои проблемы позитивным образом, на анализе, на Любви, человек соединяется со своей Душой, и такой человек уже не ищет легких путей, бросая свои семьи, не уходит в алкоголизм и наркотики. Все что нужно — это воспринимать жизнь такой, какая она есть и искать причины проблем внутри себя. Таким образом, проблемы в жизни человека заставляют его двигаться вперед, и решение своих проблем делает нас лучше.

Как решить проблемы в своей жизни

Рано или поздно большинство людей сталкиваются с вопросом: «Как решить проблемы в своей жизни?»

Довольно часто бывает, что в семьях возникают негативные ситуации, ссоры и непонимания. И человеку порой даже хочется все бросить и уйти из такой семьи.

На самом деле от судьбы не уйдешь, к тому же другие члены семьи просто помогают такому человеку увидеть свои несовершенства, внутренние страхи, обиды, дисгармонию, которые нужно очистить и проработать.

Близкие люди на самом деле не желают боли и страданий родному человеку, а потому не следует обижаться на слова и поступки других членов семьи. Нужно заглянуть в себя, найти свою внутреннюю боль, то, что вызывает раздражение, и исцелить свои внутренние проблемы.

Исцелив свою внутреннюю боль, человек перестанет притягивать к себе подобные проблемы, обидные слова и семейные конфликты. Если внутренний мир чист и наполнен безусловной Любовью, человека уже не интересуют игры в иллюзию этого мира: конфликты, ссоры, скандалы и они не будут притягиваться в жизнь такого человека.

Главной проблемой в жизни людей являются не сами проблемы, а привязанность к ним, привязанность к своим желаниям и привязанность к радостям от мирских желаний.

Уже само рождение в этом мире является проблемой, потому что все заканчивается и разрушается. Многие желания не исполняются, и порой приходится терять то, что имеешь.

Разлуки, болезни, старость, смерть… Этот мир непостоянен и является страданием. Вот истина этого несовершенного мира. Когда у человека есть желания и он получает радость от желаний, то само собой возникает привязанность к таким желаниям и возникают страдания. Когда человек не привязан к своим желаниям, не привязан к этому миру, то и проблем практически нет.

Даже если существует неразрешимая на первый взгляд ситуация и облегчения не наступает, то скорее всего решение такой проблемы находится за пределами человеческого сознания. Как же решить проблемы, возникающие в жизни?

Наверное, стоит отпустить такую ситуацию и отдать ее Творцу со словами: «Дорогой Бог, я сделал все, что мог в этой ситуации, но ничего не изменилось, поэтому возьми пожалуйста эту ситуацию и разреши ее».

В жизни человека могут существовать тяжелые болезни и трудные жизненные ситуации. А потому существует такая вещь как смирение, а это мощнейший механизм очищения.

Смирение всегда почиталось святыми людьми, они и стали святыми благодаря смирению. Когда человек смиряется, он предоставляет Творцу или Богу самому решить жизненные ситуации и очистить человека.

Нужно согласиться с тем, что человеку с его узким взглядом на жизнь порой тяжело даже жить, что говорить о решении каких-либо проблем. Смирение и покаяние — это первые шаги доверия своей жизни Богу и это первые шаги устремления к Богу. Когда человек устремлен к Богу, его желания и проблемы уменьшаются, а страдания этого мира почти не воспринимаются.

По существу страдания и проблемы возникли тогда, когда человек отдалил себя от своей Души, от Бога, который внутри него и стал служить своей личности, своему эго. Существует свобода выбора, но Выбор Бога — это всегда Свет, это следование .

Если же человек выбирает свой жизненный путь сам, не считаясь с выбором своей Души, с выбором Бога, то его ждет путешествие по мирам иллюзии, по мирам страданий и всевозможных проблем — это и есть отделение от Творца, Бога.

Человек все время гоняется за иллюзорными вещами этого материального мира, но главное сокровище — это , это Бог, и это есть истинное и нерушимое состояние сущности каждого человека. И потому каждый человек может доверить свой выбор Богу и стать его выбором.

Святые люди или отшельники переставали выбирать в своей жизни, полностью доверившись выбору Бога. И каждый человек может это сделать. Вовсе не обязательно становиться отшельником, чтобы ответить на вопрос о том, как решить проблемы в своей жизни.

