Цари византии. Византийские императоры

Ранним утром 29 мая 1453 года, после четырехчасового боя османским янычарам удалось ворваться в осажденный Константинополь. Жители византийской столицы увидели красный османский штандарт на городских стенах и услышали торжествующий клич: «Город взят!». , длившаяся 53 дня, закончилась победой турецкого оружия.

Более семи недель защитники города противостояли многократно превосходящей их как по численности, так и по техническому оснащению Османской армии. Константинополю удалось выдержать самый тяжелый обстрел в истории Средневековья: более пяти тысяч выстрелов из пушек, отбить три полномасштабных штурма, уничтожить подкопы и осадные башни турецких инженеров. Но в последний день Византии судьба благоприятствовал османам. Когда командир итальянского отряда Джустиниани Лонго был ранен и отправился на свой корабль, чтобы получить врачебную помощь, его генуэзские солдаты побежали, сея смятение и неразбериху в рядах защитников в решающий момент штурма.

Византийский император Константин XI Палеолог, лично руководивший обороной города, попытался воспрепятствовать панике, но это оказалось ему не по силам. Деморализованные защитники обратились в бегство, погибая под саблями янычар, в надежде достигнуть спасительной гавани Золотого рога, где стояли итальянские корабли. Император вместе с ближайшими соратниками – последними представителями византийской аристократии предпочел смерть позорному бегству и погиб, защищая свою столицу.

О смерти Константина не осталось достоверных свидетельств. Все, кто находился рядом с императором, разделили его судьбу. «Император Константинополя был убит. Никоторые говорят, будто ему отрубили голову, другие – что он умер, прижатый к воротам», - эти слова флорентийца Джакомо Тетальди суммируют все, что известно о последних минутах жизни Константина Палеолога. Более подробные отчеты об этом событии, хотя и эмоциональны, но малодостоверны.

По версии византийского историка Лаоника Халкокондила, император обратился к своему родственнику Кантакузину и ближайшим соратникам со словами: «Давайте же выступим, мужи, против этих варваров», и устремился в гущу битвы, «Кантакузин, храбрый человек, погиб; самого императора Константина оттеснили… он получил рану в плечо, а затем был убит».

Другой хронист Дука сообщил о смерти Константина следующее: «Царь же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?» Ибо он был совершенно покинут всеми. Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его; но и он дал турку ответный удар; другой же из турок, оказавшийся позади царя, нанес ему смертельный удар, и он упал на землю» . (1)

Осада Константинополя. Панорама 1453. Стамбул.

Кардинал Исидор, которому удалось бежать из Константинополя на Крит, утверждал, что отрезанная голова императора была преподнесена в дар султану Мехмеду и что ее несли перед войсками в качестве трофея, когда они возвращались в Андрианополь. Позже эта история обросла дополнительными апокрифическими подробностями. Утверждали, что император бросил свои регалии и дрался как обычный солдат, чтобы не быть узнанным, что позже его тело опознали по сапогам с двуглавыми орлами, что его голову по приказу султана водрузили на колонну близ Святой Софии, а затем, набив соломой, отправили по дворам владык мусульманского мира. Хотя свидетельства подобного рода многочисленны, нам сейчас трудно определить, где здесь реальные факты, а где фантазии средневековых хронистов и путешественников. К числу городских легенд османского Стамбула относятся и рассказы о предполагаемых могилах Константина. Они появляются спустя более чем через сто лет, после падения Константинополя и абсолютно фантастичны…

Греческий историк Александр Паспатис, проанализировав свидетельства о гибели последнего василевса ромеев, пришел к выводу, что тело императора так и не было найдено и что рассказ о его обезглавливании выдуман Исидором. По мнению Паспатиса, Константин, вероятно, был погребен в общей могиле вместе с другими защитниками города (2)

Неудивительно, что сразу же после трагических событий 29 мая 1453 года появились слухи о том, что последний император жив и вернется, чтобы спасти своих поданных. В конце горестного плача «Падение города», сочиненном Эмманиулом Георгилесом в том же году, автор обращается к Константину Палеологу: «Скажи мне, где найти тебя? Жив ли ты или умер от своего меча? Султан-завоеватель Мехмед искал среди отрезанных голов и мертвых тел, но не нашел тебя… Некоторые говорят, что ты скрылся под правой всемогущей десницей Господа. Как хочется, чтобы ты был жив, а не мертв!».

Мехмед II въезжает в ворота Константинополя. Фаусто Зонаро.

Подобного рода настроения усиливали древние пророчества вроде «Откровения Мефодия Патарского» или «Видений пророка Даниила». В первом из них рассказывается о том, как мусульмане захватят «Романию, Киликию и Сирию, Африку и Сицилию, Каппадокию и Исаврию, а также и живущих близ Рима, и острова, красующиеся, словно женихи, и богохульно скажут: не избавятся христиане от руки нашей».

Но в самый последний момент, когда будет казаться, что христианский мир погибнет под ударами ислама, некий римский (т.е. византийский) царь, которого все считали мертвым, восстанет ото сна и поведет за собой армии христиан:

«Тогда внезапно восстанет на них царь Эллинский, то есть Римский, с яростью великой. Пробудится как человек, вставший ото сна... О нём думали люди, что он мертвый и ни на что не годен. Тогда придёт он к ним (Измаильтянам)…от Византия в земле Асийской, в местности, именуемой Гефирой, и побьёт их. И, обернувшись, царь соберёт народ из разных племен и нанесёт Измаилу раны великие в краях Меандра. И опять завяжет с ними бой в Хартокеране и сокрушит их там; и другие четыре битвы даст им, опустошая и истребляя их… Тогда восстанет и прогонит их (Измаильтян) из их жилищ, и поднимет меч свой, и опустошит Ефрив, отечество их, и возьмёт в плен жён и детей их... Умиротворится земля, опустошенная ими, и возвратится каждый в землю свою, в наследие отцов своих: в Армению, Киликию, Исаврию, Африку, Элладу и Сицилию».(3)

После 1453 года это пророчество стали применять к Константину Палеологу. Говорили, будто в последний момент, когда янычары готовились убить его, Ангел Господень похитил царя, превратил в мраморную статую и скрыл в подземной пещере под Золотыми воротами. Мраморный император спит в ожидании дня и часа, когда его призовет ангел. Турки, продолжает легенда, знают об этом, но никак не могут отыскать пещеру. Поэтому она замуровали Золотые ворота, так как именно через них спящий император должен вступить в город. Настанет день, когда Бог направит на землю ангела, тот оживит Константина и вернет ему меч, с которым он сражался в день падения Византии, тот вступит в город и будет гнать турок до Яблочного древа. Другая легенда утверждает, что император спит в подземном склепе под храмом Святой Софии.

