Диагностика самоопределения и самоэффективности в бизнесе. Диагностика самоэффективности. Методика Маддукса и Шеера. Целься на успех, и он будет

Тест определения уровня самоэффективности – одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции.

В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности.

Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Тест

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны – значение «-5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно. То есть, читая нижеследующие утверждения, вы можете выбрать любое число от «-5» до «+5», которое соответствует степени вашей согласности с данным утверждением.

  1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу
  2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего
  3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней
  4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их
  5. Я часто бросаю дела, не закончив их
  6. Я стараюсь избегать трудностей
  7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь
  8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца
  9. Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца
  10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело
  11. Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними
  12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня
  13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией
  14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем
  15. Я вполне уверен(а) в себе
  16. Я легко бросаю дела
  17. Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни
  18. Мне трудно приобретать новых друзей
  19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне
  20. Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним
  21. Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним
  22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей
  23. Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты

Ответы:

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение – в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

пт, 8 Марта, 2019 - 16:00

3: Шкала общей самоэффективности Р.Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996).
Многочисленные эмпирические исследования показали влияние веры в самоэффективность на поведение личности. А. Бандура объясняет это следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться, активно и наступательно он ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех (эффективность) собственных действий. А. Бандура предлагает различать ожидание результатов и веру в само-эффективность. Первый тип ожиданий тождественен убеждению, что некоторое поведение приведет к определенным результатам. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом , что это приведет к желаемым результатам (успеху).Человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться, мотивирован, активно и наступательно он ведет себя тогда, когда уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. В связи с этим, представляется актуальным диагностика общей самоэффективности у лиц, зависимых от ПАВ. Концепт веры в само-эффективность (self-efficacy) был предложен Альбертом Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории. Идея А.Бандуры о том, что вера в эффективность собственных действий (само-эффективность) может в существенной мере влиять на поведение, нашла множество подтверждений в клинических исследованиях и оказалась вполне адекватной сфере регуляции социального поведения в более широком контексте. Влияние веры в само-эффективность на поведение человека Немецкая версия шкалы общей само-эффективности была разработана Р.Шварцером и М. Ерусалемом в 1981 году и первоначально включала 20 утверждений. В ходе доработки и статистического анализа шкала была сокращена до 10 утверждений. Обработка результатов: «абсолютно неверно» - 1 балл; «едва ли это верно» - 2 балла; «скорее всего, верно» - 3 балла; «совершенно верно» - 4 балла. Количество баллов складывается. Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности; 27-35 - показатели средней самоэффективности, более 35 - высокой.
Текст методики


  1. Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы.

  2. Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели.

  3. Мне довольно просто удается достичь своих целей.

  4. В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести.

  5. При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться.

  6. Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем.

  7. Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности.

  8. Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения.

  9. Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях.

  10. Я обычно способен держать ситуацию под контролем

1 1 Конфлюэнция - это слияние организма и окружающей среды, когда выделить self оказывается невозможно. Маленький ребенок находится в состоянии нормальной конфлюэнции со своей матерью, влюбленный - со своей возлюбленной, взрослый - с группой духовно близких ему людей. Как правило, за конфлюэнцией следует отступление, позволяющее человеку вновь оказаться в своих собственных границах, возвратиться к себе самому - особому и не похожему на других. Разрушение и выход из этой конфлюэнции означает переход человека из зависимости от родителей , от семейной среды в контр зависимость и далее в независимость. Если этого не происходит, конфлюэнция становится хронической. Конфлюэнция также встречается в парах, где оба партнера не позволяют себе ни одного самостоятельного действия, считая его «изменой». Конфлюэнция препятствует любому противоборству, любому настоящему контакту. Резкий разрыв конфлюэнции повлечет за собой сильную тревогу, нередко усиленную чувством вины.

При формировании зависимости от ПАВ пациент теряет свою самостоятельность и снова возвращается к конфлюэнции, но уже в патологической форме.