Когда человек устремлен к Богу, то перестает мыслить обычным человеческим мышлением, и перестает оценивать в своей жизни. А что значит не оценивать? Это значит, что страдания и проблемы не задевают такого человека — уже нет понятия отсутствия чего-то и нет сравнения себя с кем-то или чем-то.

Это приобщение себя к Богу, возвращение к Богу. В этом мире человек живет в своих иллюзиях, испытывает множество проблем, страданий и несчастий, не понимая, что это только сон. Когда человек доверяется выбору Бога, многое становится понятно, проблемы исчезают, и обретается подлинный смысл.

Заключение

Проблемы в жизни человека показывают, что он должен меняться. Проблемы просто указывают на несовершенство человека, его внутреннего мира. Творец желает, чтобы каждый человек развивался и потому различные проблемы, возникающие в процессе жизни, это своего рода подарки, через которые каждый должен осознать свое Единство с миром и Богом.

Проблемы в жизни возникают в жизни каждого человека постоянно, а вот справляться с ними, к сожалению, умеют далеко не все. Есть те, кто героическому сражению предпочитают тихо замереть в окопе, ожидая, что враг уйдет сам или кто-нибудь придет на защиту. Такая позиция в корне неправильная, и с таким подходом к проблемам необходимо решительно бороться.

Как вместо того, чтобы прятаться от них или ждать, что кто-то решит их за нас, знают специалисты по психологии человека. Ввиду нарастания общей стрессовости современной жизни психологи охотно делятся с окружающими ценными советами по преодолению жизненных трудностей. Все они сходятся во мнении, что каждый человек должен во что бы то ни стало научиться самостоятельно решать возникающие проблемы.

Выявляйте конкретную проблему и ее важность

Проблемой могут считать утерю ключей и увольнение с работы, выпадение зуба и Иногда человек может записать в разряд проблем жизненную ситуацию, с которой он никогда не сталкивался и которая вынуждает его к непривычным для него действиям, выбивая из психологической зоны комфорта. Поэтому прежде чем вгонять себя в стресс, стоит задуматься, не является ли проблема надуманной.

В то же время существующие проблемы важно четко выделять. Возможно, даже придется составить список с их перечислением. Следующее, что нужно сделать, это определить вес и срочность решения каждой проблемы. Важно понять, какие из них следует разрешать в первую очередь, а какие могут подождать. Не следует бросаться решать все одним махом, так как на это у вас может попросту не хватить сил, а качество такого решения сильно снижается.

Развивайте правильный взгляд

После того как выявлены истинные проблемы и выстроена очередность их разрешения, необходимо переходить к следующему шагу - формированию правильного взгляда на них. Конечно, сложность ситуаций бывает различной, тем не менее, прежде чем приступать к разрешению каждой из них, необходимо задуматься, что полезного можно из нее вынести. Это звучит странно? Ничуть.

Решение каждой проблемы требует от вас проявления одного или сразу нескольких качеств. Значит, положительным моментом каждой из них можно считать развитие или тренировку определенных черт характера. К тому же в сложных ситуациях мы можем стать более активными и сообразительными, мы учимся мыслить и вести себя нестандартно. По мнению ученых, выход из психологически комфортной зоны - лучший для человека путь к личностному росту.

Усмирите эмоции и составьте план

Перед тем как решать проблемы, необходимо усмирить свои эмоции. Паника и гнев не дают нам трезво оценить ситуацию и свои поступки, под влиянием чувств мы склонны действовать нелогично. Почти все, кто хоть раз принимал решение на эмоциях, моментально, потом не раз жалели об этом.

Чтобы успешно решать разные проблемы в жизни, необходимо составлять подробный план своих действий. Приступать к его составлению стоит сразу после того как улеглись эмоции и вернулась способность мыслить здраво и рационально. Не стоит забывать, что план по преодолению проблемы - это всего лишь наброски, состоящие из предполагаемых действий. Необходимо заранее настроиться на то, что его придется подкорректировать. Причем это может произойти как перед началом его воплощения в жизнь, так и во время этого.

Боритесь со страхом перед неудачей

Часто самым большим препятствием в том, как решать проблемы, является страх. Он парализует и мешает ясно видеть картину происходящего. Обычно сильнее всего мы боимся неудачи, нас пугает, что составленный план окажется полностью провальным или возникнут дополнительные неожиданные трудности. Как решить проблему, связанную с собственным страхом?

