Ашхабад площадь. Экскурсии по окрестностям Ашхабада. Спецпредложения на отели

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении
История Ашхабада. Памятники и фото Ашхабада. Погода в Ашхабаде

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении. Город лежит под 38-й параллелью, на широте Афин, Сеула и Сан-Франциско; это самый крупный город Туркмении.

Численность населения - 600,1 тыс. человек (2006 г.). Ашхабад - индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; крупный культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония. Ашхабад является географическим центром Туркмении. Он находится всего в нескольких десятках километров от иранской государственной границы.

Столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики - Туркменбаши, до которого 550 км, и от самого восточного ее города - Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного - Ташауза - 530 км и от самого южного - Кушки - около 500 км.

Город основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени располагалось за ее пределами, и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстро растущим городом. Вся подлинная история туркменской стоицы, весь вековой период ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она четыре раза меняла свое название и, по существу, дважды рождалась. Две главные причины послужили тому, что заурядная крепость за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр. Первая из этих причин - положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг - по Кучанской дороге (сейчас Гауданское шоссе), через копетдагские ущелья до границы с Персией - важным тогда торговым партнером России на Востоке. На север - через Каракумы в Хиву; на восток - через Тедженский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье - в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто крат возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки - границы с. Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города».

Вторая причина стремительного подъема Асхабада - достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов - дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах. Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии. Оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы. В главном городе края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью. Когда Асхабаду исполнилось 10 лет, в нем уже насчитывалось около 13 тыс. жителей. За последующее пятнадцатилетие население города более чем утроилось, а к 1911 г. превысило 45 тыс. человек.

При этом населяли Асхабад представители пятнадцати различных национальностей, среди которых на туркмен приходилось лишь менее 1,5%: царское правительство и русский капитализм ничего не делали для того, чтобы приобщить коренных обитателей страны к городской жизни. Наоборот, как истинные колонизаторы, государственные чиновники и крупные предприниматели были заинтересованы в сохранении социальной и экономической отсталости туркменского народа, чтобы с наибольшей выгодой эксплуатировать его силы и вековые навыки в орошаемом земледелии и пастбищном скотоводстве. Вместе с тем капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство Туркмении: оно теряло свой замкнутый натуральный характер, а его продукты поступали на открываемые во множестве асхабадские полукустарные предприятия - хлопкоочистительные, маслобойные, кожевенные, мыловаренные, винодельческие, мукомольные. Перед первой мировой войной в городе работало 51 такое производство, на которых было занято 210 рабочих, то есть в среднем по 4 человека на каждом «заводе» и на каждой «фабрике».

С ростом населения рос и сам город. Он вытягивался более всего на северо-запад параллельно железной дороге и Копетдагу, подступая вплотную к невысоким предгорьям - Кешининбаирской гряде, или к «холмам», как ее называют горожане.

Облик города. Асхабад, рожденный и построенный в баснословно короткий срок, на «одном дыхании», в отличие от многих других центров Средней Азии, таких, как Ташкент или Самарканд, никогда не имел «старого» и «нового» города, «европейских» и «азиатских» кварталов. Но все же в нем уже в первое десятилетие сложились три части с достаточно выраженными различиями. Начинался город от высокого насыпного холма, увенчанного земляным валом крепости. Перед холмом оставили незастроенной обширную эспланаду. На ней проводили парады и смотры, молебствия и ежедневный развод караулов. Вблизи этой центральной площади располагались здания административных и военных учреждений, жилые дома офицеров и чиновников. А когда мимо Асхабада пролегла железная дорога, ее станция стала вторым ядром роста города: вблизи ее разместилось представительное здание Управления железной дороги, и протянулись жилые кварталы железнодорожных служащих и рабочих. К западу же от крепости, от военно-чиновничьей аристократической части, обосновалась целая слободка русских переселенцев, дошедших сюда за войском. Их дома и лавчонки положили начало третьему, торгово-ремесленному району города. Вскоре здесь во множестве и в тесноте расположились русские и армянские, хивинские и азербайджанские, текинские и украинские мастерские, магазины, лабазы, гостиницы, караван-сараи и базары. Уже к концу 80-х годов эти три части города - военно-административная, железнодорожная и торгово-ремесленная, вначале обособленные, разделенные необжитыми пустырями, слились в единой, сплошной застройке многолюдного и оживленного, молодого и быстро растущего Асхабада.

При этом с самого начала его застройку отличала на редкость четкая и рациональная, «санкт-петербургская», структура городского плана, в своей главной схеме дошедшая до наших дней. Естественным центром Асхабада стало его историческое ядро - околокрепостная часть с холмом посередине. От центральной эспланады, которая и в наши дни осталась главной площадью города, улицы пробивались, как лучи, радиально на юг, юго-запад и запад. А в северной широкой полосе они шли параллельно одна другой и железнодорожному полотну. Однако во всех частях города - в старых и новых, в центре и на. окраинах - улицы прокладывались преимущественно прямо и пересекались, как правило, под прямым углом. И как бы в дальнейшем не рос Асхабад, в нем уже сохранилось это двуединство радиально-кольцевой и шахматно-прямоугольной планировки. В аристократическом центре города, а также отчасти в его железнодорожном районе здания государственных и частных учреждений, жилые дома и особняки военной и чиновной знати, богатых заводчиков и финансистов строились преимущественно из обожженного кирпича. Между крепостью и вокзалом был разбит лучший в городе сад Офицерского собрания, а на улицах высажены тесные шпалеры деревьев, которые сейчас своей мощью и высотой свидетельствуют о старшинстве таких городских магистралей. Весь остальной город сплошь составляли дома обычного для Центральной Азии типа - из сырцового кирпича с плоской земляной крышей.