2 2 Слияние (конфлюэнция) - это такое состояние, при котором человек как бы не чувствует границы между собой и окружающей его средой/другим человеком, когда он полагает, что он и среда - это одно.

3 Интроекция - бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интроектов).

4 Проекция - защитный механизм, позволяющий человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и пр. чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

5 Ретрофлексия – проекция наоборот. Человек возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде или другому. Например, в случае агрессии на кого-то бьет по руке самого себя.

6 Эгоизм – является одним из способов поддержания и улучшения благоприятного вида себя, и как правило, включает завышенное мнение о своих личностных особенностях и собственной значимости. Включает завышенное представление о своих интеллектуальных, физических и социальных способностях. Человек обычно имеет непреодолимое чувство значимости «Я». Эгоизм означает тенденцию человека размещать себя в центре мира, не заботясь о других, в том числе любимых или близких в каких – либо других условиях, коме тех, которые устанавливаются самим человеком.

7 Мотив горы особенно показан в случае проблем соперничества, закомплексованности и неуверенности в себе, проблем достижения , в случае депрессивной пассивности.

8 Цель мотива «опушка леса» - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или проблемы. Задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку. Лес символизирует бессознательное. Это темная область на земле, которую нельзя увидеть насквозь, в которой может скрываться все или ничего.

9 С образом «слон» связана проработка отцовской репрезентации.

10 10 Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал. По этой причине мотив дома следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку. В мотиве дома, в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Специально посвященная мотиву дома книга психотерапевтов Эдды Клессманн и Ханнелоры Айбах называется "Там, где живет душа".

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# # #

# #
#


Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Основные закономерности и факторы, влияющие на взаимосвязь стиля руководства и межличностных отношений в организации. Типология стилей руководства. Соответствие между стилем руководства и рабочей ситуацией. Взаимоотношения руководителя и коллектива.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Анализ стилей руководства К. Левина.; Р. Лайкерта; Д. Макгрегора. "Управленческая решетка" Блейка-Мутона. Зависимость стиля руководства от ситуации. Обобщенные характеристики стилей управления. Управление студенческим телевидением УГТУ-УПИ "Твист".

    курсовая работа , добавлен 23.02.2008

    Психологические факторы, влияющие на формирование стиля руководства. Характеристика основных способов реализации стиля руководства в коллективе. Изучение взаимосвязи стиля руководства и социально-психологического климата в предприятиях малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Понятие и сущность стиля руководства. Факторы, формирующие стиль руководства. Сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Сравнительный анализ различных стилей руководства. Совершенствование стиля руководства на примере ОАО "ВМЗ".

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Управление и его основные элементы. Модели стилей руководства. Типология лидерства К. Левина. Анализ стиля руководства в лесоразрабатывающей фирме. Характеристика деятельности и персонала фирмы "ВИКА". Определение стиля руководства трудовым коллективом.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2007

    Понятие стилей руководства. Общие черты либерального стиля руководства. Особенности работы руководителя-либерала с подчиненными. Эффективность данного стиля управления, его положительные и отрицательные черты. Совершенствование стиля руководства.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

По результатам методики «Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В.Г. Ромека)» для определения уровня профессиональной самоэффективности будущего специалиста получены следующие результаты: показатель высокой самоэффективности выявлен у 6 испытуемых (35-40 баллов); показатель средней самоэффективности определен у 33 испытуемых (27-35 баллов); показатель низкой самоэффективности выявлен у 2 испытуемых (0-27 баллов).

Далее для определения уровня субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения были определены по «Тесту определения самоэффективности Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)» и получены следующие результаты: уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности - высокие значения у 20 испытуемых (54 баллов и выше), средние значения у 21 испытуемого (-7 до 53 баллов), низкое значение ни у одного испытуемого не было определено (-6 баллов и ниже); уровень в сфере межличностного общения - высокий определен у 27 человек (16 баллов и выше), средний у 14 человек (7-15 баллов), низкий уровень не обнаружен (6 баллов и ниже).

По результатам данной методики значения испытуемых показали о завышенной и средней оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности.

Следующая методика на определение уровня карьерной самоэффективности «Методика исследования карьерной самоэффективности (автор Н. Бетц, адаптация Д. Бондаренко и Е.А. Могилевкина)» позволила определить следующие результаты испытуемых:

1) Шкала «Профессиональная осведомленность» - выявлена у 17

испытуемых;

  • 2) Шкала «Самооценка» - выявлена у 11 испытуемых;
  • 3) Шкала «Карьерное целеполагание» - выявлена у 3 испытуемых;
  • 4) Шкала «Карьерное планирование» - выявлена у 3 испытуемых;
  • 5) Шкала «Способность решать карьерные проблемы» - выявлена у 7 испытуемых.

Рассмотрев результаты испытуемых по всем методикам, следует отметить, что уровень самоэффективности в сфере предметной и профессиональной деятельности имеет высокие и средние значения. На низком уровне в данных областях испытуемые себя не оценивают.

Для получения более подробного анализа по имеющимся результатам испытуемых, были использованы два метода математической статистики. Корреляционный анализ и поиск значимых различий по t-критерию Стьюдента были проведены с помощью программы «Microsoft Excel» и автоматического калькулятора.

Метод корреляции Пирсона: корреляционный анализ показал следующий результат ч2Эмп = 200.156, данный коэффициент не превышает критические значения ч2 при v=280. Различия между данными испытуемых по методикам на самоэффективность и на карьерную самоэффективность считаются достоверными, если ч2Эмп достигает или превышает ч2, и тем более достоверным, если ч2Эмп достигает или превышает ч2. Далее следует отметить, что ч2 равно критическому значению или превышает его, расхождения между распределениями статистически достоверны. Получившиеся результат, свидетельствует о том, что значения по предложенным методикам направленные на самоэффективность между собой статистически взаимосвязаны, т.е. самоэффективность в сфере предметной деятельности и в сфере общения прямо пропорциональны карьерной самоэффективности.

Следующим методом, для подсчета значимых различий у группы испытуемых, является t-критерий Стьюдента. Для данного метода, испытуемые делятся на группу успешных и на группу не успешных в учебной деятельности. Сам критерий успешности в учебе определен по результатам зимней экзаменационной сессии, которые были предоставлены из деканата. Успешными в учебе являются испытуемые, которые полностью закрыли сессию, а не успешными являются испытуемые, которые не смогли полностью сдать сессию. Результаты математической статистики представлены в таблицах.

Рассмотрим полученные данные по t-критерию Стьюдента (см. таблицу).

Результаты значимых различий между группами по t-критерию Стьюдента

Название Методики/Шкалы

t-критерий Стьюдента

Зона значимости/ незначимости

«Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека)»

незначимости

«Тест определения самоэффективност и Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)»

Уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности

незначимости

Уровень в сфере межличностного общения

незначимости

«Методика исследования карьерной самоэффективност и (автор Н.Бетц, адаптация Д.Бондаренко и Е.А. Могилевкина»

Профессиональная Осведомленность

незначимости

Самооценка

незначимости

Карьерное целеполагание

незначимости

Карьерное планирование

незначимости

Способность решать карьерные проблемы

незначимости

Сравнение двух групп студентов по t-критерию Стьюдента показано, что по всей выборки найдена зона незначимости. Сравнительный анализ показал, что между группой «успешных в учебной деятельности» и «неуспешных» значимые различия отсутствуют.

Во второй главе было проведено эмпирическое исследование на выявление уровня профессиональной успешности у будущих HR- менеджеров, результаты диагностики обработаны с помощью методов математической статистики, проведено сравнение с уровнем успеваемости в учебной деятельности.

Установлен уровень профессиональной самоэффективности у будущих HR-менеджеров определяется средним показателем - 80%, вера в эффективность в собственные силы, способности. Высокий уровень профессиональной самоэффективности определен у 15% испытуемых, что характеризует интерес к делу, уверенность в себе, целеустремленность. Уровень с низкой самоэффективностью выявлен у 5% испытуемых, данная категория людей не уверена в собственных профессиональных способностях.