Константин Палеолог – спящий император, из книги пророчеств Стефания Левкадия, Афины, 1838.

Таким образом, греческие легенды вводят последнего императора Византии в число сакральных фигур мировой истории – «спящих королей», среди которых король Артур, Карл Великий, Фридрих Барбаросса.

По мнению Юлиуса Эволы различные легенды о короле, впавшем в сон или в летаргическое состояние, представляют собой частные случаи «общего мифа о невидимом вселенском императоре и правителе, а также о его проявлениях. Эта тема возникает начиная с самой глубокой древности, и она тесно связана с доктриной “циклических проявлений”, аватар, то есть с проявлением в определенные моменты и в различных формах единого Принципа, который в промежуточные периоды пребывает в скрытом, непроявленном состоянии. Так, этот правитель имеет все отличительные черты воплощения самого Принципа; легенда через различные образы обязательно подчеркивает, что он “не умирает”, что он лишь удаляется в недоступное место, откуда он однажды появится снова; что он “спит” и должен рано или поздно проснуться. Так, сверх-исторический элемент накладывается на элемент исторический, превращая в символ личность реального правителя, короля. Иногда имя такого человека сохраняется, но означает уже нечто трансцендентное по отношению к ней самой».

Критский иконописец Георгий Клонцас около 1590 года изобразил эти ожидания в серии из семнадцати миниатюр. На них император спит, охраняемый ангелами, затем входит в Константинополь и коронуется в Святой Софии. Следующие миниатюры изображают его шесть побед над турками, молитву в Каппадокийской Кесарии, поход в Святую Землю, триумфальное возвращение в Константинополь. На последней миниатюре он вручает свою душу и царские регалии Богу на Голгофе. Согласно Мефодию Патарскому, это должно произойти перед приходом в мир Антихриста:

«Когда явится сын погибели, взойдет царь Римский на Голгофу, где стоит древо Креста, на том месте, где был пригвожден Господь наш Иисус Христос и ради нас претерпел желанную смерть. И снимет царь Римский венец свой и возложит его на Крест, и прострёт руки свои к небу, и передаст царство своё Богу и Отцу. И взойдет Крест на небо вместе с венцом царским» (Откровение Мефодия Патарского).

Здесь мы видим явные параллели с историей сэра Галахада и вознесением Святого Грааля:

«И с тем опустился он на колена перед престолом и стал молиться. И внезапно отлетела душа его к Иисусу Христу, и великое воинство ангелов вознесло ее к небесам прямо на виду у двоих его товарищей. И видели также двое рыцарей, как с небес протянулась рука, но тела они не видели, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его и копье тоже и унесла на небо. С тех пор не было больше на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль». (Томас Мэлори. Смерть Артура).

Несмотря на мученическую смерть, Православная церковь так никогда и не признала Константина Палеолога Святым. С православной точкой зрения он был еретиком-униатом, а некоторые современники даже отказывали ему в праве именоваться императором: из-за того, что жители Константинополя не признавали униатское духовенства, официальной коронации Константина в Святой Софии так и не произошло.

Хотя церковного прославления последнего византийского императора не было, многие православные особенно русские и греки считали и считают его Святым. В Белозерских святцах (1621) под 30 мая содержится запись: «В той же день пострада благоверный царь Константин от нечестиваго турскаго царя, иже воцари себе». В русском календаре святых XVIII века из библиотеки Филимонова под 29 мая отмечается память «Константина – царя, пострадавшего от турок» . (4)

Константин Палеолог принимает мученический венец. Икона Фотия Контоглу .

На иконе, написанной Фотием Контоглу (1895-1965) – одним из самых известных греческих православных иконописцев XX века – Константин принимает мученический венец от ангела. В руках его свиток со словами: «Течение совершил, веру сохранил» (2 Тим, 4:7). На другой иконе этого же автора две женские фигуры, олицетворяющие Церковь и Грецию склонились над телом императора.

Плач по Константину Палеологу. Фотий Контоглу.

Можно по-разному относиться к вопросу о признании или непризнании Константина Палеолога Святым. Но нельзя не согласиться со словами английского историка Стивена Рансимена о том, что для всех восточных христиан он стал символом верности своему долгу и что на протяжении столетий они «чувствовали воодушевление и прилив отваги всегда, когда говорили о последнем христианском императоре, покинутом своими западными союзниками, который твердо стоял в проломе стены, сдерживая натиск неверных до тех пор, пока они своим числом не одолели его, и он не пал - вместе с империей, ставшей ему саваном».

© Андрей Васильев, председатель "Общества Святого Феодора Гавраса"
©

(1) Михаил Дука. Византийская история// Византийский временник. - 1953. - №7. - С.338-410.
(2) Donald M. Nichols. The Immortal Emperor. Cambridge University Press, 1992. – р.93-94.
(3) Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянерусской литературах. М., 1897. Тексты. С. 5-50 (по ватиканской рукописи XVIII в.). Перевод Деревенский Б. Г.
(4) Сергий, Полный месяцеслов Востока, 1876, т. 2, с. 141 - ссылка на Филим. сн. 30 мая, №54, и с. 142 - Белоз. 516., 1621, - под 30 мая

    Имя нескольких восточно римских, или византийских, императоров. После смерти императора Марциана влиятельный патриций Аспар провел избрание фракийского трибуна, сделавшегося императором под именем Л. I (457 474) и прозванного, неизвестно почему,… …

    Михаил имя нескольких византийских императоров. Когда в 811 г. булгарский хан Крум разбил наголову византийцев и император Никифор I погиб на поле битвы, а сын его, Ставратий, хирел от полученной им неизлечимой раны, недруги последнего,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Император Юстиниан I на монете (1/2 фоллис) Византийская монета золотые, серебряные и бронзовые монеты … Википедия

    Основная статья: Логофет Логофеты в Византийской империи (др. греч. οἱ λογοθέται) являлись, по сути, налоговыми агентами, ответственными за сбор налогов и проверку финансовой деятельности различных государственных служб. Они также контролировали… … Википедия

    Статуя императора Августа в Ватиканском музее Первым императором Рима стал Октавиан Август: после победы над Марком Антонием и возвращением из Египта он устроил триумф и 13 января 27 года до н. э. сложил с себя чрезвычайные полномочия перед… … Википедия

    Византийские императоры: Андроник II Палеолог в 1282 1328. Андроник III Палеолог в 1325 1341. Андроник IV Палеолог в 1376 1379 … Википедия

    Византийские императоры: Иоанн V, 1379 1390; Иоанн VII, 1390 1391; Иоанн VIII, 1425 1448 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Зоя. Зоя Порфирородная греч. Ζωή Πορφυρογέννητη … Википедия

    Эмблема Палеологов, ошибочно воспринимаемая как герб Византийской империи Страна … Википедия

    Лат. Imperium Romanum Orientale греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Империя … Википедия

Книги

  • Великие династии мира. Династия Юстиниана , Павел Фреус. Несмотря на то что византийские императоры из династии Юстиниана даже не всегда были связаны друг с другом кровным родством, они внесли неоценимый вклад в становление могущества Византийской…
  • Ведун Сар , Сергей Шведов. Великий Рим, Вечный Город на семи холмах, стоит на грани краха. Неукротимые варвары готовы утопить в крови последний островок античной цивилизации и на столетия погрузить мир во мрак.…

Жизнь и быт Византийской императрицы
В самой отдаленной части императорского дворца в Константинополе, за помещениями охранной стражи и приемными палатами, среди тенистых садов с фонтанами, представлявших, по выражению одного летописца, новый Эдем, как бы второй рай, находилось частное обиталище византийских императоров.

Византийская императрица Афинаида (Евдокия)
7 июня 421 года благочестивейший император Феодосий, имевший тогда около двадцати лет от роду, женился на молодой девушке родом из Афин, где отец ее был преподавателем в университете. Рожденная в языческой вере, она, чтобы вступить на престол Константина, должна была перейти в христианство и в то же время, в самый день своего крещения, обменять свое красивое имя Афинаида на более подходящее для императрицы и более христианское имя - Евдокия.

Византийская императрица Феодора
Приключения Феодоры, императрицы Византийской, поднявшейся с подмостков ипподрома и затем сразу попавшей на трон цезарей, во все времена возбуждали особенное любопытство и заставляли разыгрываться воображение. Еще при ее жизни ее необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в Тайной истории.

Византийская императрица Ирина
Подобно Афинаиде-Евдокии, Ирина была родом из Афин; подобно ей, она была сиротой в то время, как по неизвестным нам причинам, в которых, несомненно, красота ее играла главную роль, она стала невесткой императора. Но дальше этого сходство между двумя царицами не идет.

Жизнь женщины среднего сословия Византии
Что мы меньше всего знаем об исчезнувших обществах, с чем менее знакомят нас документы, но что, быть может, сильнее всего заинтересовало бы нас - это чувства, обычаи и мысли, положение и домашняя жизнь средних классов. Насчет великих особ, императоров и императриц, пап и патриархов, министров и полководцев, насчет всех, занимавших первые места и игравших главные роли на исторической сцене, мы осведомлены достаточно полно и достаточно точно; мы знаем их действия, можем разобраться в их мотивах и льстим себя уверенностью, что способны проникнуть вглубь их души.

Царица Феодора выступает против гонений на церковь
Императрица была родом из Азии, она родилась в Пафлагонии в семье чиновника. Родители ее были люди благочестивые, очень преданные почитанию икон, против которых при преемниках благочестивейшей императрицы Ирины императорское правительство вновь подняло гонение, и, по-видимому, они даже на деле доказали довольно горячую преданность своим верованиям. Воспитанная в такой среде, Феодора, естественно, была набожна и очень почитала святые иконы; поэтому она сначала чувствовала себя несколько неловко в придворном мире, куда замужество внезапно перенесло ее.

Василий Македонянин
Василий родился приблизительно в 812 году в окрестностях Адрианополя в темной крестьянской семье бедных колонистов армянского происхождения, которая переселилась в Македонию, разорилась от болгарской войны и осталась окончательно без всяких средств вследствие последнего несчастия, смерти отца. Василию, единственной поддержке матери и сестер, было тогда двадцать пять или двадцать шесть лет. Это был большой и сильный малый, с здоровыми мускулами, могучего телосложения; густые вьющиеся волосы обрамляли его энергичное лицо. При этом совершенный невежда - Василий не умел ни читать, ни писать, - он прежде всего представлял из себя красивое человеческое животное. Этого оказалось достаточно, чтобы быть счастливым.

Византийский император Лев Мудрый
Ни физически, ни нравственно Лев VI не походил на своего отца; и то, что рассказывали о его рождении - все были уверены, что он сын Михаила III, - достаточно, впрочем, объясняет это глубокое несходство. Довольно тщедушный, новый царь был слабого здоровья, и одна эта подробность дает возможность предполагать, сколько в продолжение его царствования зарождалось честолюбивых замыслов в постоянном чаянии, что вот-вот найдутся новые пути к открывшемуся наследию. Любя сидячий образ жизни, отнюдь не склонный к частым передвижениям и тяжелым трудам военной жизни, Лев VI охотно замыкался в своем дворце, крайне озабоченный вопросами церемониала.

Византийская царица Феофано
Среди византийских цариц Феофано почти так же знаменита, как Феодора. После того как лет пятнадцать назад Гюстав Шлюмберже в своей прекрасной книге сделал попытку оживить перед нами этот яркий и соблазнительный образ и рассказал ее романическую судьбу, эта забытая царица вдруг сразу вновь выступила на исторической сцене и до известной степени стяжала себе славу.

Византийская императрица Зоя
В течение почти четверти века порфирородная Зоя наполняла императорский дворец своими скандальными похождениями, и ее история, несомненно, одна их самых пикантных, какие только сохранились в византийских летописях, и одна из наиболее нам известных. В то время как относительно большинства монархинь, чередовавшихся в Священном дворце, мы осведомлены настолько плохо, что с большим трудом можем сделать с них слабый набросок, Зоя, наоборот, является перед нами в самом ярком свете.

Жизнь среднего класса в Византии в 11 веке
Императрица Феодота не играла никакой роли в событиях своего времени; ничто не могло быть проще, спокойнее, скромнее и в известном отношении банальнее ее существования; но именно поэтому она и представляет в наших глазах особый интерес. Благодаря ей мы проникаем немного в домашнюю и семейную жизнь этого исчезнувшего общества, и ее портрет можно считать ценным и до известной степени типичным. Она является как бы представительницей многих тысяч византийских женщин, ее современниц, подобно ей не занимавших видных мест в истории, но живших, подобно ей, благочестивой, достойной, смиренной жизнью, как приличествует порядочной женщине; и таким образом, ее частный пример удивительно наглядно показывает нам, каковы были занятия, заботы и радости византийской семьи среднего класса в XI веке.

Жизнь аристократии в Византии в 11 веке
Среди феодальной и военной знати Византии одним из самых знаменитых родов середины XI века был род Комнинов. Помимо обширных владений в Азии и других несметных богатств род этот прославился еще благодаря своим заслугам перед государством: глава его, Исаак, был тогда одним из самых знаменитых полководцев империи. Поэтому, когда в 1057 году старшие военные чины в негодовании против неумелого правления гражданской власти решились поднять мятеж, они с общего согласия провозгласили Комнина царем Византийским. Так Исаак положил начало будущему величию своего рода.

Отношения Византии и Запада в эпоху крестовых походов
Когда в последние годы XI века первый крестовый поход привел византийский Восток к непосредственным и прямым отношениям с латинским Западом, велик был контраст и глубоко различие между двумя цивилизациями или, вернее, между двумя встретившимися лицом к лицу мирами.

Византийская императрица Анна Комнина
Новая царица обожала мать, и та в свою очередь выказывала старшей дочери особое предпочтение; она восхищалась хорошенькой женщиной с изящной фигурой, белоснежным цветом лица и прелестными голубыми глазами, какой была императрица Мария, и много лет спустя с глубоким волнением вспоминали, какую привязанность выражала ей эта прелестная царица, достойная резца Фидия или кисти Апеллеса, бывшая такой удивительной красоты, что, кто видел ее, приходил в совершенный восторг.

Византийская императрица Ирина Дука
Алексей Комнин сразу понял, какую могучую поддержку в будущем представляет такой брак для его честолюбивых планов. Поэтому, несмотря на сопротивление матери, он в конце 1077 года женился на юной Ирине Дуке, дочери Андроника Дуки, протовестария, протопроедра, великого доместика схол Востока, и внучке кесаря Иоанна Дуки.

Андроник Комнин
Андроник Комнин - это настоящий тип византийца XII века, со всеми его добродетелями и со всеми его пороками. Высокий ростом (говорят, в нем было более шести футов), геркулесовой силы и несравненного изящества, он обладал, по выражению одного современника, «красотой, действительно казавшейся достойной трона».

Федор Продром
Около первой половины XII века жил в Константинополе один бедняк писатель по имени Федор Продром. Он сам себя называл Птохопродромом, то есть бедным Продромом; и действительно, трудно было встретить между литераторами другого такого нуждающегося, голодного попрошайку. Всю свою жизнь он провел в поисках богатых покровителей, в выпрашивании денег у императора, у царевичей и цариц, знатных вельмож и сановников; плакался, чтобы их растрогать, на свою бедность, на свои несчастия, на свое плохое здоровье, на свою старость, выпрашивая у них денег в виде платы за свои хвалебные слова, эпиталамы, соболезнования, или места, или хоть кровать в госпитале. Нищий и тщеславный в одно и то же время, очень гордый своим происхождением, воспитанием, талантом и при всем этом способный на всякую пошлость, он представляет любопытный тип писателя эпохи Комнинов, гордившихся тем, что они любили писателей и покровительствовали им.

Выходцы из Византии на Западных престолах
Не один раз начиная с Х века политика отступала от правил, формулированных таким образом, и многие девушки из императорского дома должны были, смирившись, выйти замуж за того или другого из монархов-варваров. Византийский двор старался дать наилучшее объяснение этим неравным бракам и всякими тонкими ухищрениями оправдать такое унижение его гордости.

Византийская императрица Берта Зульцбахская
Конрад так же чувствовал потребность в поддержке против все возрастающих честолюбивых замыслов Рожера II. Поэтому он откликнулся на сделанные ему предложения и указал византийским послам как на возможную жену для царевича Мануила на одну из сестер своей жены, на графиню Берту Зульцбахскую.

Византийская императрица Агнеса Французская
Она была второй дочерью Людовика VII от его третьей жены, Алисы Шампанской, следовательно, младшей сестрой Филиппа-Августа.

Констанция Гогенштауфен
В 1241 году Иоанн Дука Ватац потерял свою первую жену Ирину Ласкарь.

Скоро после этого, «устав от своего одиночества», как говорит один современник, он задумал жениться вторично и попросил у своего великого союзника руку его дочери. Она носила имя Констанции и родилась от брака Фридриха II с Бианкой Ланчией, той самой, которая была также матерью знаменитого Манфреда. Император охотно согласился на брак, укреплявший его союз с греками; и несмотря на то, что между будущими супругами была громадная разница в летах, - в 1244 году Иоанну было пятьдесят два года, а Констанция была совсем молоденькая, - брак был решен.

Иоланта Монферратская, жена Андроника II
Среди знатных фамилий Запада, явившихся во второй половине XII века искать счастия в Византии, одной из самых знаменитых были маркизы Монферратские. Иоланта Монферратская происходила от маркиза Бонифация; ей было одиннадцать лет, когда в 1284 году она вышла замуж за Андроника II. Для царя это, как видно, была не очень блестящая партия. Но надо принять в соображение, что латиняне этого времени совсем не видели, как их отцы, никакой особой чести в брачном союзе с византийским домом, что папы довольно плохо смотрели на всякий союз с схизматиками.

Анна Савойская, жена Андроника III
В начале 1325 года молодой император Андроник, которого дед, несмотря на свое нежелание, должен был короновать в Святой Софии, искал себе жену. Ему было тогда двадцать восемь лет, и он был вдовцом. Он женился раньше на Ирине Брауншвейгской, но за несколько месяцев до коронования она умерла, не оставив детей; и в интересах династии требовалось, чтобы царевич немедля вступил в новый брак. Поэтому старались утешить Андроника, доказать ему необходимость нового брака и усиленно искали ему невесту. Выбор византийского двора остановился в конце концов на одной из дочерей графа Савойского Амедея V, она была сирота и жила вместе со своим братом.

Браки семьи Палеологов
Обзор браков семьи.

Василий Дигенис Акрит
История приключений Василия Дигениса Акрита переносит нас в Х век, и история эта чрезвычайно любопытна и поучительна для ознакомления с византийской жизнью того времени.

Романы Белтандр и Хрисанца, Ливистр и Родамна
Роман Дигениса Акрита познакомил нас с Византией рыцарской и героической в эпоху, предшествующую крестовым походам. Другие произведения того же рода после эпохи крестовых походов не менее любопытны и не менее поучительны для истории византийского общества. 

Copyright BioFile 2007-2016

Константин Великий — первый христианский император

На обломках Римской империи в 395 году н.э. возникла новая империя – Византия. Могущество и сила государства во многом зависят от ее правителей.
Византия была самодержавной монархией. Единовластным правителем, в выборах которого принимали участие сенат, военные и народ, считался император. В Византии называли их василевсами. Власть василевса была непререкаемой и считалась священной. Христианская церковь старалась поддержать правителей. Когда их изображали на фресках, мозаиках, портретах, то обязательно наделяли нимбом, зачастую на живописных полотнах василевсы изображались рядом с Иисусом Христом, Богородицей и Апостолами.

Император мог влиять на принятие законов, вершить правосудие, осуществлять кадровую политику. Он командовал армией, управлял административной системой страны, заботился о положении страны на международной арене и проводил внешнюю политику. Император должен был действовать как слуга Бога, и все его поступки должны были быть праведными. Власть считалась божественной, а потому не передавалась по наследству. Стать императором мог каждый. И примеры в истории Византии были. Крестьянского происхождения был Юстиниан, Василий І и Роман І. За тысячелетнюю историю Византии ею правили 109 императоров. Были годы славы и величия, но были и периоды разрухи и бесславия. Тесно связанные с государственным правлением, отвечающие перед народом за свои поступки василевсы чаще обладали трагической судьбой. Только 38 их них умерли своей смертью.

Константин І Великий (306-337 гг.)

Были в истории Византии такие правители, деятельность которых впоследствие повлияла на ход мировой истории. Одним из таких был Константин І Великий, который был еще Римским императором. Этому первому византийскому правителю христианство обязано своим утверждением в качестве государственной религии. Государство Византия получило свое название от города на берегу Босфорского залива, называвшегося тогда «Византий». Там в 330 году было решено заложить столицу. Новую столицу на месте города Византия назвали Константинополем (в честь первого императора). Уже после этого, в 395 году, Римская империя полностью распалась, и начался отсчет истории Византии.

При Константине, утвердившем христианство, был проведен Первый Вселенский собор. Он был первым императором, который умер христианином. В центре Рима на Триумфальной арке Константина были изображены его победы и торжественные походы. После него такой чести уже не удостаивался никто. Константин Великий остался в истории символом образцового христианского государя.

Лев Великий (457-474 гг.)

Св. император Лев I Великий. Бюст, Лувр.

Этого императора еще называли Макаллой, что в переводе обозначало «мясник». Это прозвище связано с происхождением императора, который, прежде чем стать воином, был мясным торговцем. Обряд царского венчания впервые был проведен при возведении на трон Льва. Помазание миром означало освобождение нового василевса от грехов, которые ему придется совершить, будучи у власти. После Льва этот обряд стал обязательным для всех. Лев стал сильным и решительным правителем. При нем византийская дипломатия была особенно сильна и имела влияние в мире. Ему удалось достичь примирения с готами и остготами, которые подвергали страну нападениям. Он боролся с арианством, отстаивал христианскую церковь. Он был ревностным хранителем Православия, помогал духовенству, способствовал строительству храмов. При нем была найдена и торжественно возложена во Влахерне риза Богородицы. Льва назвали «счастливейшим из царей», а церковь причислила его к лику святых исповедников.

Юстиниан Великий (482–565 гг.)

Юстиниан Великий. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне

При Юстиниане Византия достигла своего наивысшего расцвета. Империя успешно боролась с иностранными захватчиками, осуществляла завоевательскую политику, отвоевала Северную Африку, Италию, часть Испании. При нем были восстановлены границы Римской империи, но продолжалось это недолго.

СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Он был умным, энергичным реформатором, простым и великодушным человеком. В отношении к врагам наоборот – коварным и беспощадным. Он жестоко преследовал еретиков и язычников, непокорную знать. При этом Юстиниан был автором свода гражданских законов, известных под названием «Кодекс Юстиниана». В его время особенно много строилось крепостей, дворцов и храмов. Самым знаменитым стал храм Святой Софии, сооруженный в Константинополе как самый главный христианский храм. Современники Юстиниана – Прокопий Кесарийский и Иоанн Лид – показывают его великим завоевателем, мудрым и справедливым правителем, праведным христианином. Но записи о жизни и деяниях василевса Юстиниана разнятся противоречиями. Существуют сведения о нем как о кровожадном, ненасытном и своенравном императоре.

Все из описанных выше правителей Византии были фигурами неоднозначными. По-разному они влияли на внешнюю и внутреннюю политику своей страны. Но Византия при их правлении была сильной и могущественной державой, с которой считались во всем мире. Культура этой страны имела непревзойденное значение для развития культуры других стран. А идею божественной и святой власти несли в себе все трое – Великие василевсы Константин, Лев и Юстиниан.

Похожие статьи:

  1. Храмы Византии
  2. Особенности Византии
  3. Города Византии

Метки: великий, византия, император, правитель

Предыдущая123456789Следующая

Династия Константина

1. Константин I Великий, 306–337, единовластное правление 323–337

2. Констанций II, 337–361, единовластное правление 353–561

3. Юлиан Отступник, 361–363

4. Иовиан, 363–364

5. Валент, 364–378

Династия Феодосия

Хронологический список византийских императоров

Феодосий I Великий, 379–395

2. Аркадий, 395–408

3. Феодосий II, 408–450

4. Маркиан, 450–457

5. Лев I, 457–474

6. Зинон, 474–491

7. Анастасий, 491–518

Династия Юстиниана

1. Юстин I, 518–527

2. Юстиниан I, 527–565

3. Юстин II, 565–578

4. Тиверий II, 578–582

5. Маврикий, 582–602

6. Фока (узурпатор), 602–610

Династия Ираклия

1. Ираклий, 610–641

2. Константин II и Ираклион 641–642

3. Констант II (Константин III), 642–668

4. Константин IV Погонат, 668–685

5. Юстиниан II Ринотмет, 685–695

6. Леонтий (узурпатор), 695–698

7. Тиверий III (узурпатор), 698–705

8. Юстиниан II (вторично), 705–711

9. Филиппик, 711–713

10. Анастасий II, 713–716

11. Феодосий III, 716–717

Исаврийская династия

1. Лев III Исавр, 717–740

2. Константин V Копроним, 740–775

3. Лев IV, 775–780

4. Константин VI, 780–797

5. Ирина, 797–802

6. Никифор I (узурпатор), 802–811

7. Ставракий, 811

8. Михаил I Рангаве, 811–813

9. Лев V Армянин, 813–820

Аморийская династия

1. Михаил II Косноязычный, 820–829

2. Феофил, 829–842

3. Михаил III Пьяница, 842–867

Македонская династия

1. Василий I, 867–886

2. Лев VI Мудрый, 886–912

3. Александр, 912–913

4. Константин VII Багрянородный, 913–959, вместе с Романом I Лекапином (узурпатор) 919–944

5. Роман II, 959–963

6. Никифор II Фока, 963–969

7. Иоанн I Цимисхий, 969–976

8. Василий II Болгаробойца, 976–1025

9. Константин VIII, 1025–1028

10. Зоя, 1028–1050, с соправителями:

11. Роман III Аргир, 1028–1034

12. Михаил IV Пафлагонянин, 1034–1041

13. Михаил V Калафат (племянник Михаила IV, усыновленный Зоей), 1041–1042

14. Константин IX, 1042–1054

15. Феодора, 1054–1056

16. Михаил VI Стратиотик, 1056–1057

Династия Дуков и Комнинов

1. Исаак I Комнин, 1057–1059

2. Константин X Дука, 1059–1067

3. Роман IV Диоген, 1067–1071

4. Михаил VII Дука, 1071–1078

5. Никифор III Вотаниат (узурпатор), 1078–1081

6. Алексей I Комнин, 1081–1118

7. Иоанн II Комнин, 1118–1143

8. Мануил I Комнин, 1143–1180

9. Алексей II Комнин, 1180–1183

10. Андроник I Комнин, 1183–1185

Династия Ангелов

1. Исаак II, 1185–1195

2. Алексей III, 1195–1203

3. Исаак II (вторично) вместе с сыном Алексеем IV, 1203–1204

4. Алексей V Мурзуфл (узурпатор), 1204

Латинские императоры Константинополя

1. Балдуин Фландрский, 1204–1205

2. Генрих Фландрский, 1206–1216

3. Петр де Куртене, 1217

4. Иоланта, 1217–1219

5. Роберт II де Куртене, 1221–1228

6. Балдуин II, 1228–1261, вместе с Иоанном де Бриеннь в качестве регента, 1229–1237, единоличное правление, 1240–1261

Греческие императоры Никеи

1. Феодор I Ласкарь, 1204–1222

2. Иоанн III Ватац, 1222–1254

3. Феодор II Ласкарь, 1254–1258

4. Иоанн IV Ласкарь, 1258–1259

5. Михаил VIII Палеолог (узурпатор), 1259–1261

Династия Палеологов

1. Михаил VIII Палеолог, 1259–1282

2. Андроник II, 1282–1328, вместе с сыном Михаилом IX 1295–1320

3. Андроник III, 1328–1341

4. Иоанн V, 1341–1376

5. Иоанн VI Кантакузин (узурпатор), 1341–1355

6. Андроник IV (сын Иоанна V), 1376–1379

7. Иоанн V (вторично), 1379–1391

8. Иоанн VII (сын Андроника IV, узурпатор), 1390

9. Мануил II, 1391–1425

10. Иоанн VIII, 1425–1448

11. Константин XI Драгас, 1448–1453


Приложение 2

Предстоятели Русской Церкви

Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.)

1. Михаил?

2. Леон (Леонтий)?

3. Феофилакт, 988–до 1018 г.

4. Иоанн I, до 1018–ок. 1030 г.

5. Феопемпт, около 1035–1040-е гг.

6. Кирилл?

7. Иларион, 1051–1054 гг.

8. Ефрем, 1054/1055–ок. 1065 г.

9. Георгий, ок. 1065–ок. 1076 г.

10. Иоанн II, не позднее 1076/1077–после августа 1089 г.

12. Николай, ок. 1093–до 1104 г.

15. Михаил I, лето 1130–1145 г.

17. Константин I, 1156–1158/1159 г.

19. Иоанн IV, весна 1164–1166 г.

20. Константин II, 1167–1169/1170 гг.

21. Михаил II, весна 1171–?

22. Никифор II, до 1183–после 1201 г.

24. Кирил I, 1224/1225–лето 1233 г.

25. Иосиф, 1236–?

Митрополиты Московские и всея Руси

1. Петр (1308–1326 гг.)

2. Феогност (1328–1353 гг.)

3. Алексий (1353–1378 гг.)

4. Пимен (1380–1387 гг.)

5. Киприан (1388–1406 гг.)

6. Фотий (1408–1431 гг.)

7. Герасим (1433–1435 гг.)

8. Исидор (1436–1441 гг.)

9. Иона (1448–1461 гг.)

10. Феодосий (1461–1464 гг.)

11. Филипп (1-й) (1464–1473 гг.)

12. Геронтий (1473–1489 гг.)

13. Зосима (1490–1494 гг.)

14. Симон (1495–1511 гг.)

15. Варлаам (1511–1521 гг.)

16. Даниил (1522–1539 гг.)

17. Иоасаф (1539–1542 гг.)

18. Макарий (1542–1563 гг.)

19. Афанасий (1564–1566 гг.)

20. Филипп (1566–1568 гг.)

21. Кирилл IV (1568–1572 гг.)

22. Антоний (1572–1581 гг.)

23. Дионисий (1581–1587 гг.)

24. Иов (1587–1589 гг.)

Патриархи Московские и всея Руси

1. Иов (умер в 1607 г.) патриарх в 1589–1605 гг.

2. Игнатий (1540–1610/20) лжепатриарх в 1605–1606 гг.

3. Гермоген (1530–1612) патриарх в 1606–1612 гг.

4. Филарет (1554–1633) патриарх в 1619–1633 гг.

5. Иоасаф I патриарх в 1634–1640 гг.

6. Иосиф патриарх в 1642–1652 гг.

7. Никон (1605–1681) патриарх в 1652–1666 гг. (фактически до 1558 г.)

8. Иоасаф II патриарх в 1667–1672 гг.

9. Питирим патриарх в 1672–1673 гг.

10. Иоаким (1621–1690) патриарх в 1674–1690 гг.

11. Адриан (1627–1700) патриарх в 1690–1700 гг.

12. Синодальный период (1700–1917 гг.)

13. Тихон (1917–1925 гг.);

14. Сергий (1943–1944 гг.);

15. Алексий I (1945–1970 гг.);

16. Пимен (1970–1990 гг.);

17. Алексий II (1990–2008 гг.);

18. Кирилл с 2009 г.

Учебное издание

Шарков Илья Геннадиевич

Леонова Маргарита Сергеевна

Православная культура

Учебное пособие

Ответственный за выпуск Н.В. Ковбасюк

ИД № 06457 от 19.12.01 г. Издательство ЮРГУЭС.

Подписано в печать 19.11.09 г.

Формат бумаги 60×84/16. Усл. печ. л. 14,6. Тираж 100 экз. Заказ № 675.

ПЛД № 65-175 от 05.11.99 г.

Типография Издательства ЮРГУЭС.

346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147

Предыдущая123456789Следующая

Византийские императоры

Византий 7 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: византий 7 букв

7 букв

Анталья Мечеть Йивли (перестроенная византийская церковь, ныне археологический музей) с высоким красным минаретом (XIII век), мечеть Мурат-паша (XVI век), древняя башня, первоначально использовавшаяся как маяк

Басилей В средние века басилей - официальный титул византийских императоров

Вифиния Продолжала играть значительную экономическую и культурную роль в Римской, а позднее - Византийской империях

Гандзак В 622, во время войны Ирана с Византией, Гандзак был разрушен византийцами

Гиацинт С возвращением моды на византийскую пышность украшений, ведущие ювелирные Дома начали активно включать гиацинты в свои коллекции

Держава Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров

Дигесты (Digesta или Pandectae), основная часть византийской кодификации права, известной под позднейшим названием Свод цивильного права (Corpus juris civilis).

Евдокия — византийская императрица

Ираклий (Herakleios) (575, Каппадокия, - 11 февраоя 641, Константинополь), византийский император с 610

Комнины (Komnenoi), династия византийских императоров (1081-1185).

Логофет (греческое logothetes), чиновник в византийском государственном аппарате

Милутин После успешной войны с Византией (начатой в 1282), результаты которой были закреплены миром 1299 и женитьбой Милутина на дочери византийского императора, к сербскому государству были присоединены большая часть Македонии со Скопле, Видин и другие земли

Нумидия В 46 до нашей эры территория Нумидия была превращена в римскую провинцию Новая Африка, в 429/430 нашей эры завоёвана вандалами, в 533 - византийцами

Остготы В 540 году остготские войска были разбиты византийским полководцем Велизарием, и в начале 60-х годов королевство остготов перестало существовать

Пицунда На Пицунде находился основанный греками античный и средневековый город и порт Питиунт (греческое Pityus), остатки крепостных стен, жилых построек, византийской базилики; к северо-востоку от древнего городища — храм 10 века (фрески 14 и 16 веков).

Романья Название Романья появилось в 6 веке, относилось к византийским владениям на Апеннинском полуострове, прежде всего к Равеннскому экзархату

Сабрата К югу, западу и востоку от него - постройки римского и византийского времени: остатки форума, византийской базилики Юстиниана (6 век) с мозаичным полом (ныне в Археологическом музее Сабраты).

Стамбул Постройки византийской (в том числе храм Софии) и турецкой (крепости, мечети) эпох

Феодора (начало 6 века - 548) - византийская императрица с 527 года, жена императора Юстиниана I. Куртизанка, выделялась умом, волей, обаянием; став императрицей, смещала и назначала высших должностных лиц империи, занималась дипломатической перепиской

Цезарея Остатки римско-византийских городских стен, ипподрома, театра, амфитеатра, общественные здания (2-3 века, двор с мозаичной вымосткой), 2 акведуков, византийской базилики с мозаичным полом

Похожие запросы: византий 5 букв 8 букв 9 букв 11 букв 4 буквы 6 букв 10 букв 12 букв 14 букв 3 буквы 15 букв
Популярные запросы 1 Последние запросы
Слова по длине: А — Е Ж — Л М — С Т — Ч Ш — Я

Величие Римской империи после кризиса III века сильно пошатнулось. Тогда и появились предпосылки для раскола империи на Западную и Восточную. Последним императором, возглавлявшим всю территорию страны, был Флавий Феодосий Август (379-395 гг. правления). Он умер в почтенном возрасте естественной смертью, оставив после себя двух престолонаследников - сыновей Аркадия и Гонория. По наставлению отца, старший брат Аркадий возглавил западную часть - "первый Рим", а младший, Гонорий - восточную, "второй Рим", который позже был переименован в Византийскую империю.

Процесс становления Византийской империи

Официальное на Западную и Восточную произошло в 395 году, неофициально - государство раскололось задолго до этого. В то время, как запад погибал от междоусобиц, гражданских войн, набегов варваров на границы, восточная часть страны продолжала развивать культуру и жить в авторитарном политическом режиме, подчиняясь своим императорам Византии - василевсам. Простые люди, крестьяне, сенаторы называли императора Византии "василевс", этот термин быстро прижился и стал постоянно употребляться в обиходе народа.

Христианство в культурном развитии государства и укреплении власти императоров занимало далеко не последнюю роль.

После падения Первого Рима в 476 году осталась только восточная часть государства, которая и стала В качестве столицы был основан великий город Константинополь.

Обязанности василевса

Императоры Византии должны были исполнять такие обязанности:

  • командовать армией;
  • принимать законы;
  • выбирать и назначать кадров на государственные должности;
  • управлять административным аппаратом империи;
  • вершить правосудие;
  • проводить мудрую и выгодную государству внутреннюю и внешнюю политику для поддержания статуса лидера на мировой арене.

Выборы на пост императора

Процесс становления нового человека на пост василевса происходил осознанно с участием большого количества людей. Для выборов созывались собрания, в которых участвовали и голосовали сенаторы, военнослужащие и народ. По подсчетам голосов, набравший большее число сторонников избирался правителем.

Право баллотироваться имел даже крестьянин, в этом выражались зачатки демократии. Императоры Византии, выходцы из крестьян, тоже существуют: Юстиниан, Василий I, Роман I. Одними из самых выдающихся первых императоров Византийского государства считаются Юстиниан и Константин. Они были христианами, распространяли вероисповедание и использовали религию для насаждения своей власти, контроля народа, проведения реформ во внутренней и внешней политике.

