Как помочь себе пережить горе: практические советы. Как пережить смерть мужа: советы психолога

Каждый из нас когда-то сталкивался с горем. С горем своим или близких людей. Это тяжелый период в жизни каждого человека и ему очень нужна помощь нас, его близких и друзей. Несмотря на то, что часто беда постигает целую семью, каждый человек в этой семье переживает ее по-своему. Не бывает одинаковых чувств и страданий. Каждому кажется, что ему хуже, чем остальным. Это правильно. И это нормально.

Горе бывает разным: тяжелая болезнь - своя или близкого человека, - приводящая к инвалидности или неприятным последствиям, осложнениям, разрыв отношений с любимым человеком, потеря работы, смерть. Но проживание горя, несмотря на личные различия, имеет общую тенденцию, этапы переживания. От того, как эти этапы будут проходить, зависит вся дальнейшая жизнь человека и его семьи.

Время, говорят, лечит. Но как пережить время острой боли от того, что больше не будет, как прежде? Как помочь себе или своему дорогому человеку, когда беда постучалась в его дверь? И можно ли вообще помочь в такой ситуации?

Да. Можно!

Для этого нужно понимать природу горевания. Да-да. Горевание, горевать - эти слова кажутся старыми, забытыми. Тем не менее, все мы склонны горевать, когда происходят неприятности и беды. И горевание имеет свою структуру, свои этапы, свои начало и логический конец. Слава Богу, что есть этот конец. Но до своего окончания горевание проходит долгий и трудный путь через душу человека, оставляя свои следы на его психическом состоянии.

С чего же начинается горевание? Конечно, с того момента, как человек получает страшное известие. Так начинается

первая стадия проживания горя - стадия отрицания

Этого не может быть!

Скажи, что это неправда!

Я не верю!

Пусть все будет как прежде!

Шок от известия, отрицание случившегося, оцепенение, кажущееся безразличие, реже - слезы, суета, чрезмерная активность - все эти реакции очень нужны человеку в первый момент. Такое состояние помогает психике человека подготовиться к осознанию произошедшего. Обычно это может длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Следует учитывать, что у мужчин и женщин, как и в любой другой сфере жизни, реакции на известие о горе различны. Женщины могут кричать или плакать и обвинять себя. Мужчины молчат, прячут слезы, злятся, кусая губы, яростно бьют кулаком в стену.

В это время хорошо, чтобы рядом кто-то был. Чаще всего не нужно никаких разговоров, бесед, успокоительных слов - все равно вас не услышат. Нужно дать человеку принять известие и почувствовать, что он не один в своем горе.

Конечно, как и любая из стадий, стадия отрицания по своим проявлениям будет отличаться в зависимости от случившегося горя. Понятно, что такие события, как смерть, измена или болезнь, влекут разные последствия, а значит, и реакцию человека и окружающих его людей. Тем не менее, первая стадия - стадия отрицания - будет присутствовать. У некоторых она может проходить совсем незаметно, заняв всего несколько минут. Другие же люди долго не хотят верить в утрату.

Тревожным симптомом является затягивание отрицания на несколько недель. В этом случае человеку требуется помощь врача, психолога, работающего с острым горем. Ведь затягивание любого этапа горевания мешает наступить следующему, а значит, отодвигает возможность человека вернуться в нормальное состояние и наносит непоправимый вред здоровью.

Так, например, одна мама долго отрицала болезнь ребенка, хотя заболевание было не смертельное. Она отказывалась учиться управлять дочкиной болезнью, скрывала от всех, что дочка заболела, дома перестала давать лекарства.

Муж и свекровь все время после известия о диагнозе девочки успокаивали женщину тем, что «ничего страшного» «и с этим можно жить», допытывались «ну что ты все время плачешь, ведь все нормально?» Никто из близких не обратил внимание на то, что мама не поверила в болезнь ребенка. Точнее, не считали, что с мамой что-то не так.

В результате девочка снова попала в больницу, а мама - к психологу, который помог осознать то, что случилось и пройти остальные стадии принятия болезни.

Вторая стадия - острое горе, гнев и поиск причины

Как я теперь буду жить?

Как он мог меня оставить?

Почему это случилось со мной?

Это ты виноват(а) в том, что произошло!

Это я виноват(а) во всем.

Если б я сделала так, то этого бы не случилось!

Часто этот период разделяют на два: поиск причин и само острое горе. Но на практике я вижу, что и жгучая боль утраты, и гнев, и злость, и поиск виноватого - все смешивается в кучу. И только потом, обычно после всех хлопот, таких как объяснения врача и выписка из больницы, собирание чемоданов при разводе, похорон и даже 9 дней, когда умирает близкий человек, - остается просто горе. Поэтому я объединяю эти две параллельные ступени в одну.

Итак, случилась беда. После отрицания приходит осознание неотвратимости, влекущее за собой острую боль, понимание, что уже ничего не изменить. Хочется узнать, почему это произошло, но ответа нет. Это вызывает гнев, злобу, которая вырывается наружу сквозь крик и слезы обычно в виде обвинения кого-то из близких, врачей, реже себя. Человек начинает копаться в прошлом, в себе, в других - в поисках причины, поисках виноватых. Ведь гораздо легче, когда можно злиться на конкретного человека - так горе кажется понятнее, беда имеет причину.

Этот период может длиться несколько месяцев. Помогая человеку в этот период, ни в коем случае нельзя его уговаривать не плакать, не обвинять себя, сдерживать свои чувства. Наоборот, это острое горе и его нужно горевать, то есть выплакивать, выражать в чувствах, какими бы они ни были.

Некоторые люди нуждаются в разговорах о произошедшем. Они могут с навязчивостью рассказывать одно и то же, постоянно говорить о той жизни, которая была до несчастья, придумывать планы, которые могли бы изменить прошлое. Старайтесь спокойно выслушивать их, даже если вы уже выучили этот монолог наизусть. Наберитесь терпения - этим вы поможете другу пережить тяжелый период его жизни.

Пытаясь спрятать свои чувства, стесняясь рыдать, человек накапливает негативные, тяжелые и болезненные эмоции внутри себя. В результате рано или поздно они начнут работать против человека, вылившись или в психосоматику, или в депрессию. Или найдут выход в самый неподходящий момент в виде вспышки гнева и агрессии. А есть еще более тяжелый случай - аутоагрессия, когда человек направляет всю злость, скопленную за долгие месяцы горя, на себя.

Недавно на консультацию пришла молодая женщина, назовем ее Галина. Год назад во время родов она потеряла близнецов - сына и дочку. Она держалась изо всех сил, чтобы не плакать. Но когда я сказала, что плакать можно, нужно и полезно, удивленно посмотрела на меня и разразилась рыданиями. Она долго плакала, а после, успокоившись, сказала, что, пожалуй, проблемы-то и нет.