Выявлен уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и в сфере межличностного общения у испытуемых. В сфере учебной деятельности высокие значения представлены у 49% всей испытуемой группы. Средний уровень определен у 51%, низких значений по результатам данной методики - 0%, данный показатель не выявлен. В сфере межличностного общения высокие значения выявлены у 66% молодых специалистов, средние значения определены у 34% испытуемых, низкий уровень межличностного общения не выявлен. По полученным данным высокие и средние значения в сфере предметной деятельности у молодых специалистов, можно определить на одинаковом уровне, значительные различия не велики. Это свидетельствует о том, что группа будущих HR- менеджеров успешна в учебной деятельности, и в сфере межличностного общения обладают коммуникативными навыками.

Определен уровень карьерной самоэффективности у молодых специалистов. Наиболее высокий показатель выявлен по шкале «Профессиональная осведомленность» - 42%, что характеризует уровень знаний об особенностях профессиональной деятельности в той или иной сфере. Средний показатель выявлен по шкале «Самооценка» - 27%, часть группы молодых специалистов представляют о своих карьерных возможностях относительно своих сильных и слабых сторон. Следующий показатель определяется по шкале «Способность решать карьерные проблемы» выявлен у 17% испытуемых, которые умеют осознавать карьерные проблемы и способы их решения. Одинаковый показатель 7% был определен по шкалам «Карьерное целеполагание» и «Карьерное планирование». Данная группа будущих HR-менеджеров нацелена на способность ставить цели, достигать их, определять сроки и ресурсы.

По методу корреляции Пирсона уставлено, что предоставленные данные испытуемых на обработку по данному статистическому методу являются разными. Выявлено, что методики направленные на самоэффективность в сфере профессиональной деятельности, в сфере предметной деятельности, в сфере общения, в сфере карьерной самоэффективности между собой статистически взаимосвязаны. Данный показатель, позволяет определить у будущих HR- менеджеров направленность на самоэффективность.

Метод t-критерий Стьюдента показал, что все данные находятся в зоне незначимости. Это характеризует тем, что группы «успешных» и «не успешных» молодых специалистов в учебной деятельности может быть, как успешна, так и не успешна в профессиональной деятельности. Успешность в учебной деятельности не зависит от профессиональной деятельности.

Источник: Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. – 1996. - № 7. – С. 71-77

Абсолютно неверно Едва ли это верно Скорее всего, верно Совершенно верно
1. Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложным проблемам.
2. Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели.
3. Мне довольно просто удается достичь своих целей.
4. В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести
5. При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться.
6. Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем.
7. Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности.
8. Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения.
9. Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях.
10. Я обычно способен держать ситуацию под контролем.

Суммарные значения по тесту получаются суммированием оценок по каждому вопросу. Диапазон возможных значений по данному тесту: от 10 до 40 баллов. Адаптация теста на русской выборке, проведенная В.Г. Ромеком, позволила рассчитать русские национальные нормы самоэффективности. Среднее арифметическое значение по русской выборке составило 31,93; стандартное отклонение – 4,74. В процессе адаптации теста не было обнаружено существенных различий средних значений уровня самоэффективности по разным возрастным группам. Для мужчин и женщин средние значения различаются. Поэтому приводим здесь таблицу 1, составленную по материалам, опубликованным в журнале «Иностранная психология»

Таблица 1. Средние значения по тесту общей самоэффективности, полученные на русской выборке

1.6. МЕТОДИКА «ЛОКУС КОНТРОЛЯ» Д. РОТТЕРА, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ Е.Г. КСЕНОФОНТОВОЙ.

Источник: Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» //Психологический журнал, 1999, том 20, № 2, с. 103-114

Опросник «Локус контроля» (ЛК) представляет собой методику выявления локуса контроля личности, рассчитанную на взрослых испытуемых и апробированную на возрастном контингенте от 17 до 87 лет.

Опросник содержит 40 утверждений, предъявляемых на слух или зрительно (в бланковом или компьютерном вариантах). От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из высказываний или отвергнуть его, ответив или «да», или «нет». Методика представляет собой модификацию опросника УСК, стандартизированную на более широком возрастном и социальном контингенте испытуемых.

Опросник ЛК (во взрослой – ЛК (в) и юношеской – ЛК (ю) версиях) позволяет выявить локализацию контроля личности, т.е. убеждения человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его судьбе.

Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих (т.е. их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля.

Чем выше показатели интернальности исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя «хозяином собственной судьбы», отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе он к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем менее он уверен в себе и больше нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.

Опросник предназначен длявыявления локализации контроля в различных сферах жизнедеятельности. Содержит следующие показатели: ИО – интернальность общая, Ж – интернальность в суждениях о жизни, Я – при описании личного опыта, ИД – в сфере достижений, ИН – в сфере неудач, Поб – предрасположенность к самообвинению, ИП – в профессиональной сфере, ИМ – в межличностных отношениях, ИС – в семейных отношениях, ИЗ – в отношении к своему здоровью, ОА – отрицание активности, а также ряд дополнительных показателей.

Инструкция: Вам предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если Вы считаете, что: «Да, я думаю примерно так же»,- то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ «да» или «+». Если считаете, что: «Нет, я думаю об этом иначе»,- то поставьте с номером ответ «нет» или минус.

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит оттого, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства, например родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например от настроения педагога, чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельностью.

12. Если люди не подходят друг на друга, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

17. Жизнь большинства людей в основном, зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

21. В конечном счете, за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще оказываются бесполезными.

25. Практически все, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

Для ручной обработки удобна следующая технология:

1) Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио, номера всех совпавших с ключом вопросов (независимо от «+» или «-«) обвести кружком.

2) Посчитать баллы по шкалам ж (или я ), Ид, Ин, пп, пс, мк, мо, Ис, Из, Дт и Дс, проставляя соответствующие буквы рядом с номерами вопросов, обведенных в кружки (т.е. совпавших с ключом Ио ).

3) Определить показатель я , вычтя сумму ж из общего балла Ио .

4) Определить показатель Псоб , вычтя из балла Ин балл Ид .

5) Сложить баллы пп и пс ., получив показатель Ин , а также мк и мо , получив показатель Им .

6) Сложить баллы Дт и Дс (соответствующие ключам Ио ) и определить показатель «Отрицание активности» (Оа ), путем вычитания суммы баллов Дс и Дт из числа 16 (максимально возможного балла Оа ).

Примечание: При массовых обследованиях (в случае ручной обработки результатов) достаточно пользоваться только интегральной шкалой Ио , позволяющей получить основную информацию о локализации контроля респондентов.

КЛЮЧ

Ио – ннтернальность общая:

2,3,4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.

1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Ж – интернальность в суждениях о жизни вообще:

1, 2, 3, 4, 6, 7, 11. 12. 17. 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.

Я – интернальность при описании личного опыта:

5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 39, 40.

Ид – интернальность в сфере достижений:

1,5,11,13,23,28,32,33.

Ин – ннтернальность в сфере неудач:

4,16,20,27,29,36,38,40.

Предрасположенность к самообвинению:

Псоб = Ин – Ид

Интернальность в профессиональной деятельности:

Ип: пс + пп

Пс - профессионально-социальный аспект интернальности:

1,9,13,18,21,26,28,36.

Пп – профессионально-процессуальный аспект интернальности:

15,27,31,32,35,37,38,40.

Интернальность в межличностном общении:

Им: мк + мо

мк – компетентность в сфере межличностных отношений:

6,22,23,24,26,29,34,37.

Мо – ответственность в сфере межличностных отношений:

2,4,7,12,13,16,21,33.

Ис – интернальностъ в сфере семейных отношений:

2,4,7,12,16,22.33.37.

