Биография ильина евгения николаевича краткое содержание. Метод общения с учащимися педагога-новатора евгения николаевича ильина. По законам дружбы

Система Е.Н. Ильина

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н.Ильин

Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Целевые ориентации

Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

Художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

Нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

Педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

Метод духовного контакта;

Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

Учитель - предметник, художник, врач;

Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

Человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

Своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

Не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.

6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.

8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга Евгений Николаевич Ильин разработал специальный метод общения с учащимися на уроках литературы. (Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982)

«Как известно, преподавать литературу в качестве учебной дисциплины сложно.

Вроде бы она не является ни наукой, ни искусством. Литературные произведения многословны, не сводимы к коротким формулам. К тому же их авторы часто не современники учеников.

Ильин, по его мнению, понял самое главное: литература должна погружать учащегося в пучину жизни и этим быть для него интересной, поднимая его на эстетические и нравственные высоты.

Сам Ильин часто обращался к равенству: К (Книга) + У (Учитель) = Ч (Читатель).

На наш взгляд, её можно представить также соотношением: Автор + Учитель = Читатель. У каждого из этих трёх действующих лиц свои проблемы, без них никто не обходится, но всех объединяет одно и то же произведение, которое выливается в эстафету интеллектуальных, эстетических и этических прозрений.

Ваш (не)послушный ребёнок

Крылова Маргарита Геннадьевна

В мире сейчас чуть больше двух миллиардов детей. И с каждым, хотя бы иногда, возникают проблемы.

Нередко считается, что воспитание - нечто вроде искусства , которое невозможно и даже вредно стандартизировать. Автор легко может поспорить с таким подходом. Целые полки книг и личный опыт множества родителей позволили собрать несколько сотен примеров воспитательных приемов для детей раннего возраста.

Оказалось, если обобщить, то приемов воспитания всего семь. И эти приемы помогают решить всего шесть воспитательных задач.

Как носитель знания учитель является знатоком. Информация знатока мало кому интересна. Как эстетически заинтересованный человек учитель превращается в артиста.

Но и этого недостаточно.

Он ещё должен помогать ученику стать этически обостренным человеком, или, иначе говоря, врачом. Посредством литературного произведения учитель литературы должен провести учащегося по линии: знаток — артист — врач.

Но как приобщить читателя к произведению?

На помощь приходит проблемный метод и методика вопросов и ответов. Ильин ищет в произведении такие проблемные завязки, которые важны современному читателю. Образно говоря, как однажды выразился Ильин, надо Наташу Ростову посадить за парту рядом с Наташей Петровой.

Непременно найдется деталь, объединяющая раздумья девушек, которых разделяют два века.

И тогда „заговорит“ всё произведение, из спички возгорится пламя [Строго говоря, аналогичные идеи можно найти в театральной методике Константина Сергеевича Станиславского ].

Именно этого добивается Ильин: превращения всего произведения, а не его отдельных деталей, в вопрошание будущего учащегося. Главный вопрос этический, а он никогда окончательно не разрешается.

Ильин разрабатывает дидактику эстетико-этического общения посредством литературного произведения. Понимание им существа науки, эстетики и этики вызывает известные вопросы, но высокая литературоведческая компетентность не вызывает сомнений».

Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2015. - стр. 195

Дополнительная информация

Ильин Евгений Николаевич (р. 8 ноября 1929 года) - учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда (С.-Петербурга). В 1960-70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.

О нём

Вся его жизнь - это борьба за внимание. Не за дисциплину, не за тишину на уроке - за внимание. Но разве и во всей школе, и в искусстве, и во всем мире не идет сегодня борьба за внимание людей - за людей? Ильин говорит только о своем классе, но попадает в самый нерв современности.

На этот поразительный по точности и простоте вопрос - как завоевать внимание учеников - Ильин отвечает с такою же неожиданной простотой. Он говорит, что урок литературы надо строить точно теми же средствами, какими строится художественное произведение. Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… - словом, языком искусства». Прием, деталь и вопрос - в этих трех словах весь Ильин.

Сочинения

  • Урок продолжается. - М., 1973.
  • Искусство общения. - М., 1982.
  • Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. - М., 1985.
  • Шаги навстречу. - М., 1986.
  • Рождение урока. - М., 1986.
  • Путь к ученику. - М., 1988.
  • Герой нашего урока. - М., 1991.
  • «Минувших дней итоги…» - Л., 1991.
  • Из блокнота словесника. - СПб., 1993.
  • Давайте соберемся. - М., 1994 (соавт.).
  • Как увлечь книгой. - СПб., 1995.
  • Воспитаем читателя. - СПб., 1995.

Литература

  • Соловейчик С. Л. «Словесник Ильин». «Комсомольская правда», 14.04.1977.
  • Останкинские вечера. - М., 1988.
  • Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., 1990.

Е.Н. Ильин - учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда - Санкт-Петербурга, известный методист. То новое, что внес он в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литераторы в школе.

Система подачи нового материала по литературе имела традиционную схему: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным, разделам, например, лирика, гражданская поэзия, сказка исторические повести А.С. Пушкина или других писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы.

Есть, конечно, и варианты. При этой системе учитель "дает" (транслирует) материал, а ученик его "берет", если есть желание "брать». Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е Н Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом воспитательная. В методической системе Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых наоборот,
в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. "Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь, на воспитательной основе". Отказавшись от пассивных методов обучения ("Запоминай так как сказано в учебнике!"), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску "своей истины", собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных я поэтических произведший га ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души - вот критерий урока литературы».

Е Н Ильин деталь считает жемчужиной текста. "Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок - разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность - все, все в этом узелке". Начиная с "мелочи" и "детали", преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений: от детали - через поиск к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда-игровые задания.

Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников. Е. Н. Ильин придает значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, литературовед. Если этого нет утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой "галереей образов"фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из "типичных представителей" неживой, незримой литературы".



Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е.Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого - "доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес". Мы рассказали об опыте новатора-преподавателя литературы. Но у Е.Н. Ильина возьмет учитель других предметов. Предвидя такой вопрос, в одной из книг он сам ответил, что его опыт должен запивать не только словесников и не только учителей, потому что он выверен многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Безусловно, учитель любого предмета возьмет воспитательную функцию урока, обеспечивающую успех работы учителя, прием как узел урока, активную поисковую работу учащихся вместе с учителем как сотворчество, общение учителя и учеников как духовный контакт, педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства.

Педагогическая система Ильина — преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Учитель литературы 84-й СШ г. Санкт-Петербурга Е.Н. Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно — этического курса, помогающего каждому уч-ся состояться Человеком. Он своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания.

Вот главные особенности организации и проведения учебного процесса в опыте Евгения Николаевича Ильина

1. Ведущей и определяющей особенностью является то, что обучение литературе Евгений Николаевич Ильин сознательно, планомерно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств человека-патриота.

2. Основным средством, с помощью к-рого Евгений Николаевич Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, к-рые так или иначе в нем ставятся. Евгений Ильин, анализируя при подготовке к урокам эти книги, произведения, выявляет в них про — блемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для уч-ся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Все эти воп — росы-проблемы он записывает на отдельные карточки и постоянно их пополняет. Подбор вопроса-проблемы, постановка к-рого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы:

а) этот вопрос являлся для современных уч-ся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) он был, по возможности, обращен не вообще к уч — ся, а именно к уч-ся данного класса, а еще лучше — к конкретному ученику (ученице) класса;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения, биографией его автора.

3. Для того чтобы вопросы-проблемы, их обсуждение и разрешение служило действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин тщательно, систематически и глубоко изучает своих уч-ся, изучает всюду: на уроке, на экскурсии, в театре… изучает каждого и класс в целом. «Класс — это 30-40 лиц: разных, непохожих, и вместе о тем — одно лицо, разглядеть к-рое еще сложнее, чем лица. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе, — значит быть учителем», — считает Евгений Николаевич Ильин.

Такое тщательное, вдумчивое научение своих учеников позволяет Е.Н. Ильину увидеть, что необходимо каждому из них для нравственного развития и совершенствования. И, ставя перед учеником — через класс — проблему-воп — рос, он добивается возникновения у него (но не только у него, а у всего класса как коллектива) явления катарсиса — эмоционального потрясения и внутреннего очищения, перерождения.

4. Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется (Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, может задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос — особый. К себе самому. А решаю — с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них…

Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех» (Е.Н. Ильин, 1982). Е.Н. Ильин добивается того, чтобы поставленный жгучий вопрос не только воспитывал учеников как читателей, не только обеспечивал их познавательную активность на уроке, повышая тем самым его образовательную и воспитательную отдачу, но чтобы и обсуждение этого вопроса было для уч-ся незабываемым событием, т.к. знания, добытые в напряженном коллективном поиске, не останутся мертвым грузом, не будут мгновенно забыты, они обретут личностно значимый смысл, подлинную высоту, с к-рой откроются новые горизонты в литературе, в своей душе.

Даже экзамен Е.Н. Ильин рассматривает как такой урок, на к-ром «можно и додумать, и доспорить, и даже кое в чем со всей ответственностью не согласиться», ибо «…экзамен — это своеобразный нравственный отчет о том, что узнали, над чем думали, с чем согласились и что оспаривали».

5. Е.Н. Ильин широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Его уч-ся проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов, лаборантов, рецензентов. За каждым учеником младших классов закрепляется его опекун-старшеклассник, проверяющий его тетради, сочинения, помогающий ему. Е.Н. Ильин считает, что многие функции учителя можно и нужно передавать уч-ся, конечно, при постоянном контроле и помощи учителя. Для этого он разработал систему советов, как писать сочинения (эти советы постоянно висят в кабинете литературы), разработал особую таблицу проверочных знаков для рецензирования сочинений, к-рыми пользуются учащиеся-проверяющие. Во всей этой работе Е.Н. Ильин исходит из важнейшего положения: «Ведь ребята — не только цель и смысл нашей работы, но и наша главная опора».

Вся работа уч-ся строится на доверии учителя, ибо, как считает Е.Н. Ильин, «чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». То новое, что внес Е.Н. Ильин в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в традиционной школе.

Система подачи нового по литературе по традиционной схеме выглядит так: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, напр., лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А.С. Пушкина или др. писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из писателя, цитатами из стихов поэтов; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. Есть, конечно, и варианты. При этой системе «дает» (транслирует) материал, а ученик его «берет», если есть желание «брать».

Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е.Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, уж потом — воспитательная. В П.с. Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых «наоборот», в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной.

Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает уч-ся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и