Конечно, это было не совсем так. Мы продолжили разговор. Дело в том, что Галина, и это естественно, очень сильно переживала потерю детей. Она была так рада, что у нее будет двойня, это была ее мечта. И, когда случилось горе, мир для нее перевернулся. Даже наличие старшей 5-тилетней дочки не могло ее утешить. В то время она не работала, находилась почти все время дома. Ей приходилось сдерживаться при дочке, чтобы не пугать ее плачем. Когда дочки не было, невозможно было не плакать.

Но ее родители, с которыми они жили, и муж сначала успокаивали ее, а потом просто запрещали плакать. Они говорили, что уже прошло время, хватит убиваться, что ты их толком и не видела, что детям ТАМ, показывая глазами наверх, плохо от того, что ты тут рыдаешь. Муж даже пригрозил, что уйдет, если она не прекратит переживать. Так, загнав свои эмоции внутрь, Галина не перестала страдать - ее горе превратилось в скрытую депрессию, которую не так легко диагностировать, а тем более вылечить.

Еще один случай невыплаканного горя привел одного молодого человека к неврологу. Были сильные боли в спине. Сделали все обследования, прошли все анализы. Все в норме. Невролог направил его к психологу. Оказалось, что полгода назад этот мужчина пережил серьезный стресс. Но переживать было некогда, да и «неприлично» при жене и друзьях. Теперь же он почти забыл о нем, да организм все помнит.

Стадия острого горя - переломный момент в проживании его. Когда мы плачем, переживаем, страдаем - мы тем самым уходим от прошлого, в котором остается момент потери, а предмет горя остается там, в прошлом. Страдание в горе - это как бы отрыв от того человека, который ушел, умер, или отрыв от прошлой жизни, в которой не было болезни и боли. Человек должен пройти это, чтобы вернуться в реальную жизнь и начать жить с пониманием того, что прошлого не вернуть. И это нормально.

Конец этой стадии происходит, когда человек уже готов увидеть со стороны все, что связано было с горем, например, с умершим родственником или бывшим мужем. Иногда этот период называют периодом депрессии. Но это не так. Только нарушение переживаний приводит к заболеванию. Если у человека есть возможность горевать так, как ему хочется, то постепенно острое горе сменяется принятием случившегося.

Так начинается новая,

третья стадия принятия горя - стадия остаточных переживаний

Начинается и заканчивается этот период у всех по-разному. Обычно начинается он, когда человек готов вернуться к работе, к прежним делам и заботам. Возобновляются связи, появляются новые контакты, новые дела. Возвращается нормальный сон, аппетит. Переживший беду человек уже может говорить о ней спокойнее, хотя слезы и другие проявления горя еще присутствуют в его жизни.

На этой стадии обычно уже бывают первые праздники, день рождения или Новый год, которые раньше встречали вместе, а теперь без этого человека. Это тяжелые моменты, но они также дают человеку возможность принять потерю. Постепенно жизнь наполняется новым смыслом, новыми делами, новым прошлым и новыми воспоминаниями. Горе отодвигается назад во временных рамках.

Но и здесь есть свои подводные камни. Горе не ушло совсем. К сожалению, непонимание со стороны родных, коллег, часто приводит к тому, что человек может закрыться, вернуться на предыдущую стадию. Но причина будет уже не в утрате, а в чувстве одиночества, непонимания и уныния. Чем меньше времени прошло после несчастья, тем больше вероятность начала депрессии. Близким нужно набраться терпения и такта, чтобы говорить о произошедшем аккуратно, не нанося обиды и новой травмы.

Примерно через год завершается процесс горевания. И завершается он длительной стадией полного принятия, примирения со случившимся.

Боль и горечь забываются. Воспоминания о прошедшем вызывают светлую грусть, фотографии не заставляют плакать. Возвращается утраченная было ценность жизни, открываются новые позитивные смыслы произошедшего. Происходит реорганизация жизни, появляются новые планы с учетом изменившихся обстоятельств. Человек становится весел и любезен с друзьями, легче идет на контакт.

Надо помнить, что любое событие занимает в нашей душе и в истории семьи свою нишу, свое законное место. Не стоит пытаться забыть и вытеснить из памяти то, что было. Не надо ругать себя за то, что порою накатывает непреодолимой волной грусть и желание поплакать. Это хорошо, правильно.

Если вы вспоминаете, как жили до того, как горе случилось, и воспоминания не вызывают тоски и боли, значит, вы справились. Но если уныние, слезы, чувство вины и через год с вами или с вашим близким человеком, лучше обратиться к специалистам. Помощь в этой ситуации необходима.

Друзья познаются в беде

Есть такое распространенное заблуждение, что в горе никто не может помочь, его надо проживать одному. Это не так. И эта статья как раз для тех, кто оказался рядом с другом в трудную минуту. Быть рядом, это не значит, все время успокаивать и быть «жилеткой». Задача того, кто рядом - наблюдать, чтобы вовремя заметить разрушительные признаки стресса.

И, конечно, есть специальные психологи, которые работают с острым горем. Есть психотерапевты, которые с помощью психотерапии и индивидуально подобранных успокоительных средств помогут пережить тяжелый период.

Удачи вам! И пусть несчастья обходят вас стороной!

Фото - фотобанк Лори

Человек в течении жизни сталкиваемся с множеством утрат. Утрата – это не только смерть, это и потеря отношений.

С какими утратами и потерями вы сталкивались в жизни?

Участники выделили следующие утраты в своей жизни:

Утрата отношений, доверия, амбиций, прежнего места жительства, работы, возможностей, близкого человека, друга, частей тела, ожиданий, домашнего животного, интереса, прежнего образа жизни, достатка, вещей, информации, смысла, здоровья, жизненных сил, способностей, безопасности, красоты, свободы, любви, социального ранга, статуса, веры, идеалов, памяти, части себя, своего «я».

Федор Василюк пишет о том, что пережить горе, это одно из самых таинственных действий души. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей, помогать пережить горе.

Процесс переживая утраты называют работой горя. Работа горя – это естественный процесс, в котором организм стремится к равновесию, заживляя свои раны, как телесные, так и душевные. Помощь может заключаться в том, чтобы устранять то, что может помешать этому естественному процессу. Горю, как и ране надо «дать дышать», беречь от повторных повреждений… Таким образом, также, как при телесных повреждениях, процесс заживления душевной раны имеет свои закономерности. Знание этих закономерностей может служить для нас опорой, позволяющей получить представление о проживании утраты. Важно понимать, что проживание утраты – не линейный процесс, некоторые стадии начинаются одновременно с другими, волнообразно или скачками и наплывами приходят и уходят переживания.

Процесс переживания утраты и горя

Процесс переживания горя и утрат, стадии и этапы описываются в литературе по разному. На картинке объединены стадии переживания горя по Нэду Кассему и Элизабет Кюблер-Росс.

