Как составить учебное пособие. "Курс лекций по Отечественной истории". "История экономической мысли: Взгляд через века"

Используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Вторая группа: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, радио и позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), во внутр. в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни.

Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ" в других словарях:

    учебные пособия - mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации средства обучения (См. Обучение), предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами (См. Учебная программа) и изложенных в Учебниках. К У … Большая советская энциклопедия

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

    Учебные пособия - обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Учебные пособия - 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

    Учебники и учебные пособия по дисциплине "Оценка программ" - Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

    УЧЕБНЫЕ КАРТЫ Большой Энциклопедический словарь

    Учебные заведения - Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

    учебные карты - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

    Применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебные пособия. Сборник статей участников I Международной конференции. Москва, НИУ ВШЭ, 22-23 апреля 2013 г. , Маслов А., Аникина В., Бакланова М. и др.. В настоящий сборник включены статьи участников I международной конференции «Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебныепособия». Представленные…

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «У чебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» .

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса .

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» .

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания».

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» .

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

Средство обучения;

Основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой .

Учебное пособие , наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» .

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» .

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» .

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» .

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» .

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

Источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

  • Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  • Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. – СПб.: Изд-во МВАА, 2005. – Ч. 2. – 278 с.
  • Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
  • Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
  • Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Представляем отличную подборку методических пособий по системе КонсультантПлюс для студентов, изучающих в вузе систему КонсультантПлюс, а также для преподавателей ведущих занятия по «правовой информатике». Пособия можно скачать бесплатно.

    Чтобы разобраться в разных вариантах учебных и методических материалов КонсультантПлюс, предлагаем вам воспользоваться нашей

    В настоящее время студенты и преподаватели могут воспользоваться следующими учебными и методическими материалами КонсультантПлюс:

    КонсультантПлюс: учимся на примерах. Юриспруденция

    Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению юриспруденция.

    КонсультантПлюс: учимся на примерах. Экономика

    Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению экономика.

    Пособие состоит из отдельных занятий (тем). В начале каждой темы имеется основной блок, в котором на основе подробно разобранных примеров представлены возможности системы КонсультантПлюс. Далее размещен блок примеров для самостоятельной работы. В пособиях Вы найдете также блок заданий для проведения зачетной работы (6 вариантов по 4 задания).

    Обращаем внимание, что некоторые задания в пособии рассчитаны на использование документов судебной практики и авторских материалов. Такие документы в полном объеме доступны в системах, установленных в учебных классах вузов в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования, но могут отсутствовать в некоторых некоммерческих версиях системы КонсультантПлюс.

    Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами юридических специальностей.

    Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами экономических специальностей.

    Учебник "Введение в правовую информатику"

    В учебнике на примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем и преимущества их использования.

    В учебнике рассмотрены все источники правовой информации и особое внимание уделяется роли и перспективам развития справочных правовых систем. Специальная глава посвящена общим сведениям из области права, знание которых необходимо для полноценной работы с правовой информацией. На примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем, преимущества их использования. Учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений для студентов вузов, обучающихся по направлению юриспруденция.

    Руководство пользователя "КонсультантПлюс: Шаг за шагом"

    Это практическое руководство, в котором подробно (на примерах, с рисунками и комментариями) рассмотрены возможности системы КонсультантПлюс.

    Практическое руководство пользователя КонсультантПлюс состоит из шести тем. В каждой теме разбираются ситуации, с которыми сталкиваются пользователи системы КонсультантПлюс в процессе работы.

    Тренинго-тестирующая система (ТТС)

    Это электронный учебно-методический материал для обучения, закрепления и контроля знаний по основам правовой информатики.

    ТТС представляет собой сборник тестовых заданий по учебному курсу "Введение в правовую информатику. Справочная правовая система КонсультантПлюс". В системе предусмотрен специальный режим "Преподаватель" для тестирования с помощью ТТС. Этот режим позволяет создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка ТТС, и проводить тестирование с их помощью. Также в ТТС можно работать со стандартными настройками (полным банком заданий, в режимах "Самоподготовка" и "Тестирование"). Система оснащена подробным руководством по работе.

    Электронный сборник примеров по работе с системой КонсультантПлюс

    Учебное пособие и учебник: различия и связи

    Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник - это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

    В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

    Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала - учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

    Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

    С чего начать

    Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

    • углубление теоретических знаний по предмету;
    • практическое изучение дисциплины;
    • самостоятельная работа студентов;
    • подготовка к экзамену;
    • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

    Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

    Структура учебного пособия

    Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

    В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

    Аннотация

    Аннотация - это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

    Введение

    Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

    Основная часть

    Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

    Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе - одну тему учебного плана.

    Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория - студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

    Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010)

    Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

    Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

    Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

    Все люди смертны.

    Кай - человек.

    ________________________________

    Следовательно, Кай смертен.

    Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

    При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

    Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

    В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

    Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

    Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

    Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

    • таблицы;
    • задания для самостоятельной работы;
    • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
    • упражнения;
    • тесты;
    • задачи;
    • списки дополнительной литературы по теме;
    • домашние контрольные работы и др.

    Оптимальный объем дидактического материала - около трети общего объема учебного пособия.

    Заключение

    В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

    Библиографический список

    Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

    Оформление учебного пособия

    Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

    Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

    • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
    • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

    Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

    Как напечатать учебное пособие

    Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) - специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, - работающие в других организациях (внешние рецензенты).

    Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

    Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

    Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство - и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

    Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

    В школах и вузах активно используются учебники и учебные пособия. Что представляют собой те и другие источники знаний?

    В чем заключается специфика учебников?

    Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета - в школе, среднем специальном учреждении, вузе. По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.

    Учебник предназначен для:

    • вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
    • предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
    • формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.

    Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:

    • практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);
    • хрестоматии (издания, в которых информация по теме изложена очень емко, дополнена различными комментариями, иллюстрациями);
    • словари, справочники и энциклопедии (издания, позволяющие студенту знакомиться с различными фактами по изучаемой теме, представленными в широком разнообразии).

    Учебники, как правило, содержат большое количество страниц - несколько сотен, иногда выпускаются сериями. Освоение материалов с помощью учебников требует от студентов весьма длительного времени, во многих случаях - также разъяснений со стороны преподавателя по тем или иным формулировкам, приведенным в источнике.

    Сведения в учебниках носят в основном теоретический характер. Прикладной аспект темы рассматривается уже на занятиях в учебном заведении.

    В чем заключается специфика учебных пособий?

    Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники или лекционные занятия источник знаний по какой-либо дисциплине или предмету. Структурирован он таким образом, чтобы студент за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.

    То есть учебное пособие - это источник:

    • в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто - тезисами;
    • который имеет небольшой размер, например - в несколько десятков страниц;
    • который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.

    Таким образом, учебное пособие - это источник, адаптированный для самостоятельного освоения студентом темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.

    Учебные пособия классифицируются:

    • на методические;
    • на наглядные;
    • на конспекты;
    • на каталоги;
    • на иллюстрированные источники (атласы, схемы).

    Каждый из указанных типов учебных пособий позволяет студенту освоить тему определенным способом. Методическое пособие более всего похоже на учебник по структуре и способу изложения информации. Наглядные и иллюстрированные источники содержат полезную визуализацию различных фактов по теме. Конспекты позволяют студенту освоить максимальный объем основных фактов по изучаемой теме, каталоги - найти новые источники знаний по исследуемому направлению.

    Сравнение

    Главное отличие учебника от учебного пособия - в предназначении. Первый источник в большинстве случаев является неотъемлемым элементом учебного процесса в аудитории или классе. Второй предназначен преимущественно для самостоятельного освоения студентами знаний. Отсюда - разница в структуре, способе изложения информации в учебниках и учебных пособиях, в масштабах соответствующих источников, в принципах их классификации.

    Получается, что учебники и учебные пособия нельзя рассматривать как полностью взаимозаменяемые источники. Первые, безусловно, могут дополняться вторыми, но представить весь объем фактов, отраженных в учебнике и необходимых для освоения студентом темы, в пособии крайне непросто. Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем. Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.

    С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие - отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента. Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы. Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий - непродуктивно.

    В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно. Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.

    Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала. В то время как в учебном пособии информация представлена главным образом только текстом, иногда - небольшими таблицами, схемами.

    Учебник - часто значительно более фундаментальный труд, требующий наличия у автора большого объема знаний и компетенций. Нередко издательства рассматривают в качестве потенциальных авторов учебников - чтобы заключить с ними контракты - только специалистов с ученой степенью, профессоров. Учебное пособие может издать, в принципе, любой человек, имеющий необходимые знания, - желательно, конечно, чтобы они были получены в вузе. Кроме того, автор должен быть готов представить их в удобном для освоения студентами виде.

    Определив, в чем разница между учебником и учебным пособием, отразим выводы в небольшой таблице.

    Таблица

    Учебник Учебное пособие
    Является источником общих знаний, требующих, как правило, разъяснения преподавателем на лекции или на уроке Является источником знаний более узкоспециализированных, но представленных в меньшем, чем в учебнике, объеме
    Как правило, непосредственно связан с учебным процессом в образовательном учреждении Может быть использовано в целях самостоятельного освоения темы студентом
    Имеет большой объем - в несколько сотен страниц Имеет меньший объем - часто в несколько десятков страниц
    Может быть дополнен большим количеством иллюстраций Обычно дополняется небольшими таблицами, схемами
    Учебники пишутся кандидатами и докторами наук, профессорами Может быть написано человеком, в принципе разбирающимся в теме, но желательно - также имеющим высшее образование