Что играет основополагающую роль в социализации личности. Социализация, и ее роль в жизни человека и общества. Принцип иерархии. Индивидуальный опыт - экстремальные условия

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении (1)

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. (2)

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Введение

Обращение к теме социализации человека произошло задолго до формирования понятия и самой теории социализации. Человек был всегда в центре внимания изучения философов, социальных психологов и писателей. Ученых всегда интересовало, как человек становится опытным, знающих, адаптируется в обществе себе подобных.

До появления теории социализации ее изучение шло в рамках вопросов о воспитании, функционировании личности и общества, передачи культуры из поколения в поколения.

Теория социализации сформировалась в середине XX века как самостоятельная научная дисциплина. До 60-х годов XX века в рамках процесса рассматривалось только детство, отрочество, юность. Взрослость и старость не рассматривались, соответственно и очень мало материала по этим вопросам.

Социология рассматривает:

«1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.

2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то “институт брака” или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.».

Также можно отметить и связь процесса социализации с политическим устройством, общественными отношениями, социальными институтами, способом воспроизводства материальных благ, общественной структурой.

Социализацию также изучает ряд других гуманитарных наук. Психология исследует когнитивные процессы, эмоциональные реакции, психосексуальное развитие на различных этапах жизни человека, социальная психология – общности, субкультуры, внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия, этнология – сравнительные процессы взросления и социализации в разных культурах, этнические вариации развития индивидуальных черт человеческой личности, педагогика – воспитание.

Термин «социализация» и сущность понятия.

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.

«Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни.» .

Социализация является объектов исследования многих наук(педагогики, антропологии, психологии, социологии и др.). Процесс социализации – одно из ключевых понятий, изучаемых социологией личности.

«Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества).».Это прежде всего важный вид социального взаимодействия,

взаимовлияние общества и человека, формирования человека как полноправного гражданина, активного субъекта общественных отношений.

Индивид усваивает определенную систему норм, ценностей, становится полноправной личностью. Поколения взаимодействуют, передается культура в виде накопленных знаний, опыта, достижений, изобретений, правил поведения, ролей, необходимых для жизни человека в обществе.«Социализация - это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества.».

Социализация имеет два направления:

    Интернализация социальных норм (социальные нормы индивид для себя устанавливает сам, ощущая потребность в них);

    Социальное взаимодействие индивида (индивид действует соответственно ожиданиям других, повышает собственную ценность, получает одобрение).

Также, можно озвучит еще одно определение. «Социализация - Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.».Человек развивается от индивидуального к социальному под действием социальной среды. В рамках определенных социальных сообществ индивид может реализоваться в определенных социальных ролях, обрести социальный статус. Социальные институты воспроизводят и обеспечивают передачу культурных образцов от старшего поколения к младшему.

Человек вникает в общество, усваивая обычаи, но подходит к процессу избирательно, руководствуясь собственной системой ценностей.

Сущность процесса в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества. Приспособление – это процесс становления индивида социальным существом. Обособление – процесс формирования человеческой индивидуальности.

Подходы к изучению процесса социализации.

Существует два подхода к изучению социализации, различаются они прежде чего активностью человека в рамках самого процесса.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека. Человек адаптируется к обществу, которое формирует его как члена этого общества. Этот подход определяется как субъект-объектный.

Второй подход говорит от том, что человек активно участвует в процессе социализации, самостоятельно влияет на свою жизнь и на самого себя. Носит название субъект-субъектный.

Первый подход имеет давнюю историю. Основоположник – Дюргейм(конец XIX века). Суть концепции заключалась в том, что в каждом обществе существуют определенные идеалы человека, у какого общества свои особенности идеалов, и процессе воспитания общество оказывает давление на детей. «Суть позиции Дюргейма, таким образом – в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации»..

Результаты исследований Дюргейма легли основу исследований Т. Парсонса. По концепции Парсона т.к. каждый человек обладает генетической способностью к обучению, необходимо сформировать чувство преданности с системе. В процессе общения со «значимыми другими» человек впитывает знания о культуре своего общества,обретает общие со всеми ценности. Затем стремление следовать общественным нормам уже исходит от него самого. Мотивационную структуру формирует в первую очередь семья, посредством системы наказаний и вознаграждений. « В результате специального исследования Т. Парсон сформулировал функции школьного класса в процессе социализации: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в их достижений и оценки…»

Социализация в любой роли ведет за собой появления чувства неполноценности, связанного с необходимостью оценки окружаемыми. Так появляются различные субкультуры, контркультуры, отклоняющие поведения.

Субъект-субъектный подход предполагает активное участие человека в процессе своей социализации. Основоположники – У.И. Томас, Ф. Знамецкий, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули. Социальные явления – результат сознательной деятельности людей.

Ч.Х.Кули - автор теории «зеркального Я», теории малых групп. Суть его концепций состоит в том, что индивидуальное Я приобретает социальные качества в процессе межличностного общения, коммуникаций. Для каждого человека другие люди - зеркала, и процессе общения он строит свое мнение о себе. Затем общение увеличивается до взаимодействия с различными малыми группами(«социальное зеркало»). У человека вырабатывается самоконтроль, он избирателен в общении, большую роль для него играют значимые другие.

Дж. Мид предложил концепцию «обобщенного другого». Сущность теории заключается в том, что человек взаимодействуя в группе с другими людьми, встает на их место и оценивает себя. «Влияние «обобщенного другого» происходит благодаря стремлению человека к «принятию роли» и к «исполнению роли». «Исполнение роли» - реальное ролевое поведение, а «принятие роли» во многом происходит в процессе игры». Игра – это имитация действий ребенком, модель взаимодействия индивида в группе. Затем уже взрослый ведется себя соответственно своей социальной роли. Так формируется поведение человека.

Еще один интересный взгляд на процесс социализации вносит У.М.Уэнтворт. В своей теории он говорит о том, общество не имеет главенствующего значения в процессе социализации личности, индивид и общество «взаимопроникают» в процессе взаимодействия. «Взрослые» и «новички» устанавливают свою облегченную «договорную» реальность.

«Новички» и агенты социализации становятся объектами социального контроля и социальной власти.

Взгляды У.М. Уэнтворта поддерживают многие ученые.

Очень много различных концепций сложено в рамках этнографии, социологии, социальной психологии, педагогики.

Социобиологические предпосылки социализации

«Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами и этнографами в XX веке показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но и даже темперамент и специфика поведения полов являются объектами социализации». Например, черты маскулинности у мужчин и феменниности у женщин не сложены природой, а обусловлены обычаями в данном обществе.

Человек в большей степени социальное существо. «Любые человеческие действия лишь отчасти являются продуктом природы». Человеческое поведение результат социализации.

У животных есть социальная структура, но нет социализации. Их поведение основано на инстинктах. Чем ниже организм, нет больше его поведение инстинктивно. Допустим, у насекомых поведение на 100% инстинктивно, а у человека всего на 20%. Человек треть своей жизни тратит на процесс подготовки к общественной жизни.

Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации).

Социализацию делят на первичную и вторичную.

Первичная – усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения. Вторичная – социализация вторичных группах(например, школа).

Процесс социализации проходит через четыре жизненных цикла: детство, юность(14-18), зрелость(18-60), старость(от 60). Этим жизненным циклам соответствуют четыре этапа социализации:

    Первичная;

    Вторичная(получение образования);

    Социализация зрелости (экономическая независимость, семья);

    Социализация старости (уход от трудовой деятельности).

Продолжительность каждого этапа зависит от развития общества, каждый этап связан с набором статусов и ролей. Содержание процесса социализации – формирование личности.

На протяжении всей жизни человеку приходится осваивать множество социальных ролей. Процесс социализации длится всю жизнь. Меняются привычки, вкусы, нормы, взгляды на жизнь до самой старости.

Процесс составлен из четырех составляющих: стихийной социализации (стихийное взаимодействие общества и индивида), относительно направляемой социализации(влияние государства на жизнь граждан), относительно социально контролируемая социализация(создание обществом и государством условий для воспитания ребенка), самоизменение человека.

Стихийная социализация происходит как избирательно так и в обязательном взаимодействии с различными сегментами общества(школа, армия, работа).

В рамках относительно контролируемой органы власти на различных уровнях принимают решения, сказывающиеся на социализации жителей страны.

Относительно социально контролируемая определяется системой воспитания в семье, в государственных учреждениях, религиозное воспитание и т.д. В основе воспитания лежит социальное действие.

«Самоизменение – это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то чтобы стать иным». Изменения могут касаться внешних качеств, личностных свойств, стиля, образа жизни, поведенческих сценариев, отношения к себе, интеллектуальной, волевой, социальной, духовной сфер. Самоизменения могут носить характер самосовершенствования, самостороительства, саморазрушения определенных свойств.

Этапы развития социализации

Первым кто задумался, что социализация происходит в течение всей жизни был американский ученый О. Г. Брим-младший.

Социализация ребенка корректирует базовые ценностные ориентации, у взрослых – изменения во внешнем поведении. Взрослые могут также в отличие от детей оценивает нормы общества, они вынуждены приспосабливаться и приобретать определенные навыки для жизни и выполнения социальных ролей. В детям просто воспитывается мотивация на данное поведение, они всегда ориентируются на взрослых.

В первичной (детской) социализации скорость усвоения социальной памяти зависит от реакции, внимания, памяти и прочих биологических факторов.

Чем больше человек удаляется от факта рождения, тем большее значение приобретаю факторы социальные, а не биологические.

Практика кормления младенцев – это первичный уровень социализации. Важный пример приобретения социального опыта, определение принадлежности к социальной группе, социальному классу, к стране проживания. У каждого народа, эпохи свои правила, способы по уходу за детьми. В обеспеченных семьях воспитание длится дольше, большое значение уделяют интеллекту, детство – беззаботный период. Про явление социального неравенства начинается уже с первых лет жизни.

К моменту вхождению в период вторичной социализации дети уже явно отличаются уровнем интеллекта. Интеллект обусловлен не генетически, а социальными условиями в которых рос ребенок. Поэтому в истории часты имена людей, прославившихся своими способностями благодаря воспитанию в своей семье.

В работах Р. Бергинса указано, что 20 % будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% к четырем-пяти годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. Учеными также доказано, что способности детей воспитываемых вне семьи значительно снижаются.

« К моменту завершения первичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и социального класса».

Вторичная социализация связана с получением формального образования, зависит от качества учебных методик, материального положения семьи, ее культурный уровень, социальное происхождение. Одна из главных функций этого этапа – подготовка человека к дальнейшей жизнедеятельности в рамках социальных институтов. Также важной функцией этого периода является интеллектуализация личности. В обществах примитивных, где нет школ, знаний передаются от старшего поколения, с помощью наглядным примером.

Следующий этап – социализация зрелости. Изучен очень мало. Две главные особенности этого этапа – освоение роли самостоятельного экономического агента и обзаведение собственной семьей. Ранее человек обеспечивался людьми, которые его воспитывали. Теперь он должен научится обеспечивать себя сам.

Человек не только становится продолжателем рода, он сам теперь агент социализации. Осваивает роли мужа, родителя. Без экономической успешности ему будет сложно осуществлять роль агента социализации.

Типы обществ и уровень развития также оказывают влияние на процессы социализации. Например, для современных индустриальных обществ характерна нуклеарная семья, полностью самостоятельная и независимая в экономическом плане. Для традиционных обществ – расширенная семья, где индивид все равно остается зависимым.

В традиционных обществах чаще всего происходит перескакивание из первичного этапа в этап социализации взрослости. Дети ремесленников и крестьян с ранних лет приобщаются к работе. Увеличении продолжительности этого периода связано с развитием общества (индустриализации).

Появление стадии социализации старости связано с появлением индустриального общества. Раньше такой период не мог появиться.

К старикам с древних времен было почтительное отношения, они считались живыми носителями мудрости, обычаев. Жизнь была тяжелой, поэтому мало кто доживал до преклонного возраста.

Нынешний интерес в науке связан все-таки с увеличением числа пожилых людей в индустриальных обществах. Старость ведет к понижению социального статуса. Человек уходит с рынка труда, понижается экономическая активность, снижается значимость его профессиональных параметров. Все это отражается на самом индивиде. Возникает необходимость освоения новых социальных ролей(«иждивенец», «пенсионер», «бабушка»).Этот период требует от личности психологических и моральных усилий над собой.

На каждом этапе есть свои «критические» периоды.

Факторы социализации

Фактор – это необходимое условие для осуществления какого-либо процесса. Факторов социализации всего четыре:

    Мегафакторы (планета, мир, Интернет);

    Макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);

    Мезофакторы (поселения(города,села), субкультуры);

    Микрофакторы (семья, соседи, сверстники, государственные, частные, воспитательные, религиозные организации, микросорциум, конкткультурные организации).

Микрофакторы влияют на развитие участников процесса посредством агентом социализации. Агенты социализации –это лица, с которыми взаимодействует индивид. Это и родители, соседи, товарищи, учителя. Степень влияния агентов социализации не имеет иерархии, зависит от от самого индивида.

Социализация происходит благодаря набору средств: языка, речи агентов, бытовых, гигиенических навыки, материальной, духовной культура, стиля общения, приобщения к типам и видам отношений, деятельности.

Также существует набор позитивных и негативных, формальных и неформальный санкций(поощрений, запретов, норм) .

«Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов»

Виды психологических механизмов социализации:

    Импритинг (фиксирование человеком на рецепторном уровне особенностей воздействующих на него объектов);

    Экзистенциальный нажим(влияний условий бытия человека на язык, нормы социального поведения);

    Подражание(следование примерам);

    Индефикация (отождествление своего опыта с опытом других);

    Рефлекция(внутренний диалог).

«На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу».

На первом этапе – это семья, дошкольные образовательные учреждения.

На втором этапе – это школа. На этапе социализации зрелости - трудовой коллектив. Для последней стадии этот вопрос раскрыт мало, в основном упоминают различные общественные организации, к которым относятся пенсионеры.

Заключение

«Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.».

В отличие от некоторых видов животных, человек должен учится, и больше чем остальные высшие виды. Ребенок не выживет, не получая постороннюю помощь в течение первых четырех-пяти лет.

Социализация связывает друг с другом различные поколения. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться. Родители и дети навсегда привязаны друг к другу.

Обучение и приспособление вечный спутник жизни человека. «Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности и т.п.».

Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. Поэтому социализации личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.

Человек привлекается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация - длительный, многогранный процесс. Общество изменяется, человек должен быть готов к таким изменениям. В переходных обществах существует процесс ресоциализации,когда коренные изменения социальной среды обуславливают необходимость изменений личности.Процесс, обратный социализации, называется десоциализацией.

«Вследствие него человек может частично или полностью потерять усвоены нормы и ценности. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня и др.».

Список литературы

    Мудрик А.В. Социализация человек: учеб. Пособие для студ. высш. заведений / А.В. Мудрик. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.

    Асп Э. К. Введение в социологию. Издательство: Алетейя, 2000. -256с.

    Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.:Наука,1994.-375с.

    Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.-СПб.:Питер, 2003. – 432с.

    Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С. Социология: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 407с.

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/03.php

    http://cde.ael.ru/electronik/sociologia/

    http://sociologyst.ru/108-socializaciya-lichnosti.html

Социализация личности

Социализация - процесс интеграции (включения) человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

Этапы и фазы социализации

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида.

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социального функционирования индивида:

Период профессиональной социализации, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

Период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения);

Период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также дотрудовой , трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации.

Процесс формирования личности проходит разные фазы . Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации , т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

Социальные статусы и роли личности

Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой теории личности, описывающей её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус » и «социальная роль ». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом .

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен должностью индивида (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, политических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы . Предписанный статус обусловлен обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением человека, местом его рождения, социальным положением семьи. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребёнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль - это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.



Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Совокупность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором » (по определению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту . Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписание (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.

Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, многие моральные нормы поведения).

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социальное поведение личности

C термином «поведение » в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных – только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно, такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения (хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления), а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения, при всей его возможной активности и оригинальности, цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным нормам. Отклонение от них называется девиацией . Позитивная или негативная реакция общества на поведение индивида влияет на характер последующих действий и поступков человека, которые закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

В свою очередь, реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне: его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

Лекция 6. Социальная структура общества

1) Понятие социальной структуры общества

2) Социальная стратификация

3) Социальная мобильность

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.