Факультативные курсы по географии. Факультатив по географии «Современные методы изучения географии России. Учащиеся будут иметь представление

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 9-х классов.

ЦЕЛИ КРУЖКА « Занимательная география »

Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

Истории их возникновения,

Их архитектуре,

Их географии;

приобретут практические навыки и умения :

Работы с картой,

Работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

Навыки организации работы в группе.

Познавательная деятельность:

    использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

    формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

    овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

    приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

    владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

    организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

    Вклад Великих учёных в развитие науки;

    Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

    Природные рекорды на материках и океанах;

    Особенности стран мира и народонаселения;

    Приёмы работы с источниками географической информации;

    Географическая терминология.

Уметь:

    Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

    Проводить исследование на основе накопленных фактов;

    Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Ориентирования в потоке географической информации;

    Умения решать географические задачи

    Повышения собственной географической культуры.

Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

1 ч.

4 ч.

5 ч.

Ориентирование на местности

4 ч.

5 ч.

Мировой океан

4 ч.

Воды суши

4 ч.

Природа Земли

15 ч.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Страны мира

7 ч.

Россия

8 ч.

5 ч.

Итоговое занятие

2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Название темы

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

Земля –планета Солнечной системы

4 часа

Дополнительная информация о:

Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Демонстрации: модель Солнечной сисиемы, модель земли (глобус).

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

Ориентирование на местности.

4 часа

Материал по:

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Демонстрации: компас, географическая карта, план местности.

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации : презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

Мировой океан.

4 часа

Занимательный материал по морям и океанам:

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Демонстрации: географическая карта, атлас, энциклопедия, видеоматериал по экологическим проблемам.

Воды суши.

4 часа.

Дополнительный материал по изучению водных ресурсов Земли.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Кристаллизация

Воды суши своего края.

Демонстрации: географические карты, атлас,

видеоматериал о реках.

Природа Земли

15 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

Атмосфера Земли.

4 часа

Интересный материал о:

Современном методе изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Наблюдения

Климат своей местности.

Демонстрации: видеофильм прогнозах погоды, справочник.

Страны мира

7 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

Россия

8 часов

Изучение территории России, географическое положение, население, природа и хозяйственная деятельность. История формирования территории России на политической карте мира. Россия – как самое большое государство мира:

Демонстрации: политическая карта мира, энциклопедия.

Природа своего края с элементами метеорологии.

5 часов

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Демонстрации: атлас, план местности.

Итоговое занятие

2 часа

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Список использованной литературы.

Для учителя:

    Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

    Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

    Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

    Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

    Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4

    Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.

4. География: \"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:
http://www.danilova.ru

    5. География: Все для учителя географии
    Сайт:
    http://geo.1september.ru

    6. География: Энциклопедическая библиотека.
    Сайт:
    http://megacollection.ru

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Календарно – тематический план

п.п.

Перечень тем и

разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Введение. Программа факультатива.

1 ч.

Земля –планета Солнечной системы

4 ч.

Земля –планета Солнечной системы Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 ч.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.

Карта – величайшее творение человечества.

Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.

История географической карты, глобуса.

Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Ориентирование на местности

4 ч.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 ч.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия.

Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».

Составления визитных карточек материков.

Построение профиля каждого материка.

Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Мировой океан

4 ч.

современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Части мирового океана.

Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши

4 ч.

Крупнейшие реки и озера Земли.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Воды суши своего края.

Природа Земли

15 ч.

28 - 29

Удивительное разнообразие природы Земли.

Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

31-32

Геологическое прошлое планеты.

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты.

34 - 39

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

40-41

Евразия, как пример полной картины природы Земли.

Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Современные методы изучения атмосферы

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Климат своей местности.

Страны мира

7 ч.

Разнообразие стран мира.

48-49

Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности.

Изменения на карте мира.

История формирования политической карты мира.

Спорные территории.

Рекорды стран «Самая, самое, самый».

Россия

8 ч.

Территория и географическое положение.

55-56

Климатические пояса и природные зоны

57-58

Природа и хозяйственная деятельность на территории России.

Народы России.

История формирования территории России

Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Природа своего края с элементами метеорологии

5 ч.

изучение особенностей природы своего края -Тамбовской области.

ПК своей местности.

64-65

метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Итоговое занятие

2 ч.

67-68

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся.

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Путешествуем по странам и континентам»разработана для учащихся 7-9-х классов.

Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества - это жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм - это перспективное направление. Люди могут делать для себя удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и рук человека. Данный курс будет интересен обучающимся.

В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о культурных ценностях, о народах, создавших эти объекты.

Цель курса: развитие познавательного интереса, расширение знаний об объектах всемирного культурного наследия.

Задачи курса:

  • Изучение влияния туризма на объекты всемирного культурного наследия.
  • Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам сохранения объектов всемирного наследия.
  • Развитие творческого мышления обучающихся.
  • Изучение критериев включения объектов в список всемирного наследия.
  • Расширение знаний о странах мира.

Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.

Курс «Путешествуем по странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет, сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.

Учащиеся должны знать :

  • страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
  • известные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь :

  • работать с различными источниками информации;
  • ориентироваться по карте;
  • свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.

Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Количество часов для изучения курса - 34 часа (1 час в неделю).

В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая - на последнем занятии.
2 зачетные работы - роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итоговая зачетная работа - проект.

Тема занятия

Форма занятий

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора.

Игра «Самый умный»

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ.

Работа с картой

Экскурсия

Изучение литературы.

Творческая мастерская.

Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации

Изучение литературы.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско .

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки.

Виртуальная экскурсия.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки.

Работа с журналами ГЕО.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Защита проектов.

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

  1. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии Издательского Дома “Первое сентября».
  2. Журналы: Вокруг Света, Гео, География в школе, Геоленок, National geographic, Путешествие по свету.
  3. Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: ФиС, 2000.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. М.: Вече, 2003.
  5. Я познаю мир. Страны и народы. Москва, 2005.
  6. Википедия.

Программа факультативного курса

«По странам и

континентам »

7 класс

Программа факультатива

«По странам и континентам» (7 класс)

Пояснительная записка

Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся.

Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что –то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели:

    в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

    через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;

    современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.

Общие задачи программы:

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

    познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;

    показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

    воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

    расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, сетевая инновационная образовательная программа “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного курса.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся должны знать (объяснять):

    страны и столицы;

    знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

    уметь работать на компьютере;

    ориентироваться по карте;

    свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся будут иметь представление:

    о различных видах достопримечательностей;

    о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

    об уровне жизни в различных государствах;

    о традициях и обычаях населения стран мира;

    о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

    формирование политической карты мира;

    формы экономических отношений;

    виды достопримечательностей;

    примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

    работать с различными источниками информации;

    разбираться в вопросах определения достопримечательностей

    работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

    сотрудничества, взаимопомощи;

    самостоятельного выбора будущей профессии;

    общения в процессе учебной деятельности.

1) Европа - Франция, Традиции Англии, Венеция, Музеи мира, кухня и праздники народов, Галопом по Европам.

2) Африка - Догоны – жители Республики Мали, «В африканской гилее», Цвета и запахи Марокко, Природа Средиземноморья, Великие пустыни

3) Южная Америка - Путешествие в Южную Америку, В джунглях Амазонии, Непознанная Боливия

4) Северная Америка - По Северной Америке, Мексика – страна гор и вулканов, Их нравы, Как живут папуасы.

5) Азия - Турция – страна двух материков, Праздники разных народов, Кухня разных стран, Япония – страна наоборот, Таиланд – экзотика Востока.

6) Достопримечательности мира - Самые большие города мира, Память в камне и бронзе, Достопримечательности Восточного полушария, Достопримечательности Западного полушария.

Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий, виды работ

Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства

Самое-самое на Земле

Игра «Самый умный»

Энциклопедии, справочники, презентация

Загадка острова Пасхи

Фотографии

Догоны – жители Республики Мали

Костюмы, фотографии

КВН «В африканской гилее»

Иллюстрации, компакт-диск, костюмы

Цвета и запахи Марокко

Чтение литературы

Журналы, фотографии

Природа Средиземноморья

Слайд-шоу

Компьютер, проектор, презентация

Великие пустыни

Фотовыставка, работа с Интернет, создание презентации

Компьютер, презентация, фотографии

Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников

Журналы, фотографии

Игра «КВН»

Оформление к занятию

Путешествие в Южную Америку

Костюмы, рисунки

В джунглях Амазонии

Заочная экскурсия

Компьютер, диск

Непознанная Боливия

Экскурсия по стране

Журнал, фотографии

По Северной Америке

Листы с заданиями для команд

Мексика – страна гор и вулканов

Виртуальная экскурсия

Презентация страны

Творческие отчеты

Костюмы, рисунки

Как живут папуасы

Зарисовки

Электронная презентация

Чем гордятся французы

Работа с источниками

Книги, ресурсы Интернет

Традиции англичан

Инсценировки

Костюмы, книги

Галопом по Европам

Интеллектуальная игра

Карточки с заданиями

Венеция –город на воде

Слайд-шоу

Компьютер, презентация

Турция –страна двух материков

Беседа, сочинение, фотоотчет

Фотоальбом, слайды

Праздники разных народов

Иллюстрированная викторина

Иллюстрации

Кухня разных стран

Соревнование знатоков

Фотографии, карточки с рецептами, блюда

Музеи мира

Виртуальная экскурсия, работа в видеозале

Презентация

Куклы народов мира

Иллюстрации, слайды, поделки

Игрушки, фотографии, книги, слайды

Япония – страна наоборот

Иллюстрации

Страны-карлики

Сообщения

Фотографии, карты

Самые большие города мира

Выступление в роли гида

Презентация

Память в камне и бронзе

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

Фотографии, литература, журнал «А почему?»

Достопримечательности Восточного полушария

Пресс-конференция

Иллюстративный и текстовый материал

Достопримечательности Западного полушария

Заседание «круглого стола»

Периодические издания

Таиланд – экзотика Востока

Создание визитной карточки страны

Материал для оформления

Чудеса современного мира

Работа с журналами, Интернет

Журналы, ресурсы Интернет

Викторина «По странам и континентам»

Итоговая зачетная работа, обмен мнениями

Иллюстрации

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

    Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.

    Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

    География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.

    А почему?

    Вокруг Света

    География в школе

    Геоленок

    National geographic

    Путешествие по свету

    Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

    Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.

    Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.

    Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

    От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.

    Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

    Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

Я познаю мир

    Страны и народы. – Москва, 2005.

28.10.2015 3912 484 Бөрібаева Мейрамгүл Саматқызы

Пояснительная записка

Факультативный курс «Географический калейдоскоп» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических знаний и умений, связанных с физической географией Казахстана. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса, так как они уже знакомы с основными практическими знаниями географических законов. Каждый урок сопровождается практической работой по теме.

Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о математической основе географии, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.

среднего образования практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

· творческое проектирование;

геоинформационных технологий .

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

Цель и задачи курса :

Основнойцелью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических знаний и умений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

· Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о математической основе географии и картографии;

· Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;

· Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к географической культуре;

· Продолжить развитие картографической грамотности школьников;

· Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.

Ожидаемый результат

Изучение факультативного курса «Географический калейдоскоп» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о математической основе географии.

Формы проведения занятий

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т. д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов. В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Выше перечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.

Введение. Особенности географического положения Казахстана

Виды географического положения Казахстана: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения Казахстана и положения других государств

Казахстан на карте часовых поясов

Местное, поясное, декретное, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практические работы . 1. Характеристика географического положения Казахстана. Сравнение ГП Казахстана с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов Казахстана.

Этапы географического изучения территории Казахстана .

Периоды исследований территории Казахстана с древнейших времен по новый период.

Геологическая история и геологическое строение территории Казахстана. Рельеф Казахстана . Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы . Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Стихийные природные явления в литосфере.

Геологическая история и геологическое строение территории Казахстана. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф Казахстана: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Актюбинской области.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Факторы, определ яющие особенности климата Казахстана . Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги на территории Казахстана. Типы климатов Казахстана. Климат и человек.

Факторы, определяющие климат Казахстана: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов Казахстана. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Ра знообразие внутренних вод Казахстана . Реки. Озера. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики Казахстана.

Важнейшие озера, их происхождение. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Почва – особое природное тело. Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Главные типы почв Казахстана. Почвенные ресурсы Казахстана.

Почва - особый компонент природы. В. В. Доку­чаев - основоположник почвоведения. Почва - на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы Казахстана. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный и животный мир Казахстана. Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.

Растительный и животный мир Казахстана: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон Казахстана.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Природные зоны Казахстана.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Территории, экологически благоприятные и неблагоприятные для существования человека. Заповедники.

Экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Рецензия на программу факультативного курса для учащихся 8 класса «Географический калейдоскоп», подготовленную учителем географии средней школы имени Ж. Кереева Б өрібаевой М . С.

Изучение факультативного курса «Географический калейдоскоп» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о математической основе географии.

В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.

Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к школьному компоненту общего среднего образования Республики Казахстан. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

· задания для традиционной самостоятельной работы;

· творческое проектирование;

· работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий .

Материал по физической географии Казахстана сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.

Учитель истории и географии

средней школы имени Ж. Кереева Виноградова В. П.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

факультатива по географии

«Современные методы изучения географии России»

9 класс

на 33 часа

на 2016 - 2017 учебный год

Предполагаемый результат:

  • формирование углубленного интереса к географии.
  • усвоение общего в картине современного мира, его взаимозависимость,
  • выработка умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.
  • развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
  • формирование интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  • развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения приобретаются следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • выполнять необходимые измерения и использовать методы работы с картой;
  • делать выводы.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Тема 1. Введение

Тема 2. Россия на карте мира

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве

Тема 4. Внешнеэкономические связи России

Тема 5. Хозяйство России

Тема 6. Особенности населения

Тема 7. Обобщающее повторение

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Введение (1 час)

Введение

Тема 2. Россия на карте мира (3 часа)

Россия на политической карте мира

Проблемы, связанные с географическим положением

Проблемы, связанные с площадью РФ

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве (7 часов)

Объекты мирового и культурного наследия

Народные промыслы России

Природно-ресурсный потенциал России

Проблемы ресурсной основы экономики России

Россия в мировом хозяйстве и МГРТ

География отраслей её международной специализации

Тема 4. Внешнеэкономические связи России (6 часов)

Особенности и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России.

Структура внешнеторгового баланса

Основные формы внешнеэкономических связей

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях

Россия и СНГ

Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах

Тема 5. Хозяйство России (8 часов)

АПК. Обеспеченность продуктами питания

Научны комплекс - вершина экономики России

Состояние современной науки

ВПК России

Сфера обслуживания. Транспорт, связь

Социальные услуги в сравнении с другими странами

Рекреационные ресурсы России

Экологическая обстановка в стране

Тема 6. Особенности населения (5 часов)

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Численность населения. Проблема естественного и механического движения населения

Россия - многонациональная страна

Культура народов России

Обычаи народов России

Тема 7. Обобщающее повторение (3 часа)

Военные конфликты в России

Перспективы развития России

Обобщение