Анализ стихосложения маяковского. Анализ стихотворения Маяковского «Трус

Янв 25 2011

Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна уже во времена др. греков.Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об - ва, будь то суды,политические партии,наука, . В основе др. греческой лежал сатирический способ отражения жизни. Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующем. В этом плане сатирическое тв - во очень похоже на пр - ия др. гречеких авторов. Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М. можно разделить на 2 периода: доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв - ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате» .В стихотворениях М. использует большое кол - во худ. приемов: метафоры

… Страх орет и в сердце
Мечется по лицу,безнадежен и скучен …

…Седце в исступлении
Рвет и мечет …

…Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

сравнения
…Два аршина безлицего розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита …

…А я вам открыл столько стихов - шкатулок,
Я - бкзценных слов мот и транжир,

олицетворение
…Истомившимися по ласке губами
Тысячью поцелуев покрою
Умную морду трамвая …

…Толпа озвереет,будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы
…Брошусь на землю камня корою,
В кровь лицо изотру,
Слезами асфальт омывая,

худ. образы
…Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа - стоглавая вошь,

Я - грубый гунн.

Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении, кроме как «поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого об - ва.
В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей, она для него остается единой массой.

Но вот приходит революция,и всё меняется.Меняется и сатира Маяковского.Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам революции. В стихотворении «Прозаседавшиеся» М. обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. показывает день чиновника, который целиком занят заседаниями. Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ. приема гиперболу.

…Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам
Поневоле приходится раздвояться
До пояса здесь,
а остальное там …

Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы,если:

«О хотя бы
еще
одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний!»

Но мир бюрократов не единственный мир, «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому М. использует своё «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма, но и против мещанства.

В стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье мещанства:
…Стеклись они
наскоро оперенья переменив
и засели во все учреждения
На мозолях от пятилетнего сидения зады,
Крепкие как умывальники,
Живути поныне тише воды …

Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы:
несовместимость понятий, олицетворение.

…И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете!

…На балу в реввоенсовете!? …

…Маркс со стенки смотрел,смотрел …
и вдруг
разинул рот,
да как заорет …

Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев дается в конце; так и здесь.Его мнение выражается словами Маркса:

…Опутали революцию обывальщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните
Чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Но это (мещанство, бюрократия) - всё внешний враг.Но ведь и «существуют люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» М. показывает именно такой сорт людей. В сихотворении «Трус» М. рисует чиновника, который боится всего:

Каждый зав для труса туз
Даже
от его родни
опускает глазки трус
И уходит
В воротник.

М. показывает как прходит день у труса

День - деньской
Сплетает тонко
узы
Самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
С кошкой
мышь согласовать бы.

И опять - таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение:

Товарищ,
чего вы дрожите?
В чём,
собственно,
дело?!
В аквариум,
чтоли сажать вас?
Революция требует,
чобы имелась
смелость,
смелость,
и еще раз -
с - м - е - л - о - с - т - ь

В стихотв. «Нагрузка по макушку» М. выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина, показывает его чудовищную занятость.

Пообедав, бодрой рысью
Петя
мчит на культкомиссию
После Петю видели у радиолюбителей
Не прошел мимо и Осовиахима …

И результате В.М. показывает полнейший хаос, царящий в голове у Пети. Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками:

… - Где ж
работать мне поспеть
при такой нагрузке?

Обьекты сатирич. тв - ва М. очень разнообр. Во - первых - это люди, принадлежащие разным эпохам: дорев. и постревол. , во - вторых - люди, принадлежащие разным соц. классам: мещанство и купечество, в - третьих - это просто люди, чьи недостатки высмеивает М. Для док - ва сатиричечн. этих образов М. применяет большое кол - во худ. приемов: гипербола,метафора,сравнение,несовместимость или упоминаемых вещей, особый лекс. строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв - ва М. , так и худ. образов,им используемых. Служит док - вом многогранности и гениальности тв - ва М.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Анализ стихосложения Маяковского . Литературные сочинения!

В стихотворении «Трус» поэт обличает такое качество чиновников-бюрократов как трусость, боязнь ответствен­ности, пресмыкание перед начальством (и даже его род­ней). «Каждый зав для труса - туз», и поэтому чиновник старательно прячет свои взгляды и вкусы, подстраиваясь под мнение вышестоящих

Владимир Маяковский - Трус

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, -
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса -
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
"Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр..."
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли -
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
"Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать..."
Ухо в метр
- никак не менее -
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
- Мненье -
это не именье,
потерять его
не страшно. -
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
"Наше дело
маленькое -
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я".
Трус
оброс
бумаг
корою.
"Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?"
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета -
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело...
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

1 531 0

Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении , написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.

С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.

Высмеивая трусость как порок, в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков. Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

В стихотворении «Трус» поэт обличает такое качество чиновников-бюрократов как трусость, боязнь ответствен­ности, пресмыкание перед начальством (и даже его род­ней). «Каждый зав для труса - туз», и поэтому чиновник старательно прячет свои взгляды и вкусы, подстраиваясь под мнение вышестоящих

Владимир Маяковский - Трус

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, -
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса -
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
"Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр..."
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли -
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
"Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать..."
Ухо в метр
- никак не менее -
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
- Мненье -
это не именье,
потерять его
не страшно. -
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
"Наше дело
маленькое -
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я".
Трус
оброс
бумаг
корою.
"Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?"
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета -
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело...
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mayakovskogo

В 1821 г. Федор Тютчев завершил обучение в университете и начал работать в Государственной коллегии иностранных дел. Служба поэта проходила в Мюнхене. В 1839 г. он на время отстранился от дипломатических дел, но на родину ехать не спешил. Спустя четыре года император Николай I поручил Тютчеву всеми силами способствовать созданию положительного образа Российской империи заграницей. В родные пенаты поэт вернулся в 1844 г. Спустя год он поступил на государственную службу в качестве старшего цензора, а в 1858 г. получил назначение на должность Председателя комитета иностранной цензуры. На этом месте поэт проработал вплоть до своей кончины, случившейся в 1873 г.

Политическая лирика всегда занимала важное место в творчестве Тютчева, хотя широким массам она не так известна, как любовная. “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..” – стихотворение, датированное 1850 г. и посвященное графу Карлу Васильевичу Нессельроде, министру иностранных дел Российской империи с 1816 по 1856 гг. Карликом поэт его называет, намекая одновременно на рост и имя. Обвинения в трусости связаны с аккуратной политикой

чиновника в области, касающейся “Восточного вопроса”. Нессельроде считал, что трудности, возникшие в отношениях с Турцией, необходимо решать через совместное вмешательство государств Европы. Эта позиция и раздражала Тютчева сильнейшим образом. Интересно, что впоследствии карьера Нессельроде завершилась из-за Крымской войны, так как во многом по вине графа Россия осталась в изоляции и проиграла противостояние с Турцией.

По мнению ряда исследователей творчества Тютчева, “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..” – своеобразная переделка отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина. Причем речь идет о достаточно пикантном фрагменте, исключенном из многих изданий и считающемся одним из примеров безнравственности поэта. В нем рассказывается о попытках Черномора соблазнить Людмилу перед появлением в замке Руслана. Процитируем только три первых строки:
О страшный вид! Волшебник хилый
Ласкает сморщенной рукой
Младые прелести Людмилы…
В своем стихотворении Тютчев явно сопоставляет Нессельроде с Черномором. Посягательства пушкинского карлика на девственность невесты Руслана поэт сравнивает с желанием графа “соблазнить святую Русь”.

Обращение к чужому тексту в той форме, в которой оно присутствует в стихотворении “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..”, – случай для творчества Тютчева нетипичный. Тем удивительнее, что это произведение поэта редко удостаивалось серьезного анализа литературоведов.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читате­ля подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подоб­но земледельцу-труженику. В народном сознании живет...
  2. “Живым сочувствием привета…” (1840). В стихотворении рассматривается роль поэтического творчества: поэт служит жи­вому слову и красоте, а не властям: Поэт, я знаю, суеверен, Но редко...
  3. Природа в стихотворении Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836) одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют...