Как слава курилов уплыл из ссср. Самые известные люди, сбежавшие из ссср (13 фото)

«…И только одному человеку на корабле не спалось. Вячеслав Курилов прыгнул за борт и начал плыть к Филиппинам. Это считается первым и единственным в истории побегом из Союза через борт круизного лайнера…».

Привет, читатели! Если вы читаете мои статьи в рамках блога приключенческого проекта «На Грани», то наверняка заметили, что я очень люблю смотреть фильмы, особенно если этого документальное кино о советских временах. Наверное, потому что я жил в те годы и мне хочется заново пережить все воспоминания и прочувствовать дух тех времен. В общем, картину, где играл якобы Слава Курилов, я начал смотреть с большим интересом и воодушевлением…

Один в океане — краткое содержание

Молодой океанолог не проникся жизнью в Советском Союзе, и решил прыгнуть в море, трое суток плыл рядом с акулами, рисковал жизнью, только чтобы жить в другой стране. Ситуация очень курьезная и показательная, заслуживающая отдельного поста.

Но насколько сильно я был удивлен, когда я понял, что многие позиционируют Славу Курилова не как героя, а как предателя. А вы как считаете? Заслуживает этот человек презрения или наоборот, мотивирует вас на подвиги?

Чтобы сложить собственное мнение, нужно научиться читать между строк и понять, что подвигло человека совершить такой поступок, и только после этого начинать его осуждать, как делают многие.

Представьте на минутку, что за окном декабрь 1974 года. В лентах всемирных информагентств можно прочитать такую сенсационную новость: «Был осуществлен побег из СССР. Гражданин спрыгнул с борта лайнера, в Тихий океан, и уплыл» В сообщении утверждалось, что беглецом было преодолено в открытом океане больше сотни километров, через несколько дней он сам вышел на берег ! Думаю, вы уже догадались, кто был этим гражданином.

Биография Славы Курилова

Появился на свет во Владикавказе, в 36 году прошлого века. Свои детские годы он провел в казахском городе Семипалатинске. Там, посреди степи, у него появилась мечта проводить больше времени на море. Когда парню исполнилось только десять, он переплыл Иртыш. После получения аттестата о среднем образовании, захотел отправиться работать юнгой на Балтийском флоте. В мечтах его была профессия штурмана, но у Станислава с рождения было плохое зрение. Остался единственный выход – отправиться на учебу в Ленинградский метеорологический институт. Во время студенчества освоил .

После получения диплома «океанографа», начал преподавать в институте океанологии, принимал участие в создании подводных исследовательских лабораторий «Черномор», основал профессию инструктора во Владивостокском биологическом Институте моря. Изначально отношения с морем у парня были мистическими. Он верил что оно — живое и как-то по-особому «ощущал» его.

Со студенческой скамьи Станислав Курилов

Он развил в себе аскетизм, освоил особые дыхательные практики. Некоторые источники сообщают, что он мог заниматься до 20 часов в день. И вам лень (и мне, в том числе) уделить спорту полтора часа в день?

Когда к научному изысканию ученых Союза начал проявлять интерес великий Жак Ив Кусто, Станислав сделал немало попыток, чтобы получить разрешение отправиться в зарубежную командировку, но ему было отказано. Формулировка была очень жестокой: «невыездной». Все потому, что у Курилова была сестра, которая жила за границей (она полюбила индийца и через несколько месяцев, уже с супругом, они выехали в Канаду), и у советских чиновников обоснованно создалось впечатление, что парень может никогда не вернуться в СССР.

Он мечтать стать гражданином всего мира, не знать границ и свободно передвигаться по морям. Поэтому и отважился ступить на рискованную дорогу - покинуть границы страны во время морского круиза «Зима превращается в лето».

В декабре 74 года Станислав купил первый билет во Владивосток, и уже там приобрел туристическую путевку на международный лайнер. Ему, кстати не требовалась виза (лайнер не заходил на территорию иностранных портов). Через несколько дней Курилов поднялся на несколько ступеней и стал пассажиром лайнера, который был назван очень символически «Советским Союзом».


Такие совпадения только подзадорили его стать беглецом. А вы когда-нибудь катались на лайнере? И как вам? Если да, делитесь в комментариях, интересно узнать ваши впечатления от морского путешествия.

История побега Вячеслава Курилова

К Цусимскому проливу маршрут круиза не был обнародован. Но Курилов не терял зря времени - он поэтапно работал над изучением теплохода, и через несколько дней знал его досконально.

Между тем, парень все время сливался со всеми отдыхающими, хотя у него не было желания пить, гулять и веселиться, как делали это все остальные.

Он нерегулярно посещал столовую только для того, чтобы его не бросились мгновенно искать раньше запланированного времени. Но больше всего он был взволнован тайной, которая была окутана маршрутом. Только на третий день ему удалось ее рассекретить. Карта была обнародована в самом большом и людном зале лайнера: они отправлялись на западную часть Тихого океана! Курилов понял, что эти места, словно знак небес - благодаря карте ему удалось сэкономить много времени, чтобы правильно определить курс судна.

После более детального анализа маршрута он понял, что прыгнуть за борт лайнера можно только в двух точках: недалеко от острова Сиаргао или Минданао.

По плану, они должны были быть в этих местах 13 декабря 74 года

Конечно, число тринадцать он считал не самой удачной датой для такой рискованной авантюры, но у него не оставалось выбора.

На протяжении всего вечера он пытался быть на виду. Если учитывать здравый смысл, процент, чтобы добраться живым до берега, был равен нулю. Он мог запросто погибнуть от удара об воду, когда осуществлял прыжок, утонуть, захлебнувшись от переутомления, или его могла схватить судорога, им могли полакомиться акулы.

Корреспондентом издания «Владивосток» Михаилом Матвеевым, который был тогда на лайнере, были позже опубликованы собственные мысли по этому поводу. Он вспоминал, что после обнаружения пропажи одного пассажира, веселое настроение у отдыхающих сразу же пропало. Началось такое, что невозможно вообразить. Туристы, и экипаж собрались в музыкальном зале, их всех пересчитывали по головам, сверялись списки. Во время проверки было обнаружено, что одного туриста нет на борту, зато на лайнере было много тех, кто поехал «зайцем», так сказать, товарищи директора, что организовывал круиз.

Через несколько дней эту историю рассмотрит писатель-эмигрант Василий Аксенов, который в те года работал на «Голос Америки». «Что же за такое государство, - писал он, - если даже смерть не может остановить человека, чтобы сбежать. Разве может Союз быть таким величественным?».


Побег из СССР Вячеслава Курилова был удачным?

Родственники беглеца сначала сказали, что он без вести пропал.

А когда власти страны узнали, что Курилов оказался на территории Филиппин - об этом сообщил «Голос Америки», - он был заочно осужден и приговорен к десяти годам тюрьмы, за то, что он «изменил Родине».

Курилов плыл три дня в океане

Ему препятствовал сильный дождь, был шторм, длительное время он находился без пресной воды. Но ему чудом удалось выжить. За несколько километров до берега он не ощущал ног, время от времени плыл без сознания, видел галлюцинации.

На второй день он увидел на горизонте землю, но не смог туда добраться: сильное течение сносило его к югу. На счастье, этим же течением он доплыл к рифам, что расположились на юге острова.

Курилова нашли рыбаки рано утром, они и сообщили о его местонахождении властям. Станислава арестовали. Почти 12 месяцев он провел под следствием, сидел в местной тюрьме, но даже, несмотря на это, чувствовал себя более свободным. Вы можете себе такое представить? Жду ваши отзывы в комментариях. Может быть, его бы осудили за то, что он незаконно пересек границу, но за него активно боролась сестра, подключая все канадское правительство.

Где-то спустя год, мечта парня осуществилась, он получил документальные подтверждения своего статуса беглеца, и покинул территорию Филиппин.

Первые годы он жил в Канаде, работал в местных кафе. С годами его приняли на работу в частные океанографические компании Южной Америки и Канады, что занимались исследованиями морского дна, а также поставкой водолазного снаряжения. В конце января 98 года Курилов погиб, когда проводились подводные исследования Галилейского моря - у него остановилось сердце. За день до гибели он спас своего товарища, который запутался в рыболовных сетях, но потом, он запутался и сам. Когда его освободили от пут, ему резко стало плохо, а когда он оказался на берегу, скончался.

Книга Славы Курилова «Один в океане»

Эта книга меня поразила. Я советую вам обязательно прочитать ее, вот несколько цитат:

«После того, как я тщательного осмотрел корму лайнера с точки зрения будущего беглеца, я осознал, что прыжок можно осуществить исключительно в двух точках: где расположена лопасть огромного винта и концы подводных крыльев, и там, где водная струя отбивается от корпуса. Расстояние до воды с двух точек не больше четырнадцати метров. Я неоднократно прыгал в море с десятиметровых скал или с надстроек небольших кораблей. Но это была слишком большая высота… и скорость…».

«Я был словно дикий зверь, который собирается в последний раз отправиться в родные джунгли. Но потом, зверя на цепи обратно затащат в клетку. Я не мог даже предположить, что вернусь, я не мог больше жить, как раб. Сложно осознать то, что я родился на этой чудесной прекрасной планете, но пожизненно должен жить согласно коммунистическим идеалам, ради чьих-то идей».

«Полет над водой мне казался словно бесконечность. За это время я пересекал некие психологические барьеры, и вынырнул я совершенно другим человеком…

После того, как я всплыл, замер от ужаса. На расстоянии вытянутой руки - огромный лайнер и его винт, что быстро вращается! Я физически чувствовал его движения. Какая-то невидимая сила тянула меня прямо к нему. Я сделал отчаянные попытки, пытался плыть в другом направлении - и увязывал в плотную массу воды, что намертво сцепилась с винтом. Через некоторое мгновение наступила полная темнота. Я выбросил ненужные мне вещи, надел маску с трубкой и начал глубоко дышать. Вода показалась мне относительно теплой, такая температура позволяла плыть не одни сутки. На часах светился циферблат, я точно запомнил время 20 часов 15 минут, я снял их позже, когда обратил внимание, что они больше не идут».

Вы читали эту книгу? Если — да, то какие ваши самые любимые цитаты? И еще, рекомендую вам все-таки посмотреть

документальный фильм «Один в океане» (Побег)

Что стал основой для написания этой статьи:

Герой или предатель? Каждый из вас, прочитав статью, наверняка нарисовал собственную картину происходящего, да, пускай многие считают это не правильным, но для меня это человек с большой буквы. В нем сочетается отвага, мужество, целеустремленность, расчетливость, умение полностью контролировать ситуацию и руководить собственным телом. Это достойно похвали. Вы разделяете мое мнение? Жду отзывы в комментариях.

Подписывайтесь на и первыми читайте все самое интересное. Хорошего дня!

Текст — агент Q.

Вконтакте

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Станислав Васильевич Курилов (17 июля 1936 - 29 января 1998) - советский, канадский и израильский океанограф, писатель, известный своим побегом вплавь с борта советского туристического лайнера.

Биография

Родился в 1936 году в городе Орджоникидзе. Детство провёл в Семипалатинске, где научился плавать; в 10-летнем возрасте переплыл реку Иртыш. Пытался без документов устроиться юнгой на Балтийский флот. Отслужил в армии химическим инструктором сапёрного батальона.

Изучал социальную психологию в педагогическом институте, окончил штурманское училище, окончил Ленинградский метеорологический институт по специальности «Океанография». После этого работал в филиале Института океанологии Академии Наук СССР в Ленинграде, был инструктором по глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке. Изучал йогу по самиздатским публикациям. Пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, однако ему в этом упорно отказывали, по разным причинам, в том числе, в связи с тем, что у него жили родственники за границей (его родная сестра вышла замуж за индийца и уехала со своим мужем в Индию, а затем в Канаду).

Побег из СССР

Не имея возможности побывать за рубежом из-за категорического отказа властей и закрепления за ним статуса - «невыездной» Станислав Курилов запланировал убежать из СССР. Эта мысль зрела в нём долго, а нашла выход спонтанно, когда он увидел объявление о круизном туре на лайнере «Советский Союз», следовавшем из Владивостока до экватора и обратно без захода в порты в декабре 1974 года.

Рассчитав по карте оптимальный маршрут, ночью 13 декабря 1974 года он прыгнул с кормы судна в воду. Без еды, питья и сна, в течение более чем двух суток Станислав проплыл до острова Сиаргао (Филиппины) около 100 км. Такой выносливости способствовали, со слов самого Курилова, его многолетние занятия йогой.

Филиппинцы доставили Курилова в г. Кагаян-де-Оро на Минданао, и информация о его побеге попала в международную прессу.

После расследования, проведённого филиппинскими властями, и нахождения в заключении был депортирован в Канаду, получил канадское гражданство.

После побега

В Канаде Курилов сначала был разнорабочим в пиццерии, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями (поиски полезных ископаемых в районе Гавайских островов, работа в Арктике, океанографические изыскания в экваториальных водах). Во время одной из рабочих поездок в США встретился там с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. По их приглашению побывал в Израиле, познакомился там с Еленой Генделевой.

В 1986 году, женившись на Е. Генделевой, поселился в Израиле, стал сотрудником Хайфского океанографического института. В 1986 израильский журнал «22» полностью опубликовал повесть Курилова «Побег».

… он-то безусловно принадлежал к малому племени смельчаков, дерзавшему против подлой власти. Прыжок в бескрайний океан с кормы огромного советского парохода, двухдневный заплыв в воде в сторону неведомых Филиппин; кто ещё мог такое сотворить, если не русский интеллектуал, спортсмен и йог Слава Курилов?
Русской интеллигенции не следует забывать своих героев: их не так много. … вот он, образ вечного мятежника!

Погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух. Похоронен в Иерусалиме на малоизвестном кладбище немецкой общины темплеров.

Память

В 2012 году режиссёром Алексеем Литвинцевым был снят о Курилове документальный фильм «Один в океане». Премьера фильма состоялась на телеканале «Россия-1» 16 декабря 2012 года.

Задача данной статьи - выяснить причину ухода из жизни во время водолазных работ СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА КУРИЛОВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 31 48 58 70 85 88 106 125 126 140 150 168 180 181 184 187 188 206 216 228 257 263 266 276 300
К У Р И Л О В С Т А Н И С Л А В В А С И Л Ь Е В И Ч
300 289 269 252 242 230 215 212 194 175 174 160 150 132 120 119 116 113 112 94 84 72 43 37 34 24

18 37 38 52 62 80 92 93 96 99 100 118 128 140 169 175 178 188 212 223 243 260 270 282 297 300
С Т А Н И С Л А В В А С И Л Ь Е В И Ч К У Р И Л О В
300 282 263 262 248 238 220 208 207 204 201 200 182 172 160 131 125 122 112 88 77 57 40 30 18 3

КУРИЛОВ СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ = 300 = 220-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ + 80-В ВОДЕ ОЗЕРА.

300 = 223-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ В... + 77-ВОДЕ ОЗЕРА.

300 = 252-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ В ВОДЕ + 48-ОЗЕРА.

300 = 96-ЗАДЫХАНИЕ + 204-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАН\ ие \.

300 = 220-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ + 80-ЗАДЫХАН\ ие \.

300 = 206-КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД + 94-ПОГИБЕЛЬ.

300 = 184-ПОГИБШИЙ БЕЗ ВОЗДУХА + 116-ГИПОКСИЯ.

300 = 208-\ 116-ГИПОКСИЯ + 92-ПОГИБШИЙ \ + 92-БЕЗ ВОЗДУХА.

300 = 184-ПОГИБШИЙ БЕЗ ВОЗДУХА + 116-ВОДНАЯ СРЕД\ а \.

300 = 117-ВОДНАЯ СРЕДА + 183-ПОГИБШИЙ БЕЗ ВОЗДУХ\ а \.

300 = 180-УТОНУЛ В ВОДЕ ОЗЕРА + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

300 = 132-УТОНУЛ В ВОДЕ + 168-\ 48-ОЗЕРА + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ \.

300 = 100-УТОНУЛ + 80-В ВОДЕ ОЗЕРА + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

300 = 168-СРЕДА БЕЗ КИСЛОРОДА + 132-УТОНУЛ В ВОДЕ.

300 = 160-В ВОДЕ ОТ ГИПОКСИИ + 140-В ВОДЕ ОТ ГИПОКС\ ии \.

300 = 150-В ВОДЕ ОТ ГИПОКСИ\ и \ + 150-В ВОДЕ ОТ ГИПОКСИ\ и \.

300 = 93-В ЛЁГКИХ ВОДА + 207-НЕТ ДОСТУПА ВОЗДУХ\ а \.

300 = 208-НЕТ ДОСТУПА ВОЗДУХА + 92-В ЛЁГКИХ ВОД\ а \.

300 = 100-УТОНУЛ + 200-\ 100-УТОНУЛ + 100-УТОНУЛ \.

300 = 140-НЕ РАССЧИТАЛ + 160-КОНЧАЕТ ЖИЗНЬ.

300 = 230-\ 140-НЕ РАССЧИТАЛ + 90-КОНЧАЕТ \ + 70-ЖИЗНЬ.

Следует сказать, что ситуации, подобной данной трагедии, случаются с нами именно из-за этого предложения "НЕ РАССЧИТАЛ...", тогда в код ПОЛНОГО ИМЕНИ вносится запись "САМОУБИЙЦА", хотя это и ненамеренное самоубийство.

Смотрим следующие таблицы:

1* 19* 29 41 70 76 79* 89* 113* 18 19* 32 47 67 69 79* 89* 112* 113*
...А С И Л Ь Е В И Ч С А М О У Б И Й Ц А
113* 112* 94* 84 72 43 37 34* 24* 113* 95 94* 81 66 46 44 34* 24* 1*

Читатель может сам оценить следование цифр в обеих таблицах.

300 = 187-ЗАДЫХАНИЕ БЕЗ ВОЗДУХ\ а \ + 113-САМОУБИЙЦА.

187 - 113 = 74 = НЕ РАСС\ читал \ = КОНЧИ\ на \.

