Жизнеобеспечение — понятие и сущность. Искусственные системы жизнеобеспечения организма человека. История вопроса. Решение пожарно-тактической задачи

Решение пожарно-тактической задачи.

Эвакуация пострадавшего из зоны заражения в безопасную зону в СИЗОД.

Этап № 10 Преодоление навесной переправы

Задание: преодолеть препятствие.(Старшая команда- не нагружая страховочную систему, младшая - на грудном карабине)

Этап № 11 Переправа по качающимся перекладинам «Ногоход»

Задание: преодолеть препятствие, посещение первой и последней перекладины обязательно.

Этап № 12 Преодоление ворот (Мышеловка).

Задание: преодолеть препятствие. Одновременно может работать вся команда.

Примечание: сбитую перекладину восстанавливает судья на этапе. Движение участника допускается только через свободные установленные ворота.

Этап № 13 Переправа по качающимся перекладинам. (Рукоход)

Задание: преодолеть препятствие. Посещение первой и последней перекладин обязательно.

2. Действия группы в ЧС и решение пожарно-технической задачи

В данном виде команда самостоятельно распределяется по этапам. Общий результат определяется максимальным количеством набранных баллов за правильные ответы.

1. Действие команды при выбросе АХОВ (тест) ;

2. Вязка двойной спасательной петли ;

3. Работа с прибором ДП-5, поиск радиоактивного источника ;

4. Тест по ПДД ;

5.Одевание СИЗОД (противогазы). Оценивается правильность одевания с учетом норматива;

7. Тест на применение огнетушащих средств ;

Боевое развертывание - 3 человека из состава команды одевают боевую одежду пожарного, один остается у разветвления, двое остальных, взяв по одному рукаву, подсоединяют их к разветвлению, и направляются к «очагу возгорания», подключая на ходу пожарные стволы РС-50, РС-70 или РСК-50. Задание считается выполненным по пересечению контрольной линии.



Возможно выполнение одного из вариантов, либо комбинирование этапов.

Перед началом работы на данном виде проводится жеребьевка между участниками команды, при которой определяется, кто из участников какое задание будет выполнять. Задания теоретические и практические. За каждое правильно выполненное задание команда получает определенное количество баллов. Общий результат в данном виде определяется по сумме баллов выполненных заданий.

1. Укладка различных типов костров;

2. Определение сторон света по местным признакам;

3. Определение точки по заданным азимутам;

4. Международная кодовая таблица «Земля-воздух»;

5. Построение маршрута по заданным азимутам и расстояниям (определение азимута из конечной точки в начальную);

6. Определение съедобных и ядовитых грибов;

7. Определение ядовитых и лекарственных растений;

8. Определение азимута по карте;

9. Измерение расстояния по карте;

10. Передача письменного сообщения без использования фабричных материалов;

11. Определение азимута на объект;

12. Определение топографических знаков;

13. Сигналы бедствия.

Перед началом работы на данном виде проводится жеребьевка, по результатам которой между участниками команды распределяются задания (практические и теоретические). За каждое правильно выполненное задание, участник получает определенное количество баллов. Результат команды - сумма баллов, набранных за выполненные задания всеми участниками команды. Команда-победитель в виде «Жизнеобеспечение человека» определяется по наибольшему количеству баллов.

Возможные задания:

1. Международная кодовая таблица сигналов оповещения «Земля-воздух».

Капитан вытягивает карточку (задание) с обозначением одного из сигналов Международной кодовой таблицы «Земля-воздух». Команде необходимо выложить полученное задание-сигнал своими телами и, имеющимся в наличии (у команды), снаряжением.

2. Передача письменного сообщения без использования предназначенных для этого материалов.

Сообщение должно быть читаемо.

3. Измерение расстояния по карте.

Измерить маршрут, обозначенный на карте и вычислить расстояние в километрах (с учетом масштаба). Допустимая погрешность составляет ± 5%.