Суть и смысл горевания — это память, памятование, поминание или помин. Горе — это не только чувство, это и человеческое состояние и феномен. В животном мире звери не хоронят своих собратьев. Есть только мнение (не известно миф это или реальность), что слоны накрывают ветками своих мертвых сородичей. Тем не менее — хоронить, то есть сохранять, хранить, означает быть человеком. На психологическом уровне смысл ритуала горя — не отщепление, не отрыв от себя утраченного объекта, а усвоение образа этого объекта в памяти и душе. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память.

Пережить горе — Принятие разумом

Как в любом неожиданном событии, а горе и утрата — неожиданны, даже если бы вроде бы мы были готовы и ожидали утраты, все равно это ожидаемая, но все-таки неожиданность. Начальный этап горя – шок и оцепенение. «Нет» или «Не может быть!» – такова первая реакция на весть о смерти. Федор Василюк отмечает, что «характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной». Оцепенение, скованность, замирание, автоматизм – наиболее заметные характеристики этого состояния. Скорбящий скован, напряжен, продолжает выполнять повседневные дела как бы «на автомате». Дыхание затруднено, поверхностно, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. Обычны утрата аппетита и сексуального влечения. Нередко возникающие мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности.

Человек пытается и не может осмыслить произошедшее, не может прийти в себя от того, что переворачивает все его мировоззрение, жизнь или отношения. Сознание скорбящего занято переживаниями, попытками оценить, что произошло. Притупляется восприятие внешней реальности, иногда даже человек плохо чувствует физическую боль, не чувствует вкус пищи, забывает о гигиене. Иногда после этого периода возникают пробелы в воспоминаниях.

Однажды я услышала историю маленького мальчика, который вместе с папой провожал маму на вокзале. Мальчик очень плакал и переживал, мама уезжала, и ребенок воспринимал отъезд как огромную утрату. Немного позже, где-то через полгода, проезжая на троллейбусе мимо вокзала, папа спросил мальчика: «Помнишь, мы маму провожали, и ты плакал здесь?» «Нет», — отвечал мальчик, — «я здесь никогда не был»…

Первым сильным чувством, прорывающим пелену оцепенения и обманчивого равнодушия, нередко оказывается злость или агрессия. Она неожиданна, непонятна для самого человека, он боится, что не сможет ее сдержать. Иногда бывает так, что разумом мы понимаем, что «нельзя злиться, обижаться», но все равно чувствуем гнев или обиду за то, что умерший «бросил меня».

Еще один шаг в этом этапе горевания, это стремление вернуть утраченное и отрицание факта невозвратимости утраты. Временные границы этого шага выделить трудно, так как он продолжается волнообразно и на следующих стадиях горя. В среднем выделяют 5-12-й день после известия о смерти. В это время разум как будто играет с нами, при этом пугая видениями умершего — то вдруг видим его в метро и тот час же ощущаем укол испуга — «он же умер», то вдруг звонок по телефону, мелькнет мысль — он звонит, то слышим его голос на улице, а вот он шуршит тапочками в соседней комнате… Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия. Важно понимать, что это нормальное течение горя, в это время разум принимает попытки смириться с утратой, осмыслить её.

Иногда скорбящий говорит об умершем в настоящем времени, а не в прошедшем, например, «он/она такая, хорошо готовит (а не готовила)», если это происходит через месяц или более после утраты, то значит есть задержка на стадии осмысления и принятия разумом. О застревании на стадии шока и отрицания может говорить и то, что человек сохраняет в неприкосновенности вещи ушедшего, продолжает мысленно общаться с ним.

Что важно делать

Важно на этой стадии дать выход чувствам , не подталкивая, не «расковыривая» свежую рану. Не замалчивать, но и не форсировать чувства, иметь возможно поговорить о происходящем и иметь возможность отвлечься. Для близких горюющего человека иногда важно получить информацию об особенностях стадии. Это может уменьшить ощущения растерянности и обеспечить более адекватное восприятие поведения страдающего человека.

На этой стадии может быть необходимо, чтобы кто-то просто позаботился о физическом состоянии человека, т.к. он может забывать поесть, плохо спать, бывает, люди ложатся спать, не раздеваясь и пр.

Вспомните период первых дней после утраты? Что для вас было важным в этот момент? Чаще всего отвечают – реальная помощь друзей, родственников, чтобы приехали, помогли приготовить, разобраться с документами, приготовили еду и пр..

Пережить горе — принятие чувствами

Затем наступает этап принятия чувствами или также его называют – фаза острого горя, период отчаяния, страдания и дезорганизации. Длительность — до 6-7 недель с момента трагического события.

Сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции – затрудненное укороченное дыхание: астения: мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле: повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна (Ф.Василюк).

Это время самых сильных страданий, острой душевной боли. Появляется огромное количество тяжелых, невыносимых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения бессмысленности, отчаяния, пустоты, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность.

Острое горе накладывает отпечаток на отношения с окружающими, на работу и повседневную деятельность. В этот период трудно концентрироваться на сложной работе, человек просто не в состоянии ее выполнять, трудно сконцентрироваться, доводить до конца и пр. Например, психологу в состоянии острого горя сложно, почти невозможно заниматься психотерапией, так как собственные переживания накладывают отпечаток на отношения с клиентами.

В период острого горя его переживание становится ведущей деятельностью человека. Напомним, что ведущей в психологии называется та деятельность, которая занимает доминирующее положение в жизни человека и через которую осуществляется его личностное развитие. Например, дошкольник и трудится, помогая матери, и учится, запоминая буквы, но не труд и учеба, а игра – его ведущая деятельность, в ней и через нее он может и больше сделать, лучше научиться. Она – сфера его личностного роста. Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью в обоих смыслах: оно составляет основное содержание всей его активности и становится сферой развития его личности. Поэтому фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего переживания горя, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути (Ф.Василюк).

Иногда человек может застрять на переживаниях гнева, например, искать виноватых, обвинять медперсонал, постоянно думать о мести или стать озлобленным и раздражительным.

Иногда человек не может выйти из депрессии, не позволяет себе радоваться, поскольку ушедший не может уже радоваться. Чувствует отчуждение от окружающих. Нередко эмоциональные проблемы перерастают в соматические, ухудшается здоровье, человек уходит в болезни. Начинаются скитания по врачам, поиск медицинской помощи, но фактически человек не желает исцеления.

Что важно делать

Также как в предыдущей стадии – очень важно выражение чувств . Это не просто сделать. Сложно даже сидеть рядом, находиться близко со страдающим, горюющим человеком. Хочется уйти, выйти, утешить или отвлечь и отгородиться от интенсивных страданий другого. Скорбящий человек может испытывать самые разные чувства — и боль, печаль, горе, гнев, злобу, вину и стыд за себя и пр. Он может осуждать себя за свои негативные эмоции. Важно дать им место, дать без осуждения, с принятием. Не зря раньше на похоронах были плакальщицы, чей плач помогал выразить чувства близким людям, помогал «проплакаться».