300 = 188-ЗАДЫХАНИЕ БЕЗ ВОЗДУХА + 112-САМОУБИЙЦ\ а \.

188 - 112 = 76 = СГУБЛЕН\ ный \.

188 = ЗАДЫХАНИЕ БЕЗ ВОЗДУХА
___
113 = ЗАДЫХАНИЕ БЕЗ \ воздуха \

180 = УТОНУЛ В ВОДЕ ОЗЕРА
_______________________________
132 = УТОНУЛ В ВОДЕ

168 = СРЕДА БЕЗ КИСЛОРОДА
_______________________________
150 = ...РЕДА БЕЗ КИСЛОРОДА

92 = БЕЗ ВОЗДУХА

220 = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ

216 = УТОНУВШИЙ В ВОДЕ ОЗЕРА
____________________________________
94 = ПОГИБЕЛЬ

93 = В ЛЁГКИХ ВОДА
_______________________________
208 = НЕТ ДОСТУПА ВОЗДУХА

208 - 93 = 115 = ЗАХЛЁБЫВАНИЕ.

300 = 208-НЕТ ДОСТУПА ВОЗДУХА + 92-В ЛЁГКИХ ВОД\ а \
24 = ВОДА

300 - 24 = 276 = 180-ЗАХЛЕБНУЛСЯ В ВОДЕ + 96-КОНЕЦ ЖИЗ\ ни \.

300 = 180-ЗАХЛЕБНУЛСЯ В ВОДЕ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 29.01.1998. Это = 29 + 01 + 19 + 98 = 147.

147 = УТОНУЛ В ВОДЕ О\ зера \ = МГНОВЕННАЯ СМ\ ерть \.

300 = 147-МГНОВЕННАЯ СМ\ ерть \ + 153-МГНОВЕННАЯ СМЕ\ рть \.

Справка:

Синкопальное утопление характеризуется практически мгновенной смертью из-за рефлекторной остановки сердца.
www.polismed.ru/utopleniye.html

271 = 206-КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД + 65-ПОГИБЕЛ\ ь \.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 271-ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ ЯНВАРЯ + 117-\ 19 + 98 \-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 388.

388 - 300-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 88 = УМЕР В ВОДЕ, УТОНУ\ л \, (КУРИЛОВ).

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 44-ОДИН = 221.

221 = 89-КОНЧИНА + 132-УТОНУЛ В ВОДЕ = 100-УТОНУЛ + 121-КОНЧИНА В ВОДЕ.

300 = 221-ШЕСТЬДЕСЯТ ОДИН + 79-ПОГИБ В ВОДЕ.

Смотрим столбец в нижней таблице:

96 = ЗАДЫХАНИЕ
__________________________________________________________
207 = ШЕСТЬДЕСЯТ ОДИ\ н \ = НЕТ ДОСТУПА ВОЗДУХ\ а \

207 - 96 = 111 = В ВОДНОЙ СРЕД\ е \ = ПОТОНУЛ.

Примечание:

Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 17.07.1936. Это = 17 + 07 + 19 + 36 = 79 = ПОГИБ В ВОДЕ.

300 = 79-ПОГИБ В ВОДЕ + 221-ШЕСТЬДЕСЯТ ОДИН-(код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ).

Рецензии

Альберт, был спор, был интерес, выживет или нет, доплывёт или нет.
Был научный эксперимент. Была его бахвальба. Был научный интерес воэможностей йоги.
Был контролируемый побег... на выживание. У него никаких секретов не было, условие - доплывёшь, свободен.
Наоборот, там его заподозрили, долго разбирались, долго негласно вели.
Натерпелся...
Сомнения в необычности передавались радио "голосами". Самиздат был тендециозный,
Вопросов много осталось, но то, что совершил на выживаемость, научно исследовалось.

Организм человека способен на многое, я бы даже сказал на невозможное. Об этом история одного побега через океан.

Декабрь 1974 года. Тихий океан. На пассажирском лайнере «Советский Союз» танцы. На борту несколько сот счастливчиков. Это советские граждане, которым повезло в самый разгар зимы отправиться в морской тропический круиз. Только очень внимательный взгляд из всех туристов выделил бы одного не совсем обычного. Он был почти всегда один, в то время как другие пили, ели и веселились. Он часами смотрел на океан или изучал звездное небо. Вечером 13 декабря 1974 года человек выходит на верхний мостик и оглядывается. На главной палубе пассажиры танцевали, девушки ожидали приглашения на танец. Но одинокий пассажир смотрел не на них, а в темноту за бортом. Ревущий океан и ни единого огня на горизонте. Часы показывали 21:00. Через одну минуту человек спустился на корму главной палубы и сделал шаг за борт через границу государства.

В канун нового 1975 года москвичи готовились к новогодним торжествам. В предпраздничные дни из-за океана приходит сенсационная новость - побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера. После трех суток проведенных в воде он самостоятельно вышел на филиппинский берег. Но советские радиостанции и пресса молчали, а сквозь шум и помехи так называемых «глушилок» радиостанция «Голос Америки» сообщила имя беглеца. Это был Станислав Васильевич Курилов. На запрос родственников, где Стас, они получали ответ, - пропал без вести. И только через 12 лет беглец дал интервью Израилю. Скромный и застенчивый человек с неуверенным английским и обезоруживающей улыбкой. Трудно поверить, но это он совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю его семидесятилетнюю историю.

Это был прыжок с высоты пятиэтажного дома под вращающийся гребной винт. Трехдневное плавание в штормовом океане среди акул. Не одна система тренировок не гарантирует безопасность человека, который решился на такой сумасшедший поступок.

подводная лаборатория «Черномор»

И, тем не менее, серьезный опыт работы в воде и под водой у Станислава Курилова действительно был и только благодаря этому он сумел выжить. Так в 1968 году близ Геленджика на побережье проводились испытания подводной лаборатории «Черномор». Среди испытателей был и молодой океанолог Станислав Курилов. Многотонной агрегат позволял водолазам неделями жить под водой, и выходить работать на морское дно.

Задачей подводной экспедиции было выяснить, как ведет себя организм в непривычных условиях и каковы пределы возможностей человека. Акванавты в условиях повышенного давления и без солнечного света испытывали постоянные физические нагрузки.

пароход «Albert Ballin»

лайнер «Советский Союз»



Лайнер «Советский Союз» почти полвека считался самым большим пассажирский судном в СССР. По высоте корабль мог сравниться с многоэтажным домом, длина его более 200 метров, водоизмещение свыше 30 тысяч тонн. Однако в энциклопедиях о нем не писали. А причина в немецком происхождении судна. Его первоначальное название «Albert Ballin». Лайнер был построен в Гамбурге в 1925 году. В 1945 году потоплен. После войны поднят со дна Балтийского моря, а уже в 1957 году уже под именем «Советский Союз» прибыл в новый порт приписки Владивосток. Советских пассажиров поражала роскошь и убранство лайнера. Сияющий узорчатый паркет, бронзовые светильники, бассейн с подсветкой, одним словом настоящий плавучий дворец. Выбить заграничную путевку на таком лайнере для обычного советского гражданина было почти невероятное везение. Однако это везение Станиславу Курилову сопутствовало. Дождливым ноябрьским вечером он прочитал в газете «Вечерний Ленинград» небольшое объявления о том, что приглашаются все желающие принять участие в морском круизе под названием «Из зимы в лето». Это был к экватору. На лайнере было около 1200 человек туристов, и следовал он без захода в иностранный порт, к экватору без остановок, а затем назад. Этакая приятная возможность позагорать в декабре. Но будущий беглец загорать не собирался. Он легко получил путевку, ведь лайнер не будет останавливаться в иностранных портах, а значит визы для пассажиров ни к чему. Охранять их тоже не обязательно, куда пассажиры могут деться, если вокруг на многие километры сплошной океан. Представить себе, что кто-то решится прыгнуть с борта самого большого в СССР круизного лайнера, даже у опытных сотрудников государственной безопасности просто не хватило воображения.

Станислав Курилов с раннего детства мечтал о приключениях. Он воображал себя на тропическом острове. Он бредил морем, и мог часами любоваться картиной с изображенным парусником. Родителей он считал «безнадежно сухопутными людьми». Страсть Станислава к морю, они считали блажью, которая скоро пройдет. Уже в 10 лет он объявил на улице что переплывет Иртыш - огромную судоходную реку с множеством водоворотов и быстрым течением. У Славы едва хватило сил выполнить обещание, но настоящий ужас он испытает спустя 28 лет, когда окажется на расстоянии нескольких метров от вращающегося винта лайнера в открытом океане.


Лайнер «Советский Союз» вышел из порта Владивосток 8 декабря 1974 года. Станислав Курилов мысленно прощался с родиной, впрочем, окончательной уверенности в том, что он сумеет совершить побег, у него пока не было. К тому же будущий беглец не взял с собой в рейс карту Тихого океана и даже не захватил компас, что для ранее готовящегося человека является непростительной небрежностью. Через 3 дня после выхода из порта, пассажиры разгуливали по палубе в одних плавках, и загорали под южным солнцем. Большинство из них подходили к борту с опаской как к пропасти, а Станислав Курилов еще ничего толком не решивший проводил у борта все свободное время. Он часами вглядывался в линию горизонта пытаясь увидеть землю.

В 15 лет Станислав Курилов тайком от родителей едет из Семипалатинска в Ленинград, чтобы попасть на судно дальнего плавания. Он сразу же получал отказ, но впервые в жизни видит море, и дает себе клятву к нему вернуться. «Не разрешили быть юнгой, значит, буду капитаном!», - решил для себя Слава. Сомнений у путешественника не было. Он решил поступать в мореходное училище, для чего он штудирует учебники по математике и физике. Но тут его снова ждет удар - из-за близорукости, он не может пройти медицинскую комиссию. Кажется судьба его настойчиво, раз за разом пытается увести подальше от моря, но сдаваться он не намерен. Когда надежды связать свою жизнь с морем уже почти не было, Станислав Курилов вспоминает, что еще есть факультет океанологии, и поступает в Ленинградский гидрометеорологический институт. Здесь он узнает о происхождении океанских ветров и течений, а также учится читать морскую навигационную карту. Уже очень скоро от того как он применит эти знания будет зависеть его жизнь.

круизный маршрут лайнера «Советский Союз»

11 декабря 1974 года лайнер «Советский Союз» полным ходом шел к экватору. Решение о побеге Курилов еще не принял. Как и все он знал приблизительный маршрут судна. Из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань Филиппинских островов до экватора, а затем примерно тем же маршрутом обратно. И только когда за кормой осталось Японское море, он увидел карту с обозначением пути судна. На ней был отмечен непросто маршрут лайнера, а рядом с линией пути стояли даты и даже корабельное время. Теперь беглец точно знал когда лайнер будет проходить мимо того или иного острова. Он понимал, что ни в одном из следующих рейсов такого везения уже не будет, если он действительно хочет прыгать делать это надо сейчас. Он рассчитал, что покинуть пассажирское судно может в двух точках, ведь прыгать с борта и остаться незамеченным нужно лишь ночью. Первая точка возле острова Сиаргао, вторая возле южной оконечности острова Минданао. Беглец знал, что Филиппины зона влияния США и место базирования американских военных баз, а значит, если он доплывет, обратно в Советский Союз его не вернут, тем более в разгаре холодной войны. Но он также знал, что союзные Филиппины с 70-х годов зона военного конфликта. Местные сепаратисты развернули масштабную партизанскую войну против правительственных войск.

12 декабря 1974 года карта с маршрутом уже была у Станислава Курилова в руках. Перебирая варианты побега, понимал, что лучшим местом для прыжка будет близ острова Сиаргао. Но вокруг Тихий океан открытый всем ветрам берег. Как океанолог он знал, что у острова его ждут огромные волны, к тому же слишком велик риск утонуть, разбившись о рифы. Перспектива быть съеденным акулами, утонуть и наконец, в случае особого везения доплыть и попасть в плен к сепаратистам. Только он мог назвать это благоприятный обстановкой.

Ночью 13 декабря 1974 года будет находиться вблизи от филиппинского острова Сиаргао. Это он знал благодаря найденной на лайнере карте. Та же карта позволили ему вычислить длину острова и среднюю скорость судна. Расчеты показали, что в запасе у беглеца всего 1 час. Еще раз, взвесив все за и против, Курилов принял решение прыгать. Прежде всего, он прыгнул как можно дальше от гребного винта. В воде он прижимал к груди сумку с плавательным снаряжением, в которую входили трубка, ласты и маска. Вокруг не было никаких ориентиров, кроме уходящего судна, по которому он ориентировался какое-то время. Но вскоре огни исчезли. Тогда его впервые охватил страх.


Он остановился и в течение 2 часов ждал появления звёзд. Он собрал всю свою волю и посмотрел в лицо страху. Как только на небе появились звёзды, Станислав продолжил плыть. Карту звездного неба он изучил достаточно хорошо. Главное потрясение беглеца ждало утром. На рассвете, всматриваясь вдаль, он никакого острова не увидел. Пока ещё он не знал, что всего ему придется провести в океане два дня и три ночи без еды, воды и без сна. И только чудом на этом морском пути он смог уцелеть. К вечеру первого дня плавания беглец уже отчетливо видел землю. Долгие тренировки по системе йоги дали о себе знать.

Станислав Курилов на занятии йогой - домашнее фото

После суток проведенных в воде у Славы было отличное самочувствие. Его не мучили ни голод, ни жажды. Он был готов к этому, у него был опыт голодания 36 дней. Он мог обходиться без воды две недели. Но самым сложным во время плавания было обходиться без сна. Прямо под ним находилась 10-километровая Филиппинская впадина, одна из самых глубоких в мировом океане. Это опытного пловца ничуть не пугало. Еще более удивительно его не смущали и акулы, которыми кишат эти воды. Он знал как себя с ними вести. Находясь в океане, он настолько чувствовал себя в своей стихии, что даже наслаждался видом роскошного заката. Но наступил второй день плавания, и вдруг беглец обнаруживает, что удаляется от острова, а не приближается к нему. Его сносит на юг течение, бороться с которым уже нет сил. На исходе вторых суток Курилов плыл, подчиняясь только инстинкту выживания. Земля давно скрылась из виду. Вокруг был сплошной океан. Разум пловца время от времени отключался, появлялись галлюцинации. Позже Курилов узнает, что течение, которое не дало ему приблизиться к острову, через несколько часов вынесет на берег.

филиппинский остров Сиаргао

15 декабря 1974 года местные рыбаки острова Сиаргао увидели на ночном берегу странное светящееся существо, передвигающееся по воде в дикой пляске. Туземцы в ужасе замерли, им показалось, что это посланец с того света. Но пловец испытал такое счастье, что выйдя на берег, не выдержал и начал прямо здесь танцевать. Свечение производил фарфорицирующий планктон.

В то время как пловец вышел на берег, пропажу, наконец, заметили на . Пассажирское судно возвратилось назад, и экипаж пытался найти случайно упавшего за борт туриста. И только когда о Станиславе Курилове сообщила радиостанция «Голос Америки» за дело взялось КГБ. Его осудили по статье «Об измене родине» и приговорил к десяти годам тюрьмы заочно.

Первую неделю побега Курилов провел в филиппинской тюрьме. Затем был эмигрирован в Канаду. Вместо паспорта Станиславу Курилову была выдана официальная бумага самого фантастического содержание, которым он гордился. На западе беглец наконец-то исполнил давнюю мечту. Он объездил полмира, участвовал как океанограф в десятках экспедиций, достиг Северного полюса. Словом жил той самой жизнью, о которой грезил с детства. Но мыслями возвращался назад к своему побегу. Вскоре после переезда в Канаду он начал писать книгу о проведенных трех суток в океане. В 1986 году переехал в Израиль, где женился и работал по специальности в Израильском океанографическом институте. Он погиб на острове Кинерет во время рядового погружения зимой 1998 года, вызволяя напарника из рыболовных сетей.


Вдова Станислава Курилова, Елена Генделева-Курилова, тот человек, благодаря которому мир по-настоящему узнал его историю. Собрав воедино разрозненные черновые записи, которые он вел всю свою жизнь, объединила их в книгу с названием «Один в океане», вышедший в Москве в 2004 году. Теперь на его могильном камне изображен парусник и слова, которые он любил повторять: «Для того чтобы быть счастливым ему достаточно просто видеть парусник на горизонте ».

Ощущение без причинного счастья оставляет его книга. Слава Курилов не просто совершил то, что не совершал до него никто, он ещё сумел подарить своим читателям радость, небывалую и никем не испытанную.

Из Советского Союза бежали разными способами, но этот побег был единственным в своем роде. 13 декабря 1974 года, в 20 часов 15 минут по корабельному времени, гражданин СССР Курилов Станислав Васильевич, 1936 года рождения, океанограф, прыгнул за борт круизного лайнера «Советский Союз». Ему предстояло провести в океане два дня и три ночи

Станислав Курилов вырос в Семипалатинске - но с детства бредил морем. Запоем читал Жюля Верна, «Остров сокровищ», «Робинзона Крузо». В пионер-лагере, тайком от родителей, научился плавать и в десять лет переплыл Иртыш. Родители не были бездумными романтиками и Слава поступил в автодорожный техникум. Занимался спортом, стал чемпионом города, вошел в сборную Казахстана. В пятнадцать лет он бросил техникум, убежал из дома и самостоятельно добрался до Ленинграда.

Он думал, что сможет, подобно героям Стивенсона и Жюля Верна, поступить юнгой на корабль. Но не прошел медицинскую комиссию - у него начала развиваться близорукость, дорога в гражданский или военный флот оказалась закрыта. К счастью, он узнал, что с небольшой близорукостью можно поступить на факультет океанологии Ленинградского гидрометеорологического института, куда он и поступил, отслужив в армии.

Учеба оказалась довольно скучным и далеко не романтическим занятием. Мечта о море на деле материализовалась в скучные таблицы, графики и диаграммы. Все изменило организация в институте курсов подготовки водолазов и группы, а затем Лаборатории подводных исследований. В конце 1960-х Курилов уже принимал участие в интереснейших исследовательских работах на борту подводной лаборатории «Черномор», которая находилась на глубине 14 метров. Работами живо интересовался легендарный Жак-Ив-Кусто, который несколько раз приезжал в СССР.

Курилов любил море. И ощущал истинное счастье только оставаясь с ним один на один. Много раз он мог погибнуть. В шторм был сброшен с лодки волнами и несколько часов плыл к берегу. Запутался в водолазных стропах на глубине 50 метров, фотографируя новый батискаф. В Кронштадте, во время осмотра подводных лодок в доке, рабочие отключили по ошибке кислород. Курилова подняли на поверхность без сознания. Стихия словно хранила его для какого-то другого испытания.

Где-то там, далеко, были Мадагаскар, Гавайи, Таити, бороздил океаны со своей командой знаменитый Жак Ив Кусто… С ленинградским институтом было уже подписано соглашение. В своей удивительной книге «Один в океане» Курилов вспоминает о дальнейших событиях с оттенком неизбывной горечи: «У нас был договор с Жаком Кусто о совместных исследованиях в подводном доме в Тунисе. Мы должны были послать наш буксир «Нерей» с командой инженеров-водолазов в Монако летом 1970 года. А потом все пошло прахом. Нам не дали виз, и весь проект сорвался. Пошла прахом еще одна экспедиция с Кусто - на атоллы Тихого океана - под названием «Южный Крест». Это название предложил я. Целый год я готовил водолазную часть экспедиции. Я специально заочно окончил мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. Нам снова не дали виз, а к Кусто послали других людей, не водолазов, но с визами. Он их не принял… Потом пошел прахом проект организации института подводных исследований и испытание подводных батискафов. Мне не дали визы».

Последний отказ пришел с формулировкой: «Посещение капиталистических стран считаем нецелесообразным». Советский Союз не мог выпустить за границу человека, чья сестра в свое время вышла замуж за индуса, а затем поселилась с мужем и сыном в капиталистической Канаде. Между тем Слава не был ни диссидентом, ни антисоветчиком, хотя и считал советскую власть злом. Он был мистиком и йогом, которой увлекся еще на первом курсе института. Йога тогда находилась под запретом. Индийскую премудрость Слава осваивал в одиночку, не имея учителя и располагая только самиздатовскими руководствами, отпечатанными на пишущей машинке.

Отсутствие возможности самореализации в деле, которое он так любил, постепенно формировало в нем чувство неосознанного протеста и растущее желание любым путем вырваться из окружающей его тошнотворной действительности на свежий воздух свободы.

С год Курилов проработал инженером-гидрологом на Байкале. Жил уединенно, в лесной избушке на острове Ольхон, где не было ничего, кроме медвежьей шубы и двух чемоданов. Он спал на шубе и занимался йогой. В пасмурный октябрьский день прочитал в ленинградской газете объявление о круизе «Из зимы в лето». Виз не требовалось: лайнер отправлялся к экватору без захода в зарубежные порты. С группой туристов-ленинградцев Курилов прилетел во Владивосток, к месту сбора. «Советский Союз» вышел в море 8 декабря. Слава уже знал, что навсегда покидает родину.

На третий день плавания в одном из залов лайнера он увидел карту на которой был обозначен маршрут. Круизник следовал через Восточно-Китайское море, вдоль восточных берегов Филиппинских островов, в Целебесское море и к экватору между Борнео и Целебесом. Можно было ожидать, что ради сокращения маршрута капитан приблизится к берегу у филиппинских островов Сиаргао и Минданао. Для побега годились лишь эти две точки.

Тем временем выяснилось что прыжок в воду с верхних палуб исключался. Днем беглеца быстро изловили бы в море. Прыгать можно было только с кормы, с 14-метровой высоты, в темноте, надеясь не угодить между лопастями гигантского винта. И снова Курилову повезло. На борту он познакомился с девушкой-астрономом и с ее помощью проник в штурманскую рубку. По навигационной карте понял, что 13 декабря в 20 часов корабль поравняется с Сиаргао — небольшим филиппинским островом входящим в островную группу Минданао примерно в 800 км к юго-востоку от Манилы. В тот день он ничего не ел. Совершил несколько сложных йоговс-ких промывок.

В восемь вечера прошел по палубе между танцующими. Из репродуктора доносилась любимая песня - «Голубка». Переждав, пока находившиеся на юте три матроса отвлеклись, Курилов перебросил тело через фальшборт, сильно оттолкнулся ногами и прыгнул. При нем была только сумка с маской, трубкой и ластами, да еще амулет от акул, изготовленный по рекомендациям подпольно переведенного гримуара - книги, описывающей магические процедуры, заклинания для вызова духов и колдовские рецепты. Один в океане. Ни многолетние занятия йогой, ни опыт глубокого, 30-35-дневного голодания не могли подготовить его к пережитому. Он удачно вошел в воду ногами и был отброшен струей воды от вращающегося винта, который оказался от него на расстоянии вытянутой руки. Плыл, ориентируясь сперва по огням корабля, после - по облакам и звездам. Больше всего он боялся, что лайнер повернет обратно и его начнут искать. Были минуты, когда его охватывал непреодолимый страх. Днем на горизонте то показывался, то исчезал остров. На следующую ночь начались видения. Он слышал тихое пение, со всех сторон на разные голоса повторялось его имя, прямо под ним раскрывался неведомый светящийся мир.

К вечеру следующего дня Слава оказался совсем близко от острова, но течение, к ужасу пловца, пронесло его мимо. Ночью он плыл уже по инерции, надежды почти не оставалось. Заканчивались силы. Его преследовали галлюцинации.

Громадные волны в конце концов вынесли Курилова на риф, а затем в тихую лагуну. Роковое течение, которое пронесло его мимо восточного берега Сиаргао, спасло его и прибило к южному. Первыми его заметили рыбаки: чудище, покрытое фосфоресцирующим планктоном, танцевало на берегу сиртаки и хохотало во все горло.

Слава провел на Филиппинах полгода, из них полтора месяца в тюрьме. В его историю сначала не верили. О побеге сообщили по «Голосу Америки». Курилова заочно судили и приговорили к десяти годам заключения за «измену родине». Его брат, штурман, потерял работу. В СССР осталась жена, о которой Слава в своей книге говорит мало и скупо. Курилова депортировали в Канаду, по месту жительства его сестры.

Он получил гражданство, работал в канадских и американских океанографических фирмах. Историю его побега решили экранизировать на ВВС, и в 1985 году он получил аванс для поездки в Израиль, где должны были проходить съемки. Из экранизации ничего не вышло - зато Курилов провел три веселых месяца в Израиле и познакомился с красавицей Еленой, бывшей женой поэта Михаила Генделева. Они венчались в церкви Гефсиманского монастыря.

Курилова приняли на работу в институт океанографии. Это красивое здание под Хайфой на небольшом мысе, вокруг которого с трех сторон море. 29 января 1998 года в возрасте 62 лет Вячеслав Курилов погиб во время подводных работ на озере Кинерет - оно же библейское Генисаретское озеро. Накануне он высвобождал из рыболовных сетей запутавшегося напарника, в баллонах почти кончился воздух. И все же они решили погрузиться вновь, чтобы поднять на поверхность опутанный сетями прибор. На сей раз резать сети и освобождать Славу пришлось напарнику. Сделать это вовремя он не успел.

Во вторник, 13 декабря, исполнилось ровно 42 года со дня самого удивительного побега из СССР.

Ночью 13 декабря 1974 года на туристическом круизном лайнере "Советский Союз", курсирующем из Владивостока до экватора и обратно (без захода в порты) пропал пассажир Станислав Курилов.

Океанограф Курилов неоднократно пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, но ему все время отказывали. Невыездным он стал еще и потому, что у него были родственники за границей - родная сестра Станислава вышла замуж за индийца и уехала с супругом сперва в Индию, а затем в Канаду.

Увидев рекламу лайнера, курсировавшего из Владивостока до экватора и назад, Курилов спланировал один из самых нашумевших побегов от коммунистического режима. Поскольку за 20 дней путешествия лайнер не заходил ни в один порт, визы пассажирам не требовались.

"Советский Союз" вышел из Владивостока 8 декабря. В ночь на 13-е, примерно в 100 км от филиппинского острова Сиаргао, Курилов прыгнул в воду. Причем из-за особенностей строения корабля прыгнуть можно было только сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Иначе Курилов напоролся бы либо на подводные крылья, либо на цистерны, предназначенные для успокоения качки.

Курилову удалось не только удачно спрыгнуть, но и проплыть 100 км к филиппинскому острову.

Путь к свободе Курилов преодолел за три дня. Без еды и воды, один в океане. Сам он говорил, что преодолеть такое расстояние ему помогли многолетние занятия йогой. 15 декабря 1974 года под ногами Курилова оказалась земля. Поскольку Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли, то беглеца обратно не выдали. Однако Курилова арестовали за незаконное пересечение границы. Позже его депортивали в Канаду, где Курилов получил новое гражданство. На родине его заочно осудили на 10 лет за "измену родине".

В Канаде Курилов успел побывать разнорабочим, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями. В 1986-м женился и переехал в Израиль, стал сотрудником Хайфского океанографического института.

Спустя годы, уже в 2014-м, появилась книга "Один в океане", в которой Курилов подробно описал самое удивительное и опасное путешествие своей жизни.

С точки зрения здравого смысла мои шансы добраться до берега живым выглядели так: если во время прыжка я не разобьюсь от удара о воду, если меня не сожрут акулы, если я не утону, захлебнувшись или от усталости, если меня не разобьет о рифы, если хватит сил и дыхания выбраться на берег и если к этому времени я все еще буду жив - то только тогда я, может быть, смогу поблагодарить судьбу за небывалое чудо спасения.

Погиб Курилов в своей любимой стихии - воде. В конце января 1998-го во время водолазных работ на израильском озере Кинерет (том самом, где по Библии рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр) он освобождал вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух.

История помнит и другие, не менее опасные и удивительные побеги.

6 сентября 1976 года из авиабазы "Чугуевка" неподалеку от Владивостока в рамках учебного полета взлетело звено истребителей-перехватчиков МиГ-25. При идеальных условиях для полета самолет под номером 31 резко набрал высоту и скрылся с радаров. Спустя несколько часов поиска кусков самолета - именно крушение было единственным очевидным вариантом событий - в частях японских ПВО была объявлена тревога.

Спустя час самолет сел в аэропорту гражданской авиации Хакодате. Старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко прилетел в Японию на последней разработке советских авиаторов. Этот случай мог стать началом открытой войны между СССР и США, поскольку засекреченный МиГ-25 был вещдоком в расследовании дела Виктора Беленко, участие в котором принимали эксперты из США. Вскоре именно Штаты стали для Беленко второй родиной. А самолёт разобрали, тщательно изучили и вернули в СССР 15 ноября 1976 года. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию - 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов).

Увы, но не все случаи экстравагантных побегов завершались "хэппи эндом". Так, 27 октября 1970 года 21-летний студент крымского мединститута Николай Гилев и 20-летний студент керченского филиала севастопольского приборостроительного института Виталий Поздеев купили билеты на рейс "воздушного такси" по направлению "Керчь - Краснодар". Самолет "Морава" L 200 на 4 пассажирских места взлетел в воздух, но вскоре резко изменил направление с востока на юг - студенты уговорили пилота лететь в Стамбул, воздушное пространство с которым не так давно открыли. После удачного приземления студентов ждало разочарование: для США, куда они незамедлительно обратились за политическим убежищем, они не представляли большой интереса. Спустя почти год ожидания положительного вердикта от посольства Штатов к Гилеву и Поздееву приезжает корреспондент ТАСС с письмами от родных. Надавив на больные места морально истощенных студентов, "журналист" уговаривает их вернуться, обещая условный срок и мирное возвращение в ряды студентов. Домой беглецов везли через Грузию, где для них даже накрыли банкет. Однако веселье закончилось наручниками и реальным сроком в 10 и 12 лет.