Правление Константина I

Один из главнокомандующих, избранный на пост императора Византии, Константин I, благодаря мудрому правлению, вывел государство на одну из лидирующих мировых позиций. Константин I правил в период c 306-337 гг., в то время, когда еще не было окончательного раскола Римской империи.

Константин знаменит в первую очередь тем, что закрепил христианство в качестве единственной государственной религии. Также во время его правления был построен первый в империи Вселенский собор.

В честь верующего христианского государя Византийской империи была названа столица государства — Константинополь.

Правление Юстиниана I

Великий император Византии Юстиниан правил в период с 482-565 гг. Мозаика с его изображением украшает церковь Сан-Виталле в городе Равенне, увековечивая память о правителе.

В сохранившихся документах, датированных VI веком, по словам византийского писателя Прокопия Кесарийского, который занимал должность секретаря великого полководца Велизария, Юстиниан известен как мудрый и великодушный правитель. Он проводил судебные реформы для развития страны, поощрял распространение христианской религии на территории государства, составил кодекс гражданских законов, и, в целом, хорошо заботился о своем народе.

Но еще император был жестоким врагом для людей, посмевших пойти против его воли: мятежников, повстанцев, еретиков. Он контролировал насаждение христианства на захваченных во время его правления землях. Так, с его мудрой политикой Римская империя вернула территорию Италии, Северной Африки, частично Испании. Как и Константин I, Юстиниан использовал религию для укрепления собственной власти. Проповедование любого другого вероисповедания, кроме христианства, на захваченных землях жестоко наказывалось законом.

Кроме того, на территории Римской империи по его инициативе было поручено построить церкви, храмы, монастыри, проповедовавшие и несшие в народ христианство. Экономическая и политическая мощь государства существенно выросла благодаря многочисленным выгодным связям и сделкам, заключенным императором.

Такие императоры Византии, как Константин I и Юстиниан I, зарекомендовали себя как мудрые, великодушные правители, которые к тому же успешно распространяли христианство на территории империи для укрепления собственной власти и сплочения народа.

СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Династия Константина

Константин I Великий, 306-337, единовластное правление 323-337

Констанций II, 337-361, единовластное правление 353-561

Юлиан, 361-363

Иовиан, 363-364

Валент, 364-378

Династия Феодосия

Феодосий I Великий, 379-395

Аркадий, 395-408

Феодосий II, 408-450

Маркиан, 450-457

Лев I , 457-474

Зинон, 474-491

Анастасий, 491-518

Династия Юстиниана

Юстин I, 518-527

Юстиниан I, 527-565

Юстин II, 565-578

Тиверий II, 578-582

Маврикий, 582-602

Фока (узурпатор), 602-610

Династия Ираклия

Ираклий, 610-641

Константин II и Ираклион 641 - 642

Констант II (Константин III), 642-668

Константин IV Погонат, 668-685

Юстиниан II Ринотмет, 685-695

Леонтий (узурпатор), 695-698

Тиверий III (узурпатор), 698-705

Юстиниан II (вторично), 705-711

Филиппик, 711-713

Анастасий II, 713-716

Феодосий III, 716-717

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. 4. Местные летописи бывших Византийских провинций Начинаются с Византийских событий, «пересаженных на местную почву» В XIII-XIV веках образованные социальные группы, – представители императорского двора, военные, ученые, писатели и т.п., – начинают покидать

автора Носовский Глеб Владимирович

2. 2. 4. Имена византийских императоров 4. (ВИ) – список имен императоров Восточной Римской Империи (Византии). Список начинается с императора Константина Великого (306 г. н. э.) и кончается императором Константином XI Палеологом, погибшим при взятии Константинополя турками в

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

1. Список имен императоров Рима 1. 1. Описание списка «РИ» Список имен римских императоров был составлен А. Т. Фоменко по . Этот список является хронологическим перечнем всех известных сегодня имен и прозвищ всех императоров и фактических правителей следующих «Римских»

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. Список имен Византийских – Ромейских императоров 2. 1. Описание списка «ВИ» имен Византийских императоров В этом разделе приведены результаты эмпирико-статистического анализа хронологического списка имен византийских императоров. Этот список был составлен изо всех

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. 1. Описание списка «ВИ» имен Византийских императоров В этом разделе приведены результаты эмпирико-статистического анализа хронологического списка имен византийских императоров. Этот список был составлен изо всех известных имен императоров Византийской (Ромейской)

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

Из книги Крушение Римской империи автора Грант Майкл

СПИСОК ИМПЕРАТОРОВ И ПАП Западные императоры364–375 – Валентиниан I375–383 – Грациан383–392 – Валентиниан II387–395 – Феодосии I395–423 – Гонорий – 421 – Констанций III425–455 – Валентиниан III – 455 – Петроний Максим455–456 – Авит457–461 – Майориан461–465 – Либий Север467–472 –

Из книги Военное искусство в Средние века автора Оман Чарлз

ВООРУЖЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ВИЗАНТИЙСКИХ ВОЙСК Можно сказать, что византийская армия своим своеобразием обязана императору Маврикию (правил в 582 – 602 гг.), государю, чье царствование является одной из главных вех в истории Восточной империи. Счастливого

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Потомок византийских императоров Василий родился в ночь с 25 на 26 марта 1479 года. Крещен он был 4 апреля в Троице-Сергиевом монастыре знаменитым ростовским архиепископом Вассианом Рыло и троицким игуменом Паисием. Он был наречен в честь Василия Исповедника, епископа

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Приложение 4. СПИСОК РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ До н. э.31 – 14 АвгустН. э.14-37 Тиберий37-41 Калигула (Гай)41-54 Клавдий54-68 Нерон68-69, Гальба69, Отон69 Вителлий69-79 Веспасиан79-81 Тит81-96 Домициан96-98 Нерва98-117 Траян117-138

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Словарь византийских терминов Невозможно в одном глоссарии дать объяснения всем понятиям византийского мира. Интересующийся читатель может для сравнения воспользоваться (см. раздел Библиография), а также глоссариями, составленными Я.Н. Любарским , А.А.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Большой дворец византийских императоров Большой дворец византийских императоров, располагавшийся к югу от храма Святой Софии, состоял из множества отдельных ансамблей (вероятно, по образцу дворца в Спалато). Первоначальным ядром комплекса был дворец Дафна, построенный

Из книги Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках автора Пигулевская Нина Викторовна

Из книги Дипломатия Святослава автора Сахаров Андрей Николаевич

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик