Анцупов и шипилов конфликтология новые способы. Лигостаев александр георгиевич. в) нормативные и правовые источники

Общая характеристика внутриличностного конфликта

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложи лось в рамках определенной психологической школы.

В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнга внутриличностный конфликт - это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления - А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

По К. Левину внутриличностный конфликт -· это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями.

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.

Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер).

Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.

В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом .

В.Н. Мясищев обращал внимание на следующее: «Длительность и интенсивность конфликта зависят от того. какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. Пpu столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт. Может перерасти в невроз»

По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком , Т. Титаренко , Ю. Юрловым 104]. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.

Таким образом,внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Как указывал B.C. Мерлин , длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности - характеристика психологического конфликта.

Основные виды внутриличностного конфликта

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностномотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов).

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они "могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Основные виды внутриличностных конфликтов

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. Более подробно сущность невротического конфликта будет рассмотрена далее…

Условия предупреждения внутриличностных конфликтов

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосноватьусловия их предупреждения.

Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия

Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

Формируйте жизненные ценности и следуйте им

Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-«флюгером».

Будьте гибким, адаптивным

Однако постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит в себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.

Уступая в мелочах, не превращайте это в систему

Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

Надейтесь на лучшее развитие событий

Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни - важный показатель психического здоровья человека.

Не будьте рабом своих желаний

Не быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению потребностей. Сократ заметил:

Для того чтобы быть счастливым., необходимо не стремиться к удовлетворению всех своих потребностей, а уменьшать их.

Учитесь управлять собой

Необходимо учиться управлять собой, своей психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием. Как отмечал классик античной медицины Клавдий Гален, в борьбе за здоровье на первом плане - умение властвовать своими страстями.

Развивайте волевые качества

Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. По мнению Е. Донченко и Т. Титаренко , именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

Корректируйте для себя иерархию ролей

Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.

Стремитесь к высокому уровню личностной зрелости

Предупреждению ролевых внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ролевого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность - это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного морального творчества, «надситуативной активности» личности.

Обеспечьте адекватность самооценки

Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей его действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.

Не копите проблемы

Не копить проблемы, которые требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция «страуса с головой в песке» - далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден будет делать выбор, что чревато конфликтами.

Не беритесь за все сразу

Не стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный выход - создание приоритетов в реализуемых программах и выполняемых задачах. Сложные проблемы лучше решать по частям.

Стараться не лгать. Можно возразить, что нет людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.

Не паникуйте

Стараться по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. В этом плане уместна инструкция по пользованию удачей, предложенная, с известной долей юмора, психологом В. Леви: не желать (так как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками: вовремя, отпускать.

Козырев Г.И.

Внутриличностные конфликты

Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт на­ходится внутри человека и что он (человек) является главным носи­телем конфликта. Э. Шостром сравнивает внутреннее состояние че­ловека с двухпартийной системой демократии. «В каждом из нас, - пишет он, - заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть - у власти, другая - в лояльной оппозиции» (Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992. - С. 73.). И такая внутрен­няя раздвоенность не является патологией - это вполне нормальное состояние здорового организма. Но оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и т. д.), но и жесткую бескомпромисс­ную борьбу, т. е. конфликт.

В этой главе мы рассмотрим внутриличностные конфликты, раз­решение которых, прежде всего, зависит от самого человека, от его способности жить в гармонии с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «меж­ду тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты та­ких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем, чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. Внутриличностные конфликты - борьба двух позитивных или двух нега­тивных тенденций, или борьба позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одно­временно (например, повышение в должности предполагает неже­лательный переезд на новое место жительства).

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, обус­ловленных системой общественных отношений, культурой и биоло­гическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личнос­ти могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обус­ловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

Любое действие человека представляет взаимодействие с Дру­гим внутри него и противодействие Другому как участнику диало­га. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предпо­лагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. На­пример, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вы­нужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недоступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (пси­хического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Авто­ры книги «Психология индивида и группы» (Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группа. - М., 1988. - С. 87-90.) выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:

Физические преграды (узник, непогода, нет денег);

Отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потреб­ности (хочу кофе, а магазин закрыт);

Биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);

Социальные условия.

Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных дей­ствий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:

Конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

Конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

Конфликт социальных норм (дуэль и церковь).

Конфликт ценностей;

Конфликт между ценностью и нормой;

Конфликт между ценностью и потребностью и др.

Одним из видов внутриличностного конфликта является неосоз­нанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы забыли. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конф­ликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией. На­пример, одного мужчину в детстве дразнили рябым. Когда он вырос, его лицо приобрело нормальный вид. Но однажды жена ненароком обозвала его старой кличкой. Реакция мужа была настолько бурной и агрессивной, что в конечном итоге семья распалась.

В реальной жизни внешние и внутренние причины внутриличностных конфликтов взаимосвязаны и их непросто разграничить. Например, чиновник должен выбирать между законом, указанием начальника, просьбой посетителя (жалобщика), своей совестью и здравым смыслом. К этому можно добавить давление, угрозы, шан­таж, посулы, взятки и т. д. На чисто служебные проблемы могут на­кладываться семейно-бытовые, жилищные, финансовые и др.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни и нередко превосходство для одного означает неудачу для дру­гого. Враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть и перспектива неудачи, и угроза потерять чувство самоува­жения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей друг к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а реаль­ная жизнь становится препятствием на пути их удовлетворения. В та­ких условиях окружающая человека среда становится одним из основ­ных источников внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что примерно в одинаковых конфликтных ситу­ациях разные люди ведут себя неодинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведение, спо­собствующее развитию конфликта; второй - поведение, свидетельству­ющее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны...; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта» (Проблемы конфликтологии. // Социологические исследования. - 1993. - № 9. - С. 55.). В реальной жизни каждый из этих типов в «чистом виде» не встречает­ся, но большинство людей с определенными оговорками можно отнес­ти к тому или иному типу конфликтного поведения.

Конфликтных людей, по мнению В. И. Сперанского, можно разде­лить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отлич­ная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти вечные «негативисты» стимулируют активность других в поиске истины. Во вторую группу входят конфликтогенные личности. Это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, нарцисизмом, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно тру­диться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего ста­новятся источником эмоциональных конфликтов.

Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоре­чий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде (примером такого поведения может служить пострижение в монахи). Другие, напротив, легко преодоле­вают свои внутренние противоречия и активно решают возникаю­щие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значитель­ных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда.

Есть люди, считающие себя хозяевами судьбы (интерналы), есть и такие, кто ищет причины происходящего с ними вовне и предпо­читают плыть по течению (экстерналы). Есть люди, которые сами ищут конфликтных переживаний и получают от этого определенное удовлетворение. Есть люди, идущие на конфликт в силу сложивших­ся обстоятельств, когда нет иного выхода из ситуации. Есть и такие, которые игнорируют все, что могло бы вывести их из равновесия и стремятся избежать даже очевидных осложнений.

Один тип поведения может в большей степени зависеть от самой личности, другой - от сложившейся ситуации. Но все типы поведе­ния всегда оказываются продуктами личности и среды.


Похожая информация.


(Документ)

  • (Документ)
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях (Документ)
  • Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития (Документ)
  • Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций (Документ)
  • Меткин М.В. Конфликтология (Документ)
  • Мириманова М.С. Конфликтология (Документ)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие (Документ)
  • Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая (Документ)
  • Шипилов А.В. Оппозиция мы - они в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II (Документ)
  • n3.htm

    Основные конфликтологические понятия

    АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

    АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕШЕНИЙ - новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

    АНТАГОНИСТ - непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

    АНТИПАТИЯ - устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

    АРБИТР - третья сторона в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником и наблюдателем.

    АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ - решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.

    АУТОАГРЕССИЯ - агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; наряду с сознанием, надсознанием и подсознанием является частью психики.

    БЛЕФ - тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключается в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.


    БЛОКОВАЯ ТАКТИКА - согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком.

    ВНУТРИГРУППОВОЙ (ИНГРУППОВОЙ) ФАВОРИТИЗМ

    Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам, другой группы, ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

    ГРАНИЦЫКОНФЛИКТА-внешниеструктурнодинамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, На которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

    ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

    ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ - иерархически организованная система интересов, ценностных ориентации, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в конфликте.

    ЗАБАСТОВКА - разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера

    ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

    ИНЦИДЕНТ - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон.

    КОМПРОМИСС - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

    КОНКУРЕНЦИЯ - 1) в широком смысле - один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле - соперничество, активное соревнование на каком-либо поприще между отдельными субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.


    КОНФЛИКТ - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

    КОНФЛИКТ АДАПТАЦИОННЫЙ - конфликт, возникающий на основе нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации.

    КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ - форма межгосударственного конфликта, который характеризуется таким столкновением интересов противоборствующих сторон, в котором последние для достижения своих целей используют с различной степенью ограничения военные средства без мобилизации всей своей военной мощи.

    КОНФЛИКТ ВООРУЖЕННЫЙ - конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.

    КОНФЛИКТ ЛАТЕНТНЫЙ - 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной, латентной фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.

    КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ - конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, имеющих выраженный нравственный компонент.

    КОНФЛИКТ ЭРГАТИЧЕСКИЙ - конфликт между сложными самоорганизующимися системами. Этот термин применяется преимущественно в математике, системотехнике.

    КОНФЛИКТОЛОГИЯ - междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: зооконфликты, внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.


    КОНФРОНТАЦИЯ - противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

    НЕВРОЗ - нервно-психическое расстройство, психогенное по своей природе, в основе которого лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие (невротический-конфликт) между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

    НЕСОВМЕСТИМОСТЬ - взаимное неприятие партнеров по общению, деятельности, основанное на расхождении ценностных ориентации, социальных установок, интересов, потребностей, характеров, темпераментов, темпов и ритмов психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

    ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

    ПЕРЕГОВОРЫ - механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

    ПОМОЩНИК - третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

    ПОСРБДНИК - третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

    ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

    РАНГ ОППОНЕНТА - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; «сила» оппонента, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры.

    СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА один из видов системного анализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.


    СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙАНАЛИЗКОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

    СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - один из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

    СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, так и с внешним окружением.

    СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

    СОПЕРНИЧЕСТВО - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

    СОТРУДНИЧЕСТВО - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

    ТЕОРИЯ ИГР - раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.

    ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ - третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.


    ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА - свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

    ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ - способ организации деятельности посредника по налаживанию, канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

    ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА - одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.


    2. Зеленков М.Ю. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник/ Зеленков М.Ю. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 324 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10934 ЭБС «IPRbooks»

    3. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Изд-во Инфра-М «Форум», 2014 240 с.

    1. Психология управления: хрестоматия / сост. И. А. Кох, Т. А. Сергеева. Екатеринбург: Урал. акад. гос. Службы, 2011. Разделы: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях; Левин К. Типы конфликтов. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). Скотт Дж. Г. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Картография конфликта. Мастенбрук У. Подходы к конфликту.
    2. Ратников В.П. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 543 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023 ЭБС «IPRbooks».

    6. Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. 320 с.

