Фонетическая ритмика упражнения. Использование невербальных средств коммуникации. Добро сильнее зла

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.




Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.


Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (25 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.


Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.


Занятие по фонетической ритмике проводит учитель- дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.




1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». 2. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». 3. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».


Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.): Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.











ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па. б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па


Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та б)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то в)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту


Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое. а)шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) б)затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу в)потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи


РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­ лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­ динацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх в стороны, вверх на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.


Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.


Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.


Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.


СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале Счет от 1 до 10. Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д. ** * Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д. ** * Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март... и т. д.


ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Дети стоят по кругу. 1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений: пришла зима Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з. падает снег Плавное движение рукой вниз. тихо падает снег На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз. тихо падает белый снег Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед. тихо падает белый пушистый снег На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх. 2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.


РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__А__А по__О__О пу__У__У Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па тихое, ПА среднее, ПА громкое и т. д. 2. Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот: па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у


Дети стоят по кругу друг за другом. У учителя барабан. 1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па; учитель размеренно, но громко стучит в барабан, ученики идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам); учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям); учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям); учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики останавливаются: СТОП! Повторить упражнение, вместо слогов произнося числительные. То же упражнение выполняется в условиях, когда учитель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки опущены. 1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА___ в высокой тесситуре. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре




Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой). * * * ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. татаТА́та ТА__ТОН В переулке ходит слон. ТА__та ТА__та татаТОН Старый, серый, сонный слон. ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. И.Токмакова


УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма__ ма__ ма__ ма__ мо__ мо__ мо__ мо__ му__ му__ му__ му__ ми__ ми__ ми__ ми__ Дети стоят по кругу. Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне груди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситуры, последний высокой. Рука при произнесении этого слога «подбрасывается» вверх. ** * Была зима был холод, снег.низко Ушла зима и снегу нет.высоко Дети стоят по кругу. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет). Повторить упражнение с движениями, затем без движений, изменяя голос по высоте.


РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.


Ритм: па па па по па па па пу Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполня­ются по подражанию учителю. Примечание. Здесь и далее, если нет специального указания, все движения учащиеся выполняют по подражанию учителю. Далее для удобства изложения речевой материал, произносимый одновременно с прыжком или другим движением, указывается после описания движения, выполняемого детьми. Речь детей выделяется шрифтом. 1.Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па па па. Прыжок двумя ногами вправо: по. 2.Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами влево: по. 3. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами вперед: пу


Ритм: та-тата-па то-тото-по ту-туту-пу ти-тити-пи тэ-тэтэ-пэ 1.Дети идут по кругу друг за другом. На каждый шаг рука со сжатым кулаком делает движение, соответствующее движению при произнесении того или иного гласного звука. 2.Дети продолжают идти по кругу. Движения однотипны с движениями пункта 1: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети размеренно прыгают по кругу, чередуя прыжки на правую и левую ноги, руки за спиной: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети стоят по кругу. Проговаривают слоги, сопровождая проговаривание указательным движением пальца то влево, то вправо: та-па то-по ту-пу ти-пи тэ-пэ


Работа над текстом Ритм: та́таМама та́тапапа та́та та́ты и я та́та тата́вместе семья. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают текст, выделяя ударные слоги. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений: мама Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны. папа Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны). ты и я Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя. вместе Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны. семья Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.


Прохлопывание ритмов ́, ́ с одновременным проговариванием: слоговслов предложений та́та тата́но́ги нōга́ ма́ма пришла́ па́па папа́ру́ки рука́ ма́ма ушла́ п́апо папо́го́ры гōра́ па́па пришел па́пу папу́ко́зы кōза́ па́па ушел па́пи папи́со́вы сōва́ па́пэ папэ́


РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют формирование умения: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.


СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та тазамедленный та-та-тасредний та, та, та...быстрый тататата...очень быстрый Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.


Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1.Резкий удар правой рукой вправо: па. Резкий удар левой рукой влево: па. Резкий удар правой рукой вправо вниз: та. Резкий удар левой рукой влево вниз: та. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2.Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быс­тром темпе: па-па та-та папа папа тата тата па, па та, та папа, папа тата, тата


СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-нака-ли-ва-ла ка-ма-та-муха-фа-ма-на су-та-си-тота-ва-ти-ва Дети стоят в кругу. Проговаривание слогов начинается с замедленного темпа с переходом на средний, а затем на быстрый: па та ма на. Проговаривание слогов каждой скороговорки сопровож­дается движением указательным пальцем вверх-вниз (дири­жируя в такт проговариванию). * * * па та ка па то ко та ка ха та ко хо та́ка та́ка ха-ха-ха та́ко та́ко хо-хо-хо та́ка та́ка хоп-хоп стоп!


СЧИТАЛКИ Папа тут,Мама тут,Папа тут, папа там,мама там,мама там, папа, папамама, мамапапа, мама тут и там.тут и там.тут и там. Дети сидят по кругу («по-турецки»). Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение слово). Слово тут выделяется указательным движением пальца перед собой, там указательное движение пальцем в правую сторону. Проговаривание начинается с замедленного темпа с последующим убыстрением до возможно быстрого




Падай, падай, снег, снег. Радуй, радуй всех, всех. Дети стоят по кругу. 1. Проговаривание текста с движениями. Темп проговаривания варьирует от медленного до быстрого: падай, падай Руки на уровне груди, плавно опустить вниз правую, затем левую руку. снег, снег Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз. радуй, радуй Резко выбросить вверх в сторону правую, затем левую руку всех, всех Широким жестом слева направо перед собой описать полукруг правой рукой, затем справа налево левой рукой. Проговаривание текста с хлопками (хлопок слово), постепенно убыстряя темп до быстрого.


Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»

Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи , но и нарушением ритмико -интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика , которая органически входит в работу по формированию произношения .

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов , звуков) . Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом , оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Все упражнения направленны на :

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;

Умение правильно воспроизводить звуки ;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы ;

Выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов , характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно) ; интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно) ; временем (длительно, удлиненно, кратко) . Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А , характеризуется так : напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.

Движения, сопровождающие воспроизведение слов , фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов , а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи . Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков , слогов , слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение .

Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки , слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал , как правило, одинаков и для глухих , и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков . Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам , но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.

На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги , слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике »

Цель : повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками .

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :

1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.

3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.

ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А .

ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О .

ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У .

ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И .

ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э .

ЗВУК Я. Звук И + А

ЗВУК Ю. Звук И + У

ЗВУК Ё. Звук И + О

ЗВУК Е. Звук И + Э

ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА .

ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА .

ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА .

ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА .

ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА .

ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С .

ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш .

ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф .

ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х .

ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З .

ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж .

ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В .

ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц .

ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч .

ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М .

ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н .

ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА .

ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р .

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

— это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь -
дан -
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь -
дан -
дон.

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Игра «Радист».

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок»

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск


Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:


  • соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

  • способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

  • развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.
При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь , на занятиях по фонетической ритмике направлены на:


  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

  • умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.
В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку , записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях , приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:


  • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

  • уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

  • видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

  • стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

  • слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

  • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью , логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):


  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.

  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч , локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гну­савости при произнесении изолированных гласных, то уп­ражнения следует проводить в сочетании гласных с соглас­ными, например па, по и т. п.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А

И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.

И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновремен­ном произнесении о_____.
Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 3).

И. п. 1. Вдох, давящим дви­жением вытянуть руки вперед при одновременном произнесе­нии у _________.

Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).

И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и _______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 5).

И. п. 1. Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 6).

И. п. 1. Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты .

Движение напряжен­ное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начи­нать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а , затем следует движение на звук я и т. д.

И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесе­нии я .

Движение ненапряжен­ное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при од­новременном произнесении ё .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).