Дома ежегодно белили, и под ярким солнцем Асхабад резким белым пятном светился на фоне желто-бурых летом и светло-зеленых весной близлежащих холмов - баиров и фиолетовой громады горного хребта в отдалении. Наиболее оживленными и колоритными были торгово-ремесленные кварталы, располагавшиеся по радиальной магистрали, что выходит на Фирюзинскую дорогу, а также на смежных с ней проездах. В этой же части города находились и базары, которые по общей среднеазиатской традиции были важными центрами городской жизни. На них и вокруг них с утра и до захода солнца не затихал разноязыкий говор. Здесь сновали всадники, ослы тянули скрипучие арбы с поклажей, как бы нехотя проходили надменные верблюды под вьюками, а случалось, сюда заворачивал и лакированный экипаж, в котором офицерская или чиновничья супруга в сопровождении прислуги спешила в «галантерейную торговлю». Из многочисленных трактиров, ресторанов и духанов доносился звон посуды, неистребимый запах горелого бараньего сала, жареного лука и каких-то трав. У всегда открытых дверей тесных и полутемных мастерских в чаду и металлическом звоне работали кузнецы и оружейники. На глазах заказчиков и праздных зевак рождались искусные изделия позументщиков и сребреников; кислый запах кожи раньше вывески сообщал о производстве обувщиков и шорников; по развешанным, как белье на веревке, тонко раскатанным листам лаваша издали была заметна пекарня. Прямо под открытым небом работали цирюльники: зажав между колен намыленную голову присевшего на корточки клиента, они решительно действовали бритвой, одновременно сообщая последние городские новости.

И тут же, на улице, в тени пыльных дувалов, уличные писцы горбились над своими ящичками, которые служили и конторками и хранилищем орудий производства - чернил и бумаги. Впрочем, торговые заведения, мастерские, кустарные фабрики, склады, трактиры и харчевни открывались и в других частях растущего и строящегося города. И чем больше, чем населеннее он делался, тем острее становилась в нем водная проблема. Уже не хватало поивших его поначалу горных речек - Ашхабадки, Кешинки, Карасу и нескольких других, еще меньших. Во многих дворах копали водоемы - хаузы и колодцы, но они были малы, да к тому же в большинстве своем загрязнены сточными водами. Из-за недостатка влаги зелень на окраинах имелась только во дворах, а голые пыльные улицы выглядели пустырями.

В 1907 г. сенатор и гофмейстер граф К. Пален ревизовал «по высочайшему повелению» туркестанские владения, уже около трех десятилетий присоединенные к Российской империи. В своем отчете касательно Асхабада он отмечал: «...главный недостаток - отсутствие достаточного количества воды... В городе нет канализации, водопровода, удовлетворительного освещения, гигиенично оборудованных базаров и скотобойни». Но для остро необходимого строительства средств в казне не находилось. В связи с этим весьма интересен официальный документ, относящийся примерно к тому же времени: «Смета расходов по городу Асхабаду на 1900 год». Никакого, ни малого, ни большого, нового строительства эта смета вообще не предусматривала, а на содержание существующей ирригационной сети отводила лишь 10% годового бюджета, немногим более уделялось для всей медицинской, ветеринарной и санитарной части, зато почти половина - 46,7 % - сметных расходов ассигновывалась на содержание городской полиции. И надо сказать,что многочисленные «слуги престола» - асхабадские полицейские получали государево жалованье не зря: они старательно выискивали и жестоко подавляли всякое свободомыслие. Но, тем не менее, уже в конце XIX - начале XX в. Асхабад, к тому времени признанный центр экономической и духовной жизни Закаспийской области, становится одним из крупнейших ее центров национального движения.

Этому движению способствовали тесные связи с Бакинской и Тифлисской социал-демократическими организациями. А также и то, что «в сии места отдаленные» ссылались из центральных губерний политически «неблагонадежные», среди которых были и большевики. Доходили сюда и отдельные номера ленинской «Искры». Сорок лет спустя после Великого Октября, бросая ретроспективный взгляд на исторические судьбы своей страны, ашхабадские ученые-историки писали: «...туркменский народ, находясь в составе Российской империи, обрел себе верного друга и учителя в лице самого передового и революционного в мире русского рабочего класса...». В 1903 г. в городе начал действовать первый социал-демократический кружок, а через два года уже существовала социал-демократическая организация во главе с учителем местной гимназии Л. Л. Стабровским и бакинским большевиком рабочим-печатником А. Хачиевым.

В 1905- 1907 гг. в Асхабаде деятельно работала подпольная типография, проходили организованные политические выступления и вооруженные столкновения с царской администрацией, в которых главную роль играли рабочие-железнодорожники и солдаты. И хотя первая русская революция потерпела поражение и в центре и на окраинах империи, в том числе и в Асхабаде, все же она дала народу опыт и политическую закалку. И то и другое очень пригодились через десятилетие в сложный и трудный период первой в истории человечества социалистической революции. Советская власть в Асхабаде была установлена в декабре 1917 г. Но вскоре против большевистских Советов поднялись черные силы контрреволюции. В июле 1918 г. меньшевики и правые эсеры, поддержанные националистическими бандами, подняли в Асхабаде мятеж. Они ворвались в здание Совета. Охранявшие его красноармейцы, в том числе и туркменский отряд, которым командовал Овезберды Кулиев, были уничтожены. В разгоревшихся на улицах кровопролитных боях погибло тогда много большевиков и советских работников. Контрреволюции удалось одержать временные победы и в других районах Туркменистана. В Мерве в эти дни мятежниками был схвачен бывший рабочий-железнодорожник народный комиссар труда Павел Герасимович Полторацкий. В тюрьме перед казнью он написал письмо - документ необычайный, потрясающий и сегодня, по прошествии многих лет: «Я приговорен военным штабом к расстрелу. Через несколько часов меня не станет... Товарищи рабочие! Погибая от руки белой банды, я верю, что на смену мне придут новые товарищи, более сильные, более крепкие духом, которые станут и будут вести начатое дело борьбы за полное раскрепощение рабочего люда от ига капитала». А заключительные строки этого удивительного письма проникнуты таким гордым самообладанием, такой естественной отвагой, на какие способен только человек исключительно высокого духа, беспредельной преданности своей идее: «Ну, товарищи, кажется, все, что нужно сказать, сказал вам. Надеюсь на вас. Я спокоен и навсегда ухожу от вас, да не сам, а меня уводят.

Приговоренный к расстрелу П. Полторацкий. 21 июля 1918 г., в 12 часов ночи». Через день контрреволюционеры совершили еще одно злодеяние, расстреляв девять асхабадских комиссаров и командиров Красной Армии. В начале августа на территорию Туркменистана по сговору с контрреволюционной верхушкой вступили английские интервенты. При их вооруженной помощи белогвардейскому «Закаспийскому правительству» удалось продержаться около 12 месяцев, но 9 июля 1919 г. в результате героических действий Красной Армии, поддержанной рабочими и дайханами, Асхабад вновь стал советским и был наименован Полторацком в память о замечательном революционере. Начался новый этап в истории города. В феврале 1925 г. первый съезд Советов Туркменской ССР провозгласил Полторацк столицей только что образованной республики. А в апреле 1927 г. следующий, второй республиканский съезд Советов, утвердивший первую конституцию Советского Туркменистана, возвратил его столице ее историческое и национальное название - Ашхабад.

Вторую букву в нем изменили, чтобы приблизить звучание слова к туркменскому произношению. Темпами, все более стремительными, с размахом, все более широким, Ашхабад уверенно овладевал многообразными функциями столицы, становясь крупным административным, культурным и экономическим центром страны. Буквально одно за другим вступают в строй в разных частях города новые технически оснащенные предприятия, обрабатывающие сельскохозяйственное и строительное сырье, а так же занимающиеся металлообработкой, создаются новые учреждения и организации, развивающие национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру туркменского народа. По переписи 1939 г., в городе жило более 126 тыс. человек, среди которых туркмены составляли уже 12%. За годы, прошедшие с переписи 1926 г., прослойка их увеличилась в 5 раз, и рост этот продолжался все с большей интенсивностью, отражая важные социальные и культурные сдвиги в республике.

В конце Великой Отечественной войны в Ашхабаде работало 65 крупных и 200 мелких промышленных предприятий, 3 института, Туркменский филиал Академии, наук СССР, 3 театра и киностудия, музей изобразительных искусств, филармония, творческие союзы, объединяющие писателей, художников, архитекторов и композиторов Туркмении. Город рос, вытягиваясь главным образом на запад и на восток. Он перешагнул через железную дорогу на ceвеp и поднимал уже новый промышленный район на юго-востоке. И все-таки рост Ашхабада в предвоенные и первые послевоенные годы не всегда и не во всем поспевал за стремительным подъемом промышленности, науки и искусства. Ашхабад напоминал в ту пору сердце подростка, которое, случается, вдруг отстаёт в развитии от всего организма. В городе уже настоятельно требовалось рациональнее разместить разбросанные по нему индустриальные предприятия, уже необходимо было улучшить благоустройство жилых кварталов, состоящих на 90% из одноэтажных домов из сырцового кирпича, и, наконец, следовало усовершенствовать архитектурное оформление города.

Мало соответствовавшее его столичному рангу. Но такая реконструкция невозможна была без сноса многих существующих построек, а в ту пору, когда только что отошла война, было это; казалось, еще не по силам. И город совершенствовался, не меняя планировки, внутри своей старой структуры, «на ходу» внося по мере возможности различные улучшения в жилищное и коммунальное строительство, а также в озеленение и водоснабжение, которые в природных условиях Ашхабада имели первостепенное значение. Первый послевоенный план (1946- 1950 гг.) предусматривал и расширение старых предприятий, и строительство новых, закрепляющих специализацию Ашхабада на текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслях. Намечал он немалые работы по благоустройству города и дальнейшему улучшению его водоснабжения. И план этот уже претворялся, когда в ночь на 6 октября 1948 г. страшное землетрясение, какого до тех пор еще не регистрировала ни одна сейсмическая станция Советского Союза, практически уничтожило город, смело его с лица земли. В 1 час 17 минут по местному времени внезапный 9-балльный толчок, сопровождаемый сильным подземным гулом, мгновенно погасил огни спящего города и превратил его в пылящую груду развалин. Выбравшийся из под обломков, израненный московский бортмеханик и радист Юрий Дроздов добрался до пассажирского самолёта ИЛ-12 и с бортовой рации послал в эфир весть о страшном бедствии. И тотчас отозвалась вся страна. Первая помощь пришла из других городов Туркменистана и республик-соседей - Узбекистана, Азербайджана, а также из Армении и Грузии. Самолет за самолетом, а когда восстановили движение на разрушенной железной дороге, то и состав за составом вывозили из Ашхабада раненых и детей, потерявших родителей, и доставляли на место катастрофы врачей, медикаменты, продовольствие... И с первых же дней началась трудовая эпопея восстановления, а по существу строительства заново Ашхабада. Он весь рождался из руин на расчищенных от них площадках - сносились даже частично уцелевшие дома, требовавшие капитального ремонта. Асфальт, древесные насаждения, городские коммуникации, как правило, везде сохранились, поэтому строить Ашхабад решили по его старой планировочной схеме, тем более что она, как мы знаем, отличалась многими достоинствами.

Вместе с тем из руин должен был подняться новый город - столица современной Туркмении, соответствующая его высоким достижениям во всех областях культурной и хозяйственной жизни. Поэтому в старую планировочную структуру вносились исправления, во многом ее принципиально менявшие облик города. В результате родился сегодняшний Ашхабад, в котором улицы прямее, шире, чем были раньше, площади оформлены в единых ансамблях и везде десятки гектаров отведены под новые бульвары, скверы, сады, парки, цветники. Теперь все промышленные предприятия собраны группами, «производственными гнездами», в местах, наиболее удобных для специализации и кооперирования, для доставки сырья и вывоза продукции. В центральных частях города ансамблями располагаются республиканские и местные учреждения, университет и академический комплекс, республиканские театры, а далее на запад и юго-запад - больничные и вузовские городки. Наибольшую часть городской территории занимают, разумеется, жилые кварталы. Они собраны, как того и требует современный планировочный принцип, в микрорайоны, которых в столице уже около 15.

В районе, к которому он подходит своим западным концом, расположены прядильно-ткацкая, шелкомотальная, мебельная фабрики, машиностроительный завод. Завод выпускает известные по всей стране тестомесильные машины, на нем были построены и уже упоминавшиеся нами первые машины для сбора мирабилита на Кара-Богаз-Голе. Такие машины начал выпускает завод «Ашнефтемаш». «Ашнефтемаш» выпускает и трехлопастные крыльчатки семиметрового размаха. Вращаемые мощными электромоторами, они способны прогонять за час более миллиона кубических метров воздуха. Они работают в системе охлаждающих блоков на большинстве нефтеперерабатывающих и химических предприятий страны, на нефтехимических заводах и на тепловых электростанциях Болгарии и Афганистана, Индии, и Объединенной Арабской Республики. Недавно вошел в строй на заводе совсем новый цех насосов для подъема воды из скважин; такие насосы в Туркмении - предметы, так сказать, первой необходимости. Начинает завод выпускать и новое оборудование, механизирующее операции, связанные с транспортировкой нефти. В полуторах километрах к северу от «Ашнефтемаша» на берегах Каракумского канала сложился новый курортный пригород Ашхабада. В мае 1962 г. пионерная траншея третьей очереди привела первую, еще небольшую струю амударьинской воды, а сейчас здесь уже тянутся благоустроенные пляжи с зонтиками и лежаками, водные станции с лодками и катерами, а в Ашхабаде бойко торгует магазин рыболовных принадлежностей. На берегах большого водохранилища, на северо-востоке столицы, вырастет курортный городок с пансионатами, домами отдыха, лагерями, который среди жителей Ашхабада и его промышленного спутника Безмеина. Здесь же, на востоке, но уже южнее железной дороги, то есть в пределах старой городской черты, расположен славящийся разносторонней и совершенной механизацией всех трудовых процессов,- стекольный комбинат.

Он выпускает главным образом отличное оконное стекло. Ашхабад всегда славился своими коврами. Знаменитая Ашхабадская ковровая фабрика - флагман туркменского ковроткачества известна во всём мире. Ковры - гордость и слава Туркменистана, недаром гёль - стилизованный цветок, характерный элемент коврового орнамента, вошел в государственный герб республики. Туркменскими коврами любовался и любуется весь мир. Они выставлялись более чем в 50 странах Европы и Азии, Америки и Австралии и получали золотые медали и дипломы первой степени в Париже, Брюсселе, Лейпциге. Туркменский государственный музей изобразительных искусств известен своими экспонатами. В нем среди различных произведений искусства разных времен и разных народов хранится имеющая особую ценность коллекция туркменских ковров. Есть и еще одна важная ашхабадская достопримечательность города - Туркменский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени театр драмы. Он успешно ставит национальные драмы, такие, как «Кеймир-Кёр», «Махтумкули», «Семья Аллана», «Судьба», «Восьмой клад», пьесы русской и зарубежной классики - «Ревизор», «Отелло», а также произведения туркменских, русских и других авторов, посвященные современности. Этот театр широко посещают и зрители, не владеющие туркменским языком, так как с помощью специального радиооборудования они могут слушать синхронный перевод речи актеров на русский язык. Туркменский государственный университета имени – центр науки республики.

Города-побратимы Ашхабада:

  • Альбукерке, США
  • Афины, Греция
  • Анкара, Турция

Солнечный Ашхабад - это столица и крупнейший город Туркменистана. Скорее всего, вы знаете, что здесь добывают газ, который вскоре начнут поставлять в Европейские страны.

Город считается важным культурным, политическим и промышленным центром. Несмотря на свою значимость, город не может похвастаться древней историей. Он отличается от других городов страны. Шахи отстраивали его в стиле, который им нравился. Стремясь увековечить свои имена, они нанимали лучших архитекторов средневековья.

Название и история
Персидское слово «эшг» переводится на русский как «любовь», а «абад» - это «населенный». Ашхабад в период с 1881 по 1919 года назывался «Асхабадом», затем до 1927 он был Полторацком, после чего получил современное название.

История города начинается с 1881 года, когда он еще был маленьким текинским селением, которое контролировала Царская Империя. Оно трансформировалось в военное укрепление «Асхабад». Наличие рядом караванных путей и железной дороги, дало городу стремительно развитие. Сюда приезжали люди со всех близлежащих территорий. Одни на заработки, другие бежали от преследования, третья хотели нажить состояние на строительстве нового города. В результате поселение быстро выросло в город, где к 1901 году жило более 36,5 тысяч людей разных национальностей.

С 1917 года в Ашхабад ссылали всех противников советской власти, в 1918 здесь поднялось восстание. Ополченцы захватили практически все районы Туркменистана, был пойман и казнен красный комиссар Полторацкий. Но долго праздновать победу не пришлось. В 1919 году ополчение было подавлено Красной Армией, а Полторацкому присвоили звание героя и назвали в честь него город, который в 1925 становится столицей Туркменской ССР.

После войны в городе должны были построить новые предприятия и реконструировать старые. Разрабатывался глобальный план индустриализации, но воплотить его не смогли.

6 октября 1948 года произошло сильнейшее землетрясение, превратившее город в руины и пыль. Почти 100 тысяч жителей погибли. Город пришлось возрождать, как феникса из пепла. Сюда начали съезжаться неравнодушные люди из соседних стран, чтобы помочь в восстановительных работах. Совместными усилиями удалось построить новый Ашхабад, таким, каким его знаем мы с вами.

Население
В Ашхабаде проживает около 650 тысяч жителей. Этнический состав разнообразен (более ста представителей разных национальностей).

Транспортная система
Общественная транспортная сеть представлена комфортабельными городскими автобусами и троллейбусами. Идет строительство метрополитена. В северной части находится международный аэропорт, на территории которого расположен автовокзал. Через город проходит железнодорожный узел, есть железнодорожный вокзал.

Местные достопримечательности
За годы независимости в столице построено множество современных архитектурных достопримечательностей, музеев, стадионов, комплексов фонтанов, бизнес-центров, гостиниц, разбиты парки.

Здесь расположены главные административные здания Туркменистана, базируются представительства международных организаций.

В Ашхабаде более семи восточных базаров.

Одной из важнейших достопримечательностей Ашхабада считается древнее городище Ниса (1 тыс. до н.э.). Оно находится в пригороде, в 18 км от современного Ашхабада и состоит из крепостных строений старого и нового времени. Первая служила когда-то резиденцией царя в Парфии, а вторая была столицей Парфянского Царства. Старая Ниса получила свое название в честь своего основателя царя Митридата I. С установлением власти Сасанидов Ниса постепенно превратилась в руины. Ее возрождение началось после вхождение в Арабский Халифат. В 16 веке слова начался упадок, к 19 веку городище перестало существовать.

На территории Нисы было построено множество дворцов и храмов, захоронены могилы представителей династии Арсакидов. В 50-60 годах 20 века здесь начались археологические раскопки. В ходе них удалось обнаружить остатки стен крепости, храмов, царской сокровищницы, часть дворцовой залы, хозяйственные здания. Археологи нашли мраморные статуи, глубокие сосуды, сделанные из слоновой кости, украшения, посуду, оружие, рукописи и др. Ниса получила статус археологического заповедника государственного значения, руины ее крепости внесены в список ЮНЕСКО.

Следующим значимым архитектурным памятником является мечеть Туркменбаши Рухы, также расположенная в пригороде Ахабада. Ее построили под руководством архитектора мирового уровня Сапармурата Ниязова. На строительство из бюджета было выделено 100 000 000$. Мечеть сделана из белого мрамора, ее площадь составляет 18 тысяч м 2 , по высоте она достигает 55 метров. Мечеть окружают четыре минарета, высотой по 80 метров. Здесь одновременно могут совершать молитву 7 тыс. мужчин и 3 тыс. женщин.

После смерти в 2006 году Ниязова захоронили в гробнице, расположенной в центральной части мавзолея. Также там похоронены его мать, отец и два брата, трагически погибшие во время масштабного землетрясения 1948 года.

Самые лучшие образцы ковров Туркменистана собраны в музее туркменского ковра. Старейшему ковру более 300 лет. Среди экспонатов представлен ковер ручной работы, который занимает 2-е место по величине в мире, его площадь составляет 301 м 2 , при этом он весит более тысячи
килограммов.

Город Ашхабад - столица независимого и нейтрального Туркменистана, крупнейший административно-политический, транспортный, торговый и научно-культурный центр страны.

Название города произошло от соединения двух слов «ашк» — любовь и «абад» — город. Поэтому туркменскую столицу часто называют «городом любви», а еще городом юности, вечной молодости - спутницы любви.

Ашхабад расположен на юге Туркменистана, в 25 км к северу от границы с Ираном, от которого его отделяет Копетдагская гряда с предгорной равниной, с другой стороны практически вплотную к городу примыкает великая пустыня Каракумы.

Эти места облюбованы человеком с незапамятных времен. Поселения на территории современного Ашхабада датируются эпохой неолита, т.е. VI тыс. до н.э. Вся подгорная полоса Копетдага в это время представляла собой цепь земледельческих оазисов с небольшими поселениями. Около 2500 лет назад на этом месте возник небольшой городок-крепость.

В 1881 году на месте поселения Асхабад с древней крепостью возникло приграничное военное укрепление, а сам Асхабад стал административным центром Закаспийской области. С 1919 до 1927 город именовался как Полторацк. С образованием 27 октября 1924 Туркменской ССР город стал столицей республики и ему в 1927 дано национальное название Ашхабад.

Долгое время здесь велось малоэтажное строительство ввиду сейсмичности района. В 1948 году в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение силой в эпицентральной области 9-10 баллов, одно из крупнейших землетрясений XX века. Город был полностью разрушен - стерт с лица земли! По разным оценкам в тот день погибло от 1/2 до 2/3 населения города.

Поднятый из руин, Ашхабад был отстроен заново и с тех пор многократно увеличил свою территорию.

Третье рождение столицы началось с обретением Туркменистаном государственной независимости. Сегодня в Ашхабаде продолжается масштабное строительство школ и детских дошкольных учреждений, жилья повышенной комфортности, спортивных и других социальных объектов, а также реконструкция и ввод в действие инженерных коммуникаций, линий электропередачи. При формировании современного облика столицы большое внимание уделяется благоустройству и озеленению территории.

Ныне беломраморный Ашхабад превратился в один из самых красивых и комфортабельных городов мира, расширяющий свои границы и прирастающий все новыми жилыми массивами, промышленными и парковыми зонами.

Транспортная система г. Ашхабада представлена автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. В столице действует международный аэропорт. Ашхабад является самым крупным узлом связи Туркменистана. Здесь создана развитая сеть теле- и радиокоммуникаций, цифровой спутниковой связи.

Столица является крупным торговым центром. В общем объеме розничного товарооборота страны доля г. Ашхабада в 2014 году составила более 53 процентов.

В столице расположены 20 высших учебных заведений и около 140 средних школ. В Ашхабаде находятся крупные научно-исследовательские и проектные институты.

Столица Туркменистана - культурный и спортивный центр, где имеются 6 театров, 5 государственных музеев и другие очаги культуры, крупные спортивные сооружения, в том числе Олимпийский городок, Олимпийский водноспортивный комплекс, Ледовый дворец и Комплекс зимних видов спорта, конноспортивный комплекс.

В городе функционируют рекреационное учреждение - водолечебница «Берзенги», множество парков и зон отдыха, досуговых центров.

Самые выдающиеся достопримечательности Ашхабада были включены в Книгу рекордов Гиннеса. Среди них - колесо обозрения культурно-развлекательного центра «Älem», звезда Огуз хана Центра телерадиовещания «Туркменистан». До этого Ашхабад был отмечен как город с самым большим числом объединенных в комплекс фонтанов: речь идет об архитектурно-скульптурном ансамбле «Огуз хан». Впервые же Ашхабад появился на страницах Книги рекордов в 2008 году благодаря самому высокому на тот момент флагштоку.

В 2013 году Ашхабад внесен в Книгу мировых рекордов как город с самой высокой в мире концентрацией беломраморных зданий. В частности, в сертификате, удостоверяющем этот факт, говорится, что на участке в 22 квадратных километра находится 543 новых здания, облицованных белым мрамором общей площадью более 4,5 миллиона квадратных метров, то есть на каждые 4,87 квадратных метра приходится по 1 квадратному метру мрамора.

Название города произошло от персидского - населённый, благоустроенный.

С момента основания в 1881 году и до 1919 года город назывался Асхабад, в 1919-1927 годах - Полторацк в честь революционного деятеля П. Г. Полторацкого, с 1927 года - Ашхабад.

После провозглашения независимости Туркменистаном 27 октября 1991 года, был переименован ряд названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении, в том числе электронных, город именовался Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию.

В настоящее время в законодательных актах Туркменистана (в их текстах на русском языке), в официальных средствах массовой информации, на официальных сайтах столица Туркменистана именуется Ашхабад.

Население

Туркмены составляют более 3/4 населения (77 %). В городе также проживают русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, персы, украинцы, казахи, татары, всего более 100 национальностей.
История
Город Асхабад был основан на месте туркменского поселения в 1881 году как приграничное военное укрепление и административный центр Закаспийской области, управлялся военной администрацией. Состоял из множества глиняных домиков с фруктовыми садами, расположенных на прямых спроектированных улицах. Долгое время был одноэтажным, так как после нескольких землетрясений запретили строить выше. Население города в начале века было невелико, так в 1901 году оно составляло 36,5 тысяч человек, из них 11,2 тысяч персов, 10,7 тысяч русских, 14,6 тысяч армян, азербайджанцев и прочих национальностей. Туркмены обитали вне города в своих кочевьях.
С 1881 по 1918 год город являлся административным центром Закаспийской области, с 1918 по 1925 гг. административный центр Туркменской области.

В феврале 1925 года Ашхабад (в это время носивший название Полторацк в честь большевика Полторацкого) получил официальный статус столицы Туркменской ССР.

6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение, которое считается одним из самых разрушительных землетрясений - сила в эпицентральной области составила 9-10 баллов, магнитуда землетрясения М = 7,3. В результате землетрясения в Ашхабаде было разрушено 90-98 % всех строений. По разным оценкам погибло от 1/2 до 2/3 населения города (то есть от 60 до 110 тысяч человек, так как сведения о числе жителей неточны). В настоящее время в Туркменистане считают, что землетрясение унесло жизни 176 тысяч туркмен. Большое количество жертв было связано со временем землетрясения и особенностями архитектуры (большое количество зданий с плоскими крышами). Для борьбы с последствиями землетрясения, осуществления поисково-спасательных работ и похорон жертв в город были переведены 4 дивизии.

В 1962 году Каракумский канал был доведён до Ашхабада, что позволило решить проблему хронического недостатка воды в городе.

В 2008 году в Ашхабаде было вооруженное выступление боевиков, вошедшее в историю, как Ашхабадский мятеж. Вооруженное выступление в городе, происходило 10 - 14 сентября 2008 года. По официальным сведениям, боевики были связаны с незаконным оборотом наркотиков]. Для подавления мятежников, засевших в столичном районе Хитровка, власти применили тяжелую бронетехнику. Со стороны правоохранительных органов погибло не менее девяти человек.

Административно-территориальное деление

Ашхабад делится на 5 этрапов: Азатлыкский, Копетдагский, имени Президента С. А. Ниязова, Чандыбильский и Арчабильский. В состав Арчабильского этрапа также входит посёлок Арчабиль (бывшая Фирюза) без образования собственных органов самоуправления.

География

Ашхабад расположен на юге Туркмении, в 25 км к северу от границы с Ираном на Туранской низменности.

Город находится в Ахалском оазисе на Прикопетдагской предгорной равнине. С юга - горы Копетдаг, с севера - пустыня Каракумы. Высота над уровнем моря - 214-240 м. В 1962 году к городу подведён Каракумский канал.

Климат Ашхабада субтропический внутриконтинентальный, с мягкой, но для такой широты относительно холодной зимой и исключительно жарким летом. Ашхабад - один из самых жарких городов мира, летом возможна температура выше +45 °C. Осадков выпадает 199 мм в год, летом осадков практически не бывает. Зима непродолжительная, но при сильных вторжениях арктического воздуха с севера иногда бывают морозы ниже −10 °C. Постоянный снежный покров образуется только в суровые зимы.
Период Российской империи

Во времена Российской империи Ашхабад был городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной, в нём преобладали сырцовые дома с плоскими крышами.
Экономика
Экономика Ашхабада главным образом представлена промышленностью, финансовыми структурами и широкой торговой сетью. Суммарный внутренний валовый продукт Ашхабада в 2008 году, по некоторым оценкам, составил около 9 млрд долларов США.

В 5 км к северу от Ашхабада расположен знаменитый восточный базар «Джыгыллык» (Толкучка). Особой популярностью пользуется Торговый Центр Ýimpaş (Йимпаш).
Сотовая связь

В городе работает один оператор сотовой связи: Алтын Асыр - национальная компания, начавшая работать c 2007 года. С 2010 года имеется сеть «третьего поколения» (3G) с поддержкой технологии HSPA , на момент запуска сеть 3G охватывает центральные районы города Ашхабада, а также Международный аэропорт столицы. С 21 декабря 2010 года сотовая связь российского мобильного оператора компании МТС Туркменистан отключена на неопределённый период времени.

Транспорт
Общественный городской транспорт в настоящее время представлен троллейбусами и автобусами. Троллейбусное движение в городе открыто 19 октября 1964 года. В начале XX века эксплуатировалась узкоколейная железная дорога на паровой тяге, связывающая город с пригоро""дом Фирюза (39 км к северо-востоку от центра города).

В 2008 году началось строительство кольцевой автомагистрали вокруг Ашхабада, целью которой является разгрузить транспортные потоки столицы и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта.
Арчабильское шоссе
Проспект Нейтралитета

Ашхабадский Метрополитен

В 2008 году было заявлено о предстоящем строительстве метрополитена.

Аэропорты

На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад воздушным сообщением с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда выполняются автобусные маршруты в города и районы страны.

Через город проходит железная дорога Туркменбаши (Красноводск) - Мары - Туркменабад (Чарджоу). В мае 2009 года закончена реконструкция железнодорожного вокзала.












Столица Туркменистана Ашхабад стремительно меняет свой облик и сильно отличается от большинства столиц других бывших республик Советского Союза. А связано это с политикой государства, которое тратит огромные средства на развитие столицы. Далее предлагаем взглянуть на современный Ашхабад.

Что вы знаете об Ашхабаде? Думаю что почти ничего. А если вы и знали что-то о нем, то забудьте! Город меняется с такой скоростью, что если вы были в Ашхабаде, скажем, 5 лет назад, то можно сказать, что вы не были в Ашхабаде.

По легенде, однажды Туркменбаши Сапармурат Ниязов созвал старейшин и сказал (не дословно) - "У нас есть газ, скрывать не буду, денег хватает. Я могу раздать деньги вам... но вы ведь все пропьете. Или мы можем построить великолепный город! Выбирайте". И... Старейшины единогласно проголосовали за строительство нового Ашхабада!

С тех самых пор и началось строительство одного из самых красивых городов в мире.

Ашхабад начал меняться при Сапармурат Ниязове и продолжает до сих пор, под руководством действующего президента Гурбангулы Бердымухамедова.

Глядя на это фото, кто-то из читателей наверное скажет - такой Туркменистан я помню! Считайте, он только в воспоминаниях и остался. Если через подобные жилые дома должна будет пройти новая улица, то людей расселят, дома снесут, а на их месте вырастет новый белоснежный дворец.

Я слышал от местных, что нынешний президент время от времени пролетает над Ашхабадом на вертолете и решает, где построить новую аллею или вместо какого старого жилого массива выстроить новую улицу.
Министерство адалат (юстиции).

Ашхабад настолько белоснежно-мраморный, что в 2013 году по этому поводу попал в книгу рекордов Гиннеса! Не тот момент насчитывалось 543 новых здания с общей площадью покрытых мрамором стен 4,5 миллиона кв. метров! Сами понимаете, с тех пор их количество неуклонно растет.
Дворец конгрессов и искусств «Рухыет»

А когда смотришь на зеленые массивы Ашхабада, то трудно поверить, что это один из самых жарких городов в мире. Я помню как престарелый таксист вез меня в аэропорт и рассуждал о том, что не понимает как здесь раньше жили люди без кондиционеров в машинах, ведь температура летом выше 60 градусов, говорил он. Наверняка преувеличивал, но то что летом температура поднимается выше 45 градусов, это точно.
Во время моего недавнего визита температура днем не опускалась ниже 35 градусов.
Золотой купол на заднем фоне - Президентский дворец «Огузхан»

Весь город пропитан восточным пафосом.
Государственная Академия художеств Туркмении

Ашхабад, он как сказочная принцесса на искусственном дыхании.
На поддержание его в идеальном виде тратятся огромные ресурсы. Потому что, если не убрать улицы хотя бы один день, то весь город покроется пылью от строек и песком окружающей город пустыни. Если траву не поливать, то к вечеру она сгорит от жаркого солнца.

Есть в городе и еще одна особенность.
просп. Героя Туркменистана Атамурата Ниязова

Людей на улицах почти нет. В машинах да, но пешеходов не встретишь.

Если посчитать тех, кого я встретил в центре города, то больше всего получится милиции и солдат (стоят чрез каждые 50 метров), на втором месте дворники, потом водители в автомобилях, люди ждущие общественный транспорт и в редких случаях пешеходы. Наверняка, это связано с жарой. Но только от части. Думаю в большей степени это связано с политическим режимом.
Гостиница «Огузкент»

Помимо домов из белого мрамора в городе очень много памятников и скульптур. По большей части конечно памятники пожизненному президенту Туркменбаши (всего по Туркменистану около 14 000), но есть и другие. По большей части или черные или золотые. Смотрятся эффектно, но фотографировать большинство из них запрещено. Солдаты и милиция сразу показывают знак запрета, перекрестив руки на уровне лица.

На камеру в руках в центре вообще реагируют болезненно. Мне помогал "оберег" в виде бейджа формата а5 (по крайней мере себя я убедил что помогает) и костюм с галстуком. У милиции и военных возникало ощущение, что я делаю какую-то важную работу.

А этот памятник подарили турки.Мне рассказывали что первый вариант был задуман как десять лошадей слепленных в единое целое, но Туркменбаши настоял что должно быть 10 отдельных лошадей, а то непонятно. Пришлось переделывать.

Город сад!
Аллея "Ылхам" (Вдохновение)



Правда меня не покидало ощущение, что создано все это не для людей. Как сказал мне один местный житель - президент играет в Сим-сити.
Такая самореализация, произведение искусства, если хотите. В создании которого без людей обойтись нельзя, к сожалению.



Обойтись без людей нельзя, но можно запретить подходить близко к правительственным зданиям и дворцам, можно запретить ходить по некоторым улицам в центре. Именно так я и чувствовал - человек досадная необходимость.
Незначимость человека выражается даже в том, как ведут себя водители на дорогах. Приоритет всегда у автомобиля, в независимости от наличия пешеходного перехода и даже светофора.
Сквер «Туркменистан: золотой век»

Люди нужны, чтобы сметать пыль, мыть с шампунем парки, подстригать газоны.

Электричество и чай тоже есть.

В центр все поддерживают в идеальном порядке.



Отличительная черта дворников а Ашхабаде - закрытые лица. Они не скрываются, это вынужденная мера, слишком много песка и пыли, легкие нужно хоть как-то защищать.

Не очень любят фотографироваться. Человек с фотокамерой вообще выглядит дико.

Вот как город сад поддерживается в идеальном состоянии. Все газоны орошаются водой несколько раз в день.

Ближе к вечеру воздух немного остывает, но людей на улице больше не становится, что как бы косвенно подтверждает что причина отсутствия людей на улице не связана с жарой.

Конечно это фасад.

Но Ашхабад это не рай на земле.
Новое здание Центробанка

Есть у "города из белого мрамора" и обратная сторона.
Дайханбанк