Что ты клонишь над водами ива макушку. «Что ты клонишь над водами…» Ф. Тютчев

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Что ты клонишь над водами…» Фёдор Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Анализ стихотворения Тютчева «Что ты клонишь над водами…»

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни - появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры « », вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

Карточка № 1

Ф.И.Тютчев

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей...

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

    Отчего при чтении стихотворения рождается грустное настроение?

    В стихотворении два героя: ива и поток, струя . Они очень разные. Ива клонит над водами…макушку свою , ловит беглую струю , томится, трепещет. А струя радостна, полна движении и потому названа беглой . Струя бежит, плещет, блещет, смеется . В потоке – жизнь и наслаждение ею (на солнце нежась, блещет ). И чистая радость движения искрится, увлекает нас за собой. А ива печальна оттого, что не может слиться с этой радостью, слиться со струей. Желание ее столь сильно, что листы ивы названы дрожащими и сравниваются с жадными устами . Как вы понимаете это сравнение?

    Кому больше сочувствует поэт?

Ива А.А.Фет

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

    Совсем другая музыка стиха – энергичная, радостная, почти ликующая! И эти восклицательные знаки с их порывами, и эти мягкие рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы …), рифмы, которые в первой и третьей строфе повторяются, как влюбленное эхо, и заканчиваются эпитетом счастливый . Отчего это счастье?

    Здесь, как у Тютчева, встречается слово дрожь. В каком значении употребляет его Фет?

    Какое из стихотворений ближе вам и почему?

    Как выглядит ива в стихотворении Тютчева и в стихотворении Фета?

    Важно ли, что в стихотворении Тютчева поэт один, а рядом с Фетом – его возлюбленная?