4. Определение азимута по карте.

На карте даны три азимута, необходимо определить их числовое значение. Допустимая погрешность составляет ± 3о.

5. Определение названия растений (ядовитых и неядовитых).

На карточке изображены растения, необходимо определить к какой группе они относятся (ядовитые, неядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия растений.

6. Определение названия грибов (съедобных и ядовитых).

На карточке изображены грибы, необходимо определить к какой группе они относятся (съедобные, ядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия грибов.

7. Построение маршрута по заданным азимутам и расстояниям.

На бланке дана исходная точка - начало маршрута, азимуты и расстояния. Построить маршрут движения, учитывая масштаб, расстояние и азимут. Определить азимут из конечной точки маршрута на исходную. Допустимая погрешность составляет ±10о.

8. Определение местонахождения пострадавшего.

На карте обозначены три точки с номерами и три азимута к каждой из этих точек. Необходимо определить местонахождение «пострадавшего». Допустимая погрешность составляет 100м (М 1:10 000).

9. Тест по «ПДД».

10. Сигналы бедствия.

В карточке представлены сигналы бедствия и варианты ответов, необходимо к каждому сигналу найти правильный вариант ответа.

11.Определение топографических знаков.

В карточке представлены знаки и варианты ответов, необходимо к каждому знаку найти правильный вариант ответа.

12. Определение азимута на объект.


Участник, из указанного судьей места, определяет 3 азимута на призмы, и результат вписывает в контрольную карточку. Допустимая погрешность составляет ± 3°.

13. Знание телефонов экстренных служб.

В карточке даны названия экстренных служб, участнику необходимо ВПИСАТЬ соответствующие каждой службе номера, при вызове их с МОБИЛЬНОГО телефона.

14. Укладка различных типов костров.

Участнику дается карточка с несколькими видами костров и варианты ответов, необходимо к каждому виду костра определить правильный вариант ответа.

15. Тест на применение огнетушащих средств.

Задание выполняется в виде теста.

16. Тест по ОБЖ (АХОВ).

Задание выполняется в виде теста.

17. Тест по оказанию первой помощи.

Задание выполняется в виде теста.

18. Семафорная азбука и определение объекта по азимуту.

Участнику необходимо прочитать и записать, составленные с помощью семафорной азбуки, слова. Каждому правильно записанному слову соответствует числовое значение в градусах (азимут). Участник, из указанного судьей места, определяет, по полученным азимутам, номер объекта (номер призмы), результат вписывает в контрольную карточку.

Значительные метаморфозы претерпело в российской этнологии и понятие “жизнеобеспечение” (subsistence).

Этот термин был предложен американским этнографом Р. Лоуи и означает собственно технологию добывания и производства пищи. В России понятие “жизнеобеспечение” получило значительно более сложное истолкование. Один из ведущих российских этнологов Игорь Крупник считает даже, что “само понятие “жизнеобеспечение” можно в значительной мере считать оригинальным русскоязычным образованием. Этот образный перевод английского слова subsistence (дословно “существование, пропитание, средство поддержания жизни”) первым из этнографов стал использовать С.А. Арутюнов. Очевидно, что “жизнеобеспечение” шире и понятийно богаче, чем “существование” и тем более “пропитания”. На основе удачного термина появились новые производные категории, выходящие далеко за рамки исходного значения слова subsistence, под которым в зарубежной этнографии по прежнему обычно понимаются потребительские виды хозяйства, направленные на производство пищи: охоту, собирательство, ранние виды земледелия и скотоводства. Одним из ярких нововведений стало понятие “культура жизнеобеспечения” как особый компонент культуры этноса.”

Культура жизнеобеспечения - это “взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, т.е. экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания. Это - процесс экологической адаптации общества к природной среде”, происходящий “путем соответствующего социально-организационного территориального освоения.

Для более детального объяснения этого важного для этнологии понятия обратимся к коллективной монографии “Культура жизнеобеспечения и этнос”, теоретические главы которой специально посвящены разработке понятия “культура жизнеобеспечения”.

Деятельность по жизнеобеспечению развертывается в пространстве координат, одной из которых является отношение “общество - природа”, другой - отношения “общество - индивид”. Весь цикл физического освоения людьми природной среды - производство, распределения и потребление материальных благ - совершается в определенных социально-организованных формах. В соответствии с пониманием культуры как способа человеческой деятельности материальная технология общества является лишь одной из подсистем его универсальной технологии - сайт. Она теснейшим образом сопряжена и взаимосвязана с социальной технологией общества - со способами организации социальных отношений и социально-необходимой регуляции поведения индивидов.

Социально-технологический комплекс культуры в целом включает в себя двоякого рода средства обеспечения того или иного (исторически и этнически определенного) способа внутренней организации общественной жизни. Первую группу этих средств составляет набор социальных институтов, оформляющих наиболее общие виды социальных отношений, образующие структурный “остов” общественной системы (институты разделения труда, собственности, родства, брака, общественного управления и т.п.). Будучи адресованы не индивидам как таковым, а социальным группам и имея центральной задачей организацию внутригрупповых связей, институциональные механизмы культуры ограничены в своих регулятивных возможностях сферой внешних условий и внешних, поведенческих проявлений человеческой деятельности, непосредственно не затрагивая область ее мотиваций. Именно в этом пункте институциональные средства технологии существенно отличаются от другой группы средств, которую можно условно обозначить как гуманитарные средства. Последние направлены именно на формирование определенных социально-целесообразных мотиваций деятельности людей и, следовательно, непосредственным объектом своего регулятивного воздействия имеют сферу человеческого сознания. Речь идет о комплексе разнообразных нормативно-ценностных и мировоззренческих идей и представлений этического, религиозного, этикетного, эстетического и пр. порядка. Речь идет также о комплексе механизмов, образующих характерные для той или иной этнокультурной общности способы (технологию) внедрения указанных духовных образований из фонда коллективного сознания в фонд сознания индивидов (технология научения, воспитания, просвещения, социального контроля, социализации и т.п.) Этот тип можно назвать гуманитарной технологией.

Эффект организации коллективной жизни достигается здесь, таким образом, функционированием не внешних (объективных в институциональной структуре общества), а внутренних - идеологических и психологических предпосылок человеческой деятельности.

Любое духовное образование, любой факт коллективного сознания, сколь угодно отвлеченным по содержанию и сколь угодно "непрактичным" в социальном отношении он ни казался бы, в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, так или иначе участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного механизма.

Функции компенсации стрессовых факторов, разрушительных и в плане психологического дискомфорта индивидов, и в плане психологической сплоченности социального коллектива, были призваны выполнять многие сопутствующие жизнеобеспечивающей практике человека символические акции. И именно в этом, при полной “бессмысленности” и нецелесообразности в утилитарном отношении этих акций и состоит их конечная целесообразность.

Чем выше уровень тревожности людей в связи с теми или иными угрожающих их жизни и благополучию факторами, и чем в меньшей степени или с меньшей надежностью они могли противодействовать этой угрозе, тем большее место в общем поведенческом массиве жизнеобеспечения занимают символические акции, создающие иллюзию такого противодействия.

Таким образом, проблема психологической адаптации человека и человеческого общества выделяется в качестве отдельной важной темы в российской этнической экологии. К окружающей природной среде люди адаптируются не только в физическом, но и в психологическом отношении. Несомненно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно столетие, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно; известно о существовании некоторых связей между психологическим складом, темпераментом и природными условиями, хотя причинно-следственные закономерности здесь не всегда четко прослеживаются - сайт. В целом механизмы психологической адаптации более гибки и действенны, чем физической, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их очень близки. Характерно, что русские переселенцы в степные районы старались посадить около дома хотя бы одну березку или какое-то другое “родное” дерево, чтобы ослабить острое чувство ностальгии.

Особо следует подчеркнуть, что в российской этнической экологии и культурологии, в отличие от представителей магистрального направления культурной экологии за рубежом, адаптация рассматривается как процесс приспособления не только к природной среде обитания, но и к среде обитания социальной , сфере "межобщественных (межплеменных, межгосударственных и т. д.) связей и взаимодействий, рассмотренных в перспективе деятельности того или иного общества, с которым они [члены данного общества] вступают в контакт посредством институциализированных мирных (дипломатических, торговых и других), а также военных средств".

Аналогичным образом и относительно того, что касается системы жизнеобеспечения, ее психологической составляющей, подчеркивалось, что ее главным содержанием является “взаимоотношение людей не с природной, а с социально-культурной, этнической средой... Действию стрессогенных факторов противостоит система социокультурных установок, определяющих (иногда в деталях) поведения человека в тех или иных случаях жизни. Абхазы, например, воспитываются в духе социальной дисциплины и самоконтроля и обычно чуть ли не с детства достаточно четко знают, что именно нужно делать в случае ссоры с близким другом или в какой-то другой ситуации; такой установленный этикет предохраняет от чрезмерного нервного напряжения.”

Важная роль психологической адаптации приводит к тому, что культура жизнеобеспечения включает в себя как рациональные, так и иррациональные элементы: ритуалы, легенды, специфические элементы идеологии.

Наличие в культуре иррациональных адаптивных элементов признается и в западной этнологии, однако эти элементы рассматриваются в рамках скорее материальной, нежели психологической адаптации.

Так например, Сирена Нанда пишет: “Подчеркивая адаптивную природу различных аспектов социокультурной системы, культур-экологи в своих исследованиях стремились продемонстрировать, что по-видимости совершенно иррациональные элементы верований и поведения членов социокультурной системы в действительности способствуют достижению значительных результатов в рациональном использовании для удовлетворения своих потребностей своего природного окружения. В частности, Мартин Харрис, называвший себя приверженцем культурного материализма - одного из ответвлений культурной экологии, приводил следующий пример. Табу, присущее культуре индийцев, на употребление в пищу мяса коровы, несмотря на повальную нищету индийского населения и частые периоды голода, кажется европейцам курьезным. Но это табу имеет значение с точки зрения адаптации. Коровы важны в Индии не потому, что они могут быть съедены, а потому что они используются в качестве тягловых животных, которых впрягают в телеги и сельскохозяйственные орудия. Если бы в период голода семья съела бы своих коров, она бы не могла в последствии заниматься сельским хозяйством и была бы обречена на полное вымирание. Религиозное табу на употребление в пищу говядины обеспечивает способность общества сохранять себя несмотря на частые неурожаи.”

Вернемся к проблемам психологической адаптации человеческого общества к среде обитания. Благодаря своим тонким регулятивным и компенсаторным свойствам человеческая психика является совершенным “прибором” установления прямой и обратной связи с окружающей средой. Поломка этого “прибора”, сбои в его работе - сигнал о нарушении экологического равновесия, о разрыве важнейших связей, о существовании которых мы нередко даже не догадываемся. В русле проблем этнической экологии, основная задача которой - изучение условий и путей гармонизации отношений этноса со средой обитания (как природной, так и социальной - сайт), психологические исследования - одни из наиболее необходимых. Они позволяют вскрывать основные закономерности человеческого бытия. Методы психологического исследования, отличающиеся глубиной и тщательностью, могут помочь при решении таких важных проблем этнической экологии, как сущность внутренней связи этноса с природной средой его обитания.

Урок 24

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ИМУЩЕСТВО

Предмет: ОБЖ.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами и способами жизнеобеспечения человека, снаряжением и имуществом туриста; воспитывать собранность.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, рюкзак с набором вещей для укладки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросу:

− Как, на ваш взгляд, можно определить расстояние до недоступного объекта, его высоту и ширину?

Ученики приводят примеры, учитель оценивает их ответы.

III. Изучение новой темы.

1. Введение в тему урока.

Для нормального жизнеобеспечения человеку в обычных условиях требуется очень много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счёт перейдёт за сотню. А отправляясь в поход, мы также должны позаботиться о своё жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придётся пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придётся нести самим. Таким образом, мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.

2. Иллюстрированный рассказ учителя.

Всё снаряжение делится на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение, которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, кто часто бывает на природе.

1) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) – эти принадлежности должны быть лёгкими, например, из пластика, нож – складной. Все они должны быть упакованы в отдельный мешочек.

2) Подстилка – сидеть у костра, лежать на ней в палатке, укрываться от дождя.

3) Спички – завёрнуты в полиэтиленовый пакет.

4) Туалетная бумага, можно использовать для разжигания костра.

5) Туалетные принадлежности – мыло, зубная паста, щётка, полотенце.

Поход – не повод для зарастания грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности тоже сложены в мешочек и покоятся в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно было найти.

6) Спальник.

7) Свеча или фонарик для вечернего укладывания, дежурства у костра, встречи с «Чёрным альпинистом ».

8) Купальные принадлежности в тёплое время года.

9) Запас продуктов: картошка варёная и сырая, яйца варёные, хлеб (порезанный), огурцы, помидоры, сыр, колбаса, банка консервов, соль, сахар – по необходимости, морковка, лапша, зелень и т. д. с учётом вкладывания всего этого в общее пользование.

10) Ремонтный набор (иглы, нитки, клей, проволока, молоток, гвозди, пассатижи, куски резины, тряпок, скотч и др.).

11) Медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала.

Специальное снаряжение.

В случае если предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное личное и групповое снаряжение: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, накомарники, ледорубы и т. п.

3. Практикум по укладке рюкзака.

На соревнованиях «Школы безопасности» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умение укладки рюкзака.

Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака:

− Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине туриста, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести, не мешал при ходьбе.

− В правильно уложенном рюкзаке тяжёлые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху, а предметы первой необходимости так, чтобы их можно было быстро и легко достать (в карманах, сверху рюкзака, в закрепляющих ремнях).

− Также надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились, не испортились.

− Рюкзак надо упаковывать с максимальной компактностью и удобством, чтобы уложенные вещи не гремели, не смещались.

− Желательно все вещи в рюкзаке держать в чехлах или пакетах. Спички необходимо поместить в середину рюкзака.

− Острые, колющие предметы необходимо поместить в чехлы или обложить их частями одежды.

Учитель предлагает нескольким ученикам продемонстрировать укладку рюкзака из заранее приготовленного снаряжения. Кроме того, в комплекте предметов должны быть и те, которые учащиеся не должны брать в рюкзак.

IV. Материал учебника.

Известно, что жизнеобеспечение человека в первую очередь зависит от имеющегося у него снаряжения, имущества, запасов продуктов, а также навыков по оборудованию бивака или подготовки укрытия.

Необходимое снаряжение и имущество

Всё снаряжение можно для удобства разделить на личное, групповое и специальное. Полный и обязательный перечень его указывается в Положении о соревнованиях.

К личному снаряжению относятся носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности, а также некоторые предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак) – всё то, без чего не обойтись лично каждому человеку.

Прежде всего необходимо обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной (чтобы не прокусил комар). Наиболее удобны рубаха-ковбойка, штормовой костюм из брезента , который промокает, но быстро сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном, закрывающая человека вместе с рюкзаком. Для прохладного времени надо иметь тёплую шерстяную одежду: свитер и рейтузы, вязаную шапочку. Обязательно наличие лёгкого головного убора , защищающего от солнца, с большим козырьком. На ноги следует надеть две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифлёной подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше, чтобы можно было вложить толстую войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и лёгкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам.

Очень важно подобрать рюкзак. Рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице, не свисать ниже её. Достигается это путём выбора рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак: тяжёлое – вниз, мягкое – к спине, объёмное наверх, предметы первой необходимости – в карманы.

К спальным принадлежностям прежде всего относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца . Любой спальник нужно всегда носить в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик, размером 40 х 100 см (от плеч до ног), как правило, из синтетических материалов.

Групповое снаряжение составляют палатки, топоры, посуда для варки пищи, карты, компасы и ряд других предметов коллективного пользования – всё, без чего нельзя обойтись группе.

Из палаток наиболее распространены двускатные палатки в форме домика (рис. 35) с набором стоек и колышков, которые, как и палатка, убираются в чехол из плотной ткани. Несмотря на то что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами. В каждую палатку необходим фонарик.

К костровым принадлежностям относят тросик для подвески вёдер между деревьями, складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования её высоты над огнём (рис. 36). Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой, тент-кухня. Наиболее удобны для варки и переноски пищи так называемые каны – комплекты из 2-3 вёдер.

Следует помнить, что при приготовлении пищи на костре недопустимо пользоваться оцинкованной посудой.

К кухонным принадлежностям относятся клеёнки, разделочные доски, ножи, половник, консервные ножи, спички в водонепроницаемой упаковке.

В состав группового снаряжения (на группу 4-6 человек) обязательно входит 1 топор, 1 пила, 1 лопатка, которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия. К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка и специальный ремонтный набор, который должен включать: эластичную резиновую ленту, несколько английских булавок, обычные и толстые иглы, шило, запасные пуговицы, нитки, шнуры, плоскогубцы, кусочки кожи, клей БФ, изоляционную ленту, проволоку и т. д. – всё, что может понадобиться для ремонта в пути.

В зависимости от специфики предстоящей деятельности укомплектовывается специальное снаряжение, в состав которого включаются предметы как личного, так и коллективного пользования: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, ледорубы, накомарники, специальное альпинистское снаряжение. Подробнее комплект специального снаряжения рассмотрен в §21.1.

При проведении соревнований «Школа безопасности» у участников обычно проверяется наличие снаряжения и укладка рюкзака. За неправильное расположение вещей в рюкзаке, наличие ненужного или отсутствие необходимого снаряжения команда штрафуется.

Вопросы

1) Какие приспособления и элементы снаряжения должны присутствовать в перечне снаряжения группы (человека)?

2) Какова последовательность укладки снаряжения в рюкзак?

V. Итог урока.

− Изучив тему сегодняшнего урока, какие советы и рекомендации по комплектованию походного снаряжения вы могли бы дать?

Домашнее задание: составить памятку: какова последовательность укладки вещей в рюкзак?

История разработки искусственных органов жизнеобеспечения насчитывает несколько десятилетий.

1925 - год, от которого можно отсчитывать историю систем искусственного жизнеобеспечения: С. Брюхоненко и С. Чечулин (СССР) конструируют первый стационарный аппарат, способный заменить сердце . В следующем году публике было продемонстрировано, что голова собаки, отделённая от туловища, но подключенная к донорским лёгким и новому аппарату, способна сохранять жизнеспособность в течение нескольких часов, оставаясь в сознании и даже употребляя пищу (рис. справа).

1936
. С. Брюхоненко (СССР) разрабатывает первый в мире оксигенатор , способный заменить функцию лёгких. С этого момента существует теоретическая возможность поддерживать полный цикл жизнеобеспечения отделённых голов животных до нескольких суток (пока не потребуется гемодиализ), однако на практике этого достичь не удаётся. Выявляется множество недостатков оборудования : разрушение эритроцитов, наполнение крови пузырьками, тромбы, высокий риск заражения. По этой причине, первое применение аналогичных аппаратов на человеке затягивается ещё на 17 лет.

1937
. В. Демихов (СССР) кустарно изготавливает первый экспериментальный образец небольшого имплантируемого сердца и испытывает его на собаке. Но низкие технические характеристики нового прибора позволяют непрерывно использовать его в течение лишь полутора часов, после чего собака погибает

1943
. В. Кольфф (Нидерланды) разрабатывает первый аппарат гемодиализа - искусственную почку. Через год он уже применяет аппарат во врачебной практике, в течение 11 часов поддерживая жизнь пациентки с крайней степенью почечной недостаточности.

1953
. Дж. Гиббон (США) при операции на человеческом сердце впервые успешно применяет искусственные стационарные сердце и лёгкие (в англоязычной литературе называемые "cardiopulmonary bypass "). Начиная с этого времени, стационарные аппараты искусственного кровообращения становятся неотъемлемой частью кардиохирургии.


1963
. Р. Вайт (США) в течение примерно 3 суток поддерживает жизнеспособность отдельного мозга обезьяны . Будучи выдающимся достижением, данный эксперимент одновременно выявляет и ряд проблем. Во-первых, в нём на практике проявляется проблема сенсорной депривации: не будучи подключённым к искусственным органам чувств и моторным устройствам, мозг является, по сути, вещью в себе. Проблематичным оказывается детектирование даже его жизнеспособности, не говоря о сознании. Во-вторых, этот и некоторые другие эксперименты вызывают волну протестов защитников прав животных, вместо ожидаемой поддержки принося исследователю негативный имидж. В-третьих, трёхдневный рекорд отчётливо показывает довольно низкую скорость развития приборов. В целом, аппараты искусственного кровообращения в 1960-х годах концептуально сохраняют примерно те же недостатки , что и первые приборы 1920-1930 годов.

1969 . Д. Лиотта и Д. Кули (США) впервые испытывают в теле человека имплантируемое искусственное сердце . Сердце поддерживает жизнь пациента в течение 64 часов в ожидании человеческого трансплантанта. Но вскоре после трансплантации пациент погибает (от факторов, по-видимому, не связанных с предшествующей работой устройства)

1970-1990 -е годы. Происходит постепенное повышение технических характеристик перечисленных приборов. В частности, время жизни пациентов на почечном диализе становится практически неограниченным (хотя и остаётся сопряжённым с большим неудобством и риском). Впечатляет и рост времён жизни людей и экспериментальных животных с искусственным сердцем (см. график, составленный по материалам вышеупомянутых источников, а также статьи 1961 года). Одним из ведущих разработчиков имплантируемого сердца является уже упомянутый нами В. Кольфф (в центре на рис. справа). Появляются мембранные оксигенаторы , устраняющие ряд проблем прибора С. Брюхоненко. Вместе с тем, эксперименты по обеспечению жизни изолированных мозгов и голов животных в этот период практически свёрнуты.

200 7 . Поставлен рекорд продолжительности жизни пациента с полностью искусственными (но стационарными) лёгкими: .

2008 . Врачи впервые в истории поддерживают жизнедеятельность пациента с одновременным искусственным восполнением функции сердца и лёгких в течение 16 дней (в ожидании донорского сердца). В том же году учёные Калифорнийского университета заявляют о выпуске первого в мире образца портативной искусственной почки . Помимо этих результатов, в 2008 году происходят знаковые события в области разработки и других искусственных органов и частей тела. Так, компанией Touch Bionics был создан революционный высокореалистичный протез руки . В том же году происходит невиданный ранее инцидент: спортсмен Оскар Писториус, использующий ножные протезы от компании Ossur , отстранён от участия в Олимпийских играх из-за их "нечестных" беговых возможностей

2010 . В Калифорнийском университете разработана первая имплантируемая бионическая почка , пока что не доведённая до серийного производства (нижний рисунок в посте)