Что изучает морфемика в русском языке определение. Морфемика изучает

Например, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  • под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  • — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Все морфемы, кроме корня, называются , или служебными морфемами. См.

Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. );
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
  • // — знак чередования (или /).

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова без окончания — это основа слова . Окончание в основу не входит. См. подробно
  • Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См.
  • Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте -л-о- сь . См.
  • Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. подробно
  • Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть (боль - О , бол -и ), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера , шоссе ). См.
  • В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая : купа -ет -ся , как -ой-нибудь , обиде -ть-ся .
  • Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная . Непроизводная основа состоит только из корня: дым -О , син -ий . В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные : пуш-ист -ый, пятн-ышк -о, меж-зон-альн -ый .

Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj -а ] имеет окончание -а , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, арми[ j -э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

Главная морфема в слове — . Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают и .

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

Пример словообразовательного гнезда

Исходное слово «губерния».

губерн(и-я) [ губерниj-а ]
губерн-атор
губернатор-ш
губернатор-ств
губернатор-ск -ий
губернатор-ствова -ть
вице-губернатор
вице-губернатор-ск -ий
генерал-губернатор ср. генеральный
генерал-губернатор-ств
генерал-губернатор-ск -ий
губерн-ск -ий

(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Например,

1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.

Например,

1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков .

Например,

1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;

2) в словах рот рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .

Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

Упражнения к теме «Омонимичные корни»

1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.

2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.

Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?

1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?

Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?

Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .

Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

§ 73. Описание морфемики целесообразно начинать с объяснения данного понятия и обозначающего его термина (подобно тому, как эго было сделано в предыдущем разделе при описании фонетики). Термин "морфемика" (подобно термину "фонетика" и некоторым другим терминам с аналогичной семантикой) неоднозначен, им обозначается известный участок языковой системы, определенная подсистема языка и раздел языкознания, в котором изучается данная подсистема. По определению В. В. Лопатина, морфемика – это "морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом". Примерно так же определяется морфемика и другими лингвистами (ср., например: "Морфемика – это совокупность и система морфем языка, а также наука о морфемах..."). Надо заметить, что в русском языкознании данный термин используется преимущественно во втором значении – для обозначения раздела языкознания; для обозначения совокупности морфем как объекта этого раздела языкознания чаще всего употребляются составные терминологические наименования, такие, как, например: "морфемный состав языка", "морфемный строй языка", "морфемный уровень языка", "морфемный ярус", "морфемный механизм", "морфематическая система языка".

С целью терминологического разграничения разных понятий, обозначаемых полисемичным термином "морфемика", в вузовской учебной литературе но русскому языку для обозначения морфемики как учения о морфемах иногда предлагается использовать термин "морфемология", образованный по аналогии с традиционно употребляемыми терминами "фонология", "морфология", "лексикология" и другими подобными. Этот термин в данном значении иногда употребляется и в научной литературе: он использован, например, в названии сборника научных трудов: "Морфемология и морфемография" (Владивосток: Дальнаука, 1993).

Наряду с термином "морфемика" в том или ином его значении в современном отечественном языкознании часто используется термин "морфология", например, в таких словосочетаниях: "морфология слова" (взначении "морфемный состав слова" или "морфемная структура слова"), "морфология основы слова" (в аналогичном значении) и др. Особенно широко используется прилагательное "морфологический" взначении "морфемный": "морфологический состав слона", "морфологическая структура слова", "морфологическая часть слова", "морфологический разбор слова", "морфологический анализ" и многие другие. Такое смешение терминов крайне нежелательно, оно приводит к путанице в объяснении обозначаемых ими языковых явлений.

Морфемика как раздел языкознания имеет свой объект изучения и свои задачи. Обьектом изучения в разделе морфемики считается морфемика в первом значении данного термина. По определению некоторых лингвистов, например В. В. Лопатина, "основным объектом исследования в М. (т.е. в морфемике. – В. Н.) являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем; во флективных языках – основа, словоформа)". При этом иногда подчеркивается, что "центральным объектом изучения морфемики становится... не столько морфема, сколько морфологическая (имеется в виду морфемная. – В. Н.) структура слова ". Кроме собственно морфем и других значимых частей слова (сочетаний морфем, основ) и существующих взаимоотношений между ними в морфемике изучаются выделяющиеся в составе слов всевозможные асемантические (лишенные значения) их части, такие, как соединительные звуки и звукосочетания, интерфиксы и др. Иногда к морфемам относятся некоторые нелинейные, несегментные явления, выражающие определенные грамматические значения: чередования фонем, словесное ударение, интонация и др.

При таком понимании объекта морфемики как раздела языкознания основными ее задачами можно считать следующие: 1) определение понятия морфемы как основной единицы морфемики с учетом конкретных признаков, отличающих ее от других единиц языка; 2) изучение морфем языка (языков) с точки зрения формального (звукового) строения, роли и места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций; их классификация по разным признакам; 3) изучение смежных с морфемой языковых явлений, так или иначе напоминающих морфемы; определение их морфемного статуса, т.е. отношения к морфемам; 4) определение понятия основы слова; классификация основ по разным признакам; 5) разработка принципов морфемного анализа слова, вычленение морфем в составе полиморфемных слов.

Как известно, морфемы могут использоваться в словообразовании (для образования производных слов) и в формообразовании (для образования грамматических форм слов), т.е. подразделяются на словообразовательные и грамматические (подробнее об этом будет сказано ниже). На этом основании можно говорить о морфемике словообразовательной и морфемике грамматической (морфологической). В отечественном языкознании вопросы словообразовательной морфемики подробно рассматриваются в работах по словообразованию, хотя имеется и ряд исследований, специально посвященных проблемам словообразовательной морфемики. Вопросы грамматической морфемики подробно рассматриваются в трудах по морфологии, в частности, в вузовской учебной литературе по курсу "Современный русский язык".

Морфемы и другие единицы морфемики, равно как и единицы других языковых уровней, могут рассматриваться (и рассматриваются) с синхронической и диахронической точек зрения, в связи с чем различается морфемика синхроническая (синхронная), или описательная, и диахроническая, или историческая. В соответствии с принятым в данном учебнике пониманием языковой синхронии синхроническая морфемика как уровень языка может быть определена как состояние морфемного уровня языка на определенном этапе его развития, в тот или иной промежуток времени, исключающее качественное изменение морфем и других единиц данного языкового уровня. Под синхронической морфемикой как разделом языкознания понимается, соответственно, учение о морфемных единицах языка и взаимоотношениях между ними по состоянию на определенном этапе развития языка. Диахроническая морфемика в языке может быть определена как развитие морфемного уровня языка, смена одного его состояния другим состоянием в результате качественного изменения морфемных единиц и связей, взаимоотношений между ними в ходе исторического развития языка. В языкознании диахроническая морфемика – это учение о морфемных единицах и взаимоотношениях между ними с учетом их изменения в процессе языкового развития.

§ 74. По объекту изучения и задачам его исследования морфемика тесно связана с морфологией и словообразованием. Эта связь проявляется, главным образом, в том, что морфемы во многих языках, в том числе и в русском, служат основным средством образования производных слов и грамматических форм слов, о чем говорилось выше.

Морфемика нередко рассматривается как определенная область, составная часть грамматического (морфологического) строя языка и, соответственно, как часть учения о грамматическом строе языка.

Некоторые лингвисты относят морфемику языка к области словообразования, а учение о ней включают в раздел языкознания, называемый словообразованием, или дериватологией. Такое отношение морфемики к словообразованию выражается, например, следующими словами: "Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также их деривацию (т.е. словопроизводство). Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава, структуры и способов деривации".

В учебной литературе по курсу "Введение в языкознание" вопросы морфемики обычно рассматриваются в разделах, посвященных описанию грамматики или, точнее, морфологии; крайне редко такие вопросы объясняются в особом разделе учебного пособия, например, под таким заголовком: "Материальная структура слова". В разделе грамматики (морфологии) морфемные средства языка рассматриваются также в ряде учебников и учебных пособий по курсу "Современный русский язык". Данный факт также свидетельствует о том, что большинство лингвистов считают морфемику составной частью грамматики (морфологии) или словообразования (дериватологии).

В разных языках морфемика тесно связана с лексикой. Эта связь состоит, прежде всего, в том, что многие морфемы, точнее, все словообразовательные аффиксы, используются для образования лексических единиц – слов, или лексем, т.е. служат средством пополнения словарного состава того или иного языка.

Многие словообразовательные аффиксы, а также некоторые грамматические морфемы возникают из соотносительных словарных единиц, прежде всего слов служебных частей речи (предлогов, частиц), сохраняя значения последних (ср., например, в русском языке: за рекой и заречье, на столе и настольный, не друг (ты мне) и недруг ; в немецком: aber (а, но, же, однако) и Aberwelt (вымышленный мир, мир вымыслов), nicht (не, нет) и Nichterfulling (невыполнение); в литовском: prie (при, возле) и priedanga (прикрытие, покров).

В ряде случаев тождественные по происхождению и схожие по значению единицы в одних языках используются как служебные морфемы, т.е. единицы морфемики, в других выступают в качестве отдельных слов, т.е. единиц лексики. Например, возникший из определенной падежной формы указательного местоимения элемент -ся (-сь ) в русском языке или -si (-s) в литовском рассматриваются как глагольные аффиксы (постфиксы), соответствующие им элементы в польском языке sie или в немецком sich – как местоименные слова, а соотносительные с ними si и se в чешском языке – как нечто промежуточное между морфемами и словами (в грамматиках чешского языка именуются возвратными компонентами).

Связь морфемики как раздела языкознания с лексикологией проявляется в том, что морфемы изучаются не сами по себе, а как составные части слов (словоформ). По словам А. С. Герда, "морфемика рассматривает слова (выделено нами. – В. Н. ) как единства, состоящие из морфем", на основании чего данный раздел языкознания определяется ученым как "наука о внутренней морфемной структуре слова, о структурных типах слов".

Существуют известные связи между морфемикой и фонетикой, фонологией. Эти связи носят чисто внешний, формальный характер, они касаются лишь материальной стороны единиц фонетики и морфемики, поскольку фонетические единицы не выражают языковых значений, и проявляются, например, в том, что многие морфемы в разных языках выражены одним звуком (гласным или согласным), т.е. формально совпадают с отдельной фонемой. Это относится, например, к русским флексийным морфемам, среди которых имеются окончания, соотносящиеся с любой гласной фонемой (ср.: гор-а , гор-ы, гор-е, гор-у, ух-о, уш-м). Морфемы, представленные одной фонемой, имеются также среди суффиксов (ср.: брос-а-ть, бел-е-ть, син-е-ть, гор-н-ый, жар-к-ий, уста-л-ый, закры-щ-ый), префиксов (ср.: а -моральный, о-писать, у -говорить, в-нести, с-тащить). В ряде языков одной фонемой представлены инфиксы, т.е. морфемы, располагающиеся внутри корня (подробнее о них будет сказано в § 93).

Многие морфемы формально совпадают с такими единицами фонетики, как слоги, например, русские префиксы на-, не-, по-, пре-, при-, про-, у- и др., суффиксы -ва-, -ну, -ти и др., постфиксы -то, -ся. В некоторых языках такое совпадение носит регулярный характер, свойственно всем или большинству морфем, ввиду чего соответствующие языковые единицы получили особое терминологическое наименование: "В языках изолирующе-силлабич. типа... М. (т.е. морфема. – В. Н.) обычно совпадает со слогом, чем и обусловлено использование, наир, в китаистике, термина "морфемосиллабема " (или "силлабоморфема"), означающего минимальную фономорфологич. единицу".

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Структура языка, словно здание, сооружается из отдельных «кирпичиков» - языковых единиц, обладающих лексическим значением. Вот эти единицы - морфемы - и изучает раздел лингвистики под названием морфемика. И словообразование, как более крупная область языкознания, включает ее в себя.

Из чего состоят слова?

Какое бы слово мы не исследовали, оно состоит из морфем - одной или нескольких. Например, в существительном «меню» есть лишь 1 морфема - корневая, а в прилагательном «при/влек/а/тельн/ое» их 5: приставка, корень, два суффикса и окончание.

Морфемика (и словообразование как предмет языкознания) определяет неделимые части слова, рассматривает специфику их строения и изучает их функции в словах.

Классификация морфем

Когда учитель предлагает школьнику речь идет о выделении морфем, из которых оно складывается. В русском языке имеются корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень - обязательная часть, без которой слова просто не может быть. Некоторые - состоят лишь из корня (наречия, союзы и предлоги, междометия, неизменяемые существительные).

Приставка - это словообразовательная морфема, она располагается перед корнем (по/бежать) или перед другой Она создает лексемы с новым смыслом.

Суффикс - еще одна морфема, образующая новые слова. Находится после корня (кот/енок, горн/ист).

Окончание - часть слова, которая может менять его форму, но не смысл. Оно располагается после суффикса или сразу после корня. Указывает на род, падеж, число и другие изменяющиеся признаки (памятн/ая встреч/а).

Смысловой фундамент

В морфемике и словообразовании есть понятие «основа». В этом компоненте словесной структуры содержится семантика слова. Основой называется все, кроме окончания, которое не несет лексического значения. У вся лексема является основой.

Как рождаются слова?

Мы увидели, что является предметом изучения морфемики. А что такое словообразование? Во-первых, это сама «процедура» построения новых слов, а во-вторых, лингвистический раздел, изучающий этот процесс. И если систематизация частей слова и схема морфемного членения - задача морфемики, то словообразование ставит своей целью определить, является ли конкретное слово производным, а если так, то от чего и как оно сформировано.

Наука знает три способа сотворения новых слов:

1. При помощи словообразующих морфем - приставочный способ (думать - пере/думать), суффиксальный (стричь - стричь/ся) и приставочно-суффиксальный (стакан - под/стакан/ник);

2. Путь операций с основами - их сложение (труба + провод = труб/о/провод), сокращение основ (заместитель - зам) и сложение с сокращением (заведующий хозяйством - завхоз).

3. Метод смешивания двух вышеизложенных способов, когда используются одновременно словообразующие морфемы и действия с основами. Так появилось слово «знаменосец» (знамя + носить = знам/е/нос/ец).

Иногда словообразованию русского языка и морфемики даже не требуется, чтобы возникла новая семантическая единица. Так появляются имена существительные из причастий и прилагательных: «командующий», «мороженое», «контрольная». Из других частей речи произошли многие наречия.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое словообразование, перейдем к моделям разбора.

Две версии морфемного разбор

В лингвистике есть два подхода членения слова на морфемы: структурный и смысловой. Первый предполагает, что после выделения окончания и основы необходимо вычленение корня слова, а затем уже других морфем.

Этот способ знает каждый школьник:

1. Слово выпишем из текста, не меняя его формы;

2. Выделим окончание и основу: часть, которая при склонении или спряжении изменяется - окончание, остальное - основа. состоят только из основы.

3. Путем подбора однокоренных лексем определим корень слова;

4. Найдем приставку или несколько, если есть;

5. Выделим суффикс или несколько, если они имеются.

Другой способ разбора слова по составу не отрывает морфемное членение от словообразовательного анализа. Исследование лексемы строится по принципу постепенного «обнажения» корня:

1. Определим, от какой лексемы и каким путем возникло данное слово;

2. Отделим основу от окончания;

3. Снимем с лексемы приставку;

4. Выделим суффикс;

5. Найдем корень.

Такой способ разбора представляется более продуктивным, потому что, понимая, как образовано слово, гораздо легче разглядеть в нем словообразовательные морфемы - приставки и суффиксы. Это для любителей морфемики и словообразования тест на навык синхронного анализа состава слова и его этимологии.

Как сделать

Исследование происходит по схеме:

1. Назовем часть речи, к которой относится слово;

2. Подберем к нему близкие по форме и смыслу лексемы, составим цепочку, в которой видно, от какого слова наш объект происходит;

3. Найдем средство словообразования: лексема появилась при помощи суффикса, приставки, одновременного их использования или другим из известных способов.

4. Укажем, какие процессы (если есть) сопутствовали словообразованию: чередование согласных, интерфиксация соединительными гласными, усечение основы.

В работе над составом и происхождением лексем не стоит забывать об аспектных лингвистических словарях, специализирующихся на словообразовании и морфемной структуре слов.