Звук н задания для дошкольников. Конспект занятия «Согласные звуки,, буквы Н, н. Руки в стороны развел

Тема: Звук (Н) и буква (Н).

Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.

  • Уточнить артикуляцию звука «Н».
  • Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
  • Составление предложений с предлогом «на, над».
  • Познакомить с образом буквы «Н».

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

Дети, отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

  • Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

  • Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

  • У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

  • Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)

А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.

  • Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

Кого можно услышать? (Звук «Н»)

Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики.

Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.

Работа с карандашом – штампом.

Конспект логопедического занятия

(подготовительная группа)

Тема: « Буква Н. Звуки Н и НЬ».

Цель: познакомить с буквой «Н» и со звуками «Н – НЬ».

Оборудование: на доске два цветка с пятью лепестками каждый. В центре первого цветка

находится буква «Н» синего цвета, а в центре второго цветка буква «Н» зеленого цвета.

Тетради для индивидуальной работы, карточки со слоговыми домиками.

Ход занятия.

1.Орг.момент

Сядет тот, кто назовёт гласные буквы.

2. Основная часть.

1) Ознакомление с буквой «Н».

Характеристика буквы и звука «Н» - согласный, звонкий, твёрдый.

2) Сравнение артикуляции звуков «Н» и «НЬ»: логопед показывает правильную артикуляцию твердого и мягкого звуков.

3) Логопед: гласные звуки проснулись и увидели два необычных цветка с лепестками и

буквами синего и зелёного цвета в центре цветков.

Что за буква пришла в гости к гласным буквам? (Ответы детей).

Логопед: на лепестках первого цветочка твердые гласные, на лепестках второго мягкие гласные. Какие слоги получились на первом цветочке? Какие на втором? Как звучит «Н» синего цвета? Как звучит «Н» зелёного цвета? (Ответы детей).

3. Физ.пауза. Упражнения для глаз.

Посмотрите на потолок, на пол, в стороны, на пальцы рук. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через рот. Молодцы!

4. Игра «Найди звук «Н»».

Дети определяют позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.

Логопед называет слова: носок, сон, зонт, носорог, санки, ночь, ландыш и др.(Ответы детей).

5.Логопед: достаньте тетради и нарисуйте букву «Н».

6. Итог занятия.

Логопед: С какой буквой и какими звуками мы познакомились? Что нового узнали?

Когда буква говорит твердо, а когда мягко? (Ответы детей).

НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»детский сад №25 г.Соликамск.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ. Тема: «Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

Формы организации: групповая.

Цель : знакомство с понятиями “звук[Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

Развивающая:

Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.

Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.

Закреплять зрительный образ буквы, посредством лепки из пластилина.

Образовательная :

Познакомить детей с буквой «ЭН» (заглавной и строчной) и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».

Формировать навык слогового чтения.

Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.

Воспитательная:

Воспитывать инициативность и активность детей.

Методы и приемы:

словесные : объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.

наглядные : демонстрация слайдов (презентации), наглядных пособий.

практические : моделирование графической модели (лепка буквы).

игровые: создание игровой ситуации.

Оборудование и материалы:

Проектор, с презентация по теме НОД.

Коврограф Ларчик В.Воскобовича с приложением буквами в кармашках для размещения на каврографе.

Раздаточный материал: разноцветный пластилин, доска, губка (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Приложение: Развивающая предметно — пространственная среда: буквари, азбука, вагончики с буквами гласными и согласными.

Литература : Крылова Н.М. Старшая группа научно — методическое пособие для специалистов дошкольного образования/Перм.гос.пед.универ. -2-е изд, Пермь, 2008.

Интернет источники

Регламент: 20 минут

Ход НОД.

Организационный момент. Мотивация.

Слайд №1

Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.

Воспитатель: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.

Слайд №2

Незнайка : Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.

Слайд»3

А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.

Слайд №4

Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (ноябрь, носки, нос, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].

Слушайте внимательно. (небо, нитки,). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].

Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.

Слайд №5

На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).

Слайд № 6

В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]?

Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.

Слайд №7

С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.

Слайд№8 Незнайка

Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита,Надежда и т.п.)

Основная часть

А теперь присаживайтесь, слушайте сказку.

Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт (работа со схемой на каврографе В.Воскобовича) .

Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]

Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»

(так же со звуками [О], [Ы])

Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.

Воспитатель: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).

Незнайка: Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.

Слайд №9

Воспитатель: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ].

Слайд №10

А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.

Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Слайд №11

Воспитатель: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её слепить. Выберите любой цвет, возьмите доску, губку. Обтираем губкой руки. Насколько частей нужно разделить пластилин, чтоб получилась буква [Н]? (на три). Две части, будут какими, длинными или короткими? (две одинаковые длинные), а одна будет какая? (короткая). Молодцы! Приступаем к лепке, подарим Незнайку букву, чтоб он её запомнил.

В завершение лепки, дети подходят к Незнайке и дарят вылепленную букву.

Заключительная часть .

Воспитатель: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.

Знакомство с буквой Н

Цели: правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам; формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов; упражнение в определении позиции заданного звука в слове; закрепление в речи предлога “на” в составе предложения; совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных; усвоение в речи существительных в родительном падеже; знакомство с буквой “Н”;

Ход занятия

1. Приветствие.

Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.

– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).

– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками. Психологический настрой:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

2. Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок».

Вспомните как звали трех поросят?

– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?

3. Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:

Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряжённо языком

На десну, наверх нажмём.

Н! – звонко произноси

Звуку помогает носик.

Характеристика звуков:

“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.

4. 3вуко-буквенный анализ.

“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.

Анализ слогов НА, НИ.

Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.

Анализ слогов НА, НИ;

Работа двух детей у доски.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

Проверка выполнения задания.

5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь

Работа по картине-таблице.

– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).

– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.

6. Чтение письма-рисунка.

Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.

Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).

Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо..

Словарная работа: напрямик.

4. Физминутка.

Логопед:

Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!

Четыре пухлых поросёнка

Купаются в пруду (разводят руками в стороны).

Четыре ловких поросёнка

Играют в чехарду (бег на месте).

Четыре сильных поросёнка

Играют в баскетбол (прыжки на месте).

Четыре самых быстроногих

Забивают гол (мах ногой).

Четыре маленьких весёлых

Танцуют и поют (танцуют).

Как наши поросята

Весело живут (хлопки в ладоши).

8. Знакомство с буквой “Н”.

Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

– На что похожа буква “Н”?

Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.

– Из каких элементов состоит буква “Н”?

10. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?

Цель:

    Закрепление знаний о звуках Н, НЬ .

Задачи:

    Развивать фонематический слух;

    Формировать навыки звукового анализа;

    Упражнять в подборе слов-антонимов;

    Поддерживать интерес к занятию.

1. Организационный момент.

Звучит музыка «Три поросёнка».

Логопед:

Ребята, вы любите сказки? А сказку «Три поросёнка» вы знаете? А хотите сказку на новый лад? Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Четыре поросёнка».

Раз, два, три - поросята стали вы! (логопед надевает детям маски поросят).

Логопед: - Слушаем сказку внимательно. Жили-были четыре брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них похожи (логопед показывает на детей и знакомит): - Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Нюф-Нюф.

Какой первый звук в ваших именах? Давайте расскажем о звуках Н, НЬ (согласные, звонкие, Н – твёрдый, НЬ – мягкий). 3. Дифференциация звуков Н, НЬ.

Логопед:

Весело жили поросята, резвились на поляне и весело напевали:

(логопед поёт вместе с детьми)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк?

Старый волк, страшный волк?

Логопед:

Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними (побежали).

Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (останавливаются).

Яблонька, яблонька пропусти нас! (Дети повторяют.) Крапива:

Ну-ка, стойте, поросятки!

Куда бежите без оглядки?

Скажите слог наоборот,

И пропущу я вас вперёд.

Я буду называть слог с твёрдым звуком Н , а вы слог с мягким НЬ .

На – ня ан - ань

Но – нё он - онь

Ну – ню ун - унь

Ны – ни ын - ынь

Нэ – не эн – энь

Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!

Яблоня поросят не пропускает, просит выполнить задание:

Яблоня: - У меня в словах потерялись звуки Н, НЬ . Найдите их, пожалуйста!

