Значение звуковые повторы в современном энциклопедическом словаре. Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе

О. М.Брик

(Анализ звуковой структуры стиха)

“Поэтическое творчество - творчество образов. Поэтический язык - язык образов. Благозвучие и ритм - красивый наряд, облекающий плоды поэтического вдохновения”. Таково прочно утвердившееся, ходячее убеждение. Немудрено, что исследователи звуковой структуры поэтической речи ограничиваются областью обычных евфонических средств: рифмой, аллитерациями, ассонансами и звукоподражаньями. Встречаются, правда, разрозненные попытки установить связь между звуками и вызываемыми ими образами и эмоциями; но столь туманные и произвольные (“интуитивные”), что придавать им научное значенье никак нельзя. Обычно анализ звуковой стороны поэтического произведения сводится к указанию удачных или неудачных созвучий; причем критерий - личный вкус критика.

Повторяю: такое поверхностное отношение к звуковой структуре поэтической речи последовательный вывод из положения, что язык поэзии - язык образов, а “красивые” созвучия только внешнее его украшение.

Однако, стоит только усумниться в истинности укоренившегося убеждения, и вопрос сразу приобретает совсем иное значение.

Причин сомневаться в чисто служебной роли звука в поэзии много. Их достаточно приведено в статьях первого выпуска наших сборников. Не стану их повторять; укажу только на свидетельство проф. А. Н.Веселовского, который в своей статье “Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля” говорит: “Содержательный параллелизм переходит в ритмический, преобладает музыкальный момент, при ослаблении внятных соотношений между деталями параллелей. Получается не чередование внутренне связанных образов, а ряд ритмических строк без содержательного соответствия.... Иногда параллелизм держится лишь на согласии или созвучии слов в двух частях параллели... Язык народной поэзии наполнился иероглифами, понятными не столько образно, сколько музыкально; не столько представляющими, сколько настраивающими; их надо помнить, чтобы разобраться в смысле”. (А. Н.Веселовский. Собр. соч. Т. I; изд. Отд. Русск. яз. и слов. Имп. Ак. Н. стр. 163 и 168).

Принимая выражения “переходить”, “наполнился” не как временные, а как логические категории, мы заключаем из слов проф. Веселовского, что в народной поэзии встречаются наряду с образным образцы творчества характера музыкального, исключительно ритмико-звукового.

Веселовский полагает, что образ внешне выродился в созвучие; но тут же цитирует слова Рише: “Если бы поэты были откровенны, они признались бы, что рифма не только не мешает их творчеству, но, напротив, вызывала их стихотворения, являясь скорее опорой, чем помехой. Если бы мне дозволено было так выразиться, я сказал бы, что ум работает каламбурами, а память - искусство творить каламбуры, которые и приводят в заключении к искомой идее”.



Я думаю, что элементы образного и звукового творчества существуют одновременно; а каждое отдельное произведение - равнодействующая этих двух разнородных поэтических устремлений. [Д. Н.Овсянико-Куликовский в своей статье “Лирика - как особый вид творчества” (Вопросы теории и психологии творчества. Т.2, вып. 2) как будто хочет уловить разницу между образным и ритм.-звуковым (“лирическим”) творчеством. Но утверждая, что “в словесной лирике эмоция производится не исключительно формой, т. е. ритмом и гармонией стиха или гармонической конструкцией прозы, но также и ритмом представлений - гармоническим сочетаньем выраженных мыслей и чувств (стр. 207)”, - почтенный проф. возвращается ни с чем.]

Любопытный пример такого “равнодействия” представляет из себя русская народная загадка “Черный конь прыгает в огонь”; (решение: кочерга). Если разбить звуковой комплекс “кочерга” на части: “ко”, “чер”, “га”; то обнаружится, что все они вошли полностью в выраженье: “Чер ный ко нь прыга ет в огонь”, являющееся, следовательно, не только образным описанием предмета, но и полной парафразой звуков его наименования. [Д. Садовников замечает по поводу загадки “Тон да тотонок (реш. пол и потолок)”. “Одна из тех загадок, где разгадкою должны быть созвучие или рифма”. - А по поводу загадки “На столе лежат две Мавры” (реш.: снавры) “Здесь сказывается любовь к созвучиям, даже в ущерб смыслу. Примеров такого рода много: гадко-кадка, бус-брус, тотонок-потолок, парашка-потирашка, Самсон-заслон и пр.”. (Д. Садовников: Загадки русского народа. Изд. А. С.Суворина. 1901 г.)]



Другим примером могут служить так называемые “банальные” рифмы: “волн-челн”, “море-горе”, “любовь-кровь-вновь” и др., немецкое “Herz-Schmerz (сердце-боль)”, итальянское “cuore-amore (сердце-любовь)”, где образные и звуковые параллели слились в одну поэтическую фигуру.

Однако, образные и звуковые элементы поэтического вдохновения не всегда мирно уживаются; часто дело доходит до острых конфликтов, из которых поэту не легко найти выход. - Э. Дюпюи говорит о В. Гюго: “случается ему, как и всякому другому поэту и даже чаще, поддаться первому указанию своего слуха и привести во второй строке слово, подсказываемое ему красотой созвучья; но которое логические соображения должны были бы отвергнуть. Обладая удивительной легкостью создавать символы, он пускает в ход всю свою плодовитую изобретательность, чтобы оправдать это второе выражение, придав ему метафорический престиж, который нас подчас изумляет”.

Думаю, что тщательное изученье черновых набросков и вариантов обнаружит не мало подобных удавшихся и неудачных попыток “оправдать” ценные для поэта созвучья.

Как бы ни смотреть на взаимоотношение образа и звука, несомненно одно: звуки, созвучья не только евфонический придаток, но результат самостоятельного поэтического устремленья. Инструментовка поэтической речи не исчерпывается внешними приемами благозвучия, а представляет из себя в целом сложный продукт взаимодействия общих законов благозвучия. Рифма, аллитерация и пр. только видимое проявленье, частный случай основных евфонических законов.

Разбирая звуковую структуру поэтической речи, преимущественно по стихотворным произведениям Пушкина и Лермонтова, я обнаружил звуковое явление, которое назвал повтором.

Сущность повтора заключается в том, что некоторые группы согласных повторяются один или несколько раз, в той же или измененной последовательности, с различным составом сопутствующих гласных.

Повторяясь, согласный или сохраняет полностью свою фонетическую окраску, или же переходит в другой согласный звук в пределах своей акустической группы.

Согласные звуки общерусской речи можно разбить на 10 акустических групп или типов: тип П (п, п’, б, б’), Ф (ф, ф’, в, в’), М (м, м’), Т (т, т’, д, д’), С (с, с’, з, з’), Н (н, н’), Ш (ш, ж), Р (р, р’, л, л’), К (к, к’, г, г’), X (х, х’) (см. В. А.Богородицкий. Общий курс русской грамматики. Изд. 4-е. Казань. 1913. Табл. к стр. 28). [Звук йота акустически не согласный, а полугласный].

Внутри группы согласные делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые; причем акустическое значение этих различий не одинаково. Звонкий и глухой согласные воспринимаются нами, как два разных звука; а твердый и мягкий, как тот же звук, смягченный или отвердевший.

Отсюда, акустически простейшим видом повтора будет такой, в котором твердость и мягкость согласных не различается, но звонкие и глухие фигурируют, как различные звуки. Вводя признак твердости-мягкости, а также других более тонких звуковых отличий, мы получим последовательный ряд повторов, усложняющихся в сторону большей дифференциации звуковой окраски отдельных согласных. Если же мы исключим различие между звонкими и глухими, то получим обратный ряд повторов, усложняющихся в сторону более широкого обобщения звуковых признаков.

В настоящей статье, цель которой - общее описание повтора, как звукового явления поэтической речи, использованы в качестве матерьяла исключительно повторы акустически простейшего вида.