Если нет возможности словесно выразить чувства (не всем это под силу), можно использовать невербальные средства : рисование, движение или танец, игра на музыкальных инструментах (хоть на губной гармошке, она позволяет сосредоточится на дыхании и больше ни на чем), работа с глиной, вязание, вышивание.

Снижение остроты переживаний способствует физическая активность с «эмоциональным» намерением . На одном из семинаров в мы обсуждали отрывок из книги Дайяны Аркенджел «Жизнь после утраты», в котором она пишет о том, что не важно какие видом активности заниматься. Важно намерение и эмоции. Можно мыть посуду, делать уборку в доме с переживанием боли и горя. Замечали ли вы, как бывает меняется эмоциональное состояние после уборки? Даяна делится своим опытом так:

Однажды, работая в хосписе, я стала свидетельницей сцены, живо напомнившей мне мое прошлое: пожилого мужчину, умиравшего от рака, пришли навестить его жена и дочь. Стресс, переполнивший меня был очень силен. Я поспешила в служебную столовую. Там схватила тряпку и принялась яростно тереть столы, давая выплеск своей энергии и бормоча: «Мне ужасно больно, папа, что ты скончался таким образом. Как ужасно, что мы были одиноки в своем страдании. Если бы только знали тогда про хоспис» и т.п. Когда со столами было покончено, я с тем же рвением взялась за зеркала, высвобождая свои чувства и энергию. Когда, наконец, я совсем успокоилась, помещение было вычищено до блеска.

И еще важно прощение себя. Горевание почти всегда сопряжено с чувством вины, иррациональной вины и неиррациональной. Человек может испытывать вину за обиды, которые нанес ушедшему, а также за то, что он жив и любуется закатом, ест, пьет, слушает музыку, а близкий человек умер. Здесь важно не убеждать себя (или человека, переживающего утрату) в том, что он не виноват, как правило, это невозможно, а простить себя.

Пережить горе — Формирование новой идентичности

Эта фаза горя еще называется фазой «остаточных толчков и реорганизации». Жизнь начинает входить в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность.

Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»). Эта фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год (Ф.Василюк).

Постепенно утрата входит в жизнь, осмысливается. Появляется печаль, которую называют в том числе и «светлой».

Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…

отрывок стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии»

Появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, покинутости. Некоторые воспоминания становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми обмениваются с близкими, друзьями, часто входят в семейную «мифологию». Высвобождаемый актами горя материал образа ушедшего подвергается некой эстетической переработке…

Пережив утрату человек становится немного (а иногда и много) другим. Важно осознать и принять себя нового.

Рейчел Ремен приводит метафору , то есть боли и страдания как того, что преобразует и переплавляет человека, делая его другим.

Что важно делать

Большую важность имеют ритуалы . В ритуалы имеют более широкое значение, чем культурные ритуалы. Таким образом, помимо ритуалов, которые предлагаются нам культурой можно прибегнуть особым своим ритуалам. Например, автор книги «Жизнь после потери» священник Боб Дейтс предлагает ритуал написания прощального письма ушедшему близкому. Мы с колегами выделили несколько простых правил такого письма:

  • Озаглавить и обратиться (обратиться можно как к человеку, так и к тому, что утрачено(место жительства, например).
  • Важно отразить в письме, как мне видится жизнь дальше (или как я живу без этого или без него).
  • Обращаться нужно к тому, чего в жизни уже нет.
  • Подписать.

Многим помогает смягчить переживание утраты ведение дневника . Пишите о своих мыслях, чувствах, о своей боли и переживаниях. Через некоторое время можно перечитывать написанное, дополнять, осмысливать, задавать себе вопросы:

  • Что изменилось за этот промежуток времени?
  • Какие чувства стали острее, какие, наоборот, ушли?
  • Чему научила меня утрата? За что я могу сказать спасибо горю?
  • Как я изменился, каким стал, пройдя через это испытание?
  • Каким вижу теперь свое будущее?

Сил и любви всем, кто горюет сейчас.

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

Смерть всегда входит в нашу повседневность неожиданно и страшно, даже несмотря на то, что она почти ежедневно транслируется с экранов, мелькает в новостной ленте, появляется в соседнем подъезде или доме, нередко мелькнет и где-то в больничном коридоре, иногда даже в коротком телефонном сообщении, как это было почти восемь лет назад, когда в реанимации городской больницы умирал мой отец.

Не поддаваться иллюзиям

Очень хорошо помню, как ближе к полуночи экран на телефоне с выключенным звуком на мгновение загорелся, сигнализируя о новом сообщении и… новой, уже совсем другой жизни.

Так что же такое смерть? Нет, не как процесс прекращения жизни, угасания организма, а как событие, изменяющее нашу жизнь, ее течение.

Мы нередко сталкиваемся с ней, но каждый раз видим и переживаем ее по-разному, с разной степенью участия. Смерть ужасает и удивляет. Она не оставляет равнодушным никого, хотя, как это ни парадоксально, человек всегда стремится обойти эту тему, не размышлять о ней, суеверно отвлекаясь на десятки и сотни других проблем.

Да, мы сочувствуем соседям, переживающим личную утрату, скорбим с ними, пытаемся участвовать. Но принимаем ли? Что происходит с нами, когда смерть уносит кого-то из наших близких? Возможно ли принять?

Наверное, именно в этом вопросе и заключен ответ. Смерть нужно пережить, приняв ее как факт. И горе, как гласит народная мудрость, можно только пройти. Пройти самому и вместе с горюющим. Не перелететь, не перепрыгнуть, а именно пройти.

Состояние шока, в котором находится человек, получивший известие о смерти близкого, нельзя отменить или сразу перевести в созидательное русло. Иногда оно усугубляется и перерастает в длительную депрессию именно этим подсознательным неприятием, уходом от факта того, что случившееся не отменить, и, как следствие, погружением в прошлое, в иллюзию того, что все по-прежнему и ничего не случилось.

К смерти почти нельзя приготовиться. Почти, потому что редко когда возможно встретить осознанную подготовленность к неизбежному даже у тяжело болеющего и умирающего человека и тем более понимание этого его родственниками. И особенно, когда непоправимое произошло внезапно. Но, с другой стороны, мне доводилось знать людей, которые умирали осознанно и мужественно, понимая и принимая происходящее. Куда сложнее было их родственникам.

Думать о том, кто рядом

Что же можно сделать? Во-первых, помнить, что мы не в одиночестве, не в вакууме, что о горе можно и нужно говорить, им надо делиться, о нем надо сказать и знать, что нам необходима помощь, не пытаться тянуть на себе это страшное испытание. И еще горе надо понять и выслушать.

Беда не бывает врозь. Потеря близкого человека не должна спровоцировать разлад между живыми. А значит, нам надо быть вместе.

Мы должны искать и не чураться поддержки, и мы должны уметь поддержать. Сделать это можно по-разному. Например, участливый знакомый порой может оказаться ближе всех родственников.

В моем личном опыте переживания смерти близкого человека было одно очень интересное наблюдение. Первые несколько дней после скоропостижной смерти отца я просыпался без осознания того, что это произошло, и лишь спустя несколько минут после пробуждения эта реальность буквально обрушивалась на меня, словно тяжелый камень с большой высоты. Прийти в себя за какие-то минуты помогало то, что за стеной, в другой комнате, мама и другая мама – мать покойного отца.

Первое, что необходимо знать: не только мы сами переживаем смерть родного нам человека. Рядом есть те, кто не меньше нашего, а может быть, и больше страдает от этой трагедии.

С приходом несчастья крайне важно в короткие сроки мобилизовать себя, объединиться с близкими и постараться позабыть во всем этом ужасе о своем «я». Это не означает, что мы не переживаем, но живем и продолжаем переживать вместе с другими нашими родными.

У скорби могут быть разные цвета. Но совершенно точно губительна та скорбь, которая заставляет человека зацикливаться на самом себе.

Да, скорбя о ближнем, мы иногда даже не замечаем, что на самом-то деле жалеем самих себя. Разве нет? Тогда вспомним о том, как часто над гробом слышны фразы: «На кого ты меня оставил?», «А как же я?», «Зачем мне теперь жить?» и т.д.

В моем случае решающим фактором мобилизации стали мысли о матери и других родственниках, хотя, наверное, в моих действиях в эти тяжелые дни было слишком много автоматизма, причем до такой степени, что сами дни подготовки к похоронам и похороны вспоминаются лишь частями. Это тоже психологическое следствие переживания смерти близкого человека в первые дни и недели после случившегося.

Но самое важное в такие мгновения – не быть и не оставаться одному. Отказаться от алкоголя в любом виде и количестве, даже самом малом, ведь помощи от этого не будет никакой, лишь иллюзия облегчения, которая таит за собой еще большие стрессы и нервные срывы. Надо стараться говорить и проговаривать случившееся с теми, кто находится рядом. И еще – не замыкаться в себе.

Знать и видеть себя

Что же происходит с человеком, переживающим смерть родного человека? Психологи, наблюдающие находящихся в состоянии горевания, говорят об общих закономерных стадиях.

Психолог Светлана Фураева в своей статье на сайте Memoriam.ru выделила следующие стадии: шок и отрицание потери, гнев и обида, чувство вины и появление навязчивых мыслей, страдание и депрессия, принятие и реорганизация. Эти стадии являются общими для большинства людей. В них можно попробовать наблюдать себя, но еще важнее знать о них, если вы оказываете помощь и помогаете пережить страшную утрату своему ближнему.

По мнению кризисных психологов, если вы решились помогать, то в первую очередь необходимо постараться сохранить чуткость, настроиться, быть предельно внимательным к состоянию горюющего, быть готовым помочь, при этом по возможности во всем, даже в бытовой ситуации, уборке или покупке продуктов. Постараться не оставлять человека одного или же наблюдать за ним в небольшом удалении, если просьбы оставить в покое и побыть одному настойчивы. Стараться слушать и выслушивать до конца. Даже не обязательно отвечать. Но слушать. Необходимо дать человеку выговориться. Так им проживается и преодолевается его горе.

Наконец, полностью принять человека и его горе, чтобы он мог чувствовать, что он дорог своим близким в любом состоянии. Быть терпеливым. Не отстраняться. Нельзя переводить тему разговора об усопшем. Наоборот, лучше снова и снова говорить и вспоминать, если горюющий к этому готов.

Со временем болезненное восприятие от воспоминаний пройдет, а в самих воспоминаниях человек будет черпать силы и находить вдохновение для дальнейшей жизни. Ему важно помочь научиться жить в новой реальности, в которой близкого нет, но он любим и не забыт.

Не переставать верить

Эти древние библейские строки говорят нам о том, к чему всегда подводит нас наше сердце в состоянии переживания горя. Мы не перестаем любить ушедшего, а это значит, что отнюдь не над всем властна смерть. А здесь речь идет уже о вере, которая не требует доказательств, хотя сама любовь к умершему человеку и есть уже доказательство того, что со смертью для нас ничего не заканчивается, ведь абсурдно же любить то, чего совсем больше нет.

Нередко так бывает, что многие события, слова и поступки человек в состоянии стресса просто забывает, в этом охранительные свойства психики. Но любовь не перестает, поэтому в состоянии горя человеку необходима еще и духовная помощь. Иногда краткая беседа со священником или даже общая молитва, чтение Псалтири по усопшему возле гроба способны принести человеку необычайное утешение. Они не изменят его в одночасье, но они дадут ему возможность найти желание жить дальше.

Вера действительно совершает чудеса и дает человеку в минуту страшного горя почувствовать, что ничего не закончилось, не прекратилось, но началось уже в ином состоянии. Молитва об усопшем как забота о нем позволяет понять, что, несмотря на невозможность услышать, обнять и поговорить, нас связывает нечто большое – то, что, возможно, не было так заметно в прошлом, а вот теперь явлено в полной мере.

Молитва – это связь, а еще путеводная нить для усопшего, соединяющая его с миром живых, дающая ему возможность знать и чувствовать, что он не забыт, и ведущая его в мир лучший, ведь молитва об усопшем – это еще и просьба и ходатайство живых перед Богом о лучшей участи для него там, где смерти и страдания уже нет.

Вера поднимает и изменяет человека. И дает ему надежду. Надежду на то, что страшная и тяжелая разлука на самом деле временна и что впереди нас ждет что-то иное, обязательно лучшее.

Только молясь об усопшем, мы обязательно должны исправлять и изменять самих себя, возрастая и укрепляясь, становясь лучше. Поэтому для православного человека крайне важно помнить, что, прощаясь здесь со своим близким, мы не разлучаемся с ним навсегда. И потому наши заботы должны быть направлены на то, чтобы прощание с умершим осталось светлым и чистым, не оскорбленным суетой и суевериями с закрытыми зеркалами и соседями, недовольными отсутствием водки на поминальным столе.

Наше утешение – в Боге, Который когда-то и Сам был оплакан и погребен, но воскрес и жизнь вечную дал всем находящимся в долине тени смертной.

А еще иногда с плачущими нужно тоже плакать, но при этом не унывать и не давать черному чувству подавлять себя. От этого печально и нашим усопшим, которые рады бы были утешить нас, но за нашим неверием и саможалением не могут приблизиться к нам.

Просто иногда среди боли и одинаковых дней в пустоте и тоске так бывает, что совсем на мгновение нас охватывает удивительное чувство света и облегчения, словно кто-то окликнул тебя только сейчас. Не надо оглядываться. Это было не в прошлом. Это все еще только будет.

Я видел и знал людей, которые смогли принять и пережить. В память о них и написаны эти строки.

Священник Андрей Мизюк

Когда, так внезапно для самой себя, умирает любимый супруг, кажется, что жизнь теряет смысл. И даже, если вы прожили в браке много лет, оставили после себя наследников, сложно представить, как жить дальше без родственной души. В этом случае советы священника помогут понять, как пережить любимого мужа. Ведь, как известно, когда человек попадает в загробный мир, родственники на земле должны всячески помочь ему достигнуть Рая.

Советы священника, как пережить внезапную смерть любимого мужа

  1. Усопший человек очень нуждается в заботе близких ему людей, которые остались здесь, на этой грешной земле. Все должны помнить, что, как личность, человек не исчезает. У него есть бессмертная душа, но если при жизни он не был верующим, то, чтобы пережить его смерть, необходимо внимательно отнестись к собственной душе. В первую очередь, не стоит впадать в чрезмерную скорбь. Ведь уныние – это один из восьми смертных грехов. Если вы позволите ему поселиться в вашей душе, тогда в ней образуется пустота.
  2. Постарайтесь успокоиться, все свои силы, любовь к усопшему вложите в . До 40-го дня молитесь. Это необходимо и вашей душе, и душе мужа.
  3. Помните, что после этой жизни на земле, вы обязательно встретитесь со своим супругом, а потому задумайтесь над тем, достойны ли вы хорошей жизни после собственной смерти. Не забывайте, что с православием несовместимы чрезмерные причитания, вой над покойником. Забудьте о горе. Оно не поможет ни вам, ни ушедшему в другой мир любимому человеку. Помните, что муж жив, но жив он у Бога.
  4. Напишите записку и пожертвуйте в храме за упокой души супруга. Больше молитесь и просите Господа, чтобы он помог вам пережить эту нелегкую утрату. И это правило касается не только вопроса о том, как пережить смерть мужа женщине в возрасте, но и молодой вдове. Помните, что ваша жизнь на этой земле не заканчивается. Необходимо верить во Всевышнего и продолжать жить, радоваться каждому дню.

Одного из членов семьи. Разумеется, что мы говорим о смерти преждевременной. Смерть члена семьи до того, как семья прошла основные этапы жизненного цикла. То есть до того, как дети выросли и обрели самостоятельность, создали свои семьи, имеют работу, живут самостоятельно и так далее. Преждевременная смерть - это не смерть в каком-то возрасте, а смерть до того, как семья, в общем и целом, завершила свой семейный цикл. Например, отец умирает, когда еще дети не завершили образование, не вступили в самостоятельную жизнь, или еще раньше, или умирает хозяйка, мать, пока дети еще маленькие.

Протоиерей Андрей Лоргус

Прежде всего, важно понять, что семья и каждый член семьи по отдельности переживает смерть примерно так же, как переживает человек принятие диагноза или состояние горя. Здесь те же самые стадии по Кюблер-Росс: оцепенение или шок, отрицание смерти, гнев, сострадание, острая скорбь, дезорганизация семьи, потому что нарушается функциональность семьи, нарушается распределение ролей. Затем происходит какая-то реорганизация, сопровождающаяся уменьшением интенсивности скорби, принятием утраты члена семьи. Затем происходит восстановление - семья горюет. Горевание может растянуться, как мы увидим дальше, достаточно надолго.

Первый симптом выхода семьи из шока - некоторая реорганизация семьи, сопровождающаяся уменьшением интенсивности скорби. Здесь имеется в виду то, что как только семья принимается перераспределять функции и роли, которые каждый член в семье имеет, как только семья приспосабливается к новому образу жизни, тотчас происходит снижение ощущения подавленности, растерянности, беспомощности. Это происходит потому, что включаясь в активную работу, человек открывает для себя выход из создавшегося положения, что дает ощущение собственной силы. Такая активность, деятельное участие, уменьшает или преодолевает чувство беспомощности и бессилия. То есть здесь в обратной пропорции - как только люди начинают каким-то образом менять состояние отношения к утрате, тотчас же снижаются и эти отрицательные качества. Но это не означает вовсе, что исчезает горевание. Горе здесь есть практически на всех стадиях, и мы дальше рассмотрим, что представляет из себя горе с психологической точки зрения.

Симптомы «нормального» горя

Эрих Линдеманн (1900 - 1980) выделил симптомы «нормального» горя, то есть горя, которое в норме развивается у каждого человека. Это можно применить и к семье. Давайте посмотрим, прежде всего, на симптоматику «нормального горя» с тем, чтобы потом ответить на вопрос, как с горем работать.

Прежде всего, физические симптомы . Это то, что мы наблюдаем у человека, в семье которого произошла смерть. Прежде всего, это периодические приступы физического страдания - это слезы, рыдания, обмороки, сердечные приступы и так далее. Кроме того, такой человек может чувствовать пустоту в груди, пустоту в животе, слабость, потерю мышечной силы: человек просто сидит, руки его буквально лежат на коленях или висят вдоль туловища, не может их поднять, голова опрокинута, человек или лежит, или положил голову на руки. Ему трудно дышать, он задыхается, может быть отдышка, острая повышенная чувствительность к шуму, сильная раздражительность на шум, сухость во рту, спазмы в горле, затрудненное дыхание, сердечные приступы и так далее, и так далее.

Тут может быть один из этих симптомов, а могут быть все сразу вместе. Но надо понимать, что тот, кто находится рядом с человеком в остром горе, должен, прежде всего, на первой стадии работы с горем заботиться о физических симптомах. То есть, чтобы человек, переживающий острое горе, и у которого наблюдаются подобные симптомы, первое: чтобы дышал, и дышать надо принудительно, то есть буквально делать дыхательную гимнастику, чтобы дышать; во-вторых, чтобы человек спал, для этого, может быть, надо давать ему снотворное; далее: чтобы человек ел - обязательно, через силу, сколько-нибудь, но он должен есть; и чтобы у него была возможность отдыхать в тишине, чтобы ему дали некоторый покой, то есть не звать к телефону, и, конечно, он не должен ходить на работу. Да, человека можно занять какой-то физической работой, то есть что-то делать по дому, но очень ограничено, потому что, как мы уже отмечали здесь, у него скорее всего присутствует потеря мышечной силы.

Поведенческие составляющие . Прежде всего, это заметно в речи: прерывающаяся речь, торопливость или наоборот замедленность речи, такое впечатление, что человек принимает наркотик. Или застывание на одной фразе. Конечно же, спутанность, непоследовательность речи. Отсутствие интереса к делам, всё как бы валится из рук. Изменение пищевого поведения, например, отсутствие аппетита, и с этим надо бороться - аппетит вызвать невозможно, это внутреннее желание, поэтому нужно принуждать человека понемножечку есть, понемножечку. И это требует постоянной работы - нужно готовить человеку, нужно следить. Обычно человек говорит: «Ну ладно, идите-идите, я потом поем». Нет. Надо обязательно следить, чтобы он пил и ел. Если кто-то хочет помогать человеку в остром горе, то он должен оставаться с ним.