    7. Томас Шеллинг Стратегия конфликта [Электронный ресурс]/ Томас Шеллинг Электрон. текстовые данные. М.: Социум, Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам (ИРИСЭН), 2014. 368 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28731.html ЭБС «IPRbooks»

    б) дополнительная литература:

    1. Афанасьева Е.А. Основы конфликтологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Афанасьева Е.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 159 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19276. ЭБС «IPRbooks»

    2. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17043 ЭБС «IPRbooks»

    3. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Караяни А.Г., Цветков В.Л. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 247 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15453.html ЭБС «IPRbooks»

    4. Клачкова О.А. Конфликтология [Электронный ресурс]: практикум/ Клачкова О.А. Электрон. текстовые данные. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. 136 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22297.- ЭБС «IPRbooks»

    5. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 050711 «социальная педагогика»/ Электрон. текстовые данные. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. 32 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29678 ЭБС «IPRbooks»

    6. Кузьмина Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 64 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/645 ЭБС «IPRbooks»

    7. Манухина С.Ю. Психология конфликта: хрестоматия. Учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14647 ЭБС «IPRbooks»

    8. Муштук О.З. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник. Электрон. текстовые данные. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011. 320 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17019 ЭБС «IPRbooks»

    9. Профилактика и разрешение социальных конфликтов [Электронный ресурс]/ О.И. Андреева [и др.]. Электрон. текстовые данные. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. 277 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22987.html ЭБС «IPRbooks»

    10. Светлов В.А. Словарь по конфликтологии [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 325 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12750 ЭБС «IPRbooks»

    11. Светлов В.А. Современное введение в конфликтологию для бакалавров и специалистов [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 391 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20716 ЭБС «IPRbooks»

    12. Семенов В.А. Конфликтология. История, теория, методология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 384 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6970 ЭБС «IPRbooks»

    13. Цыбульская М.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цыбульская М.В. Электрон. текстовые данные. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 312 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10705 ЭБС «IPRbooks»

    14. Шарков Ф.И. Общая конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35293 ЭБС «IPRbooks»

    в) нормативные и правовые источники:

    1. Об административных правонарушениях: Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016).

    2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

    3. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009).

    4. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 14.02.2014).

    5. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"): Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.07.2015).

    6. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"): Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 15.07.2015).

    7. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 31.12.2014).

    8. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012).

    9. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"): Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 22.12.2015).

    10. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции: Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

    11. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015).

    12. О некоторых вопросах противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 08.03.2015 N 120 (ред. от 15.07.2015).

    13. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений"): Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364.

    14. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации").

    15. Об утверждении Правил уведомления о получении подарка Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, Министром Российской Федерации, на которого возложена организация работы Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, руководителями федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с выполнением ими служебных (должностных) обязанностей, а также сдачи подарка, подачи заявления о его выкупе, рассмотрения вопросов об использовании подарка: Постановление Правительства РФ от 12.10.2015 N 1088.

    16. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации"): Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015).

    17. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)).

    18. Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа" (утв. Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 N 647п-П16)

    г) вспомогательная литература:

    Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2007.

    Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.
    С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.
    Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.


    Предисловие
    Раздел I. Введение в конфликтологию 9
    Глава 1. Предпосылки формирования
    конфликтологических идей 10
    1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10
    1.2 Проблема насилия в религиозных учениях 15
    1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах
    массовой информации 18
    1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21
    Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
    2.1. Историографический анализ 26
    2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30
    2.3. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33
    Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38
    3.1. Проблема конфликта в военной науке 38
    3.2. Изучение конфликтов в искусствоведении 39
    3.3. Исследование конфликта в исторических науках 41
    3.4. Математические модели конфликтных явлений 43
    3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45
    3.6. Исследование конфликтов в политологии 46
    3.7. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3.8 Исследование конфликтов в психологии 50
    3.9. Подходы к изучению агрессии и конкуренции
    в социобиологии 54
    3.10. Социология конфликта 56
    3.11. Философский анализ конфликтов 57
    Глава 4. Общая характеристика зарубежной
    конфликтологии 61
    4.1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61
    4.2. Западная социология конфликта 67
    4.3. Зарубежные политологические теории конфликта 72
    Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
    5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликтологии
    Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
    6.1. Эволюционная структура психики человека
    6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле
    6.3. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов
    6.4. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных
    Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире
    7.1. Роль агрессии в животном мире
    7.2 Внутривидовые конфликты у животных
    7.3. Межвидовые конфликты у животных
    7.4. Интропсихические конфликты у животных
    Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных
    8.1. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы
    8.2. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства
    8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II
    Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел III. Методы исследования и диагностики
    конфликтов 125
    Глава 9. Методологические основы исследования
    конфликтов 126
    9.1. Методологические принципы исследования конфликтов 126
    9.2. О системном подходе к изучению конфликтов 134
    9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138
    9.4. Этапы анализа конфликтов 140
    9.5. Программа конфликтологического исследования 143
    Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии
    10.1. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
    10.2. Возможности тестов в определении конфликтности человека
    10.3. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167
    Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов
    11 1 Сущность и особенности применения модульной методики
    11.2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171
    Глава 12. Ситуационный метод исследования
    конфликтов 177
    12.1. Общая характеристика 177
    12.2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180
    Глава 13. Методы исследования межгрупповых
    конфликтов
    13.1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
    13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии
    Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
    14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14.2 Поведение человека в трудных ситуациях 14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
    Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов
    15.1 Проблема классификации в конфликтологии 15.2. Основные виды классификации конфликтов
    Глава 16. Причины возникновения конфликтов
    16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов185
    16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 218
    16.3. Социально-психологические причины конфликтов 220
    16.4. Личностные причины конфликтов 225
    Глава 17. Структура конфликта 230
    17.1. Объективные составляющие конфликта 230
    17.2. Психологические составляющие конфликта 236
    17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245
    Глава 18. Функции конфликтов 251
    18.1. Двойственный характер функций конфликта 251
    18.2. Влияние конфликтов на основных участников 253
    18.3. Влияние конфликтов на социальное окружение 258
    Глава 19. Динамика конфликтов 262
    19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262
    19.2. Эскалация конфликта 267
    19.3. Динамика различных видов конфликтов 273
    Глава 20. Информационный подход к изучению
    и регулированию конфликтов 280
    20.1. Проблема системно-информационного
    исследования конфликтов 280
    20.2. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290
    Раздел V. Внутриличностные конфликты 291
    Глава 21. Общая характеристика внутриличностного
    конфликта 292
    21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292
    21.2. Основные виды внутриличностного конфликта 295
    Глава 22. Переживание как основа внутриличностного
    конфликта 300
    22.1. Генезис внутриличностного конфликта 300
    22.2. Особенности переживания внутриличностного
    конфликта 302
    22.3. Последствия внутриличностных конфликтов 304
    Глава 23. Внутриличностные конфликты
    и суицидальное поведение 308
    23.1. Личностные проблемы человека и суицидальное
    поведение 308
    23.2. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
    23.3. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
    Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных
    конфликтов 317
    24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24.2. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных
    конфликтов 320
    Вопросы и задания к разделу V 325
    Ответьте на вопросы 325
    Выполните задания 326
    Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
    Глава 25. Семейные конфликты 328
    25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов 328
    25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334
    25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей 337
    Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
    26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
    26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
    26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
    Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности
    27.1. Конфликты между учениками в школе
    27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками
    Глава 28. Инновационные конфликты
    28.1. Инновация как объект конфликта
    28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов
    28.3. Регулирование инновационных конфликтов
    Глава 29. Межгрупповые конфликты
    29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
    29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376
    29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380
    29.4. Внутриполитические конфликты 384
    Глава 30. Межгосударственные конфликты 390
    30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390
    30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396
    Раздел VII. Основы предупреждения
    конфликтов 397
    Глава 31. Прогнозирование и профилактика
    конфликтов 398
    31.1. Особенности прогнозирования и профилактики
    конфликтов 398
    31.2. Объективные и организационно-управленческие
    условия предупреждения конфликтов 400
    31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404
    Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408
    32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения
    в ней 408
    32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412
    32.3. Психология конструктивной критики 417
    32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420
    Глава 33. Оптимальные управленческие решения
    как условие предупреждения конфликтов 425
    33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425
    33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439
    Глава 34. Компетентная оценка результатов
    деятельности как условие предупреждения конфликтов
    34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443
    34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446
    Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс
    35.1 Психологические факторы нормализации стресса
    35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса
    35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов
    Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов
    36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
    36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
    36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
    Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
    37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов
    37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
    37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
    37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов
    Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
    38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
    38.2. Динамика переговоров
    38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
    38.4. Психологические условия успеха на переговорах
    38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
    Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания
    Список литературы
    Основные конфликтологические понятия
    Приложения

    СКАЧАТЬ


    Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.

    С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.

    Конфликтология в схемах и комментариях

    В учебном пособии с позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, раскрывается универсальная понятийная схема описания конфликтов.

    Рассмотрены особенности конфликтов в различных сферах социального взаимодействия, условия и способы их профилактики и конструктивного регулирования.

    Методологические проблемы военно-психологических исследований

    Предлагаемое учебное пособие раскрывает некоторые проблемы методологического анализа военно-психологических исследований. Многие вопросы, отраженные в нем, носят постановочный и дискуссионный характер, что позволяет продолжить обмен мнениями по их содержанию и перспективному решению.

    Представленный список и анализ диссертаций по проблемам военной психологии, подготовленных в нашей стране за 1942-1997 годы, на взгляд авторов, поможет читателям - преподавателям военной психологии, адъюнктам и слушателям - уяснить некоторые актуальные методологические проблемы военно-психологического познания, результаты его развития, содержание и особенности его состояния в современных условиях.

    Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг.

    В работе сделана попытка сформулировать некоторые причины слабой связи с реальной жизнью проблематики психологических исследований.

    В книге представлен наиболее полный, насколько нам известно, указатель 1050 докторских диссертаций, защищенных отечественными психологами в период с 1935 по 2007 гг. В каталогах РГБ нет информации о 12% диссертаций, представленных в данной книге. Высказывается предположение о том, что отечественная психология находится в скрытом, затяжном, достаточно глубоком методологическом кризисе. Предлагается понятийная система описания психологического явления. Раскрываются показатели, критерии и индикаторы оценки психики. Даются рекомендации по выбору объекта психологического исследования.

    Книга представляет интерес для специалистов в области психологии, а также преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов вузов.

    Профилактика конфликтов в школьном коллективе

    В пособии раскрываются типичные причины и признаки возникновения конфликтов в жизни школьных коллективов.

    Приводится модульный социотест, позволяющий комплексно оценить индивидуальные особенности учеников, их взаимоотношения в классе. Рассматриваются условия, способы и приемы профилактики конфликтов в школе. Предлагается методика бесконфликтной оценки качества учебы школьников и деятельности учителей, даны конкретные рекомендации по профилактике у учителей стресса и улучшению общения между ними.

    Впервые в отечественной литературе предлагается многошаговая последовательность решения межличностных конфликтных ситуаций в школе. Дан алгоритм действий учителя или директора в роли посредника при разрешении конфликтов.

    Социально-психологическая оценка персонала

    Рассмотрены методики проведения, обработки, последующего анализа и представления результатов социально-психологической оценки персонала современных организаций (фирм). Теоретический материал проиллюстрирован примерами из современной российской практики.

    Словарь конфликтолога

    «Словарь конфликтолога» первый в отечественной науке словарь по конфликтологии.

    В нем представлена система основных понятий современной конфликтологии, включающая более 1600 терминов. Словарь подготовлен на междисциплинарной основе. Он содержит понятия психологии, политологии, социологии, философии, истории и других наук, исследующих конфликт.

    В «Словаре конфликтолога» представлено авторское обобщение трудов отечественных и зарубежных ученых по разработке понятийно-категориального аппарата конфликтологии. Словарь включает основные понятия, используемые при описании и объяснении конфликтов в 16 изучающих их науках: военной науке, географии, искусствоведении, медицине, истории, педагогике, политических науках, правоведении, психологии, социобиологии, социологии, технических науках, филологии, физико-математических науках, философии и экономике.