Из – интернальносгь в сфере здоровья:

3,8, 14,17,19,2,.30,31.

Оа – отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио):

Оа:+1,6,15,17,22,24,26,37;

10,11,14,25,32.35,38,40.

Дт – готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:

1,6,1,17,22,24,26,37.

Дс – готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее:

10,11,14,25,32,35,38,40.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на судьбу человека, находятся внутри его самого; то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах. Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни; они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне – это, может быть, и случай, и «фатум», и какие-либо «влиятельные люди», но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит, поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Неравномерность распределения баллов по субшкалам я и ж говорит о соотношении влияния на ннтернальность испытуемого его личного опыта (я) и суждений о жизни вообще (ж).

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСТИЖЕНИЙ (Ид ) охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого. А также выявляющие веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, считающего себя причиной собственных достижений и готового прилагать усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя причиной собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕУДАЧ (Ин ) выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели по шкале не говорят о том, что у человека много неудач, они говорят лишь о том, что он больше чувствует свою ответственным за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели характеризуют человека, не склонного видеть свою причинность ни в свершившихся, ни в возможных неудачах в его жизни: ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие-то люди, просто невезение или «не судьба».

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К САМООБВИНЕНИЮ (Псоб ) определятся путем вычитания из данных Ин данных Ид . Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или только может случиться, т.е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т.д. Этот показатель говорит о возможно еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большие отрицательные баллы Псоб могут свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ип ) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о людях, часто затрудняющихся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; они реже бывают склонны к возложению на себя какой-либо ответственности.

Результаты по субшкале пс говорят о склонности (или ее отсутствии) проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве, что касается отношений «по вертикали» - с руководителем, так и «по горизонтали» - с равными по статусу коллегами.

Результаты по субшкале пп говорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы пп позволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач даже при наличии соответствующей мотивации данный человек может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми кавыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ (Им ) характеризует активность, не столько преследующую цель достижения определенного конечного результата, сколько направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что респондент видит свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и мало знакомыми окружающими. Низкие показатели по шкале рисуют портрет человека, зависимого от других и не способного изменить характер своего общения с ними.

Субшкала компетентности в межличностном общении (мк ) показывает, что человек считает себя (и, возможно, действительно является) достаточно компетентным в межличностных отношениях (при низких баллах соответственно некомпетентным).

Субшкала ответственности в межличностном общении (мо ) показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность, как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность).

Ис и Из, интерпретируются аналогично шкалам Ио и Им, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.

ШКАЛА ОТРИЦАНИЯ АКТИВНОСТИ (Оа ) характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату. Высокие баллы по шкале Оа (в отличие от других шкал) характеризуют экстерналов, а не интерналов. Важно отметить, что если большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, повышающей их веру в возможность собственного влияния на то. Что происходит в их жизни и побуждающей их к самостоятельному действию, то экстерналов с высоким баллом Оа убедить в этом оказывается значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку, с их точки зрения, это «бессмысленно». Низкие показатели по шкале Оа (в отличие от высоких) в специальной интерпретации не нуждаются, подтверждая просто склонность испытуемого к интернальности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности к. деятельности.

Результаты, полученные по субшкалам Дт и Дс , имеют значения, противоположные шкале Оа. Сопоставление баллов в «Готовности к деятельности, связанной с преодолением трудностей» (Дт) и в «Готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее» (Дс) позволяет глубже понять природу и возможные проявления интернальности (или внутреннего локуса контроля) у одних индивидов и разобраться в причинах склонности к экстернальности (или внешнему локусу контроля) – у других.

ВСЕ ШКАЛЫ , кроме Оа и Псоб , являются прямыми, т.е. чем выше балл, тем больше он говорит о склонности к интернальности. Шкала Оа обратна прямым шкалам (у ярких интерналов баллы Оа очень низкие). Показатель Псоб имеет 2 полюса (положительный и отрицательный) относительно центрального балла «0».