В когнитивной сфере , то есть в сфере интеллекта, человек в остром горе теряет доверие к себе, он думает: «А я не справлюсь. У меня не получится. А мне не верьте, я ничего не знаю». Спутанность мыслей - да, это может быть, трудности с концентрацией, с вниманием - это тоже бывает. Но, как правило, человек это в себе замечает.

Эмоциональная сфера - чувства и переживания. . Прежде всего, гнев на то, что произошло с ним, с его семьей, с его близким. Этот гнев, кстати говоря, чаще всего люди подавляют, но подавленный гнев оборачивается депрессией, потому что депрессия - это подавленная агрессия, мы должны это помнить. Чувство беспомощности, чувство вины, очень острое чувство вины. Чем ближе был человек, который умер, тем более острое чувство вины. Почему? «Если бы я был, я бы не допустил этого несчастного случая. Если бы я постарался, если бы я нашел врачей, если бы я достал лекарства, если бы, если бы, если бы…», - очень часто близкие так себя обвиняют в том, что они виноваты в смерти. Или чувство вины, что вот «я был невнимателен», «я не поговорил», «я уехал», «я оставил его одного» и так далее, и так далее.

Кстати говоря, что очень важно, часто у близких людей после смерти близкого и не очень близкого человека возникает как резонанс страх и тревога за свое здоровье и свое будущее. Я нередко наблюдаю на консультациях, когда приходит человек и говорит, что у него возникли панические атаки, и очень часто в прошлом, в недавнем прошлом такого человека возникает факт смерти близкого или не очень близкого родственника. Например, бабушки, дедушки, тёти, дяди, двоюродных, троюродных сестер, братьев. Особенно, конечно, родителей. Когда в семье кто-то умирает, и человек, близко знавший его, участвует, как бы близок к кончине, к этой утрате, у него возникает как резонанс страх за собственную жизнь, за собственное здоровье.

И очень часто этот страх, подавленный страх превращается в острую бессознательную тревогу, которая может вырастать в такие симптомокомплексы как панические атаки. Поэтому именно здесь, в этой сфере переживания семьи очень важно выражать тревогу за свое здоровье. Это реакции нормальные. Это нормальное горе. Обратите внимание, это очень важно понимать, что очень часто обостренные страхи, тревоги, панические атаки, депрессии могут быть результатом смерти в недавнем прошлом близкого человека.

Как выражать тревогу? Вообще говоря, все чувства, которые только есть у человека, надо выражать. Что значит выражать? По крайней мере, две вещи это означает: во-первых, признавать, отдавать себе отчет, и во-вторых, проговаривать или выражать как-то по-другому. Но, по крайней мере, если вы признаете в себе тревогу, гнев, вы можете их в себе осознать, это первый очень важный факт, и второй - вы можете сказать об этом. С кем и как, когда это выразить, когда это озвучить, это уже надо смотреть по ситуации. Для этого и существуют близкие люди, друзья.

Что делать с чувством вины? Чувство вины - это отдельная работа. Но надо понимать, что очень часто, когда умирает близкий, у нас есть частично мнимая вина, невротическая вина, частично подлинная вина. И мы должны понимать разницу между ними, это работа уже со специалистом, но она требует длительного времени. Во всяком случае, в момент острого горя с чувством вины работать очень трудно или лучше не стоит.

Здесь изображено время горевания, когда горе касается .

Первая стадия , от суток до двух - это шок и отрицание утраты. Что значит отрицание утраты? Например, когда родственникам сообщают о смерти, они не верят в это. Буквально не верят в это. То есть они начинают продолжать обращаться к врачам, к близким с тем, чтобы те подтвердили им, что это на самом деле не так. На этой стадии отрицания утраты некоторые члены семьи могут застревать на долгие годы или на всю оставшуюся жизнь. Я знаю таких женщин, которые не верят в кончину их ребенка, например, и продолжают сохранять всю обстановку в доме, вещи умершего ребенка, поддерживая для себя призрачный иллюзорный миф, что вот ребенок вернется в свой дом, где ждут его вещи, где ждет его комната и всё прочее.

Застревание на этой отрицающей стадии очень болезненно, может привести к такой дисфункции семьи, что она может в буквальном смысле развалиться. Многие члены семьи просто покинут такую семью, они не могут дальше оставаться в ней, потому что нельзя жить рядом с тем, кто продолжает ожидать давно усопшего, погребенного и похороненного, отпетого члена семьи.

В течение первой недели , конечно, наблюдается истощенность, потому что были похороны, было погребение, было отпевание, встречи, поминки и так далее. Эмоциональная и физическая истощенность семьи здесь очень ярко выражена. И, конечно же, здесь нужно проявить заботу друзьям и знакомым, близким и самим членам семьи о том, что семья нуждается в отдыхе, в уединении, в тишине, в покое.

Две-пять недель , то есть что-то вроде месяца: многие члены семьи возвращаются к повседневности - к работе, к обычному образу жизни, к своим делам, которые были прерваны на неделю, быть может, у кого-то меньше, у кого-то больше. И тогда самые близкие чувствуют больше утрату, потому что гости разъехались, а дальние родственники вернулись к своей жизни. Они остаются с этой пустотой утраты. И у них более остро возникает тоска, гнев, горе. Шок проходит, наступает время острого горевания, которое может продолжаться очень долго - от полутора месяцев до трех месяцев, наступает переходная стадия из тоски и гнева.

Три месяца и до года длится траур, можно сказать, ощущение беспомощности, регрессивное поведение членов семьи. Например, кто-то из членов семьи может вдруг превратиться в подобие маленького ребенка, за которым нужен дополнительный уход и наблюдение. Возможно, кого-то затронет в большей степени . А кто-то будет искать заместителя этого поведения - того, кто как бы возьмет на себя функцию умершего. Это могут быть самые разные члены семьи. Дети замещают ушедшего родителя, родитель иногда играет в погибшего умершего ребенка и так далее. То есть здесь происходят удивительные приключения с заместителем поведения. Конечно же, с патологическим поведением, с поведением, которое вносит в семью еще большую дисфункцию, кроме самого горя.

Наконец, происходит годовщина . Это очень важный момент, когда семья, по сути дела, имеет возможность совершить эту годовщину. Годовщина - это некоторое очень важное событие, когда частное горе возвышается до семейного символического горя, когда совершается ритуальное завершение. То есть это поминовение, это поминки, это богослужение, это молитва, это поездка на кладбище, может быть, даже в другой город, в другой район. Но, во всяком случае, родственники вновь собираются, и общее горе облегчает горе самых близких родственников. Если не происходит застревание, потому что нередко самые близкие родственники не готовы расстаться со своим трауром, не готовы расстаться со своим горем.

Что означает застревание? Застревание - это когда семья не может преодолеть определенную стадию горевания, и человек не может преодолеть. А это означает, что он не возвращается к обыденной жизни, он продолжает жить в патологической жизни, где его психическое состояние вновь и вновь разрушает его здоровье.

Наконец, от полутора до двух лет после утраты семья имеет возможность вернуться к своей прежней жизни. Разумеется, к прежней, но уже без того, кто ушел навсегда. То есть к этому времени функции семьи тем или иным образом перераспределены. Структура вновь пришла в некоторое равновесие в силу новых ролей: роли замещены, функции перераспределены, структура вновь продолжает пребывать в каком-то равновесии. Разумеется, в новом равновесии.

Если семья теряет нерожденного ребенка, то в чем будет специфика стадий? Стадии не те же. Здесь тоже горе, и здесь очень важно, чтобы мать и отец нерожденного ребенка совместно переживали, проживали это горе. Здесь, как правило, не участвуют посторонние люди, которые могут быть просто не посвящены в это. Поэтому здесь очень важно, чтобы родители этого ребенка - мать и отец, муж и жена, - чтоб они вместе, не порознь, а вместе переживали это горе, чтобы они помогали себе пройти эти стадии. Но в какой-то степени это похоже на потерю ребенка, только здесь нет контакта, здесь нет визуальной памяти, слуховой памяти, сопереживания с этим ребенком. Здесь всё немножко по-другому, и тут еще очень важны обстоятельства, при которых погиб ребенок. Если обстоятельства каким-то образом связаны с образом жизни супружеской пары или конкретно матери, которая вынашивала этого ребенка, тогда здесь будет, конечно же, очень серьезная проблема с чувством вины. И если здесь была какая-то непредвиденная проблема со здоровьем или еще с чем-то, то здесь тоже будет чувство вины от того, что не всё сделали, или от чего-то это зависело, могут быть взаимные обвинения в наследственности и так далее, тут есть своя специфика.

Что означает работа с горем семьи и близких? Прежде всего, важно помочь семье пройти все стадии . Каким образом? На каждой стадии есть своя симптоматика поведения. Скажем, на стадии тоски и гнева очень важно помочь близким воспоминанием жизни усопшего, переживанием вновь всей его жизни, начиная с самых ранних лет его жизни, просматривать его архивы, его дела, его фотографии. И на этой стадии, кстати говоря, рождаются определенные мифы, что неплохо, потому что семья таким образом справляется с горем. Рождаются определенные замыслы, возникают какие-то мемориальные идеи памятника, составления альбома и так далее. То есть здесь есть много очень важных вещей, которые помогают пережить. И если кто-то помогает семье пережить, значит, он выслушивает, много раз выслушивает одно и то же об усопшем - о том, как он болел, о том, как он умирал, о том, что переживали члены семьи в этот момент, это всё очень важно.

Помощники

Собственно говоря, работа помощников семьи, друзей, близких - это и есть быть, присутствовать в семье и слушать бесконечно эти рассказы, эти повторения, которые меняются раз от разу, и это отчасти помощь в преодолении горя. И, конечно же, надо заботиться о близких, которые переживают горе, чтобы они спали, ели, отдыхали и возвращались потихонечку к жизни, которая их продолжает ждать.

Разумеется, еще раз я должен сказать, что работа с острым горем, работа с людьми, которые пережили тяжелое положение, - это серьезная работа, и она начинается, прежде всего, с ресурсов самих помощников. То есть помощники нуждаются в диагностике, помощники нуждаются в подготовке, прежде чем они берутся за это. Естественно, если это речь идет о родственниках - их никто не спрашивает. Родственники встречаются с горем потому, что они родственники, а вовсе не потому, что они взялись помогать. Но если это волонтеры, если это близкие знакомые, то они должны понимать, что помочь они могут только в том случае, если они сами умеют регулировать свое эмоциональное поведение, сами могут быть достаточно эмоционально устойчивы. И тут еще одна очень важная вещь: всем помогающим в остром горе нужно пройти курс исцеления от суеверий и магизма.

Вопросы

Есть ли риск, когда близкие не разъезжаются, а остаются поддерживать самого горюющего члена семьи, что этим они замедлят прохождение этапа переживания горя и наоборот продлят процесс?

Нет, наоборот. Если они задерживаются, остаются в семье, где произошла смерть, они помогают преодолеть горе. Потому что, еще раз говорю, заново проживается жизнь усопшего, повторяется, рассказывается. Это всё важные психотерапевтические ритуалы, которые помогают, и близкие - как раз именно те люди, которые могут помогать семье.

Какая помощь может быть оказана, если в семье проявляется заместительное поведение?

Если члены семьи принимают это заместительное поведение и не хотят от него избавляться, едва ли можно помочь. Например, нередко бывает, в течение года или двух после смерти одного из членов семьи рождается ребенок. И иногда его называют именем усопшего. Или даже еще больше того, как бы назначают его заместить того, особенно если это старший ребенок умер, то родившегося младшего назначают как бы быть ему заместителем. Или если, например, умер отец, старшая дочь берет на себя функции отца, чтобы маме и другим детям заместить отца.

К сожалению, в таких случаях семья неохотно идет на осознание этой действительно патологической ситуации, потому что её устраивает такое положение. И очень часто и самого «заместителя», и тех, кто принимает эту заместительную помощь, может устраивать такое положение. Но когда семья или эти члены семьи готовы будут осознать, что с ними происходит, вот тогда можно помочь им осознать, почему произошло так, и что произошло в семье в этой ситуации. Поэтому не всегда можно помочь.

Если очевидно, что человек застрял на какой-то стадии горевания, но не признает это, как ему помочь?

Если человек не хочет с этой стадии уходить, нельзя его насильно тащить куда-то. Но, по крайней мере, можно быть рядом и не участвовать в его мифах. Например, мать, глядя на фотографию сына, обращается к нему, как к живому, пытается с ним говорить, с ним советоваться. Вы не обязаны в этом участвовать. И вы можете не объяснять и не выводить на чистую воду мать, но вы можете в этом мифе не участвовать. Вы можете совершенно трезво и однозначно говорить о человеке, как об усопшем, молиться о нем, поминать его и не делать вида, что вы тоже думаете, что человек не умер. Вот это уже будет достаточной помощью. В любом случае, человек, страдающий таким застреванием, может обратить внимание, может попросить у вас помощи, и ему, может быть, рядом с вами будет легче. А, может быть, он с агрессией вас оттолкнет, прогонит прочь. Но, по крайней мере, у него будет шанс узнать правду от того, кто был рядом с ним.

Надо понять, что там, где человек хочет обманываться, хочет жить в нереальном мире, хочет жить с мифом, мы не можем его переубедить, мы не можем насильно заставить его жить в реальности. Но мы сами, рядом живущие, можем продолжать жить в реальности, не подыгрывая мифологии другого.

Подготовила Тамара Амелина