Говоря о согласных, приходится подчеркнуть, что мы имеем в виду согласные звуки, а не буквы; различие, почему-то, упорно игнорируемое многими филологами. В недавно вышедшей книге С. Боброва “Записки стихотворца” автор начинает статью “Согласные в стихе” словами: “Роль букв в стихе до сей поры - область совершенно девственная от каких-либо исследований”. Из дальнейшего, однако, видно, что имеются в виду не буквы, а звуки; на стр. 84 в примечании сказано: “необходимо иметь точку зрения на акустическую природу согласных”. Говорить об акустической природе букв было бы бессмысленно.

Ярким примером существенного различия буквы и звука служит китайский язык, о котором В. Марков в предисловии к книге “Свирель Китая” (изд. Союза Молодежи 1914 г.) говорит: “Своеобразный характер китайского языка, представляющий из себя явление единственное в своем роде, заставляет различать поэзию произнесенную вслух от поэзии написанной, слова, составляющие поэтическое произведение, от знаков, которые их изображают. Всем должно быть известно, что в китайской письменности начертательные знаки, соответствующие известному слову, не имеют никакого отношения к звукам составляющим это слово”.

Укажу также на понятие буквенной или глазной рифмы.

В русском языке разница между начертаньем согласного звука и его произношением ясно выступает в таких словах, как “мягкий, легкий, его, кого, сделать, сладкий, возжи и пр.”; в словах, как “солнце, сердце, поздно, праздно и др.”, где некоторые буквы совсем не произносятся: не говоря уже об общем начертании для твердых и мягких согласных. Особо следует упомянуть о произношении звонких согласных в конце слова.

По общему правилу звонкие согласные в конце слова звучат, как соответствующие глухие за исключением тех, которые не имеют парного глухого, и согласного Г, звучащего иногда как X. Однако степень заглушенности по моим наблюдениям, не во всех случаях одинакова: во 1) мягкие заглушаются сильней, чем твердые (ср. грудь-груд, лезь-лез, пригубь-губ); во 2) звонкий, заканчивая ударяемый слог, менее подвержен заглушению, чем звонкий стоящий в конце неударяемого (ср. лабаз-образ, берёг-берег, выход-вход, выгреб-гроб, сторож-страж); и в 3) в словах и формах слов чаще употребляемых звонкие менее устойчив (ср. раз, год, муж, погиб, друг и богомаз, люд, лад, пыж, чертог, люб). Этим же объясняется, по-видимому, устойчивость звонких в словах заимствованных и архаических (топаз, гид, клуб, глад, хлад и мн. др.). Очевидно полное заглушение происходит не сразу; звонкий согласный в конце слова как бы постепенно “стирается” от частого употребленья.

Различным степеням заглушенности соответствует большая или меньшая легкость, с которой согласный восстанавливает свою звонкость перед следующим за ним гласным или звонким согласным, а также под влиянием общего звукового контекста.

В поэтической речи, где звуки играют значительно большую роль, чем в речи разговорной (см. статью Л. Якубинского в первом выпуске сборников), приведенные соображения заставляют определять характер звука в каждом отдельном случае особо. Принимая во внимание, что поэтическая речь - речь музыкальная, можно априори ожидать предпочтенья звонким согласным, как звукам более “напевным”, за исключеньем тех случаев, когда специальные звуковые задания требуют стеченья глухих шумов.

С формальной стороны повторы разделяются: во 1) на двухзвучные, трехзвучные и многозвучные, т. е. могут состоять из 2, 3 и более согласных; во 2) на простые и многократные, т. е. могут повторять основные согласные 1, 2, 3 и более раз; в 3) повторы могут повторять основные согласные в различном порядке. Если обозначить основные согласные алгебраическими знаками А, В, С... , то получатся повторы типов: АВ, ВА, АВС, ВАС, САВ, АСВ... и т. д. Так, если “соловей” - основа, то “слава” - её простой трехзвучный повтор типа АВС, “волос” - простой трехзвучный повтор типа СВА. В строках:

Где выл крутясь сердитый вал,

Туда вели ступени скал. (Лермонтов. Мцыри).

основа “выл”, а “вал-вели” - двойной двухзвучный повтор типа АВ. Для краткости можно опустить обозначения “двойной двухзвучный” и выразить повтор формулой АВ-АВ, из которой видно, что повтор двойной и двухзвучный. Так формула АВС-ВСА-САВ означает, что повтор тройной, трехзвучный с различным чередованием основных согласных.