Во-первых, постарайтесь не зацикливаться на мысли, что что-то не получится. Гоните эти мысли как самого страшного врага. Побороть страх можно только одним путем - приняв его и делая то, чего боишься. Постарайтесь пофантазировать в противоположном направлении. Представьте, что у вас все получилось, прочувствуйте в своем воображении вкус успеха и удовлетворение от того, что вы достигли своей цели, и проблема осталась позади.

Чтобы понять, как решать проблемы самому, нелишним будет в некоторых ситуациях рассказать о том, что вас мучает тем, кому вы доверяете. Иногда уже одно это может помочь, ведь пока вы будете излагать всю суть происходящего, выделяя главное и пытаясь донести это слушателю понятным языком, в вашей голове все тоже прояснится, уляжется по местам. Не исключено, что после этого вас неожиданно осенит решение.

Если же такого не произойдет, то близкий человек, которого вы посвятили в суть своей проблемы, во-первых, может помочь вам эмоционально, а во-вторых, может дать вам исполненный любви и сочувствия совет. Было бы особенно хорошо, если бы этот человек когда-нибудь в своей жизни сталкивался с подобной проблемой. А может быть, вам удастся найти того, кто сможет оказать практическую помощь?,

Представьте свое крушение

Великий психолог советует для избавления от панического страха перед неудачей смотреть ей прямо в глаза. Другими словами, нужно верить в успех, но в то же время ясно осознавать, что никто в этом мире ни от чего полностью не застрахован. Зачем думать о неудаче, разве это не обескураживает?

Дейл Карнеги объясняет это тем, в проблемной ситуации фиаско для многих означает конец жизни. Им панически страшно даже на мгновение представить, что все закончится худшим для них образом, и они понятия не имеют, как будут после этого жить. По мнению психолога, продумав заранее свои действия в случае, если все пойдет не так, как мы надеемся, мы защищаем себя от панического страха перед таким разворотом событий и не растеряемся полностью, если все так и произойдет.

Оцените проблему глобально

Когда вам нужно решить проблему, постарайтесь посмотреть на нее с другого ракурса. Например, если вам нечего обуть, взгляните на свою проблему глазами безногого калеки. А если вы расстроены из-за того, что поссорились с мужем, посмотрите на свою проблему взглядом недавно овдовевшей женщины. Если вас не устраивает качество вашей жизни - сходите на кладбище. Мрачновато? Поверьте, это поможет хоть немного сдвинуть вашу проблему с центрального места в своей жизни.

А можно попробовать так - посмотреть на Землю, на себя и на свою проблему из космоса. Представляете, какой маленькой она тогда покажется? Воображение, оказывается, можно использовать и в таких полезных целях. Еще, когда возникшая проблема слишком на нас давит, можно попробовать представить, как мы будем вспоминать о ней через год или пять лет. Может быть, тогда она превратится в веселую историю из жизни, которой мы будем забавлять своих друзей?

Не забывайте об отдыхе и не «пилите опилки»

Психологи, которые лучше других знают, как решать проблемы с наименьшими для себя потерями, советуют при этом не забывать, что тело всегда нуждается в отдыхе. Испытывая стресс, который поглощает львиную долю производимой организмом энергии, человек лишается сил. Прибавить их количество поможет полноценный физический и эмоциональный отдых.

Особенно ослабляют человека постоянные сожаления о чем-то, что вызвало проблему или помешало успешно ее побороть. Не стоит «пилить опилки», то есть снова и снова возвращаться мыслями в прошлое, чтобы как следует об этом пожалеть. Это лишено всяческого смысла. Если ваша насущная проблема касается того, что никак нельзя изменить, постарайтесь от нее отвлечься и не прокручивать ее постоянно в своей голове. На то, что случилось, вы уже не повлияете, а вот на то, что может случиться с вашим здоровьем, ваши мысли очень даже влияют.

Вооружившись советами специалистов, можно смело вступать в сражение со своими проблемами. Было бы глупо ожидать какого-то чудесного окончания этой схватки, но на то, что благодаря правильному подходу проблемы решатся значительно проще, можно рассчитывать без сомнения. Помните, решать свои проблемы самостоятельно способен каждый, и никто не поставлен заниматься этой грязной работой за вас.

1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»