Логопед: - Поможем яблоне найти звуки в словах? (Слова написаны на яблоках.)

Зеле… апельси… коре…

Осе… бана… сока стака…

Логопед:

Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.

5. Звуковой анализ.

Логопед:

У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – логопед ставит мостик.

Логопед:

6. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Логопед:

Подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.

А замок им говорит:

«Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».

Логопед:

Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):

День - … земля - …

Высоко - … верхний - …

Налево - … вылить - …

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог? (соединение пальцев рук в замок)

Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)

Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).

Логопед:

Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.

Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом, царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:

Вместе:

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда

Не вернётся к нам сюда,

К нам сюда, к нам сюда!

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на новоселье к трем поросятам.

2. Целеполагание.

Как зовут наших новоселов?

С каких звуков начинаются имена поросят?

С какого звука начинается слово НОВОСЕЛЬЕ?

Что означает это слово?

3. Объяснение нового материала.

Ребята, давайте все вместе подумаем, как мы можем охарактеризовать звуки [н] [н’]. Они согласные, потому что не поются и у них есть преграда. Они согласные, потому что когда мы их произносим образуется преграда. Они звонкие, потому что работает голосок (в голове звенит колокольчик). Звук [н] – твердый, а звук [н’] – мягкий.

Оба этих согласных звука обозначаются на письме буквой Н. посмотрите, как она выглядит.

Буква Н, сказать вам можно очень на кровать похожа. На какую еще букву похожа буква Н? (на букву И).

Н надела поясок.

И надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

(А. Шибаев)

4. Тренировочные задания на развитие элементарных форм звукового анализа.

Ребята, на новоселье к трем поросятам пришли не только мы, но и еще много других гостей. (Выставляются картинки с изображением слоненка, тигренка, теленка, львенка, жеребенка, верблюжонка и носорога.) Какой звук есть в названиях этих животных? Где он находится?

5. Тренировочные задания на развитие ориентировки в пространстве.

Кого три поросенка не пригласили на новоселье? (Выставляется картинка с изображением волчонка). Он решил им насолить. Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).

Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, как пройти в гости к трем поросятам. Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке (дети показывают рукой направление), а затем налево, через темный лес, а потом снова направо, до высокого холма, и еще раз налево… Подбежал Волчонок к домику Ниф-Нифа, а там никого нет. У Ниф-Нифа домик из соломы, значит он … (соломенный). Потом добежал Щенок до домика Нуф-Нуфа. А там тоже никого. Из каких прутьев сделан домик Нуф-Нуфа? (из деревянных.) Значит, домик… (деревянный). Наконец-то Щенок добрался до домика Наф-Нафа. У него домик крепкий, сделан из кирпича. Значит он… (кирпичный). Поросята с гостями заждались Щенка.

6. Физминутка.

7. Различение твердых и мягких согласных в словах.

На новоселье принято дарить подарки. И наши гости тоже приготовили подарки для новоселов. Помогите им разобраться, где чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук [н] достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком [н’] – Ниф-Нифу. На доску вывешиваются картинки: ножницы, нарциссы, нож, ножницы, незабудки, носки, насос, полено, коньки, окно, колонна. Дети определяют твердость/мягкость согласных звуков и распределяют подарки.

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Ребята, мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо немного доделать. Я подготовила для вас карточки с изображением наших подарков. Определите, какой звук первый в каждом слове. Обведите картинку синим карандашом, если звук твердый и зеленым, если звук мягкий.

Наступил вечер. Гости вспомнили, что дома их ждут мамы. И разошлись по домам. А чтобы помочь им быстрее добраться до дома, мы послушаем стих и поработаем с волшебными кружочками. Поднимите синий кружочек, когда услышите твердый звук [н], или зеленый, когда услышите мягкий звук [н’].

Надо, можно и нельзя –

Всем знакомые слова.

Надо маме помогать.

Можно с другом погулять.

Но нельзя без разрешенья

Нам из дома убегать.

9. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

10. Рефлексия.

Ребятки, если вам понравилось наше занятие? Что запомнилось? Что понравилось больше всего?