Примеры:

как топ ол ь царь её п ол ей (Л. Мцыри).

без р ул я и без ветр ил (Л. Демон).

з аб оры изб ы и дворы (Л. Боярин Орша).

вр аг у царя на пор уг анье (П. Полтава).

и внемлет арф е сер аф има (П. Стансы. “В часы забав”).

на урн у Байр он а взирает (П. Андрей Шенье).

урн у с водой ур он ив... (П. Царск. статуя).

но казнь равн а ль в ин е моей (Л. Бояр. Орша).

и с ер ый походный с юр тук (Л. Возд. корабль).

и п ар от крови пр олитой (Л. Мой Демон).

что ж полон гр усти ум Г ир ея (П. Бахч. фонтан).

Мария плачет и гр устит

Г ир ей несчастную щадит (П. Бахч. фонтан).

дворец угр юмый опустел,

его опять Г ир ей оставил (П. Бахч. фонтан).

давно гр узинки нет. Она

г ар ема, стражами немыми (П. Бахч. фонтан).

и от врага с улыбкой ясн ой

приос ен ил ее крылом (Л. Демон).

богатырь ты буд еш ь с виду

и казак д уш ой (Л. Каз. кол. песня).

где сл ав у остав ил и трон (Л. Возд. корабль).

о н ет , их т айн у не мою (Л. Бояр. Орша).

как вз ор гр уз инки молодой (Л. Демон).

природа т еш итсяш ут я (Л. Демон).

р ев ет ли зв ер ь в лесу глухом (П. Эхо).

но он заб ыл сосуд цел еб ный (П. Кавк. пленн.).

З ар ему р аз любил Гирей (П. Бахч. фонтан).

заглянет в обл ако л юб ое (П. Цыганы).

г ор я восторг ом умиленным (П. “Кто знает край”)

и пр ямо в тр ап езу идут (Л. Бояр. Орша).

но не з ар и пленял ее р аз лив (Л. Литвинка).

вкуш ат ь в неведомой т иш и (П. “Когда б не смутное влеченье”)

р аб ы как добр ая семья (П. На выздоровленье Лукулла).

в ид ит странное дв иженье (Л. Спор).

л юб овью б ил ось огневой (Л. Бояр. Орша).

лучом зак ат а и вост ок а (Л. Демон).

одна идет дор ог а в г ор ы (П. Альфонс).

в р ук е св ерк нул турецкий ствол (Л. Демон).

и раз опр ичн ым огорч ен (Л. Бояр. Орша).

что я л еж у н а вл ажн ом дне (Л. Мцыри).

Нет, я не Б айр он , я другой

еще неведомый избр анн ик (Л. “Нет, я не Байрон”)

мой юный слух напевами пл ен ила

и меж п ел ен оставила свирель (П. “Наперсница волшебной старины”)

волшебный край. Там в ст ар ы годы

с ат ир ы смелый властелин (П. Евг. Онегин).

свой бурный шум, свой бл еск заемный

и л аск и вечные свои (Л. Гр. Растопчиной).

запомни же ныне ты сл ов о мое:

воителю сл ав а - отрада (П. Песнь о вещ. Олеге).

лежал один я на п еск е долины

уступ ы ск ал теснилися кругом (Л. Сон).

и жар н ев ол ьный умиленья

впервые смутно позн ав ал (П. Ангел)

вз ор покраснел как з ар ев о заката (Л. Аул Бастунджи).

сметает п ыл ь с могильных пл ит (Л. Мцыри).

отк ин ув лок он ы от милого чела (П. Муза).

и вдр уг уд ар я в лоб рукой (П. Медн. Всадн).

и с мил ой р оз ой нер азл учны (П. Бахч. фонтан).

лишь только в ет ер над скалою

увядшей шевельнет тр ав ою (Л. Демон).

оправа с абл и и кинжала

бл ес тит на солнце... (Л. Демон).

вскормил сл ез ам и и тоской

ее пред небом и з емл ей (Л. Мцыри).

так п ол он тайнами любви,

что думы п ылк ие мои (Л. Мцыри).

на сумр ачн ой горе

под свежею ч ин ар ою (Л. Свиданье).

и анг ел грустными очами

на жертву бедную взгл ян ул (Л. Демон).

и анг ел строгими очами

на искусителя взгл ян ул (Л. Демон).

и скв озь него в ыс ок ий бор (Л. Бояр. Орша).

твоя изм ен а черная

понятна мн е зм ея (Л. Свиданье).

Фобласа д авн ий ученик

и н ед ов ерчивый старик (П. Евг. Онегин).

на взморье в ид ен . Иногда

причалит с н ев од ом туда (П. Медн. Всадн.).

лежал од ин я на песке д ол ин ы (Л. Сон).

но и теперь н икт о не к ин ет (П. Паж или пятнадцать лет).

шт ык и смыкает. Т яжк ой тучей (П. Полтава).

в гр емучий г ов ор все слилось (П. Полтава).

от финских хл ад ных скал до

пламенной Колх ид ы (П. Клеветникам России).

отмстить нер аз ум ным хаз ар ам (П. Песнь о вещ. Олеге).

тянулся по г ор ам кр уг ом (Л. Мцыри).

счастливый перв ен ец тв ор ен ья (Л. Демон).

ведите в плен младых р аб ын ь,

делите бр анн ую добычу (П. Подражание Корану).

у Ч ерн ого моря ч ин ар а стоит молодая (Л. Дубовый листок).

н едв ижн о в д аль уставя очи (П. Галуб).

т ам н ыне в т ен ь м огилы хладной (П. Галуб).

и небо обвинять н ел ьз я ни в чем,

и как н а зл о все весело кругом (Л. Литвинка).

стар ый м уж , грозный муж,

р еж ь м еня, жги меня (П. Цыганы).

Что п ир ует царь великий

в П ет ер бурге городке (П. Пир Петра Великого).

но ск ор о были мы судьбою

на долгий ср ок разведены (П. Евг. Онегин).

богини в ечн ой красоты.

И ты Харитою в енч анный (П. “Кто знает край...”)

до срока созрел я и в ыр ос в отчизне с ур ов ой (Л. Дубовый листок).

на суше, на м ор ях , во хр ам е, под шатром (П. Кинжал).

нод олг о все еще гл яд ит (П. Руслан и Людмила).

и слаб, как будто д олг ий труд

болезнь иль г ол од испытал (Л. Мцыри).

в селеньях вд ол ь большой до­роги

близ Молд ав анского двора (П. Цыганы).

в Молд ав ии, в глуши степей,

вд ал и Италии своей (П. Евг. Онегин).

спешат т олп ой на поклоненье,

и над семьей могильных пл ит (Л. Демон).

доволен? Так пускай т олп а тебя бранит

и пл юет на алтарь, где твой огонь горит (П. Поэту).

и кудри пл ющ ом увитые

Сирийским мирром ум ащ ал (П. “Кто из богов мне возвратит…”).

И блещет г орд ою красой.

Как др уг а ропот заунывный (П. К морю).

и шумя и крутясь, к ол еб ала река

отраженные в ней обл ак а (Л. Русалка).

на тр уп ы в садников п ор ой (Л. Демон).

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.

Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег…).

В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М.И. Цветаева)

Здесь повторяются и гласные (а, е), и согласные (л, н, з, ч); многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок. Чем больше звуков вовлекается в такую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. К тому же, как подчеркивают современные исследования фоники, «заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста».

Звуковые повторы часто использовал при создании художественных образов А.С. Пушкин: Взгляни: под отдельным сводом гуляет полная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов; Рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.

В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… - Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и т.д.). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные и т.д.:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

(С.А. Есенин)

верую: вовеки не придет

позорное благоразумие.

(В.В. Маяковский)

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у, поскольку качество этого звука не меняется и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.) - здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

Известна и другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте. В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворной строке повторы получили различные наименования.

Повторение начальных согласных в словах называется анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Не следует думать, что использование разнообразных звуковых повторов всегда свидетельствует о высоких стилистических достоинствах произведения. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи, например, в стихотворении И. Северянина «Сонмы весенние»:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны.

Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Значение ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в Современном энциклопедическом словаре

ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ

основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха ("Редеет облаков летучая гряда", А.С. Пушкин условное обозначение АВ... АВ), анафора (повторяются начала смежных стихов: АВ..., АВ...), эпифора (повторяются окончания: ...АВ, ...АВ), стык (...АВ-АВ...) выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ...А... В...) и суммирующие (А... В... АВ), метатетичные (АВ... ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.

Современный энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ
  • ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в Энциклопедическом словарике:
    основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются …
  • ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются …
  • ЗВУКОВЫЕ
    Звуковые волны, составляющие последовательные сгущения и разрежениясреды, встречая на пути своего распространения другую среду, частью отее отражаются, частью же входят …
  • ЗВУКОВЫЕ
    ЗВУКОВ́ЫЕ ПОВТОРЫ, осн. элемент фоники стиха: ощутимо повыш. концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда …
  • ЗВУКОВЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗBУKOB́ЫE ЗАКОНЫ, см. Фонетические законы …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (нем. Spontaner Lautwandel; грамм.) — в современном языкознании такие изменения звуков, которые не имеют видимой непосредственной причины в фонетических условиях …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    под этим термином в современном языкознании разумеются такие изменения звуков, которые вызваны влиянием соседних звуков, а также и других фонетических …
  • ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    составляющие последовательные сгущения и разрежения среды, встречая на пути своего распространения другую среду, частью от ее отражаются, частью же входят …
  • СПОНТАНЕИЧЕСКИЕ ЗВУКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
    (нем. Spontaner Lautwandel; грамм.) ? в современном языкознании такие изменения звуков, которые не имеют видимой непосредственной причины в фонетических условиях …
  • КОМБИНАТОРНЫЕ ЗВУКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? под этим термином в современном языкознании разумеются такие изменения звуков, которые вызваны влиянием соседних звуков, а также и других …
  • ЗВУК И АКУСТИКА: ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ в Словаре Кольера:
    К статье ЗВУК И АКУСТИКА Рассмотрим длинную трубу, наполненную воздухом. С левого конца в нее вставлен плотно прилегающий к стенкам …
  • 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 2 в Цитатнике Wiki.
  • СИМВОЛИЗМ
    (франц. symbolisme) Литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX — перв. трети XX вв. С. возник как реакция …
  • НТП И ИСКУССТВО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Тема, представляющая существенный интерес для понимания процессов развития искусства и художественной культуры в целом, а также наук об искусстве и …
  • ЗАУМЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от «за» + «ум»), заумный язык. Значимые категории поэтики русских футуристов (см.: Футуризм). Особенно активно в области 3. …
  • БЕЛЫЙ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) Русский поэт, писатель, мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана …
  • КОНСОЛИДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (лат. consolidatio - укрепление, сращивание) - 1) форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, регулирующих одну и ту …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • РИТМ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от. греч. rhythmos - соразмерность) I. Периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность ее звукового …
  • ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ в Словаре литературоведческих терминов:
    - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, …
  • ФОНИКА в Литературной энциклопедии:
    отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. …
  • ТРИОЛЕТ в Литературной энциклопедии:
    [франц. triolet] — одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, 388 французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. Т. …
  • СТРОФА в Литературной энциклопедии:
    организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в …
  • РИФМА в Литературной энциклопедии:
    звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, 705 Он уважать себя …
  • РИТМ в Литературной энциклопедии:
    закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, …
  • ПОВТОР ЗВУКОВОЙ в Литературной энциклопедии:
    термин, введенный формалистами для обозначения повторяющихся 28 в звуковой структуре поэтической речи групп согласных, притом повторяющихся «один или несколько раз, …
  • МЕЛОДИКА. в Литературной энциклопедии:
    1. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. …
  • МАЛАЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    термин, в широком смысле обнимающий группу близких языков почти с 50 млн. говорящих, так наз. индонезийских; в более же точном …
  • КОЛЬЦО в Литературной энциклопедии:
    звуковой повтор (см. «Повтор звуковой») , располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т. …
  • ГУРМОН в Литературной энциклопедии:
    Реми, де — французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма — …
  • БРИК в Литературной энциклопедии.
  • АСЕЕВ в Литературной энциклопедии.
  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
    (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) …
  • ЗАИКАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. …
  • ФОНИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. phone - звук) (эвфония) ..1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых …
  • ЯЗЫК (СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ)
    стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации …
  • ФОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. phone v звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    стилистические (греч. schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно …
  • РАДИОИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    разновидность драматического словесно-звукового искусства, возникшая с развитием технических средств радио. В понятие "Р." входят также трансформации литературных, театральных, словесно-музыкальных сценических …
  • МУЗЫКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым …
  • МИКРОФОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от микро... и греч. phone - звук), электроакустический прибор для преобразования звуковых колебаний в электрические. Применяется в телефонии, радиовещании, телевидении, …
  • КОЛЕБАНИЯ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЁТКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    кристаллической решётки, один из основных видов внутренних движений твёрдого тела, при котором составляющие его частицы (атомы или ионы) колеблются около …
  • КВАЗИЧАСТИЦЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от квази... и частицы), одно из фундаментальных понятий теории конденсированного состояния вещества, в частности теории твёрдого тела. Теоретическое описание …

Использование звуков как стилистических/выразительных средств обозначается термином звукопись.

Звукопись можно также определить как особый подбор слов, который способствует образной передаче мысли.

Рассмотрим стилистические приемы, связанные с использованием звуков.

1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки

Отдельные звуки сами по себе способны вызывать некие расплывчатые ассоциации, хотя бы на уровне «плохое – хорошее». В стилистике и риторике издавна используются такие понятия, как «эстетические – неэстетические звуки», «громкие – тихие звуки», «грубые – нежные звуки».

Благозвучные единицы используются для передачи положительных эмоций, при описании прекрасного; а неблагозвучные, соответственно, для передачи отрицательных эмоций, для представления чего-то неприятного, грубого, отталкивающего, того, в чем отсутствует гармония.

Авторы художественных произведений, в частности, нередко дают отрицательным персонажам неблагозвучные фамилии: Халтюпкина (Л.Н. Толстой «Воскресенье»), графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины (Грибоедов «Горе от ума»).

2. Звуковой повтор

Привычным и, соответственно, нейтральным для нас является звуковое разнообразие, то есть отсутствие повтора одних и тех же звуков или звуков, сходных в каком-либо отношении.

Звуковые повторы как стилистические приемы классифицируют по разным основаниям.

Основание для классификации 1 . В зависимости от того, какие именно звуки повторяются (согласные или гласные) выделяют аллитерацию и ассонанс.

Аллитерация – это заметное сходных по звучанию согласных.

Ассонанс – это заметное использование на определенном отрезке текста одних и тех же или сходных по звучанию гласных.

Обратите особое внимание на слова, выделенные курсивом.

«Заметное ». Если мы не замечаем (не слышим) повтор, значит он не может рассматриваться как стилистический прием. Ассонанс, например, наблюдается в основном при повторе ударных гласных или – реже – при повторе не подвергающихся качественной редукции безударных и , ы , у . О повторе безударных редуцированных [ъ] [ь] как о стилистическом приеме говорить бессмысленно: мы их почти не слышим, не замечаем. Очень заметной, как правило, является аллитерация на шипящие, свистящие и соноры.

«Сходных по звучанию ». Можно говорить об аллитерации/ассонансе не только на какой-то отдельный звук ([д], [ш] и т.п.), но, например, на шипящие ([ж], [ш]).

Аллитерация встречается в текстах чаще, чем ассонанс, и является, по сравнению с ассонансом, более выразительным средством. Во-первых, это связано с тем, что согласные звуки доминируют в фонетической системе, выполняют основную смыслоразличительную роль, за ними легче закрепляются ассоциации, и, как следствие, их изобразительно-выразительные возможности шире. Во-вторых, повтор гласных для нас – явление нормальное, привычное (поскольку их намного меньше, чем согласных), а выразительность обычно возникает при отклонении от нормы, от привычного способа выражения мыслей.

Основание для классификации 2 . В зависимости от количества повторяющихся звуков и их расположения выделяют следующие разновидности повторов.

повтор 1 звука

повтор сочетания звуков

звук /сочетание звуков встречается только 2 раза

Многократный

звук /сочетание звуков встречается больше 2 раз

смежный/контактный повтор (повтор в контактной позиции)

повторяются звуки / сочетания звуков, которые находятся рядом, недалеко друг от друга

дистантный повтор (повтор в дистантной позиции)

повторяются звуки / сочетания звуков, которые значительно удалены друг от друга

повтор в виде анафоры (анафорический повтор)

повторяются начальные единицы (в словах, строках, предложениях и т.п.)

повтор в виде эпифоры

повторяются конечные единицы (в словах, строках, предложениях и т.п.)

повтор с подхватом

следующее слово начинается с того же звука /сочетания звуков, которым заканчивается предыдущее

звуки в повторяющихся сочетаниях расположены в одном порядке

Анаграмматический

происходит перестановка повторяющихся звуков внутри сочетаний

Да ! Взг[л" ад] ом вы боитесь сжечь

Меж нам вставшие прегр ад ы.

В результате использования звуковых повторов (чаще всего – эпифоры) может возникать рифма.

В стихах, как известно, обычно рифмуются последние слова в строках. Однако существует и внутренняя рифма.

Рифма встречается также в прозе. Это явление называется рифмизацией прозы.

3. Произнесение отдельных звуков и сочетаний звуков в словах регулируется орфоэпическими нормами. С целью формирования комического контекста; стилизации под речь человека, не вполне владеющего литературным языком; создания представлений о дисгармонии описываемого явления и т.п. авторы иногда допускают отступление от этих норм.

По прибрежной полосе, По широкому шос[ с’ ]е Мы к вам ехали на праздник, Да доехали не все.

В приведенном примере, в частности, происходит смягчение согласного перед гласным переднего ряда в заимствованном слове.

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УДАРЕНИЯ_1

1. Чередование ударных и безударных слогов определяет стихотворный размер.

Регулярное или – чаще – относительно регулярное чередование ударных и безударных слогов можно найти и в прозе. Это явление называется ритмизацией прозы. Ритмизация может существовать как сама по себе, так и в сочетании с рифмизаций.

2. Возможно стилистическое использование очень длинных или очень коротких слов.

Длинные, многосложные слова помогают передать идею большого объема, расстояния, значительной длины: Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа . Кроме того, если используется много длинных слов и, соответственно, много безударных слогов, речь становится плавной, монотонной и т.п.

Если на определенном отрезке текста (особенно подряд) много ударных слогов, получается так называемая рубленая фраза, т.е. речь становится резкой, отрывистой, обрывистой: Со всех лягушки ног / В испуге пометались. / Кто как успел, куда кто мог . В последней строке (Кто как успел, куда кто мог ) используются односложные слова с четким, фиксированным ударением. Это помогает изобразить прыжки лягушек.

3. Обыгрывание акцентных вариантов (нормативных и ненормативных).

Поклонившися погосту

От селенья за версту,

Шел я пó мосту, по мóсту, по скрипучему мосту / .

Много ль надо человеку?

Отдышаться б на веку,

Глядя нá реку, на рĕку, на

На спокойную реку / .

Дым печной тянулся к дыму

И клонилось потому

Солнце нá зиму, на зи / му,

На морозную зиму / .

Мост – 3 нормативных, река – 3 нормативных, зима – 1 нормативный (на зиму ) и 2 по аналогии с мостом и рекой .

4. Могут также обыгрываться слова, у которых значения различаются при помощи ударения: зáмок замóк , чу / дного чуднóго . В таких случаях мы имеем дело уже не с собственно фонетическим, а с лексико-фонетическим приемом. Все было бы чудно иль чудно, / Но вот нежданная беда. / И жизнь моя сложилась трудно, / И мы расстались навсегда .